Порядок ликвидации сельских образовательных организаций и их филиалов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок ликвидации сельских образовательных организаций и их филиалов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для беспрепятственного проведения такой процедуры необходимо поработать над подготовкой соответствующей документации, а также учесть, какие бумаги будут подаваться в налоговую, фонды и другие организации.
Как составить приказ, его образец
После вынесенного решения на заседании собрания учредителе головного предприятия о начале ликвидации, необходимо будет составить приказ по филиалу о том, когда и как следует начать процедуру.
В приказе должны быть следующие реквизиты, пункты и порядок их заполнения:
- название самого юрлица – головного предприятия и филиала;
- номер и дата издания приказа;
- название и предмет (преамбула) документа;
- причины, почему пришлось ликвидировать филиал;
- сроки – начала и завершение закрытия;
- указываются участники ликвидационной комиссии, когда она была создана и кем;
- каковы полномочия, обязанности и функции такой комиссии присвоили учредители;
- подписи участников комиссии проставляются в приказе в конце.
Особенности ликвидации филиала ООО
Существуют несколько тонкостей, которые отличают закрытие филиала юридического лица, от закрытия филиала индивидуального предпринимателя.
К таким нюансам можно отнести следующее:
- в решении учредительного собрания, которое прилагается обычно к заявлению, уведомлению, поданного в ФНС, должно быть четко указано количество тех лиц с их менами, которые проголосовали в своем большинстве за закрытие подразделения;
- если причиной для закрытия послужило накопление долговых обязательств, то они погашаются непосредственно из счетов основной компании;
- если даже и у основной фирмы не находятся денежные средства для погашения долгов, тогда продают имущество на конкурсной основе через арбитражного управляющего. А их вырученных денег погашаются все долги;
- но если и этих денег не будет хватать, тогда придется руководству погашать уже их из общего бюджета предприятия;
- в случае, когда филиал находится в том же субъектном образовании России, что и главное предприятие (например, в одном и том же регионе или области), то увольнении можно производить по п.2 ст.81, говорящей о сокращении штатов;
- когда проводится процедура реорганизации всей компании, тогда процесс ликвидации филиалов тоже запускается, но только с последующей переименовкой филиала и дальнейшим его существованием.
Образовательного учреждения
Образовательное учреждение тоже может относиться к бюджетной организации, а может быть и частным, принадлежащим к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В общей сложности для таких заведений бюджетной сферы все процедуры по ликвидации филиалов учебных заведений должны запускаться непосредственно Правительственными органами страны.
Для этого Правительство издает в соответствующем ведомстве (Министерстве образования и науки) типовой приказ о запуске процедуры закрытия того или иного филиала по конкретным причинам.
Кроме Министерства, также такие решения могут приниматься региональными ведомствами, либо федеральными или республиканскими, в зависимости от структуры субъектности.
Закрытие подразделений образовательных учреждений обычно по закону должна длиться около 1 месяца. Однако при наличии фактора увольнения персонала, такой срок увеличивается еще на 1 месяц.
Итого, с увольнительной процедурой закрытие филиала образовательного учреждения может занять 2 месяца. Если же обязанности внутри комиссии будут распределяться не очень грамотно, то сроки могут быть затянуты, но они не должны превышать 6 месяцев.
Кончено же, если происходит реорганизация учебного заведения, то и головную структуру, а также и подразделения нужно будет закрывать (ликвидировать), но с целью вновь открыть под другими реквизитами.
Получается, что филиал закрыть с одной стороны совсем не сложно. Особенно, если нет необходимости увольнять людей. Несколько процедура может усложниться, если нужно уволить сотрудников.
Но при должном знании законов, правил и процедуры, сам процесс уже не становится столь пугающим или затяжным.
Оплата труда и защита прав
- вознаграждение за труд;
- компенсационные и стимулирующие выплаты .
На размер оклада и/или ставки заработной платы педагогического состава учебных заведений влияет занимаемая должность и степень профессионального мастерства (квалификации). Существуют и дополнительные индивидуальные выплаты работникам (например, премии, материальная помощь, доплата «к Юбилею» и пр.).
За работу вводится компенсационная надбавка, за счет которой происходит увеличение размера оклада. В случае ликвидации или реорганизации школ, их персонал автоматически попадает под сокращение. Поэтому, в соответствии с действующим Трудовым кодексом РФ:
- сотрудники МОУ должны быть предупреждены о предстоящей ликвидации организации или о сокращении штата за 2 месяца, как минимум, до увольнения (ст.180);
- работодатель обязан сообщить об этом профсоюзной организации и Службе занятости не позднее 3-х месяцев (ст. 74);
- при увольнении работнику должно быть выплачено выходное пособие (его размер определяется величиной среднемесячного заработка за последний календарный год – 12 мес. работы), а также компенсация за «неотгулянный» отпуск.
В то же время пособие в размере среднемесячной заработной платы сохраняется только в течение 2-х месяцев со дня увольнения. Но если после увольнения работник на протяжении последующих 2-х недель обратился на биржу труда и был зарегистрирован там в качестве безработного, и в течение последующих месяцев Служба занятости не обеспечила его трудоустройство, он может получить пособие по безработице в размере своего среднемесячного заработка и за 3-й месяц (ст. 178).
Закрытие филиала бюджетного учреждения пошаговая инструкция
Во втором случае из реестра исключается информация о ликвидируемом учреждении и сразу же проводится регистрация юридического лица, но уже под другим наименованием.
Процедура ликвидации Порядок и основание для ликвидации образовательного учреждения должны отвечать регламенту распорядителя денег и законодательству государства.
Ликвидация происходит в несколько этапов.
Началом прекращения деятельности бюджетной организации служит принятие решения об этом органом, который является ее создателем.
Нужно ли согласие родителей при ликвидации муниципального образовательного учреждения?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Нужно ли согласие родителей при ликвидации муниципального образовательного учреждения?
Помимо прочих процессов, процесс модернизации образования в Российской Федерации, нередко затрагивает юридический статус школ, что подразумевает под собой ликвидацию и реорганизацию образовательных учреждений. Такие процессы уже на протяжении трех лет идут в Москве и других регионах нашей страны. Каким образом процесс реорганизации школ скажется на участниках образовательного процесса? Возможно ли, сохранить свой юридический статус образовательной организации? Что такое «образовательные холдинги», как в них организован учебный процесс? Этими и многими другими вопросами задаются не только директора школ, но и многие родители. Большинство тех, кого коснулись такие изменения, находятся в состоянии неизвестности перед грядущими изменениями. Многие учителя опасаются потерять свои рабочие места, учащиеся не хотят переходить из здания в здание, родители переживают за смену педагогического состава, к которому привыкли. Смена юридического статуса образовательного учреждения влечет за собой определенные последствия. Можно отметить, что этот процесс становления нового коллектива (педагогического, ученического) занимает не год и не два, а около трех лет, в течение которых приходится налаживать вновь созданный коллектив, а сам юридический процесс реорганизации проводится достаточно быстро. Необходимо создавать новые традиции в ученической и учительской среде, разъяснять родителям новые права и обязанности. Каждая школа осуществляет этот переход по своему уникальному пути. Успешность вновь созданного образовательного комплекса зависит от множества факторов, какой будет новая школа, никто предсказать с точностью не может. Также достаточно болезненным является вопрос реорганизации школ, имеющих особый статус, например, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов и обычных школ.
В обиходе появляются такие слова как «образовательный комплекс» или «образовательный холдинг». Отметим сразу, что это именно слова из обихода, т. к. с юридической точки зрения таких организаций не существует (все типы и виды образовательных организаций указаны в ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательные комплексы (или образовательные холдинги) при создании требуют выполнения ряда процедур, создаются на добровольной основе, включают в себя совокупность образовательных организаций. Такие комплексы дают образовательным организациям больше возможностей для реализации федерального образовательного стандарта. Комплекс позволяет повысить конкурентоспособность и эффективность своей деятельности во многих сферах школьной жизни.
Для большинства детей, учителей, родителей школа является особым социумом, микроорганизмом, к которому принадлежит большое количество людей. Этот микросоциум является единственным в своем роде. Многим представителям родительской общественности объединение школ кажется слишком радикальными процессом, затрагивающим интересы детей. Впоследствии они нередко задаются вопросами, насколько правомочными являются решения о реорганизации учебного заведения, могут ли родители повлиять на исход такого процесса. Родители считают, что только они, дети и сотрудники школ могут решать вопрос о реорганизации школы, и без их согласия такие действия происходить не должны. Чтобы выяснить так ли это, давайте обратимся к федеральным и региональным источникам законодательства.
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации») в части, касающейся создания, ликвидации и реорганизации образовательных учреждений, интересными для нас являются статьи 22, 44 и 45. Они разъясняют права и обязанности родителей в сфере образования, особенности защиты прав обучающихся в образовательной организации.
Образовательное учреждение создается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (п.1 ст.22 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»). То есть для того, чтобы полноценно разобраться в процессе объединения образовательных учреждений необходимо обратиться еще и к Гражданскому кодексу Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 05.05.2014). Под реорганизацией понимается: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, которое осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом (в п.1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ) (далее ГК РФ). Школы чаще всего присоединяют друг к другу путем слияния или присоединения.
Отметим основные особенности реорганизации юридических лиц, которые применимы к образовательным учреждениям.
- Реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст.57 ГК РФ). Если школы и детские сады приняли решение об объединении своих учреждений, то такое решение должно быть обязательно согласовано с органами управления образования.
- При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст.57 ГК РФ). Это означает, что к одной школе присоединяются остальные образовательные учреждения. У всех зданий комплекса будет единый для всех номер школы. Остальные образовательные учреждения прекращают свою деятельность как юридические лица.
- Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах. На практике могут объединить и школы, и детские сады в один образовательный комплекс.
Необходимые документы
Помимо общего комплекта документов, которые требуется подготовить всеми организациями перед закрытием, при ликвидации образовательного учреждения нужно составить:
- Положительное заключение комиссии о последствиях решения о закрытии учреждения, принятого федеральными или региональными органами власти.
- Документ, подтверждающий учет мнения жителей сельского поселения при ликвидации сельской школы или иного муниципального учреждения. Также при закрытии сельского учреждения требуется обосновать необходимость закрытия. Например, из-за отсутствия педагогического состава, учеников или недостаточности финансирования.
Критерии для оценки последствий от закрытия образовательного учреждения должны определяться Правительством. Обычно оцениваются социальные, экономические и педагогические риски закрытия и возможные пути для минимизации негативных последствий. В комиссию, которая выносит свой вердикт, входят представители заинтересованных инстанций, в частности, представители Министерства образования.
Постановление было утверждено в 2014 году за №84 «Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации… образовательной организации…». Согласно данным Правилам, комиссия должна учесть возможность обеспечения получения образования на должном уровне после закрытия детского сада, школы или иного образовательного учреждения на уровне ФГОС и завершения обучения учениками этой школы.
Значимость указанных критериев может варьироваться с учетом отраслевой особенности деятельности. Примером отраслевого стандарта может являться Приказ Минсельхоза от 2014 года №275 «Об утверждении значений критериев проведения оценки…». Они используются при проведении оценки ликвидации образовательных учреждений, которые находятся в подчинении Министерства сельского хозяйства.
Особые правила ликвидации муниципальной школы или иного сельского учреждения образования связаны с государственным приоритетом по сохранению малокомплектных школ в селах и созданию благоприятных условий для проживания в российских селах.
С учетом положений ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» учет мнения сельского поселения по вопросам ликвидации местной школы может проводиться в формах:
- местного референдума;
- схода граждан;
- собрания граждан;
- опроса граждан;
- обращения граждан;
- в иных формах непосредственного обращения граждан к местным властям.
Муниципальные органы власти вправе принимать локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок учета мнения граждан по вопросу ликвидации местных школ.
При закрытии частного образовательного учреждения никакие дополнительные документы в виде обоснования, экспертного заключения не требуются. Достаточно только решения владельца.
Особенности закрытия филиалов
В общем, порядок ликвидации филиала юридического лица в 2018 идентичен ликвидации целых субъектов, за вычетом отдельных моментов:
- Если причиной прекращения функционирования стали долги, то погашать их требуется не только имеющимися средствами и имуществом филиала, но и средствами головного предприятия.
- Когда подразделение находится в пределах РФ (другой регион, например, юго-восток при главном офисе в центральной части и т. д.), то увольнение штата происходит по причине «сокращения».
- Бюджетные организации закрываются таким же способом, но инициатором выступает орган местной власти, который его образовал.
Ликвидация и реорганизация образовательных учреждений
Реорганизация образовательных учреждений регулируется ст. 57-60 ГК РФ и ст. 34 Закона РФ «Об образовании».
Согласно статье 64. ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в определенной очередности.
Статья 180 ТК РФ Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации
При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выбранного органа принимает меры, предусмотренные ТК РФ, иными ФЗ, КД. соглашениями.
Карты изменений для каждого образовательного учреждения, в отношении которого планируется реорганизация или ликвидация.
Обоснования эффективности изменений по каждому образовательному учреждению в виде аналитических материалов, приложенных к карте изменений.
Проектов приказов органов местного самоуправления и муниципальных органов управления образованием по изменениям в системе образования.
г) перечень муниципальных образовательных учреждений с указанием намеченных по отношению к ним преобразований;
д) предполагаемый обобщенный эффект (положительный и отрицательный) от намеченныхструктурных преобразований.
Наименование образовательного учреждения, его тип и вид, место расположения, обслуживаемые населенные пункты.
Административно — территориальная принадлежность (для сельских образовательных учреждений — сельский совет, для городов — район).
как будут использоваться помещение, оборудование, техника, библиотечные фонды, другое имущество образовательного учреждения.
на ближайшие 10-15 лет — на основе данных об изменении количества семей, женщин репродуктивного возраста (18-40 лет) и т.п.
-социальная инфраструктура (наличие на территории других образовательных учреждений, учреждений культуры, медицинских учреждений и т.п.)
Историко-культурные условия на территории (национальные или культурные традиции, многолетняя история образования, и т.п.)
Характеристика имеющейся территории образовательного учреждения, земельных участков, авто и сельскохозяйственной техники, инвентаря и т.п.