Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Спецоценку проводят совместно работодатель и экспертная организация. Последняя должна иметь документ, подтверждающий ее право проводить процедуру. Таким документом является уведомление о внесение в Реестр организаций, проводящих СОУТ, а также запись в самом реестре. В переходный период,
Особенности проведения процедуры
- Предварительная идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
- Установление соответствия условий труда в организациях государственным нормативным требованиям
- Оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) (в случае необходимости таковой оценки) с возможным дальнейшим снижением класса условий труда за счет применения эффективных СИЗ
- Обязанность работодателя уведомить организацию, проводящую СОУТ, об утверждении Отчёта в течение трёх рабочих дней с даты утверждения
- Обязанность работодателя опубликовать на сайте организации материалы по итогам спецоценки
- Обязанность работодателя подать в ГИТ декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии РМ, подлежащих декларированию).
Когда проводить специальную оценку условий труда
Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.
Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).
Кто проводит специальную оценку труда?
Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:
- она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
- в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
- организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.
Перечень рабочих мест, которые подлежат СОУТ
Разработка и подготовка особой бумаги – перечня рабочих мест для спецоценки – область ответственности комиссии, которая формируется непосредственно на предприятии и занимается решением вопросов, касающихся СОУТ. Процедура разработки документа должна быть завершена до момента начала спецоценки; также она обязательно должна быть утверждена комиссией и специалистом от компании, привлеченной для осуществления оценки.
Здесь необходимо четко обозначить, какие именно рабочие места будут заявлены на спецоценку. Важно учитывать особенности таких мест и их специфику. Последняя в контексте процедуры предполагает учет особенностей конкретных разновидностей мест, принципа аналогичности. Последний применим к рабочим местам, где персонал в процессе осуществления деятельности применяет не отличающийся друг от друга инструмент, исполняет полностью подобные функции и т. п.
Как составить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке?
Предшествуют проведению СОУТ обязательные подготовительные мероприятия. В первую очередь специальная формируется комиссия. Она составляет график и перечень рабочих мест, которые утверждает председатель комиссии и заверяют все ее члены.
Типового документа для оформления перечня мест законодательством не определено, потому работодателю разрешено составить в произвольной форме. В нем указываются:
- полное наименование организации (перечень может быть составлен на бланке компании);
- под грифом УТВЕРЖДАЮ ФИО председателя комиссии по проведению СОУТ в организации, его подпись и дата утверждения;
- название документа;
- в табличной части перечисляется каждое рабочее место, подлежащее оценке, включая типовые по своим характеристикам и параметрам (аналогичные);
- количество работников, осуществляющих свою трудовую деятельность на указанном рабочем месте;
- полный адрес места расположения рабочего места;
- комментарий, где указывается, являются ли несколько мест аналогичными;
- должности, ФИО, подписи каждого члена комиссии по проведению СОУТ и дата подписания документа каждым их них.
При заполнении наименования рабочего места рекомендуется придерживаться штатного расписания и квалификационных справочников для указания должности, профессии или специальности работника. Например, «рабочее место аккумуляторщика», «рабочее место системного администратора» и т.д.
Составление списка рабочих мест для СОУТ
Формирование списка мест, подлежащих СОУТ, поручается специально созданной комиссии. Согласно статье 9 федерального закона № 426-ФЗ, она должна состоять из председателя, в роли которого обычно выступает генеральный директор компании, и рядовых членов, в число которых нужно включить специалиста по охране труда, членов профсоюзной организации, если таковая действует на предприятии, и других сотрудников, обязанности которых связаны с безопасность труда персонала.
По правилам, содержащимся в действующем законодательстве, число членов комиссии должно быть нечетным. Это облегчит принятие решений путем голосования, если в работе возникнет такая необходимость. Состав комиссии утверждается приказом руководителя компании. Все члены комиссии, включая председателя, должны быть ознакомлены со своим назначением под роспись.
Проведение СОУТ государственных и муниципальных служащих
Регулированию проведения оценки в отношении условий труда служащих органов государственной и муниципальной власти посвящена ч. 4 ст. 3 закона № 426-ФЗ. Правда, данная норма является лишь бланкетной, поскольку отсылает к неопределенному кругу нормативных источников и определяет, что особенности проведения такой оценки должны быть утверждены соответствующими законами и иными правовыми актами, регламентирующими правовое положение указанных лиц на уровне Федерации и регионов.
К моменту написания статьи (конец 2017 года) на федеральном уровне не принято ни одного акта, регламентирующего порядок проведения СОУТ в отношении данной категории служащих. Аналогичная ситуация складывается и в регионах — в связи с этим ни проведение подобных мероприятий, ни тем более привлечение к ответственности за их непроведение пока невозможно.
Однако на практике надзорные органы в лице государственных инспекций труда нередко проявляют рвение при проведении проверок (особенно в отношении муниципальных органов власти), привлекая руководителей учреждений к административной ответственности за отсутствие результатов проведения СОУТ, а также выдавая соответствующие предписания по проведению оценки условий труда служащих.
Суды подобные пробелы правоприменения разрешают однозначно в пользу органов власти и их представителей, подвергнутых наказаниям в соответствии с КоАП. Так, например, Московский областной суд, рассматривая подобный спор в качестве апелляционной инстанции, вынес определение от 15.04.2015 по делу № 33-8631/2015, установив также (как и предыдущая инстанция), что предписание о проведение СОУТ было выдано незаконно. В частности, судом указывалось, что в связи с отсутствием принятых правовых актов, регулирующих порядок спецоценки условий труда данной категории служащих, проведение соответствующих мероприятий не представляется возможным.
Аналогичные решения уже рассматривались и разрешались верховным судом Республики Хакассии (от 06.10.2016 по делу № 33-3412/2016), Приморским краевым (от 02.07.2014 по делу № 33-5613) и Свердловским областным (от 14.07.2016 по делу № 33-11987/2016) судами. Таким образом, очевидно, что до принятия соответствующих правовых актов данная оценка проведена не будет ни одним из органов власти. Соответственно, судебная практика по данной категории дел будет только пополняться.
Шаг 6. Получить от исполнителя отчет и утвердить его
По результатам оценки эксперт готовит пакет документов в виде отчета. Форма утверждена приложением 3 к Приказу 33н. В этом же документе содержится инструкция по заполнению формы.
Отчет должен включать следующие документы:
- сведения об организации, которая провела оценку;
- перечень проверенных рабочих мест (с указанием определенных вредных факторов);
- карты спецоценки с информацией о присвоенном классе по условиям труда;
- протоколы проведенных исследований и измерений;
- протокол определения степени эффективности средств защиты;
- единую ведомость спецоценки;
- перечень мероприятий по оптимизации условий труда;
- экспертное заключение.
IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ
Кто проводит СОУТ?
Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.
Как оформляются результаты СОУТ?
По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.
Сколько классов условий труда существует?
Существуют 4 класса условий труда:
1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.
2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.
3 класс «Вредные условия труда»
Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.
4 класс «Опасные условия труда»
Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?
Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:
— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.
— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.
Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.
Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.
Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.
В большинстве случаев чиновники признают, что их разъяснения не являются окончательной трактовкой законодательных норм. Правоприменительная практика строится все-таки на решениях судов. В каких же случаях, по мнению судей, работодатель должен провести внеплановую СОУТ в связи с введением в эксплуатацию нового рабочего места?
Исходя из Постановления Самарского областного суда от 12.02.2016 по делу № 4А-75/2016, ввод в эксплуатацию рабочего места — это дата утверждения штатного расписания с указанием должности сотрудника либо даты принятия иных документов, подтверждающих наличие рабочего места (например, утверждения инструкции по охране труда или должностной инструкции). Если руководствоваться этим правилом, то с даты появления в штатном расписании работодателя нового рабочего места надо начинать отсчет 12 месяцев, предоставленных на проведение спецоценки условий труда.
При этом суды считают, что не является поводом для внепланового проведения СОУТ следующие ситуации (см. Решение Тамбовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 7-353/2015, Решение Красноярского краевого суда от 24.12.2015 по делу № 7р-1262/2015):
- работник фактически осуществляет свои трудовые функции на прежнем рабочем месте, но наименование его должности было изменено и внесены поправки в штатное расписание;
- организация-работодатель была переименована или реорганизована.
Правовые последствия СОУТ
Итоги проведенной СОУТ влияют на трудовые отношения с работниками и на ставки взносов во внебюджетные фонды.
Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс) полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами:
- Сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК РФ).
- Повышенные тарифные ставки (ст. 146, 147 ТК РФ).
- Дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).
- Досрочный выход на пенсию (ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
- Ограничения для работы на таких местах женщин и несовершеннолетних (ст. 253, 265 ТК РФ).
- Регулярные медосмотры (ст. 213 ТК РФ).
- Предоставление средств индивидуальной защиты.
- Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).
Кроме того, по итогам СОУТ разрабатываются и внедряются мероприятия по охране труда и улучшению его условий.
ФСС РФ может предоставить компании скидки (или напротив – надбавки) к действующему тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правила предоставления скидок (надбавок) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Решение ФСС по поводу тарифов зависит от состояния охраны труда на предприятии, одной из важнейших характеристик которого и является результат СОУТ.
Также оценка условий труда влияет и на начисление дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 428 НК РФ). Определение конкретных классов и подклассов условий труда по рабочим местам позволяет начислять эти взносы более дифференцированно и в большинстве случаев – снизить суммы платежей.
Что следует понимать под СОУТ
Специальная оценка условий труда – целый комплекс выполняемых одно за другим мероприятий, направленных на определение опасных и/или вредных факторов среды производства и оценки степени их воздействия на сотрудника, учитывающей фактические значения их отклонений от утвержденных Правительством РФ нормативов по организации безопасных условий труда.
ФЗ от 28.12.2013г. № 426-ФЗ относит практически все рабочие места на предприятиях, организациях, фирмах к категории, по которой следует в обязательном порядке провести по специальной схеме оценку предоставляемых условий труда сотрудникам, за исключением нижеследующих случаев.
Для каких категорий работников разрешено не выполнять специальную процедуру по оценке предоставляемых условий труда сотрудников (п.3, ст. 3 ФЗ от 28.12.2013г. № 426-ФЗ)
- работников, работающих дистанционно;
- работников, работающих на дому (надомников);
- работников, работодатели которых не являются индивидуальными предпринимателями;
- работников, работодателями которых являются религиозные организации.
Кроме того, существует закрепленный законодательно список отдельных мест работы на предприятиях с определенными видами деятельности, обладающих специфическими свойствами, по которым также в обязательном порядке должна быть проведена специальная процедура по оценке предлагаемых условий труда для работников (Постановление Правительства РФ от 14.04.2014г. № 290). Проведение специальной процедуры по оценке воздействия условий труда на работника в таких случаях осуществляется с учетом тех особенностей, которые установлены уполномоченным органом федеральной исполнительной власти.
Список предприятий (отделений), которые осуществляют некоторые виды деятельности, при проведении специальной процедуры по оценке воздействия условий труда рабочих мест на сотрудников где применяются особенности, установленные органом федеральной исполнительной власти:
- Суда:
– морские;
– речные;
– суда внутреннего плавания;
– занимающиеся промыслом рыбы.
- Суда воздушной авиации гражданского направления.
- Организации по оказанию скорой (специализированной) помощи.
- Отделения интенсивной терапии, реанимации, операционные.
- Отделения медицинских учреждений по выполнению диагностики и непосредственного лечения с помощью специальной медицинской аппаратуры(приборы, аппараты, оборудование и др.).
- Организации, которые занимаются подготовкой к проведению спортивных соревнований.
- Средства массовой информации, театры, цирки и т.д.
- Предприятия с ядерно- и радиационно- опасными производствами.
- Предприятия связанные с организацией работы водолазов.
- Предприятия, деятельность которых осуществляется в сфере чрезвычайного воздействия газовой среды и воздушной среды.
- Предприятия, связанные с выполнением подземных работ.
- Городской пассажирский транспорт.
- Медицинские отделения по оказанию помощи больным с психическими расстройствами.
- Предприятия, которые работают в направлениях по изготовлению, проведению испытаний, переработкой, утилизацией и хранением взрывчатых веществ.
Какие существуют требования для правильного оформления перечня, в котором будут отмечены рабочие места, по которым следует провести специальную процедуру по оценке условий труда и их безопасности для сотрудников в 2020 году
Единой формы для оформления перечня на сегодняшний день не существует. Отдельно взятая организация имеет право самостоятельно составить свою форму, утвердив ее внутренним приказом, распоряжением по предприятию. Однако важно
наличие в ней информации следующего характера:
- Название организации, наименование отдельного структурного подразделения данной организации.
- Официально принятое название должности.
- Количество сотрудников.
- Количество действующих рабочих мест сотрудников, по которым надо провести СОУТ.
- Определение аналогичных рабочих мест.
- По каждому из подразделений должны быть итоговые данные.
Результаты проведения СОУТ могут применяться для:
- разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия ВПФ и ОПФ и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- обеспечения работников СИЗ, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
- организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
- установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевания;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда;
- решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и (или) их представителями;
- определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
- принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
- оценки уровней профессиональных рисков;
- иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагается на работодателя.
СОУТ проводится совместно работодателем и организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора.
СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации. Состав и порядок деятельности комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями №426-ФЗ.
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Комиссия до начала выполнения работ по проведению СОУТ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных мест.
Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми СИЗ.
Под индентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Индентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
- обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
- иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
- иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; - обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки;
- предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; - разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;
- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; - осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
- принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
- анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
- своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
- принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
- вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
- представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.