Штраф за езду без тахографа в 2022 и 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду без тахографа в 2022 и 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В некоторых случаях при остановке вашего транспортного средства и требования предъявления тахографической карты, ответственности административного характера можно избежать. Нужно доказать, что карточка потерялась или была повреждена. Для подтверждения нужно в корректной форме, со всеми доказательствами рассказать по какой причине это произошло. Составления заявления не требуется.

Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?

устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:

  • М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
  • М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
  • N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
  • N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.

Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:

  • Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
  • Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
  • Строительные автомобили, используемые на объектах.
  • Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
  • Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
  • Автомобили, проходящие испытания.
  • Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
  • Машины военного назначения.
  • Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.

Требования к тахографам

Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.

Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.

Современные тахографы имеют следующие функции:

  • определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
  • регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
  • определять координаты нахождения и регистрировать их;
  • определять пройденное расстояние (пробег).

Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:

  • наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
  • сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
  • срок действия карты (три года от даты выдачи).

Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:

  • соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
  • соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
  • иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
  • иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
  • быть исправным в момент выезда на маршрут.

Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:

  • наличия тахографа в транспортном средстве;
  • работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
  • наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.

При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.

Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации

Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.

Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:

  1. Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
  2. При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
  3. Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
  4. При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
  5. По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.

Ключевые моменты приказ Минтранса №339 от 15 октября 2019 года.

Был определен порядок оснащения тахографами транспорта физических лиц, так же теперь физическое лицо может оформить карту предприятия.

Категории ТС M3 M2 N3 N2
Экологический класс не установлен 1 ноября 2019 1 августа 2020 1 марта 2020 1 декабря 2020
Экологический класс 0…3 1 февраля 2020 1 ноября 2020 1 июня 2020 1 марта 2021
Экологический класс > 4 1 мая 2020 1 февраля 2021 1 сентября 2020 1 июня 2021
ТС, принадлежащие многодетным 1 января 2022

Логика такого порядка оснащения понятна. Самую большую опасность на дорогах представляют старые автомобили, чем они новее, тем выше экологический класс.

Какой предусмотрен штраф за езду без тахографа?

С момента введения закона до 2021 год езда на коммерческом транспорте без тахографического контроля считалась административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность. Но также если более детально разобраться, то за езду без тахографа несет ответственность не только лицо, управляющее грузовым ТС, но и непосредственно работодатель. Это объясняется тем, что каждое коммерческое ТС и водитель должны быть проверены на соблюдение обязательных регламентов транспортировки грузов и пассажиров.

На нашем сайте доступна юридическая консультация бесплатно онлайн и круглосуточно:

Помимо этого, нарушение установленного графика лицом, которое управляет ТС, также влечет ответственность. То есть согласно ПДД человек может беспрерывно управлять автомобилем не более девяти часов, что собственно и контролирует тахограф. Именно поэтому если отсутствует прибор или не соблюдаются установленные правила, будут применены следующие меры ответственности:

  1. За отсутствие прибора будет возлагаться денежный штраф на следующих лиц:
  • На лицо, которое управляет ТС от 1 до 3 тысяч рублей;
  • Руководителя поездками от 5 до 10 тысяч рублей;
  • Юридическое лицо от 15 до 30 тысяч рублей.
  1. При несоблюдении установленного режима штраф от 1 до 3 тысяч рублей.

Также ответственность возлагается, если он находится в выключенном или неисправном состоянии. Инспектором дорожного регулирования также может быть выписан штраф за отсутствие карты тахографа.

Помимо этого, каждое устройство контроля должно соответствовать установленным регламентам, согласно действующему законодательству. К данным требованиям относятся следующие:

  • К прибору обязательно должна прилагаться специальная карточка с чипом, а также датчик движения.
  • В устройстве должны быть интегрированы GPRS и GPS модуль, работающие на прием и отправку сигналов (в отечественных устройствах может быть интегрирован ГЛОНАСС).
  • Пломба на корпусе не должна быть поврежденной.
  • На шурупах, которые скрепляют корпус прибора не должно присутствовать каких-либо повреждений (даже мельчайшей царапинки).
  • Звук, а также индикаторы тахометра должны функционировать без каких-либо дефектов.

Все вышеперечисленные нормы регламентированы на законодательном уровне.

Сферы применения тахографа

Тахограф – специальный прибор, ведущий комплексный учет показателей, напрямую влияющих на безопасность передвижения транспортного средства. Среди них:

  • скорость движения;

  • пробег;

  • маршрут следования;

  • время работы и отдыха водителя.

Устройство позволяет разрешать спорные ситуации с сотрудниками ГИБДД по поводу соблюдения правил дорожного движения, а владельцы автотранспортных предприятий с его помощью могут контролировать работу персонала и оценивать производительность.

Категории ТС, на которых в обязательном порядке устанавливаются средства тахографического контроля, утверждены приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013 г., в который позднее вносилось несколько дополнений.

В перечень входят:

  • ТС для перевозки пассажиров с максимальной массой до 5 тонн и количеством сидячих мест (кроме водительского) свыше 8 (категория М2).

  • Пассажирские ТС с максимальной массой более 5 тонн и количеством сидячих мест свыше 8 (категория М3).

  • Грузовой автотранспорт с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2).

  • Грузовой автотранспорт с максимальной массой свыше 12 тонн (категория N3).

Читайте также:  Особенности возмещения ущерба от ДТП при смерти виновника

Где и как получить карту водителя для тахографа

Оформить карту водителя можно разными способами:

  1. Личным обращением в организацию, уполномоченную принимать заявления о выдаче и замене карт тахографа. На сайте Росавтотранса есть перечень таких организаций с адресами в разных городах России.
  2. Можно заказать карту онлайн на сайте аккредитованной организации, приложив скан-копии документов.
  3. Также оформить карту водителя можно в МФЦ по месту жительства.

Во всех случаях потребуется предоставить определенный перечень документов с копиями:

  • Паспорт;
  • Водительское удостоверение;
  • Фото черно-белое 3,5х4,5 см;
  • СНИЛС;
  • ИНН (для СКЗИ);
  • Справка-ходатайство с места работы (для СКЗИ).

Также потребуется заполнить заявление о выдаче карты и согласие на обработку персональных данных.

Стоимость оформления карт колеблется в пределах 3 000 — 5 000 рублей, в зависимости от вида карты и изготовителя.

Нормативная база, которая используется для регулировки всех аспектов использования тахографов, в последние годы значительно расширилась. Изменения и дополнения к документам принимаются достаточно регулярно, потому важно следить за новшествами в законодательстве.

В первую очередь это приказы Министерства Транспорта РФ:

  • № 36 (февраль 2013), утверждающий основные требования к бортовым самописцам для транспорта.
  • № 55 (февраль 2017) с изменениями нормативов, содержащихся в № 36.
  • № 227 (июль 2021 года), делающий обязательным оснащение автобусов тахографами.

Кроме того, нормативная база в области тахографии включает:

  • Приказ № 727 Министерства Внутренних Дел РФ, которые регламентирует порядок надзора за использованием транспорта.
  • Федеральный закон №196, который является основным документом по безопасности дорожного движения.
  • КоАП РФ, в частности его статья 11.23, которая определяет суммы штрафных санкций.

Карта водителя для тахографа

Тахограф может работать в трех режимах — вождение, проверка и ремонт. Для работы в первом режиме ему необходима карточка со встроенным микрочипом. На карточке хранятся данные о водителе, для которого она была выпущена. У каждого водителя, работающего на авто с тахографом, должна быть такая карта. Перед началом движения водитель вставляет свою карточку в тахограф, и устройство начинает регистрировать время движения и отдыха. Если карты для тахографа у водителя нет, то ГИБДД может выписать штраф.

За оформление карты водителя ответственна компания, нанимающая его. Она должна подать справку-ходатайство и пакет документов (паспорт, водительское удостоверение, СНИЛС и фото водителя) в аккредитованную компанию. И х список есть на сайте Росавтотранса. Подать документы можно онлайн, лично придя в отделение или в МФЦ по месту жительства.

Стоимость оформления карты для тахографа — около 3–5 тысяч рублей. Каждая компания, выпускающая карты с чипом, может устанавливать свои расценки, поэтому приведенная стоимость примерна. Расходы на оформление этой карты несет работодатель (это указано в статье 22 ТК РФ).

Если у водителя нет карты, его сразу оштрафуют от 1 до 3 тысяч рублей. Затем органы правопорядка будут выяснять, есть ли карта у водителя в принципе. Если ее не выпускали, то наступает ответственность и для транспортной компании, где работает этот водитель. Штраф для юрлица составит от 5 до 10 тысяч рублей. По закону водитель может избежать штрафа, если карта была утеряна в поездке, но, разумеется, никто водителю на слово верить не будет, а доказать, что карточка действительно потерялась, довольно трудно.

Кому нужно устанавливать тахограф?

Действующие на территории нашей страны законы, регламентирующие использование тахографа, обязуют производить их установку исключительно на ТС, задействованные в коммерческих целях для перевозки пассажиров и грузов. В противном случае водителя может ожидать штраф за отсутствие тахографа.

Так, с начала текущего года установка тахографа обязательна для:

  • М2 массой до 5 т. и числом пассажирских мест не менее 8;
  • М3 массой свыше 5 т. и числом пассажирских мест не менее 8;
  • N2 – ТС данной категории предназначаются для перевозки грузов, но суммарный вес должен быть не более 12 т.;
  • N3 – ТС для транспортировки грузов, вес которых превышает 12 т.

На все указанные выше автомобили тахограф устанавливается еще на заводе производителе, именно поэтому после их приобретения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не требуется заниматься закупкой и монтажом специального оборудования. Соответственно, стоит заняться только их регистрацией.

Можно ли ездить без карты тахографа?

Несмотря на все вышеперечисленные нормы и требования, избежать штрафа за отсутствие карточки водителя для тахографа, как и самого прибора, оказывается вполне возможно. Устройство допускается не устанавливать на следующие транспортные средства:

  • троллейбусы;
  • автобусы, осуществляющие регулярные перевозки на расстояние до 50 км в одну сторону;
  • автомобили сотрудников экстренных служб;
  • автомобили, принадлежащие частникам, масса которых не превышает 7,5 т. при перевозке некоммерческого груза.
Читайте также:  Разгосударствление и приватизация экономики

Стоит также отметить и то, что штраф за отсутствие карты тахографа не может быть оформлен в отношении автомобилей КАМАЗ, которые эксплуатируются на строительной площадке. Не распространяется штрафная санкция также на транспортные средства, оснащенные подъемниками с оборудованием, рабочими платформами или манипулятором, которые используются для обслуживания нефтяных и газовых скважин или при выполнении ряда работ в коммунальном хозяйстве.

Штраф за эксплуатацию ТС без тахографа

Какой штраф налагается на водителя, если он ездит без устройства? По условиям закона, эксплуатация коммерческих средств автотранспорта, не ведущих тахографический контроль, строго запрещена.

При этом ответственность за правонарушение понесёт не только водитель транспорта, но и его работодатель, так как каждая коммерческая автомашина и её водитель должны подвергаться обязательной проверке — она контролирует соблюдение регламентов перевозки пассажиров или грузов.

Кроме того, на водителя, нарушающего график, также налагаются штрафные санкции – согласно Правилам дорожного движения, непрерывное управление автомашиной допускается не более 9 ч. Такие показатели как раз и находятся под контролем устройства.

Какой штраф за отсутствие тахографа?

На сегодняшний день существует статья 11.23 КоАП, в котором сказано, что отсутствие тахографа влечет за собой ответственность и штраф в азмере 1000-3000 рублей. Также за отсутствие тахографа будет оштрафовано должностное лицо на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. В случае, когда водитель нарушит режим отдыха и работы, то ему грозит штраф в размере от 1000 до 3000 рублей.

Остальные случаи, когда отсутствие карточка или тахограф отключен, расцениваются как отсутствие оборудования.

Для водителей автобусов и грузовиков дальнего следования стоит помнить, что они обязаны полноценно отдыхать, если находятся в дороге более 9 часов в сутки.

Спасибо за внимание! Не забывайтесь ставить лайки и подписываться! Впереди много интересного!

Что нужно знать о тахографе?

Устанавливать тахографы нужно на грузовики, которые используются с коммерческой целью. В крупных компаниях, оказывающих услуги грузоперевозок, есть обученный человек, отвечающий за установку, проверку и ремонт устройства. Но распространяется ли требование об установке тахографа на физических лиц? Здесь все просто — если водитель перевозит личные вещи и груз, созданный своими руками (например, урожай с огорода), то оборудование можно не устанавливать. Однако чаще всего водители грузовиков перевозят товары, закупаемые оптом у производителя.

А это уже является коммерцией.

Но тахографы должны стоять не на всех грузовиках, а только на автомобилях определенной категории. К ним относится:

  • М2 — масса машины не превышает 5 тонн, а количество посадочных мест более 8;
  • М3 — масса машины превышает 5 тонн, количество пассажирских мест — более восьми;
  • N2 — машины для перевозки грузов общей массой от 3, 5 до 12 тонн;
  • N3 — машины для перевозки грузов массой более 12 тонн.

Получается, что установка тахографа осуществляется на автобусы и грузовики. Единственным исключением является наличие в автомобиле устройства, установленного заводом-изготовителем грузовика или автобуса. Такие модели выпускают иностранные производители, запуская работу тахографа в штатном режиме.

Но важно не только наличие тахографа, но и правильная работа с ним. К основным правилам относится:

  • У водителя должна быть личная именная карточка, которая устанавливается перед поездкой.
  • При запросах тахографа вводятся данные о местоположении автомобиля.
  • После окончания рабочей смены карточка изымается для считывания информации.

Прибор тахографического контроля в обязательном порядке должен присутствовать на автомобилях, которые предназначаются для коммерческих перевозок. При этом неважно, осуществляется ли перевозка грузов или пассажиров. В любом случае это является коммерческой деятельностью, следовательно, на автомобиле должен быть исправный и соответствующий требованиям тахограф. Штраф за его отсутствие не заставит себя долго ждать.

Поэтому в интересах водителя и компании, занимающейся перевозками, наличие данного прибора в автомобиле. Без него осуществлять транспортировку грузов и перевозку пассажиров нынче невозможно. Это и к лучшему, ведь строгий контроль со стороны ГИБДД способствует повышению уровня безопасности на дорогах. После введения нормы обязательной установки тахографов и назначения штрафов за его отсутствие количество аварий на дорогах существенно снизилось.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *