Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В конце I или в начале II квартала 2021 года ожидается свежий Пр-аз, регламентирующий Порядок проведения пред-; послерейсового мед. осмотра. Возможно в нем будут приведены обязательные реквизиты Журналов медицинского контроля водителей, но не обязательно. Значительных изменений не будет. Основные рекомендации останутся прежними.

Основные требования к Журналу регистрации медицинских осмотров водителей 2021

Единственное, чем новый Образец будет отличаться от существующего, – это своей универсальностью. Графы Журнала при очном осмотре и дистанционном типе медицинского контроля состояния сотрудников совпадут. Электронный вид документа и бумажный станут идентичными.

Это значит, что не будет подписи водителей, данных, которые устарели и не используются в организации. Поэтому формируйте Журнал, который:

  • отвечает правовым актам, имеющимся в настоящий момент;
  • решает задачи, возложенные на руководство транспортного предприятия по организации предрейсовых медицинских осмотров;
  • соответствует обязанностям медперсонала по оказанию услуг (медпомощи) ПМО, несущих ответственность за результаты своей деятельности.

Главное – отразить основные сведения. Прочие – утверждают на уровне руководства транспортной компании. Поэтому новую форму закрепите внутренним распоряжением, назначив лицо, ответственное за организацию предрейсовых осмотров (охрану труда) своих сотрудников. (Прим.: Читайте далее, что означают приведенные пункты, как их выполнить).

Вопрос: Можно ли заполнять графы Журнала на компьютере отдельно на водителя, тут же распечатать, чтобы заверить подписями: медик + работник, а через время собрать документы в журнал?

Ответ: О такой форме ведения журнала нигде не сказано, но и не запрещено. Главное – отразить данные согласно Приказу №835н. Но зачем усложнять процесс, если от руки сделать это проще. Дождитесь поправок 2021 года, возможно, подпись водителя уберут из обязательных реквизитов. Ведь отметка в путевом листе уже говорит о том, что он участвовал в процессе медосмотра.

Вопрос: Может ли медсестра, имея сертификат о прохождении курсов ПМО, проводить медосмотры?

Ответ: Да, может, если транспортная компания имеет мед. кабинет и государственную медицинскую лицензию.

Вопрос: Смена водителя начинается с 8 утра. Во сколько он обязан пройти медосмотр, чтобы не опоздать на работу? Существует ли норматив?

Ответ: Существует Приказ № 15 от 28/08-04 г. “Режим работы и отдыха”. Время, затраченное на дорогу и процедуру осмотра, считается рабочим, оплачивается работодателем по среднему тарифу. О необходимости проходить осмотр до начала рабочего дня нигде не сказано.

Вопрос: Можно ли вместо подписи медика, указать только его фамилию и инициалы?

Ответ: Нет, это считается нарушением. Даже в электронных Журналах особое внимание уделяется личной подписи медика (ЭЦП). За качество проведенного освидетельствования лицо, проводившее осмотр, несет административную ответственность. Поэтому нужна собственноручная подпись.

Вопрос: В организации Журнал заполняет медработник. Кто это делает, когда услуги оказываются по договору, если водители проходят медосмотр в разное время суток?

Ответ: Журнал проведения предрейсового медицинского осмотра водителей заполняет лицо, которое осуществляет медосмотр. Это может быть только медик, прошедший специальное обучение, работающий в лицензируемом медучреждении. В лицензии прописано, что данное мед. заведение имеет право оказывать услуги ПМО.

Как в нормативах, так и в заключаемом с медицинской организацией договоре упоминается, что предрейсовый медицинский осмотр проводится в течение всего рабочего времени водителя. Если необходимо, ищите мед. организацию, работающую круглосуточно.

Вопрос: Нужно ли с нового года начинать новый журнал или разрешается заполнять прежний, если остается много пустых страниц?

О необходимости с н. г. начинать нов. Журнал нигде не сказано. Но во многих организациях так принято, чтобы было легче пользоваться поиском данных в архивах. Если сможете доступно каталогизировать информацию, почему бы нет?

Вопрос: Разрешается ли данные о прохождении послерейсового осмотра совместить с предрейсовыми в одном Журнале?

Особенности ведения журнала

Журнал можно вести не только в бумажной, но и в электронной форме. Но для этого работодателю придется позаботиться о получении электронной цифровой подписи для защиты сведений, хранящихся в электронном виде.

Если документ ведется в бумажном варианте – он должен быть прошнурован и заверен печатью. Каждую страницу необходимо пронумеровать.

Результаты осмотра, прописанные в журнале, должны четко определять, имеются ли у водителя симптомы, не позволяющие ему отправиться в рейс, или он абсолютно здоров.

Отметка в журнале о том, допущен ли шофер к рейсу или нет, не должна являться главной целью проведения медосмотра. Обычная формальность здесь не допустима. Опасность на дороге может возникнуть в любой момент, особенно если дело касается пассажирских перевозок. Регулярные медосмотры позволят выявить первые признаки развития опасных заболеваний, которые могут стать причиной возникновения аварий во время поездки.

Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей

Согласно ч. 1 ст. 23 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ все работники — водители транспорта должны проходить проверку состояния здоровья перед каждой сменой или рейсом, а также по их окончании. Результаты медицинских исследований фиксируются в специальном журнале, ведение которого — обязанность работодателя, установленная Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (далее — Порядок).

Читайте также:  Новое в блогах

В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого

Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:

  • ее порядковый номер;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
  • цель направления в поликлинику;
  • предварительный диагноз;
  • объем помощи, оказанной на месте;
  • подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ. Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.

Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ.

Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра

Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.

Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ. Размер штрафов составляет:

  • на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ. Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.

Особенности ведения журнала

Журнал можно вести не только в бумажной, но и в электронной форме. Но для этого работодателю придется позаботиться о получении электронной цифровой подписи для защиты сведений, хранящихся в электронном виде.

Если документ ведется в бумажном варианте – он должен быть прошнурован и заверен печатью. Каждую страницу необходимо пронумеровать.

Результаты осмотра, прописанные в журнале, должны четко определять, имеются ли у водителя симптомы, не позволяющие ему отправиться в рейс, или он абсолютно здоров.

Отметка в журнале о том, допущен ли шофер к рейсу или нет, не должна являться главной целью проведения медосмотра. Обычная формальность здесь не допустима. Опасность на дороге может возникнуть в любой момент, особенно если дело касается пассажирских перевозок. Регулярные медосмотры позволят выявить первые признаки развития опасных заболеваний, которые могут стать причиной возникновения аварий во время поездки.

Как и любая другая документация, журнал предрейсового осмотра должен заполняться в соответствии с существующими правилами. На титульном листе указывается наименование организации и ее адрес, а также дата начала заполнения журнала. После того как журнал заканчивается, на титульном листе проставляют дату окончания и сдают его в архив.

Внутри журнала обязательно заполняются следующие графы:

  • дата и время проведения медицинского осмотра;
  • пол и дата рождения осматриваемого;
  • ФИО водителя;
  • артериальное давление, частота пульса, температура тела, а также результат проверки на наличие алкогольного опьянения;
  • если имеются отклонения от нормы или жалобы на плохое самочувствие водителя, то на рейс он не выпускается, а в соответствующей графе делается отметка о его направлении к более узкому специалисту;
  • если состояние водителя в норме, то в соответствующей графе делают отметку о допуске на смену;
  • подпись медицинского работника, который проводил осмотр.

Если во время заполнения журнала возникает необходимость внести исправления, нужно руководствоваться следующими правилами:

  • неверные данные аккуратно зачеркиваются, а верные указываются рядом;
  • пишется фраза «исправленному верить»;
  • исправления обязательно заверяются двумя подписями: водителя и медицинского работника.

Порядок организации и осуществления предрейсового медосмотра установлен в приказе Минздрава под номером 835. Это основной документ, на который следует опираться. Однако есть и внутренние документы, на наличие которых обращают внимание проверяющие органы. В связи с этим, работодатель обязан регламентировать медосмотр типовым Положением.

Форма документа содержит следующие пункты:

  • краткое описание персонального медицинского осмотра;
  • процедуры, включенные в медицинский осмотр;
  • регламент обеспечения предрейсового медосмотра;
  • параметры допуска работников к автотранспортному средству;
  • обязанности врача.

Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры

Отличия в проведении медосвительствований заключаются в следующем:

  1. Предрейсовые обязательно проходить для каждого водителя, состоящего в компании. Исключение составляют работники АПТ, уходящие в рейс немедленно, которых вызывают службы по устранению аварий. Время устанавливается ранее, но при этом важна каждая секунда, чтобы успеть на место, где произошло непредвиденное событие.
  2. Послерейсовые обязательны для прохождения водителями авто, задействованными на перевозках грузов или пассажиров.
Читайте также:  Можно ли военнослужащему уволиться по собственному желанию?

Тот и иной вид осмотра проводится в соответствие с регламентом. Вид выполняемой работы устанавливает необходимость проведения. В связи с этим, если даже ИП будет выполнять функции водителя самостоятельно, то ему тоже нужно проходить медиков.

Организация, проводившая это мероприятие должна иметь свидетельство, в котором прописывается разрешение на данный вид деятельности. За проведенные работы ответственность лежит на работодателях, поэтому у них имеются варианты проведения:

  1. Привлечение сотрудников из поликлиник, но при этом стоит проверить наличие лицензии.
  2. В штат организации вводить сотрудника, ответственного за проведение МО. Организация кабинета зависит от количества работающих, организации кабинета в медпункте. В должностные обязанности специалиста стоит включить не только проведение медосвидетельствования, но и оказание первой медицинской помощи.

Заполнение журнала предрейсового осмотра водителей

Журнал регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Для традиционного формата актуальны обычные правила заполнения подобных документов: последовательная нумерация листов, размер А4, прошивание и заверение пломбой. Печать ставится, если организация ее использует.

Обратите внимание

Если выбран цифровой формат заполнения, понадобится квалифицированная усиленная электронная подпись. Также очень важно учесть требования законодательства по части защиты персональных данных. Учтите, следит за этим вопросом не только ГИТ, но и Роскомнадзор, а штраф доходит до 75 тыс. руб. Хорошая новость — этот процесс можно организовать так, чтобы было удобно вам и безопасно для компании. Кстати, в новом номере “Справочника кадровика” есть подробная статья о том, как облегчить себе работу

Не забудьте, что журнал, ведущийся в электронном виде, должен быть удобен для распечатки. А вот подпись водителя в таком случае не предусмотрена.

Сам порядок прохождения врачебных освидетельствований на конкретном предприятии должен быть принят как локальный нормативный акт — Положение об обязательных медицинских осмотрах. Типовая форма положения дается в письме Минздрава, упомянутом ранее (приложение №2).

Все расходы по проведению медосмотров возложены на работодателя. Время, затраченное на посещение врача, считается рабочим (Приказ Минтранса № 15 от 20/08-04, п. 15).

После освидетельствования врач ставит в путевой лист водителя штамп «Предрейсовый медицинский осмотр прошел», образец см. ниже. Оттиск должен содержать не только разрешение медика на выход в путь, но и сведения о дате и времени осмотра, а также ФИО врача.

Ответственность за отсутствие журнала в организации

Журнал – это главный документ отчета, доказывающий наличие осмотров. За проверку отвечают несколько госслужб. Это Госавтонадзор, ГИБДД, Росздравнадзор (территориальное подразделение), Госинспекция по труду. Выявлять нарушения может каждый орган. Они вправе проверить лицензию, осмотреть кабинет (когда осмотры проходят на базе компании). На основании проверок составляются акты.

Если у организации не окажется журнала, то подтвердить факт проведения врачебного обследования будет сложно. На фирму наложат финансовые взыскания за нарушение регламента проведения контроля.

Штрафы солидные: должностные лица заплатят до трех тысяч рублей, юридические – до пятидесяти тысяч.

Если же проверка выявит случаи, когда к выезду был допущен нетрезвый сотрудник, с компании потребуют оплатить 100 000 рублей штрафа.

За выпуск шофера на линию без осмотра придется отдать до ста тридцати тысяч рублей.

Особенности проведения медосмотров

Регулярные медобследования помогают на ранних стадиях выявить серьезные хронические заболевания и расстройства, проблемы со здоровьем, которые сказываются на концентрации внимания, управлении ТС, что приводит к происшествиям. Это минимизирует количество ситуаций, когда сотрудник управляет ТС в состоянии опьянения после употребления спиртного или наркотиков, что часто становится причинами ДТП с пострадавшими и/или погибшими.

Сотрудники транспортных компаний и организаций должны проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Они могут быть организованы в клинике или с выездом медработника на предприятие.

  1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей должны проходить все, кто работает на ИП или компании, оформленные в качестве юрлица, если у них в штатном расписании есть водители. Также это касается предпринимателей, которые сами являются водителями, осуществляют предпринимательскую деятельность, управляя ТС. Такие медобследования организуют перед выходом на линию. Их прохождение — ежедневная обязанность на всем протяжении работы в компании.
  2. Послерейсовые осмотры водителей должны устраиваться на протяжении всего периода работы водителя в компании, если в обязанности сотрудника входят пассажирские перевозки или транспортировка опасных грузов.

Журнал предрейсовых медосмотров водителей у кого хранится

По пятнадцатому пункту Порядка журнал допустимо вести как на бумажном, так и на электронном носителе. Пять советов кадровикам о медосмотрах В том случае, если отдается предпочтение бумажному журналу, его листы должны быть формата А4, все их следует пронумеровать и скрепить шнуровкой.

Выявление документов с истекшим сроком хранения Архивные документы организации с истекшим сроком хранения подлежат уничтожению (п. 2.3.2, 2.4.1, 2.4.4 Правил, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.). К таким документам в том числе относятся и документы по личному составу, ответственность за хранение которых, как правило, несет кадровая служба организации (п. Обложка переплета изготавливается из плотной бумаги плотностью 160 г/м2, по Вашему желанию обложку можно заламинировать.

Таким образом, по нашему мнению, журналы предрейсовых медицинских осмотров водителей вполне можно отнести к пункту 914, а соответственно и хранить данный журнал 3 года. Также отметим, что архивные документы организации с истекшим сроком хранения подлежат уничтожению.

Коммерческим организациям соблюдать все требования к оборудованию специальных помещений для хранения документов необязательно (абз. 3 введения к Правилам, одобренным решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г., п. 1.1 Правил, утвержденных приказом Минкультуры России от 18 января 2007 г. № 19).

Читайте также:  Льготы для ИП и ООО, которые только открылись

Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 914 приказа № 558 (раздел «Социальное страхование»).

Блок журнала пробивается двумя отвертиями диаметром 6 мм, которые расположенны на расстоянии 80 мм друг от друга, со стороны корешка по середине журнала.

Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 914 приказа № 558 (раздел «Социальное страхование»).

Блок журнала пробивается двумя отвертиями диаметром 6 мм, которые расположенны на расстоянии 80 мм друг от друга, со стороны корешка по середине журнала.

Журналы находятся в распоряжении тех лиц, которые непосредственно принимают участие в ежедневных осмотрах. На крупных предприятиях имеются отдельные кабинеты, где на постоянной основе трудятся врачи или фельдшеры. На них и лежит обязанность заполнять документ.

Если со стороны водителя будут систематически допускаться такие нарушения режима, как употребление спиртных напитков, либо состояние здоровья не позволяет своевременно совершать поездку, то руководство должно принять решение о замене персонала.

Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению.

Допуск к вождению транспортного средства выдается только при наличии особой справки установленной формы о прохождении медицинского осмотра. Это касается как начинающих водителей, так и тех, кто занимается вождением профессионально.

Запрет на допуск к работе и его последствия

Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, сотруднику выдают справку для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке указывают:

  • ее порядковый номер;
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
  • цель направления в поликлинику;
  • предварительный диагноз;
  • объем помощи, оказанной на месте;
  • подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Какие законы регламентируют удаленный предрейсовый медосмотр водителей?

Согласно ч. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, которые предусмотрены ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны и здоровья» (далее — Федеральный закон № 242-ФЗ).

Федеральным законом № 242-ФЗ предусмотрено создание правовых основ использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан. Также данный Закон определяет цели применения телемедицинских технологий, включающие дистанционное взаимодействие медицинских работников друг с другом, а также с пациентами.

Так, согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе применением телемедицинских технологий, под которыми понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента (п. 22 ст. 2 Закона № 323-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н утвержден порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н.

В пункте 15 приказа предполагается возможность ведения журнала предрейсовых осмотров в электронном виде.

>

Существующими нормативными правовыми актами в сфере проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров их проведение с применением телемедицинских технологий не запрещено.

Также в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект Федерального закона № 271597-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». В частности, указанный законопроект предполагает включение в Закон следующего положения: «Допускается проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с применением телемедицинских технологий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи».

Указанный проект Федерального закона является заключительным актом внедрения дистанционного медицинского контроля водителей транспортных средств, обязанных проходить предрейсовый (послерейсовый), предсменный (послесменный) медосмотр.

Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры

Различия в проведении предрейсового медицинского осмотра и послерейсового медицинского осмотра состоят в следующем.

Предрейсовые медосмотры обязательны для каждого из водителей компании. Исключение – водители, которых в рейс экстренно вызывают аварийные службы. Время вызова неизвестно заранее, а когда он поступает, на счету каждая секунда. Поэтому ст. 23 ФЗ №196-ФЗ разрешает им сразу отправиться спасать жизни и имущество.

Послерейсовые медосмотры проходят только водители, задействованные в пассажироперевозках либо транспортировке опасных грузов.

Предрейсовый медицинский осмотр, как и послерейсовый медицинский осмотр, проводятся регулярно. Необходимость медосмотра определяется видом выполняемой работы. Поэтому если индивидуальный предприниматель сам сядет за руль, ему придется проходить соответствующие медосмотры, как будто он обычный наемный труженик.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *