Освобождение от госпошлины в суд общей юрисдикции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освобождение от госпошлины в суд общей юрисдикции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая статья освобождает от уплаты государственной пошлины организации за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации.

Комментарий к ст. 333.35 НК РФ

Согласно статье 333.33 Налогового кодекса РФ к действиям, связанным с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, относятся как рассмотрение заявлений о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, так и сама государственная регистрация данного выпуска (дополнительного выпуска), отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации. Таким образом, организации за совершение перечисленных действий должны быть освобождены от уплаты государственной пошлины.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию организаций и изменений учредительных документов организаций.

Заявление, представляемое в регистрирующий (налоговый) орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. Таким образом, если уполномоченным лицом при государственной регистрации унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения будет выступать уполномоченное лицо его учредителя — органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственная пошлина не взимается.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие возглавляет руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый на эту должность органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом по управлению государственным имуществом. Руководитель действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Но несмотря на столь обширные полномочия руководителя унитарного предприятия, он не уполномочен выступать в качестве заявителя при государственной регистрации создания юридического лица. Кроме того, упомянутый Закон не предусматривает освобождение унитарного предприятия от уплаты госпошлины за государственную регистрацию.

С 2006 года были внесены изменения в ряд статей, устанавливающих льготы по уплате госпошлины. Так, от уплаты госпошлины теперь освобождаются:

1) органы государственной власти и органы местного самоуправления — за государственную регистрацию ликвидации организаций;

2) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом РФ, — за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества (за исключением случаев, указанных в подп. 19, 20.1, 22 — 24 и 52 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ). Основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный в установленном порядке;

3) физические лица — за выдачу свидетельств о праве на наследство также при наследовании долей в жилом доме, земельном участке, на котором расположен дом, квартиры, комнаты, в случае если эти лица совместно проживали с наследодателем на день его смерти и продолжают проживать в доме (квартире, комнате) после смерти (п. 5 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ);

4) физические лица — за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий (п. 14 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ);

5) физические лица — за государственную регистрацию рождения, смерти, включая выдачу свидетельств (п. 1 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ);

6) физические лица, проживающие за пределами РФ, — за государственную регистрацию актов гражданского состояния, включая выдачу справок и документов из архива (п. 1 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ);

7) органы управления образованием, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — за внесение исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств (п. 2 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ).

Кто освобожден от уплаты

Нормативными актами устанавливаются особые ситуации, когда можно не платить взнос при подаче прошения в судебную инстанцию, для определенной категории граждан и при установленном типе дел. Указанные моменты регулируются Налоговым нормативным актом. Статья 333.35 НК прописывает список граждан, которые могут претендовать на освобождение от государственного взноса. К ним относятся:

  1. Герои Советского Союза или России, получают освобождение при подаче в любую судебную инстанцию.
  2. Ветераны, инвалиды Великой Отечественной войны, также бывшие пленные военных лагерей.
  3. Пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Рассмотрение судом заявления на освобождение от уплаты госпошлины

При рассмотрении такого рода заявлений суд руководствуется внутренней оценкой имеющихся доказательств. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать злоупотребления правом или предоставлять ложные сведения.

Читайте также:  Новые правила уплаты НДФЛ с 2023 года: о чем нужно знать предпринимателям

Мнение эксперта

Новиков Георгий Яковлевич

Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Большой опыт в экспертизе документов.

Если доход позволяет оплатить госпошлину через какое-то время, в суд можно подать заявление об отсрочке уплаты госпошлины до вынесения судебного решения (чтобы взыскать ее с ответчика по заявлению о взыскании судебных расходов).

По итогам рассмотрения заявления суд вынесет соответствующее определение, на которое можно подать частную жалобу.

Если суд откажет в удовлетворении заявления на освобождение от уплаты госпошлины, он оставит исковое заявление без движения.

Уточняющие вопросы по теме

Как правильно написать ходатайство в суд об освобождении уплаты госпошлины в связи с инвалидностью. Что нужно приложить к данному заявлению?

Обратите внимание, что инвалиды 1-2 группы освобождены от уплаты госпошлины при цене иска до миллиона рублей. Для инвалидов 3 группы можно получить освобождение от уплаты госпошлины при отсутствии достаточного дохода, тяжелого материального положения.

для подтверждения тяжелого материального положения к заявлению на освобождение от уплаты госпошлины прикладывают справку о размере пенсии, копию трудовой книжки, выписки с банковских счетов.

Комментарии к ст. 333.36 НК РФ


КС РФ в Определении от 13.06.2006 N 272-О разъяснил, что нормативные положения, содержащиеся в статье 333.36 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 данного НК РФ, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции РФ, и утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

При применении статьи 333.36 НК РФ следует руководствоваться пунктом 4 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», а также пунктом 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах о применении арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Следует отметить, что положения подпункта 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ в силу прямого указания закона распространяются только на истцов, их действие на третьих лиц не распространяется (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2008 N А56-3677/2007).

Статьей 333.36 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), направленных в арбитражные суды.

В то же время суды, основываясь на норме пункта 2 статьи 329 АПК РФ, указывают, что льгота по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) распространяется и на случаи подачи таких заявлений соответствующим лицом в арбитражный суд (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2008 N Ф08-1976/2008).

Когда возможны отсрочка, рассрочка и доплата при перечислении госпошлины?

Отсрочку и рассрочку при уплате госпошлины предусматривает ГПК РФ. Отсрочка обозначает перенесение даты оплаты на более поздний срок, а рассрочка — уплату частями поэтапно. По ст 333.41 НК РФ платить госпошлину в рассрочку можно не дольше, чем в течение года, максимальный срок отсрочки оплаты тоже составляет год. Если суд даёт истцу право на отсрочку или рассрочку платы, то проценты на сумму пошлины начисляться не будут. Так когда же гражданин может рассчитывать на отсрочку или рассрочку при перечислении пошлины? Это решает суд, детально рассматривая материалы дела и изучая финансовое положение истца. Чтобы получить рассрочку или отсрочку, нужно подать об этом прошение в суд. Оно может быть изложено как прямо в самом исковом заявлении, так и в отдельном документе. Но такое прошение не должно быть подано раньше, чем сам иск, иначе будет возвращено без рассмотрения. К ходатайству нужно приложить бумаги, подтверждающие отсутствие денег на уплату государственной пошлины. К таким документам относятся справки из банков и налоговых органов об отсутствии денег на счетах истца или о наличии долгов и налоговых недоимок. Если объективные основания для удовлетворения прошения есть, то суд не может отказать истцу в предоставлении отсрочки или рассрочки оплаты госпошлины. Доплата пошлины производится при увеличении исковой суммы — в случае, когда размер пошлины ставится от неё в зависимость. Если требования в заявлении истца будут увеличены, то суд не станет рассматривать дело до тех пор, пока не убедится, что дополнительная пошлина также была уплачена. Без квитанции об оплате госпошлины не начнётся ни одно судебное заседание.

Комментарий к статье 333.36 НК РФ

Девятнадцать вариантов льгот при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям предусматривает пункт 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ. Кроме того, от уплаты государственной пошлины по делам в судах общей юрисдикции, а также у мировых судей (если цена иска не превышает 1 млн. рублей) освобождаются:
общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
истцы — инвалиды 1 и 2 группы;
ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, обращающиеся за защитой своих прав;
истцы, обращающиеся за защитой прав потребителей;
истцы-пенсионеры по искам имущественного характера к пенсионным фондам и органам, выплачивающим пенсии военнослужащим.

Читайте также:  Губернаторские выплаты за первого ребенка

Если цена иска превышает 1 млн. рублей, государственная пошлина уплачивается со скидкой согласно статьям 333.19 и 333.36 Налогового кодекса РФ. То есть при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн. рублей. В случае, если цена иска превышает 1 млн. рублей, то указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. рублей.

Другой комментарий к Ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации

КС РФ в Определении от 13.06.2006 N 272-О разъяснил, что нормативные положения, содержащиеся в статье 333.36 НК во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 данного НК, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции РФ, и утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

При применении статьи 333.36 НК следует руководствоваться пунктом 4 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», а также пунктом 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах о применении арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Следует отметить, что положения подпункта 2 пункта 2 статьи 333.36 НК в силу прямого указания закона распространяются только на истцов, их действие на третьих лиц не распространяется (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2008 N А/2007).

Статьей 333.36 НК не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), направленных в арбитражные суды.

В то же время суды, основываясь на норме пункта 2 статьи 329 АПК РФ, указывают, что льгота по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) распространяется и на случаи подачи таких заявлений соответствующим лицом в арбитражный суд (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2008 N Ф/2008).

© Новая редакция Налогового Кодекса Российской Федерации c Комментариями к статьям. Последние изменения, новости и поправки в НК России на 2017 год.

Льготы при различных категориях дел

Налоговый Кодекс РФ также содержит перечень юридически значимых и регистрационных действий, при которых налогоплательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины. Сбор не взимается в определенных случаях:

  • оформление приглашения для иностранного гражданина или лица без гражданства при въезде в страну с целью обучения;
  • оформление паспорта гражданина России детям — сиротам, детям, лишенным попечения родителей;
  • оформление документов для законного въезда иностранного гражданина в связи с трудовым соглашением на производстве «Сколково»;
  • совершение действий по изменению Единого государственного реестра прав на недвижимость и законных сделок в отношении ее;
  • юридические действия в области клинических исследований лекарственных препаратов, законности их оборота;
  • подтверждение достоверности документов по запросу консульств и проч.

Рассмотрение судом заявления на освобождение от уплаты госпошлины

При рассмотрении такого рода заявлений суд руководствуется внутренней оценкой имеющихся доказательств. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать злоупотребления правом или предоставлять ложные сведения.

Мнение эксперта

Новиков Георгий Яковлевич

Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Большой опыт в экспертизе документов.

Если доход позволяет оплатить госпошлину через какое-то время, в суд можно подать заявление об отсрочке уплаты госпошлины до вынесения судебного решения (чтобы взыскать ее с ответчика по заявлению о взыскании судебных расходов).

По итогам рассмотрения заявления суд вынесет соответствующее определение, на которое можно подать частную жалобу.

Если суд откажет в удовлетворении заявления на освобождение от уплаты госпошлины, он оставит исковое заявление без движения.

Уточняющие вопросы по теме

Как правильно написать ходатайство в суд об освобождении уплаты госпошлины в связи с инвалидностью. Что нужно приложить к данному заявлению?

Обратите внимание, что инвалиды 1-2 группы освобождены от уплаты госпошлины при цене иска до миллиона рублей. Для инвалидов 3 группы можно получить освобождение от уплаты госпошлины при отсутствии достаточного дохода, тяжелого материального положения.

для подтверждения тяжелого материального положения к заявлению на освобождение от уплаты госпошлины прикладывают справку о размере пенсии, копию трудовой книжки, выписки с банковских счетов.

Пришло письмо о взыскании с меня госпошлины в размере 2000 руб. О взысканиипени пени за просрочку оплаты суммы по договору о предоставлении торгового места на универсальном рынке “Хасанский”.

Сумма пени по договору от 0206.2017г 68,40 руб. Я и не знала об этой задолженности.

Сразу же при следующей оплате в марте я оплатила эту задолженность, но в конце рабочего дня кассир вернул эти деньги, т.к администрация не знала, как оформить эти деньги. Вчера я была на рынке у директора, она мне сказала, что ничего не надо делать, а я предполагаю, что деньги снимут с карточки и все.

Читайте также:  Пенсионный возраст и пенсия в Италии

Я инвалид 3 гр, являюсь опекуном несовершеннолетней девочки, сейчас тяжелая жизненная ситуация и, что они творят, помогите, что делать

Если пытаются взыскать госпошлину, значит, уже есть судебное решение (судебный приказ). В письме о взыскании госпошлины обратите внимание на отправителя, обратитесь к нему для получения решения. Что касается оплаты задолженностей, лучше предпочесть безналичный расчет для возможности документально подтвердить факт оплаты.

Заявление об освобождении от уплаты госпошлины при обращении в суд подается в письменном виде. Такое заявление прилагается к заявлению, содержащему основные требования. Допускается оформление требований об освобождении от уплаты госпошлины в тексте соответствующего заявления. Однако предпочтительней оформление отдельного документа.

Госпошлина в суд платится практически при любом обращении. Законом предусмотрены льготы для определенных категорий граждан. Наличие льгот на оплату госпошлины должно быть подтверждено соответствующими документами, граждане должны сообщить суду о желании воспользоваться такими льготами при обращении в суд.

Самым распространенным случаем освобождения от уплаты госпошлины, наряду со льготниками, является тяжелое материальное положение гражданина, обращающегося в суд. В таком случае к заявлению по освобождению от уплаты госпошлины прилагаются сведения о получаемых доходах (справка с места работы, о размере пособий и пенсий).

Статья 333.35 НК РФ. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций

Комментируемая статья освобождает от уплаты государственной пошлины организации за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 333.33 Налогового кодекса РФ к действиям, связанным с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, относятся как рассмотрение заявлений о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, так и сама государственная регистрация данного выпуска (дополнительного выпуска), отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации. Таким образом, организации за совершение перечисленных действий должны быть освобождены от уплаты государственной пошлины.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию организаций и изменений учредительных документов организаций.

Заявление, представляемое в регистрирующий (налоговый) орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. Таким образом, если уполномоченным лицом при государственной регистрации унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения будет выступать уполномоченное лицо его учредителя — органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственная пошлина не взимается.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие возглавляет руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый на эту должность органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом по управлению государственным имуществом. Руководитель действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Но несмотря на столь обширные полномочия руководителя унитарного предприятия, он не уполномочен выступать в качестве заявителя при государственной регистрации создания юридического лица. Кроме того, упомянутый Закон не предусматривает освобождение унитарного предприятия от уплаты госпошлины за государственную регистрацию.

С 2006 года были внесены изменения в ряд статей, устанавливающих льготы по уплате госпошлины. Так, от уплаты госпошлины теперь освобождаются:

  • 1) органы государственной власти и органы местного самоуправления — за государственную регистрацию ликвидации организаций;
  • 2) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом РФ, — за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества (за исключением случаев, указанных в подп. 19, 20.1, 22 — 24 и 52 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ). Основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный в установленном порядке;
  • 3) физические лица — за выдачу свидетельств о праве на наследство также при наследовании долей в жилом доме, земельном участке, на котором расположен дом, квартиры, комнаты, в случае если эти лица совместно проживали с наследодателем на день его смерти и продолжают проживать в доме (квартире, комнате) после смерти (п. 5 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ);
  • 4) физические лица — за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий (п. 14 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ);
  • 5) физические лица — за государственную регистрацию рождения, смерти, включая выдачу свидетельств (п. 1 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ);
  • 6) физические лица, проживающие за пределами РФ, — за государственную регистрацию актов гражданского состояния, включая выдачу справок и документов из архива (п. 1 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ);
  • 7) органы управления образованием, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — за внесение исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств (п. 2 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *