Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.
Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках
Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Признаки недобросовестной конкуренции:
а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.
ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды.
Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Доминирующее положение на рынке – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Доминирующее положение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:
1) доля его на рынке определенного товара превышает 50 %, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);
3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 %, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 % (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8 %);
4) в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
5) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.
Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
По своим видам монополистическая деятельность делится на:
1) индивидуальную;
2) коллективную;
3) договорную;
4) внедоговорную.
Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:
1) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;
2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 %.
Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Судебный порядок защиты от монополистов
В рамках судебного способа защиты можно выделить споры, связанные с оспариванием решений и предписаний антимонопольных органов. В данном случае споры будут рассматриваться по правилам главы 24 АПК РФ. Кроме того, возможно рассмотрение споров в общем исковом порядке:
- иски о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу;
- иски с требованиями о понуждении к заключению договора;
- иски о признании договора недействительным и применении последствий недействительности;
- иски о признании действий правообладателя актом недобросовестной конкуренции.
Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках
Цель данной темы – раскрыть особенности монополии. Задачи:
|
Понятие и виды монополистической деятельности
Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:
-
субъект монополии (монополиста);
-
товарные границы монопольного рынка;
-
формы контроля и регулирования его деятельности;
-
компетенцию контролирующего органа.
Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.
При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.
На практике выделяют следующие формы монополий:
-
Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;
-
Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;
-
Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.
Действующее российское законодательство о защите конкуренции прошло несколько этапов своего развития. Переход российского государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
В июле 1991 года практически одновременно с принятием вышеупомянутого закона был создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, впоследствии Государственный антимонопольный комитет, а в 2003 году Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства преобразовано в Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России). Компетенция этих антимонопольных органов была непосредственно определена Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в том же году, гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержку конкуренции. Таким образом, нормативно-правовой акт высшей юридической силы закрепил правовые основы регулирования конкуренции, заложил правовые основы формирования цивилизованного рынка. Кроме того, достаточно быстро накопленный опыт рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства показал, что действующий Закон о конкуренции 1991 года не был полностью адаптирован к экономическим процессам в России, и уже в 1993 году возникла необходимость его существенного обновления и дополнения. очевидно. С этого момента начался второй этап развития антимонопольного законодательства Российской Федерации, этап формирования конституционных основ антимонопольного законодательства.
Третий этап развития отечественного антимонопольного законодательства начался в 1994 году в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, часть 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Изменения в конституционном и гражданском законодательстве потребовали внесения дополнительных поправок в Закон о конкуренции 1991 года.
Четвертый этап создание новых направлений Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а именно цены и реклама. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, которое в настоящее время осуществляется в основном в рамках регулирования деятельности естественных монополий на основе Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» , а также специальные законы (например, Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»). В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения недопустимой рекламы в 1995 году был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
Пятым этапом развития антимонопольного законодательства является формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковские, страховые и другие юридические и физические лица, связанные с денежными средствами).
Существенные поправки к Закону о конкуренции 1991 года были введены в 2002 году и в значительной степени вывели малые и средние предприятия из-под стражи чиновников.
На современном этапе разработка антимонопольного законодательства увенчана Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» явился основой для формирования антимонопольного законодательства в Российской Федерации, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.
К этим документам относятся Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом ПКАП России от 12 мая 1994 г. № 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса РСФСР и Кодекс РСФСР. административных правонарушений.
Отдельный блок состоит из актов о Государственном реестре предприятий-монополистов и об особом регулировании их деятельности. Правовые основы антимонопольного законодательства содержатся в Законах о предприятиях и предпринимательстве, об арбитражном суде, арбитражном процессе, нормативных документах, регулирующих процесс приватизации.
Для определения предприятия-монополиста важно установить не только его долю на рынке (понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке» и «предприятие, занимающее монопольное положение на рынке» используются в законодательстве в качестве синонимов), но также выявить наличие признаков, позволяющих охарактеризовать поведение предпринимателя как монополиста.
ГКАП России в соответствии с предоставленным Законом правом устанавливать лимит на долю, достижение которой позволяет нам рассматривать положение компании как доминирующее, определило два условия, которые позволяют охарактеризовать позицию компании. хозяйствующий субъект как доминирующий: его рыночная доля и способность ограничивать конкуренцию.
Включение предприятия в Государствен��ый реестр объединений и предприятий-монополистов означает признание предприятия монополистом. Составление и утверждение Государственного реестра поручено СКАП России.
При составлении реестра использовался только один из признаков доли рынка, тогда как понятие «доминирующее положение» требует установления в каждом случае наличия каких-либо признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.
Порядок формирования государственного реестра, виды реестров, порядок исключения из реестра определяются приказами Государственной комиссии по гражданским делам Российской Федерации № 60 от 10 октября 1991 г. и № 45. от 20 февраля 1992 г. Предусмотрена процедура уведомления предприятий-монополистов о включении в Реестр, обязательной публикации Реестра в средствах массовой информации («Экономическая газета», «Финансовая газета», журнал «Законодательство и экономика»).
ГКАП России обеспечил формирование региональных регистров для своих территориальных администраций. Включение в Реестр зависит от географического рынка, на котором доминирует предприятие, и не зависит от формы собственности. Реестр содержит три раздела товаров народного потребления, услуг и товаров промышленного назначения.
Включение и исключение из Реестра предприятий, признанных монополистами, постоянный мониторинг цен и продукции осуществляется Государственным комитетом по гражданскому процессу России, Комитетом по ценам.
Основой российского антимонопольного законодательства является Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (далее Закон). Монополистическая деятельность, согласно ст. 4 Закона действия (бездействие) субъектов хозяйствования или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на предупреждение, ограничение или устранение конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству.
Раздел II Закона посвящен формам монополистической деятельности. Он состоит из пяти статей, предусматривающих регулирование злоупотребления доминирующим положением на рынке, вертикальных и горизонтальных (картельных) монополистических соглашений, деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые ограничивают конкуренцию, и недопустимости действий правительственных чиновников и правительства. должностные лица для участия в предпринимательской деятельности.
В пункте 1 ст. Статья 5 Закона устанавливает общий запрет на злоупотребление экономическим объектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Доминирующим положением является позиция экономического субъекта, чья рыночная доля определенного продукта (т. е. не имеющего замещающего или взаимозаменяемого товара) составляет 65% или более, если только экономический субъект не докажет, что, несмотря на превышение указанного значения, его позиция рынок не является доминирующим.
Примерные формы проявления злоупотребления доминирующим положением указаны в ст. 5 Закона о конкуренции, следующее:
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которых является создание или поддержание дефицита на рынке или повышение цен;
- навязывание контрагенту условий договора, которые ему не выгодны или которые не связаны с предметом договора (необоснованные требования по передаче финансовых активов, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и т. д.);
- включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
- согласие на заключение договора только при условии введения положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
- создание препятствий для доступа к рынку (выхода из рынка) другим субъектам хозяйствования;
- нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными актами;
- установление монопольно высоких (низких) цен;
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые есть спрос или заказы потребителей в случае безубыточности их производства;
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), если есть возможность изготовить или поставить соответствующий товар.
Согласно ст. 6 Закона, антиконкурентные соглашения (согласованные действия) являются наиболее опасной и часто встречающейся формой монополистической деятельности в рыночной экономике.
Пункт 1 этой статьи относится к так называемым горизонтальным (картельным) соглашениям, то есть соглашениям между субъектами предпринимательской деятельности одного уровня. Таким образом, соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), обладающих в совокупности или частично более 35% рыночной доли конкретного продукта в целом или частично, если такие соглашения могут привести к ограничению конкуренции, запрещены и признаются недействительными.
Пункт 2 ст. 6 Закона посвящена вертикальным антиконкурентным заговорам. Таким образом, соглашения (согласованные действия) неконкурентных хозяйствующих субъектов, заключенные в любой форме, запрещены, одна из которых доминирует, а другая является ее поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) и��еют или могут привести к ограничению конкуренции.
Статьи 7 и 8 Закона направлены против монополистической деятельности в сфере управления экономикой на период перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Следует отметить, что эти положения не присущи законодательству промышленно развитых стран; они чаще встречаются в странах с переходной экономикой.
Согласно пункту 1 ст. 7 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) принимать меры, ограничивающие независимость хозяйствующих субъектов, создавать дискриминационные или, наоборот, благоприятные условия деятельности отдельных субъектов хозяйствования, если такие действия или действия имеют или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов субъектов хозяйствования или граждан.
При слиянии, создании, присоединении к коммерческим организациям возможны различные проявления антиконкурентных последствий. Статьи 17 и 18 Закона регулируют контроль следующих видов экономической концентрации:
Закон устанавливает формы недобросовестной конкуренции:
- распространение ложной, неточной или искаженной информации, которая может привести к потере другого субъекта предпринимательской деятельности или нанести ущерб его деловой репутации, ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества продукции;
- неправильное сравнение субъектом хозяйствования товаров, произведенных или проданных им, с товарами других субъектов хозяйствования;
- продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и эквивалентных средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научной, технической, промышленной или торговой информации, включая коммерческую тайну, без согласия их владельца (статья 10 Закона о конкуренции).
Государственная политика по продвижению товарных рынков и конкуренции, предотвращению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (с 1998 года Министерством антимонопольной политики).
Монополистическая деятельность на товарном рынке — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды
Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Таким образом, понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности:
- злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
- ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов;
- иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Понятие и виды монополистической деятельности
Под монополистической деятельностью- злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:
1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; — разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
Техническое регулирование
техническое регулирование — «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».
Слайд 11: формы рынка
Рынок может существовать в различных формах: полиполия – рыночная ситуация, в которой существует ограниченное количество крупных продавцов, достаточное для поддержания условий конкуренции; олигопсония (греч. oligos – малочисленный и opsonia – покупка) – рыночная ситуация, для которой характерно значительное превышение количества продавцов (производителей) товара над ограниченным числом представленных на рынке покупателей; монопсония – монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин «монопсония» относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг; чистая монопсония – ситуация на товарном рынке, когда множеству продавцов одного товара противостоит единственный покупатель.
Слайд 21: условия существования и развития конкуренции на товарном рынке
Интересными с теоретической точки зрения представляются положения ныне утратившего силу Постановления Правительства РФ от 09.03.1994 г. № 191 «О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)», в частности, его Приложения № 3, где были сформулированы условия существования и развития конкуренции на товарном рынке (с экономической точки зрения): действуют имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними; имеются имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного спроса; поставщики и потребители действуют экономически независимо (без сговоров и горизонтальных соглашений); отсутствуют экономические и другие препятствия в доступе к сырью, материалам, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному обеспечению рыночных отношений и другим производственным ресурсам.
Причины создания монополий
Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.
Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:
-
установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;
-
значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
-
укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;
-
политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Антимонопольное законодательство
Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:
-
отсутствию стимула развивать новые технологии;
-
дефициту продукции;
-
не эффективному расходованию ресурсов;
-
не справедливому распределению доходов.
Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.
При этом специальные государственные органы:
-
контролируют цены;
-
предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;
-
следят за уровнем конкуренции на рынке.
Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правовой ответственности посвящена ст. 26 Закона о конкуренции «Взыскание убытков, причиненных хозяйствующим субъектам». Однако в данной статье речь идет о взыскании убытков, причиненных не только хозяйствующим субъектам, но и иным лицам. Представляется, что более корректным было бы такое название: «Взыскание убытков в соответствии с гражданским законодательством».
В первом абзаце ст. 26 Закона о конкуренции говорится о возмещении убытков хозяйствующему субъекту или иному лицу, причиненных актом органа исполнительной власти или местного самоуправления (включая федеральный антимонопольный орган), принятым в нарушение антимонопольного законодательства, либо неисполнением или ненадлежащим исполнением указанным органом своих обязанностей.
Во втором абзаце статьи предусмотрена ситуация, когда убытки причинены действием (бездействием) хозяйствующего субъекта в нарушение антимонопольного законодательства другому хозяйствующему субъекту либо иному лицу.
Следовательно, граждане-потребители вправе истребовать возмещение убытков, причиненных им вследствие монополистической деятельности как органов исполнительной власти или местного самоуправления, так и хозяйствующих субъектов.
История мировой практики регулирования монополистической деятельности
Родиной антимонопольного (или антитрестовского) регулирования являются США, где его формирование началось принятием в 1890 г. закона Шермана, дополненного впоследствии рядом других законов и актов. Важнейшим результатом принятия закона Шермана было то, что закон давал возможность правительственным органам и частным лицам добиваться в судебном порядке запретов как ограничений свободы торговли, так и монополизации. Но закон скорее осуждал (в форме «ты не должен поступать так»), чем предписывал («поступай таким-то образом») определенное поведение. Он не давал позитивного административного регулирования поведения в сфере экономической деятельности.
Закон Клейтона, принятый в США в 1914 г., объявлял нарушениями четыре вида деятельности: ценовую дискриминацию; соглашения, связывающие покупателя условиями или не допускающие на рынок других лиц; корпоративные слияния; наличие одних и тех же членов правления в конкурирующих компаниях. Каждый запрет определялся общим условием: указанные виды деятельности являются незаконными, если «их результатом может быть значительное уменьшение конкуренции» или же если «они создают монополию в любой сфере экономической деятельности» . Статья вторая, охватывавшая ценовую дискриминацию и никогда не являвшаяся образцом ясности, была переформулирована (но не усовершенствована) в 1936 г. законом Робинсона-Патмана.
Законом о федеральной торговой комиссии (принят в США в 1914 г.) был создан административный орган с антитрестовскими полномочиями для осуществления конкурентной политики.
Проолигополистический характер антитрестовских законов проявляется в трактовке понятия олигополии. Если монополия или попытка ее установить обычно признается противозаконной, то олигополия таковой не считается, хотя власть ее на рынке весьма велика, особенно в периоды «спокойного» экономического развития.
Другая особенность антитрестовского законодательства США заключается в том, что в его основе лежат принципы, в соответствии с которыми и сама компания, и ее деятельность, которую можно трактовать как монополистическую, оцениваются прежде всего с точки зрения их влияния на эффективность хозяйства. Если признается, что подобная деятельность способствует повышению эффективности, компания может не подвергаться антимонопольным санкциям.
Так, объединение угольных компаний «Аппалачиан коул», созданное с целью поддержания цен на определенном уровне за счет сокращения объемов производства, не было признано в 1933 г. виновным в нарушении антитрестовского закона, поскольку сочли, что в условиях перепроизводства компании вправе поддерживать «справедливые» цены. В 1972 г. соглашение участников ассоциации мелких и средних розничных продавцов, ограничивающее продажи каждого из них на оговоренной территории и тем самым предотвращающее конкуренцию между ними, не было признано противозаконным, поскольку указанное соглашение способствовало конкуренции членов ассоциации с другими, более влиятельными участниками рынка (и это перевесило антиконкурентный эффект самого соглашения).
Указанная особенность антитрестовского законодательства органически связана и со стремлением сохранить оптимальное функционирование механизма олигополии. Этот механизм основан на своеобразном сочетании в рамках олигополии монопольно-регулирующих и конкурентных сил. Монопольно-регулирующие силы возникают на базе тех или иных форм взаимодействия крупных производителей в их рыночной политике. Конкуренция включает в себя как методы снижения цен, так и различные виды неценовой конкуренции.
Функционирование механизма олигополии приводит к нарушению баланса монопольно-регулирующих и конкурентных сил, к подавлению одних компаний другими. В условиях, когда на отраслевой рынок оказывают влияние либо конкурентные, либо монопольно-регулирующие силы, начинает резко проявляться негативное воздействие каждой из них (или разрушительные социально-экономические последствия «чрезмерной» конкуренции, или застойные тенденции в развитии НТП, снижение эффективности производства при господстве монополии). Поэтому главная цель государственной политики США в области контроля отдельных отраслевых и производственных рынков состоит в поддержании оптимального баланса монопольно-регулирутощих и конкурентных сил на основе антимонопольного законодательства.
Данное законодательство имело антимонопольную направленность, тем не менее, в нем были серьезно пересмотрены оценки относительной полезности конкуренции и монополии. В периоды всплесков антимонопольных настроений, характерных для начального этапа разработки этого законодательства, довлело, как правило, сугубо отрицательное отношение к любым проявлениям монополизма, проявления же конкуренции оценивались только положительно. Но в последствии стала четко прослеживаться тенденция экономического осмысления и монополии, и конкуренции, особенно с точки зрения их влияния на повышение эффективности хозяйства. Все реже монополия ассоциировалась с ростом концентрации, в ряде случаев она стала теоретически оправдываться, в частности, тогда, когда достигаемое с ее помощью повышение эффективности производства перекрывало издержки от уменьшения конкуренции. В целом акцент был перенесен с осуждения монополии как таковой на объективное выяснение в каждом конкретном случае того, как взаимодействует баланс «монополия — конкуренция» с эффективностью производства. Для этого было сформулировано определение экономической категории «рыночн��я власть», обозначены границы продуктовых и географических рынков, описаны методы ценовой и неценовой конкуренции и т.п., что обусловило усиление связи антитрестовского законодательства с экономической теорией.
В результате сформировался принцип законодательства, в соответствии с которым признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе и даже не большая величина контролируемого ею рынка, а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для их осуществления.
При рассмотрении случаев нарушения антитрестовских законов большое значение приобретают доказательства наличия монопольного положения. В зависимости от трактовки рынка меняется доля компании на нем и, соответственно, интенсивность конкуренции. Например, в ходе рассмотрения дела алюминиевой компании «Алкоа» выяснилось, что расширительная трактовка конкурентного рынка позволяет снизить рыночную долю последней с 90 до 33%. Подобный подход имел место и в «целлофановом» деле, когда суд признал, что химическая компания «Дюпон» действует не на рынке целлофана, где она контролировала 75% продаж, а на рынке упаковочных материалов, включающие близкие по свойствам и использованию товарозаменители и где доля компании оказалась менее 20 %.
Монополия — тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.[5]
Слово «монополия» происходит от греческого «моно» — один, «полно» — продаю. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.[6]
Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
Монополия – это исключительное право хозяйствующего субъекта на осуществление хозяйственной деятельности; это господство хозяйствующего субъекта в определенной сфере на основе владения каким-либо преимуществом, обеспечивающим получение его владельцу исключительных экономических выгод.
Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные методы и механизмы формирования конкурентных отношений. К таким механизмам относят увеличение числа однородных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды. Целью государства при поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды. Со стороны государства поддержка конкуренции осуществляется двумя основными видами мер: стимулирующими и запретительными. К стимулирующим мерам относятся законодательные документы о проведении экономических конкурсов: законодательство в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. К запретительным относится принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.
Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонопольная служба совместно с Федеральной службой по тарифам. Антимонопольный орган – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.
Функции антимонопольного органа:
1) нормотворческая;
2) наблюдательная (ведение реестра доминирующих организаций);
3) разрешительная (разрешает слияние и присоединение организаций);
4) пресекательная (проводит антимонопольное расследование, результатом которого может быть издание предписания об устранении нарушений, принудительное разделение коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, если она им злоупотребляет).
Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции (ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции»):
1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;
4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.
Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия (ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции»):
1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
2) выдает обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами предписания:
— о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции;
— о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
— о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
— о прекращении недобросовестной конкуренции;
— о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;
— об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
— о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
— о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
— о заключении договоров, изменении условий договоров или расторжении договоров;
— о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
— об изменении или ограничении использования фирменного наименования;
— о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;
— о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания;
4) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный Банк РФ предложения о приведении в соответствии с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении их действия в случаях, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;
5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ч. 1 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции»);
6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел;
8) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 %;
9) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
10) утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений;
11) утверждает методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации (по согласованию с Центробанком РФ);
12) издает нормативные правовые акты;
13) дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;
14) дает заключения о наличии или отсутствии признаков ограничения конкуренции;
15) вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий или о приостановлении действий лицензий и др.
В случае нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг федеральный антимонопольный орган вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с законодательством РФ.
За противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, финансовые организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную, уголовную либо иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 УК РФ[10] («Монополистические действия и ограничение конкуренции»). В соответствии с данной статьей (п.1) установление монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен — наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.