Независимая экспертиза автомобильных дорог

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Независимая экспертиза автомобильных дорог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При необходимости провести проверку качества выполненного строительства и ремонта автодороги в целом либо конкретного участка её осуществляется независимая экспертиза дорожного покрытия, позволяющая определить степень соблюдения стандартов и норм в ходе реализации определённого дорожного проекта. Также с помощью независимой экспертизы полотна возможно определение качества используемой автодороги. По окончании этой процедуры выдают экспертное заключение. Оно подписывается проводившим экспертизу специалистом.

Экспертиза дорожного покрытия

В качестве объекта дорожной экспертизы могут выступать автодорога, проезд, а также придомовая территория, асфальтобетонная площадка либо тротуар.

Стадии дорожной экспертизы:

  • Изучение технических и проектных документов.
  • Оценка уровня качества проведённых работ. Наибольшее внимание уделяют при этом толщине песочного, бетонного, асфальтного и щебневого слоёв. Отбирают пробы, чтобы проверить прочность и состав использованных материалов.
  • Оценка шероховатости дорожного полотна с указанием обнаруженных дефектов в соответствующей ведомости. Также определяется ширина дорожной обочины.
  • Контроль процессов укладывания плиток и бордюров, состояния системы дренажа.
  • Составление специалистом акта, подписываемого представителями подрядчика и заказчика.
  • Выдача результатов экспертизы заказчику при подробном перечислении обнаруженных дефектов.

Для чего проводят исследовательские мероприятия

Испытания проводятся на кернах — образцах асфальтобетона в форме цилиндра. Для этого извлекают пробы из одного или нескольких слоев дорожного полотна методом бурения с целью контроля качества работ по асфальтированию и определения физико-механических свойств материала: толщины, степени уплотнения и прочего. Также пробы извлекают путем вырубки. Вырубки отличаются от керна формой – у таких образцов она кубическая или параллелепипедная.
Отбор крена позволяет провести исследование в лаборатории, а не в полевых условиях. Это дает возможность получить наибольший объем сведений по качеству работ (подгрунтовке, укладке, уплотнению), а также по характеристикам материала. То есть главная цель отбора керна – оценка и контроль качества дорожных работ при укладке асфальтобетонного полотна.

Независимая экспертиза дорожных работ и экспертиза нового дорожного полотна.

Эксперты при проведении экспертизы дорожного полотна всегда начинают исследование с визуального осмотра отремонтированной или новой дороги, определяется наличие или отсутствие возможных неровностей, ям, трещин и других видимых дефектов.

Проводятся замеры уклона дороги, определяется крутизна насыпей и откосов, проверяется организация обочины дорог и соответствие техническому заданию по ширине засыпки обочины, наличие предусмотренных договором на работы бордюров и других элементов разделяющих дорожное пространство. В случае исследования разметки – определяется правильность ее нанесения и износостойкость материалов разметки.

Обязательно при проведении исследования качества асфальта производится забор образцов в нескольких местах дорожного покрытия посредством алмазного сверления для выемки образца и последующей передачи на лабораторные исследования. Помимо получения необходимых образцов, такая выемка материала также позволяет задокументировать толщину дорожного покрытия и определить соответствие дорог всем нормам и техническим регламентам, которые обязательны для тех или иных типов дорожных покрытий.

Когда необходимо проведение экспертизы автодороги?

Независимая строительная экспертиза дорожного полотна проводиться по пожеланию заказчика, исполнителя или эксплуатирующей участок дороги организации. Для начала работ следует подать в адрес экспертной компании соответствующий запрос, который должен содержать вопросы к экспертам.

Обследование автодорог осуществляется в следующих случаях:

  • На окончательном этапе строительства и перед вводом в эксплуатацию. При этом определяется объем и фактическая стоимость произведенных работ, реальные показатели дорожного покрытия, а также соответствия общепринятым стандартам и проектно-сметной документации;
  • Когда необходима экспертная оценка состояния дороги на момент начала ремонтных работ, определения технологии или фактического объема и стоимости;
  • Непосредственно на этапе строительства для определения объема выполненных работ и соблюдения технологии, а так же для изучения параметров строительных материалов и т. п.

Экспертиза автодороги — это отличный инструмент для контроля нового строительства или качества ремонта, выполняемого подрядной организацией. Такое обследование назначают если:

  • Исполнитель не соблюдает предусмотренные проектной документацией и договором графики прокладки автодороги. Стоит учесть, что нарушения бывают как в большую, так и в меньшую сторону.
  • Затраты на прокладку или ремонт дорожного полотна по факту ощутимо выше чем указанные в проекте;
  • Есть обоснованные сомнения в надлежащем качестве автодороги при визуальном осмотре готового участка и его соответствии проектной документации или утвержденным стандартам.

4.5.1 Рекомендации по организации работ

4.5.1.1 Полевые обследования включают осмотр и визуальную оценку отдельных элементов дорог и дорожных сооружений, а также инструментальные измерения параметров и транспортно-эксплуатационных характеристик.

4.5.1.2 Полевые обследования проводят в соответствии с методиками измерения основных параметров дорог, приведенными в соответствующих нормативных документах.

4.5.1.3 Не допускается проводить полевые работы по диагностике при следующих погодных условиях: наличие плотного тумана, ливневого дождя и при порывистом ветре со скоростью более 15 м/с.

Читайте также:  Страховые выплаты медикам, заболевшим коронавирусом

4.5.1.4 Некоторые виды работ по диагностике, не зависящие от температурных требований (такие как: определение ширины укрепленной поверхности, определение интенсивности, определение продольных уклонов и видимости поверхности, радиусы кривых в плане и т.п.) возможно проводить в зимних условиях при наличии технической возможности используемого оборудования.

4.5.1.5 Видеосъемку автомобильных дорог необходимо выполнять в прямом направлении движения (а на участках дорог с разделительной полосой — и в обратном направлении), в светлое время суток и при благоприятных погодных условиях. Ракурс, размер и частоту записи кадров видеосъемки необходимо выбирать таким образом, чтобы была обеспечена четкая идентификация видимых дефектов покрытия (раскрытые трещины и сетки трещин, выбоины, ремонтные карты) и надписей на дорожных знаках. Данные видеосъемки должны предоставляться Заказчику в одном из общеупотребимых форматов либо вместе с специализированной программой просмотра видеосъемки. Каждый видеокадр при просмотре должен иметь привязку к эксплуатационному километражу и, при необходимости, географическим координатам. Заказчик работ может предъявлять дополнительные требования к формату и качеству видеосъемки.

Видеосъемку на двух- и трехполосных дорогах следует выполнять в прямом направлении, а на дорогах с многополосной проезжей частью — в прямом и обратном направлениях.

4.5.1.6 Для участков автомобильных дорог, расположенных в отдаленных районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, а также не соединенных с основной сетью автомобильных дорог, все измерения для диагностики дорог могут выполняться с помощью портативных приборов, включенных в государственный реестр средств измерений, в том числе, в составе дорожных лабораторий, что должно быть установлено техническим заданием на выполнение работ по диагностике.

4.6.1 Все первичные данные, получаемые на объекте диагностики средствами измерений или протоколируемые в полевых журналах в ходе визуального осмотра имеют статус необработанных данных.

4.6.2 Камеральная обработка данных заключается в систематизации, программной обработке цифровых измерений и приведение получаемых показателей к единым шкалам, размерностям и форме.

4.6.3 Предпочтительным является автоматизированная обработка исходных данных дорожных лабораторий, производимая сертифицированными программными продуктами.

4.6.4 При обработке исходных данных обязательно следует учитывать точное расположение участка дороги, к которому эти данные относятся, с учетом прямого и обратного направления, полосы движения. Рекомендуется все элементы первичных данных сопровождать географической привязкой и датой их получения (измерения в полевых условиях).

4.6.5 При формировании пространственной составляющей данных следует придерживаться правил цифрового описания дорожных объектов, характеристик участков автомобильных дорог, событий на автомобильных дорогах (Приложение А), содержащих требования к способу локализации (точка, линия, полигон) и координатного описания пространственных объектов (географические или линейные координаты).

Услуги дорожной лаборатории

Дорожно-строительная лаборатория — специально оборудованная, передвижная станция, позволяющая проводить практически все необходимые измерения на месте дорожно-строительного объекта.

Дорожные лаборатории Департамента Оценочной деятельности имеют соответствующие документы, проходят метрологические соответствия и утверждаются как тип средства измерения.

Использование дорожной лаборатории позволяет измерять геометрические параметры дорог, прочность дорожных одежд, сцепных качеств, ровности покрытия, интенсивности и состава движения, определения наличия и качества элементов дороги.

Все эксперты Департамента Оценочной Деятельности имеют соответствующие документы, богатый опыт проведения экспертиз и точное специализированное оборудование. Поэтому заказывая экспертизу дорог у нас, вы можете быть уверены в качестве, точности и оперативности проведения оценочных работ.

Параметры дорожно-транспортной ситуации

Параметры дорожно-транспортной ситуации формируются как результат действия всех элементов системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» (далее – «ВАДС») во взаимосвязи образующих то, что можно назвать средой дорожного движения.

Для доказывания, в первую очередь, существенны обстоятельства, характеризующие что, в какой форме и в какие моменты времени воспринимал водитель. Обработка сигналов о состоянии и изменении дорожно-транспортной ситуации осуществляется водителем одновременно осознанно (через формирование понятий и выработку стимулов для принятия решений) и подсознательно (на уровне профессиональных и иных реакций, как реализации навыковой деятельности – выравнивание направления движения с помощью рулевого управления, изменение скорости движения и т.д.).

Для доказывания существенно, что именно водитель в дорожно-транспортной ситуации делает осознанно, а что рефлекторно. Реакция водителя на изменение дорожно-транспортной ситуации служит побудительным мотивом к осознанным действиям и одновременно к действиям рефлекторным, в результате чего меняется режим управления транспортным средством. А поскольку последнее находится в постоянной физической динамической связи с дорогой, то меняются и параметры этой связи, прежде всего в части сил взаимодействия (сцепление и т.п.). Теперь уже само движение транспортного средства изменяет дорожно-транспортную ситуацию, а значит, в процессе доказывания появляется совокупность подлежащих установлению обстоятельств, характеризующих причинно-следственные связи между воздействиями водителя на транспортное средство и изменением дорожно-транспортной ситуции.

Как и всякая иная организованная система, комплекс ВАДС постоянно находится в режиме воздействия на него разрушающих факторов: неровности дороги «отклоняют» транспортное средство от первоначального направления движения, неорганизованность в действиях других участников движения заставляет водителя реагировать на это; наконец, и сам водитель, вследствие своих психофизиологических качеств, нарушает оптимальный ритм движения, объективно существующий для данных условий. Компенсация действия разрушающих факторов составляет объективно необходимое условие существования системы ВАДС. Несвоевременная или неумело выполненная компенсация, равно как умышленный или неосторожный отказ от нее, вместе с ее физической невозможностью и рассматривается в качестве причинно-действующего в данном дорожно-транспортном происшествии фактора.

Цель дорожно-транспортная экспертизы

Установление правильности обустройства дорог, дорожных знаков и разметок.

Вопросы, которые могут подлежать разрешению:

  1. Какова дорожная обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия?
  2. Как в соответствии с ГОСТами, должен быть обустроен отрезок дороги в месте дорожно-транспортного происшествия?
  3. Была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, его обустройств (дорожные знаки и разметки, светофоры) и других особенностей?
  4. Какие обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия (отсутствие дорожных знаков или разметки, их неправильное расположение и т.д.)?
  5. Мог ли водитель в данной дорожной ситуации выполнить действия, которые необходимо было совершить для предотвращения дорожно-транспортного происшествия? Мог ли водитель предотвратить ДТП?
  6. Соответствует ли выбоина (разрытие) на дороге существующим ГОСТам? Могла ли выбоина (разрытие) способствовать дорожно-транспортному происшествию?
  7. Установить нормативное время устранения обстоятельств, связанных с безопасностью дорожного движения.
Читайте также:  Производственный календарь на 2023 год в России

Строительный контроль автодорог позволяет четко соблюдать нормы законодательства и обеспечивает безопасность финансовых средств, вложенных в строительство объекта. Рациональнее и эффективнее периодически проводить проверку проделанных работ и их результатов, чем исправлять не выявленные вовремя нарушения.

Важная информация! Так как заказчик не всегда имеет необходимую для контроля компетенцию, для выполнения строительного надзора можно воспользоваться услугами специализированных экспертных организаций.

Контроль качества – проверка соответствия качества всего объема выполненных строительных работ параметрам, заданным в проектной и нормативной документации. По результатам технического обследования объекта выдается экспертное заключение о соответствии или несоответствии выполненных работ заявленному в документации уровню качества.

Этапы проведения экспертных исследований

Оценка качества дорожного покрытия выполняется в следующем порядке:

  • На подготовительном этапе изучается проектная и исполнительная документация. Определяются цели и задачи обследования.
  • Осуществляется визуальный осмотр полотна, с помощью фотосъёмки фиксируют выявленные дефекты. Отмечается наличие трещин, продольных и поперечных смещений покрытия, мест разрушения асфальтобетона. Во время выездной проверки специалисты производят отбор образцов (кернов) для дальнейших испытаний.
  • Проводится лабораторная экспертиза проб дорожного полотна. Определяется толщина отдельных слоёв покрытия, степень их сцепления. В ходе лабораторных исследований изучаются такие показатели, как зерновой состав смеси, водонасыщение, плотность, прочность при сжатии, сдвигоустойчивость и т. д. Результаты проверок заносятся в протоколы.
  • На основании протоколов лабораторных исследований составляется экспертное заключение, которое после окончания работ передаётся заказчику.

Экспертиза с целью определения технического состояния асфальтного покрытия дороги

Объект строительного обследования: дорожное покрытие

Цель обследования: оценка качества выполненных строительно-монтажных работ по устройству асфальтобетона

на соответствие требованиям действующей нормативно-технической документации.
Строительное обследование дорожного покрытия
Обследование строительных конструкций проводится, как правило, в три связанных между собой этапа:

  • подготовка к проведению обследования;
  • предварительное (визуальное) обследование;
  • детальное (инструментальное) обследование.

В соответствии с требованиями СП 13-102-2003 п. 6.1 Подготовка к проведению обследований предусматривает ознакомление с объектом обследования, проектной и исполнительной документацией на конструкции и строительство сооружения, с документацией по эксплуатации и имевшим место ремонтам и реконструкции, с результатами предыдущих обследований.

Обмерные работы производились в соответствии с требованиями СП 13-102-2003 п.8.2.1 Целью обмерных работ является уточнение фактических геометрических параметров строительных конструкций и их элементов, определение их соответствия проекту или отклонение от него. Инструментальными измерениями уточняют пролеты конструкций, их расположение и шаг в плане, размеры поперечных сечений, высоту помещений, отметки характерных узлов, расстояния между узлами и т.д. По результатам измерений составляют планы с фактическим расположением конструкций, разрезы зданий, чертежи рабочих сечений несущих конструкций и узлов сопряжений конструкций и их элементов.

Экспертом произведен внешний осмотр асфальтового покрытия, с выборочным фиксированием на цифровую камеру, что соответствует требованиям СП 13-102-2003 п. 7.2 Основой предварительного обследования является осмотр здания или сооружения и отдельных конструкций с применением измерительных инструментов и приборов (бинокли, фотоаппараты, рулетки, штангенциркули, щупы и прочее).

Экспертом произведено экспертно-диагностическое обследование объекта. Обследование производилось методом измерительного контроля качества выполненных работ.

При оценке качества выполненных строительно-монтажных работ установлено:

  1. Провалы дорожного покрытия на отдельных участках глубиной до 3 см, длиной до 50 см, шириной до 100 см. Провалы отмечены в местах пересечения проезжей части и подземных коммуникаций.
  2. При проверке поверхности дорожного покрытия металлической рейкой с уровнем были зафиксированы отклонения до 30 мм.
  3. на отдельных участках выявлены трещины в дорожном покрытии .
  4. В конструкции дорожной одежды под бортовыми камнями отсутствует бетонная постель.
  5. Имеются уступы в стыках бортовых камней.Швы между бортовыми камнями достигают 10 миллиметров. Швы между бортовыми камнями не заполнены герметизирующим материалом (цементно-песчаным раствором).
  6. Отклонение уровня расположения крышки люка отдельных смотровых колодцев, от уровня поверхности подъездного дорожного покрытия достигает 25 мм.

Экспертиза дорожного покрытия выполняется в следующем порядке:

  1. Экспертиза проекта дороги. Специалисты ознакамливаются с проектно-сметной документацией и оценивают соответствие технологических схем требованиям нормативно-технической документации.
  2. Визуальный осмотр объекта. Эксперты оценивают состояние дорожного полотна, разметки (при наличии) и откосов, составляют план инструментальных исследований.
  3. При детальном обследовании оцениваются следующие параметры:
    • степень уплотнения грунтов основания (геодезические изыскания);
    • геометрические характеристики дороги;
    • толщина слоев дорожного полотна: асфальтобетона, щебня, песка;
    • показатели поперечного профиля;
    • качество строительно-монтажных работ;
    • шероховатость (гладкость) дорожного покрытия;
    • качество использованных материалов и их соответствие требованиям проекта;
    • наличие и состояние водоотводных систем и коммуникаций;
    • наличие и состояние бордюров, обочин, прикромочных полос.
  4. По каждому отклонению от нормы составляется дефектная ведомость.
  5. Результаты обследования сравниваются с данными, указанными в рабочей или исполнительной документации.
  6. На основании полученных данных составляется экспертное заключение с указанием всех выявленных дефектов. Заказчик информируется о соответствии (или несоответствии) дорожного полотна требованиям нормативно-правовых актов и проектной документации, а также получает отчет о расхождениях в бюджете строительства.
Читайте также:  Мошенничество в сфере компьютерной информации: состав и виды

Методология исследований чрезвычайно широка. Основная часть количественных и качественных показателей дорожного полотна определяется неразрушающими методами, однако для получения достоверных данных о качестве и составе самого дорожного покрытия необходимы исследования проб в лабораторных условиях. Отбор образцов (кернов) относится к разрушающим методам, однако дает максимально полную информацию о составе и физико-механических свойствах дорожного покрытия.

Автор статьи: Руководитель Департамента «Строительно-техническая экспертиза» Дорошин А.С.

Кому и когда необходима экспертиза дорожного покрытия автомобильных дорог

В результатах обследования дорожного покрытия есть четыре заинтересованные стороны:
· Компания – заказчик дорожного строительства. Это может быть, как государственная, так и частная организация или лицо — дороги могут находиться не только в собственности государства, но и в частных руках.

· Подрядчик – исполнитель, ответственный за качество проведённых строительно-монтажных работ, заключивший с заказчиком договор, или получивший право на строительство через тендерно-аукционную систему.

· Производитель — поставщик песка, щебня, асфальтобетона.

· Непосредственный исполнитель работ – рабочие бригады, владельцы спецтехники.

Заказчикам важно своевременное получение готового объекта с соблюдением требований к качеству автомобильных дорог. Поставщикам необходимо обеспечить сбыт своей продукции, а в российских реалиях качество используемых строительных материалов при обустройстве дорог контролируют редко. Соответствие сданного объекта дорожной инфраструктуры заявленным качественным и эксплуатационным характеристикам может определить только экспертиза дороги и дорожного покрытия независимой организацией.

Напрямую выявление дефектов дорожного покрытия выгодно заказчику или собственнику дороги, складской площадки или стояночного комплекса, дабы получить неустойку при определении факта ненадлежащего выполнения работ.

Исполнитель работ, в свою очередь, может быть инициатором встречной строительной экспертизы асфальта и независимого обследования дорожного полотна.

Экспертиза дорожного покрытия

Работаем круглосуточно по всей России

Строительная экспертиза дорожного покрытия – вид строительно-технической экспертизы, целью которой является установление соответствия (либо несоответствия) технических характеристик дорожной одежды требованиям нормативно-технической документации (т.е. определение качества и выявление дефектов и нарушений дорожной одежды).

Объектом строительной экспертизы дорожного покрытия является автомобильные дороги, проезды, придомовые территории, тротуары, асфальтобетонные площадки и т.д.

Обследование дорог осуществляется в соответствии с:

СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Документ утвержден: Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства), постановление № 133 от 20.08.1985. Дата ввода документа в действие: 01.01.1986.

Цель строительной экспертизы дорог:

определение объемов и стоимости фактически выполненных работ по устройству дороги, проезда, тротуара и т.д.;
определение качества выполненных работ по устройству дороги, проезда, тротуара и т.д.;
проверка проектной и сметной документации по объекту;

При обследовании дорог экспертами исследуются:

Проектно-сметная документация, имеющаяся по объекту обследования;
Исполнительная документация, имеющаяся по объекту обследования;
Отчетные документы (акты приемки выполненных работ, журналы и иные документы подтверждающие объемы фактически выполненных работ);
Лабораторные испытания образцов строительного материала и фрагментов дорожной одежды;

Обычно в строительную экспертизу дорожного покрытия входит:

Выявление дефектов и нарушений выполненной конструкции дорожной одежды требованиям проектной, сметной, исполнительной и нормативной документации.
Определение качества примененных строительных материалов в и их соответствие требованиям проекта;
Определение качества выполненных водоотводных устройств;
Определение основных параметров и характеристик поперечного профиля дорог;
Определение качества строительно-монтажных работ при устройстве слоев дорожной одежды;
Анализ сметной документации по объекту обследования;
Анализ актов о приемки выполненных работ, журналов и иных документов по объекту обследования.

Срок проведения обследования дороги устанавливается индивидуально для каждого объекта. Срок проведения экспертизы зависит от площади дороги, от цели экспертизы, от наличия проектно-сметной документации по объекту, от количества вскрытий и необходимости расчетов и т.д. Точно определить срок проведения строительной экспертизы дороги помогает техническое задание.

Стоимость на обследование дорог тоже зависит от многих факторов ( от площади объекта, от его удаленности, от количества необходимых расчетов, испытаний и наличия проектной и исполнительной документации. В любом случае стоимость экспертизы определяется индивидуально в каждом случае.

Специалисты компании «АНО Региональная Коллегия Судебной Экспертизы» всегда готовы помочь Вам составить техническое задание на обследование дороги (если оно необходимо), проконсультировать Вас по нужному вопросу в рамках экспертизы, определить для Вас стоимость и сроки обследования дороги.

Оценка общей толщины асфальтового покрытия

Толщина слоя асфальта зависит, прежде всего, от назначения конкретного участка дороги. Для магистралей с интенсивным движением грузового транспорта важно, чтобы покрытие состояло из нескольких слоев асфальта, надежно скрепленных между собой вяжущей прослойкой битума. Толщина покрытия в этом случае может доходить до 30 см. Для дорог, предназначенных только для легковых автомобилей, достаточно 5-сантиметрового слоя асфальта, уложенного поверх основания из щебня и песка.

Для проведения экспертизы асфальта эксперты нашей лаборатории используют метод кернения — отбор кренов в дорожном покрытии. Керн — это образец асфальтобетона, извлеченный из дорожной конструкции путем бурения.

Керны вырубаются на расстоянии не менее 1 метра от края дороги. Их длина должна соответствовать толщине асфальтового покрытия. Высоту каждого слоя асфальтобетона и общую толщину дорожного покрытия измеряют при помощи штангенциркуля. Керны берут из разных участков дороги и сравнивают полученные значения для расчета среднего арифметического показателя.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *