Кто несет ответственность за ошибки в бухгалтерском учете и искажение отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто несет ответственность за ошибки в бухгалтерском учете и искажение отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Невыполнение требований ведения учета предполагает наказание, предусмотренное НК РФ и КоАП РФ. Речь идет не об одиночных или несущественных ошибках, а серьезных нарушениях, влекущих значительные искажения.

За чужие ошибки не накажут

Как сказано в примечаниях 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ, лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета (то есть главных бухгалтеров), и лиц, с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению учета (например, руководителей централизованных бухгалтерий), не станут привлекать в административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок. Такое возможно в случаях, когда первичные документы, составленные другими работниками, не соответствуют свершившимся фактам хозяйственной жизни или когда сотрудники не передали (несвоевременно передали) первичные документы для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета.

Кроме того, законодатели предусмотрели возможность исправить свои ошибки. Если это сделать своевременно, должностных лиц, подпадающих под действие норм ст. 15.15.6 КоАП РФ, тоже освободят от штрафов. Исправить «бухгалтерские» ошибки можно двумя способами.

1. Подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности, а также соответствующие пени.

2. Повторно подать отчетность, содержащую исправленные показатели. Сделать это можно в любой момент:

  • до принятия отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после принятия отчетности одним из названных органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки (иными словами, при выявлении контролерами искажений показателей отчетности).

В соответствии с действующим законодательством за бухучет в компании отвечает руководитель.

Условия привлечения к ответственности главбуха в законе однозначно не прописаны. На практике решение принимается индивидуально, в зависимости от конкретных обстоятельств.

Должностное лицо за нарушения в области бухучета может быть подвергнуто административному или уголовному наказанию. Санкции по УК РФ применяются, если искажение учета привело к недоимке по налогам в крупном размере.

Кроме того, в рамках трудового законодательства, виновный может быть привлечен к материальной ответственности.

Чтобы не переживать за исход проверок контролирующих органов, лучше доверить учет бухгалтерской компании, которая не только гарантирует высокое качество, но и несет материальную ответственность в случае возникновения ошибок.

Отчетность в органы статистики

В органы государственной статистики все организации, в том числе и казенные, бюджетные учреждения, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620 «Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленную ст. 13.19 КоАП – наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

Отражение на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета свершившихся фактов хозяйственной жизни в полном объеме, ведение учета в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, а также проведение сверок взаиморасчетов и инвентаризаций для своевременного выявление и исправления допущенных ошибок являются основой для формирования достоверной отчетности. Следует отдельно упомянуть о необходимости организации налогового учета казенными и бюджетными учреждениями при наличии налогооблагаемой базы (предусмотренных НК РФ хозяйственных операций и имущества). От своевременности указанных действий нередко зависит и соблюдение сроков представления всех видов отчетности.

Что понимается под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета?

Расшифровка названного понятия приведена в примечании к ст. 15.11 КоАП РФ. Изменения, вносимые Федеральным законом N 276-ФЗ, в первую очередь были направлены на уточнение поименованной нормы. Согласно новой редакции примечания 1 к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета. Заметим, что ранее говорилось не о занижении, а об искажении сумм начисленных налогов. Также отсутствовало уточнение, что это занижение должно быть следствием искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

В каких случаях лицо может быть освобождено от ответственности?

Федеральным законом N 276-ФЗ предусматривается ранее отсутствовавшая возможность освобождения от ответственности в случае исправления допущенных ошибок и представления уточненных документов. Исходя из примечания 2 к ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, в следующих случаях:

  1. Представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании данной налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов, сборов и соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:

  • факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, — налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;
  • недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, — налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

В соответствии с п. 3 ст. 81 НК РФ, когда уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока ее подачи, но до истечения срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации либо ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, или о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях (п. 4 ст. 81 НК РФ):

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по названному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Читайте также:  Если СНТ признано банкротом: последствия для садоводов, председателя и правления

При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Исправления в годовую бухгалтерскую отчетность вносятся только по существенным ошибкам. Это такие ошибки, которые могут привести к искажению общей картины о финансово-экономическом положении компании, повлечь за собой принятие неверных управленческих решений учредителями.

Как определить существенность ошибки, организация закрепляет в учетной политике. Можно, к примеру, прописать: «ошибка признается существенной, если ее значение искажает показатель любой строки отчета более, чем на 10 %».

Для исправления все показатели бухгалтерской отчетности нужно пересчитать с таким условием, как если бы обнаруженная ошибка никогда бы не совершалась. Такой способ называется ретроспективный метод пересчета. Фирмы, которые ведут упрощенный бухучет, вправе не применять ретроспективный метод пересчета.

Рассмотрим подробнее типовые ошибки в бухгалтерской отчетности.

Изменения КоАП РФ в части ответственности за нарушение требований к бухучету

В Кодекс об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) внесены изменения в части привлечения к административной ответственности за нарушения в области бухучета (Федеральный закон от 30.03.2016 № 77-ФЗ). Разберем изменения в КоАП РФ, вступившие в силу с 10 апреля, а также их последствия для бизнеса.

К административной ответственности за нарушения в области бухучета по статье 15.11 КоАП РФ могут быть привлечены работники компаний, прежде всего руководитель и главный бухгалтер (ст. 2.4 КоАП РФ). При этом административная ответственность не распространяется на ИП (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ), что логично вытекает из отсутствия требования ведения бухучета индивидуальными предпринимателями (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)).

Что касается непосредственно изменений в статье 15.11 КоАП РФ, то их можно разделить на технические и смысловые корректировки.

Примером технических корректировок является уточнение, что ответственность по статье 15.11 КоАП РФ наступает за грубое нарушение требований к бухучету, а не правил ведения бухучета, как было установлено ранее действовавшей редакцией. Таким образом, нормы КоАП РФ приведены в соответствие с нормами главы 2 отраслевого Закона № 402-ФЗ.

Однако наибольший интерес для бухгалтеров представляют смысловые изменения статьи 15.11 КоАП РФ, которые мы рассмотрим более подробно.

Самое нежелательное для расчетного специалиста – нарушение бухгалтерского учета, которое закон признает грубым. За него штрафы предусмотрены в ст. 120 НК РФ.

Штраф за грубое нарушение ведения бухгалтерского учета по ней варьируется от 10 до 30 000 рублей. Здесь играет роль повторность нарушения ведения бухгалтерского учета. И это не всё: если имело место занижение базы по налогам (с 2017 г. – также и по страховым взносам), в бюджет придется отдать 20% от недоплаты. Тогда точно не избежать минимального штрафа за нарушение правил бухгалтерского учета – 40 000 рублей.

С 2017 года ст. 120 НК РФ в полной мере применяется к базе для расчета страховых взносов.

Сами нарушения правил ведения бухгалтерского учета, которые закон признает грубыми, довольно стандартны. Это и отсутствие «первички», счетов-фактур, регистров учета, не оперативная или неверная работа со счетами бухучета, нарушения с бухгалтерской отчетностью.

Когда точно оштрафуют

Приблизимся к жизни и приведем несколько случаев, с которыми сталкиваются многие бухгалтеры (см. таблицу).

Тип грубого нарушения бухгалтерского учета В чем выражается
Нет нужной «первички» Бухгалтер взял на учет ценности по сделке накладных (ТН, ТТН) и договора с продавцом
Ошибка в бухгалтерском учете привела к снижению суммы налога Специалист неправильно установил первоначальную стоимость ОС. Это повлияло в итоге на налог на имущество организаций: он на 10% меньше реальной величины
По причине ошибки показатель в бухгалтерской отчетности неверен на 10% или больше Фирма не формирует в бухучете резерв по сомнительным долгам. В итоге, в балансе величина активов – неправильная
В регистрах есть мнимые объекты Бухгалтер учел затраты на строительные работы, которых вообще не проводилось
В регистрах фигурируют притворные сделки К примеру, начальство решило прикрыть аренду помещений взносами учредителей в основной капитал
Налицо разница между движением по счетам и данными в регистрах бухгалтерского учета Типичный пример «серой» и/или «черной» зарплаты
Несовпадение бухотчетности и данных из регистров Иногда такое делают, чтобы повысить шансы компании на получение в банке заемных средств
Хранение бухгалтерских документов меньше установленных законом сроков Так избавляются от ОС: списали с баланса, договор на его покупку «потерян навсегда»

Помните, что по ст. 120 НК РФ отвечает компания в целом, а бухгалтер – по ст. 15.11 КоАП РФ. Для него штраф составит от 5 до 10 000 рублей, а при очередном нарушении – до 20 000 рублей.

Грубые нарушения в бухучете

Ошибиться в работе не может только тот, кто не работает. В деятельности остальных ошибки и недочеты — дело распространенное. Но ведь за грубые ошибки могут серьезно наказать. Так что считается грубым нарушением правил учета?

Исчерпывающий перечень наказуемых деяний закрепляет статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету — это:

  • занижение сумм налогов, взносов и сборов на 10% и более, допущенных вследствие искажения показателей бухгалтерского учета;
  • искажение бухгалтерской отчетности (нарушение определяется для денежных показателей, значение которых отклоняется от факта на 10% и более);
  • регистрация в учете мнимой или несуществующей операции или объекта;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне установленных учетных журналов и регистров;
  • подготовка и составление бухотчетности на основе данных, не подтвержденных регистрами и журналами бухучета;
  • отсутствие первичной и учетной документации в течение предусмотренных сроков ответственного хранения.

Обозначенные грубые нарушения приведут к наложению штрафа. Причем размер санкции зависит от того, впервые ли допущен проступок или наказание накладывают повторно. Например, за грубое нарушение бухучета, допущенное впервые, предусмотрено взыскание от 5000 до 10 000 рублей. За повторные проступки накажут посерьезнее — от 10 000 до 20 000 рублей. Либо должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Читайте также:  Как получить вычет за обучение в 2021 году

Другой комментарий к статье 15.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ) под бухгалтерским учетом понимается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций; под бухгалтерской отчетностью понимается единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

2. Согласно ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

В соответствии с п. 86, 88 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред. Приказа Минфина России от 24 марта 2000 г. N 31н), в пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

3. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

4. Согласно п. 4 — 5 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430, учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (см. приложение) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.

В Книге учета отражаются имущественное положение индивидуального предпринимателя, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Записи в Книге учета по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения дохода (на дату фактического осуществления расхода).

В соответствии с п. 48 рассматриваемого Порядка индивидуальные предприниматели обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность первичных учетных документов, Книги учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

5. Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283, Минфином России были утверждены следующие нормативные правовые акты: Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) (утверждено Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н; в ред. Приказа Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н); Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н; в ред. Приказа Минфина России от 30 марта 2001 г. N 27н); Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н; в ред. Приказа Минфина России от 30 марта 2001 г. N 27н); Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99) (утверждено Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н); План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (утвержден Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н); Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) (утверждено Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н); Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (утверждено Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н).

6. Статус должностного лица — субъекта рассматриваемого административного правонарушения применительно к комментируемой статье определен примечанием к ст. 15.3 КоАП.

7. Согласно ст. 120 НК грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения квалифицируется в качестве налогового правонарушения. Применительно к данной статье НК под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О положения п. 1 и 3 ст. 120 НК и п. 1 ст. 122 НК, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.

8. О корреляции мер юридической ответственности, установленных комментируемой статьей и НК, см. п. 7 комментария к ст. 15.3.

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. подп. А п. 5 комментария к ст. 14.25).

Комментарий к статье 15.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Бухгалтерский учет в силу ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Предметом противоправного посягательства является порядок ведения бухгалтерского учета как саморегулирующая основа финансовой деятельности организации и индивидуального предпринимателя.

Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ все проводимые хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами.

Нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и срока хранения учетных документов составляют объективную сторону данного правонарушения. При этом обязательным дополнительным признаком состава является признание нарушения грубым. Под грубым нарушением применительно к данной статье понимается искажение (уменьшение или увеличение) сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение (уменьшение или увеличение) любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, если даже это искажение не повлияло на размер исчисленных налогов и сборов.

2. Субъектом рассматриваемого правонарушения выступает руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности.

Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Санкции за корректировку бухгалтерского баланса

Цитата:4. Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению.
5. Ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.
6. Ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность).
7. Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, но до даты представления такой отчетности акционерам акционерного общества, участникам общества с ограниченной ответственностью, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника, и т.п., исправляется в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения. Если указанная бухгалтерская отчетность была представлена каким-либо иным пользователям, то она подлежит замене на отчетность, в которой выявленная существенная ошибка исправлена (пересмотренная бухгалтерская отчетность).
8. Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после представления бухгалтерской отчетности за этот год акционерам акционерного общества, участникам общества с ограниченной ответственностью, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника, и т.п., но до даты утверждения такой отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, исправляется в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения. При этом в пересмотренной бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую отчетность, а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности.
Пересмотренная бухгалтерская отчетность представляется во все адреса, в которые была представлена первоначальная бухгалтерская отчетность.
9. Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:
1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.
Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).
Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.
Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Положения, без ретроспективного пересчета.
10. В случае исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности, утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности.
11. В случае если существенная ошибка была допущена до начала самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год предшествующих отчетных периодов, корректировке подлежат вступительные сальдо по соответствующим статьям активов, обязательств и капитала на начало самого раннего из представленных отчетных периодов.
12. В случае если определить влияние существенной ошибки на один или более предшествующих отчетных периодов, представленных в бухгалтерской отчетности, невозможно, организация должна скорректировать вступительное сальдо по соответствующим статьям активов, обязательств и капитала на начало самого раннего из периодов, пересчет за который возможен.
13. Влияние существенной ошибки на предшествующий отчетный период определить невозможно, если требуются сложные и (или) многочисленные расчеты, при выполнении которых невозможно выделить информацию, свидетельствующую об обстоятельствах, существовавших на дату совершения ошибки, либо необходимо использовать информацию, полученную после даты утверждения бухгалтерской отчетности за такой предшествующий отчетный период.
14. Ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

Уголовное наказание заменяется на штраф, если виновный возместил ущерб и заплатил штраф (новая ст. 76.2 УК РФ).

Размер штрафа назначает суд. И если его не заплатить в установленный судом срок, то виновный привлекается к уголовной ответственности в общем порядке.

Размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного статьей УК РФ, за которую предусмотрена уголовная ответственность (новые ст. 104.4 и 105.5 УК РФ).

Если же штраф статьей УК РФ не предусмотрен (например, за нарушение сразу сажают в тюрьму), то штраф для отмены уголовного наказания не может быть больше 250 000 рублей. Размер штрафа определяется с учетом тяжести преступления и зарплаты нарушителя.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния преступления на подразделяются (ст. 15 УК РФ) на:

  1. небольшой тяжести
  2. средней тяжести
  3. тяжкие преступления
  4. особо тяжкие преступления

Первые два вида преступления заменены на штрафы, если бухгалтер, руководитель, ИП совершили их впервые. Эти изменения в УК РФ с 15 июля предусмотрены новым федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы.

В таблице — примеры таких предступлений.

Нарушение

Максимальное наказание

Норма УК РФ

Уклонение от уплаты налогов

Лишение свободы до 3 лет

ч. 1 ст. 198

ч. 2 ст. 198

ч. 1 ст. 199

Неуплата налогов налоговым агентом

Лишение свободы до 2 лет

ч. 1 ст. 199.1

Всего мы насчитали боле 420 преступлений небольшой и средней и тяжести. Журнале «Упрощенка» новый сервис про штрафы для бухгалтеров и руководителей. Не забудьте оформить или продлить подписку.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *