БЕЗОПАСНЫЙ ПЕРЕХОД ДОРОГИ (ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕШЕХОДА)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «БЕЗОПАСНЫЙ ПЕРЕХОД ДОРОГИ (ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕШЕХОДА)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила дорожного движения в Казахстане достаточно обширны и включают в себя десятки правовых норм. По состоянию на ноябрь 2022 года не было объявлено о новых изменениях в правилах. Однако с момента принятия правил в 2014 году в них был внесен ряд изменений. Эти изменения уточнили правила, их терминологию и были направлены на повышение безопасности дорожного движения.

Самые важные правила дорожного движения в Казахстане

В 2017 году новая редакция уточнила процедуру остановки транспортного средства сотрудником правоохранительных органов. Были изложены понятия «обгон», «опережение», «такси», «велосипедист» и другие. Это облегчает полицейским выполнение своих обязанностей и вносит ясность для водителей.

  • подойти к автомобилю;
  • разъяснить причины остановки;
  • предъявить удостоверение;
  • ознакомить с зафиксированным нарушением.

Использование пешеходных переходов

Рассмотрим обновленную редакцию пункта 4.3 ПДД:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Основной смысл данного пункта не изменился. Пешеходы, как и раньше, должны в первую очередь переходить дорогу по обычным пешеходным переходам, по подземным и надземным пешеходным переходам.

Тем не менее, изменение в этом пункте довольно важное. Оно заключается в том, что с 1 марта 2023 года подземные и надземные пешеходные переходы перестанут считаться частным случаем обычных пешеходных переходов. То есть будут существовать 3 разных объекта:

  • пешеходный переход;
  • надземный пешеходный переход;
  • подземный пешеходный переход.

А это означает, что пункты правил, в которых говорится про пешеходный переход, будут относиться только к обычным пешеходным переходам и не будут относиться к подземным и надземным переходам. На самом деле, указанные пункты итак были составлены с учетом того, что они действуют только на обычных переходах.

Новые правила проезда

Как было упомянуто выше, изменения были внесены в 2018 году. Согласно новым Правилам (ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, по которому прохожий может перейти дорогу. При этом водитель обязан уступить. В старой редакции правил использовался исключительно термин «пропустить пешехода». В новой же данная формулировка заменена на «уступить дорогу». Некоторым водителям может показаться, что замена термина никак не повлияла на смысл. На самом же деле он претерпел кардинальные изменения.

До внесения поправок в ПДД пешеходный переход (нерегулируемый) считался участком дороги, перед которым водители должны останавливаться в том случае, если по нему шагает пешеход. Точнее, если он хотя бы ступил на него ногой. Согласно новым правилам проезда пешеходного перехода, водитель обязан остановить транспортное средство, если прохожий еще не начал движение по зебре, но уже находится от разметки на небольшом расстоянии. В противном случае автомобиль может стать помехой. В связи с этим водитель обязан остановить транспортное средство и возобновить движение только тогда, когда человек перейдет дорогу.

Таким образом, новые правила проезда пешеходного перехода в большей мере призваны защитить права прохожих. Согласно поправкам, автомобиль является потенциальной помехой. Если управляющий им водитель не остановится, пешеходу придется изменить и скорость, и траекторию движения. А это грозит первому штрафными санкциями, размер которых также претерпел изменения.

Согласно статистическим данным, большинство дорожно-транспортных происшествий связаны с несоблюдением правил проезда автомобилей по пешеходному переходу. В связи с этим в ПДД были внесены некоторые изменения.

Основным нововведением является замена термина «пропустить пешехода». С 2018 года действует понятие «уступить дорогу». Вопреки распространенному мнению, смысл данных терминов различен. Ранее необходимо было предоставлять прохожим право преимущественного движения только тогда, когда они хотя бы одной ногой наступили на зебру. В настоящее же время водители обязаны уступать дорогу всем людям, находящимся в непосредственной близости от пешеходного перехода, но еще не ступившим на него. В этом правиле есть исключение. Если пешеход только планирует наступить на участок дороги с разметкой, но при этом он разговаривает по мобильному телефону, водители не обязаны уступать ему дорогу.

Документы для сотрудника ГАИ: можно не брать страховку?

Главное отличие от прежних требований в этом пункте – не нужно возить с собой допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Если же транспорт не зарегистрирован, то берите с собой документ, подтверждающий законность приобретения (договор купли-продажи). В остальном список остался примерно таким, как и был: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, страховка, документ, подтверждающий законность использования знака «Инвалид».

Кстати, в СМИ Госавтоинспекция сообщала о том, что и страховку спрашивать у водителей не будут, поскольку сведения об этом будут в базе данных, к которой у инспектора есть допуск со специального планшета. Однако, как видим, в ПДД требование о наличии страховки у водителя пока есть.

Тонировка: без лишних надежд

По тонировке лобового и передних боковых стекол все как и было: степень светопропускания должна быть не менее 70%. А что с задними стеклами?

И тут расстроим тех, кто любит ездить с нештатными «темными» стеклами: в перечне неисправностей в Приложении №4 к ПДД указано, что запрещены любые покрытия стекол и оконных проемов транспортного средства, в том числе пленочные. Так что разрешается только заводская тонировка задних стекол, предусмотренная заводом-изготовителем.

Зато новые ПДД разрешают устанавливать на лобовое стекло видеорегистратор, если он не ограничивает обзорность для водителя. Раньше установка на стеклах дополнительных предметов, не предусмотренных конструкцией машины, была под запретом.

Новые правила для СИМ

Какие ограничения ввели для электросамокатов?

С 1 марта 2023 года электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и аналогичные им устройства получат статус средства индивидуальной мобильности (сокращённо — СИМ). Максимально разрешённая скорость для них составит 25 км/ч. При этом если водитель СИМ создаёт помехи для пешеходов, он обязан спешиться или снизить скорость. Пешеход имеет перед ним приоритет.

Водителям СИМ запрещено:

— управлять транспортным средством не держась за руль хотя бы одной рукой;
— возить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине и ширине;
— перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией;
— перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями и на трассах, имеющих более одной полосы для движения (кроме случаев, когда из правой полосы можно повернуть налево, и за исключением дорог в велосипедных зонах);
— буксировать СИМ или буксироваться ими самому. Буксировать можно будет только специальные прицепы для СИМ;
— ездить в зоне действия знака «Движение пешеходов запрещено».

Нужны ли водительские права для СИМ?

Согласно нормам, для управления СИМ не понадобятся водительские права. Однако инспекторы могут направлять водителей на медосвидетельствование в случае подозрения на алкогольное опьянение. Поэтому ездить на электросамокатах и других СИМ пьяным будет нельзя.

Как считать 5 метров?

12.4 Правил не указывает, до какого именно места нужно отсчитывать эти 5 метров – только предписывает, что до самого объекта. Поэтому для того, чтобы точно не ошибиться, нам нужно знать, с какого момента начинается пешеходный переход – то есть его границы. И о них ПДД тоже говорит достаточно чётко в самом определении зебры:

Пешеходный переход – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

5.19.1 и 5.19.2 – это соответственно квадратной формы знаки (см. схему выше):

  • первый устанавливается справа от проезжей части и обозначает начало перехода, до которого можно парковаться только за 5 метров,
  • второй – слева и указывает на конец перехода.
Читайте также:  Минимальный стаж для выхода на пенсию мужчинам и женщинам

Но при наличии разметки граница определяется именно ей, и выясняя, сколько метров можно парковаться до пешеходного перехода, необходимо руководствоваться наличием разметки:

  • если есть разметка, то 5 метров перед зеброй нужно считать до начала линии разметки,
  • если разметки нет, то отсчитывать до правого знака.

Вопрос ещё сложнее: как определить, сколько это будет – 5 метров? Ведь рулетку с собой возит далеко не каждый водитель! Но и здесь всё просто – если не уверены в достаточном расстоянии, то поставьте подальше или не ставьте вовсе, если сзади парковочные места заняты. Потому что у инспектора ДПС, который будет выписывать штраф, инструмент для замера расстояния окажется.

Разумеется, отсутствие у вас возможности отмерить точно, сколько метров до перехода, не будет являться основанием для отмены наказания.

Парковка рядом со светофорами

У водителей возникает вопрос относительно парковки вблизи светофоров. Заметим, что, как таковых правил, регламентирующих парковку вблизи светофоров, нет.

Единственное и главное основание для запрета парковки автомобиля вблизи светофора определяет такой фактор, как загораживание им сигналов этого прибора для других участников дорожного движения.

Но есть некоторые детали, связанные с парковкой возле светофоров, на которые необходимо обратить внимание.

Как правило, большинство светофоров находятся вблизи перекрёстков, на дистанции менее 5 метров. Это само по себе уже делает невозможным парковку в таком месте.

И присутствие рядом пешеходных переходов также служит запретом в данном случае, и т. д.

Виды дорожной разметки

Разметка на дорогах существует для безопасного движения и строго регламентируется государственными стандартами. Именно в них прописаны основные требования по нанесению разметок на дорожное покрытие, в зависимости от их назначения.

Для обозначения зон, предназначенных для перехода улицы, используются следующие виды разметки:

  • 1.14.1. Классическая. Применяется на переходах, ширина которых не превышает 6 м. Разметка предоставляет собой равномерные широкие полосы, нанесенные параллельные вдоль дороги.
  • 1.14.2. Комбинированная. Представляет собой двойную классическую разметку с определяющим ход движения стрелками. Используется только на переходах ширина, которых превышает 6 м.

Вне зависимости от вида разметки, она представляет собой ряд горизонтальных полос расположенных параллельно друг другу на расстоянии 60 см. Полосы, как правильно, наносят белой или желтой краской, хотя и допускается нанесение бело-желтой разметки.

Распространенные вопросы

  1. Как определить ширину пешеходного перехода, если нет разметки?

    Для обозначения пешеходной зоны используют дорожную разметку и знаки, как в комбинации, так и по отдельности. И если при наличии разметки определить ширину участка для пешеходов легко, то при ее отсутствии необходимо обращать внимание на расстояние между дорожным знаками. Именно ему будет равна ширина перехода.

  2. Разрешен ли обгон на пешеходном переходе?На данном участке трассы обгон строго запрещен, вне зависимости от присутствуя на нем человека. Подобное нарушение является административным правонарушением и наказывается согласно действующему законодательству.
  3. Где и как должен двигаться пешеход?

    Пешеход должен двигаться по специально оборудованным для этого местам (наземным и внеулочным переходам, тротуарам, обочинам и т.д.). При этом во время пересечения улицы, он должен перемещаться под прямым углом к противоположной стороне.

    На перекрестках, оснащенных светофором, пешеход имеет право начинать движение только на зеленый сигнал. Также при пересечении трассы пешком, запрещено намеренно задерживаться на середине пути, тем самым создавая аварийную ситуацию.

Нерегулируемый перекресток

На нерегулируемом перекрестке отсутствует светофор. Места, где пешеход может пересечь дорогу, обозначены специальной разметкой – «зеброй». Кроме этого по обеим сторонам дороги установлены соответствующие разрешительные знаки.

Читайте также:  Согласование пристройки к зданию в 2022 году

При переходе через такой перекресток пешеход обязан убедиться, что машины, находящиеся в пределах видимости, начали снижать скорость либо полностью остановились. Нельзя выходить на дорогу внезапно. Также требуется удостовериться, что обзор для водителей открыт. Загородить пешехода может припаркованный автомобиль, дерево или кустарник, другой крупный предмет, находящийся около обочины.

Границы пешеходного перехода обозначаются разметкой и знаками. Переходить дорогу нужно в обозначенных ими пределах.

Когда проезжая часть не оборудована ни светофорами, ни «зеброй», разрешается перейти на другую сторону дороги на перекрестке. Траектория движения должна продолжать линию тротуара (обочины). Пересекать нерегулируемый перекресток по диагонали запрещено.

Пункт 4.1 менялся несколько раз. А последнее новшество было в ноябре 2014 года, когда в последнем абзаце вместе с рекомендацией пешеходам надевать светоотражающие жилеты появилась ещё и обязанность делать это в тёмное время суток на трассе. А саму рекомендацию расширили на только на движении вдоль дороги, но и поперёк – при переходе.

При движении При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Ранее, в марте 2014 года изменились первые 2 абзаца пункта 4.1 Правил, когда законодатели ввели термин «велопешеходная дорожка» – им и дополнилось перечисление участков дорог, где можно ходить пешеходам.

И, наконец, самое старое изменение было в 2005 году – тогда изменился 3 абзац:

Вне населённых пунктов при движении по При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Наказание за невыполнение правила переезда переходов

Однозначного размера штрафа, полагающегося за невыполнение правила проезда пешеходного перехода, нет:

  • Если обзор оштрафованному закрывала едущая впереди машина, которая не уступила дорогу пешеходу и нарушила тем самым рассматриваемое правило дорожного движения, можно уменьшить штраф либо вообще избежать его. В данной ситуации невиновность описываемого водителя доказывается фактом его неоповещенности о наличии людей, переходящих дорогу.
  • Пункт № 14.2 определяет, что перед дорожным переходом при ограниченном обзоре из-за едущей впереди машины водитель должен не просто быть внимательным, а притормаживать, если такой же маневр выполняет авто спереди.
  • Невыполнение водителем, который едет непосредственно перед пешеходным переходом, правила пропуска пешеходов, которых он может полностью видеть, описано в пункте № 12.18 правил движения по дорогам. Штраф за такое поведение предполагается в размере, указанном выше (от полторы до двух с половиной тысяч российских рублей).

ВАЖНО! Разные обстоятельства, сопровождающие данное нарушение, влекут наложение штрафа: минимум 1500 рублей, максимум 2500 рублей.

Под термином «пешеходный переход» подразумевается специальный объект дорожной инфраструктуры, который используется для перехода на другую сторону дороги.

Необходимо будет заранее ознакомиться с тем, как именно использовать его пешеходам. Существует специальный алгоритм пересечения дорожного полотна. Со всеми нюансами, тонкостями нужно будет разобраться до того, как будет осуществлен таковой переход.

Так как только так можно будет не допустить стандартных ошибок, которые имеют место во всех подобных случаях. Нередко ДТП возникают как раз в силу незнания правил дорожного движения, пренебрежения ими или же могут иметь место иные причины.

Нужно заранее проработать все основные таковые моменты. Только так можно избежать стандартных проблем с ГИБДД которые имеют место в рассматриваемом случае.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *