Приватизация государственного имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация государственного имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.

Что такое приватизация и зачем она нужна?

Приватизация жилого помещения – это бесплатная передача жилья, которое принадлежит государству, в собственность гражданина. Приватизация позволяет жильцу распоряжаться квартирой в полной мере — продать, передать по наследству, дарить или сдавать в наем.


Какие документы нужны для приватизации квартиры?

Минимальный пакет необходимых документов включает:

  • заявление на приватизацию квартиры (форму можно скачать на портале «Госуслуги» вашего региона или получить непосредственно при подаче документов в МФЦ);
  • паспорта членов семьи и всех, кто зарегистрирован в квартире, которую вы планируете приватизировать;
  • договор социального найма квартиры (если ваш экземпляр утерян, можно запросить копию в органе власти, с которым договор заключался);
  • ордер на квартиру или выписка из распоряжения органа исполнительной власти (если этот документ утерян, можно получить его бесплатно в любом МФЦ);
  • свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства;
  • выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года;
  • справка о наличии или отсутствии зарегистрированных лиц в жилом помещении (можно получить в МФЦ, в Главном управлении по миграционным вопросам при МВД, в управляющей компании или оформить через Госуслуги);
  • справка о неучастии (участии) в приватизации — выписка из ЕГРН, которую можно запросить онлайн на сайте Росреестра или получить в МФЦ;
  • письменное согласие на приватизацию (или письменный отказ) от каждого члена семьи или иного лица, зарегистрированного в квартире или имеющего право пользоваться ею на условиях социального найма. Если среди них есть дети младше 14 лет, потребуется согласие (или отказ) их представителя, например, родителей или опекуна.

Какие документы нужны для приватизации квартиры

Точный список документов лучше узнавать в ведомстве, которое занимается приватизацией в вашем городе. Общего федерального списка нет. А в регионах могут просить разные бумаги. Если интересно, сами сравните требования Москвы и Санкт‑Петербурга.

Вот примерный перечень для ориентира:

  1. Заявление о передаче государственного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
  2. Документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, которые зарегистрированы с ним в квартире.
  3. Договор социального найма или ордер на приватизируемое жильё.
  4. Бумаги, подтверждающие гражданство.
  5. Письменные согласия на приватизацию или отказы от зарегистрированных в квартире жильцов.
  6. Документы о составе семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей.
  7. Справки, подтверждающие, что право на приватизацию не было использовано. Обычно за документом надо обращаться в местную администрацию.
  8. Согласие родителей или органов опеки, если один из будущих собственников несовершеннолетний.

Этот список может расширяться в зависимости от обстоятельств и требований конкретного ведомства. Тщательно ознакомьтесь с условиями и постарайтесь сразу собрать все нужные документы. Обратите внимание, что у некоторых бумаг может быть срок годности.

Кто может приватизировать квартиру

Перевести государственную недвижимость в личную собственность можно только один раз в жизни. Исключение — если человек был одним из приватизаторов, получивших долю до 18 лет. Он сможет повторить процедуру с другой жилой или нежилой недвижимостью после совершеннолетия.

Категории граждан РФ, которым доступна приватизация:

  • все зарегистрированные на приватизируемой площади. Не важно, проживает человек в квартире или нет, во внимание принимается сам факт регистрации;
  • для совершеннолетних граждан обязательно согласие всех зарегистрированных лиц. Взрослые жильцы могут написать отказ приватизации без объяснения причин. В таком случае она невозможна;
  • несовершеннолетних можно исключить из доли только по согласованию с органами опеки. Это распространяется и на детей, проживающих в другом месте, например с бабушкой. Если родители (или один из них) приватизируют квартиру, обязательная доля полагается и ребенку.

Понятие приватизации жилищного фонда. Развитие законодательства о приватизации жилищного фонда

В июле 2021 г. исполняется 30 лет отечественной приватизации жилья: 4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Срок для переходного законодательного акта весьма значительный, можно сказать, беспрецедентный. При этом сам Закон неоднократно претерпевал изменения — от расширения рамок приватизации до сужения и постоянного изменения срока окончания приватизации жилья. Однако в конце концов «переходный характер» этого Закона закончился — теперь нет срока окончания его действия. Применение данного Закона не носит массовый характер, но тем не менее документ действует.

Читайте также:  Установление ежемесячного пособия на ребенка

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»2 все упоминания о переходных положениях упразднены.

Договор о приватизации жилого помещения

В качестве субъектов, имеющих право приобрести жилое помещение в порядке приватизации, закон называет граждан РФ, проживающих в жилом помещении по договору социального найма, т.е. нанимателей и членов их семей.

До введения в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»1 бесплатно приватизировать жилье имели право также иностранные граждане и лица без гражданства, проживавшие в жилом помещении по договору социального найма.

Кроме того, субъектами договора о приватизации могли быть граждане, проживавшие в жилом помещении по договору аренды (ком мерческого найма), т.е. наниматели (арендаторы) и постоянно проживающие с ними граждане.

Что касается договоров аренды, то представляется весьма обоснованным выведение их из сферы действия Закона о приватизации жилищного фонда.

Предоставление названным лицам права бесплатной приватизации не укладывалось в идеологию приватизации как «возвращения долгов».

Арендные отношения в жилищной сфере стали возможны только с начала 90-х гг. ХХ в., заключению договоров аренды (коммерческого найма) не предшествовало (и не предшествует) соблюдение таких условий, как нуждаемость в жилье, очередность и т.п., т.е. то, что необходимо для заключения договора социального найма. Кроме того, возможность приватизации арендованного жилья сдерживала органы местного самоуправления в их стремлении передать часть принадлежавшего им жилья в коммерческий наем в расчете на дополнительные источники получения средств для обслуживания и эксплуатации жилищного фонда.

Ограничение круга субъектов бесплатной приватизации только российскими гражданами означает, что законодатель обратил внимание на случаи бесплатной приватизации жилых помещений иностранными гражданами и лицами без гражданства, что тоже противоречило идеологии «возвращения долгов», тем более что устранение данного недостатка не потребовало значительных изменений действующего законодательства. К слову «граждане» законодатель добавил слова «Российской Федерации».

В качестве участников договора о приватизации жилых помещений, с одной стороны, как было указано, выступают граждане, а с другой — два вида субъектов: во-первых, органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие приватизацию муниципального жилищного фонда; во-вторых, государственные организации, осуществляющие приватизацию закрепленного за ними государственного жилищного фонда.

Указанные субъекты, имеющие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении жилищный фонд, проводят необходимые организационные мероприятия, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу жилья в собственность граждан, могут принять решение о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, заключать с гражданами договоры о передаче им жилья в собственность и т.д.

Согласно ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном соответствующим муниципалитетом. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации этого права в территориальном органе Федеральной регистрационной службы.

В первоначальной редакции Закона о приватизации жилищного фонда (ч. 1 ст. 7) указывалось, что порядок и условия заключения договора о передаче жилья в собственность граждан определяются ГК РФ. В настоящее время упоминание об этом Кодексе снято и вместо названного указания предусмотрено, что договор передачи заключается в порядке, установленном соответствующим органом местного самоуправления.

Такое непродуманное изменение нормы могло повлечь негативные последствия, поскольку результатом этого изменения является иллюзия, будто нормы ГК РФ не распространяют свое действие на договоры о передаче жилья в собственность граждан. Между тем ГК РФ как применялся, так и будет применяться, поскольку следует иметь в виду следующее: во-первых, специальных норм о приватизации жилья в ГК РФ не было и нет; во-вторых, правила ГК РФ о сделках, форме сделок, об основаниях признания сделок недействительными, обязательствах и многие другие как распространялись на отношения, складывающиеся по поводу приватизации жилья, так распространяются и в настоящее время.

Конечно, какой-либо орган местного самоуправления может ввести собственный, оригинальный порядок заключения договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан. Однако если этот порядок будет противоречить положениям ГК РФ, то соответствующие нормы, принятые органом местного самоуправления, станут незаконными и будут подлежать отмене в судебном порядке.

Авторы новеллы, внесенной в Закон о приватизации жилищного фонда, имели в виду необходимость определить место заключения договоров, круг лиц, уполномоченных подписывать договоры от имени субъекта, передающего жилое помещение в собственность граждан, установить существенные условия данного договора или (предпочтительнее) разработать примерный (типовой) договор и решить иные вопросы юридико-технического характера, имеющие отношение к процедуре заключения договора.

Договор о передаче жилья в собственность гражданина в порядке приватизации заключается в простой письменной форме. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав.

Регистрация имеет правообразующее значение.

Право собственности на жилище, переходящее гражданину в порядке приватизации, возникает на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: договор и акт государственной регистрации права.

Какие варианты приватизации имущества государства и муниципалитетов допускает законодательство РФ?

В соответствии с законодательством РФ есть следующие способы приватизации имущества, которое принадлежит государственным или же местным органам власти:

  • преобразование предприятия, имеющего статус унитарного, в АО или ООО;
  • продажа имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, на аукционе, конкурсе;
  • продажа в рамках особых процедур ценных бумаг акционерных обществ, в том числе принадлежащих государству;
  • реализация имущества в рамках публичных предложений;
  • продажа активов, принадлежащих государству или муниципалитету, без публикации цены;
  • включение активов государственных или местных органов власти в уставные капиталы АО;
  • реализация акций АО по итогам доверительного управления в рамках механизмов, установленных законодательством.
Читайте также:  Прожиточный минимум в Белгородской области

Существует особая процедура, которая предусмотрена правовыми актами, регулирующими приватизацию, — преобразование имущественных комплексов предприятий в статусе унитарных в хозяйственные общества. Рассмотрим ее подробнее.

Особенности приватизации жилья

Объектами приватизации в данном случае могут быть главным образом квартиры, в некоторых случаях — также земельные участки. Переход в частные руки первого типа недвижимости в соответствии с законодательством РФ осуществляется в общем случае бесплатно. Приватизация земельных участков, а также нежилых объектов, в свою очередь, обычно осуществляется на платной основе. Хотя, безусловно, законодательством РФ предусмотрены способы приватизации собственности в виде земельных участков бесплатно.

Возможны ситуации, при которых гражданин выкупает жилплощадь у государства. Правда, данный механизм не может, с юридической точки зрения, рассматриваться как вариант приватизации жилья.

Самый, возможно, востребованный среди граждан России способ получения жилплощади — использование механизма бесплатной его приватизации. Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти. Получить квартиру в собственность от государства человек, пользующийся объектом недвижимости по договору социального найма, может только 1 раз бесплатно.

Рассмотрим ряд практических нюансов процедуры, о которой идет речь. В частности, полезно будет изучить специфику комплектования перечней документов, которые нужны гражданину, рассчитывающему задействовать гарантированные законодательством способы приватизации государственного имущества в виде квартир. Также изучим некоторые рекомендации юристов по применению данного механизма приобретения жилья.

Приватизация нежилых помещений гражданами

Для того чтобы задействовать рассматриваемый механизм, гражданину нужно подготовить весьма объемный перечень различных источников, сопоставимый с тем, что нужен в рамках приватизации жилых помещений, а то и превосходящий его — как с точки зрения сложности комплектования, так и в плане общего количества источников, которые нужно собрать человеку. Так или иначе, заявитель должен предоставить в государственный или муниципальный орган, отвечающий за проведение приватизации, такие документы, как:

  • паспорт;
  • постановление, удостоверяющее правомерность приватизации помещения;
  • квитанция, подтверждающая факт оплаты гражданином государственной пошлины;
  • выписка из кадастра;
  • заявление с обращением о проведении необходимых процедур, связанных с регистрацией права собственности;
  • контракт на аренду — если соответствующий документ является основанием для осуществления приватизации;
  • кадастровый паспорт объекта недвижимости.

Как мы отметили выше, способы приватизации государственного и муниципального имущества, имеющего статус нежилого фонда, в общем случае реализуются на платной основе. Конкретные расходы на осуществление данной процедуры человеку, пользующемуся недвижимостью, следует уточнять в государственных и муниципальных органах власти, в которые он обращается.

Способы приватизации в России, предусмотренные законодательством, также позволяют гражданам оформлять в собственность земельные участки. Рассмотрим данную процедуру подробнее — опять же с точки зрения, прежде всего, сбора необходимых документов.

Тема приватизации достаточно сложная. Существует множество так называемых подводных камней. Да и понять процесс приватизации со всеми нюансами по силам не каждому. Если вы собираетесь принять участие в приватизации квартиры, то обратите внимание на следующие аспекты:

  • Во-первых, вам необходимо проверить и узнать официальный статус вашего жилого помещения. Главное узнать, входит ли оно в состав тех помещений, которые не могут быть приватизированы;
  • Во-вторых, нужно выявить всех людей, которые участвуют в приватизации. Например, если в квартире прописано много людей, но проживают не все, уведомить и получить согласие необходимо именно от прописанных в квартире лиц. Поэтому советуем заранее начать обсуждать вопросы с теми, кто имеет право на приватизацию;
  • В-третьих, важен пакет документов. Опять же, разные муниципалитеты могут устанавливать различные требования. Поэтому лучше напрямую обратиться в ваш орган местного самоуправления. Точно скорректировать перечень документов и начать их подготовку;
  • В-четвертых, предусмотрите все денежные траты;
  • В-пятых, оцените перспективу приватизации, возможно, вам лучше от нее воздержаться.

Особенности приватизации в Волгограде

Все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Приватизационная процедура производится поэтапно:

  1. согласие или письменный отказ от каждого прописанного в готовящемся к передаче собственности жилом помещении;
  2. оформление заявление в соответствии с узаконенным образцом;
  3. идем в БТИ и проходим процедуру получения технического паспорта. Вам предстоит потерпеть тщательную проверку из БТИ на предмет наличия/отсутствия перепланировок и определения реального состояния жилого помещения;
  4. собираем требуемый пакет документов, описывающих жилое помещение;
  5. передаем пакет собранной документации в Департамент жилполитики и жилого фонда города Москва. И трепетно ждем их решения;
  6. подписываем приватизационный договор в присутствии каждого, кто дал согласие на проведение данной процедуры;
  7. проходим процедуру регистрации прав собственности на жилое помещение в Росреестре.

Перечень документов, требуемых для процедуры перевода госсобственности в частное владение, происходит по стандартной схеме и заключается в сборе и предоставлении полного перечня следующих данных:

  • паспорт и ИНН;
  • свид-во о браке и свид-ва о рождении каждого, участвующего в приватизации;
  • ордер и договор найма жилого помещения;
  • технический паспорт из БТИ;
  • кадастровый паспорт, при отсутствии его можно заказать в Росреестре, как лично, так и посредством он-лайн связи с официальным порталом;
  • выписка из домовой книги на вопрос количества прописанных в данном помещении жильцов;
  • сведения о жилом помещении из ЕГРП;,
  • выписки из лицевых счетов на предмет отсутствия/наличия непогашенных задолженностей по оплате коммунальных услуг;
  • квитанцию об оплате госпошлины.
Читайте также:  Все изменения по УСН с 2023 года

Если в квартире была перепланировка

Неоформленная перепланировка или переоборудование может затруднить процесс приватизации. В случае незаконной перепланировки в приватизации, конечно, не откажут, но все-таки негативные последствия наступят. Так, сотрудники Управления Департамента в административном округе в случае наличия в документах, полученных из БТИ, фактов несанкционированного переоборудования, направляют письмо в соответствующую организацию (БТИ) и заявителям о приостановлении приватизации. Только после того как наниматель узаконит переоборудование или перепланировку, решение о приостановлении отменяется.

Необходимо знать, что не требуется оформлять разрешение при проведении следующих работ: ремонт помещений, установка или разборка встроенной мебели, шкафов, антресолей, замена (без перестановки!) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.

Какие плюсы и минусы?

Что можно отнести к плюсам приватизации:

— граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются этими помещениями по своему усмотрению, они вправе продавать, завещать, сдавать в аренду, отдавать в залог, а также совершать иные не запрещенные законом сделки. Наниматель не вправе совершать указанные сделки;

— собственник вправе прописать в квартире любое лицо, наниматель же в некоторых случаях должен заручаться согласием наймодателя – собственника квартиры;

— у собственника практически невозможно отобрать квартиру, в то время как нанимателя можно выселить, например, за противоправные действия (нарушает права соседей, не платит за квартиру и т. д.). При этом выселить его могут в другое жилое помещение, которое может быть хуже занимаемого; а могут и вообще без предоставления другого жилья.

Если же собственник ведет образ жизни, который будет мешать окружающим его соседям, то все, что можно сделать с таким человеком, это выселить через суд, а квартиру продать с публичных торгов. При этом деньги вырученные от продажи, возвращаются бывшему собственнику, за минусом расходов, связанных с проведением торгов.

Что относится к минусам:

— за собственное жилье придется платить налог на имущество физических лиц, который необходимо уплачивать собственникам жилых помещений. Наниматели такого налога не платят. Данный налог уплачивается ежегодно. Конкретный размер налога устанавливается представительными органами власти на местах. Ставка налога колеблется от 0,1 до 2,0% и зависит от стоимости имущества. Стоимость имущества берется инвентаризационная, т. е. та сумма, которую указало БТИ. В принципе, размер налога не так уж велик, но это пока. В будущем предполагается рассчитывать налог не от инвентаризационной стоимости, а от рыночной стоимости квартиры. Вот тогда этот налог существенно повысится и ударит по карманам многих граждан;

— для собственника жилого помещения стоимость коммунальных платежей немного выше, чем для нанимателя.

В Москве к плюсам социального найма (а соответственно, к минусу собственности на жилье) можно отнести еще один факт. Если дом, в котором проживает наниматель, подлежит сносу, то ему предоставляют жилое помещение в пределах нормы предоставления на одного человека. Норма предоставления – 18 кв. м на одного человека. К примеру, семья из 4 человек занимает квартиру общей площадью 50 кв. м на основании договора социального найма. Дом идет под снос, а значит, семье положена квартира общей площадью не менее 72 кв. м. Собственнику же предоставляется равноценное жилое помещение. Допустим, если занимал он 1-комнатную квартиру, то получит такую же 1-комнатную квартиру.

Возможна ли повторная приватизация

У граждан есть право лишь раз провести бесплатную приватизацию, и воспользоваться им вновь для приобретения ещё одной квартиры уже не получится – так указано в статье 11 Закона № 1541-1. Исключение делается для несовершеннолетних, и из этого есть одно следствие: если право граждан на приватизацию уже было использовано ранее, но её нужно провести, остаётся такой вариант, как оформить её на детей.

Может быть сделано исключение при утрате жилья из-за стихийного бедствия, техногенной катастрофы, теракта и прочих подобных чрезвычайных происшествий – лишившиеся жилья из-за них граждане обладают правом на повторную приватизацию.

Могут им воспользоваться и переселенцы с Севера или из стран бывшего СССР – но требуется, чтобы они передали своё жильё по предыдущему месту жительства предшествующему собственнику. Если такой возможности нет, поскольку оно уже передано третьим лицам, то и повторную приватизацию провести не удастся.

В обычном же случае она не станет возможной и после проведения деприватизации, то есть обратной передачи жилья государству – её иногда практикуют, чтобы решить проблемы с его оплатой. Это верно для случаев, в которых она была проведена по желанию самого собственника.

Но если договор приватизации был признан недействительным по причине того, что нарушил чьи-то права, и это было сделано по инициативе того, чьи права были попраны, либо государственных инстанций, то сделка считается вовсе несовершённой, а значит и право гражданина бесплатно приватизировать квартиру – неиспользованным.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *