Налоговая нагрузка: ФНС публикует среднеотраслевые показатели

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка: ФНС публикует среднеотраслевые показатели». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Что такое налоговая нагрузка

Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.

Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.

Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.

Налоговая нагрузка: что это такое и как правильно рассчитать

Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.

Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.

Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.

То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.

Что думают представители ювелирного бизнеса

Мы поговорили с основателями ювелирной мастерской ARTERY JEWELRY из Санкт-Петербурга. Средняя выручка их микробизнеса — 2 млн рублей в год. Артём занимается ювелирным бизнесом уже более 10 лет. Его заместитель София согласилась прокомментировать сложившуюся ситуацию:

«Мы с самого начала работаем полностью “вбелую”. Использовали УСН “Доходы” (6%) и продавали украшения без НДС. Поэтому и сумма налогов была некритичная для бизнеса: 20−30 тыс. рублей в квартал.

Сотрудников у нас нет: пока не можем себе позволить платить 30% от зарплаты сверху в качестве взносов. Приходится справляться самим и иногда подключать специалистов на аутсорсе.

Сейчас столкнулись с такой ситуацией: себестоимость производства одного изделия выросла на 30%. Соответственно, чтобы жить, нам надо поднимать цены. А мы не можем их поднять: кто покупать-то будет? Доходы у населения упали, а ювелирные украшения — не товары первой необходимости.

В последнее время работать стало сложнее. Недавно ввели обязательную маркировку через новую систему учёта драгметаллов и камней (ГИИС ДМДК). Идея хорошая, но недоработанная, поэтому создаёт лишь дополнительные проблемы.

И тут ещё новость про отмену УСН. Мы спать не могли, думали, как быть дальше. Считали, насколько повысятся наши расходы, какую цену на свои изделия сможем поставить. Цифры не сходились.

Хотим попробовать выйти на мировой рынок, потому что покупательская способность россиян упала, а работать себе в минус мы тоже не можем.

Ювелирная отрасль в России, на наш взгляд, излишне зарегулирована. И отмена специальных налоговых режимов просто уничтожит малый бизнес. У талантливых ювелиров не будет возможности себя проявить. В конечном итоге останутся только крупные компании, которые могут себе позволить такие издержки».

Причины низкой налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка завязана на выручку: чем больше выручка, тем больше налогов нужно платить. Если выручка из года в год растет, а налогов платится столько же или меньше, инспекторы начинают подозревать плательщика в применении схем.

Читайте также:  Хэллоу, олдбой: в Южной Корее хотят отменить визы для белорусов

Они могут сделать вывод, что плательщик искусственно нарастил расходы для налога на прибыль или вычеты по НДС.

Особенно привлекает внимание резкое падение нагрузки по сравнению с прошлым годом.

Бывает так, что низкая нагрузка не связана с нарушениями и объясняется объективными причинами, например:

  • Плательщик применяет спецрежим УСН, ЕНВД, ЕСХН. Поскольку в этом случае вместо нескольких налогов платится один, нагрузка не может быть такой же как у плательщика с тем же видом деятельности, но на общем режиме.
  • Плательщик применяет льготы. Поэтому при одинаковой выручке он заплатит налогов меньше, чем тот, кто льготу не применяет.
  • Временные изменения в бизнесе. Например, появление новых конкурентов вынуждает снизить цену продажи при тех же расходах. В итоге выручка получится ниже, и налоги тоже будут ниже, чем раньше.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Определение налоговой нагрузки и ее сравнение со среднеотраслевыми показателями — это элемент риск-ориентированного подхода налоговой службы к организации проверок. Чем ниже налоговая нагрузка налогоплательщика и чем больше она отклоняется от среднеотраслевого значения, тем выше вероятность назначения выездной ревизии.

Поэтому имеет смысл периодически самостоятельно определять свою налоговую нагрузку и сравнивать ее с нормативными показателями. Это поможет оперативно реагировать на возможные претензии со стороны ИФНС. В том числе своевременно и со ссылками на конкретные обстоятельства и экономические расчеты пояснить низкую налоговую нагрузку. В конечном итоге, это может помочь избежать выездной проверки.

Как на экономику повлиял коронавирус

На экономику России, как и на экономику большинства других стран, он повлиял довольно негативно. Сильно пострадали отдельные сектора, такие как гостиничное дело и предприятия общественного питания – некоторые из них не смогут восстановиться и открыться вновь. Довольно много заведений малого бизнеса уже никогда не откроется снова, так как не справится с необходимостью оплаты постоянных расходов без доходов.

По оценкам экспертов, из-за пандемии ВВП России может упасть на 10-20%, среднегодовая цена на нефть при этом не превысит 25 долларов США.

Кроме того, во время любого кризиса начинается отток капитала. Люди не торопятся вкладывать деньги в предприятия других стран, если там не стабильная ситуация. Во время кризиса капитал «утекает» в самые развитые страны, а Россия пока к ним не относится.

Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться стране – изоляция. Во время пандемии люди были вынуждены сидеть дома. Для бизнеса это максимально губительно – невозможно строить планы, никакой поддержки от государства ждать не приходится.

В перечень пострадавших от коронавируса вошли:

  • предприятия розничной торговли непродовольственными товарами;
  • транспортная деятельность – перевозка пассажиров, грузов;
  • предприятия культуры, организация досуга и развлечений – музеи, зоопарки, концерты, кинотеатры, народные промыслы, анимация, выставки;
  • физкультурные заведения – фитнес залы, спортзалы, санатории и курорты;
  • туризм полностью;
  • общепит полностью;
  • гостиничный бизнес;
  • дополнительное образование взрослых и детей;
  • бытовые услуги населению – стирка, уборка, готовка, химчистка, ремонт, салоны красоты, парикмахерские и прочее.

Годовой темп роста ВВП по состоянию на 2 квартал 2021 года составил -8,5%, данные были зафиксированы 11.08.2020 года. Темп роста на 1 квартал составляет 0,3%. ВВП на душу населения ППС находится на уровне 27 044 долларов США.
По данным 1 квартала 2021 года ВВП составляет

показатель значение
от с/х 424 млрд руб/ 6.033 млрд долларов США
от строительства 709 млрд руб/ 10.089 млрд долларов США
от производства 2333 млрд руб/ 33.197 млрд долларов США
от горнодобывающей промышленности 1908 млрд руб/ 27.15 млрд долларов США
от гос сектора 1650 млрд руб/ 23.478 млрд долларов США
от транспорта 1357 млрд руб/ 19.309 млрд долларов США
от коммунальных услуг 624 млрд руб/ 8.879 млрд долларов США

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения

Обосновать снижение налогооблагаемой базы можно такими причинами:

  1. Из-за вспышки коронавируса был объявлен простой.
  2. Компания развивает сеть продаж, вводит новые производства.
  3. Выросла конкуренция на рынке.
  4. Фирма запустила новый вид деятельности.
  5. Поставщики повысили закупочные цены. Выросли цены на ГСМ и техобслуживание.
  6. Упал спрос на продукцию компании.
  7. Проводится реорганизация.
  8. Повысили заработную плату, увеличили штат.
  9. Сохранили минимальную торговую наценку с целью удержания старых и привлечение новых клиентов.
  10. Направили инвестиции на развитие деятельности.
  11. Выросли арендные платежи.
  12. Были непредвиденные расходы на ремонт оборудования, помещения.
  13. Выросли административные расходы.

Аргументов, объясняющих снижение налогов, очень много. Можно сослался на размещенные в сети открытые данные Ростата, если они выгодно для вас показывают падение доходов по отрасли.

К пояснительной записке не обязательно прилагать подтверждающие документы. Но, если они есть, лучше отправить их в налоговую вместе с пояснениями.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году – изменения

В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

  • острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;

  • вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.

Читайте также:  Изменения в бухучете и налогах с 2023 года — полный перечень

Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:

1. Укрепление системы здравоохранения.

2. Поддержка доходов граждан.

3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.

4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.

5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.

По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.

В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:

1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).

2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:

  • инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;

  • предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;

  • упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;

  • усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.

3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.

4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.

5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:

  • для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;

  • для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;

  • для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).

Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.

Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:

  • расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);

  • формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;

  • повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;

  • создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплат�� налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.

Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.

Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.

Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.

Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:

  • повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;

  • повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;

  • снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).

Читайте также:  Правда ли, что в ЗАГСе будет нельзя получить бумажные свидетельства?

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Кирилл Родионов прогнозирует, что в 2023 году риски, которые были заложены в текущем году, будут только обостряться. И угольщики в ближайшей перспективе будут вынуждены сокращать добычу.

«В полной мере эти риски проявят себя в 2023 году, когда эмбарго будет действовать в течение всего года (а не четырех с половиной месяца, как в 2022 году). С учетом того, что на долю экспорта в прошлом году пришлось 57% добычи бурого и каменного энергетического угля, а также 31% добычи коксующего угля, эмбарго ЕС и частичная потеря азиатского рынка неизбежно приведет к сокращению добычи», — таков прогноз эксперта Института развития технологий ТЭК.

По его оценке, для бурого и каменного энергетического угля падение добычи в 2023 году может составить не менее 20% в сравнении с уровнем 2021 года, а для коксующегося угля – не менее 15%.

За этими процентами по сокращению объемов добычи угля стоят предприятия-гиганты. Одна лишь компания «Мечел» — работодатель для более 50 тысяч человек.

По мнению Кирилла Родионова, наибольшие потери понесет Кузнецкий угольный бассейн, на долю которого в 2021 году пришлось 55%. И среди крупных центров угледобычи Кузбасс в наибольшей степени удален от экспортных портов на Дальнем Востоке.

«Компании, работающие в этом регионе, могут проиграть от недавней отмены Правил недискриминационного доступа (ПНД) для Восточного полигона, которые гарантировали доступ к инфраструктуре Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожной магистралей. После отмены ПНД «Российские железные дороги» будут самостоятельно определять, перевозка каких грузов является приоритетной. И здесь решающую роль может сыграть разница в доходности перевозок различных грузов: в 2021 г. доходная ставка РЖД при экспорте угля составляла 195 копеек за 10 тонно-километров, тогда как при экспорте черных металлов – 687 коп./ 10 т-км, а при экспорте нефти и нефтепродуктов – 805 коп./10 т-км», — пояснил Кирилл Родионов.

Кабмину есть над чем подумать

Эксперты сходятся во мнении, что эксперимент с угольщиками вызывает много вопросов.

«В целом, повышение НДПИ и экспортных для угольной отрасли является не очень своевременным. По всей видимости, Минфин с помощью этой меры собирается залатать дыры, которые образуются в бюджете в последние месяцы: например, в июле 2022 года ненефтегазовые доходы бюджета (то есть доходы, выходящие за рамки специальных налогов и пошлин для нефтяной и газовой отрасли) снизились в годовом выражении на 29% (до 990 млрд руб.). Однако рост фискальной нагрузки не поможет угольной отрасли выйти из кризиса», — уверен Кирилл Родионов.

Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев также считает, что экспортная пошлина пока вызывает сплошные вопросы: как она будет считаться, от какой цены, с учетом фактических дисконтов или просто по бенчмарку, устанавливаемому за рубежом, или мы, наконец, сделаем свой отечественный бенчмарк. «Рост НДПИ и ввод экспортной пошлины, на мой взгляд, меры несвоевременные: угольщикам нужно дать необходимое время на адаптацию к изменившимся условиям. Иначе вместо дополнительных налоговых отчислений мы рискуем столкнуться с необходимостью бюджетных расходов на мероприятия по борьбе с безработицей в угледобывающих регионах», — считает Григорьев.

Александр Титов обращает внимание на то, что рост НДПИ на 380 рублей за тонну — это не очень значимая цифра, но так было бы при благоприятном развитии ситуации. «А если у тебя уже отрицательная маржа, то новая налоговая нагрузка будет чувствительна. Плюс еще есть информация о введении экспортной пошлины», — считает Титов.

По его мнению, Минфину РФ, который решил усилить налоговую нагрузку на угольщиков, нужно хотя бы дифференцировать производителей коксующего и энергетического угля. «Пока что производители коксующего угля чувствуют себя лучше: их нетбэк пока выше, чем у энергетического из-за более легкого транспортного плеча и меньших объемов поставок», — резюмировал Титов.

В 2021 году в России добыча угля, по данным Минэнерго, составила 439 млн тонн. Предварительных данных за 2022 год пока нет. Как не поступало от российского правительства и прогноза по уровню добычи в 2023 году.

Напомним, федеральный бюджет 2023 года будет дефицитным — 3 трлн рублей. Доходы запланированы на сумму около 26 трлн рублей, расходная часть — 29 трлн рублей.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *