Штрафные санкции за перегруз грузовых автомобилей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафные санкции за перегруз грузовых автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штраф за перегруз машины, даже в том случае, если в договоре предусмотрен самовывоз, заплатит продавец или грузоотправитель. Переложить ответственность на покупателя не получится. Перегруз машин может происходить по общей, часто не гласной договоренности между продавцом и покупателем, или по инициативе одной из сторон, которая стремится сэкономить на доставке груза.
В каких случаях можно получить разрешение в упрощенном порядке?
Рассмотрим подпункты 17 и 18 статьи 31:
17. В случае, если нагрузка на ось тяжеловесного транспортного средства превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства более чем на два процента, но не более чем на десять процентов, специальное разрешение на движение такого транспортного средства по установленному постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.
18. Основанием для установления постоянного маршрута, указанного в части 17 настоящей статьи, являются выданные в течение предыдущих двенадцати месяцев специальные разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимых нагрузок на ось на десять процентов и более.
17. Специальное разрешение на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.
В указанных подпунктах есть 2 важных нововведения:
- Ранее разрешения в упрощенном порядке выдавались только для автомобилей, масса которых превышает разрешенную на величину от 2 до 10 процентов. С 15 апреля получить разрешение в упрощенном порядке можно при любом превышении массы.
- С 15 апреля отменено требование о наличии выданных ранее разрешений на движение по тому же самому маршруту.
Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц в 2022 году
Для лиц, ответственных за движение по трассе перегруженного ТС, предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ. Размер взыскания зависит от категории нарушителя и массы перегруза. Наиболее мягкие меры действуют в отношении физических лиц, а именно водителей авто:
Характер нарушения (в каких пределах перегруз) | Какое наказание предусмотрено: размеры штрафных санкций и дополнительные меры. |
Общий перевес авто или по осям на 2-10 %, если не оформлено специальное разрешение.
Перегруз от 2 до 10 % сверх допустимой массы, указанной в документе, если разрешение оформлено. |
Штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб. |
От 10 до 20 % (спецразрешения от ГИБДД не имеется). | От 3 000 до 4 000 руб. |
От 20 до 50 % (разрешения от ГИБДД нет). | От 5 000 до 10 000 руб.; в особых случаях – лишение прав управления ТС на срок до 4-х месяцев. |
От 10 до 20 % сверх массы, обозначенной в разрешении. | От 3 000 до 3 500 руб. |
От 20 до 50 % сверх предельных значений, указанных в разрешении | От 4 000 до 5 000 руб. либо лишение водительских прав на срок до 3-х месяцев |
Выше 50 % при отсутствии спецразрешения.
Более 50 % сверх допустимого в документе при наличии разрешения. |
От 7 000 до 10 000 руб. В отдельных случаях – лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. |
Проезд авто под запрещающим знаком с обозначением нагрузки по осям при наличии перевеса. | 5 000 руб. |
Ответственность за перегруз
На практике ответственность за перегруз грузового автомобиля возникает в двух основных случаях:
1. Перегруз по осям грузового автомобиля Самый распространённый тип нарушений. Как правило перегруз автомобиля допускается по причине невнимательности водителя при загрузке груза в автомобиль – попросту водитель не проверяет товаро-транспортную накладную и не рассчитывает вес груза, либо в случаях когда перевозчик сознательно допускает перегруз автомобиля для получения большей прибыли.
2. Движение на автомобиле без перегруза, но по автодорогам с установленным ограничением по массе.
Данное нарушения носит периодический характер и в большинстве случае происходит в весенний период времени. На определенных участках дороги вводятся ограничения по движению грузового автотранспорта, и водители по привычке либо по невнимательности допускают движение автомобиля с перегрузом.
Ответственность за перегруз по осям грузового автомобиля бывает следующих типов:
- в виде административного штрафа за перегруз по ст. 12.21.1 КоАП РФ;
- в виде ущерба причиненного автодороге за движение по ней с перегрузом;
- в виде административного штрафа и ущерба автодороге за перегруз автомобиля.
Таблица допустимых нагрузок
Все колесные транспортные средства делятся на 2 группы:
-
А – могут передвигаться только по автодорогам 1-3 категорий;
-
Б – разрешено движение по любым дорогам РФ.
Расстояние между осями, см |
Предельные нагрузки на каждую ось, в зависимости от группы автомобиля |
|
А |
Б |
|
До 100 |
6 |
4,5 |
100-135 |
7 |
5 |
135-165 |
8 |
5,5 |
165-200 |
9 |
5,7 |
Более 200 |
10 |
6 |
Другой не менее важный контрольный показатель — это нагрузка на ось автомобиля.
Нагрузка на ось (осевая нагрузка) — это нагрузка, передаваемая на опорную (дорожную) поверхность колесами одной оси автомобиля.
Грузовые автомобили (как одиночные, так и автопоезда) могут иметь одиночные оси и сближенные оси (сдвоенные, строенные и др.).
Одиночные оси автомобиля расположены друг от друга на расстоянии не менее 2,5 м.
Сближенные оси находятся на более близком расстоянии и могут объединяться по 2, 3, 4 или даже более осей, образуя так называемую «тележку».
При определении нормативного значения нагрузки на ось необходимо также учитывать вид автомобильных колес.
Общие положения, виды транспортных средств, их особенности
Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.
Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах. Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания. Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.
Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.
Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого перегруза грузового автомобиля. Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены категории (10 видов) и подкатегории (6 видов) транспортных средств (далее ТС).
Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.
Кроме этого все средства различаются:
- функциональностью;
- тоннажностью;
- видом кузова;
- разрешённой к перевозке массой;
- весом;
- нагрузкой на ось.
Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.
Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.
Количество осей машины | Максимальная нагрузка (тонн) |
2 | 18 |
3 | 25 |
4 | 32 |
5 | 35 |
В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.
Можно ли обжаловать штраф за перегруз (и как это сделать)
Как правило, российские суды полностью удовлетворяют иски ГИБДД, и обжаловать штраф за перегруз довольно-таки трудно. Но в некоторых случаях все же есть возможность добиться успеха. Вы можете обжаловать штраф, назначенный вам по ошибке или незаконно, в следующих случаях:
- Вы владелец ТС, но передали транспорт по договору аренды другому лицу (юридическому или физическому). Если штраф по ошибке пришел к вам, вы вправе обратиться в суд — предоставьте договор аренды, действующий на дату фиксации правонарушения, и судья отменит выплату штрафа.
- Вы, будучи представителем юридического лица, использовали грузовик компании в личных нуждах (например, для переезда). Если вы сможете доказать, что никаких коммерческих перевозок в тот момент не происходило, вы сможете обжаловать сумму штрафа за перегруз. В этом случае вам все равно придется платить штраф, но его размер может быть уменьшен — выплатите как физическое лицо, а не юридическое.
- Если вы перевозите сыпучие или жидкие продукты (песок, камень, незакрепленные фрукты и так далее), то может случиться перегруз по осям. В этом случае вашей вины в правонарушении нет, если общий вес груза удовлетворяет требованиям производителя и ГИБДД. Водитель не может контролировать распределение незафиксированного груза — последний, разумеется, может перекатываться в кузове, и вины водителя или компании-перевозчика в этом нет. Нужно обратиться в суд с доказательствами, что в тот день в кузове был именно незакрепленный сыпучий или жидкий груз, чья общая масса не превышала пределы загруженности этого транспортного средства. С большой вероятностью ваш иск будет удовлетворен, а штраф за перегруз грузового автомобиля отменят.
- Лица, отправляющие экспедиции и контролирующие груз непосредственно на отправке, могут избавиться от штрафа, если докажут, что первое взвешивание на пути авто не выявило перегруза по осям. Если впоследствии автомобиль еще раз взвешивался, и получился перегруз именно по осям (а не по общей массе груза в кузове), то это означает, что в дороге зафиксированный груз мог изменить свое положение, и вины отправляющего должностного лица в правонарушении нет. А вот водителю штраф все же будет выписан, если перегруз зафиксировал инспектор.
Как и где проверяется вес грузовиков?
Основной тип контрольно-измерительного пункта – весовой контроль на стационарных постах ГИБДД, расположенных обычно на въездах в крупные города. Однако на вооружении у Госавтоинспекции есть и передвижные посты весового контроля, которые могут стоять на любом участке трассы.
Сами пункты могут быть стандартными, где измерения проводят инспекторы ГИБДД, и автоматическими, где водители проезжают по «весам», а камеры автофиксации выносят штрафы, если масса грузовика больше допустимой по закону. При этом за превышение допустимой массы, указанной в ПТС и СТС, автоматические посты штрафы выписать не могут.
Классифицировать посты весового контроля можно и по методу измерения. Динамические измерительные приборы, которые чаще всего стоят в автоматических постах. Они могут измерять массу, когда автомобиль движется по ним со скоростью до 5 км/ч. Но чаще всего Госавтоинспекция использует статические измерительные приборы, которые показывают результат, когда грузовой автомобиль на них полностью остановился. Второй вариант взвешивания выдается намного более точный результат.
Какие правила перевозки груза необходимо соблюдать, чтобы не платить штрафы за перегруз автомобиля?
Правила нагрузки авто при перевозке закладываются при проектировании. Речь идет о допустимой осевой нагрузке. Установленные нормы для двуосных авто выглядят следующим образом:
Расстояние между передней и задней осью, м |
Нормы допуска нагрузки на каждую ось для авто группы А, эксплуатация которых разрешена на дорогах 1 — 3 категорий |
Нормы допуска нагрузки на каждую ось для авто группы В, использование которых разрешено на всех дорогах |
До 1 м |
6,0 |
4,5 |
1,00 — 1, 35 |
7,0 |
5,0 |
1,35 — 1,65 |
8,0 |
5,5 |
1, 65 — 2,00 |
9,0 |
5,7 |
Свыше 2 м |
10,0 |
6,0 |
Помощь юриста по штрафам за перегруз
Транспортные компании намного чаще получают штраф за нарушение допустимых значений нагрузки на ТС и его оси, чем предприниматели или частные лица. Если первые могут позволить себе в штате специального юриста, который занимается урегулированием данных ситуаций, то ИП или частникам приходится самостоятельно собирать документы, углубляться в тонкости нормативно-правовых актов, посещать суды.
Юридическая помощь квалифицированного специалиста поможет вам избавиться от всех хлопот связанных со штрафом за перегруз, существенно занизит его размер или вовсе отменит в короткие сроки.
Срок обжалования до 10 рабочих дней с момента передачи юристу всех документов.
Допустимая норма груза автомобиля: штрафы за нарушения в 2021 году
Также в задачи ГИБДД входит оформление аварий, осуществление обучения будущих водителей и выдача удостоверений, а также они имеют полномочия выписывать протоколы нарушений и назначать штрафные санкции Штраф Мера воздействия на нарушителей законодательства путем назначения определенной суммы, уплачиваемой ими в бюджет страны с целью покрыть убытки и возможные расходы на устранение ущерба Каково его значение Перегруз грузовика может повлиять на управление им и даже привести к возникновению аварийной ситуации, которые нередко происходят на дорогах именно по вине перегруженных автомобилей.
К тому же, излишний груз увеличивает нагрузку на дорожное покрытие, и поэтому можно увидеть много ям и выбоин даже на новых магистралях, причем практически с полной уверенностью можно утверждать, что большую часть таких дефектов произвели на свет именно грузовые автомобили.
- Перегруз от 10 до 20% предусматривает штраф для физических лиц – 3-3,5 тысячи рублей, для должностных лиц– 20-25 тысяч рублей, для юридических лиц – 200-250 тысяч рублей.
- Превышение максимального порога массы груза от 20 до 50% штрафуется в размере 4-5 тысяч рублей для физических лиц, 30-40 тысяч рублей для отвечающих за перевозку лиц, 300-400 тысяч рублей для физических лиц.
- Перегруз от 50% и выше будет стоить 7-10 тысяч рублей либо лишение прав на 4-6 месяцев для физических лиц, 40-50 тысяч рублей для лиц, отвечающих за перевозку, 400-500 тысяч рублей для юридических лиц.
- Для ИП или организаций, осуществляющих погрузку, предусмотрен штраф в размере от 80 до 400 тысяч рублей, в зависимости от процента перегруза.
При отсутствии разрешения на перевозку груза в дополнение к штрафам ТС отгоняется на штрафстоянку.
Лиц, в той или иной мере участвующих в организации перевозок, интересует, кто платит штраф за перегруз машины:
- Если владельцем транспортного средства является частное лицо, платит собственник.
- Если перевозками занимается организация, штраф налагается на нее и на должностных лиц, ответственных за конкретную перевозку.
- Водитель заплатит за игнорирование дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось на отдельных участках пути.
- Сколько придется заплатить, можно узнать из таблиц, приведенных выше.
Для легковых автомобилей документацией тоже предусмотрены максимальные нагрузки. Наиболее очевидный случай перегруза легковой машины – большее количество пассажиров в ней, чем предусмотрено мест для сидения. Но и перевозка тяжестей сверх положенных норм тоже наказывается. В обоих случаях штраф составит 500 рублей.
Должностные лица, осуществляющие контроль
Контроль за тем, чтобы не допускался перегруз грузового транспортного средства, осуществляют сотрудники Госавтоинспеции. Они имеют право останавливать транспорт и проверять уровень загруженности автотранспорта. Прежде всего, проверкам подвергаются те водители транспортных средств, которые допустили нарушение правил ПДД. В этом случае придется оплатить не только штраф за перегруз, но за нарушение правил дорожного движения.
В настоящее время для того, чтобы определить перегружено ли ТС, можно воспользоваться автоматическим режимом с помощью камер.
Также рассчитать перегруз можно с помощью простых математических вычислений. Для этого берется масса пустого большегруза, которая указывается в технической документации к ТС. Эти документы водитель предоставляет при проверке сотруднику ГИБДД. Также потребуется знать массу перевозимого груза, которая указывается в товарно-транспортной накладной. Этот документ также проверяется сотрудниками Госавтоинспекции.
Данные показатели массы необходимо сложить. Получившуюся сумму делят на количество осей транспортного средства. После этого сотрудник ГИБДД сравнивает высчитанное значение с допустимым. В том случае, если перегруз будет превышен уже на 2%, то водитель будет наказан.
Вообще допускать перегрузов не стоит не только из-за того, за это могут наказать штрафными санкциями. Дело в том, что такое небрежное отношение к ТС скажется на его техническом состоянии. В результате износ большинства частей транспорта произойдет в несколько раз быстрее.
Не стоит забывать и о том, что законодательство в сфере транспортных перевозок довольно часто меняется. Поэтому перед тем, как отправлять транспортное средство в путь, стоит еще раз удостовериться в том, не произошло ли каких-либо изменений, кусаемых данного типа перевозок. Тогда точно можно будет избежать штрафов.
Сложности в оформлении бумаг
Для того чтобы оформить разрешение перевозчик должен предоставить в Росавтодор следующую информацию:
- Данные маршрута.
- Данные о точках остановок.
- Информацию об авто и перевозимом грузе.
Расчет стоимости разрешения происходит исходя из предоставленной информации. Сами расчеты предоставляются перевозчику бесплатно, а оплачивает он только возмещение ущерба, который наносит дорожному покрытию в следствии повышенной нагрузки.
Следует учитывать то, что урон, наносимый дорожному полотну при перегрузке ТС, считается не сразу по всему маршруту. Именно поэтому возникают сложности с получением разрешения. Компенсация ущерба рассчитывается не по всему маршруту, а по отдельным отрезкам магистралей.
Оценка ущерба производиться:
- Владельцами путепровода.
- Властями муниципалитета.
- Администрацией региона, если участок находиться в ее ведении.
Именно поэтому так важно грамотно составить маршрут следования. Чем меньше инстанций вам придется обойти, тем быстрее вы получите разрешение.
Чем чреват перегруз грузового авто
Перегруз может обернуться серьезными последствиями от выхода из строя осевой системы автомобиля до серьезных аварий со смертельным исходом. В таком случае водитель подвергает опасности не только себя, но и других участников дорожного движения. К сожалению, статистика говорит о том, что примерно 20% грузовых авто передвигаются с грузом, по весу превышающим их нормы. Последствиями этого могут стать такие неприятности:
- быстрый износ автомобиля;
- повреждение дорожного покрытия;
- увеличение объема используемых горючих и смазочных материалов;
- увеличение длины тормозного пути;
- усиление нагруженности на замок седла;
- быстрый износ автомобильных узлов, например тормозной системы, сцепления, покрышек автомобиля;
- уменьше маневренности автомобиля и увеличение опасности переворачивания;
- повышенный риск попадания в аварийные ситуации, повышение урона и риска для жизни участников ДТП с таким автомобилем.