Миграционная статистика России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционная статистика России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2019 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2021 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2021 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

В зависимости от направления:

  • внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
  • внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.

По продолжительности:

  • временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
  • постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.

В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:

  • экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
  • семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
  • политические (стремление избежать политических преследований);
  • этнические (возвращение на историческую родину);
  • военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).

Насовсем или проездом

В других странах Ближнего Востока и Персидского залива число читателей не изменится (1%), но Дубай стал одним из популярных мест для бегства, особенно состоятельных людей.

Дубай — самое привлекательное место для релокации миллионеров со всего мира, а из России их за весь 2022 г. уедет 15 000 человек, по оценке Henley & Partners, ведущей компании по оформлению жительства и гражданства в обмен на инвестиции.

Юрист Скотт Энтел, который почти 20 лет проработал в Москве, в этом году помог переехать в Дубай уже пятерым друзьям. Среди них юристы и консультанты, специалисты по гостиничному бизнесу и недвижимости. «Это огромная утечка мозгов. Многие из них чувствуют, что потеряли свою страну. Если смотреть реалистично, может ли все измениться за пару лет? Нет», — говорит Энтел.

Экономист российского подразделения европейского банка улетел в Дубай через неделю после начала СВО и уже оттуда договаривался о переводе в другую страну. Банк помог с оформлением документов, и в июле экономист перебрался во Франкфурт. «В Россию не возвращался и пока не собираюсь», — говорит он.

Некоторым из уехавших пришлось вернуться: не все смогли устроиться, у кого-то закончились деньги. По мнению Баталовой, многие возвращаются, чтобы обустроить дела, продать квартиру и вещи, а затем снова уехать.

Редактор и ее муж-психолог уехали с сыном в Армению после 24 февраля. Она рассказала The Moscow Times, что они возвращались в Москву сделать мужу и сыну визы, «освободили дачу, которую снимали, и квартиру для подруги очистили от своих вещей». Затем улетели в Германию — у нее украинское гражданство, поэтому там семья получила помощь. Редактор продолжает работать, благо это возможно делать онлайн.

Фотограф и преподаватель Артем:

«Почему вообще я считаю нужным уехать? Потому что иначе я должен здесь молчать, не говорить, что я думаю, не только публично, но и, боюсь уже, приватно. Потому что я должен здесь учить дочь «помалкивать» в школе и во дворе. И еще потому, что я очень остро ощущаю, что вот прямо сейчас внутри России идет война с русской же культурой, с трехвековым культурным наследием, которое яростно и безжалостно прессуется, изгоняется, выдавливается в какие-то катакомбы. Я вырос рядом с огромным домашним книжным шкафом, для меня именно он — настоящий, буквальный „русский мир“, потому что это описание устройства мира на русском языке. И у меня четкое ощущение, что правительство РФ сейчас воюет с моим книжным шкафом, со всем корпусом знаний и опыта, прежде всего опыта ХХ века, который собран там. И я могу только эвакуироваться с семьей от этой войны. Ровно так же, как моя семья эвакуировалась во время войны с немцами. Чтоб спасти то, что наиболее ценно.

Звучит страшным парадоксом, но это просто факт. Тот, кто читал Чехова, Толстого или Гоголя, кто смотрел Тарковского, Шукшина или Данелию и по-настоящему понял, о чем там говорится, тот знает, что главное в этих авторах — не мифическая „имперскость“, а глубокая безоговорочная человечность, неприятие зла и агрессии. Это и есть то, что надо сохранять от гибели. Это и есть то, с чем сейчас яростно воюет правительство РФ внутри собственной страны».

Китайцы уже предлагают услуги

Иностранная рабочая сила задействована не только в такси и доставке, много таких сотрудников в ЖКХ и на стройке. Во время пандемии коронавируса строители жаловались, что многие проекты под угрозой из-за острой нехватки рабочих руки, которые, как правило, набирались из числа гастарбайтеров. В промышленности тоже задействованы мигранты. И сейчас эти сферы теряют кадры. Как рассказал «Новым известиям» предприниматель из Челябинска, бизнесу, особенно связанному с производством и строительством уже предлагают заместить выбывших сотрудников китайскими рабочими.

«Речь идет не о низкоквалифицированных сотрудниках, а о более ценных кадрах, — сообщил собеседник, — на предприятия активно обращаются посредники, которые предлагают привезти рабочих из Китая, заняться организацией оформления этого процесса, размещения, обустройства. Они говорят, от вас ушли ценные люди, мы готовы их заменить, речь идет уже чуть ли не об инженерных кадрах. Кто-то соглашается, потому что деваться особо некуда».

По словам коммерсанта, пока этот процесс только разворачивается и оценить его масштаб собеседник не может.

Появится новый документ — РВПО

С 1 января 2023 года принимать на работу иностранцев, которые учатся по очной форме в государственных образовательных или научных организациях можно будет вне квоты (п. 5 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ).

В целях получения образования, иностранцы-студенты смогут получить разрешение на временное проживание в РФ, а также возможность оформить вид на жительство вне зависимости от времени нахождения в России на основании разрешения на временное проживание.

Поскольку право на временное или постоянное проживание в РФ позволяет иностранным работникам трудоустраиваться вне квоты (ч. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), то для привлечения их к работе не потребуется разрешение от МВД.

При приёме на работу иностранцы-студенты могут представить новый документ — разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). Его реквизиты нужно указать в трудовом договоре (ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 349-ФЗ).

Справка! РВПО — это разрешение на временное проживание в России в упрощённой форме для иностранцев, проходящих обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

РВПО будет выдаваться по заявлению иностранного гражданина на срок обучения в государственной образовательной или научной организации и последующие 180 календарных дней. По истечении срока действия РВПО или его аннулирования, трудовой договор с сотрудником следует расторгнуть.

В течение 2021 г. из страны выехало 440 831 чел. Из них 381 918 чел. направились в государства СНГ, а остальные 58 913 – дальнего зарубежья.

Таблица 1. Основные направления миграции в 2021 г., чел

СНГ Другие гос-ва
Украина 122 954 Китай 7 544
Узбекистан 48 571 КНДР 6 038
Казахстан 45 625 Индия 5 217
Таджикистан 36 901 Германия 5 209
Кыргызстан 35 430 Грузия 4 314
Армения 32 084 Вьетнам 3 297
Молдова 22 988 Марокко 1 949
Азербайджан 17 953 США 1 390
Беларусь 11 854 Абхазия 1 209
Туркменистан 7 558 Турция 1 093
Читайте также:  Программа переселения соотечественников в Россию

Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

В зависимости от направления:

  • внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
  • внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.

По продолжительности:

  • временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
  • постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.

В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:

  • экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
  • семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
  • политические (стремление избежать политических преследований);
  • этнические (возвращение на историческую родину);
  • военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).

С 2022 года в Москве подорожает патент для трудовых мигрантов

27. Настоящей Концепцией предусматриваются следующие основные механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм международного права;

б) развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции, гармонизация миграционного законодательства Российской Федерации и унификация статистического учета в этой сфере в рамках межгосударственных объединений;

в) включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в государственные, федеральные и региональные программы;

г) учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики Российской Федерации;

д) формирование приоритетных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации для различных типов регионов с учетом складывающейся миграционной ситуации;

е) совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;

ж) постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, а также последующая корректировка конкретных мер государственной миграционной политики Российской Федерации;

з) развитие научных исследований в сфере миграции.

28. Первый этап (2012 — 2015 годы):

а) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

б) разработка и апробация программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

в) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;

г) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;

д) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;

е) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.

29. Второй этап (2016 — 2020 годы):

а) принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

б) реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

в) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.

30. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.

31. Третий этап (2021 — 2025 годы):

а) оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и корректировка соответствующих программ.

32. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.

Нельзя сказать, что власть не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.

Так или иначе, президент во исполнение основной цели миграционной политики (Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622) – «формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации» – отдал целый ряд поручений.

По поводу института гражданства РФ вводится три вида порядка приёма: общий, упрощённый и особый.

Общий порядок понятен, как и раньше.

Упрощённый применяется к лицам, «близким нам в социокультурном отношении» (хотелось бы, чтобы это было именно так), при наличии «позитивных социальных связей» в РФ (родственники), «уязвимого положения» (например гонимые русские из соседних стран). Необходимо также знание русского языка и отсутствие проблем с законом. Здесь интересно, что только «экономические» (бизнес в России) социальные связи теперь не повод для получения гражданства в упрощённом порядке.

При особом порядке решение принимает президент РФ.

Теперь Комиссия по вопросам гражданства при президенте будет рассматривать материалы «об отмене решений о приёме в гражданство Российской Федерации, принятых как Президентом Российской Федерации, так и МВД России, и МИД России», если будет установлено, что получивший гражданство предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения.

Что имеется в виду? Заведомо ложные сведения относятся к тому, что мигрант давал обещание соблюдать законы РФ, а, например, начал торговать наркотиками или заниматься террористической деятельностью. В таком случае, как разъясняется на сайте МВД, «решение о приобретении гражданства Российской Федерации… подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации».

Кремль опубликовал текст концепции миграционной политики России

31 октября Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Об этом глава государства сообщил на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом.

Выступая перед делегатами форума, объединившего более 700 российских соотечественников из других стран, В.

Путин подчеркнул принадлежность участников съезда «огромному Русскому миру, который никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку», а «собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории».

Президент отметил, что в настоящее время решаются судьбоносные для всей планеты вопросы.

«Ситуация в мире непростая. Увеличиваются напряженность и непредсказуемость. Подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами. В ход идут и русофобия, к сожалению, другие формы крайнего, агрессивного национализма.

На Украине, что греха таить, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком. Людей запугивают и просто терроризируют. Естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом. Право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается.

Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии», – напомнил Президент РФ.

Вслед за этим Владимир Путин сделал ключевое заявление: «Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы… Рассчитываем, прежде всего, на ваше участие в продвижении проектов сотрудничества с Россией.

Однако, скажем прямо, обстоятельства могут складываться по-разному. Поэтому будем рады и тем, кто захочет приехать к нам на временной основе, и тем, кто примет решение о получении гражданства и о постоянном жительстве в России.

А тем, кого беззаконно преследуют, кому угрожает опасность, будем делать все, для того чтобы обеспечить их защиту и предоставить убежище».

Глава государства также заявил, что Россия будет решительно защищать права и интересы соотечественников за рубежом в условиях роста напряженности в мире. «Ситуация в мире не простая: увеличивается напряженность и непредсказуемость, подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами, в ход идут и русофобия, к сожалению, и другие формы крайнего, агрессивного национализма», — отметил президент.

«Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы, продолжим оказывать содействие Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом», — заверил Путин.

Путин напомнил о том, в каких регионах и каким образом нарушаются права соотечественников. «На Украине, что греха таить, мы знаем об этом, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком, — сказал он. — Людей запугивают и просто терроризируют, естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом, право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается». «Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии. Последствия такого жесткого давления многие ощущают на себе», — добавил он.

Глава государства не оставил без внимания роль Фонда поддержки и защиты прав соотечественников. По его данным, при участии организации в двадцати странах создано 26 центров правовой помощи, оказана грантовая поддержка 200 проектов, проведено более 50 мероприятий, включая курсы по подготовке молодых правозащитников. Квалифицированную юридическую помощь получили более 70 тыс. человек, в том числе и в таких горячих как Сирия, Йемен, Ливия.

Президент также отметил, что в числе приоритетов остается сохранение и популяризация русского языка и меры поддержки его преподавателей. Российский лидер рассказал о поставках методической, учебной и художественной литературы в общеобразовательные учреждения других стран, а также о поддержке победителей олимпиад по русскому языку.

  1. Общие положения
  2. Настоящей Концепцией определяются цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы (далее – миграционная политика) исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.
  3. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере миграции.
  4. Настоящая Концепция разработана с учетом основополагающих документов, затрагивающих вопросы реализации миграционной политики, прежде всего Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
  5. Условия формирования и реализации миграционной политики
  6. Современные тенденции в сфере миграции в Российской Федерации обусловлены в основном экономическими и социальными факторами. Устойчивое социально-экономическое положение, сохранение исторических и культурных связей народов государств -участников Содружества Независимых Государств, взаимные безвизовые поездки, учреждение Евразийского экономического союза являются мощными факторами миграционной привлекательности Российской Федерации.
  7. В 2012 – 2017 годах интенсивность внутренней миграции в Российской Федерации увеличилась на 10 процентов. При этом сохранилась общая тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный регионы страны, что является постоянным фактором роста диспропорции в размещении населения. Практически весь потенциал внутренней миграции приходится на такие городские агломерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также на Краснодарский край.
  8. На консульском учете за рубежом состоит более 2 млн. граждан Российской Федерации. Ежегодно около 60 тыс. российских граждан выезжает на работу за границу.
  9. В 2012 – 2017 годах миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. В гражданство Российской Федерации принято более 1 млн. человек, из них 525 тыс. человек – в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн. человек. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составила около 3 млн. человек (3 – 4 процента от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов). На территории Российской Федерации ежегодно пребывает около 10 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане), постоянно или временно проживает в Российской Федерации более 1 млн. иностранных граждан.
  10. Среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, так и недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития и организации труда, сокращением рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации труда.
  11. В целом направленные в Российскую Федерацию миграционные потоки подвержены действию факторов, которые определяют основной вектор внутренней миграции. Центрами миграционной привлекательности для иностранных граждан становятся в первую очередь крупные экономически развитые города европейской части России, а также приграничные территории Сибири и Дальнего Востока.
  12. За последние годы существенно возросла миграционная активность вблизи внешних границ Российской Федерации и в зоне ее интересов. Интенсивный миграционный поток из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу, возникший в 2014 – 2015 годах, становится причиной негативных социально-экономических процессов в европейских государствах, а также способствует проникновению в эти государства членов криминальных, террористических и экстремистских структур. Такие негативные проявления могут стать угрозой как для Российской Федерации, так и для приграничных с ней государств.
  13. В 2012 – 2017 годах усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации и меры противодействия незаконной миграции:
Читайте также:  Как поступить в кадетскую школу

Несмотря на позитивные аспекты, существуют проблемы миграционной политики России, требующие детального изучения и практического решения. При увеличении спроса на высококвалифицированные кадры в составе трудовых мигрантов по факту преобладают лица с низким уровнем квалификации. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной миграции.

Недостаточна помощь вынужденным переселенцам в жилищном обустройстве. Наличие незаконных мигрантов порождает осуществление трудовой деятельности без официального разрешения и рост преступности. По этой причине миграционная политика РФ в 2020 году требует жесткого контроля уполномоченных ведомств.

Ряд серьезных угроз национальной безопасности вызывают неконтролируемые потоки мигрантов.

Эта страна считается дешёвым местом отдыха, но в последнее время многие русские стали всерьёз задумываться о Таиланде как о стране, в которую вполне реально эмигрировать на ПМЖ. Местный климат, культура и недорогие условия проживания манят желающих убежать от проблем на родине. Однако, по отзывам русских, решившихся на переезд, все сталкиваются с проблемой трудоустройства. Здесь практически невозможно найти работу, исключение составляют высококвалифицированные специалисты, в которых нуждается страна. Остальные уехавшие продолжают работать в России удалённо.

Является самой дешёвой и комфортной страной для переезда русских, желающих жить в Европе. Для больших заработков Болгария не подходит, но обладает другими преимуществами: отличная экология, низкие цены на аренду и покупку жилья, продукты питания. Налоговые сборы для предпринимателей в Болгарии ниже, чем в остальных европейских странах. Менталитет населения и язык близки русским. При получении ВНЖ

Если русский твёрдо поставил перед собой задачу „Хочу иммигрировать“, он должен знать об основных вариантах реализации этого действия. Именно они рассмотрены в отдельности.

Трудовая эмиграция – самый распространённый вариант среди тех, у кого нет средств для бизнес-инвестиций и семейных отношений с иностранцем. Работу приходится искать в интернете, самостоятельно связываться с потенциальным работодателем. Многие из них выдвигают обязательные критерии: наличие диплома о высшем образовании, опыт работы в родной стране, определённые возрастные границы и т.д. Если работодатель соглашается принять иностранца на работу, он подготавливает пакет документов и относит в местный МВД. После проверок работник получит сообщение о том, что может начинать оформлять рабочую визу.

Брак с иностранцем – самый простой и быстрый вариант получения ВНЖ. Но новоиспеченных молодожёнов ожидают многочисленные проверки и тесты, которые докажут прозрачность намерений. Эти меры обязаны предотвратить фиктивные браки. Уровень проверок в каждой стране отличается – в некоторых случаях сотрудники МВД приходят домой, опрашивают близких и соседей пары, в других – необходимо проходить специальные тесты, которые определяют, насколько тесно связаны между собой супруги.

Мировые державы хотят собрать соотечественников, разбросанных по всему миру, поэтому предоставляют особые условия и программы для переезда тех, кто сумеет доказать свою национальную принадлежность. Таким образом, если лицо имеет национальные корни, отъезд пройдёт довольно легко и на выгодных условиях.

Каждое государство охотно принимает людей, желающих совершить вклад в их экономику. Бизнес-иммиграция получила отличное развитие во всем мире. Для этого нужны немалые средства. Некоторые страны вообще предлагают через покупку недвижимости на определённую сумму национальное гражданство.

Переезд – дело хлопотное. Перед тем как приступить к решительным действиям – подаче документов на визу, нужно грамотно подготовиться к переезду по простому алгоритму.

  1. Взвесив „за“ и „против“, выбрать наиболее подходящее государство для проживания за границей.
  2. Ознакомиться с вариантами и особенностями программ миграции из России, возможно, найдётся подходящая.
  3. Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

    Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

    Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

    Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

    Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

    Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность от��ельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.

Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.

Читайте также:  Как выплачивается материнский капитал при рождении двойняшек?

Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.

Вопрос №1

Определение миграции.

Ответ: Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Вопрос №2

Основные виды миграции.

Ответ: Миграционные процессы зависят от множества факторов, например, такие как политические, социальные и экономические. Отрицательное воздействие этих факторов на жизнь человека, вынуждает его на миграцию в другую страну, в поисках лучших условий для жизни.

Основные виды миграции:

  • Трудовая;
  • Сезонная;
  • Временная миграция.

Под миграционной политикой (МП) нужно понимать совокупность правил и законов, направленных на контроль за иностранными гражданами, находящимися на территории «чужого» государства.

МП затрагивает широкий перечень вопросов:

  • Пересечение границы;
  • Учет мигрантов;
  • Легализация иностранных граждан;
  • Получение гражданства;
  • Лишение гражданства;
  • Осуществление деятельности мигрантов на территории стороннего государства;
  • Организация занятости иностранцев;
  • Борьба с нелегальной миграцией.

Основная задача миграционной политики любого государства — защита интересов своих граждан. Особенно это касается определения возможных типов миграции, что крайне важно для формирования ведущей линии в концепции МП.

Политика РФ допускает до 8 основных типов миграции:

  • Академическая – она подразумевает временный отток и приток ученых и преподавателей ради обмена знаниями и осуществления своей основной деятельности;
  • Временная – осуществляется без перемены места жительства и ограничена рамками трудового контракта, командировки или срока обучения;
  • Длительная – может быть международной и внутренней сроком от 12 месяцев;
  • Трудовая;
  • Краткосрочная – имеет четко определенный период;
  • Миграция с целью получения права на ПМЖ;
  • Незаконная – пересечение границы государства вопреки законам и правилам;
  • Образовательная.

На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.

Если описать мероприятия, входящие в миграционную политику, в общих чертах, то можно назвать наиболее часто встречающиеся в мире:

  • Организация обучения;
  • Трудоустройство;
  • Формирование облегченной системы получения гражданства;
  • Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
  • Облегчение ассимиляции;
  • Предоставление временного жилья и так далее.

Чаще всего мероприятия делятся на 2 группы:

  1. Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
  2. Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.

Юрий Жданов: в 2022 году нужно готовиться к росту миграционных и киберугроз

Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики, на 1 января 2019 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек.

В прошлом (2018-м) году количество жителей сократилось на 93,5 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны.

По сравнению с 2017-м, в 2019 году миграционный прирост в России снизился на 41,1%.

Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2019 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа.

Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.

Согласно последним исследованиям Международной организация труда ООН, во всем мире насчитывается 277 млн мигрантов. Большая часть из них (164 млн) принадлежит к категории трудовых мигрантов, еще 19 млн человек являются беженцами. За последние пять лет количество граждан, сменивших место жительства с целью устроиться на работу, выросло почти на 10%.

Главные районы миграции, лидирующие по притоку переселенцев, – страны Северной Америки и Европы. Больше всего мигрантов проживают в США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании. В последние годы наблюдается тенденция роста трудовой миграции в странах со средним уровнем дохода. Это такие государства, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия и Китай.

В связи с этим можно выделить следующие положительные особенности мирового миграционного процесса:

  • за счет мигрантов, которые переводят заработанные деньги на родину, осуществляется социальная поддержка малообеспеченных граждан;
  • мигранты получают высокую зарплату, возможность для карьерного роста и профессионального развития;
  • работодатели выбирают среди соискателей наиболее талантливых специалистов;
  • страны, которые принимают мигрантов, получают экономическую выгоду от притока инвесторов, а также работоспособных, умных и одаренных работников.

Как показывает статистика миграции в мире, приток людей из других стран опережает темпы роста численности населения:

  • 2013 год – их количество составляло около 232 млн. человек;
  • 2015 год – цифра достигла 244 млн. Из них 20 млн. человек являются беженцами.

Чаще всего в основе массового перемещения людей лежат экономические причины. Статистика миграции населения в мире выделяет следующие факторы:

  • переезд работников низкой квалификации в страны с высоким уровнем экономики;
  • переселения между странами с одинаковым уровнем развития из-за социальных или культурных факторов;
  • статистика по миграции в мире отражает перемещение трудовых ресурсов из государств бывшего СССР и Восточной Европы в Западную ее часть и США;
  • наблюдается также переезд квалифицированных работников из благополучных стран в развивающиеся по причинам высоких заработков, карьеры.

Среди других факторов, влияющих на массовые перемещения, статистика миграции населения выделяет также:

Приток происходит преимущественно за счет стран СНГ:

  • 2014 год – 92%;
  • 2015 год – 89 %.

Основную часть составляет миграция из Украины. Статистика за 2016 год насчитывает 35% (178 тыс. человек из 512 тыс. прибывших из стран СНГ). Однако за первые три месяца 2017 года статистика миграции рабочей силы показывает снижение числа прибывших на 8,1% по сравнению с первым кварталом 2016 года. В значительной мере снижение произошло за счет украинцев.

Незаконная миграция в РФ по статистике составляет около 3,6 млн. от общего числа граждан въехавших в страну. У большинства нелегалов закончился срок действия разрешительных документов. Статистика незаконной миграции указывает на последствия нелегального въезда и нахождения на территории страны:

  • избыток дешевой рабочей силы;
  • рост безработицы;
  • недополучение бюджетом налогов;
  • разводы;
  • расширение теневой экономики;
  • перенаселение жилья;
  • рост коррупции. Статистика по миграции МВД отмечает всплеск взяточничества среди сотрудников правоохранительных органов и работников соответствующих служб;
  • обострение социальной напряженности в обществе;
  • расширение криминальной среды.

Если проанализировать статистические показатели миграции населения, то несмотря на меры, предпринимаемые законодательной и исполнительной властью, ситуация чревата негативными последствиями.

Термин обозначает переселение гражданина из одной страны в другую по экономическим, политическим и иным обстоятельствам. Обязательный признак эмиграции – намерение гражданина сменить постоянное место жительства, но не подданство или гражданство.

Впервые отток населения произошёл во времена Российской Империи. Это стало возможным после разрешения свободного выезда за границу. Несколько волн эмиграции наблюдалось в СССР и в современной России.

Первая крупная эмиграция, подтвержденная историческими данными, началась при правлении императора Александра I. Отчасти такое положение дел было обусловлено изданным указом, разрешающим поданным свободный выезд за пределы страны. Этим воспользовались многие жители.

Эмиграцию населения в Российской Империи делят не по хронологии событий, а по типам.

Среди них выделяют:

  • трудовую (экономическую);
  • религиозную;
  • еврейскую;
  • политическую.

Самой массовой стала трудовая эмиграция, в рамках которой с 1851 по 1915 гг. за пределы страны выехало более 4,5 млн человек. Большую часть составляли крестьяне, ремесленники и рабочие, представители национальных меньшинств.

Религиозная эмиграция получила меньшее распространение. Она затронула мусульман, проживающих на территории Крыма и Кавказа, старообрядцев, молокан и представителей других религий.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Переселение трудоспособных граждан влияет на экономику обеих стран как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Вам также могут понравиться

1

Город Денвер в штате Колорадо: как добраться и…

405

Преимущества миграции для государства-донора:

  • Уменьшение количества безработных;
  • Понижение уровня конкуренции на трудовом рынке;
  • Снижение государственной нагрузки в плане социальных гарантий;
  • Прирост денежных средств в стране за счёт перевода родственникам.

Недостатки оттока трудовых ресурсов из страны:

  • Уменьшение поступления налоговых средств;
  • Отъезд квалифицированных кадров, их нехватка и необходимость подготовки новых;
  • Уменьшение численности населения.

Положительные моменты для принимающей стороны:

  • Увеличение численности населения;
  • Развитие технологий и снижение затрат на образование при иммиграции специалистов и учёных;
  • Увеличение налоговой базы;
  • Достаточное количество рабочих для выполнения тяжёлого труда.

Отрицательные стороны для государства-реципиента:

  • Повышение конкуренции на рынке труда, чаще всего не в пользу местного населения;
  • Снижение уровня заработной платы в связи с готовностью мигрантов к дешёвому труду;
  • Зависимость некоторых сфер от труда иммигрантов.

Преимущества и недостатки варьируются в зависимости от конкретно взятой страны, а также экономической, политической и социальной ситуации в ней.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *