Авторское и смежное право в театре

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авторское и смежное право в театре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Авторские и смежные права входят в совокупность интеллектуальной собственности наряду со средствами индивидуализации, патентным правом, коммерческой тайной (ноу-хау), правами на топологии интегральных микросхем и селекционные достижения. Так вот, авторское право подразумевает вашу возможность беспрепятственно обнародовать свое произведение. А также оно по умолчанию содержит запрет на то, чтобы кто-либо вносил в ваше произведение изменения, ставил на нем свое имя либо псевдоним.

Авторское право: что это?

Что мы имеем в виду, когда говорим об объектах авторских прав? Это литературные, музыкальные, художественные произведения — книги, сценарии, песни, картины, фильмы и т.д. Полный перечень (причем открытый) можно найти в статье 1259 Гражданского кодекса. Пункт 4 этой же статьи говорит, что для возникновения авторского права достаточно создать произведение — оформлять не обязательно (в отличие от некоторых других стран).

Но, если регистрация не обязательна, зачем она вообще нужна? Вопрос риторический для тех, кто сталкивался с пиратством в офлайн и онлайн-пространстве: вам нужно защитить свое право от посягательств, а для этого вы должны доказать, что принадлежит оно именно вам. И даже если вы ставите на объекте вашего права знак копирайта (© плюс ваше имя), это не гарантирует защиту от незаконного использования: не всегда копирайт означает принадлежность авторства конкретной персоне.

Нельзя зарегистрировать (читайте «присвоить») авторское право на общедоступный контент. Имеются в виду произведения фольклора, нормативные правовые документы любого уровня, государственная символика или, например, идея, метод, которые уже долгое время являются достоянием общественности.

Гражданский кодекс не использует термин «театральная постановка», в нем содержится иной термин — «театрально-зрелищное представление». Это понятие собирательное, что косвенно подтверждается ст. 1313 ГК РФ: из ее контекста ясно, что под театрально-зрелищным представлением подразумеваются театральные, цирковые, кукольные, эстрадные и иные подобные представления. Кроме того, в Гражданском кодексе уравниваются театрально-зрелищные представления и спектакли. Итак, театральная постановка — одна из разновидностей театрально-зрелищного представления.

Исходя из этого, театральная постановка является сложносоставным произведением (по терминологии Гражданского кодекса — сложным объектом): она состоит из нескольких (двух и более) охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (объектов авторского и смежного права). Правовой режим сложного объекта регулируется ст. 1240 ГК РФ.

В примере спектакль включает следующие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности:

  • сценарное произведение;
  • музыкальное произведение;
  • хореографическое произведение;
  • фонограмму.

С точки зрения ст. 1240 ГК РФ театр выступает лицом, организовавшим создание сложного объекта.

Примечание. В Постановлении N 5/29 (п. 19.1) разъяснено, кто подразумевается под организатором создания сложного объекта: это лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта. Например, это театральный продюсер. Добавим сюда также спонсора, заказавшего и оплатившего создание произведения.

Статья 1240 ГК РФ содержит ряд норм, облегчающих создание и использование сложного объекта. Так, приобретение прав на составные результаты интеллектуальной деятельности происходит на основании договоров с правообладателями, причем если произведение было создано специально для объекта (в нашем случае — театрально-зрелищного представления), то соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если стороны прямо не прописали иное. Это означает, что, если, к примеру, театральный продюсер, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо, для осуществления своего проекта привлек авторов, заключил с ними договоры на создание произведений (либретто, сценария, музыки, оформления, хореографии и т.д.) для включения в этот проект и не упомянул в этих договорах о передаче прав, исключительные права на их использование окажутся у продюсера.

Авторы театральной постановки

Продюсер или иное лицо — организатор создания театрально-зрелищного представления не могут признаваться авторами сложного объекта в силу того, что организационные действия не признаются результатами интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Так у кого же возникают авторские права на театральную постановку?

Если авторы аудиовизуальных произведений (ст. 1263 ГК РФ) прямо поименованы и защищены (режиссер, автор сценария и композитор), то создателей театрально-зрелищного представления действующее законодательство полностью игнорирует, равно как и создателей мультимедийного продукта. Сделано это умышленно или это недоработка законодательства, но в соответствии с нынешней редакцией части четвертой ГК РФ авторами спектакля, а точнее — соавторами, согласно общим положениям (п. 4 ст. 1228, ст. 1258 ГК РФ) признаются граждане, совместным творческим трудом которых он был создан. По нашему мнению, в отношении спектакля это: автор драматического произведения, режиссер-постановщик, автор музыкального произведения. Впрочем, заметим, что такой подход к вопросу о соавторстве театральной постановки небесспорен, поскольку достаточно сложно «отсеять» авторов, творческий труд которых направлен только на создание их собственных произведений, входящих составными частями в театральную постановку, а не театральной постановки как целостного произведения. «Помогли» бы это сделать нормы Гражданского кодекса, императивно перечисляющие авторов театральной постановки, по аналогии с аудиовизуальным произведением. В отсутствие регулирования данного вопроса на уровне Гражданского кодекса следует ориентироваться на положения договоров между театром и лицами, задействованными в создании театральной постановки. Иными словами, ответ на вопрос о том, кто из этих лиц — автор составного произведения, а кто — автор не только составного, но и целостного произведения (театральной постановки), следует искать в договорах сторон.

Ставить имя и дату на каждом экземпляре произведения

Даже такая мелочь как просто указания имени автора и даты создания произведения защитит ваши авторские права. В этом поможет статья 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации. Она гласит: “Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения считается его автором, если не доказано иное.”

То есть, указав имя на титульном листе своего сценария или, как иногда делают, на каждой странице сценария на полях страницы, а также дату, вы заведомо предостережёте нечестных лиц от кражи вашего сценария. Если кто-то всё же использует ваш сценарий для съёмок без вашего согласия, то ему придётся самостоятельно собирать доказательства для суда, доказывая, что это работа не ваша.

Данный вид защиты объектов авторских прав не самый сильный. Легко можно убирать и вставлять в программах нужные надписи и водяные знаки. Поэтому данный вариант защиты скорее является профилактическим и может пригодиться лишь на этапах отправки портфолио и переговоров.

Депонировать сценарий в Российском авторском обществе

«Российское Авторское Общество» так определяет свою деятельность на своём веб-сайте: это негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе.

Депонирование — дословно это передача на хранение или внесение чего-либо в определённый реестр.

Депонирование сценария в “РАО” никак не связано с плагиатом и не защищает авторское право сценариста напрямую. Всё-таки зачем нужно депонирование сценария и как его осуществить?

Чтобы зарегистрировать свой сценарий или любое другое художественное произведение, необходимо обратиться в “РАО” с заявлением по почте, вложив в том числе произведение на бумажном носителе. По сути, вы декларативно объявляете себя автором произведения, затем “РАО” регистрирует ваш сценарий и выдаёт свидетельство с датой. Также “РАО” хранит у себя полученные оригиналы. Что это даёт начинающему сценаристу:

  • при возникновении спора вокруг авторства вашего произведения, свидетельство всегда может подтвердить, что вы написали сценарий первым;
  • если вы отправите сценарий на конкурс и приложите номер свидетельства о депонировании, то в случае попадания документы к недобросовестному человеку он несколько раз подумает, использовать ли вашу работу за вашей спиной.

Кто имеет право на произведение?

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности изначально получает автор произведения, если данный результат создан не на основании договора авторского заказа или трудового договора. Однако данное право может быть передано иному лицу.

Не признаются соавторами лица, которые оказали только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие при создании произведения, а также граждане, осуществляющие контроль за выполнением работ по созданию произведения. Также не попадает под определение соавторства ситуация, когда одно произведение создается на основе другого.

Авторами произведения признаются только граждане, создавшие данное произведение благодаря своему творческому труду.

Если произведение — результат труда нескольких человек, все его создатели могут выступить соавторами. Помните, что обязательным условием является наличие совместной творческой деятельности.

На практике часто возникают вопросы, касающиеся последствия участия в качестве соавторов в произведениях. В том числе вопросы касаются объема прав на сами произведения и распоряжение правами на них, а также определения объема материального вознаграждения.

Соглашение между соавторами поможет регламентировать права и обязанности, а также снизит вероятность возникновения споров.

Для того чтобы между соавторами не возникало споров, специалисты, представляющие наше Патентное Бюро, помогут определить порядок реализации права на произведение в специальном соглашении. Патентные поверенные и юристы проведут подробную консультацию по вопросу урегулирования отношений, а также подготовят проект соглашения, которое бы максимально учитывало интересы заказчика.

Ответственность за нарушения и защита авторских и смежных прав

Нарушение авторских прав можно разделить на два вида:

  • Плагиат. Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
  • Пиратство (контрафакция). Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.

Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат, а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.

Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.

Гражданско-правовая защита авторских прав предусматривает возможность требовать от нарушителей:

  • восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
  • признания прав автора или иного правообладателя
  • прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
  • публикации решения суда о допущенном нарушении

Какие виды контента защищены авторским правом?

Правообладатель имеет исключительное право распоряжаться своей работой, за некоторыми исключениями. Владельцем авторского права на любое оригинальное произведение, записанное на материальный носитель, автоматически становится физическое лицо, создавшее это произведение.

Авторским правом могут быть защищены самые разные виды контента:

  • Аудиовизуальные произведения, например телешоу, фильмы и онлайн-видео.
  • Аудиозаписи и музыкальные композиции.
  • Письменные произведения, например лекции, статьи, книги и нотные записи.
  • Произведения изобразительного искусства, в том числе картины, плакаты и реклама.
  • Видеоигры и программное обеспечение.
  • Драматические произведения, например пьесы и мюзиклы.

Что такое исключительное право

Исключительное право — это, пожалуй, основное право из всего спектра авторских прав. Оно позволяет автору извлекать выгоду из использования своего произведения любым способом. Обладая исключительным правом, автор может разрешать или запрещать остальным лицам использовать свое произведение.

Иными словами, исключительное право на произведение представляет собой некий аналог права собственности на материальные объекты — дома, квартиры или машины.

Правда, в отличие от права собственности, исключительное право имеет ограниченный срок. В России оно действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая со следующего года после его смерти.

Исключительное право по российскому законодательству единое и неделимое, что означает невозможность выделить в нем доли (в процентах или дробях), однако авторы могут договориться о доле каждого соавтора в доходах от использования своей музыки.

Основные условия авторского договора

Необходимо учитывать, что по статье 310 Гражданского кодекса РФ одностороннее расторжение договоров в произвольном порядке не допускается. Но условия такого расторжения могут быть прописаны в самом соглашении.

Для предоставления гарантий соблюдения прав обеих сторон авторский договор должен быть максимально детализированным. В нем нужно указать:

  • Предмет договора, по возможности его основные характеристики, например, для литературного произведения – его жанр, объем и структуру текста, сюжет. К договору можно приложить техническое задание, конкретизирующее требования заказчика.
  • Срок исполнения заказа, без указания которого договор считается недействительным. Договор авторского заказа, в отличие от трудового договора, имеет разовый характер. Заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке, если автор не выполнил заказ в установленный период + ¼ общего срока (так называемый льготный период по ст. 1289 ГК РФ).
  • Количество допустимых доработок и порядок их оплаты. Так как оценка авторского произведения носит чисто субъективный характер, такое условие договора позволит обезопасить автора от бесконечного количества необоснованных доработок.
  • Размер авторского вознаграждения и порядок его выплаты. Договор авторского заказа может быть возмездным или безвозмездным, когда создание произведения происходит без оплаты автору. Но в последнем случае такое условие должно быть прямо указано в тексте договора, так как по умолчанию такое соглашение считается возмездным.
  • Конкретные способы использования произведения заказчиком после исполнения договора, например: тиражирование иллюстрации или книги, опубликование в сети Интернет. Если в договоре не указан один из способов использования, то считается, что автор не дал разрешения.

Ответственность за нарушение авторских прав

Автор или правообладатель могут просто потребовать удалить украденный контент или указать его авторство. Но также можно затребовать возмещения убытков или уплаты компенсации. Вид взыскания определяют с учётом вида ответственности.

Гражданско-правовая ответственность. В случае, когда нарушитель отказался удовлетворить досудебную претензию, его можно привлечь к ответственности по гражданско-правовому законодательству. Автор может требовать признать право, прекратить использование, возместить убытки, изъять носители плагиата и опубликовать судебное решение.

Читайте также:  Расчет транспортного налога в Московской области, таблица ставок

Лица, нарушившие авторские права, должны возместить убытки или выплатить компенсацию. Сумму компенсации называет истец, а устанавливает суд. При этом иск можно направить и иным лицам, которые содействовали нарушению.

Убытки автора/правообладателя складываются из реального ущерба и упущенной выгоды. Но поскольку данные величины подсчитать сложно, на практике чаще применяют взыскание компенсации. В законе сказано, что правообладатель вправе просить компенсацию взамен возмещения убытков.

Величину компенсации определяют одним из следующих способов по усмотрению истца:

  • В двукратном размере стоимости, которую нарушитель заплатил бы при правомерном использовании авторских произведений.
  • В двукратном размере стоимости экземпляров произведения.
  • В размере от 10 тыс. до 5 млн рублей (суд вправе снизить сумму, заявленную истцом).

Как доказать авторство?

Чтобы привлечь к ответственности нарушителя, нужно иметь доказательства своего авторства. Действующее законодательство не предусматривает обязательную регистрацию прав на каждый созданный объект, но автор может изъявить желание и зафиксировать авторство одним из предложенных способов:

  • Депонирование авторских прав. Один из распространенных способов фиксации авторства в 2022 году. В результате прохождения этой процедуры вам выдадут свидетельство с датой и вашим именем в электронном или бумажном формате. Лучшее время для депонирования – сразу после создания произведения. Свидетельство служит основанием для признания вашего авторства судом. Пройти процедуру можно онлайн, в том числе и в нашей компании. Для этого необходимо направить экземпляр произведения в организацию, он попадает в архив на хранение до момента востребования.
  • Заверка произведений у нотариуса. Перед передачей или публикацией произведения автор может обратиться к любому нотариусу, чтобы зафиксировать свое авторство. Нотариус изучит экземпляр произведения и поставит на нем удостоверяющую запись. Один экземпляр хранится у нотариуса, другой – у вас.
  • Отправка письма самому себе. Архаичный, но не теряющий своей актуальности способ. Отправку делают посредством Почты России. Письмо не вскрывают до момента, пока не наступит необходимость в доказывании авторства. Современный метод – отправка по электронной почте, но он не всегда принимается судом во внимание.

    При использовании этого способа вы можете столкнуться со следующими проблемами: письмо потеряется по прошествии времени, конверт повредится, не сможете доказать подлинность почтовых печатей, суд увидит следы вскрытия. Рекомендуем использовать этот метод только в качестве дополнительного. К тому же данное доказательство можно представить единожды, а фактов нарушений ваших прав может быть много.

  • Фиксация факта / даты создания и публикации произведения с помощью фото и видеосъёмки. Новый способ, который пока можно использовать в качестве дополнения, например, к депонированию. Есть риск, что по прошествии времени фото или видео будет утеряно.
  • Получение заключения экспертизы. Это дорогой и не часто используемый способы доказывания авторства. Эксперт просматривает произведение, например рукопись, и устанавливает, является ли заявленное лицо автором. При этом внимание могут обратить на почерк и другие особенности.
  • Сохранение исходников. Черновики, эскизы и наброски – это доказательства. Эти материалы вы можете предоставить в суде, но лучше, если у вас будут дополнительные доказательства, потому что не по всем исходникам можно определить дату создания произведения, а она играет большое значение при разрешении споров.
  • Заключение договоров. Актуально для заказчиков. Вы наняли дизайнера для разработки дизайна вашей группы в социальной сети. Нужно заключить договор на разработку, правильно оформить передачу прав. При возникновении споров договор будет доказательством.

Возникновение авторских прав

Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.

Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл. Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.

Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.

Для оповещения о праве на произведение автор может использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *