Как рассчитать ущерб при ДТП?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать ущерб при ДТП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нередко возникают ситуации, когда автовладельцы оказываются не согласны с оценкой повреждений. Вы можете провести собственную независимую экспертизу. Для этого необходимо найти подходящую организацию, которая проведет осмотр, письменно уведомить об этом страховую компанию и виновника не менее чем за три дня до экспертизы (явятся они на осмотр или нет — не так важно) и, собственно, оценить ущерб.

Что делать, если не согласен с суммой ущерба

После этого нужно прислать в страховую письмо с требованием пересмотреть размер компенсации и результатами новой экспертизы. Попутно можно составить и отправить в СК досудебную претензию, включив в общую сумму ущерба расходы на оценщика. Такой же алгоритм можно использовать, если станция техобслуживания некачественно отремонтирует машину. Если в течение 30 дней страховая не ответила или отказала в ваших требованиях, можно идти в суд.

Законодательное регулирование экспертиз

Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.

Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.

Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.

Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:

1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).

Читайте также:  У нас появился 2-ой ребенок! Какие выплаты полагаются?

Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.

Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:

• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения;

• исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа;
• после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы);
• экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе;
• судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании;
• очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.

Как проводится независимая экспертиза оценка автомобиля после ДТП

Про саму процедуру экспертизы автомобиля после ДТП не буду рассказывать слишком подробно. Вы можете присутствовать при визуальном осмотре, давать свои пояснения, наблюдать за инструментальной диагностикой. Однако эксперт обязан сам соблюсти требования Положения ЦБ № 433-ПП, других нормативных актов. Вам можно и нужно контролировать процесс, однако непосредственно в расчетах и методиках разобраться будет сложно.

Вот как проводится оценка ущерба автомобиля после ДТП на практике:

  • после заключения договора экспертам передаются документы на авто;
  • назначается дата осмотра, причем всем участникам направляется уведомление (обычно телеграммой, так как это быстрее);
  • в назначенную дату эксперт проводит визуальный осмотр всех внешних частей и деталей авто, фиксирует повреждения в актах, фототаблицах, других документах;
  • для выявления скрытых дефектов и повреждений применяются специальные инструменты, механизмы, программное обеспечение;
  • на основании полученных данных эксперт делает расчеты, определяет методику для оценки ущерба, дачи ответов на поставленные вопросы;
  • после экспертизы составляется заключение или отчет, которые должны соответствовать Положению ЦБ №433-ПП;
  • подписывает акт выполненных работ;
  • заключение (отчет) выдается заказчику, либо направляется страховщику, в суд.

Сам процесс осмотра и диагностики автомобиля может пройти за пару часов, либо затянуться на несколько дней. Все зависит от состояния машины, характера повреждений. Если авто остается в распоряжении экспертов, не забудьте точно составить описание в акте. Когда будете забирать машину, сверьте описание с фактическим состоянием на момент возврата.

Как эксперт осматривает поврежденный транспорт

Прежде всего специалист заполняет протокол данными про осматриваемый автомобиль, указывая его марку, модель, год выпуска, номер кузова, регистрационные номера и другие важные сведения. Также здесь указывается ФИО владельца. Прописываются данные всех лиц, которые присутствовали. Далее эксперт осматривает автомобиль, фиксирует все повреждения в протоколе. Если имеют место дефекты, не связанные с конкретным ДТП, этот момент также отмечается. Дополнительно делаются фотоснимки, где четко видно все повреждения. По завершению процедуры все участники ставят на протоколе подписи, соглашаясь со всем, что здесь написано. Данная бумага берется за основу при проведении последующих расчетов, по результатам которых выводится размер материального ущерба и восстановительного ремонта.

Важно! Если человек, загнав транспортное средство на СТО, узнает, что обнаружены дополнительные повреждения, он обязан уведомить об этом автоэксперта компании. Если есть виновное лицо, его также следует обязательно пригласить на второй этап.

Предоставлять авто на осмотр в страховую компанию после ДТП нужно сразу. До того, как эксперт составит протокол, нельзя выполнять даже частичное восстановление. Все повреждения специалист должен зафиксировать, в противном случае они не будут учитываться при расчетах.

Должен ли присутствовать виновник или представитель СК?

Согласно пункту 7 Правил НТЭ, инициатор проведения повторного осмотра должен письменно пригласить страховщика. Других указаний российские правовые акты не содержат.

На заметку: в практике сложилось, что пригласить на любой экспертный осмотр виновника ДТП и представителя страховой компании необходимо.

Это связано с последующим разрешением споров в суде. Если человек присутствовал и лично контролировал все действия эксперта-техника, вопросов о качестве и правомерности заключения будет меньше.

Отсутствие указанных лиц не влияет на освидетельствование. Автовладелец не обязан отменять процедуру из-за неявки приглашенных. Суд в ходе разбирательства признает, что пострадавший предпринял все возможные действия для участия сторон в автоэкспертизе.

Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что с 04.07.2016 года пострадавший при ДТП водитель может заказать независимую экспертизу только после того как будет проведен осмотр машины или организована страховщиком независимая экспертиза.

Читайте также:  Особенности бесплатной приватизации жилья в 2021 и 2022 годах

Автолюбителю нужно знать:

  • что проводить независимую экспертизу поврежденного автомобиля до проведения осмотра экспертом при страховой компании нельзя;
  • осмотр должен быть проведен не позднее 5 рабочих дней с момента подачи заявления о выплатах и прилагаемых к нему документов;
  • в случае спора между страховщиком и потерпевшем водителем о размере компенсации страховая компания организовывает независимую экспертизу.

Оспаривание оценочного отчета

Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.

Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.

Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.

Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.

Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:

  1. Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
  2. Изучите заключение специалиста.
  3. Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
  4. Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.

Выбор исполнителя независимой автоэкспертизы

Перед тем как проводить независимую экспертизу после ДТП, необходимо выбрать исполнителя.

Эксперт, проводящий оценку, обязательно должен иметь профильное высшее образование или пройти курсы переподготовки. Он допускается к работе при условии сдачи аттестации в Межведомственной аттестационной комиссии, по результатам которой он заносится в Государственный реестр техников-экспертов.

Кроме того, исполнитель обязательно должен состоять в саморегулируемой организации экспертов-оценщиков. Также он должен иметь полис гражданского страхования ответственности.

При выборе эксперта также рекомендуется проверить его аттестацию в Российском союзе автостраховщиков. Аттестация РСА проводится добровольно и не является обязательным требованием для осуществления оценочной деятельности. Однако ее наличие говорит о том, что техник-оценщик знает, как проводится экспертиза автомобиля после ДТП , и владеет соответствующими методиками оценки.

Не допускается проведение экспертизы лицами, непосредственно или косвенно заинтересованными в ее результатах. Экспертная организация или частный оценщик не должны иметь связь со страховой компанией.

Пример: если эксперт является сотрудником или клиентом страховой компании, входит в состав ее акционеров или учредителей, он не может проводить оценку.

Правильный выбор исполнителя позволит получить отчет об экспертизе, имеющий юридическую силу, обязательный к приему страховщиком.

Вс разъяснил процедуру осмотра автомобиля после дтп

Очень интересное разъяснение для пострадавших в аварии автолюбителей дал Верховный суд, когда пересматривал одно стандартное дело. Точнее — денежный спор автовладельца со страховщиками.

Таких конфликтных выяснений отношений у нас последнее время — очень много. Большинство из них не доходят до суда. А из дошедших далеко не каждое в итоге добирается до высшей судебной инстанции страны, которая разъясняет, в первую очередь самим судьям, как надо правильно разрешать такие споры.

Итак, стандартная ситуация — ДТП с участием нескольких машин. Одно из авто, за рулем которого была женщина, серьезно пострадало. Виновным в столкновении ГИБДД признала одного из водителей, который своим поведением на дороге и «собрал» несколько автомобилей.

Страховая компания заплатила даме за ремонт машины. Но — минимально. Остальное ей пришлось выкладывать из кармана. Женщина обратилась в суд с иском к страховщикам и виновнику аварии с требованием компенсировать потраченное.

Районный суд, получив иск, написал женщине, что дело ее оставляет без рассмотрения, так как дамой «не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора». А еще женщине написали, что если она такой порядок выполнит, то может снова обращаться в суд.

Эти ключевые слова — про несоблюдение досудебного порядка рассмотрения дела — частый аргумент судов, когда они выносят решение не рассматривать какой-либо спор.

Про необходимость соблюдения досудебного порядка сказано в 222 статье Гражданского процессуального кодекса.

Акт осмотра автомобиля – подводные камни

Часто слышу и от наших клиентов и от посетителей сайта , вопрос по поводу повреждений автомобиля указанных в акте осмотра транспортного средства.

Ситуация. При страховании КАСКО на подержанные автомобили обычно требуется предстраховой осмотр (кроме случаев непрерывной пролонгации договора в одной и той же компании).

Страховая компания организует предстраховой осмотр, в процессе которого доверенное лицо (например аварийный комиссар) осматривает автомобиль, фиксирует имеющиеся в наличии повреждения (которые есть на момент осмотра!) и все повреждения заносит в акт осмотра автомобиля.

Акт осмотра автомобиля подписывается сторонами и прикладывается к договору КАСКО.

В дальнейшем, уже в процессе действия договора страхования, происходит какое-то страховое событие и ,по стечению обстоятельств, появляются новые повреждения, на тех же элементах, которые были повреждены ранее. Причем новые повреждения могут образоваться не только рядом, но и поверх уже существующих.

Клиент,обнаружив новое повреждение, обращается в страховую компанию. Страховая компания ему либо отказывает в выплате, либо производит какие-то действия, которые ведут к занижению страховой выплаты. Например, если поврежден бампер с другой стороны, то бампер восстанавливают, либо заменяют, но покраска за счет владельца автомобиля.

Срок осмотра автомобиля после ДТП страховой компанией

  • 1 Осмотр транспортного средства после ДТП
  • 2 Предоставление транспортного средства страховщику на осмотр
    • 2.1 Дальше всё гораздо горячее. Абзац 4:
    • 2.2 Но ту нам на помощь приходят правила страхования ОСАГО, которые для нас любезно подготовил Центральный банк РФ, абзац 3, пункта 3.11 Правил страхования:
    • 2.3 1. Сохраняйте себе копии всех документов, которые передаёте в страховую компанию. ВСЕХ! КОПИИ!
    • 2.4 2. В заявлении о страховой выплате пишите: «Требую незамедлительно произвести согласование даты, времени и места осмотра (п.3.11 Правил ОСАГО) и предоставить для ознакомления результат (акт) осмотра и и независимую техническую экспертизу (абз.1, статья 11 ФЗ Об ОСАГО)»
    • 2.5 3. При осмотре, как хотите, но добудьте акт осмотра, который своими руками составит эксперт, юридически не являющийся сотрудником страховой компании.
  • 3 Независимая экспертиза после ДТП
  • 4 Осмотр автомобиля после ДТП
  • 5 Как провести оценку автомобиля после ДТП?
  • 6 Ремонт по ОСАГО — стоимость, сроки ремонта авто после дтп и выплаты

Закон о ремонте по ОСАГО в 2019 году

В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «Об ОСАГО» в отношении страхования гражданской ответственности автомобилистов при совершении ДТП с 2019 года действуют такие положения:

  • Осмотр автомобиля после ДТП должен быть проведен на протяжении 5 суток после подачи документов в СК на возмещение ущерба. Этот промежуток времени дается на то, чтобы подсчитать цену и порядок ремонта, выписать сертификат на его проведение.
  • Доставка поврежденного ТС от места происшествия или после поломки к СТО осуществляется за счет страховщика.
  • По закону сроки ремонта авто не могут превышать 30 рабочих дней, если иное не предусмотрено в договоре или не составлено дополнительное соглашение сторон.
  • Гарантия по ремонту ОСАГО распространяется на все детали, которые были восстановлены или заменены.
  • Владельцы грузовых автомобилей могут выбирать между получением денежной компенсации и восстановлением техники за счет СК.
  • Если пострадала легковая машина, то возмещение ущерба осуществляется исключительно ремонтом силами страховой компании.
  • Чинить автотранспорт бывшими в употреблении деталями запрещается. Исключение составляет только письменное соглашение владельца.
  • Машины старше двух лет должны быть направлены официальному дилеру. При этом ответственность за транспортировку возлагается на СК.
  • Максимальная сумма восстановления авто в автосервисе не может превышать 400 000 рублей. Все, что больше, оплачивают владельцы.
  • Клиент не обязан вмешиваться в отношения СК и СТО. Ответственность за сроки, полноту и качество регламентных работ несет страховщик.

Существует ряд причин, когда можно отказаться от ремонта и получить компенсацию деньгами:

  • владелец авто погиб, а его родственники не имеют прав или не желают приобретать машину;
  • техника приведена в состояние, которое не позволяет ее починить;
  • пострадавший в аварии хозяин машины получил инвалидность и не может дальше управлять автотранспортом;
  • доплата за ремонт по ОСАГО непосильна для водителя.

Как осуществляется ремонт ТС по страховке

В мастерскую поврежденное авто доставляется в оговоренное сторонами время в сопровождении менеджера СК. К технике прилагается дефектная ведомость, составленная собственными специалистами или независимыми экспертами. Бумага содержит перечень выявленных неисправностей, цену деталей и стоимость работ.

На основании этого документа страховая заключает с фирмой договор на восстановительный ремонт, в котором указывается объем работ, какие запчасти допускается устанавливать взамен поврежденных, цена и срок выполнения заказа. Требования законодательства запрещают устанавливать на ремонтируемый автомобиль запчасти б/у. Но по договоренности с клиентом можно поменять сломанный узел на исправный, но не новый. При этом на него распространяется гарантийный срок, как и на весь автомобиль. По окончании восстановительных работ мастерская составляет ведомость, где указывается, что заменили, а что реставрировали.

Важно! Гарантия на ремонт составляет 12 месяцев на кузов и 6 месяцев на остальные механизмы. Это обязанность мастерской, которая закреплена законодательно.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *