§ 12. Профессиональная юридическая деятельность.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§ 12. Профессиональная юридическая деятельность.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Психология юриста включает некоторые особенности профессиональной деятельности. В первую очередь психологи при составлении профессиограммы должны обратить внимание на правовую регламентацию профессии и деятельности юриста.
Особенности профессиональной деятельности юриста
Выделим еще несколько важных особенностей профессиональной деятельности юриста. Во-первых такая деятельность характеризуется властным, обязательным характером профессиональных полномочий. Часто использование специалистом правоохранительных органов определенных властных служебных полномочий способно затронуть интересы граждан, юридических лиц, предприятий.
Небольшие отступления от законодательных требований в использовании служебных полномочий должностными лицами способны приводить к тяжким последствиям, причинять моральный вред, нравственное страдание, негативно отразиться на авторитете и репутации, сформировать отрицательное мнение об этом представителе власти.
Подобные конфликтные ситуации требуют принятие решений с использованием властных полномочий по закону и собственной совести. Это требует от юриста (работника правоохранительных органов) глубоких профессиональных знаний, а также определенного уровня профессиональной компетентности. Юрист должен обладать особыми личностными качествами:
- аналитический склад ума,
- способность прогнозировать последствия принимаемых решений,
- эмоционально-волевая устойчивость,
- справедливое, уважительное отношение к людям,
- нормативность поведения.
Второй особенностью профессиональной деятельности юридических работников является экстремальный характер правоохранительной деятельности. Работа юристов, в первую очередь тех, кто борется с преступностью, характеризуется высокой напряженностью, что обусловлено выполнением большого объема сложнейшей, разносторонней деятельности при условии острой нехватки информации и времени. Помехой является и активное противодействие заинтересованных лиц, которые часто игнорируют нормы права. Нервные и психические перегрузки юриста усугубляются также нерегулярной сменой условий труда, отсутствием привычного режима жизни, вынужденным отказом от обычных видов отдыха. Все это способно привести к развитию стойкого состояния психической напряженности, неустойчивому эмоциональному состоянию, невротическим реакциям, психосоматическим, функциональным расстройствам и различным заболеваниям. По этой причине юристы, особенно те из них, кто служит в правоохранительных органах, должны быть в отличной физической форме, обладать высокой степенью нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости, работоспособности.
Виды юридической деятельности: охрана порядка
В этой сфере отмечается наивысшая концентрация специалистов. Это обуславливается тем, что именно в области охраны порядка используются всевозможные санкции (административные, уголовные), осуществляется разбирательство разного рода споров (жилищных, семейных, гражданских, трудовых и пр.). Цель юридической деятельности заключается в обеспечении безопасности граждан, сохранности имущества, принадлежащего им и государству. Санкции могут оказать существенное влияние на статус лиц, к которым они применяются. Зачастую наказание кардинальным образом изменяет и саму жизнь субъектов. В этой связи к применению тех или иных наказаний необходимо подходить объективно и взвешено, руководствуясь исключительно буквой закона. Юридическая деятельность органов, обеспечивающих охрану порядка, жестко регламентируется нормами. К основным специалистам, задействованным в данной сфере, относят инспекторов ПДН, работников уголовно-исполнительных учреждений, прокуроров, судей, дознавателей, экспертов, следователей, приставов и пр.
Он занимает особое место в практике. Юридический опыт может выражать как совокупный результат всей деятельности, так и определенные ее моменты. Его формирование происходит в процессе отбора в конкретных операциях, результатах, принятых решениях наиболее полезного, передового, целесообразного, общего, обладающего ключевым значением для нормативного регулирования отношений и последующего совершенствования практики элемента. В качестве компонентов юридического опыта выступают правовые положения. Они представляют собой достаточно устойчивые, выработанные в течение многих лет предписания, обладающие общей направленностью. В них аккумулируются стабильные и социально ценные фрагменты определенной практики. Положения могут быть правоприменительными и правотворческими, разъяснительными и распорядительными, нотариальными и судебными, охранительными и регулятивными, рекомендательными и обязательными.
Взаимная обусловленность развития всех элементов юридической практики обеспечивается внешними, внутренними, обратными, прямыми, функциональными, нормативными и ненормативными отношениями и связями. С их помощью происходит взаимообмен информацией, результатами работы. Они обеспечивают контроль реализации полномочий и функций специалистов. Профессия юриста возникла намного позже, чем появилось государство. Прошло довольно много времени, прежде чем эти специалисты стали востребованы в обществе. На начальных этапах в качестве них выступали суды. Они привлекались исключительно к правоохранительной деятельности в сфере применения мер государственного принуждения. С течением времени судебные инстанции, кроме назначения наказаний, стали рассматривать разнообразные споры между людьми. Вступление цивилизации в промышленную эру, формирование корпораций породило огромное количество экономических конфликтов. В настоящее время выиграть дело, даже порой несложное, почти невозможно без участия юриста. Не обойтись без таких специалистов и предприятиям. Дальновидные руководители во избежание возникновения споров с партнерами принимают в штат юристов. Все значимые решения принимаются только с их участием. Особое значение юристы имеют в политической системе. Их знания необходимы при разработке законопроектов, решении административных вопросов и так далее.
Понятие, основные черты и особенности профессии юриста
В предыдущей главе было определено понятие профессии. Применительно к профессии юриста данное понятие может характеризовать особую социально-профессиональную группу общества, объединенную существенными профессиональными интересами (Н. Я. Соколов).
Таким образом, профессиональная принадлежность является одним из важных критериев выделения данной социальной группы.
Другим не менее значимым признаком профессиональной группы служит общность основных целей деятельности. В качестве таких целей обычно называют обеспечение нормального функционирования механизма правового регулирования. Отсюда следует, что на юристов в первую очередь возлагается социальная ответственность за состояние действующего законодательства, практику правореализации, эффективность борьбы с различными правонарушениями, за обеспечение законности и правопорядка в обществе.
Психологические приемы.
1.Техника использования приема: «Использование различных типов, классификаций клиентов для оперативного «схватывания» их психологических особенностей». Стадия 1.
Занимаемая клиентом позиция по отношению к консультанту:
1) клиент – «доверчивый ребенок»;
2) клиент – «пассивный скептик»;
3) клиент – «упрямец»;
4) клиент – «закрытая дверь»;
5) клиент – «сотрудник».
Особенности правового мировоззрения клиентов (знание норм права, признание социальной ценности права, готовность к соблюдению правовых норм, убежденность, что с помощью права можно решить проблемы):
1) клиент – инфантилист;
2) клиент – нигилист;
3) безответственный клиент;
4) клиент – идеалист.
2. Техника использования приема: «Активное слушание клиента». Стадия 2. Демонстрирует целесообразность рефлективных и эмпатийных реакций в процессе консультирования (естественно и непринужденно):
— демонстрация заинтересованности в собеседнике;
— отражение эмоциональных состояний говорящего («вы несколько (совершенно, очень, страшно) расстроены!»;
— использование эмпатийных ответов («мне кажется, что вы чувствуете…», «не чувствуете ли вы себя несколько…»;
— обращение к клиенту за уточнением («не могли бы вы пояснить это?», «что вы имеете в виду?»;
— перефразирование мысли клиента своими словами («вы имеет в виду…», «итак, вы полагаете…»;
— резюмирование (подытоживание (обобщение) основных идей и чувств клиента: «обобщая то, что вы сказали…», «до сих пор вы рассказывали, а теперь…»).
3. Техника использования приема: «рационализация пауз и молчания клиента». Стадия 2.
Пауза от 2 до 5 секунд, наибольшая до 10 секунд.
Предел около 14 секунд.
Хороший консультант – это уместная 5-тисекундная пауза, сделанная в ключевых (требующих дополнительного раскрытия) моментах консультации. Эта пауза означает как бы обращенную к клиенту просьбу: «Подумайте и скажите еще что-нибудь по этому важному для нас вопросу».
4.Техника использования приема: «фиксирование, получаемой информации с помощью записи для последующего воспроизведения деталей, адресов, фигурирующих в деле лиц и т.д.». Стадия 3.
12 стр., 5822 слов
Разберемся, кто такой юрисконсульт. Это специалист с юридическим образованием, находящийся в штате государственной организации или частной фирмы. Он занимается обеспечением законности в деятельности организации: следит, чтобы сама организация работала в правовом поле и чтобы по отношению к ней не нарушали закон.
Основные функции юрисконсульта:
- консультирование руководства и сотрудников компании (кадровиков, бухгалтеров) по различным правовым вопросам, возникающим в процессе деятельности;
- анализ проектов документов (договоров, приказов, распоряжений) на их соответствие действующему законодательству.
Юрисконсульты занимаются еще одним важным делом – участвуют в судебных заседаниях как представители компании. Чем более высокая квалификация у правоведа, тем больше дел будет выиграно в судах, следовательно, компания сможет увеличить свою прибыль или минимизировать убытки. Поэтому уровень подготовки претендента обязательно учитывается при приеме на работу.
В крупных компаниях нередко содержатся целые юридические подразделения, в которых работают правоведы разного уровня:
- юрисконсульт без категории, I и II категории;
- ведущий, старший и главный правовед;
- начальник юридического отдела;
- руководитель юридического департамента.
В целом юрисконсульт – это правовед, специализирующийся на соблюдении законности в деятельности различных субъектов правовых отношений в государстве.
Лучшие вузы для обучения
Выбор по умолчанию – специализированные юридические вузы, но соответствующие факультеты есть практически во всех университетах страны. Несколько примеров высших учебных заведений, в которых можно получить образование для дальнейшей работы юрисконсультом:
- Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России). Это один из ведущих вузов, где готовят специалистов по праву разных специализаций. Срок обучения на бакалавриате – 4 года (дневная форма) и 4,5 года (очно-заочно). При университете работает юридический колледж, у вуза 15 филиалов по всей стране.
- Российский государственный университет правосудия Верховного Суда Российской Федерации предлагает учиться на бакалавриате, магистратуре и аспирантуре по направлению «Юриспруденция». Вуз имеет 11 филиалов, а также колледж, в который можно поступить после 9 или 11 класса школы.
- Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина. Здесь можно получить образование на очной и очно-заочной форме обучения, есть также ускоренная программа для выпускников колледжей. Университет активно развивает международное сотрудничество и имеет договора с вузами более чем 20 стран. Успешные студенты с хорошим знанием языков имеют возможность поучаствовать в программе «Семестр за границей».
- Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Конкурсы на юрфаке этого вуза составляют 30–40 человек на место, но зато у выпускников не возникает проблем с трудоустройством. На факультете работает 6 кафедр по разным направлениям права.
- Челябинский государственный университет имеет в своем составе Институт права, в котором готовят бакалавров и специалистов разных профилей: общее, гражданское, уголовное, государственное, коммерческое право.
Многие юридические вузы имеют в своем составе колледжи, в которых можно получить среднее профессиональное образование и начинать трудовую деятельность, при этом обучаясь на заочной форме в университете.
Юрист – специалист с высшим образованием в правовой отрасли, который занимается практической деятельностью. В рамках своих полномочий он применяет нормы действующего законодательства, чтобы обеспечить правомерность действий физических или юридических лиц.
4 особенности профессии юриста
✔ Хорошая профессия для карьеристов: юриспруденция – одна из лидирующих отраслей по возможностям для карьерного роста.
✔ Применяет теорию на практике: сильный юрист должен не только знать законы, но, в первую очередь, уметь применять их на практике в каждом конкретном случае, пользоваться противоречиями и лазейками в правовых нормах в интересах клиентов.
✔ Юристу важно быть гибким: работать приходится в условиях жесткой конкуренции – чтобы развиваться и быть востребованным, нужно постоянно учиться, вникать в изменения в законодательстве, совершенствовать свои навыки.
✔ Юристу важно быть коммуникабельным: профессия предполагает тесное взаимодействие с людьми, поэтому не помешает знание психологии и умение вести переговоры.
Получив юридическое образование, не обязательно искать работу в суде. Юристы требуются практически везде – в частных и государственных компаниях, экспертных организациях, прокуратуре, можно попробовать себя на международном уровне.
Специальности юристов (профессии)
Востребованных юридических профессий, в которых можно реализовать себя, сегодня много. От выбранного направления зависит, чем должен будет заниматься юрист.
• Адвокат – самая распространенная специализация. Чтобы получить такой статус, после окончания вуза нужно сдать дополнительный квалификационный экзамен и не менее года стажироваться в адвокатском деле.
• Юрисконсульт – советник по правовым вопросам в коммерческой или государственной организации. Он консультирует руководителей и сотрудников, занимается юридическими документами компании.
• Следователь – работает в структурах МВД или прокуратуры. Занимается расследованием преступлений, устанавливает обстоятельства, при которых они были совершены, находит улики и т.д.
• Юрист-международник – специалист, владеющий одним или несколькими иностранными языками, хорошо ориентируется в международном праве. Может заниматься государственной деятельностью или вести контракты с иностранными партнерами в коммерческой компании.
• Юристы в финансовой сфере – таких направлений сейчас много и они хорошо востребованы. Это кредитный адвокат, который защищает интересы заемщиков, банковский юрист, коллектор, адвокат по финансовым делам, специалист по банкротству юридических и физических лиц и другие.
• Юристы уголовно-правового профиля – работают в криминалистике, полиции, уголовном розыске. В их функции входит поддержание порядка и обеспечение безопасности граждан.
Это еще не все направления юридической деятельности. Можно работать нотариусом, стать юристом-экспертом или специалистом по защите авторских прав. А еще есть новые специализации, которые только появляются. На них стоит обратить внимание, так как в новых нишах всегда меньше конкуренции. Это юридическое сопровождение стартапов, онлайн-проектов, расследование киберпреступлений и другие.
Что делать, чтобы стать юристом
Если вы хотите защищать людей в суде, участвовать в громких юридических процессах, а когда-то дорасти и до президента, то уже в старших классах школы можно погружаться в юриспруденцию. \
Что важно:
✎ Углубленно изучать русский язык, обществознание, историю и право в школе.
✎ Найти в вашем регионе университет, при котором есть школа, клуб или кружок юного юриста или записаться на бесплатные лекции для школьников на юридическом факультете вуза.
✎ Читать книги по праву. Начните с изучения Российской Конституции (можно с комментариями от М. Смоленского для школьников), затем попробуйте учебники Н. Ростовцевой, С. Литинского «Теория государства и права. Подготовка к олимпиадам по праву», Е. А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры».
✎ Попробовать себя в школьных олимпиадах по предмету «Право», например, во ВсОШ, МОШ, «Высшей пробе», Межрегиональной олимпиаде по праву «Фемида» и других. Если вы успешно пройдете хотя бы муниципальный этап, это даст вам дополнительные баллы в портфолио, а при самом удачном исходе вы сможете поступить в хороший юридический вуз без экзаменов.
✎ С помощью родителей и знакомых попасть на стажировку в юридическую фирму, провести там несколько рабочих дней, чтобы понять, как устроена работа юриста изнутри.
Желаем вам самореализации в юридических специальностях и не только!
Источник: ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Базовые требования к кандидатам на данную должность
Учитывая высокую ответственность, налагаемую широкими полномочиями юриста по недвижимости, работодатели выдвигают самые строгие требования к соискателям таких вакансий. Стандартные условия предполагают наличие высшего образования, опыта работы по профилю от года до трех, владение английским языком, специальным софтом.
Из основных теоретических данных, что нужно знать юристу по недвижимости, надо выделить пять пунктов.
- Гражданское, земельное, налоговое, жилищное право.
- Современные технологии ведения делопроизводства (договорное право).
- Корпоративную концепцию нанимателя.
- Юридическую составляющую ведения бизнеса.
- Тактику грамотного сопровождения залоговых сделок.
Большое внимание уделяется репутации вуза, который закончил претендент.
Специализация, карьера и перспективы
По своей специализации юридическая деятельность довольно разнообразна.
К юристам относятся:
- Адвокаты — специалисты, призванные отстаивать права граждан, подчиняясь при этом законам и принципу независимости. Адвокатам запрещается работать в государственной или коммерческой структуре, создающей условия для предвзятости в ведении защиты того или иного клиента.
- Нотариусы — юридические работники, обеспечивающие подкреплённые законодательством нотариальные действия по регистрации прав собственности, свидетельствованию подлинности юридических документов и других актов.
- Прокуроры — это госслужащие, работники прокуратуры, представляющие в судопроизводстве интересы государственного обвинения.
- Следователи — сотрудники следственных органов Министерства внутренних дел и прокуратуры, ведущие уголовные и криминальные дела до полного раскрытия с предоставлением полученных результатов расследования в прокуратуру.
- Судьи — юридические представители судебной власти, строго и справедливо следящие за соблюдением законодательства, подчиняющиеся Конституции и другим законодательным актам. Судьям не разрешается заниматься предпринимательством, состоять в политических партиях, избираться в депутаты.
- Юристы-международники — специалисты в сфере международного права и дипломатической деятельности, владеющие иностранными языками.
- Юрисконсульты — специалисты, представляющие интересы организации любой формы собственности и направления деятельности по всем юридическим вопросам.
Юридическая психология– наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.
Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы. Не являясь самостоятельной теоретической дисциплиной, она не имеет собственной методологии – ее принципы и методы являются общепсихологическими. Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Так как юридическая психология возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний, она имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет. Но примечателен тот факт, что это направление возникло практически одновременно с психологией: психология и юридическая психология весь путь развития прошли «рука об руку».
Сам термин «психология» начал появляться в философской литературе уже в ХVII–ХVIII вв. и означал науку о душе, умение понимать душу человека, его устремления и поступки. В ХIХ в. психология покидает лоно философии и выделяется в самостоятельную отрасль знания, приобретая несколько иной – естественно-научный – оттенок. Официальной датой рождения психологии традиционно считают 1879 г. – в этом году немецкий психолог и философ В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Именно введение строгого, контролируемого эксперимента обозначило становление психологии как науки.
Конец ХVIII – начало ХIХ вв. отмечены ростом интереса ученых и общественников к проблеме человека. Принципы гуманизма (от лат. humаnitа– человечность), ведущего в то время философского течения, подтолкнули революционеров к созданию первой в Европе «Декларации прав человека и гражданина». Победа Великой французской революции (1789–1794) и принятие в 1789 г. нового законодательства положили начало активному внедрению юридической психологии в судебную практику.
В это время зародилась антропологическая школа права, уделявшая особое внимание «человеческому фактору». Появились труды К. Экартсгаузена («О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений», 1792), И. Шауманна («Мысли о криминальной психологии», 1792), И. Гофбауэра («Психология в ее основных применениях к судебной жизни», 1808), И. Фредрейха («Систематическое руководство по судебной психологии», 1835).
Более полувека спустя подобный процесс начался и в России. Судебная реформа 1864 г. подготовила благотворную почву для использования психологического знания юристами-практиками. Введение принципов состязательности судебного процесса и равенства сторон обвинения и защиты, независимости судей и подчинения их только закону, независимой от государства свободной адвокатуры, суда присяжных позволили шире использовать практические психологические приемы.
Выходят труды Б.Л. Спасовича «Уголовное право» (1863), насыщенное психологическими данными, А.А. Фреза «Очерки судебной психологии» (1874), Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям». В дореволюционной России юридическая, или как тогда говорили, судебная, психология развивалась достаточно мощно. Возможностью пользоваться психологическими приемами на судебных процессах заинтересовались А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Б.Л. Спасович, А.И. Урусов.
Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных. Знание как теории, так и практической стороны дела придавало его работам особую ценность.
В 1912 г. в Германии проходит юридический конгресс, на котором юридическая психология обретает официальный статус в качестве необходимой составляющей первоначального образования юристов. Интересно и то, что, пока Запад решал вопрос о востребованности новой науки юристами, в Московском университете уже в 1906–1912 гг. читался курс «Уголовная психология».
Послереволюционный период оказался достаточно благоприятным для дальнейшего развития отечественной психологии. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Коваленко, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия. Отечественная наука во многом опережала зарубежную.
Значимое место отводилось и юридической психологии – необходимо было быстро наводить порядок в новом государстве: бороться с бандами, повсеместно орудовавшими в послевоенные годы, обеспечивать безопасность на улицах городов, воспитывать и перевоспитывать малолетних беспризорников. В 1925 г. в Москве был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым в мире специализированным криминологическим институтом. Отдельные кабинеты и лаборатории по изучению преступности открывались и в ряде периферийных городов – Ленинграде, Саратове, Казани, Харькове, Баку.
На Западе же в это время выходят работы Ч. Ломброзо, Г. Гросса, П. Кауфмана, Ф. Вульфена. Активно развиваются психоаналитическая теория и учение бихевиористов.
Сокрушительный удар по социальным и гуманитарным дисциплинам нанесли репрессии 1930-х гг. Не избежала этой участи и психология – были закрыты важнейшие лаборатории и исследовательские центры, подверглись репрессии многие видные ученые. Психология, в том числе и юридическая, была фактически подчинена педагогике. Полностью прекратились все психологические исследования, находящиеся на стыке с юриспруденцией. Такое положение дел установилось на долгий срок, и только оттепель 1960-х гг. изменила его к лучшему.
С развитием космонавтики, техники, деятельности полярных экспедиций психология постепенно начала обретать статус самостоятельной и значимой дисциплины. Дала знать о себе и социология – в виде массовых статистических опросов и публицистических размышлений. Важным моментом стал 1964 г. – дата принятия специального постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране». В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а уже в 1965 г. в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Стали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности. Дальнейшее осмысление теоретических и методологических проблем пришлось на конец 1960 – начало 1970-х гг.: появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, В.Л. Васильева, А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова.
На протяжении последующих двадцати лет положение юридической психологии было относительно стабильным: активное сотрудничество психологов и юристов принесло немалые плоды. Следующий удар по отечественной науке нанес экономический кризис конца 1980 – начала 1990-х гг.
После «второй русской революции» наступил новый этап развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, следственных изоляторах, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза.
Юридическая психология следует общей психологической методологии и опирается на следующие постулаты:
• психика имеет материальную основу, но эмпирически неуловима, т. е. для ее существования необходима нервная система, но все богатство психических явлений нельзя свести к совокупности электрохимических процессов, протекающих в нервной системе;
• психика демонстрирует единство внутренних и внешних проявлений: любое психическое явление, «сокрытое» от глаз окружающих (мысль, переживание, ощущение, решение), выражается в конкретных видимых проявлениях – мимике, поступках и действиях;
• психика обладает системными качествами – она многоуровнева, многоструктурна, эффективно действует как целостное образование, и эффект согласованного действия ее структурных элементов превосходит эффект суммы отдельных элементов;
• психика каждого человека индивидуальна и складывается в результате индивидуального, неповторимого жизненного опыта данного индивида. Человек рождается с определенными задатками, но они могут развиваться только под влиянием среды, только в результате общения с другими людьми (принцип онтогенеза);
• психика развивается в определенных исторических условиях и формируется под воздействием конкретной культуры, усваивая основные требования общества в данный исторический момент (принцип конкретно-исторической обусловленности).
Особое место в психологии занимает вопрос этики научного познания. Это связано со спецификой исследуемого объекта.
Психика каждого человека самобытна, неповторима и бесценна. Всякое вмешательство в душевную жизнь человека, способное привести к нежелательному для него изменению, противоречит гуманистическим принципам. Исследователь, экспериментатор всегда должен быть уверен в том, что процедура исследования не нарушит функционирования психики и уж тем более не вызовет негативных необратимых последствий. Если физик может расщепить атом, чтобы понять, как он устроен, то психолог не имеет права разрушать свой объект исследования и даже не вправе воздействовать на него неким образом, если существует хотя бы малая вероятность того, что результат этого воздействия окажется пагубным.
В рамках юридической практики психолог должен руководствоваться также нормами ведения следственных действий. Закон исключает возможность не только физического и психического насилия во время их осуществления, но и любых действий, унижающих честь и достоинство личности, введения противоборствующей стороны в заблуждение, использования малограмотности, религиозных убеждений, национальных традиций участников процесса. Кроме того, закон должен гарантировать конфиденциальность информации, касающейся личной, интимной жизни человека.
Психологическое исследование в рамках судебного разбирательства может проводиться только с добровольного согласия человека и в точном соответствии с правилами, изложенными выше.
Методы научного исследования – это способы и средства, применяемые для построения научных теорий, с помощью которых мы получаем достоверные сведения. Психология использует следующие методы.
1. Наблюдение – наблюдение и регистрация исследователем поведения человека и групп людей, которые и дают возможность раскрыть характер его переживаний и особенностей коммуникации. Этот метод опирается на принцип единства внешних и внутренних проявлений психической жизни – любые эмоция, мысль, воспоминание, решение проявляются в конкретном действии, вне зависимости от того, осознает ли и замечает это действие сам человек. Существует несколько разновидностей наблюдения:
– включенное наблюдение – испытуемый знает о том, что за ним наблюдают, экспериментатор и испытуемый в ходе наблюдения взаимодействуют;
– стороннее наблюдение – испытуемый не видит наблюдателя, не знает, кто из участников наблюдения является наблюдателем, испытуемый и экспериментатор не общаются в ходе эксперимента, следовательно, испытуемый не получает «обратной связи» от экспериментатора;
– наблюдение в группе – экспериментатор отслеживает поведение и взаимодействие группы людей, как правило, в этом случае он не участвует в групповой коммуникации;
– самонаблюдение – экспериментатор и испытуемый являются одним человеком, который и участвует в экспериментальной ситуации, и отмечает особенности своего поведения и переживания.
В юридической психологии метод наблюдения применяется достаточно широко: при профотборе членов оперативных групп, для оптимизации деятельности следственных групп, для раскрытия особенностей общения между заключенными в исправительных учреждениях, для раскрытия особенностей личностных черт и выявления ложных показаний при допросах. В настоящее время метод наблюдения дополнен использованием технических средств – видео– и аудиозаписи.
2. Пробы и измерения – регистрация данных, отражающих простые психофизиологические процессы. Основные задачи такого исследования – определение возможностей и особенностей зрения, слуха, памяти испытуемых, выявление темперамента, или динамических свойств нервной системы, выносливости и утомляемости, особенностей реагирования психики на изменения соматического состояния организма (повышенного или пониженного температурного режима, разреженности воздуха или усталости).
Этот метод важен при проверке свидетельских показаний, поскольку показывает, мог ли действительно данный человек при данных условиях увидеть и услышать то, о чем свидетельствует, или же его показания являются результатом домыслов и фантазий. Метод проб и измерений необходим для выяснения возможных причин дорожно-транспортных происшествий, аварий на производстве и катастроф, связанных с работой человека-оператора. Пробы и измерения чаще всего осуществляются в лабораторных условиях, где моделируются соответствующие условия, но могут проводиться и в реальном режиме.
3. Биографический метод – это исследование истории жизни человека с целью раскрытия особенностей личностных черт и обстоятельств, которые привели к формированию данного типа личности. Этот метод опирается на принцип онтогенеза, согласно которому индивидуальный жизненный опыт, условия взросления и воспитания являются решающими для формирования личностных особенностей. Многочисленные психологические исследования позволили сделать ряд выводов о том, что культура, религия, социальная страта (от лат. strаtum – слой), район проживания формируют определенные черты, свойственные большинству людей, принадлежащих к данной группе. На формирование личности оказывают существенное влияние состав семьи и особенности отношений в семье, школьное воспитание, взаимоотношения в детской и подростковой среде, психологический климат трудового коллектива. Биографический метод также позволяет показать, является ли поведение, сыгравшее роль в обстоятельствах правового конфликта, типичным для данного человека, или же такое поведение ситуативно, т. е. проявилось внезапно как реакция на сложные или непредвиденные обстоятельства. В судебно-психологической экспертизе биографический метод является одним из основных методов исследования личности человека.
4. Метод анализа продуктов деятельности – изучение психологом материальных следов, оставленных человеком, которые несут информацию об особенностях его душевной жизни и поведения. Обычно исследуются дневниковые записи, переписка, литературные произведения, рисунки, коллекции предметов, профессиональный инструмент и инвентарь, хобби, интерьер жилища. Предметы, окружающие человека, несут отпечаток его привычек, предпочтений, склонностей, образа жизни и косвенно указывают на черты его характера. Особенно информативны дневниковые записи, рисунки и литературные произведения (если таковые имеются) – в них раскрываются самые интимные переживания, мысли, все богатство эмоциональной сферы.
Данный метод восходит к психоаналитической традиции, где любое произведение рассматривается как раскрытие «бессознательного» человека, т. е. той области психики, которая вмещает желания и устремления, порой скрытые не только от глаз окружающих, но подавляемые и запрещаемые человеком самому себе.
Психика как вместилище «модели реальности» особым образом организует информацию, поступающую из внешней среды, и реагирует на эту сконструированную реальность своим собственным способом. Поясним эту мысль: наше восприятие есть отражение объективной реальности, наше мышление способно анализировать прошлое и предвидеть будущее, но границы этих способностей ограничены нашими потребностями и целями. Мы воспринимаем не всю информацию, а только ту, которая для нас важна. Человек воспринимает световое излучение определенного диапазона и звуки строго определенной высоты, и эти спектры составляют лишь незначительную долю существующих в природе, они гораздо уже тех, которые воспринимают животные нашей планеты, но это именно тот диапазон, который важен для нас. Точно так же в любой житейской ситуации каждый из нас обращает внимание и реагирует только на те стимулы, которые важны лично для него. Так, представим себе автобусную остановку в центре города. Один человек, который куда-то опаздывает, будет реагировать только на подъезжающий транспорт в поисках нужного номера маршрута и думать о возможных последствиях своего опоздания; другой человек, который никуда не спешит, на той же остановке станет рассматривать проходящих мимо людей, возможно, он подслушает чей-то разговор или пронаблюдает ссору, может быть, обратит внимание на необычную машину, покурит и решит, к кому отправиться в гости; для третьего, водителя автобуса, остановка – всего лишь один из привычных атрибутов повседневной рабочей ситуации. Посмотрите, насколько различны восприятие и эмоциональные переживания трех людей, находящихся в одном месте и одном временном промежутке.
Благодаря развитию адаптивной функции психики живые существа становились больше приспособленными к выживанию, нежели их предки. Сравните: ящерица может запомнить место, представляющее опасность, например ловушку в углу сада, но не способна дифференцировать саму опасность (ловушку) и место (угол сада), собака же хорошо различает источник опасности и может с легкостью определить опасный объект в любом месте, что дает ей несомненные преимущества для выживания. Человечество же с его культурой, знаниями и технологиями вышло за пределы животного мира, его способность к выживанию гораздо выше: человек способен выжить и в условиях полярной стужи, и в пустыне, и даже в космическом пространстве, при современном уровне медицины может жить с заболеваниями, которые ранее или в иных условиях оказались бы фатальными. Все эти достижения, сделавшие человека суперприспособленным к выживанию, стали возможными благодаря развитию психики: памяти, фантазии, речи, мышления. Адаптивная функция раскрывается также через тот факт, что психика как носитель программ, приобретенных при жизни и достаточно легко корректируемых, гибко реагирует на изменяющиеся условия окружающей среды.
Как и любая другая наука, психология открывает законы функционирования психики. Рассмотрим основные из них, чтобы понять, каким образом протекает психическая деятельность. Психика имеет иерархическую структуру, т. е. состоит из взаимосвязанных и взаимоподчиненных структурных элементов. Эти элементы можно разделить на три условные группы: психические процессы, состояния и свойства.
История профессии адвоката
Профессия адвокат имеет длинную историю и считается достаточно древней. Первые упоминания о правозащитниках появились еще в Древнем Риме. В то время лиц, обеспечивающих защиту прав, называли «патронами». В ряде случаев они были некомпетентны в своей сфере и подвергались порицанию со стороны философов.
Суды на Руси вершились по воле Богов, потому в течение долгих лет не существовало такого понятия как защитник. Лишь в ХV веке образовалось должность «поверенный», в задачи которого входила защита прав и интересов других людей на суде.
Эта система долго развивалась и совершенствовалась. В XVIII к адвокатам того времени стали предъявлять особые требования. В их число входила:
- дворянское происхождение;
- безупречная репутация;
- компетентность.
Правозащитников стали называть стряпчими. Профессия начала стремительно развиваться в XIX веке, был сформирован и открыт Первый институт стряпчих. В то время требования, предъявляемые к адвокатам, заметно изменились, специалисты смогли оказывать услуги, только получив аттестат.
Профессия адвоката и в наши дни остается популярной, востребованной и престижной. Люди имеют право обращаться за помощью к частному лицу или к государственному правозащитнику, способному представлять их интересы в суде.