Особенности увольнения с госслужбы по собственному желанию
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности увольнения с госслужбы по собственному желанию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В части шестой статьи двенадцать Закона № 58-ФЗ указано, что основания прекращения государственной службы, в частности, увольнения в запас либо же в отставку государственного служащего, должны устанавливаться федеральными законами о видах госслужбы.
Можно ли разорвать служебный контракт по своей инициативе?
Конечно, можно! Об этом сказано в статье 36 Закона о госслужбе. В этом случае никаких особенностей и отличий гражданского служащего от любого другого работающего гражданина нет.
Гражданский служащий имеет право уйти с работы, т. е. прервать исполнение служебного контракта по собственной инициативе, заявив об этом представителю нанимателя (которым обычно является руководитель государственного органа) через кадровую службу в форме письменного заявления за две недели до предполагаемого увольнения.
При этом, если уволиться сотрудник решил из-за невозможности продолжения исполнения им обязанностей, положенных по должности (например болезнь) или если причиной стали нарушения условий контракта со стороны работодателя, увольнение по собственному желанию должно быть произведено в срок, указанный сотрудником в заявлении.
Работник может забрать заявление об увольнении в любое время до истечения срока отработки (например, если он передумал или обстоятельства изменились), правда, только в том случае, если на освобождающуюся должность еще не приглашен новый сотрудник.
Увольнение осужденного к лишению свободы
В пп. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ сказано, что гражданин, осужденный к лишению свободы, не вправе оставаться на местной службе.
Трудовой кодекс РФ относит осуждение сотрудника к лишению свободы к основаниям расторжения договора, не зависящим от воли сторон. Расторжение трудовых отношений в связи с приговором реализуется только после вступления в силу решения суда. Вступившее в силу решение становится для работодателя основанием для расторжения трудового договора.
Работодатель издает приказ и под подпись ознакомит с ним муниципального служащего. Если ознакомление невозможно из-за того, что сотрудник находится в местах лишения свободы, об этом делается отметка в приказе со ссылкой на решение.
В трудовой книжке сотрудника причина прекращения трудовых отношений указывается со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
Наиболее распространенные ошибки
Ошибка №1. При увольнении сотрудника по сокращению штата необязательно брать с него роспись, достаточно устного уведомления.
Нет, обязательно должно быть составлено письменное уведомление на каждого работника, в противном случае действия работодателя будут признаны незаконными. Пример:
Артемьева О.И. замещала должность начальника методического отдела Департамента спорта. Приказом нанимателя она была уволена по п. 6 ст. 33 ФЗ «О госслужбе», уведомления о сокращении численности штата она не получала. Впоследствии она обжаловала действия руководителя в суде, и суд принял решение о восстановлении работницы по двум основаниям:
- Ей не предлагались вакантные должности.
- Она не была оповещена в письменном виде о сокращении
Ошибка №2. Сотрудника можно уволить за однократный прогул.
Когда можно уволить госслужащего: основания
По закону государственные гражданские служащие могут быть уволены в следующих случаях (статья 33 Федерального закона 79-ФЗ):
- при достижении служащим и представителем нанимателя соглашения относительно расторжения служебного контракта;
- по инициативе госслужащего;
- по инициативе нанимателя;
- по обстоятельствам, независящим от воли сторон служебных правоотношений;
- в связи с несоблюдением ограничений или нарушением запретов, установленных законодательством для этой категории лиц;
- в связи с окончанием срока действия служебного контракта;
- в случае ликвидации государственного учреждения;
- при сокращении численного или штата госслужащих;
- по другим основаниям, перечисленным в Законе №79-ФЗ.
Наиболее распространенные ошибки
Ошибка №1. При увольнении сотрудника по сокращению штата необязательно брать с него роспись, достаточно устного уведомления.
Нет, обязательно должно быть составлено письменное уведомление на каждого работника, в противном случае действия работодателя будут признаны незаконными. Пример:
Артемьева О.И. замещала должность начальника методического отдела Департамента спорта. Приказом нанимателя она была уволена по п. 6 ст. 33 ФЗ «О госслужбе», уведомления о сокращении численности штата она не получала. Впоследствии она обжаловала действия руководителя в суде, и суд принял решение о восстановлении работницы по двум основаниям:
- Ей не предлагались вакантные должности.
- Она не была оповещена в письменном виде о сокращении
Ошибка №2. Сотрудника можно уволить за однократный прогул.
Если служащий допустил прогул только один раз и объяснил причину, теоретически его можно уволить, но на практике в большинстве случаев при обращении в суд нарушителям удается восстановиться на работе. Разумнее применить другое дисциплинарное взыскание – замечание или выговор.
Чем поступление на госслужбу отличается от обычной работы?
Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов как федерального, так и регионального масштаба. Для поступления на нее потребуется обладать профессиональными знаниями, навыками и стажем по требуемой специальности.
Отбор кандидатов для поступления на государственную службу производится с помощью конкурса, всех претендентов проверяют на соответствие определенным критериям. Конкурс осуществляется в несколько этапов, начиная от подачи заявки по объявлению об освободившейся должности и заканчивая полным прохождением конкурсной комиссии. Помимо профессиональных качеств каждого претендента, будут оценивать и некоторые личные.
Одним из ключевых различий относительно трудоустройства является то, что свою деятельность служащий будет осуществлять не по трудовому договору. Для государственных служащих предусмотрено оформление по служебному контракту. Конечно же, на госслужащих распространяются и стандартные нормы Трудового Права, но при этом у госслужбы имеется свой собственный ряд правовых актов. Все они прописаны в Федеральном Законе «О Государственной гражданской службе РФ».
В связи с утратой доверия
Закон одним из оснований прекращения служебного контракта называет: увольнение в связи с утратой доверия.
По мимо вышеназванного нормативного акта, прекратить трудовые отношения по причине утраты доверия, можно руководствуясь Трудовым кодексом, пп. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 81.
А именно — увольнение за виновные действия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, что приводит к утрате доверия со стороны работодателя.
Прекратить служебные отношения становится возможным при хищениях, растратах, получении взяток, однако это не должно соприкасаться с основной служебной функцией госслужащего.
В Федеральном законе № 79 указаны основания, по которым служащий теряет доверие своего руководителя:
- Служащий не принял мер по урегулированию конфликтов, стороной которых он являлся;
- Не представил сведения о доходах, имуществе, имущественных обязательств, а равно и предоставил недостоверные сведения;
- Государственных гражданский служащий работал в коммерческих организациях (получав за это денежное вознаграждение);
- Служащий осуществляет предпринимательскую деятельность;
- Служащий входит в состав некоммерческих неправительственных организаций, и действующих в России (при условии, когда это разрешено нормами международного права и таковых договоров).
- Госслужащий или члены его семьи открывают, хранят счета за пределами РФ, а также пользуются иностранными финансовыми инструментами.
По вышеуказанным основаниям госслужащий увольняется со службы, предварительно работодателем издается соответствующий приказ о дисциплинарном взыскании и при достаточном суммарном факте вины со служащим расторгается контракт, с соответствующей записью в трудовую книжку.
Образец заявления на увольнение по собственному желанию государственного служащего без отработки
Документ подается в отдел кадров, который осуществляет дальнейший расчет необходимой суммы отпускных, заработной платы и других компенсационных и иных выплат, которые положены работнику. Если у человека возникло желанию покинуть госслужбу по собственному желанию, то ему нужно написать заявление и подать его в кадровый отдел.
Госслужащий — государственный служащий, осуществляющий трудовую деятельность на основании служебного контракта, устанавливающего его правовые обязанности и гарантии при заключении и расторжении соответствующего заключения. Главной особенностью увольнения такого сотрудника является приложение к трудовой книжке, которое выдается в виде памятки о соблюдении требований к служащему. В ней отражаются обязанности бывшего работника по соблюдению соответствующего поведения в обществе, а также при сохранении государственной тайны, если к ней был допуск и т.
Заявления увольнения в связи с пенсиией государственного гражданского служащего образец
Письмо 01/1 от, руководителям территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту. В связи с поступающими многочисленными запросами заявления увольнения в связи с пенсиией государственного гражданского служащего по порядку оформления, условиям назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия.
Рекомендуем прочесть: Как рассчитать детские пособия до 18
Д. Таким образом, на практике является крайне важным указание правильного наименования должности в трудовой книжке, актах о назначении, переводе, а также в других учетных документах, в соответствии с действующим законодательством. На это должно быть обращено серьезное внимание руководителей и работников кадровых структур государственных органов. Постановлением Правительства Российской Федерации от N 570 О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ установлено, что включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Что считается принуждением к увольнению по собственному желанию
Специальных критериев, по которым можно установить принуждение к увольнению, законом не установлено. Вместе с тем суды расценивают как принуждение к увольнению действия работодателя, направленные на то, чтобы работник подал заявление об увольнении, в частности, такие, как:
— оказание физического воздействия на работника;
— психологическое давление, в том числе создание неблагоприятных условий работы, незаконное применение дисциплинарных взысканий;
— угрозы применения методов воздействия, которые могут повлечь неблагоприятные последствия не только для работника, но и его близких.;
Такие выводы сделаны на основании судебной практики (см., например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 16.08.2016 N 33-2669/2016, Апелляционное определение Астраханского областного суда от 30.05.2012 по делу N 33-1592/2012).
Как поступить, если работник предупредил об увольнении за меньший срок, чем предусмотрен законом
Если работник предупредил вас за меньший срок, чем обязан, и у него нет уважительных причин уволиться без отработки, а вы не согласны пойти ему навстречу, вы вправе настоять на увольнении в более позднюю дату. Она должна приходиться на последний день установленного срока предупреждения об увольнении.
Дополнительно рекомендуем попросить работника переписать заявление и указать в нем новую дату увольнения. Это позволит избежать рисков, например, признания такого увольнения незаконным.
Несмотря на то что сейчас суды, как правило, занимают сторону работодателя (см., например, Определение Московского городского суда от 26.01.2017 N 4г-0115/2017), ранее встречалась практика, когда в подобных ситуациях суд вставал на сторону работника (см., например, Обзор Красноярского краевого суда от 11.05.2007).
Какая дата увольнения считается правильной в заявлении об увольнении
Если работник будет отрабатывать перед увольнением, то в заявлении должна быть указана дата с учетом установленного законом срока отработки. Как правило, это две недели. Но, поскольку работник может уведомить намного раньше, дата может быть указана с учетом более раннего уведомления. Если работник не будет отрабатывать (о том, когда это возможно, рассказываем ниже), то может быть и другая дата, например:
— любая дата, указанная работником, когда он имеет право уволиться без отработки (допустим, это женщина, чей муж переезжает на работу в другую местность);
— дата, согласованная с вами — если с работником договорились, что он может уволиться без отработки.
Напомним, что если работнику предоставлен отпуск с последующим увольнением, то днем увольнения будет последний день отпуска (ч. 2 ст. 127 ТК РФ).
Проверьте, чтобы в заявлении об увольнении дата была указана без предлога «с». Формулировка «Прошу уволить меня с…» может повлечь риск признания увольнения незаконным. Суды неоднозначно трактуют, когда в этом случае следует увольнять работника — в указанную дату или накануне (см., например, Кассационное определение Верховного суда Чувашской Республики от 11.01.2012 по делу N 33-1-12, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2013 по делу N 11-19394).
Государственная служба имеет массу особенностей и некоторые дополнительные обязательства со стороны работника. Поэтому у человека вполне закономерно может появиться вопрос, возможно ли увольнение с госслужбы по собственному желанию, и если да, то на каких условиях? Действительно, заставить сотрудника работать невозможно, пусть даже он и трудится на госслужбе. В этом случае действуют все те же правила, что применяются к обычным работникам. Они закреплены в ТК РФ.
Дополнительно, принимая решение уволиться по своей инициативе, работник должен ознакомиться с Законом о госслужбе, а именно:
- статья 36 – регулирует порядок увольнения госслужащих по их собственному желанию, здесь говорится о необходимости уведомления и отработки;
- статья 39 – описывает ситуации, когда работник освобождается от занимаемой должности по причинам, не зависящим от его желания (приведены отличия между увольнением и освобождением).
Если работник принял твердое решение уволиться, то ознакомиться с порядком необходимых действий он может, изучив Памятку госслужащему при увольнении. Она была разработана Правительством РФ в 2010 году (постановление № 700). Также там даны пояснения относительно того, что человек может и не должен делать в случае завершения службы. Например, предусмотрено, что сотрудник не может разглашать служебную или иную конфиденциальную информацию даже после собственного увольнения.
Особенности процедуры увольнения с госслужбы
Трудовая деятельность государственных служащих регламентируется специальным Федеральным законом № 79-ФЗ – о гражданской госслужбе. Процедура увольнения чиновника также прописана в данном правовом акте (глава 6). А в статье 59.2 указанного закона определен механизм прекращения службы в связи с утратой доверия.
При увольнении госслужащего расторгается не трудовой договор, а служебный контракт, так как именно он заключается при поступлении на работу в государственные структуры. Основания для его прекращения перечислены в статье 33 ФЗ № 79. Их более десяти:
- истечение срока действия заключенного контракта;
- соглашение, достигнутое между сотрудником и работодателем;
- смерть государственного служащего (а также наступление иных обстоятельств, не зависящих от воли участников контракта);
- инициатива самого чиновника;
- инициатива его руководителя (если имел место прогул, или по состоянию здоровья госслужащего);
- перевод на работу в другой госорган;
- отказ сотрудника от переезда вместе с организацией в другую местность;
- утрата российского гражданства (при работе в организациях, не связанных с госслужбой, данное обстоятельство не является причиной для расторжения трудового договора);
- несоблюдение предусмотренных законом ограничений и нарушение запретов (например, касающихся неучастия в коммерческой деятельности во время службы);
- отказ сотрудника от иной должности, которая была ему предложена в соответствии с частичной нетрудоспособностью или медицинским заключением и т. п.
Увольнение госслужащего по ходатайству представителя нанимателя
Если инициатором расторжения контракта является не служащий, а представитель нанимателя, необходимо руководствоваться основаниями, указанными в ст. 37 ФЗ №79-ФЗ. Здесь все зависит от конкретной ситуации:
- Когда служащим было допущено однократное грубое нарушение (пребывание на работе в состоянии опьянения, аморальный поступок и т.д.), данный факт должен быть зафиксирован соответствующим актом. Также сюда входят прогулы без уважительных причин.
- Если работник появился в нетрезвом виде, требуется заключение медкомиссии.
- Нельзя расторгнуть контракт без предварительной служебной проверки с целью сбора доказательств вины сотрудника.
- По окончании проверки составляется приказ о прекращении контракта, он отдается на подпись служащему.
Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случае:
1. Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:
А) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
Б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
1.1. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2. Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
3. Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:
А) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
Б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
В) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
Г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
Д) нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
4. Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.
5. Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.
6. Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.
7. Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.
8. Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.
8.1. Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).
9. В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе).
Сочетание увольнения и отпуска
С точки зрения закона, трудовой отпуск представляет собой временное прекращение исполнения работником своих должностных обязанностей. Основные принципы процедуры его оформления регулируют Конституция и Трудовой Кодекс, соответствующие нормативные акты и внутренние правила предприятия.
Любой увольняемый работник сохраняет право на неиспользованный вовремя отдых. Порядок увольнения персонала с выделением таких отпускных дней рассмотрен в письме Федеральной Службы по труду и занятости (ФСТЗ). Заключается он в следующих основных положениях:
- В соответствии со 127 статьей Трудового Кодекса, при увольнении разрешается выделять неиспользованные дни отпуска. Исключение составляет расторжение контракта по вине работника. В любом случае, такой вариант является не обязанностью администрации предприятия, а его правом.
- Статья 122 того же Кодекса делает возможным оплачиваемый отдых по истечении первого полугодия работы сотрудника.
- Согласно статье 137 Кодекса, если такой работник решит уволиться до истечения первого года работы, с него будут взысканы излишне выплаченные отпускные.
В то же время, до истечения 6 месяцев работы право на оплачиваемый отдых имеют сотрудники младше 18 лет, женщины перед декретом и после него, а также усыновители детей младше 3 месяцев.
Для получения внеочередного отдыха необходимо запрашивать его не позднее 14 дней до его начала.