Глава 1. Основные начала трудового законодательства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 1. Основные начала трудового законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коллективное регулирование трудовых отношений осуществляется посредством заключения коллективных договоров и соглашений. Применительно к источникам трудового права такое регулирование получило наименование «нормативное регулирование», а сами источники получили название «нормативные соглашения». Вместе с тем и но данному поводу (считать либо нет нормативные соглашения источником трудового права) в теории трудового права также нет единого мнения.
Комментарий к ст. 9 ТК РФ
1. Комментируемая статья формулирует одно из основных положений трудового права: помимо законодательства, трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются в договорном порядке; договорное регулирование осуществляется трудовым коллективом в лице его представителя и работодателем в форме соглашения между работниками и работодателями, заключенного на уровне Российской Федерации, ее субъекта, территории, отрасли, организации, а также путем заключения, изменения и прекращения трудового договора. Статья 9 подчеркивает, что договорное регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с законодательством. Это означает, что исходные положения, фиксирующие минимальный уровень трудовых прав и гарантий работников, устанавливаются законодательством, а их конкретизация применительно к регионам, отраслям, территориям, отдельным организациям, конкретным работникам устанавливается в договорном порядке. Во всех случаях, когда законодательные акты содержат диспозитивные нормы, конкретное решение того или иного вопроса осуществляется договорным путем. Ссылка на трудовой договор как регулятор установления условий труда содержится во всех главах Кодекса, посвященных конкретным правовым институтам трудового права.
Действующий ТК предусматривает дальнейшее расширение договорного регулирования. По ряду вопросов, решаемых в императивных правовых нормах, в настоящее время возможно соглашение сторон. Так, в соответствии со ст. 179 ТК конкретный перечень работников, которым предоставляется преимущественное право для оставления их на работе при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников, может быть предусмотрен соглашениями и коллективными договорами. Раньше круг таких лиц определялся только в законодательстве. Договорное регулирование трудовых отношений расширяет и ст. 180 ТК. В этой статье указано, что работодатель с письменного согласия работника вправе расторгнуть с ним трудовой договор в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) до истечения двухмесячного срока предупреждения, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
2. Часть 2 ст. 9 предусматривает механизм, гарантирующий работникам, что их права и гарантии, установленные в договорном порядке, не будут ограничены или снижены. Во-первых, запрещено включать в коллективный договор, соглашение, трудовой договор условия, ограничивающие права и снижающие гарантии работникам, предусмотренные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права. Во-вторых, установлено, что если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению, и действует трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Применяя ст. 9, следует учитывать и нормотворчество субъектов РФ, которые принимают в пределах своей компетенции законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.
Предмет и сфера действия трудового права Российской Федерации
Всякий не индивидуальный труд выступает как система возникающих между людьми общественных отношений, в этом качестве он является объектом правовой регламентации.
Ведущую роль в данной системе отношений играют отношения наемного труда, возникающие между работодателем, с одной стороны, и работником – с другой стороны, которые основаны на соглашении о применении труда последнего. Такое соглашение получило название «трудовой договор». Индивидуальные отношения по поводу применения труда гражданина, заключившего трудовой договор с организацией либо другим гражданином, в соответствии со ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) – основа предмета трудового права России.
Субъекты трудового права
В отношениях, урегулированных нормами трудового права, участвуют несколько групп субъектов. Граждане. Это, во-первых, граждане, участвующие в отношениях по трудоустройству и профессиональной подготовке по направлению органов службы занятости (отношениях, предшествующих трудовым) либо в процессуальных отношениях по поводу увольнения с работы (отношения, вытекающие из трудовых), во-вторых, граждане, являющиеся работниками, в-третьих, граждане, выступающие в роли нанимателей для других граждан, заключивших с ними трудовой договор.
В соответствии со ст. 63 ТК РФ допускается заключение трудового договора с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения допускается прием на работу подростков, достигших возраста 15 лет. С 14 лет разрешается прием на работу учащихся образовательных учреждений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения в свободное от учебы время и только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства. Лица, не достигшие возраста 14 лет, могут быть приняты в творческие организации для участия в создании и (или) исполнении произведений. Закон устанавливает минимальный возраст поступления на работу, но по общему правилу не содержит возрастных пределов для работы по трудовому договору. Предельный возраст предусмотрен, например, для исполнения обязанностей государственной или муниципальной службы, замещения должностей руководителей государственных образовательных учреждений.
Субъектами трудового права России признаются иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 11 ТК РФ), которые могут быть приняты на работу с соблюдением разрешительного порядка, предусмотренного законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и специальными правилами привлечения и использования на территории России иностранной рабочей силы. Исключения из общих правил привлечения иностранных работников устанавливаются федеральным законом и международными соглашениями по вопросам трудовой миграции.
Работодатели. Работодателем признается физическое лицо или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Работодателем могут быть физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо просто граждане, использующие труд других граждан для нужд домашнего потребительского хозяйства. Работодателями выступают коммерческие или некоммерческие организации. Филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения юридических лиц работодателями не признаются (ст. 20 ТК РФ) и заключают трудовые договоры от имени самой организации и в ее интересах. Особым правовым статусом наделяет закон работодателей, являющихся религиозными организациями, и работодателей – физических лиц. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются либо непосредственно физическим лицом, являющимся работодателем, либо органами управления юридического лица (директором, советом директоров и др.). Руководитель организации – самостоятельный субъект трудового права, являясь работником организации (глава 43 ТК РФ), выступает как представитель организации работодателя.
Коллективные субъекты трудового права. Данную группу субъектов представляют объединения работников организации, объединения работников отрасли, территории, региона, Российской Федерации, их представители, в том числе органы и объединения профессиональных союзов, объединения работодателей и их представительные органы.
Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы государственной или муниципальной власти общей компетенции. Это исполнительные органы государственного или муниципального управления, выступающие собственниками организаций работодателей, представителями собственников таких организаций или участвующие в отношениях социального партнерства.
Органы государственного управления специальной компетенции. Государственные органы, осуществляющие управление трудом, органы федеральной службы занятости, органы государственного надзора в сфере труда, органы государственной экспертизы условий труда, органы отраслевого управления трудом и др.
Органы по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров : комиссии по трудовым спорам в организациях, примирительные комиссии, посредники, трудовой арбитраж.
Материальная ответственность сторон трудового правоотношения
Работник должен бережно относиться к имуществу работодателя и других работников, сохранять его и правильно использовать, не разглашать охраняемую законом тайну, незамедлительно сообщать работодателю об угрозе его имуществу. В случае виновного нарушения этих обязанностей и причинения вреда имуществу работодателя или других лиц, за сохранность имущества которых отвечает работодатель, работник привлекается к материальной ответственности.
Материальная ответственность работника наступает при одновременном наличии четырех обязательных условий. Отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность работника. Такими условиями являются: наличие прямого действительного ущерба, противоправность поведения работника, вина в причинении ущерба и наличие причинной связи между поведением работника и наступившими последствиями (ст. 233 ТК РФ и др.).
1. Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.
2. Противоправным считается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником обязанностей, возложенных на него законом, иными, в том числе локальными нормативными актами, должностными инструкциями, приказами (распоряжениями) работодателя или трудовым договором.
3. Вина работника может состоять в умышленном причинении вреда или причинении его в результате небрежного исполнения трудовых обязанностей. Форма вины учитывается при исчислении причиненного ущерба, определении вида материальной ответственности работника или при исчислении ущерба, подлежащего взысканию. Вина работника, по общему правилу, доказывается работодателем, за исключением установленных законом случаев, когда работник освобождается от ответственности, только если докажет свою невиновность (ст. 243 ТК РФ).
4. Причинная связь между ущербом и ненадлежащим поведением работника должна носить объективный характер. Работник не может отвечать за случайное причинение вреда или за вред, причиненный третьими лицами и не имеющий связи с его действиями или бездействием.
Трудовое законодательство РФ устанавливает два вида материальной ответственности работников: ограниченную – в пределах среднего месячного заработка данного работника, а также полную – в размере причиненного ущерба.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника только в случаях, предусмотренных законом (ст. 243–245 ТК РФ).
Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка. Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером.
Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя либо взыскание осуществляется в судебном порядке. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб.
Материальная ответственность работодателя перед работником наступает в случаях незаконного лишения его возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ). Такая обязанность, в частности, существует, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения, задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника и в других случаях, предусмотренных законом и (или) коллективным договором.
Кроме того, работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы наступает и при нарушении работодателем установленных сроков выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику. В этом случае работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (ст. 236 ТК РФ). Такая ответственность применяется в судебном порядке.
МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА.
Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.
1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.
2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.
3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.
4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.
Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные.
Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.
В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:
А) трудоустройства;
Б) трудового договора;
В) рабочего времени, времени отдыха;
Г) оплаты труда; гарантийных, компенсационных выплат;
Д) дисциплины труда;
Е) материальной ответственности сторон трудового договора;
Ж) охраны труда.
СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА.
Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, тесно взаимодействующая с другими отраслями, такими как конституционное, гражданское, административное, право социального обеспечения и др.
Соотношение трудового права с конституционном правом – конституционное право выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.
Трудовые отношения близко примыкают к гражданским отношениям, поскольку оба вида отношений возникают в силу договорных соглашений между сторонами и носят возмездный характер. Однако они отличаются по предмету договора: предметом трудового договора является сам процесс труда работника в соответствии с трудовой функцией и подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Предмет гражданских отношений – вещественный результат труда.
Смежная область регулирования отношений трудовым правом и административным правом – деятельность государственных и иных служащих. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции или обеспечивают их выполнение. Поэтому деятельность служащего регулируется административным правом. Отношения служащего с органом (руководителем, бухгалтерией и т. п.) по поводу своего труда (нормирование, оплата и т. д.) к управлению не относятся и регулируются поэтому нормами трудового права.
Трудовое право соприкасается и с правом социального обеспечения. Право социального обеспечения – право на обеспечение старости, на социальную поддержку семей с детьми. Если трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, то право социального обеспечения – отношения, которые складываются по поводу, например, материального обеспечения нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений – сам процесс труда, объект отношений по социальному обеспечению – пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д. Также они различаются по методам правового регулирования.
Для метода права социального обеспечения не характерны договорный порядок возникновения правоотношений и сочетание централизованного и локального регулирования отношений. Виды социального обеспечения и размеры пенсий, пособий не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон, так как социальное обеспечение осуществляется только на основании законодательства и изменяется в соответствии с законом.
Комментарий к статье 9 ТК РФ:
1. Статья 9 ТК РФ формулирует одно из основных положений трудового права: помимо законодательства трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются в договорном порядке; договорное регулирование осуществляется трудовым коллективом в лице его представителя и работодателем в форме соглашения между работниками и работодателями, заключенного на уровне Российской Федерации, ее субъекта, территории, отрасли, организации, а также путем заключения, изменения и прекращения трудового договора.
В ст 9 ТК РФ с комментариями указано, что договорное регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с законодательством. Это означает, что исходные положения, фиксирующие минимальный уровень трудовых прав и гарантий работников, устанавливаются законодательством, а их конкретизация применительно к регионам, отраслям, территориям, отдельным организациям, конкретным работникам устанавливается в договорном порядке. Во всех случаях, когда законодательные акты содержат диспозитивные нормы, конкретное решение того или иного вопроса осуществляется договорным путем. Ссылка на трудовой договор как регулятор установления условий труда содержится во всех главах Кодекса, посвященных конкретным правовым институтам трудового права.
Принятый Трудовой кодекс предусматривает дальнейшее расширение договорного регулирования. По ряду вопросов, решаемых в императивных правовых нормах, в настоящее время возможно соглашение сторон. Так, в соответствии со ст. 179 ТК конкретный перечень работников, которым предоставляется преимущественное право для оставления их на работе при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников, может быть предусмотрен соглашениями и коллективными договорами. Раньше круг таких лиц определялся только в законодательстве. Договорное регулирование трудовых отношений расширяет и ст. 180 ТК. В этой статье указано, что работодатель с письменного согласия работника вправе расторгнуть с ним трудовой договор в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) до истечения 2-месячного срока предупреждения, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
2. Часть 2 ст 9 ТК РФ предусматривает механизм, гарантирующий работникам, что их права и гарантии, установленные в договорном порядке, не будут ограничены или снижены. Во-первых, запрещено включать в коллективный договор, соглашение, трудовой договор условия, ограничивающие права и снижающие гарантии работникам, предусмотренные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права. Во-вторых, установлено, что если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению и действует трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Применяя статью 9 ТК РФ, следует учитывать и нормотворчество субъектов РФ, которые принимают в пределах своей компетенции законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.
Уровни регулирования правоотношений
Регулирование правоотношений, которые складываются между сотрудником и организацией, осуществляется на государственном, отраслевом, программно-нормативном уровнях и в самом предприятии.
Государственное регулирование трудовых отношений предусматривает принятие законов и других нормативных актов — источников трудовых взаимоотношений в России.
Пенсионное законодательство, правовые нормы о занятости, о соцзащите отдельных категорий граждан, акты, касающиеся порядка урегулирования споров, также относятся к источникам права, в которых уделяется значительное внимание вопросам регулирования трудовых отношений.
Модель регионального регулирования системы социально-трудовых отношений происходит в форме издания нормативно-правовых и подзаконных актов, являющихся источником права в сфере труда.
Метод программного и отраслевого регулирования основывается на нормативных актах и осуществляется в процессе реализации тех или иных программ. К примеру, существуют госпрограммы, направленные на развитие соцполитики России, устранение проблем в сфере труда и так далее.
Модель регулирования отношений на уровне предприятий и организаций предусматривает локальное регулирование трудовых отношений и заключение коллективных договоров, которые также являются источником права.
Документы, которые регулируют трудовые отношения в компании
Настоящим законодательством представлены соглашения трех категорий: соглашение, коллективный и индивидуальный трудовой договор. Индивидуальным трудовым договором является правовой документ, заключение которого происходит между нанимателем и работником и согласно которому нанимаемый сотрудник обязан выполнять свою основную работу. Наниматель же при регулировании трудовых отношений должен обеспечить все необходимые условия труда, предусматриваемые законодательством РФ или же иными правовыми документами о труде и соглашением всех заинтересованных сторон, гарантировать своевременную выплату сотрудникам зарплаты.
По предложению, выдвинутому профсоюзами в 1992 году, из трудового законодательства Российской Федерации было изъято само существование подобного договора в устной форме. С позиции законодательства это усилило права работников.
В законах, посредством которых власти осуществляют регулирование трудовых отношений, прямо не прописаны требования, по которым предприятие должно обеспечивать соответствие активностей «социальным» критериям. Но некоторые юристы умеют находить их, анализируя информацию их правовых актов, которая оформлена другими словами, но, по сути, подразумевает обязательство работодателя действовать с «социальным» акцентом.
Так, например, обязанности нанимателя по предоставлению отпуска по заранее утвержденному графику — уже можно считать примером таких требований, как полагают исследователи. Некоторые из норм закона могут носить рекомендательный характер или же не предполагать каких-то серьезных санкций регулирующих органов за их невыполнение. Например, коллективный трудовой договор — как инструмент дополнительной «социализации» коммуникаций внутри фирмы — по закону компаниям формировать необязательно, но им крайне рекомендуется это делать — на тот случай, если государственная комиссия по трудовым отношениям нанесет визит с целью проверки.
Трудовое право в России
Начало формирования в царской России Т. п. как особой отрасли права относится к сер. 19 в., когда складывалось фабрично-заводское (фабрично-трудовое) законодательство, во многом аналогичное ранее принятым законам в Зап. Европе, но с учётом уровня экономич. развития России и её историч. особенностей (см. Фабричное законодательство). Позднее свидетельством систематизации почти всех норм, регулировавших применение наёмного труда, стал Устав о промышленном труде (1913) как гл. источник фабрично-трудового законодательства. При этом становление Т. п. как отрасли права по регламентации отношений личного найма базировалось со стороны государства на нормах административного (полицейского) права и частично на нормах гражд. права, поскольку купля-продажа рабочей силы представляла собой разновидность частноправовой сделки. Только после Окт. революции 1917 с принятием ряда декретов о труде, а затем и КЗоТ РСФСР 1918 в России начала складываться сов. модель самостоят. отрасли, регулирующей трудовые отношения, – трудового права, оформившегося с принятием КЗоТ РСФСР 1922. После образования СССР (1924) важнейшие положения регулирования труда были закреплены в общесоюзных законодат. актах, а также в КЗоТ союзных республик. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (1970) явились юридич. базой для принятия в 1971–1973 новых КЗоТ во всех союзных республиках. Осн. положения правового регулирования труда в совр. России базируются на конституционном принципе свободы труда (ст. 37 Конституции РФ). Действующий Трудовой кодекс РФ (2001) определяет предмет Т. п., называя в ст. 1 перечень отношений, им регулируемых.
Предмет Т. п. составляют две группы обществ. отношений: собственно трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем на основании трудового договора, а также складывающиеся в процессе труда иные непосредственно связанные с ними отношения. Имеются в виду отношения: по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; подготовке и дополнительному проф. образованию работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и проф. союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; гос. контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы Т. п.; разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Общим для указанных отношений по поводу применения труда (в прошлом, в настоящее время либо в будущем) является их обусловленность трудовыми отношениями и существование лишь постольку, поскольку существуют трудовые отношения. Цели и задачи Т. п. сформулированы в трудовом законодательстве (ст. 1 ТК РФ): социально-правовая защита граждан; создание благоприятных условий труда; защита прав и интересов работников и работодателей; оптимальное согласование интересов сторон трудовых отношений и государства в социально-трудовой сфере.
Метод Т. п. основан на единстве и дифференциации его норм, сочетании централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования, сочетании равенства и подчинённости субъектов трудовых отношений, использовании специфич. способов защиты их трудовых прав, что коренным образом отличает Т. п. от др. отраслей права. Т. п. сочетает в себе как публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе работодателя, наложение дисциплинарных взысканий), так и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника) элементы правового регулирования.
Согласно Конституции РФ (ст. 72, ч. 1, пункт «к»), Т. п. находится в совместном ведении Федерации и её субъектов, разграничение полномочий между которыми определено в ст. 6 ТК РФ. В условиях верховенства и приоритета федерального законодательства субъекты РФ вправе за счёт регионального бюджета устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам.
Регулирование отношений сферы Т. п. осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содерж��щих нормы Т. п.; иных нормативных правовых актов, содержащих нормы Т. п. (указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнит. власти, органов исполнит. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления). Источником Т. п. являются законодательные и иные нормативные правовые акты быв. СССР, применяемые постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ (ст. 423). Регулирование отношений сферы Т. п. осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы Т. п. К договорному уровню регулирования относятся и трудовые договоры, заключённые в соответствии с трудовым законодательством.
Если нормы Т. п., которые содержатся в нормативных правовых актах, имеющих низшую юридич. силу, противоречат ТК РФ, то применяются нормы Кодекса, которые, в свою очередь, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституц. законам, т. к. в соответствии с ними осуществляется регулирование отношений сферы Т. п. Общепризнанные принципы и нормы междунар. права и междунар. договоры РФ, являясь в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ, обладают верховенством по отношению к правилам, установленным трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права. В доктрине нет единства мнений относительно правовой природы актов высших судебных органов – Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ, формально не являющихся источниками Т. п., но играющих важнейшую роль в правоприменительной практике, способствуя правильному и единообразному применению норм трудового законодательства.
Понятие трудовых отношений
Что такое трудовые отношения?
Трудовые отношения – это такие правоотношения, базисом которых служит соглашение, заключаемое между работником и его работодателем, и в полном соответствии с которым, упомянутый работник, за соответствующего размера плату выполняет ту или иную функцию, обладающую непосредственным трудовым характером.
Кроме того, соглашение предусматривает, что работник обязан подчиняться действующим в организации правилам ВТР, специально разработанным и установленным соответствующим нормативно-локальным актам.
Данные положения выполняются работником исключительно при условии, что работодателем будут обеспечены все установленные положениями трудового законодательства условия, требующиеся для нормального осуществления трудовой деятельности.
Классификация правовых норм обширна. Различают:
-
декларативные нормы права
, утверждающие основные принципы трудового законодательства (например, право на свободный выбор профессии); - дефинитивные, раскрывающие определения и признаки понятий (например, определение трудового договора);
- оперативные (изменяющие или отменяющие действие отдельных положений законов).
По степени определенности предписаний нормы делят на:
- диспозитивные, предполагающие возможность выбора (право на создание коллективных соглашений, участие в профессиональных союзах);
- императивные или категорические (невозможность замены ежегодного отпуска денежной компенсацией).
Основные нормы утверждены Конституцией РФ, обладающей наибольшей юридической силой в отношении других законодательных актов.
Правовые нормы Статьи 37 Конституции РФ гарантируют соблюдение основополагающих принципов:
- каждый человек волен выбирать род деятельности и профессию, реализуя свое право на свободный труд;
- никто не может подвергаться принудительному труду;
- вознаграждение за труд должно осуществляться без признаков дискриминации, не ниже минимальной оплаты труда;
- каждый имеет право на защиту от безработицы и соблюдение требований безопасности и гигиены при организации труда;
- работники имеют право совершать индивидуальные и коллективные споры, а также участвовать в забастовках;
- право на отдых гарантировано всем гражданам;
Договорной способ регулирования трудовых отношений
ТК РФ Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Труд представляет собой целенаправленную деятельность человека, связанную с реализацией его физических и умственных способностей, для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным и в общественной кооперации труда. Нормы трудового права регламентируют труд только в общественной кооперации, которая имеет две стороны: техническую (технологические процессы производства определенного продукта, работу техники, машин) и социальную (общественные отношения по труду на производстве).
Предметом трудового права являются: общественные отношения в сфере труда, а также непосредственно связанные с ними по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами 1 .
Цели трудового законодательства
Задачи трудового законодательства
установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношении и интересов государства
создание благоприятных условий труда для субъектов трудовых правоотношений
правовое регулирование трудовых отношений
защита прав и интересов работников и работодателей.
правовое регулирование иных непосредственно связанных с трудовыми отношениями.
Система трудового права представляет собой совокупность взаимосвязанных групп, институтов и норм, имеющих отраслевое и структурное единство по предмету правового регулирования, и состоит из следующих элементов:
Общая часть включает нормы, связанные с:
Особенная часть регулирует общественные отношения по:
предметом трудового права;
источниками трудового права;
системой трудовых правоотношений
рабочему времени и времени отдыха;
материальной ответственности нормированию труда и заработной платы;
охране труда и трудовым спорам;
надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде
Таким образом, ПРЕДМЕТ трудового права – отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами трудового права, а МЕТОД – как и какими способами осуществляется регулирование трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных.
К методам трудового права относятся: сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования; участие работников и их представителей в установлении условий труда и контроль за их соблюдением; единство, дифференциация правового регулирования труда; договорный характер труда, установление его условий; сочетание отношений равенства сторон и обязанность подчиняться законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка; специфические способы защиты трудовых прав.
Принципами трудового права являются основополагающие начала, которые характеризуются тем, что выражают государственную волю, обладают системностью, стабильностью, иерархичностью между собой. В них отражены требования, закрепленные в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом ООН 19 декабря 1966 г., а также в Декларации Международной организации труда от 18 июня 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», а также положения ст.ст. 15, 37 Конституции РФ и норм Трудового кодекса 2 Российской Федерации (в дальнейшем ТК РФ, который введен в действие с 1 февраля 2002 года, взамен КЗоТа РФСР 1971 года с изм.).
Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений признаются:
- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
- равенство прав и возможностей работников;
- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
- обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
- обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
- сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке.
- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
- обеспечение права на обязательное социальное страхование работников. Постановление Правительства РФ от 24 июня 2002 г. № 555 (в ред. от 08 августа 2003 г.) «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».