Что будет со штрафами и пошлинами в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что будет со штрафами и пошлинами в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не так давно камеры Москвы начали собирать “компромат” на водителей, которые не расстаются со своим телефоном даже во время движения. Нововведение получило поддержку от других автомобилистов, которым тоже изрядно поднадоели “телефонисты”. Однако много вопросов вызвала точность фиксации нарушений. Водители были обеспокоены тем, что камера могла принять за телефон другой прибор или предмет похожих габаритов. На эти опасения в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) ответили, что обучение нейросети достигло того результата, что камеры теперь способны определить наличие телефона в руке даже лучше, чем глаз человека. Остальное дело за оператором, который должен обработать полученную информацию.
Обочина — боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.
Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.
В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?
Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года
Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:
- если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
- если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
- при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).
Любое передвижение автотранспорта, не попадающего под разрешение ПДД, по обочине является нарушением. Рассмотрим типичные случаи:
- На трассе. Скоростные автотрассы имеют обозначение установленным дорожным знаком, согласно ПДД. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только передвигаться, но даже останавливаться.
Для остановки вдоль скоростных автотрасс изготавливают специальные площадки – «карманы». Только в исключительных случаях водитель может остановиться на обочине, когда ситуация связана с поломкой автомобиля, не позволяющей двигаться дальше.
Движение же по обочине категорически запрещено.
- Задним ходом. На обычной дороге, не отнесенной к скоростной и не обозначенной специальным знаком, обочина может быть использована для остановки – это не нарушает правил.
Но двигаться по ней, и тем более задним ходом, правилами запрещено. Такой маневр является опасным для пешеходов, велосипедов и мопедов, которые могут на ней находиться в случае отсутствия соответствующих мест, оборудованных для их передвижения.
Отметим, почему ПДД так категорично относится к езде по обочине:
- поскольку покрытие обочины не асфальтированное, то создается облако пыли, мешающее обзору другим участникам дорожного движения;
- создается опасность для людей, которые движутся по краю трассы;
- после объезда пробки по обочине и попытке перестроиться в свою полосу движения автомобили создают заторы, затрудняют движение другого транспорта и создают аварийную ситуацию.
Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?
Прежде всего, перейдем к пункту 9.9 ПДД:
9.9. Движение автотранспорта на разделительные полосы e придорожный, тротуары и тротуары (за исключением случаях, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение автотранспортных средств (кроме мопедов) по полосам движения для велосипедистов. Движение автотранспорта по велосипедным дорожкам и велосипедным дорожкам запрещено. Разрешается движение автотранспортных средств и коммунальных служб, а также доступ по кратчайшему маршруту транспортных средств, перевозящих товары, к торговым и другим предприятиям и сооружениям, расположенным непосредственно на обочинах дорог, тротуарах или пешеходных дорожках, при отсутствии других возможностей доступа. В этом случае необходимо обеспечить безопасность движения.
Правила фиксации нарушения
Фиксировать нарушения подобного рода в 2020 году могут как сотрудники ГИБДД, дорожные камеры, так и сами участники дорожного движения. В первом случае наказание за езду по обочине последует незамедлительно — инспектор ГИБДД выпишет штраф или составит протокол, если за правонарушение можно будет лишить прав. Решение о последнем виде наказания будет принимать суд. В случае, когда передвижение по краю дороги за разметкой зафиксирует камера, постановление придет к водителю по почте после обработки фотографий или видео с нарушением экспертами ГИБДД.
Другие участники движения — водители или пешеходы — могут зафиксировать нарушение с помощью камеры телефона или иным способом, а затем сообщить данные нарушителя в ГИБДД. Это можно сделать лично или через интернет, воспользовавшись сервисом на сайте ГИБДД. Заявителю будет необходимо заполнить специальную форму и указать свои данные, данные адресата (регион, подразделение организации), текст обращения и прикрепить файлы с фото или видео. С заявителем может связаться уполномоченный сотрудник для уточнения показаний. Если нарушение действительно было, то водитель получит постановление о необходимости уплатить штраф за движение по обочине.
Отличия обочины на трассе и в городе
В соответствии с п. 1.2 ПДД обочина является одним из элементов дороги, который расположен непосредственно у края проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия либо выделенный сплошной линией разметки 1.2.
Обочина всегда примыкает к краю проезжей части и располагается в одной плоскости с ней. В п. 1.2 ПДД указано, что данный участок может использоваться для движения, остановки и стоянки транспортных средств в случаях, предусмотренных Правилами. Из-за перечисленных особенностей обочина не ограждается газонами, бордюрами или иными препятствиями.
Покрытие данного участка может различаться: грунт, глина, трава или асфальт. Последний вариант наиболее распространен на крупных и федеральных трассах, которые предназначены для движения с высокой скоростью.
2 разных примера обочин:
Обочина не является обязательным элементом дороги. Чаще всего она встречается вне населенных пунктов, где стоянка должна происходить с соблюдением требований п. 12.3 и 12.5 ПДД. В городе потребность в них меньше, поскольку автомобили разрешено парковать на правой стороне проезжей части (п. 12.1 ПДД).
Принципиальных различий между рассматриваемыми участками в городе и теми, что расположены у трасс вне населенных пунктов, нет. В обоих случаях на водителей распространяются общие правила, которые более подробно будут рассмотрены далее.
Кому разрешено движение по обочине
Движение по обочине запрещено не всегда. Езда разрешена, если:
- водителю нужно загрузить или разгрузить автомобиль (при условии, что иного подъезда к месту нет);
- на дороге авария, объехать которую можно только по обочине;
- нужно развернуться, когда недостаточно места для совершения маневра (только вне перекрестка);
- водитель хочет остановиться или припарковаться на обочине.
Обратите внимание, что все перечисленные случаи являются вынужденными.
Также движение автомобиля по обочине разрешено для:
- коммерческих транспортных средств;
- авто, принадлежащих коммунальным службам;
- транспортным средствам, которые принадлежат МЧС, скорой помощи, ГИБДД и другим экстренным службам.
Кроме того, передвигаться по обочине могут велосипедисты, пешеходы, повозки с верховыми и вьючными животными, водители мопедов, сигвеев, самокатов и гироскутеров.
Определение и назначение обочины
Согласно отечественному законодательству, обочина является элементом дороги, граничащим с проезжей частью и дистанцирующимся от нее специальной разметкой либо отличающимся своим покрытием: щебневым, гравиевым, травяным или песочным. Как правило, полоса движения и обочина находятся на одном уровне: именно этим обстоятельством и пользуются нерадивые водители, используя ее, как участок трассы.
Помимо экстренной остановки, никаких иных действий проезжающие автомобили совершать на ней не имеют права!
Причин такого запрета несколько, но главными из них являются следующие:
- Во-первых, въезд машины на обочину угрожает пешеходному и велосипедному движению;
- Во-вторых, совершив запретный манёвр, водитель должен попытаться затем вернуть автомашину обратно на проезжую часть, что чревато появлением дополнительных пробок и даже возникновением аварийной ситуации.
Штраф за движение (езду, опережение) по обочине
Итак, как уже упомянуто, езда по обочине относится к административным правонарушениям, которое оговорено статьей 12.15 КоАП РФ. Про обочину сказано в части 1 данной статьи…
…Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.
То есть штраф в 1500 рублей будет выписан водителю за езду по обочине, в случае если его уличат в данном правонарушении. По факту случаи взимания таких штрафов редки, так как-либо инспекторы не в состоянии успеть везде и всюду, либо они просто игнорируют наказание за данное правонарушение.
Также здесь есть и еще одно «НО». Что такое движение по обочине и как долго надо ехать по ней, чтобы водителю выписали штраф? Ведь по факту когда водитель останавливается на обочине, в разрешенном месте, он тоже совершает движение по ней. В этом случае штраф с него не берут. Такой вариант защитной речи в качестве доводов может быть весьма полезен, при общении с инспекторами ГИБДД, когда водитель будет утверждать, что съехал для остановки. Хотя здесь уже будет все на грани понимания условных определений, человеческого фактора и настроения…
Так как все зависит от множества факторов, порой не «играющих нам на руку», то в связи с этим хотелось бы обратиться к водителям пропускающим транспорт и тем, кто считает что их должны пропускать, смещаясь на обочину за линию разметки. Первые нарушают правила, при этом фактически сами и добровольно. И здесь очень кстати будет фраза — благими делами выложена дорога в ад. Вторые, мигая фарами сзади или «поджимая» машины, фактически провоцируют нарушения другими, а также чрезвычайные ситуации.
Остается лишь надеяться на взаимное понимание тех и других, и соблюдение ПДД, не взирая на все провокационные факторы. Ведь именно здравый разум и чуть больше затраченного времени на дорогу, способны избавить многих нас от спровоцированных проблем.
Объезд препятствия по обочине
Для начала разберемся, что считается препятствием в соответствии с ПДД:
«Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями ПДД».
Объехать препятствие безнаказанно можно только по соседней полосе движения, не нарушая при этом требования линий разметки.
Объезд препятствия по обочине будет приравнен к движению по обочине, которое карается штрафом в размере 1500 рублей.
Объехать препятствие по обочине без штрафа все же можно: съехав на обочину Вы должны осуществить остановку транспортного средства, после которой сможете продолжить движение.
Почему лучше не выезжать на обочину
На МКАД установлен знак 5.3. Границей между обочиной и проезжей частью на нем выступает разметка 1.2.1, запрещающая съезд на обочину. Невыполнение этого требования грозит назначением административного наказания в виде штрафа, размером 1500 рублей. Эта дорога оборудована более чем 100 автоматическими устройствами ФВФ, что значительно увеличивает число зафиксированных нарушений.
Следует понимать, что движение по правой или по встречной обочине может создавать на дороге опасные ситуации: возрастание риска ДТП, запыленность на дороге, пробки, создание препятствий для пешеходов.
За годы правления ВВП я не помню ни одного раза чтобы снизили цены, подняли зарплату и пенсию. Лишь сплошное подорожание, увеличение налогов и поборов. Когда же этот беспредел закончится???
Проблемой многих городов на сегодняшний день является наличие пробок, особенно в определенные часы пик. Застрять в длинной очереди из машины несет в себе мало приятного. И часто находятся особенно спешащие водители, которые стремятся объехать создавшуюся колонну. Единственный способ сделать это – выехать на обочину, а потом опять вклиниться в общий ряд.
Нормативные документы
Вопрос по применению штрафных санкций в отношении водителей, совершающих обгон по обочине, регламентируется следующими документами.
Таблица 2. Документы, регламентирующие наложение штрафов на водителя за езду по обочине
Норма права | Пояснение |
Правила дорожного движения | Устанавливают понятие обочины и запрещают водителю движение по ней |
Кодекс об административных правонарушениях | Устанавливает меру наказания за движение по обочине |
Допустим выезд на край проезжей части, если нужно остановиться. В этом случае денежное взыскание не налагается. Речь не идет об автотрассе. Здесь обочины отделены от основной проезжей части сплошной линией. В результате выезд на обочину не допускается вне зависимости от обстоятельств.
Выезжать на обочину задним ходом запрещено. Манёвр создаёт опасность для других участников движения. Наказание применяется в соответствии со статьей 12.14 КоАП РФ. Размер взыскания составит 500 руб.
Если человек выехал на обочину и продолжил по ней движение, дополнительно нарушителю могут вменить другие наказания. Так, меры могут быть применены в соответствии со статьей 12.18 КоАП РФ, если водитель не предоставил преимущество пешеходу. Размер взыскания составит до 2.500 руб. Если в результате действий водителя будет причинен вред здоровью человека, в силу вступает статья 12.24 КоАП РФ. Штраф варьируется от 2000 до 25000 руб. Всё зависит от степени нанесенных травм.
Если водитель не соблюдает разметку или не учитывает знаки, применяется статья 12.16 КоАП РФ. Она предполагает наложение штрафа в размере 500 руб. Если лицо не включило поворотник, в силу вступает часть 1 статьи 12.14 КоАП РФ. Размер взыскания точно такой же, как за предыдущий проступок.
При движении по обочине в 2022 году степень опасности для самого водителя и других участников движения повышается. Поднимается пыль, видимость ухудшается. С грунтом присутствует недостаточно хорошая сцепка. Часто на обочине имеются неровности. Всё это повышает риск столкновения машин. Если произойдет ДТП, виновником случившегося будет однозначно признан человек, который ехал по обочине.
Законом не запрещается движение по обочине:
- автомобилям экстренных служб для ликвидации последствий аварии, либо оказания помощи людям;
- грузовому транспорту, поставляющему товары в торговые объекты. Важным условием будет отсутствие каких-либо иных дорог.
- Также могут двигать по обочине, отдавая при этом приоритет и не нарушая безопасность пешеходов:
- велосипедисты до четырнадцати лет при отсутствии рядом специально выделенной для них полосы или дороги. Более старшие велосипедисты при отсутствии специальной инфраструктуры обязаны двигаться по общей дороге, придерживаясь право стороны;
- мопеды;
- повозки, запруженные животными. Движение должно осуществлять только в колонну.