Как получить налоговые льготы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить налоговые льготы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если рассмотреть ситуацию с благотворительностью на Западе, то никаких рычагов для развития этого дела государство не имеет. В европейских странах компании или простые граждане, желающие заниматься помощью людям, животным или окружающей среде, не имеют никаких льгот и поблажек от государства.
Способы перечисления материальной помощи
Самый простой и удобный способ оказать финансовую поддержку на безвозмездной основе между двумя компаниями — это перевести денежную сумму с расчетного счета отправителя на расчетный счет получателя.
Когда перевод осуществляет физическое лицо, есть несколько вариантов:
- перевод с личного расчетного (кредитного или зарплатного) счета на счет благотворительного фонда;
- внести наличные средства в кассу организации;
- написать заявление по месту работы с просьбой делать ежемесячный перевод на счет указанного фонда из заработной платы;
- перевести средства через сотовый телефон (посредством смс) или используя интернет-сервисы.
Ну, во-первых, получить его можно только после подачи налоговой декларации, то есть в «следующем году». При этом формой получения может стать как реальный возврат средств на расчетный счет плательщика через «родную» ИФНС, так и налоговая льгота – то есть меньшее удержание подоходного налога.
И в первом, и во втором случае расходы придется подтвердить чеками, квитанциями и договорами на получение услуг. Помимо этого, необходимо обучаться или лечиться только в аккредитованных учреждениях с наличием лицензии. Платить «возврат» за обучение ребенка карате в частной секции, расположенной в ближайшем школьном спортзале – точно никто не будет.
То же относится и к лечебным учреждениям. Вряд ли вы получите вычет за услуги клиники народной медицины, где белые маги восстанавливают карму с помощью молодых ростков пшеницы и кукурузных початков.
Какими способами могут перечисляться денежные средства на благотворительность
Если оказание благотворительной помощи происходит одним юридическим лицом другому юридическому лицу, то денежные средства перечисляются со счета одного лица (благотворителя) на счет другого лица (благополучателя).
Если в качестве благотворителя выступает физическое лицо, то выбран может быть тот способ получения, который удобен для участников:
- банковским переводом со счета физлица на счет благотворительной компании, либо напрямую соцучреждению;
- в кассе компании-благополучателя;
- посредством отчислений с зарплаты (если есть соответствующее заявление от работника);
- через интернет-сервисы или смс-сервисы (если не требуются подтверждающие документы).
Действующие до изменений нормы
До утверждения закон 63-ФЗ применялись иные нормы. Напомним, что с 01.01.2021 доходы физлиц по вкладам должны были облагаться НДФЛ. Объектом обложения являлся не сам вклад в том или ином российском банке, а совокупный процентный доход, который выплачивался гражданину (физлицу) за соответствующий календарный год (за вычетом необлагаемой суммы данного процентного дохода).
Таким образом, вкладчики-физлица должны были в первый раз заплатить налог в 2022-м году с дохода по вкладам, полученного ими в 2021 году. Причем к этим вкладчикам относились только те, кто заработал в 2021-м на процентах больше 42 500 руб. Эту сумму определяют так:
1 млн. р. х ключ. ставку ЦБ (на 01.01 того года, в котором получен доход)
На 01.01.2021 ставка равнялась 4,25%, следовательно, предельный минимум, который не включался в налог, составлял тогда 42 500 руб. (1 млн. х 4,25%). Соответственно, физлица, чей процентный доход был больше этого минимума, должны были заплатить НДФЛ в 2022 году по ставке 13%. Далее, поскольку на 01.01.2022 ставка ЦБ достигла 8,5%, предельный минимум на 2023 год, не подпадающий под НДФЛ, составил уже 85 000 руб. Но в марте 2022 года был принят закон № 63-ФЗ, поэтому ситуация с уплатой налога поменялась.
Главные законодательные изменения для НКО в 2021 году
В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.
- Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».
- Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
- Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.
В благотворительной деятельности могут участвовать как частные, так и юридические лица.
Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам-организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.
А вот по уплате НДС для благотворителей льгота есть.
В силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС еще с 2016 года. Главное условие — надо, чтобы такая деятельность велась в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ и не касалась подакцизных товаров.
Чтобы можно было применить льготное налогообложение благотворительной помощи по НДС, необходимо соблюдать определенные условия. Как было сказано выше, главным из них является оказание благотворительной помощи только в определенных законодательством целях.
Допустим, строительная организация на безвозмездной основе произвела работу по ремонту помещения школы с закупкой необходимых для ремонта материалов. Эти работы освобождаются от обложения НДС (см. Письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-07/49). Также вручение обществом подарков работникам, уходящим на пенсию, относится к хозяйственным операциям, преследующим такую цель, как «социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных», и освобождаемым от обложения НДС (см. Постановление ФАС ЦО от 04.07.2012 N А14-2540/2011).
Безвозмездная передача детских подарков работникам предприятия для их детей с целью пропаганды и укрепления семейных ценностей, проявления заботы о подрастающем поколении, содействия защите материнства, детства и отцовства, — это благотворительная помощь; налогообложение применяется льготное: организация освобождается от обложения НДС, так как эти действия не могут быть охарактеризованы как передача товаров для собственных нужд налогоплательщика или как операция по реализации товаров. (см. Постановление ФАС МО от 06.04.2009 N КА-А40/2403-09).
Помимо соблюдения целей организация, которая занимается благотворительностью, должна документально подтвердить такие операции для получения права на льготу. Примерный перечень документов, на основании которых это можно сделать, привел Минфин России в письме от 26.10.2011 № 03-07-07/66. Налоговые органы, оценивая правомерность того, что организация претендует на льготное налогообложение спонсорской помощи, примут в расчет такие документы:
- договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
- копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
- документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).
Если благотворительную помощь получает физическое лицо, достаточно представить документ, подтверждающий фактическое безвозмездное получение гражданином товаров, работ или услуг (см. письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825, письмо Минфина России от 26.10.2011 №03-07-07/66).
Если пожертвования (не обязательно благотворительные) осуществляются только в денежной форме некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или физическим лицам, то пакет документов собирать вообще не нужно. И более того, в таком случае не следует заявлять и благотворительную льготу. Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС у передающей стороны по другим основаниям (п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Эта позиция подтверждается также решениями арбитражных судов (см. постановление ФАС МО от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08, ФАС ПО от 26.01.2009 № А55-9610/2008).
И наконец, если благотворитель осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, он обязан вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). При этом порядок раздельного учета операций налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и раскрывает в учетной политике.
Гнк разъяснил льготы в обмен на благотворительность и пообещал контролировать их применение
8 мая 2020, 11:04 Бизнес 1 734
В конце апреля бизнес получил возможность получить льготы в обмен на благотворительность.
Эльдос Фазылбеков / Spot
Как ранее писал Spot, Шавкат Мирзиёев подписал указ о дополнительной поддержке населения и бизнеса в период пандемии.
Среди прочего, С 1 апреля 2020 года по 1 октября 2020 года безвозмездная передача денег, товаров, услуг фондам «Махалла», «Доброта и поддержка», «Узбекистон мехр-шавкат ва саломатлик», а также физическим лицам, включенным в перечень нуждающихся в социальной поддержке, формируемый хокимиятами:
- рассматривается в качестве вычитаемых расходов при исчислении налога на прибыль;
- освобождается от НДС;
- не включается в объект обложения по налогу с оборота.
В пресс-службе Государственного налогового комитета рассказали, как это работает.
Например, если предприятие пожертвовало в благотворительный фонд свою сельскохозяйственную продукцию на сумму 40 млн. сумов, НДС по ставке 15% т. е. 6 млн сумов оно не будет оплачивать в бюджет.
- Кроме того, средства, пожертвованные субъектами предпринимательства, считаются вычитаемыми расходами и не облагаются налогом на прибыль.
- Налоговая база по налогу на прибыль предприятия составляет 100 млн сумов, налог на прибыль по ставке 15% составит 15 млн сумов.
- Однако налоговая база по налогу на прибыль уменьшается (100 млн сумов — 40 млн сумов) на сумму выделенной на благотворительность продукции (благотворительность — 40 млн сумов), и с указанной части средств налог на прибыль не исчисляется.
«Рассматривая пример других стран, практика применения налоговых льгот по благотворительности действует не во всех из них, и она очень разнородна. В странах, где она используется, при исчислении налога на прибыль только от 3% до 10% благотворительных средств относится к вычитаемым расходам», — говорится в сообщении.
В период борьбы с распространением коронавирусной инфекции президентом издан документ о применении ряда налоговых льгот для благотворительности с целью поддержки социально уязвимых слоев населения.
В то же время, согласно указу, в 2020 году сумма материальной помощи, не облагаемой налогом на доходы физических лиц, выплачиваемая работнику, увеличивается с 2,8 млн сумов до 5,1 млн сумов.
Благотворительность: учет и налогообложение
В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.
- Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».
- Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
- Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.
В благотворительной деятельности могут участвовать как частные, так и юридические лица.
Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам-организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.
А вот по уплате НДС для благотворителей льгота есть.
В силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС еще с 2016 года. Главное условие — надо, чтобы такая деятельность велась в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ и не касалась подакцизных товаров.
Чтобы можно было применить льготное налогообложение благотворительной помощи по НДС, необходимо соблюдать определенные условия. Как было сказано выше, главным из них является оказание благотворительной помощи только в определенных законодательством целях.
Допустим, строительная организация на безвозмездной основе произвела работу по ремонту помещения школы с закупкой необходимых для ремонта материалов. Эти работы освобождаются от обложения НДС (см. Письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-07/49). Также вручение обществом подарков работникам, уходящим на пенсию, относится к хозяйственным операциям, преследующим такую цель, как «социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных», и освобождаемым от обложения НДС (см. Постановление ФАС ЦО от 04.07.2012 N А14-2540/2011).
Безвозмездная передача детских подарков работникам предприятия для их детей с целью пропаганды и укрепления семейных ценностей, проявления заботы о подрастающем поколении, содействия защите материнства, детства и отцовства, — это благотворительная помощь; налогообложение применяется льготное: организация освобождается от обложения НДС, так как эти действия не могут быть охарактеризованы как передача товаров для собственных нужд налогоплательщика или как операция по реализации товаров. (см. Постановление ФАС МО от 06.04.2009 N КА-А40/2403-09).
Помимо соблюдения целей организация, которая занимается благотворительностью, должна документально подтвердить такие операции для получения права на льготу. Примерный перечень документов, на основании которых это можно сделать, привел Минфин России в письме от 26.10.2011 № 03-07-07/66. Налоговые органы, оценивая правомерность того, что организация претендует на льготное налогообложение спонсорской помощи, примут в расчет такие документы:
- договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
- копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
- документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).
Если благотворительную помощь получает физическое лицо, достаточно представить документ, подтверждающий фактическое безвозмездное получение гражданином товаров, работ или услуг (см. письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825, письмо Минфина России от 26.10.2011 №03-07-07/66).
Если пожертвования (не обязательно благотворительные) осуществляются только в денежной форме некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или физическим лицам, то пакет документов собирать вообще не нужно. И более того, в таком случае не следует заявлять и благотворительную льготу. Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС у передающей стороны по другим основаниям (п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Эта позиция подтверждается также решениями арбитражных судов (см. постановление ФАС МО от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08, ФАС ПО от 26.01.2009 № А55-9610/2008).
И наконец, если благотворитель осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, он обязан вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). При этом порядок раздельного учета операций налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и раскрывает в учетной политике.
Новый порядок налогообложения расходов на благотворительность
Что дает принятый Закон № 172-ФЗ компаниям и предпринимателям?
В первую очередь, возможность признавать в налоговых расходах затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования):
- для предупреждения и предотвращения распространения коронавируса;
- для диагностики и лечения коронавируса.
Имущество должно быть безвозмездно передано медицинским организациям, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Это означает, что на стоимость безвозмездно переданных на борьбу с коронавирусом (лечение, диагностика, предотвращение распространения) имущества или перечисленных (переданных) денежных средств, компании или ИП смогут уменьшить налоговые расходы и не платить налог на прибыль по ставке 20% (либо единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).
Во-вторых, теперь не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по таким операциям. Такая мера позволит благотворителям, оказывающим помощь по борьбе с пандемией, сэкономить еще 20% на НДС.
При этом получателями денежных средств или имущества должны быть:
- некоммерческие медицинские компании;
- органы государственной власти и (или) местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В противном случае (например, передача имущества или денежных средств частному медицинскому центру) — учесть расходы не получится.
Указанные расходы (при соблюдении условий о получателе благотворительной помощи) подлежат учету либо:
- в составе внереализационных расходов на основании пп.19.5 п.1 ст.265 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
- в составе расходов при УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») на основании пп.23.1 п.1 ст.346.16 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
- в составе расходов при ЕСХН на основании пп.24.1 п.2 ст.346.5 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ).
Внесенные поправки действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.
До принятия поправок благотворители платили 20% налога на прибыль (либо единый налог при УСН или ЕСХН) с таких расходов и восстанавливали 20% НДС.
Законом № 172-ФЗ установлена возможность учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, пожертвования в виде имущества, переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов.
Речь идет о безвозмездно переданному имуществу (включая денежные средства) следующим категориям НКО (пп.19.6 п.1 ст.265 НК РФ):
— социально ориентированным, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);
- получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;
- получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
- централизованным религиозным организациям;
- религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций;
- социально ориентированным НКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
- иным НКО, включенным в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса.
На практике это означает, что перечисление благотворительной помощи только тем НКО, которые числятся в реестре, позволит благотворителям воспользоваться правом на вычет. Но не все, даже известные благотворительные фонды, подпадают под эти критерии.
Например, известный благотворительный фонд «Подари жизнь», который собирает деньги для лечения детей, не получает субсидии и гранты и не включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, данные налоговые послабления не коснутся компаний, применяющих «упрощенку» (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и ЕСХН. То есть при расчете единого налога при УСН, ЕСХН они не вправе воспользоваться вычетом.
Налоговые расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) благотворителя (которая, в свою очередь, определяется в общем порядке в соответствии со ст.249 НК РФ).
Внесенные поправки также действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.
При этом под имуществом подразумеваются как непродовольственные, так и продовольственные товары (письмо Минфина РФ от 28.05.2020 г. № 03-03-06/3/45318).
Для каких целей и в какой момент будет использоваться получателем имущество, не скажется на налоговой льготе благотворителей.
Критерии для включения НКО в указанный реестр, а также порядок его ведения и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на его ведение, ус��анавливаются Правительством РФ. Поэтому установленное ограничение в 1% (видимо для предотвращения попыток злоупотребления операций по обналичиванию денег через благотворительные фонды) кажется излишним, ведь числящиеся в реестре НКО являются законопослушными.
На сегодняшний день ведением такого реестра занимается Минэкономразвития РФ.
Так, в реестре (информация Минэкономразвития РФ от 05.06.2020 г.). по состоянию на 29.06.2020 г. число социально-ориентированных НКО составило 22 895.
Однако не все так гладко. В части НДС при передаче имущества НКО льгот у благотворителей нет. Если перечислены деньги, то объекта налогообложения НДС не возникает в любом случае (ст.146 НК РФ).
Как мы уже отмечали, в отношении помощи по борьбе с коронавирусом, обязанность восстанавливать НДС у благотворителя не возникает (пп.51 п.2 ст.146 НК РФи абз.1 пп.2 п.3ст.170 НК РФ). Иная ситуация возникает в случае безвозмездной передаче имущества НКО. Если компания передает имущество благотворительному фонду (например, продуктовые ритейлеры зачастую жертвуют продукты питания), то НДС со стоимости переданного имущества придется восстановить. Возможно в ближайшее время будет устранена законодательная недоработка в части НДС, чтобы стимулировать благотворителей оказывать помощь.
Благотворительная организация — общее понятие для специально созданных объединений, занимающихся благотворительностью. Согласно закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ благотворительные организации должны быть обязательно некоммерческими, без участия государства или его субъектов. Они могут быть созданы в форме:
- общественных организаций (объединений) — ст. 6 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
- фондов — ст. 7 закона № 7-ФЗ;
- учреждений (если учредитель — благотворительная организация) — ст. 9 закона № 7-ФЗ и пр.
Благотворительные организации должны вести бухучет и отчетность согласно п. 1 ст. 19 закона № 135-ФЗ. Годовой отчет должен находиться в открытом доступе; также он представляется в орган, принявший решение о госрегистрации такой организации, и в налоговый орган (пп. 2–3 ст. 19 закона № 135-ФЗ).
Что такое благотворительный фонд (далее — БФ)? Это некоммерческая организация (НКО), которая может быть учреждена гражданами или юрлицами за счет добровольных взносов в благотворительных целях (ст. 7 закона № 7-ФЗ). БФ является собственником имущества, которое передано ему в качестве вкладов учредителями. Цели БФ должны быть прописаны в уставе. Попечительский совет — главный орган БФ.
Для НДС налогоплательщиками являются любые организации (п. 1 ст. 143 НК РФ). Обязанность представлять декларации лежит на всех налогоплательщиках (п. 5 ст. 174 НК РФ), поэтому нулевые декларации должны быть поданы даже при отсутствии налогооблагаемых операций.
В связи с чем благотворительная деятельность не попадает под НДС? Если в качестве помощи безвозмездно передаются деньги, то объекта налогообложения для НДС не возникает согласно ст. 146 НК РФ. Если же происходит передача товаров или имущественных прав, то действует подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, по которому такие операции (кроме подакцизных товаров) НДС не облагаются. Для подтверждения таких свободных от НДС операций необходимо:
- соблюдать цели БФ согласно уставу;
- иметь документы, подтверждающие безвозмездную передачу.
Если получатель помощи — юрлицо, такими документами могут быть договор с получателем, акты приемки-передачи. Для физлиц нужен документ, подтверждающий, что помощь получена (письмо Минфина РФ от 26.10.2011 № 03-07-07/66).
На БФ, осуществляющие и облагаемые, и необлагаемые НДС операции, возложена обязанность вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ), правила которого указываются в учетной политике. По закупкам в целях благотворительности входящий НДС учитывается в стоимости покупки и к вычету не принимается (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). По закупкам в целях коммерческой деятельности НДС может быть принят к вычету, а реализация будет объектом для начисления налога.
Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ при подаче соответствующего заявления в налоговый орган есть возможность отказаться от освобождения от уплаты НДС по благотворительным операциям — тогда можно принять к вычету соответствующий входящий НДС, что иногда получается выгоднее.
Налогообложение благотворительных взносов
^К началу страницы
Петров Н.К. получил за прошедший год доход в размере 400 000 рублей, при этом его работодатель уплатил с его доходов НДФЛ по ставке 13% в размере 52 000 рублей:
НДФЛ = 400 000 руб. х 13% = 52 000 руб.
В течение года Петров Н.К. перечислил на благотворительные цели 130 000 рублей.
В начале следующего года Петров Н.К. подал в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию с заявлением и копиями банковских выписок о перечислении денежных средств на благотворительность.
Максимально возможный размер вычета составляет 25% от суммы дохода, или 400 000 х 25% = 100 000 рублей.
Расходы на благотворительность в 130 000 рублей больше максимально возможного размера вычета в 100 000 рублей, поэтому НДФЛ с учетом расходов на благотворительность будет рассчитываться налоговым органом из суммы в 300 000 рублей:
НДФЛ = (400 000 руб. – 100 000 руб.) х 13% = 39 000 руб.
Поскольку работодатель уже уплатил за прошедший год с доходов Петрова Н.К. НДФЛ в размере 52 000 рублей, налоговый вычет составит 52 000 руб. – 39 000 руб. = 13 000 руб.
Благотворительность: учет и налогообложение
Благотворительная помощь — это вид финансовой и нефинансовой поддержки организаций и фондов, бюджетных учреждений (например, школ и музеев), спортивных и социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также отдельных граждан. Государство поощряет такую деятельность, в частности, предлагая льготное налогообложение. В нашем обзоре мы расскажем подробно о том, какие существуют налоговые льготы и способы бухучета операций, связанных с безвозмездным перечислением средств.
КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня
Получить доступ
1. Понятие благотворительной деятельности
2. На какие цели направлена благотворительная деятельность
3. Кто участвует в благотворительной деятельности
4. Налог на прибыль
5. Льготы по НДС
6. Отказ от льготы по НДС
7. «Входной» НДС
8. Бухгалтерский учет благотворительной помощи
9. Заполняем налоговую декларацию
10. Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ
11. Кому помогать
12. В какой форме оказывать помощь
13. Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог
14. Как перечислить деньги на благотворительные цели
15. Благотворительность юридических лиц в адрес фондов
16. Куда обращаться, и какие документы необходимы для получения вычета
Многие юридические лица в определенный период своего развития приходят к благотворительности. Но если у граждан этот вид деятельности не требует определенного оформления, то к организациям закон более строг. Любая деятельность должна быть отражена в бухгалтерском и налоговом учете.
Налоговые льготы для благотворителей
Льготы | Россия | США |
Льготы для граждан |
Вычитать из налоговой базы подоходного налога можно пожертвования на сумму, которая не превышает 25 процентов от размера дохода за отчетный период (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ) |
Из налогооблагаемой базы можно вычитать подтвержденные финансовые пожертвования в пределах от 20 до 50 процентов совокупного дохода за отчетный период. Ставку вычета определяют в зависимости от вида передаваемой собственности и статуса фонда-получателя. Если пожертвования производят в форме движимого и недвижимого имущества или ценных бумаг, действуют специальные правила оценки (IRS 17) |
Льготы для компаний |
При расчете базы налога на прибыль не учитывают доходы, полученные в рамках благотворительной деятельности (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). От уплаты НДС освобождается безвозмездная передача товаров в рамках благотворительной деятельности, за исключением подакцизных товаров (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ) |
Зарегистрированные государством благотворительные фонды получают специальный статус. Их деятельность не облагается налогами. Компании, которые жертвуют деньги фонду, могут полностью вычитать эти суммы из налоговой базы. Другие формы пожертвований, например дарение имущества и ценных бумаг, регулируются специальными правилами. Налоговые вычеты по ним в среднем достигают половины суммы (IRS 1771). В США нет налогов, |
Налогообложение благотворительных взносов
Бизнес вынужден следовать директивам власти, упуская существенный элемент управления – экспертизу целесообразности финансируемой деятельности, оценку ожидаемых результатов, поиск решений, наиболее полезных для своих сотрудников, членов их семей и местных сообществ в целом. «Социальная нагрузка» становится для компании условием вхождения в рынок, способом преодоления административных барьеров и в ряде случаев влияет на оценку привлекательности инвестиционных проектов. Желание органов региональной власти сохранить существующую социальную инфраструктуру, страх перед структурными реформами, которые могут потребовать сокращения работников бюджетной сферы или их профессиональной переориентации, приводят к тому, что средства, запрашиваемые у бизнеса, направляются на консервацию существующей социальной сферы, зачастую не слишком полезной для населения. Прямым следствием «добровольно-принудительной благотворительности является низкая эффективность социальных программ бизнеса.
Типичными примерами в этом отношении являются:
§ строительство крупных объектов (дома культуры, дворцы спорта), которые муниципалитеты впоследствии не могут содержать;
§ поддержка «умирающих» объектов социально-культурной сферы, препятствующая оптимизации сети бюджетных учреждений;
§ прямые доплаты к заработной плате работников бюджетных учреждений, «консервирующие» неэффективную структуру занятости.
Корпоративное финансирование, зажатое в рамки «добровольно-принудительной благотворительности», порождает иждивенчество и бюрократизм. Последствиями «добровольно-принудительной благотворительности является низкая эффективность социальных программ бизнеса. Типичными примерами в этом отношении являются строительство крупных объектов (дома культуры, дворцы спорта), которые муниципалитеты впоследствии не могут содержать; поддержка «умирающих» объектов социально-культурной сферы, препятствующая оптимизации сети бюджетных учреждений; прямые доплаты к заработной плате работников бюджетных учреждений, «консервирующие» неэффективную структуру занятости. Таким образом, корпоративное финансирование, зажатое в рамки «добровольно-принудительной благотворительности», может привести к своеобразным «контрреформам», порождать иждивенчество и бюрократизм.
Модель 2. «Торг»
В этой модели ни власть, ни бизнес не могут диктовать другой стороне свои правила игры. Взаимодействие строится исходя из принципа: «Выгодно одному – невыгодно другому». Социальная ответственность в этом контексте понимается как инструмент политических манипуляций, давления сторон друг на друга. Представители власти считают, что решение о выборе направлений социальных программ нужно принимать на уровне региональной власти и органов местного самоуправления, так как предприниматели не понимают нужд населения и социальных проблем территории в целом. Обычно бизнес участвует в реализации социальных программ и акций, инициированных местной администрацией, что не исключает ряда взаимных претензий. Претензии компаний в основном связаны с многочисленными не скоординированными друг с другом «запросами» на оказание помощи; претензии администрации – с тем, что бизнес выделяет недостаточно финансирования. Общественность, население в этой модели рассматриваются исключительно как потенциальные избиратели. Один из способов осуществления «торга» – так называемая «партийная благотворительность», то есть финансирование социальных программ в рамках избирательных кампаний. Благотворительность – удобный и эффективный способ войти в квартиру пенсионеров и инвалидов. Безусловно, подобная практика, мягко говоря, небезупречна с этической точки зрения.
Модель 3. «Власть-корпорация»
Основная характеристика этой модели – диктат бизнеса, невыгодный, однако, самому бизнесу. Корпорация вынуждена выполнять компенсирующую функцию, “достраивать” город до уровня, который нужен для обеспечения производства — от продукции высоких биоинженерных технологий до продуктов питания. В каком-то смысле бизнес сам вынужден “стать городом”, однако такой город не может быть полноценным, это “город при заводе”, город-комбинат. Вклады бизнеса определяются исходя из необходимости обеспечивать ресурсы для производства и сбыта продукции. Это не только энерго-, водо- и теплоснабжение, но и воспроизводство рабочей силы, требующее поддержания системы общего и профессионального образования, здравоохранения, досуга и рекреации. Жилищно-коммунальное хозяйство — один из “цехов” комбината. Вся городская жизнь, включая внутригородское распределение земель по видам использования и типам застройки, подчинена интересам производства. Местное самоуправление существует, однако не обладает реальной властью. Местные сообщества не вовлечены в процесс принятия решений. Мэр города является «ставленником» корпорации.
Модель 4. «Социальное партнерство»
В этой модели стороны осознают, что ни государство, ни бизнес, ни местное самоуправление, ни общественность в одиночку не могут обеспечить благосостояние территорий, политическую и экономическую стабильность. Взаимодействие строится по принципу: «Выгодно каждому – выгодно всем». Исследование Ассоциации российских менеджеров показало, что наиболее эффективной, с точки зрения бизнеса, моделью взаимодействия бизнеса и государства является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых ��изнес может принять активное участие.
Сторонниками этой модели выступили 52,94% опрошенных руководителей высшего звена. Именно в объединении ресурсов и профессиональной экспертизы каждого из секторов видится наиболее оптимальная модель решения социальных задач. Представители власти предлагают взять на себя функцию координатора социальных вложений местного бизнеса, стать гарантом их эффективного и целевого использования. Предприниматели ждут от государства и местного самоуправления комплексных мер по формированию единой, прозрачной политики поддержки благотворительности и социальных инвестиций бизнеса.
Date: 2015-09-24; view: 193; Нарушение авторских прав
Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
В настоящее время в действующем законодательстве понятие «спонсорство» не закреплено. Вместе с тем понятия «спонсор» и «спонсорская реклама» предусмотрены в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ).
Спонсор — это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности (п. 9 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
Из этих определений можно сделать вывод, что под спонсорством следует понимать взаимоотношения между спонсором и спонсируемым лицом, которые выступают в роли рекламодателя и рекламораспространителя.
Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг. Такой договор может предусматривать распространение не только спонсорской рекламы (упоминание лица как спонсора), но и рекламы его товаров, работ и услуг, например, путем размещения логотипа спонсора.
Если же договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, безвозмездная спонсорская помощь может быть признана благотворительной.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).
При оказании благотворительной помощи между благотворителем и благополучателем отсутствуют отношения по выполнению работ, оказанию услуг, а благотворительная помощь не относится ни к одному из перечисленных договоров.
Следовательно, при оказании благотворительной помощи физическому лицу у организации, на наш взгляд, обязанности по уплате страховых взносов не возникает.
Игра на истощение. За чей счет будут латать дыры в бюджете
Но самое интересное ждёт нас впереди. Дефицит 2022 года – лишь разминка. В 2023 году Минфину придётся изыскать уже 2,9 трлн рублей, не будет избытка денег и в следующие 2 года. По мнению Михаила Щапова, основная причина – падение нефтегазовых доходов. И оно неизбежно.
— То, что нефтегазовые доходы будут падать, было понятно в конце весны. Санкции ограничивают рынки сбыта для нефтегазовых компаний, вынуждают продавать продукцию с дисконтом, снижать добычу. Скоро начнут возникать серьезные проблемы с оборудованием для добычи, которое поставляется и обслуживается зарубежными компаниями. Если посмотреть бюджет на 2023 год, то там заложено падение нефтегазовых доходов почти на 3 трлн рублей.
Какие есть условия для компаний
О том, как бизнесу получить налоговый вычет за пожертвования, рассказала директор по правовым вопросам группы компаний Philin Philgood Наталья Дроздовская на конференции «Добро 2020».
Получить преференцию для бизнеса на удивление просто — не надо подавать специальных заявлений или вступать в какие-либо реестры. Применяется она при расчете налога на прибыль, начиная с 1 января 2020 года. Теперь пожертвования в благотворительные и другие некоммерческие организации бизнес может учитывать как расходы, а значит, уменьшать на эту сумму базу при расчете налога на прибыль. Единственные условия для компании — пользоваться общей системой налогообложения и, собственно, сделать благотворительное пожертвование.
«Любое пожертвование — деньги, имущество, ценные бумаги — может быть безвозмездно передано юрлицом, и потом будет учитываться как внереализационный расход. В конечном итоге налоговая база может быть уменьшена на величину переданных пожертвований. Но такое уменьшение не может составлять более 1% от выручки. Это условие распространяется на все пожертвования, которые были сделаны с 1 января текущего года», — объясняет Дроздовская.
Необходимые документы для получения налоговых льгот
Исходя из буквы закона, участниками благотворительной деятельности считаются:
- Благотворители – физические лица, ИП, ООО, крупные компании, добровольно и безвозмездно предающие деньги, различные ресурсы на поддержание определённых социальных групп, участвующие в работе специализированных фондов.
- Добровольцы или волонтеры – лица, добровольно выполняющие определенные работы, оказывающие услуги на безвозмездной основе.
- Благополучатели – люди, получающие помощь от первых двух групп.
Спонсорство не входит в понятие благотворительность как таковое, так как имеет возмездную основу. Спонсор заключает с Фондом особый договор о оказании дополнительных рекламных услуг, то есть получает определенную прибыль от своих действий, поэтому налоговые льготы на них не распространяются.
Для уменьшения суммы налогообложения, получение возврата НДС нужно предоставить пакет документов в налоговую. В зависимости от статуса обращающегося (частное лицо, ИП или компания) список корректируется, но в него обычно входят:
- Заполненная налоговая декларация за период.
- Справка о доходах по форме № 2-НДФЛ.
- Документы, подтверждающие перечисление денег в благотворительные фонды или поддерживаемые организации на безвозмездной основе.
- Договоры оказания материально помощи, услуг на безвозмездной основе, подтверждающие благотворительную деятельность за период.
То есть, чтобы получить вычет, необходимо в первую очередь доказать, что вы действительно передали деньги и ресурсы в помощь нуждающимся на полностью безвозмездной основе.
Юристы Благотворительного фонда помощи детям имени Примакова Е. М. при первичной консультации смогут подробнее осветить этот вопрос с учетом специфики каждого отдельного благодетеля.