Профессиональный стандарт педагога
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональный стандарт педагога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.
Действующие профстандарты педагогов
Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:
- Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
- Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
- Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
- Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
- Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
- Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).
Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.
Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.
Внедрение нового профстандарта в школе
Закон предусматривает изменение квалификационных требований для учителей, однако порядок перехода со старых правил на измененные остается на усмотрение администрации. Так, введение в профстандарт педагога должна осуществлять специальная комиссия. В ее состав входят представители местной администрации (от образовательного учреждения) и профсоюзов.
Обязанностью комиссии является поэтапное приведение штата сотрудников в соответствие с новыми требованиями. Таким образом должен происходить переход на новый профстандарт педагога. Функции комиссии могут быть следующими:
- Проверка и сравнение текущих обязанностей и компетенций каждого сотрудника с положенными по новым нормам. Отражение результатов в специальном отчете (протоколе).
- Изучение организационной документации, включая трудовые договоры. Внесение изменений, если это необходимо. Например, новый профстандарт подразумевает профильное образование у педагога либо наличие диплома о переподготовке.
- Проверка коллектива на соответствие занимаемым должностям согласно последним изменениям в образовательном законодательстве. При необходимости переаттестация.
Утверждение дополнительных ЛНА
Также для регулирования работы по внедрению профессиональных стандартов можно разработать и утвердить ряд локальных нормативных актов, где подробно регламентировать процедуру внедрения. Путем принятия локального нормативного акта можно регламентировать вопросы устранения выявленных нарушений требований профстандартов, в частности:
- порядок, сроки, график направления работников на профессиональное обучение;
- порядок оценки, аттестации работников;
- порядок оформления совмещения, совместительства, расширения зон обслуживания, увеличения объема работы;
- порядок внесения изменений и дополнений в кадровые документы (при необходимости).
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.
Требования к педагогу в профстандарте
Чтобы быть педагогом, необходимо соответствовать определенному уровню требований по квалификации и иметь нужную подготовку. Ориентир указан в профессиональном стандарте. Инструкция описывает требования в виде функций, которые связаны с возрастом учеников, самим предметом и общей картиной воспитательной системы.
Педагогический работник обязан обладать компетенциями в разных сферах: обучения, воспитания, саморазвития. В обязанности педагогического работника входит:
- безупречное владение своим предметом;
- применение в преподавании самых передовых методик;
- показывать достойный пример подрастающему поколению;
- умение рассказывать о пользе самообразования;
- объяснять о необходимости саморазвития как неотъемлемой части образовательного процесса.
Как пример можно привести специальность педагога-психолога. Он должен обладать знаниями в области базовых приемов психодиагностики, обязан понимать, как с возрастом меняется мировоззрение и жизненные принципы. Помощь педагога-психолога заключается в поддержке при «вливании» в сложившийся коллектив.
Учитель начальных классов помогает детям дошкольного возраста плавно перейти к «взрослой жизни». На него возлагается ответственность за организацию учебного процесса после игровой паузы. Также учитель должен уметь наладить контакт с родителями, создать доверительный образ педагога, иметь компетенцию внятно объяснять учебный материал.
Зачем нужны профессиональные стандарты
Профессиональные стандарты начали внедрять в 2016 году. Важно понять отличие между квалификацией педагога и профстандартом. Квалификация – это наличие знаний и профессиональных навыков, а стандарт – это характеристика квалификации, описывающая ведение профдеятельности.
Введением профстандартов правительство преследовало цель более четко регулировать трудовые отношения. Применение профессиональных стандартов дает возможность формировать трудовую кадровую политику, а также разрабатывать преобразовательные программы.
Профстандарты в системе образования начали применять с 1 января 2017 года. Первым условием для осуществления деятельности педагога является его высшее образование. Но кроме знаний учитель должен иметь навыки, которые помогут качественно планировать и проводить уроки, поддерживать в классе дружелюбную атмосферу.
Таким образом, стандартом определяется список требований к педагогу, который должен быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь богатый опыт общения с детьми. В обязанности педагога входит умение работать с любыми детьми, профессиональная работа с родителями, качественное обучение по программе, непрерывное развитие и оттачивание навыков.
Считается, что обновленный стандарт 2022 года даст возможность существенно улучшить подготовку специалистов для образовательной системы, а также решить одну из главных проблем, когда на выходе из педагогического вуза специалист обладает одним набором навыков, а при приеме на работу от него требуют совершенно другой. По этой причине внедрение профстандартов в законодательство носит исключительно положительный характер.
Внедрение профессиональных стандартов: последствия
Внедрение профессиональных стандартов может вызвать некоторые сложности. Так, в связи с пересмотром документов, изменением системы оценки сотрудников, разработкой специальных программ обучения может увеличиться объем работы кадровых подразделений.
Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников. Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование. Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).
Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):
- от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет — на должностных лиц;
- от 50 000 до 70 000 рублей — на юридических лиц.
11.11.2019
Говоря официальным языком, профессиональные стандарты — документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения трудовой деятельности.
Тогда что же такое профессиональный стандарт педагога?
Если переводить с языка чиновников на русский, то профессиональный стандарт педагога — это документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог.
Это один стандарт на всех работников образования? Например, профессиональный стандарт педагог-воспитатель-учитель?
Нет, это разные профстандарты — они максимально ориентированы на конкретную трудовую функцию.
Зачем нужны профстандарты?
Сейчас требования к квалификациям представлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Несмотря на то что ЕКСД работников образования был утвержден в 2010 году, он уже устарел, в том числе в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Профстандарты в образовании, в отличие от ЕКСД, содержат системное описание трудовых функций и являются приоритетным документом для формирования кадровой политики. Они отражают трудовые функции педагога и уровень квалификации (квалификационные требования к учителю).
Когда профессиональные стандарты в образовании вступают в силу?
Сейчас уже действуют 5 профессиональных стандартов в образовании. Да, действуют!
Несмотря на заявления Минобрнауки и Минтруда о возможном переносе сроков, введение профстандарта в действие произошло 1 января 2017 года. Приказы о переносе профстандартов не прошли регистрацию в Минюсте, соответственно, не имеют силы.
Также сейчас разрабатываются профстандарты для педагогов-библиотекарей, педагогов-дефектологов и руководителей образовательных организаций любых уровней, которые уже прошли общественное обсуждение и, скорее всего, будут внедрены в 2018–2019 гг.
Где можно найти актуальный текст профстандарта педагога?
Профстандарт педагога – в чем суть?
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.
В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).
Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).