О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Размеры государственных социальных пособий зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума (ПМ), устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
На адресную социальную помощь имеют право граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности для конкретной области.
Если доход на каждого члена семьи ниже этого показателя, разница и составляет размер АСП.
Так что размер назначенной суммы АСП для каждой конкретной семьи определяется индивидуально – в зависимости от совокупного дохода и размера черты бедности.
С 2020 года, подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, действует новый механизм оказания помощи, направленный на обеспечение её прозрачности, справедливости и мотивации к труду.
Меры государственной поддержки реализуются в комплексе и включают:
- поддержку многодетных матерей, в том числе денежную выплату, предоставляемую в безусловном виде;
- оказание АСП, предоставляемой в денежном выражении на каждого члена семьи;
- предоставление гарантированного социального пакета для детей из числа получателей АСП, предоставляемого в натуральном виде.
Пособие по потере кормильца
Размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Сейчас действуют такие размеры пособий:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 0,86 ПМ (32 155 тенге);
- при наличии двух – 1,49 ПМ (55 710 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии трёх – 1,85 ПМ (69 170 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии четырёх – 1,96 ПМ (73 283 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии пяти – 2,03 ПМ (75 900 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 2,11 ПМ (78 891 тенге).
В связи с увеличением величины прожиточного минимума размеры государственных социальных пособий по потере кормильца будут повышены на 8,5% и с 1 января 2023 года составят:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 34 888 тенге;
- при наличии двух – 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии трёх – 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии четырёх – 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии пяти – 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 85 597 тенге.
— 3-х уровневая пенсия в Казахстане
В Казахстане пенсия складывается из 3-х уровней:
1. уровень — базовый. Базовая пенсия — эта часть выплачивается из государственного бюджета. Базовая пенсия зависит от трудового стажа.
2. уровень — обязательный. Пенсии из солидарной системы и ЕНПФ (Единого накопительного пенсионного фонда) за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
— 1) Солидарная пенсия выплачивается из республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года. Именно с этого периода начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ всеми работающими.
— 2) выплаты из ЕНПФ за счёт пенсионных накоплений работников.
3. уровень — добровольный. Это выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.
Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат по возрасту… Документы для оформления пенсии по возрасту в РК
Приказом министра труда и социальной защиты населения РК от 6 мая 2020 года внесены изменения в Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, государственных специальных пособий.
Так, лица, имеющие право на получение базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий и государственного специального пособия представляют по месту жительства заявление и для идентификации — документ, удостоверяющий личность через:
1) Государственную корпорацию — для назначения пенсий и пособий.
При этом по выбору заявителя по принципу «одного заявления» заявление могут подать на оказании государственных услуг:
— лица, по достижении пенсионного возраста, за назначением пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда, базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту;
— лица, в установленном порядке признанные инвалидами, за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.
2) подразделение МСЭ — при первичном установлении инвалидности по выбору услугополучателя подается заявление по принципу «одного заявления» за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.
3) через портал — для назначения базовой пенсии, государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
4) через проактивную услугу — предоставление заявления при назначении государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца через проактивую услугу не требуется. Порядок оказания проактивных услуг по назначению государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца предусмотрен главой 4 настоящих Правил.
В случае обращения за назначением пенсий и государственных социальных пособий лиц, имеющих статус оралмана, для идентификации представляется удостоверение оралмана.
Для назначения пенсий и пособий недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам заявление и необходимые документы, подаются их законными представителями.
Заявление для назначения пенсий и пособий третьими лицами подается по доверенности.
При представлении документов, составленных на иностранном языке, нотариус свидетельствует верность перевода документа на казахский или русский язык.
Для назначения пенсионных выплат по возрасту заявителем представляются Дополнительно:
1) при наличии справка о суммах дохода, выплаченных физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов, а для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), — документ о доходах, выданный органом государственных доходов.
В случае ликвидации организации (предприятия) представляется архивная справка с указанием сведений о доходе или электронная копия архивного документа, удостоверенная электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива.
В случае невозможности представления архивного документа о среднемесячном доходе, размер среднемесячного дохода устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд.
Лицами, работавшими в российских организациях комплекса «Байконур», представляется справка работодателя о доходах, выплаченных в валюте Российской Федерации (при наличии).
Сведения об официальном курсе национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам, установленном Национальным банком на день обращения за назначением пенсионных выплат по возрасту, отделение Государственной корпорации получает из официального интернет-ресурса Нацбанка.
2) К документам, подтверждающим трудовой стаж, относятся: трудовая книжка; справки архивных учреждений, электронные копии архивных документов, удостоверенные электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива, или с места работы при отсутствии или негодности трудовой книжки, отсутствии соответствующих записей в трудовой книжке, наличии исправлений, неточностей, разночтений.
При наличии также представляются:
— документ об образовании;
— военный билет или справка управления (отдела) по делам обороны;
— свидетельства о рождении детей (выписка из актовой записи о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— справка о реабилитации, выданная органами прокуратуры в соответствии со статьей 10 закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;
— справка военного комиссариата об участии в боевых действиях;
— решение суда, подтверждающее факт осуществления и период ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающихся в посторонней помощи, престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, ребенком-инвалидом в возрасте до шестнадцати лет;
— документ, подтверждающий проживание за границей супруги (супруга) работника учреждений, находившихся на территории Советского Союза, учреждений РК, международной организации;
— документ, подтверждающий проживание супруги (супруга) военнослужащего, сотрудника специального государственного органа в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства по специальности;
— документ, подтверждающий трудовую деятельность в стране выбытия этнических казахов, прибывших в РК в целях постоянного проживания на исторической родине.
Для подтверждения ухода неработающей матери за малолетними детьми представляется один из следующих документов (в зависимости от их наличия):
— документ, удостоверяющий личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— аттестат об окончании среднего учебного заведения детей;
— диплом об окончании средне-специального или высшего учебного заведения либо справка учебного заведения, подтверждающая обучение детей;
— свидетельство о смерти детей (либо актовая запись о смерти или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— документ, подтверждающий прохождение воинской службы на детей.
3) свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии).
В случае назначения пенсионных выплат по возрасту женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, дополнительно представляются: свидетельства о рождении детей (или актовая запись о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния) и документы, подтверждающие факт воспитания детей до восьми лет.
К документам, подтверждающим факт воспитания детей до восьми лет (в зависимости от их наличия), относятся:
— документы, удостоверяющие личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— документ об обучении в учебном заведении детей;
— свидетельство о смерти детей (выписка из актовой записи о смерти, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданная органом записи актов гражданского состояния);
— военный билет;
— решение суда об установлении факта воспитания, усыновления (удочерения) ребенка (детей).
Виды пенсионных выплат
Основные виды пенсионных отчислений представлены в таблице.
Вид пенсии | Описание |
Базовая | Ее получают все казахстанские пенсионеры, вне зависимости от трудового стажа и отчислений. Размер базовой пенсии сегодня составляет 19,4 тыс. тенге/30 календарных суток. |
Солидарная пенсия в Казахстане | Выплачивается тем казахам и представителям других национальностей, стаж которых до 98 года составлял 6 месяцев. |
Накопительная | Это новый вид пенсии, получать который казахстанцы стали с 2014 года. Выплаты накоплений происходят как единожды, так и каждый год или месяц. В первом случае максимальная сумма не должна превышать 12 МРП. |
Повышение пенсии в Казахстане в 2022 году — на сколько процентов вырастут выплаты пенсионерам
Казахстанские чиновники, отвечающие за социальную политику, уверяют — уровень пенсий в их стране выше, чем пенсии в соседних государствах, включая Россию. В начале следующего года пенсионные выплаты для казахстанских пенсионеров будут дополнительно проиндексированы, причем в темпе, опережающем рост цен в стране. Каким будет повышение пенсии в Казахстане в 2022 году, на сколько процентов вырастут пенсионные выплаты в государстве.
Средняя пенсия пожилого жителя Казахстана вырастет, таким образом, на 5 728 тенге и составит сумму около 87 тысяч тенге. В переводе на российские рубли это около 15,6 тысяч рублей — примерно такую среднюю пенсию официально обещает россиянам в 2022 году и российская власть. Так что чисто по формальным признакам положение казахстанских и российских пенсионеров более или менее равно.
Данный пенсионный калькулятор является упрощенным, и результат может незначительно отличаться от вашей реальной суммы пенсии, т.к. не учтены индивидуальные дополнительные факторы расчёта пенсии — отпуск по уходу за ребёнком, краевые коэффициенты и т.д. Но для большинства граждан РФ вычисления будут совпадать с реальными. Для более точного результата обратитесь к вашему инспектору в Пенсионный Фонд.
Особенностью подсчёта пенсий на данный момент является тот факт, что согласно пенсионному законодательству на 2022 год, расчёт производится за отработанный стаж только до 2002 года, а вот после 2002 г. учитываются лишь отчисления и накопления в Пенсионный фонд. Узнать сумму накоплений можно на официальном сайте гос.услуг. Но данные значения достаточно условны, и являются лишь значениями по умолчанию, вы всегда можете обратиться к вашему инспектору и произвести расчёт пенсий индивидуально, выбрав те периоды, которые будут для вас более выгодными.
Как рассчитать размер будущей пенсии в Казахстане?
Чтобы провести примерный расчет трудового жалованья можно воспользоваться онлайн калькулятором либо же рассчитать его самостоятельно.
Для этого нужно знать некоторые переменные, такие как:
- КТС – коэффициент рабочего стажа. Как уже упоминалось выше для мужчин минимальная выслуга лет составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Эти показатели нужно перевести в месяцы: 25 лет – это 300 месяцев, 20 лет – 240 месяцев. Чтобы посчитать КТС нужен стаж, который установлен на этот год (в месяцах) поделить на необходимое количество месяцев. КТС не может быть больше 1;
- следующим шагом является определение ПЗ– процента от заработной платы. Если на 1998 год стаж работы составляет ровно нужное количество либо меньше необходимого, то такой ПЗ равен 0,06. За каждый «переработанный» год, то есть год стажа сверх положенного минимума, следует добавить 0,01 к 0,06. Но этот показатель не может превышать 0,75;
- далее нужно определить среднемесячный доход за любые 3 год – КСМД. КСМД – это среднемесячный доход за любые 3 года умноженный на процент от заработной платы;
- получившийся результат должен быть в рамках от 31 245 до 104 374 тг. 104 374 тг – это максимальный показатель, поэтому среднемесячный доход, выходящий за рамки этого показателя не может быть использован, следует взять граничный максимальный показатель;
- и последний шаг – расчет обеспечения. Пенсия = КТС умноженное на КСМД + основная пенсия в размере 16 037 тенге.
Ниже приведено несколько примеров расчета для более понятного объяснения:
- Некая женщина по имени К. имеет выслугу лет в размере 120 месяцев, когда минимальный стаж равен 240 месяцам. Из этого следует, что ее КТС равен 120/240 = 0,5. Так как К. не имеет 20 лет отработки до 1998 года, значит ее ПЗ равен 0,6. Учитывая среднемесячный доход К. считаем ее КСМД= 60 000*0,6= 36 000 тг. По формуле считаем трудовую пенсию КТС*КСМД= 0,5* 36 000= 18 000 тг. Прибавляем к ней основную на 2022 год= 18 000+16 034= 34 034 тг.
- Мужчина Л. имеет 28 года отработки на 1998 год, средний уровень его заработной платы за 3 года составляет 115 000 тг. Выслуга лет мужчины превышает норму, равную 25 лет, поэтому его КТС составляет 336/300=1,12. Но так как КТС не может быть больше 1, то оставляем 1.
За каждый «переработанный» год к ПЗ равному к 0,6 прибавляется 0,01. Значит ПЗ= 0,6+(0,01*3)=0,63.
Так как показатель среднемесячный зарплаты в 115 000 тг, превышает максимально допустимый показатель, равный 104 374 тенге, поэтому берется граничное значение. Из этого получается, что КСМД= 104 374*0,63= 65 755 тг. Трудовая пенсия составляет КТС*КМСД=1*65 755 тг. Размер полной же равен 65 755+ 16 034 тенге=81 789 тг.
Когда повысят пенсионный возраст в Казахстане
В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.
первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);
второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;
третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.
На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.
Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.
В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.
Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:
Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).
За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.
При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:
— трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,
— накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;
— иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет), периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др. (совокупно не более 10 лет).
Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).
Второй уровень (обязательный) – это:
1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;
2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.
При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.
За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.
Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).
В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.
Пенсии из накопительной пенсионной системы
С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.
В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:
первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.
Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматрива��тся в связи с изменением этой величины.
С начала 2021 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.
второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).
Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.
Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.
С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 50%.
третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.
Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.
Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».
Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:
мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:
мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.
С 1 января 2021 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 27 479 тенге и 24 445 тенге соответственно.
Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 60 лет (в 2021 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.
Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:
- с 1 января 2018 года — по достижении 58,5 лет;
- с 1 января 2019 года — по достижении 59 лет;
- с 1 января 2020 года — по достижении 59,5 лет;
- с 1 января 2021 года — по достижении 60 лет;
- с 1 января 2022 года — по достижении 60,5 лет;
- с 1 января 2023 года — по достижении 61 года;
- с 1 января 2024 года — по достижении 61,5 года;
- с 1 января 2025 года — по достижении 62 лет;
- с 1 января 2026 года — по достижении 62,5 лет;
- с 1 января 2027 года — по достижении 63 лет.
В более раннем возрасте выход предусмотрен для:
1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;
- мужчины – по достижении 50 лет;
- женщины – по достижении 45 лет.
2) женщин, родивших (усыновивших, удочеривших) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, , имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.
Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 52 года в случае приобретения пенсионного аннуитета.
Уважаемый пользователь!
Календарь выхода на пенсию женщин Казахстана
Согласно законопроекту, разработанному Министерством национальной экономики Казахстана, с 2022 по 2024 год в бюджете запланировано увеличение средств на выплату пенсий до 6,6 млн тенге.
Ведомство приняло решение перечислить в республиканский бюджет 2,4 трлн тенге (в 2022 году), 2,2 трлн тенге (в 2023 году) и 2 трлн тенге (в 2024 году).
Средства предназначены для выплаты пенсий. Вступление закона в силу запланировано на 1 января 2020 года.
13 сентября 2021 года завершится публичное обсуждение проекта постановления об увеличении выплат по утрате трудоспособности и потери кормильца.
Документом предусмотрен рост социальных пособий из Государственного фонда соцстрахования, назначенных до 1 января 2022 года, на 5%. Предыдущее повышение также на 5% состоялось в 2021 году.
Помимо этого, с 1 января 2022 года запланировано увеличение на 7% пенсий по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет.
Пенсия в Казахстане в 2021 году: размер, особенности начисления
После рождения ребёнка как работающие, так и не работающие женщины могут обратиться за назначением единовременного государственного пособия на рождение ребёнка, размер которого зависит от очерёдности детей:
- на первого, второго или третьего ребёнка выплачивается 38 МРП – 110 846 тенге (в 2020 году – 105 564 тенге);
- на четвёртого и более ребёнка – 63 МРП или 183 771 тенге (в 2020 году – 175 014 тенге).
При рождении двойни, тройни и так далее выплату начисляют на каждого ребёнка.
Размер выплаты для работавших до выхода в декрет женщины зависит от среднемесячного дохода за последние 12 месяцев.
С 1 января 2020 года ввели отдельное пособие для семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения до 23 лет. Его назначают независимо от доходов семьи в размере:
- на четверых детей – 16,03 МРП или 46 760 тенге;
- на пятерых детей – 20,04 МРП или 58 457 тенге;
- на шестерых детей – 24,05 МРП или 70 154 тенге;
- на семерых детей – 28,06 МРП или 81 852 тенге;
- на восьмерых и более детей – 28,06 МРП или 81 852 тенге плюс по 4 МРП за каждого последующего после седьмого ребёнка.
Матери-героини, награждённые подвесками «Алтын алка», «Кумис алка» или же орденом «Материнская слава» будут получать ежемесячно 18 669 тенге.
Размер пособия по случаю потери кормильца зависит от величины прожиточного минимума, размер которого с 1 января 2021 года составит 34 302 тенге.
Размер пособия зависит от того, сколько иждивенцев было у кормильца:
- при одном иждивенце – 29 500 тенге (было 26 818 тенге);
- при двух – 51 110 тенге (было 46 463 тенге);
- при трёх – 63 459 тенге (было 57 689 тенге);
- при четырёх – 67 232 тенге (было 61 119 тенге);
- при пяти – 69 634 тенге (было 63 302 тенге);
- при шести и более – 72 378 тенге (было 65 797 тенге).
Кому и на какую сумму эти выплаты увеличатся, редакции сообщила руководитель отдела пенсионного и социального обеспечения №1 департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Шымкенту Людмила Викторовна Ефремова.
Пенсии по возрасту, назначенные до января 2021-го, подлежат повышению на 7 процентов от получаемого размера пенсии. Например, размер пенсии до повышения – 67900 тенге, с 1 января 2021 года – 72653 тенге. Минимальный размер пенсии увеличится с 40441 тенге до 43272 тенге. Для граждан, которые первично обратятся за назначением пенсии в 2021 году максимальный доход (заработная плата) для исчисления размера не может превышать 46-кратного месячного расчетного показателя – 134182 тенге. К примеру, фактический доход составил более 200000 тенге, то для исчисления пенсии будет принят доход – 134182 тенге.
С 1 января 2021 года устанавливаются
Месячный расчетный показатель (МРТ) – 2917 тенге,
Прожиточный минимум (ПМ) – 34302 тенге.
Минимальный размер базовой пенсионной выплаты составит 18524 тенге.
Минимальная пенсия (для назначаемых в 2018 году) – 43272 тенге.
Минимальная зарплата – 42500 тенге.
Назначенные до 1 января 2021 года ежемесячные выплаты гражданам Республики Казахстан после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства (регрессные выплаты) с 1 января 2021 года повышаются на 5 % от получаемого размера.
Размеры пенсий и пособий с 1 января 2021 года
Чем старше мы становимся, тем все больше мы начинаем думать о пенсии. И, наверное, многие из нас мечтают о беззаботной жизни по наступлению пенсионного возраста, когда не нужно работать, можно жить в свое удовольствие, а денег хватает и на хорошую жизнь, и внукам на мороженное, и на путешествия.
Сегодня речь пойдет о пенсиях, о пенсиях в Казахстане.
Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан на 2018 насчитывалось 2 192 549 человек, получающих пенсии. В 2008 году получателей пенсий было 1 640 498 человек. То есть, за 10 лет количество пенсионеров увеличилось более чем на пол миллиона (на 552 051 человек). Это говорит о том, что с каждым годом, получающих пенсии в Казахстане становится все больше и больше.
Численность получателей пенсий за последние 10 лет
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
1662877 |
1695301 |
1732412 |
1759321 |
1863615 |
1918516 |
1980847 |
2061660 |
2147942 |
2192549 |
Претендовать на пенсионные выплаты имеют право граждане республики, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК.
Как начисляют пенсию в Казахстане?
Что изменилось в Казахстане с 1 января 2021 года
Получать свои накопления из пенсионных фондов или из страховых организаций? Этот выбор может сделать каждый. Преимуществами пенсионного аннуитета, который предлагают страховщики, в том, что пенсию можно получать на три года раньше положенного и параллельно с выплатами из НПФ. То есть человек, продолжая работать до официального выхода на пенсию и отчисляя, как и раньше, 10% от своей зарплаты, параллельно накапливает дополнительные деньги в НПФ. Это значит, что при наступлении пенсионного возраста он будет получать деньги как из КСЖ, так и из НПФ (последние накопления). Привлекательность пенсионных аннуитетов состоит в том, что, во-первых, они играют роль альтернативы накопительным пенсионным фондам. А во-вторых, обеспечивают деньгами тех, кто вышел на пенсию раньше установленного срока. Те граждане, у которых есть стаж работы до 1998 года, получают пенсию из ГЦВП плюс пожизненную выплату пенсионного аннуитета. К примеру, если вам 55 лет и более, то вы можете оформить пенсионный аннуитет и начать получать пенсию сейчас либо же дождаться официального пенсионного возраста и тогда уже выбрать — получать пожизненную пенсию через пенсионный аннуитет или забрать накопления из НПФ. По законодательству пенсия казахстанца рассчитывается только до 79 лет и только при условии, о счете в НПФ накоплено около 3 млн тенге. Это значит, что те, кому за 80 лет, должны рассчитывать на помощь своих близких. Остальные же, у кого сумма накоплений меньше, будут получать деньги только до тех пор, пока не исчерпается их лимит. Решением этой проблемы может стать договор со страховой компанией о пенсионном аннуитете (ПА), который предполагает выплату пенсии пожизненно, независимо от того, закончились накопления или нет. Если договор страхования жизни защищает человека (то есть его наследников) от ранней смерти, то аннуитет защищает застрахованного, если он живет очень долго, поскольку страховая компания, по сути, берет на себя обязательства содержать человека, купившего аннуитет, в течение всей его жизни.
Условия оформления пенсионных накоплений
Единственным условием для оформления аннуитета является достаточность пенсионных накоплений. То есть к моменту выхода на пенсию, а в данном случае это 55 лет, необходимо накопить определенную сумму. К примеру, в Государственной аннуитетной компании пороговый размер накоплений для покупки договора пенсионного аннуитета в этом году составляет 9,5 млн. тенге для мужчин и 13 млн. тенге для женщин. Кроме того, так как аннуитет является долгосрочным продуктом — мы ведь вкладываем деньги, чтобы получать пенсию пожизненно, а это как минимум от 20 лет и более, — то средства, уплаченные нами, инвестируются страховщиком в ценные бумаги. Кроме ежемесячной части от внесенной нами суммы мы регулярно получаем инвестиционный доход, который зарабатывают наши деньги на счете. По словам специалистов, в среднем это составляет 4,6-5,5% в год.
Заключение договора пенсионного аннуитента
Для заключения договора пенсионного аннуитета необходимо заполнить заявление в страховую компанию. К нему прикладывается выписка из НПФ. Эти бумаги отправляются фондом в страховую компанию для проведения расчета. Если накоплений достаточно и человека устраивает расчет будущих аннуитетных выплат, подписывается договор в трех экземплярах. Один остается в компании, второй у клиента, третий — в НПФ. Заключить договор со страховой компанией о приобретении пенсионного аннуитета можно только начиная с 55 лет. Но сделать это можно только при достаточности пенсионных накоплений. Пенсионный фонд должен перечислить деньги в страховую компанию, и клиент уже со следующего месяца начинает получать выплаты из КСЖ. Таким образом, необходимо предоставить в страховую организацию заявление, приложить копии удостоверения личности, РНН и выписки из накопительного пенсионного фонда.
Право отложенного выхода на пенсию
В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.
«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.
Пенсия в Казахстане в 2021 году: размер, особенности начисления
Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.
Пример (доход 100 000 тенге)
Выполним расчет заработной платы работника за 2021 год
Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге.
Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге.
Расчет ОПВ
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге).
100 000 * 10% = 10 000 тенге
Расчет ВОСМС
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).
100 000 * 2% = 2 000 тенге.
Расчет ИПН
Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет.
100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге;
45 500 * 10% = 4 550 тенге.
Расчет СО
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге).
100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000;
90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.
Расчет СН
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет.
100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге;
88 000 * 9,5% = 8 360 тенге;
8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге
Расчет ООСМС
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).
100 000 * 2% = 2 000 тенге.
Показатель |
2020 год |
2021 год |
||
ОПВ |
100 000 * 10% |
10 000 тенге |
100 000 * 10% |
10 000 тенге |
ИПН |
(100 000 – 10 000 – 42 500) * 10% |
4 750 тенге |
(100 000 – 10 000 – 2 00 – 42 500) * 10% |
4 550 тенге |
СО |
(100 000 – 10 000) * 3,5% |
3 150 тенге |
(100 000 – 10 000) * 3,5% |
3 150 тенге |
СН |
100 000 – 10 000 – 1 000 = 89 000 * 9,5% = 8 455 – 3 150 (СО) |
5 305 тенге |
100 000 – 10 000 – 2 000 = 88 000 * 9,5% = 8 360 – 3 150 (СО) |
5 210 тенге |
ООСМС |
100 000 * 2% |
2 000 тенге |
100 000 * 2% |
2 000 тенге |
ВОСМС |
100 000 * 1% |
1 000 тенге |
100 000 * 2% |
2 000 тенге |
За счет работодателя |
10 455 тенге
|
10 360 тенге
|
||
За счет работника
|
15 750 тенге
|
16 550 тенге
|
||
Сумма «на руки»
|
84 250 тенге
|
83 450 тенге |
Кому и на какую сумму эти выплаты увеличатся, редакции сообщила руководитель отдела пенсионного и социального обеспечения №1 департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Шымкенту Людмила Викторовна Ефремова.
Пенсии по возрасту, назначенные до января 2021-го, подлежат повышению на 7 процентов от получаемого размера пенсии. Например, размер пенсии до повышения – 67900 тенге, с 1 января 2021 года – 72653 тенге. Минимальный размер пенсии увеличится с 40441 тенге до 43272 тенге. Для граждан, которые первично обратятся за назначением пенсии в 2021 году максимальный доход (заработная плата) для исчисления размера не может превышать 46-кратного месячного расчетного показателя – 134182 тенге. К примеру, фактический доход составил более 200000 тенге, то для исчисления пенсии будет принят доход – 134182 тенге.
С 1 января 2021 года устанавливаются
Месячный расчетный показатель (МРТ) – 2917 тенге,
Прожиточный минимум (ПМ) – 34302 тенге.
Минимальный размер базовой пенсионной выплаты составит 18524 тенге.
Минимальная пенсия (для назначаемых в 2018 году) – 43272 тенге.
Минимальная зарплата – 42500 тенге.
Назначенные до 1 января 2021 года ежемесячные выплаты гражданам Республики Казахстан после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства (регрессные выплаты) с 1 января 2021 года повышаются на 5 % от получаемого размера.
Размеры пенсий и пособий с 1 января 2021 года
Пример. Гражданин Петров П.П. до 1 января 2021 года является получателем: пенсии по возрасту в сумме 35 925 тенге, базовой выплаты в сумме 20 931 тенге (общий стаж П.Петрова — 20 лет). Итого к выплате – 56 856 тенге.
С 1 января 2021 года с учетом повышения сумма выплат составит: пенсия по возрасту в сумме 38 440 тенге, базовая выплата в сумме 21 977 тенге (общий стаж 20 лет, 74 % от размера ПМ — прожиточного минимума). Итого к выплате – 60 417 тенге.
После реформы на начисление пенсии к влияющим факторам добавился ИПК — Индивидуальный пенсионный коэффициент. Рассчитать его достаточно просто, введя в форму на сайте зарплату до вычета НДФЛ. По другому ИПК называют пенсионными баллами. Они влияют на страховые пособия по старости, которые вычисляются путем умножения баллов на цену одного балла в конкретном году и суммированием этих значений.
Условия получения пособия по старости:
- Наличие пенсионного возраста: с 55 лет женщины и с 60 — мужчины.
- Определенное количество лет стажа уплаты страховых взносов. С 2024 года эта цифра достигнет 15 лет.
- Минимальное количество пенсионных баллов: 30.
Важно: число баллов за год ограничено. В 2021 году — это 10, а в 2021 — 10 для граждан, у которых нет пенсионных накоплений. Иначе фигурируют другие цифры: до 6,25% в 2021 году.
Стоит помнить: государство регулярно индексирует страховую пенсию, в то время как накопительная находится в НПФ или УК, в зависимости от желания гражданина, и не подлежит индексации. Проверенные фонды инвестируют эти средства в финансово выгодные проекты, увеличивая доход клиента. Если программы окажутся провальными, то клиенту остается надеяться на сумму, которую уже внес ранее.
ИПК могут начислять не только по трудовому стажу, но и в некоторых ситуациях, описанных в законе.
1,8 балла начисляется за один год ухода за следующей категорией граждан:
- инвалид I группы;
- ребенок-инвалид;
- старики старше 80 лет;
- ребенок до 1,5 лет (обоим родителям).
1,8 также начисляется за один год службы в армии по призыву. Если родитель берет годичный отпуск для ухода за вторым ребенком, то ему начислят 3,6 балла, а за третьего и четвертого — уже 5,4.
Пенсионный Фонд стимулирует людей выходить на пенсию как можно позже, предлагая увеличение фиксированных выплат и страхового денежного пособия на 36% и 45% баллов соответственно, если гражданин обращается через 5 лет после получения права на обеспечение в старости. Через 10 лет фиксированная выплата вырастет в 2,11, а страховая — в 2,32.
Военная пенсия имеет также свою формулу расчета:
- 50% х (размер оклада воинской должности и звания + надбавка за выслугу лет) + понижающий коэффициент х 3% (при службе более 20 лет за каждый год, не более 85%) + 2% (каждый год в случае не индексации денежного довольствия).
Различают три вида военной пенсии:
- по выслуге лет;
- по инвалидности;
- по потере кормильца — получают родственники, если он пропал без вести или умер.
Важно: если 20 лет выслуги не набирается, пенсию начисляют по смешанному стажу.
Порядка 10 миллионов граждан — работающие пенсионеры, и в 2021 году Правительство может оставить эту категорию без пенсий. К ним относятся лица, получающие заработную плату и делающие отчисления в фонд, а также самозанятые. Пенсионные выплаты с начала 2021 года увеличены на 3,7%. Начисление баллов за трудовой стаж возможно в размере не более 3 и в сумме это 244,47 рублей.