В 2023 году заключения ЭПБ будут содержать однозначный вывод
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В 2023 году заключения ЭПБ будут содержать однозначный вывод». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодатели обратили внимание на досадный промах в пункте 2.10 типовой программы № 4 для инструктирующих. Про нестыковки говорят и в учебных центрах. Например, для изучения требований к жилым помещениям нужно изучить требования к пожарным депо.
В пункте 6.3 программы № 5 (профпереподготовка) также устранено несоответствие в разделе «Документы предварительного планирования».
Какие документы отменяются
В общей сложности порядка 180 правовых актов отменены с 2021 года. Это документы, изданные в период с 1970 по 2019 год. Большинство из них касались областей неразрушающего контроля, сварочных работ, ЭПБ и ТД, требований к ОПО.
Вот список самых значимых Постановлений Правительства РФ, попавших под «гильотину»:
- «О лицензировании производства маркшейдерских работ».
- «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности».
- «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
- «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
- «О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения».
- «Об утверждении Инструкции по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений РД 10-08-92».
- «Об утверждении Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом».
- «Об утверждении Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства».
- «Об утверждении Правил аттестации и основных требований к лабораториям неразрушающего контроля».
- «Об утверждении «Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».
Обязанности организации, которая эксплуатирует ОПО, дополнены пунктами:
-
обеспечивать проведение технического освидетельствования в случаях и с периодичностью, установленных в технической документации изготовителя ТУ
-
осуществлять или прекращать эксплуатацию ТУ, применяемых на ОПО, на основании результатов технического освидетельствования и диагностирования, а зданий, сооружений на ОПО – в соответствии с результатом обследования их технического состояния с учетом требований ПБ, проектной или технической документации
- обеспечивать передачу в автоматическом режиме информации, обработанной системой дистанционного контроля промышленной безопасности на объекте дистанционного контроля, в территориальный орган Ростехнадзора
-
(в случае, если ОПО оснащен системой дистанционного контроля ПБ)
Кроме того, теперь обязанностью организации становится не только иметь (как было ранее), но и обеспечивать доступ работникам ОПО к нормативным правовым актам, устанавливающим требования ПБ, а также правилам ведения работ на ОПО (ст.8).
«Обязанности работников ОПО» заменены на Обязанности работников, непосредственно выполняющих работы на ОПО. Перечень обязанностей работников дополнен пунктом:
-
проходить обязательные медицинские осмотры в соответствии с законодательством РФ.
Всеобщая мобилизация в России — что это
Согласно закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», мобилизация — это совокупность действий, которые проводятся для подготовки государства к обеспечению его защиты от нападения.
Всеобщая мобилизация имеет ключевую особенность — она объявляется в период, когда государство находится в состоянии войны. В данном случае российский суверенитет должен находиться под угрозой исчезновения. Для этого вводится военное положение. Важным отличием от частичной мобилизации является общий призыв. Если частичный призыв — это вручение повесток определенному числу граждан, то всеобщий не имеет как такового лимита. Государство находиться под угрозой, что требует действий.
При этом все равно остаются отсрочки. Другими словами, категории граждан, которые имеют право остаться на гражданке, никуда не пропадают.
Всеобщая мобилизация объявляется соответствующим решением президента Российской Федерации. Затем главы регионов издают решение о начале вручения повесток. Затем эти повестки начинают оформляться в военкоматах, а после — вручаться.
Если в России вводится всеобщая мобилизация, значит, на территории государства объявлено военное положение. В таком случае россияне столкнутся с данными ограничениями:
- Военная цензура.
- Запрет или ограничение на выезд из страны.
- Комендантский час.
- Пропускной режим.
- Ограничение свободы на перемещение.
- Переезд запрещен.
- Временное отселение в другой район.
- Усиление охраны.
- Контроль за телефонными разговорами.
- Запрет на митинги.
- Изъятие транспорта и другого имущества с возмещением стоимости.
- Привлечение граждан к работе.
- Введение карантина.
Проверка знаний в областях промышленной безопасности
Изменения коснулись и порядка аттестации и проверки знаний во всех областях промышленной безопасности. Если срок аттестации истекает после 14 марта 2022 года, то он автоматически продлевается до 31 декабря 2022 года. Информация о продлении срока аттестации фиксируется в реестре Ростехнадзора. Отметим, что первичную аттестацию не отменили, но увеличили срок ее проведения с одного месяца до трех. Пункт 2 приложения 4 Постановления Правительства № 353 действует только к специалистам. Допускать рабочих к выполнению своих функций на опасном производственном объекте без проверки знаний нельзя.
Если сотруднику расширили должностные обязанности, его необходимо направить на аттестацию по новой области в течение трех месяцев.
Кроме того, предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты, которым требуется вновь разработать декларацию промышленной безопасности, могут не представлять ее в Ростехнадзор до конца 2022 года. Данное послабление не относится к опасным производственным объектам I и II класса опасности. Также сохраняется порядок получения лицензии для предприятий, которые планируют эксплуатировать опасный производственный объект и будут получать лицензию впервые.
Тотальная цифровизация
Внедрение системы дистанционного мониторинга производственных процессов стало следующим крупным проектом Ростехнадзора. Это происходит в разных отраслях: и нефтехимии, и переработке, в угольной отрасли. Активно работает ведомство на эту тему и с «Газпромом». «До сегодняшнего дня мы изучали технические возможности системы и ее эффективность. Мы получили хорошие результаты и поняли, что с ее помощью можно получать всю необходимую нам информацию о состоянии опасного производственного объекта, — рассказывает Алексей Алешин. — На следующем этапе мы планируем внедрить эту систему и сделать ее составной частью надзорной деятельности. Нам бы очень хотелось, чтобы результаты, которые можно получить благодаря ей, стали юридически значимыми. Основная идея — не проверять ту информацию, которую мы будем получать через систему дистанционного мониторинга. Чтобы априори считалось, что они проверены и мы нужную информацию получили. Для государства это большой плюс: не надо два раза делать одну работу. По тем же причинам это выгодно и предприятиям, кроме того, дистанционный мониторинг значительно снижает риск аварий, а в итоге это тоже деньги и зачастую огромные». В ведомстве ожидают, что скоро выйдет постановление правительства по проведению эксперимента. И суть этого постановления — уже не изучение технических возможностей, а правовое закрепление мероприятий.
РАЗБОР ПРОЕКТОВ НПА, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ СОУТ
- проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта приказа Минтруда об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта приказа Минтруда о бесплатном обеспечении молоком (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта приказа Минтруда об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
Пункт 15 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками. В настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков.
Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ
Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в электронном виде, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем проставления подписи, подписания в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке
Это самое масштабное изменение: станет возможным утверждать отчет по СОУТ с помощью электронной подписи (ЭЦП).
Подпункт «и» пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (вступает в силу с 1 марта 2023 года)
В информационную систему учета (ФГИС) помимо результатов СОУТ необходимо подгружать и результаты оценки профессиональных рисков.Пока нет четкого понимания, как будет производиться передача данных работодателями, которые сами провели оценку рисков. Ожидается, что этот подпункт будет дополнен до 2023 года.
Подпункт «д» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
- об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в национальной системе аккредитации, в том числе уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц.
Введен уточняющий момент о наличии во ФГИС уникального номере записи об аккредитации, который является подтверждением соответствия лаборатории критериям аккредитации (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ).
Подпункт «з» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Кроме того, для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
- сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона:
- Сведения о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории;
- Сведения об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
В действующей редакции данных сведений нет.
Более того, данная информация будет подаваться организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с использованием информационной системы учета (ФГИС СОУТ), в течение 10 рабочих дней со дня наступления случаев, указанных части 1.1. статьи 19 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. (Абзац первый части 1.1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ)
Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
- Сертификат эксперта будет электронным.
- Сертификат можно будет сформировать в автоматическом режиме средствами ФГИС СОУТ.
На данный момент сертификат выдается на бумажном носителе.
Статья 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Появляется возможность формирования в автоматическом режиме выписок из реестра организаций, проводящих СОУТ, а также из реестра экспертов.
В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:
1. Подается заявления о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП);
2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации;
3. Принимается решение о регистрации органи��ации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре;
4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения;
5. Производится регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.
- привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
- приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, являющейся структурным подразделением организации;
- выявления фактов использования при проведении измерений не аттестованных методик, а также средств измерений с истекшим сроком поверки;
- выявления фактов несоблюдения требований к организациям, проводящим СОУТ.
Когда причины, послужившие основанием для приостановления деятельности организации, проводящей СОУТ, устранены, Минтруд РФ принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.
- прекращение осуществления деятельности, включая ликвидацию или реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования);
- прекращение осуществления деятельности в области специальной оценки условий труда;
- прекращение действия аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации;
- прекращение срока действия либо аннулирование сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, которое приведет к нарушению требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;
- неустранение причин, послуживших основанием для приостановления деятельности организации (наличие не менее 5 экспертов, наличие аккредитованной лаборатории и др.) в течение 6 месяцев со дня принятия решения о приостановлении деятельности;
- по решению суда.
Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461
В соответствии с подпунктом 5.2.2.16(1) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2020, N 27, ст. 4248), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Руководитель
А.В. АЛЕШИН
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 26.11.2020 N 461
1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ).
ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее — ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
2. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:
а) грузоподъемные краны всех типов;
б) мостовые краны-штабелеры;
в) краны-трубоукладчики;
г) краны-манипуляторы;
д) строительные подъемники;
е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
з) электрические тали;
и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;
м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;
н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
Самоходными кранами, кранами-манипуляторами и подъемниками (вышками) должны осуществляться грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме.
3. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:
а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов, и кроме ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — Госкорпорация «Росатом»), при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения;
б) специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии;
10. Деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО осуществляют специализированные организации, выполняющие хотя бы один из следующих видов работ:
разработку проектов производства работ, технологических карт и схем строповок для объектов, на которых используются грузоподъемные краны, краны-манипуляторы, подъемники (вышки), строительные подъемники;
обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку ПС и (или) регистраторов, ограничителей, указателей, систем дистанционного управления ��С, электро-, пневмо- и гидрооборудования ПС;
обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку рельсовых путей, по которым перемещаются ПС;
проведение технических освидетельствований, неразрушающего контроля, технического диагностирования, экспертизы промышленной безопасности ПС;
проведение комплексного обследования рельсовых путей (далее — специализированные организации).
Конкретный перечень требований данного раздела ФНП к специализированной организации определяется видами, типами, моделями ПС и технологическими процессами, заявленными специализированной организацией для своей последующей деятельности.
11. Изменения конструкции ПС и (или) оборудования ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Госкорпорации «Росатом» при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, возникающие при их ремонте, реконструкции или модернизации, должны проводиться в соответствии с требованиями документов по стандартизации ядерно-оружейной продукции, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией.
12. Структура управления в специализированной организации должна обеспечивать каждому работнику конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий.
13. Распределение ответственности работников организации должно быть определено в положении о контроле соблюдения технологических процессов специализированной организации.
14. Специализированная организация должна:
располагать необходимым персоналом, а также инженерно-техническими работниками, уполномоченными на выполнение своих обязанностей, в том числе выявления случаев отступлений от требований к качеству работ, от процедур проведения работ и для принятия мер по предупреждению или сокращению таких отступлений;
определить процедуры контроля соблюдения технологических процессов;
установить ответственность, полномочия и взаимоотношения работников, занятых в управлении, выполнении или проверке выполнения работ.
15. Технологическая подготовка производства и производственный процесс в специализированной организации должны исключать использование материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты, паспорта и другие документы, подтверждающие их качество.
16. Специализированная организация должна располагать необходимыми материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, оборудованием, обеспечивающими возможность выполнения заявленных видов работ.