Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ранее действовавший Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» возлагал ответственность за организацию бухгалтерского учета на руководителя организации (ст. 6), а ответственность за ведение бухгалтерского учета, формирование учетной политики, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности – на главного бухгалтера (ст. 7).
Комментарий к ст. 15.11 КоАП
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. К основным задачам бухгалтерского учета относятся:
— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
По смыслу диспозиции данной статьи административным правонарушением является грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, либо в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:
а) отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета;
б) систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности не входит, а представляет собой самостоятельный документ — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ч. 1 ст. 80 НК РФ).
Таким образом, искажение сумм начисленного налога, указанных в налоговой декларации, должно рассматриваться в качестве деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», санкция которой является более мягкой (от трехсот до пятисот рублей) по отношению к санкции ст. 15.11 КоАП РФ (от двух тысяч до трех тысяч рублей).
В данном случае судьей может быть решен вопрос о переквалификации действий должностного лица со ст. 15.11 КоАП РФ на ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, так как составы данных статей имеют единый родовой объект посягательства, а также учитывая соотношения санкций данных статей, можно сделать вывод, что такая переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Также учитывая положения ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, данная переквалификация не повлечет за собой изменение подведомственности рассмотрения данного дела.
Привлекая к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11, конкретное должностное лицо, необходимо учитывать субъективную сторону правонарушения. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть должностное лицо должно знать и осознавать, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и предоставлению бухгалтерской отчетности, желает этого или безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета. Очень часто суды не придают значения характеристике субъективной стороны административного правонарушения, что приводит к вынесению постановлений не соответствующих положениям КоАП РФ. Необходимо учитывать положения статьи 1.5 КоАП РФ, из которых следует, что обязанность доказывания вины правонарушителя лежит на субъекте, ведущем производство по делу об административном правонарушении, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. И при установлении вины должностного лица в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности суду необходимо детально проанализировать обязанности конкретных должностных лиц, отраженные в приказах и инструкциях организации, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло за собой совершение данного административного правонарушения.
При привлечении к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ в постановлениях о назначении административного наказания судам необходимо указывать, какие именно правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности были нарушены, и должны содержаться ссылки на конкретные нормы законодательства о бухгалтерском учете.
Суды при рассмотрении дел данной категории нередко совершают ошибки в определении надлежащего субъекта административной ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Необходимо также принимать во внимание пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
В случае если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.
Нарушения организации в бухучете
В отношении юридического лица обозначено сразу несколько видов проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:
- Штраф за нарушение ведения бухгалтерского учета 2021. Наказание будет применено в организации, которая в одном календарном году неоднократно нарушила установленные правила по ведению бухучета: несвоевременно или неправильно отразила операции на счетах бухучета либо не создавала и не хранила первичные и учетные документы. Причем наказание детализировано в статье 120 НК РФ по категориям:
- если проступки совершали в течение одного налогового периода, то компанию оштрафуют на 10 000 рублей;
- ошибки и нарушения обнаружены в двух и более налоговых периодах — штраф 30 000 рублей;
- правонарушения привели к занижению налоговой базы (заплатили налогов и взносов в бюджет меньше, чем следовало) — штраф будет равен 20% от суммы недоплаты, но не более 40 000 рублей.
- Штраф за не предоставленную вовремя бухгалтерскую отчетность в ИФНС. В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ, компанию оштрафую на 200 рублей за каждый непредоставленный вид отчетности в ФНС. Причем наказание применяют не только к несданной вовсе отчетности. За срыв срока отчетной кампании — до 31 марта года, следующего за отчетным, — предусмотрены аналогичные санкции.
- Штраф за несданную бухгалтерскую отчетность в Росстат. Контролеры могут ограничиться предупреждением, если время просрочки небольшое либо имеются уважительные причины несдачи бухотчетности в статистику. Также представители Росстата вправе наложить административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей на компанию, предоставившую отчетность с опозданием. Норматив закреплен в статье 19.7 КоАП РФ.
Отчетность в органы статистики
В органы государственной статистики все организации, в том числе и казенные, бюджетные учреждения, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620 «Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленную ст. 13.19 КоАП – наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.
Отражение на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета свершившихся фактов хозяйственной жизни в полном объеме, ведение учета в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, а также проведение сверок взаиморасчетов и инвентаризаций для своевременного выявление и исправления допущенных ошибок являются основой для формирования достоверной отчетности. Следует отдельно упомянуть о необходимости организации налогового учета казенными и бюджетными учреждениями при наличии налогооблагаемой базы (предусмотренных НК РФ хозяйственных операций и имущества). От своевременности указанных действий нередко зависит и соблюдение сроков представления всех видов отчетности.
Кто должен организовать и вести учетную работу
Исходя из ФЗ №402, в частности, ст. 7, следует вывод, что:
- ответственность за организацию ведения бухгалтерского учета несет руководитель организации;
- ответственность за практическую организацию учетной работы несет бухгалтер или лицо (лица), выполняющее его функции.
Вопрос: Правомерно ли привлечение руководителя к административной ответственности в виде штрафа за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в ИФНС России при наличии в штате организации главного бухгалтера, отвечающего за ведение бухучета и своевременную сдачу бухотчетности? Посмотреть ответ
Руководитель может организовать ведение бухучета следующим образом:
- сформировать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером;
- поручить ведение учета сторонней фирме;
- поручить весь учет одному человеку, имеющему соответствующую квалификацию;
- вести бухучет самостоятельно.
Последние два варианта, как правило, применяются в малом и среднем бизнесе.
Вопрос: Организация-налогоплательщик передала ведение бухгалтерского и налогового учета сторонней организации. Если налоговая инспекция выявит нарушения, то будет ли налогоплательщик нести ответственность за выявленные нарушения? Посмотреть ответ
Работник, на которого возложена ответственность за ведение бухучета, должен соответствовать ряду требований. Значительная часть из них имеет отношение к отрасли, в которой ведется учет, форме собственности, организационно-правовой форме компании. Общие требования к квалификации учетного работника изложены в профессиональном стандарте «Бухгалтер» (Приказ Минтруда №1061н от 22-12-14 г.).
Так, в общем случае главный бухгалтер должен иметь стаж работы не менее 7 лет, из них не менее 5 – по специальности, заниматься ведением учета либо аудитом организаций. При наличии высшего образования сроки, соответственно, 5 и 3 года.
Кроме того, указанный специалист обязан:
- формировать учетную информацию и контролировать ее движение до потребителя без искажений;
- уметь определять объемы учетной работы, распределять ее среди исполнителей, контролировать выполнение работ ими;
- самостоятельно разрабатывать учетные формы, необходимые организации, в рамках законодательства;
- формировать на основании первичных учетных данных показатели отчетности;
- пользоваться современными средствами передачи отчетных данных и бухгалтерскими сервисами;
- знать законодательство в сфере учета и судебную практику;
- уметь анализировать информацию;
- владеть приемами защиты информации;
- иметь представление о зарубежном опыте в учетной сфере и т.д.
Вместе с тем, например, в ст. 7-4 ФЗ №402, содержатся определенные требования к главному бухгалтеру (лицу, выполняющему аналогичные функции), ответственному за учетную работу в АО, в компаниях-участниках торгов:
- высшее образование;
- при отсутствии профильного высшего образования – стаж не менее 7 лет, из них 5 — на учетной работе;
- при наличии высшего экономического образования, соответственно, 5 и 3 года;
- отсутствие непогашенной судимости в экономической сфере.
Главный бухгалтер кредитной организации или финансовой организации должен соответствовать требованиям Центробанка. Аналогично могут устанавливаться иные дополнительные требования к главному бухгалтеру или заменяющему его лицу в соответствии с федеральным законодательством (ФЗ №402, ст. 7-5).
Функции руководителя по организации бухучета состоят в подготовке юридически значимого пакета документации, позволяющего регламентировать работу бухгалтерской службы, приобретении и наладке техники для работы бухгалтеров и профессионального программного обеспечения, подборе кадров, решении вопроса, кому поручить учетный процесс, и других административно-хозяйственных проблем.
Функции непосредственно ответственного за ведение бухучета (самого руководителя, бухгалтера или главного бухгалтера, сторонней организации) следующие:
- оформление хозяйственных операций первичными документами в соответствии с требованиями законодательства;
- предоставление своевременной информации без искажений контролирующим органам, контрагентам;
- инвентаризация активов компании, с учетом сроков и особенностей, по видам оных;
- работа с контрагентами, сверка расчетов;
- хранение документации и отчетности в соответствии с установленными сроками.
Обозначим ответственных
Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.
Категория субъекта | Нормативный акт | Пояснения к применению ответственности |
Организация | Статья 120 НК РФ | В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.
Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет. |
Должностное лицо | Статья 15.11 КоАП РФ | Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета. |
В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?
Нарушения организации в бухучете
В отношении юридического лица обозначено сразу несколько видов проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:
- Штраф за нарушение ведения бухгалтерского учета 2021. Наказание будет применено в организации, которая в одном календарном году неоднократно нарушила установленные правила по ведению бухучета: несвоевременно или неправильно отразила операции на счетах бухучета либо не создавала и не хранила первичные и учетные документы. Причем наказание детализировано в статье 120 НК РФ по категориям:
- если проступки совершали в течение одного налогового периода, то компанию оштрафуют на 10 000 рублей;
- ошибки и нарушения обнаружены в двух и более налоговых периодах — штраф 30 000 рублей;
- правонарушения привели к занижению налоговой базы (заплатили налогов и взносов в бюджет меньше, чем следовало) — штраф будет равен 20% от суммы недоплаты, но не более 40 000 рублей.
- Штраф за не предоставленную вовремя бухгалтерскую отчетность в ИФНС. В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ, компанию оштрафую на 200 рублей за каждый непредоставленный вид отчетности в ФНС. Причем наказание применяют не только к несданной вовсе отчетности. За срыв срока отчетной кампании — до 31 марта года, следующего за отчетным, — предусмотрены аналогичные санкции.
- Штраф за несданную бухгалтерскую отчетность в Росстат. Контролеры могут ограничиться предупреждением, если время просрочки небольшое либо имеются уважительные причины несдачи бухотчетности в статистику. Также представители Росстата вправе наложить административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей на компанию, предоставившую отчетность с опозданием. Норматив закреплен в статье 19.7 КоАП РФ.
Самое нежелательное для расчетного специалиста – нарушение бухгалтерского учета, которое закон признает грубым. За него штрафы предусмотрены в ст. 120 НК РФ.
Штраф за грубое нарушение ведения бухгалтерского учета по ней варьируется от 10 до 30 000 рублей. Здесь играет роль повторность нарушения ведения бухгалтерского учета. И это не всё: если имело место занижение базы по налогам (с 2017 г. – также и по страховым взносам), в бюджет придется отдать 20% от недоплаты. Тогда точно не избежать минимального штрафа за нарушение правил бухгалтерского учета – 40 000 рублей.
С 2017 года ст. 120 НК РФ в полной мере применяется к базе для расчета страховых взносов.
Сами нарушения правил ведения бухгалтерского учета, которые закон признает грубыми, довольно стандартны. Это и отсутствие «первички», счетов-фактур, регистров учета, не оперативная или неверная работа со счетами бухучета, нарушения с бухгалтерской отчетностью.
В каких случаях административная ответственность не применяется?
Пункт 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 113‑ФЗ устанавливает, что предусмотренная данная статьей административная ответственность за искажение показателей отчетности не применяется:
– к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;
– к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
При этом должно выполняться следующее условие: искажение показателей отчетности допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.
Искажение бухгалтерской отчетности: ответственность
Невыполнение требований ведения учета предполагает наказание, предусмотренное НК РФ и КоАП РФ. Речь идет не об одиночных или несущественных ошибках, а серьезных нарушениях, влекущих значительные искажения.
Статья 15.11 КоАП РФ перечисляет ряд последствий, которые повлекло грубое нарушение требований бухучета. К ним относятся:
- ведение счетов бухучета без отражения хозопераций в регистрах синтетического учета;
- принятие к учету фиктивных первичных документов, оформленных по несуществующим операциям, отражение в учетных регистрах нереальных объектов учета;
- формирование отчетности не на базе данных бухучета;
- занижение сумм налогов на 10% и более;
- искажение любого показателя в бухотчетности на 10% и более;
- отсутствие в компании регистров бухучета, отчетности и обязательного заключения аудитора на протяжении всего периода хранения, установленного для подобных документов.
Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета и остальные нарушения, указанные выше, для должностного лица (главного бухгалтера или руководителя, если он сам ведет учет) составляет от 5 до 10 тыс. руб. Если в течение года подобные инциденты выявлены вновь, то повторный штраф составит уже от 10 до 20 тыс. руб. В особо серьезных случаях бухгалтер может быть дисквалифицирован на срок от 1-го до 2-х лет.
Кроме того, за непредставление в ИФНС в установленные сроки бухотчетности предусмотрены санкции для:
- должностных лиц – штраф от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ);
- компаний – штраф 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК РФ).
Изменения КоАП РФ в части ответственности за нарушение требований к бухучету
В Кодекс об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) внесены изменения в части привлечения к административной ответственности за нарушения в области бухучета (Федеральный закон от 30.03.2016 № 77-ФЗ). Разберем изменения в КоАП РФ, вступившие в силу с 10 апреля, а также их последствия для бизнеса.
К административной ответственности за нарушения в области бухучета по статье 15.11 КоАП РФ могут быть привлечены работники компаний, прежде всего руководитель и главный бухгалтер (ст. 2.4 КоАП РФ). При этом административная ответственность не распространяется на ИП (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ), что логично вытекает из отсутствия требования ведения бухучета индивидуальными предпринимателями (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)).
Что касается непосредственно изменений в статье 15.11 КоАП РФ, то их можно разделить на технические и смысловые корректировки.
Примером технических корректировок является уточнение, что ответственность по статье 15.11 КоАП РФ наступает за грубое нарушение требований к бухучету, а не правил ведения бухучета, как было установлено ранее действовавшей редакцией. Таким образом, нормы КоАП РФ приведены в соответствие с нормами главы 2 отраслевого Закона № 402-ФЗ.
Однако наибольший интерес для бухгалтеров представляют смысловые изменения статьи 15.11 КоАП РФ, которые мы рассмотрим более подробно.
Комментарий к Ст. 15.11 КоАП РФ
1. Бухгалтерский учет в силу ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Предметом противоправного посягательства является порядок ведения бухгалтерского учета как саморегулирующая основа финансовой деятельности организации и индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ все проводимые хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами.
Нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и срока хранения учетных документов составляют объективную сторону данного правонарушения. При этом обязательным дополнительным признаком состава является признание нарушения грубым. Под грубым нарушением применительно к данной статье понимается искажение (уменьшение или увеличение) сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение (уменьшение или увеличение) любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, если даже это искажение не повлияло на размер исчисленных налогов и сборов.
2. Субъектом рассматриваемого правонарушения выступает руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности.
Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
Нарушение бухгалтером трудовых обязанностей: последствия
Если главный бухгалтер нарушит свои обязанности, типичные для его должности, он может быть привлечен к ответственности в соответствии с трудовым, административным и уголовным законодательством.
К ответственности по трудовому законодательству главный бухгалтер может быть привлечен на основании:
- ст. 192 ТК РФ (возможные санкции — замечание, выговор, увольнение);
- п. 9 ст. 81 ТК РФ (возможная санкция — увольнение);
- ст. 243 ТК РФ (возможная санкция — взыскание компанией компенсации за материальный вред).
Положения ст. 192 ТК РФ могут быть применены работодателем в случае прямого неисполнения бухгалтером обязанностей, установленных трудовым договором или его должностной инструкцией.
Нормы п. 9 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе применить, если бухгалтер примет то или иное решение, которое повлечет за собой ущерб имуществу фирмы либо неправомерное использование данного имущества.
Санкции, предусмотренные ст. 243 ТК РФ, могут быть применены в отношении главного бухгалтера, если он:
- нанес компании материальный ущерб по причине неисполнения обязанностей;
- допустил недостачу материальных ценностей, которые были ему вверены;
- причинил ущерб фирме умышленно;
- причинил ущерб в фирме под воздействием алкоголя, наркотиков;
- причинил ущерб, совершая преступление, административный проступок;
- допустил разглашение коммерческой тайны;
- нанес фирме ущерб вне периода исполнения трудовых обязанностей.
Кроме того, трудовым договором могут быть установлены иные критерии возникновения материальной ответственности главного бухгалтера.
ВАЖНО! Материальная ответственность в полном размере может быть возложена на главного бухгалтера при условии, что это установлено трудовым договором. Если трудовым договором не предусмотрено, что главный бухгалтер в случае причинения ущерба несет материальную ответственность в полном размере, то ответственность за причиненный ущерб может быть взыскана только в размере его среднего месячного заработка (п. 10 постановления Пленума ВС от 16.11.2006 № 52).
Если говорить об административной ответственности, то, исходя из положений ст. 15.11 КоАП РФ, бухгалтер как должностное лицо в случае грубого нарушения ведения бухучета (в соответствии с критериями, установленными п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ) может быть:
- оштрафован на сумму 5 000–10 000 руб.;
- оштрафован на сумму 10 000–20 000 рублей или дисквалифицирован на 1–2 года, если нарушение будет повторным.
Главный бухгалтер может быть привлечен к уголовной ответственности на основании ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ. Нормы, установленные данными статьями, применяются, если по причине действий бухгалтера компания была признана уклонившейся от уплаты налогов, страховых взносов. Возможные санкции:
- штраф;
- арест;
- лишение свободы.
Более строгими санкции становятся, если доказано, что преступление совершено несколькими сотрудниками фирмы по предварительному сговору, либо выявлена неуплата налогов в особо крупном размере.
Ответственность по ст. 199 УК РФ главный бухгалтер несет, только если будут доказаны махинации с крупными суммами, осуществленные умышленно или в сговоре с руководителем (пп. 7, 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).