Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система органов и учреждений государства, наделенных властными полномочиями и созданная для осуществления его функций и задач является механизмом государства. Механизм государства является сложным образованием, он состоит из входящих в него простых элементов – органов. Государственный орган – это составная часть механизма государства, которая выполняет конкретные функции и тесно связана с другими органами государства.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
План лекции:
1. Понятие и принципы построения органов государственной власти
2. Структура органов исполнительной власти
3. Органы судебной власти и принципы осуществления правосудия
4. Принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации
5. Федеральные органы государственной власти с особым статусом
государственной власти
Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.
Органы государственной власти — важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.
Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.
Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной власти — это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.
Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.
Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами. Это означает, что вне установленного порядка образования органа государственной власти он не может быть создан и функционировать. Конституция РФ прямо гарантирует этот принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4), что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Конституция определяет способ и порядок образования органов государственной власти. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Вместе с тем Конституция устанавливает, что образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в Конституции невозможно предусмотреть все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Президент РФ и Государственная дума, например, избираются непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а судьи Конституционного суда, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ, как и Генеральный прокурор РФ. Председатель Правительства РФ назначается по представлению Президента Государственной Думой; члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства РФ. В создании органа могут участвовать не один, а несколько органов государственной власти. Так, например, Конституция РФ предусматривает, что половину состава аудиторов счетной палаты и ее председателя назначает Государственная дума, а вторую половину состава аудиторов и заместителя председателя Счетной палаты назначает Совет Федерации.
Органы государственной власти могут быть созданы, преобразованы или ликвидированы не только законами, но и подзаконными актами, например указами Президента РФ или главы исполнительной власти субъекта РФ. Это касается, прежде всего, структуры и полномочий органов исполнительной власти.
Для органа государственной власти характерно то, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности российского государства. Так, например, Федеральное собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, Президент является главой государства, а Правительство осуществляет исполнительные функции. Задачи и функц��и органов государственной власти субъектов РФ определяются их Конституциями, уставами и другими законодательными актами.
Признаком органа государственной власти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения носят общеобязательный характер, и для их осуществления при необходимости может быть использовано государственное принуждение. Органы государственной власти издают нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок использования гражданами, общественными организациями и должностными лицами своих прав и выполнение обязанностей и регулирование отношений между государством и гражданином в установленной сфере государственной жизни.
Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.
Обычно объем компетенции органа государственной власти устанавливается при его создании нормативными правовыми актами — законами, указами, положениями и т.д., которые впоследствии законным порядком могут быть изменены или дополнены. Орган государственной власти обладает самостоятельной компетенцией, чего, как правило, лишены его внутренние подразделения и в силу чего они не могут рассматриваться как самостоятельные государственные органы.
Для органа государственной власти характерен особый, как правило, установленный Конституцией порядок его деятельности. Он более детально регламентирован в отношении Государственной думы, Совета Федерации и судебных органов, причем последние действуют в рамках уголовного и гражданского судопроизводства, и менее четко — в отношении Президента, Правительства и других органов исполнительной власти, порядок деятельности которых устанавливается специальными конституционными законами.
Характерным признаком органа государственной власти является установленная в правовых формах его структура, внутренняя организация данного органа, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами, другими нормативными правовыми актами. Внутренняя структура органа государственной власти зависит от модификаций, объема компетенции, правового статуса. Она может быть очень простоя (прокурор субъекта Федерации) или сложной (двухпалатная структура Федерального собрания РФ).
Органы государственной власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в установленном законом порядке государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека. Это, например, Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституционных норм или на основе закона и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.
В зависимости от порядка принятия властных решений органы государственной власти могут основываться на принципах единоначалия (Президент, министерство) или на принципах коллегиальности (Правительство РФ).
Наряду с органами государственной власти, Конституция закрепляет создание и функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему органов государственной власти. Эти органы обладают особым правовым статусом, но для них также характерны основные признаки органа государственной власти — установленный законом порядок создания, структуры и функционирования этих органов, их властные полномочия.
Местное самоуправление — это не государственная власть, но оно не может функционировать без соответствующих органов, наделенных своей компетенцией, объемом ответственности, правом прибегать к принуждению для обеспечения реализации своих властных полномочий и т.д. Особенностью органов местного самоуправления является то, что они формируются населением определенной территориальной единицы, прямо не подчинены органам государственной власти РФ или ее субъектов и занимаются в основном делами, имеющими местное значение (см. тему 27).
Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.
Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Но не все органы государственной власти субъектов РФ образуют единую, построенную на иерархической основе структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает в определенных пределах установление такой системы для судебных и исполнительных органов государственной власти. Но такая система, построенная на иерархической основе, совершенно исключена для органов законодательной власти, которые действуют на основе полной самостоятельности и решения которых не могут быть отменены или изменены соответствующим общефедеральным органом законодательной власти РФ. А такие органы государственной власти, например, как прокуратура, не могут в смысле полной самостоятельности быть разделены на органы общефедеральные и субъектов Федерации, имея в виду полную самостоятельность последних, так как система прокуратуры строится на основе строгой централизации и подчиненности нижестоящего прокурора вышестоящему, а всей системы прокуратуры — Генеральному прокурору РФ.
Важнейшим принципом системы государственных органов Российской Федерации является принцип разграничения предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Как уже отмечалось, Конституция РФ определяет компетенцию самой Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее субъектов. Так называемые «остаточные» полномочия входят в предмет ведения исключительно субъектов Федерации, и в данном случае субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Однако в вопросах распределения компетенции между самой Федерацией и ее субъектами остается много нерешенных проблем. В частности, нет четкого распределения полномочий в системе органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, распределения полномочий в других областях государственной жизни.
Важнейший принцип системы органов государственной власти — принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов — Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации.
С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления. Кроме того, законодательством субъектов Федерации может быть установлено формирование и других государственных органов. Следует отметить, что деятельность граждан в органах государственной власти оформляется как государственная служба со всеми присущими ей обязанностями, требованиями и привилегиями. Работать в органах государственной власти могут только граждане РФ. Ни министры, ни лица без гражданства не могут принимать участие в государственной службе, которая, помимо прочего, строится на принципах профессионализма.
Принципом деятельности системы государственных органов является право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти. Это конституционное право граждан на обжалование действий органов государственной власти и должностных лиц нацелено на усиление правомерности и эффективности деятельности органов государственной власти, защиты конституционных прав граждан и охраны конституционного строя РФ.
Еще один принцип системы органов государственной власти — принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними. Принцип гласности предполагает более тесное взаимодействие органов государственной власти с населением, контроль общественности за порядком формирования и деятельности органов государственной власти.
И наконец, важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). Эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы «сдержек и противовесов», отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили. Важнейшая роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов государственной власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека РФ.
Единая система государственных органов должна быть четко и повсеместно скоординирована.
- Прежде всего, эту сложную работу по координации деятельности органов государственной власти осуществляет Президент РФ как глава государства, например:
- Президент оказывает воздействие на законодательные органы власти путем осуществления права законодательной инициативы, права подписания принятых законов или права наложения на них вето;
- Президент оказывает воздействие на судебную власть (путем предоставления Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда, назначения судей других федеральных судов);
- Президент фактически направляет деятельность исполнительных органов власти в лице федерального Правительства, с которым Президент очень тесно связан и фактически направляет его деятельность, формально не являясь главой исполнительной власти.
План Органы государственной власти в РФ
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
Политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека. Понятие «власть».2. Структура власти:а) субъекты и объекты;б) источники власти;в) ресурсы власти;г) функции.3. Источники власти:а) авторитет;б) сила;в) закон;г) богатство;д) знание;е) харизма.4.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему “Политическая элита”.
Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами РФ и основываются на конституционных принципах.
Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов.
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ План: 1. Понятие государственных органов, их виды 2. Государственные органы в РФ (принципы, система, характеристика) 3.
Механизм государства – это система государственных органов, благодаря которым осуществляется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Каждый государственный орган — относительно самостоятельное, структурно отдельное звено государственного аппарата, которое создается в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, имеющее должные полномочия и опирающееся в процессе реализации своей деятельности на организационную, материальную и принудительную силу государства. Существенный признак государственного органа — наделение органов исполнительной власти полномочиями государственно-властного характера. Главным свойством государственного органа является то, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, прибегать к мерам принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, вести наблюдение за их выполнением.
Система государственной власти Российской Федерации состоит из перечня государственных органов, которые, в ходе осуществления государственной власти, связаны между собой и взаимодействуют друг с другом.
В свою очередь, государственный орган — это гражданин или группа граждан, у которых есть государственно-властные полномочия. В их «власть» входят задачи и функции государства, и действуют они в установленном порядке.
Государственная власть в РФ осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом система органов государственной власти РФ состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.
Федеральные органы государственной власти такие как, прокуратура, федеральные суды, федеральные органы налоговой полиции и так далее, действующие на территории субъекта федерации, не входят в систему органов государственной власти данного субъекта. Субъекты федерации наделены определенными полномочиями по отношению к этим федеральным органам, но только в пределах, установленных Конституцией РФ или федеральными законами.
Актуальность данной темы заключается в том, что от правильного построения органов государственной власти зависит эффективность управления государством, а значит и социальное, экономическое, политическое и т.п. положение нации.
Отсюда теоретическая значимость работы заключается в раскрытии основных принципов построения и системы органов государственной власти в Российской Федерации.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе проведенного анализа системы государственных органов РФ можно увидеть слабые стороны современного государственного механизма управления в России и выработать стратегию его совершенствования.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение конституционных основ системы государственных органов в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать понятие и рассмотреть основные черты государственных органов в Российской Федерации;
- Привести возможные классификации государственных органов в Российской Федерации;
- Раскрыть правовой статус Президента РФ и Правительства РФ;
- Рассмотреть правовой статус представительных органов в Российской Федерации
- Дать характеристику конституционных основ судебной власти в Российской Федерации.
При рассмотрении конституционных основ системы государственных органов были изучены нормативно-правовые акты: Конституция, Федеральные законы, Постановления и указы Президента РФ в области организации государственной власти в Российской Федерации.
В Конституции, которая действовала ранее, «Президент был представлен как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо. Сейчас президент – глава государства. Это более точная формулировка.»[4]
Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не могут (по крайней мере, в наше время) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в прямых отношениях власти-подчинения, обеспечивает согласованное их функционирование, способен оперативно выводить государственную систему из неизбежных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым президент обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей. Другими словами, институт президента обязан скреплять государство, а именно обеспечивать устойчивость механизма правления.
Особенно ярко роль главы государства проявляется в «треугольнике» отношений: Президент — Правительство — Государственная Дума. Практика до сих пор складывается таким образом, что Президент опосредованно (через Премьера) формирует непартийное Правительство, состав которого не связан с распределением депутатских мест в нижней палате парламента.
В ч. 2 ст. 80 Конституции РФ закреплены важнейшие прерогативы Президента как главы государства.
Как показывает практика, «обязанность Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина — воспринимается в широком смысле этого слова. Например, часто граждане адресуют Президенту свои жалобы, связанные с несправедливыми, по их мнению, решениями правоохранительных органов и даже судебными решениями. И при этом подчеркивают, что Президент, как гарант Конституции, прав человека обязан им помочь. Но возникает вопрос, действительно ли Конституция имела в виду подобное понимание президентской функции? Разумеется, нет».[5]
Названная формула означает следующее:
1) Президент выстраивает государственную систему в целом и оберегает саму сердцевину, что и называется государством. Таким образом, второе предложение той же части ст. 80 можно считать своего рода «расшифровкой» основной нормы о гаранте Конституции, прав человека и гражданина.
Все институты государственной власти обязаны, в пределах своих полномочий, выполнять функции, направленные на обеспечение действия Конституции, на защиту прав и свобод личности. При всем этом, они обеспечивают лишь частично действие Конституции. Именно Президенту предстоит задача обеспечивать целостность и устойчивость государства. При таком условии все остальные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в соответствующем конституционном порядке.
2) В государственной системе главный Президент. Речь идет о роли представителя условий, при которых все институты власти способны выполнять свое предназначение, а также о роли главного контролера, следящего, чтобы ни один институт власти не мог посягнуть на прерогативы другого, не мог захватить власть в стране или присвоить чьи-либо властные полномочия.
3) Рассматриваемая конституционная формула включает обязанность гарантировать не только Конституцию в целом, но, и права, и свободы человека и гражданина. Почему, наряду, с обеспечением Конституции в целом названа именно эта конституционная ценность? Дело в том, что в Конституции говорится: » Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Тем самым, Конституция указывает на основную суть и государства, и самой Конституции. Гарантирование Президентом Конституции имеет второстепенную цель: гарантирование именно прав и свобод личности. В конечном итоге, и суверенитет, и целостность государства предназначены именно для обеспечения в полном объеме прав и свобод.
Закрепленное в ч. 3 ст. 80 полномочие Президента страны ранее принадлежало Съезду народных депутатов Российской Федерации. Однако это не означает, что теперь Президент играет или должен играть такую же роль почти всемогущего правителя, на которую претендовал Съезд.
Во-первых, не стоит забывать, что в действующей Конституции последовательно и системно реализована модель разделения властей. В прежней Конституции это только провозглашалось, но до закрепления механизма противовесов дело так и не дошло.
Во-вторых, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики. Это значительно меняет представления об объеме соответствующего полномочия.
В-третьих, реализация данного полномочия ограничивается правовым условием — соответствием Конституции и федеральным законам.
Суть заявленного полномочия в том, что, не смотря на то, что Президент – глава государства, также, одновременно, он имеет политический мандат, который «вручает» ему народ на всеобщих прямых выборах. Отсюда следует, что он не только глава государства, но и главный представитель политических интересов, даже не являясь партийным Президентом.
Президент может оказывать влияние на Парламент только исходя из основных направлений политики.
Во-первых, официально заявленные президентские позиции непосредственно влияют на составление плана законопроектных работ, прежде всего в Государственной Думе. Объединенная комиссия по руководству законопроектной деятельности, включающая в себя представителей всех ветвей власти, была образована как раз на основе одного из Посланий Президента РФ.
Во-вторых, Парламент получает достаточно ясную информацию о намерениях Президента — как текущих, так и на перспективу. Это заставляет парламентариев учитывать позицию главы государства, строить на этом линию своей деятельности.
В-третьих, становится известной «идеология» тех или иных законопроектов, законодательных предложений. Она может и не разделять мнение парламентариев, но ее придется учитывать, потому что отклонять законы может только Президент. Пользуется он этим правом достаточно широко, хотя главным образом отклоняет законы по мотивам их юридического несовершенства.
В ч. 3 ст. 80 не говорится, в какой конкретно форме Президент определяет основные направления политики. Подсказку дает п. «е» ст. 84 Конституции, который закрепляет полномочие Президента представлять Федеральному Собранию ежегодные послания: о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Из этого следует, что эти направления, главным образом, содержатся в посланиях Президента. Следуя точному смыслу упомянутой формулировки из Конституции, нельзя исключать иные возможные представления основных направлений политики.
Действительно «на практике» основные направления политики определяются Президентом в разнообразных формах.
Уже стали традиционными названные выше ежегодные послания парламенту, содержащие как оценку положения дел, так и задачи государства на будущее.
Традиционными стали и бюджетные послания Президента страны Правительству РФ. С помощью этих специфических посланий глава государства также расставляет основные текущие приоритеты.
В практику входят тематические концептуальные документы Президента.
Отдельные направления формулируются Президентом в его указах, а также в некоторых публичных выступлениях. К подобным указам можно отнести, например, Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации». Среди выступлений, включающих основные направления политики, можно было бы отметить телевизионное Обращение главы государства и его интервью 31 марта 1996 г. о путях разрешения чеченской проблемы».[6]
Одной из характерных черт института президентской власти, как уже отмечалось, является наличие представительской функции (ч. 4 ст. 80).
Понятие и признаки органов государственной власти
Государственный орган – это наделенная властными полномочиями часть государственного аппарата, учреждение (орган) государственной власти. Государственному органу присущи следующие отличительные черты:
- Формирование органа в соответствии с порядком, установленным законодательно;
- Каждый орган в государственном механизме обладает самостоятельностью;
- Деятельность государственных органов регулируется законодательством;
- Государственный орган обладает властными полномочиями;
- У каждого государственного органа есть своя материальная и финансовая база;
- Наличие четкой внутренней структуры.
Классификация органов власти
Рассмотрим то, каковы критерии классификации политических структур, в рамках которых в РФ функционирует система государственного управления. Так, выделяются, в частности, выборные органы государственной власти Российской Федерации (это Госдума, Президент, законодательные органы в регионах), а также те, которые формируются на основе принципов, заложенных в законодательстве о государственной службе, трудовом праве.
Другое основание для классификации органов власти — природа нормативной основы. Так, есть структуры, которые учреждаются на уровне Конституции РФ и регионов (или же, если речь идет об областях, базируются на Уставах), а есть те, что формируются в силу закона (например, это избирательные комиссии), в силу актов Президента России или постановлений Правительства, а также иных источников права на уровне распоряжений министерств.
В российской экспертной среде также присутствует дискуссия относительно того, что такое единство системы органов власти. Выше мы обозначили, что под этим явлением чаще всего подразумевается единообразие ключевых принципов организации политического управления, а также подотчетность многих региональных органов власти федеральным.
Основной предмет дискуссии в среде экспертов — разграничение полномочий между различными управленческими структурами. Несмотря на то что органы государственной власти местного самоуправления, согласно Конституции РФ, должны функционировать отдельно от государственных, на практике встречаются случаи, когда ключевые решения на уровне политических процессов в муниципалитетах принимают именно государственные исполнительные органы (которые, в свою очередь, подотчетны федеральным).
Структура органов государственной власти включает учреждения, представляющие судебную ветвь власти. К высшим органам судебной власти относятся:
- Конституционный суд РФ. Проверяет на предмет соответствия Конституции РФ то или иное положение закона, примененного (или подлежащего применению) при рассмотрении спора, по обращениям граждан и юридических лиц. Проверяет по запросу Президента РФ конституционность проектов законов РФ и субъектов РФ. Кроме того, в компетенцию КС РФ входит толкование Конституции РФ и разрешение споров о разделении компетенции государственных органов (ст. 125 Конституции РФ).
- Верховный суд РФ. Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам (ст. 126 Конституции РФ).
Помимо этих высших органов судебной власти в ее структуру входят также:
- суды общей юрисдикции (мировые, районные, военные, специализированные, верховные суды субъектов РФ, апелляционные, кассационные);
- арбитражные суды (арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные, окружные, суд по интеллектуальным правам).