Разбираем враньё об «изоляции российского интернета». Кому оно выгодно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разбираем враньё об «изоляции российского интернета». Кому оно выгодно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аналоги «суверенного интернета» действуют в Китае и Северной Корее. В Китае реализован проект «Золотой щит» (так называемый «Великий китайский файервол»), который ограничивает доступ к ряду иностранных сайтов с территории страны. Веб-страницы фильтруются по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по «черному списку» адресов сайтов.

Как вы видите, интернет это сплошные соседи и соседи соседей. На этом уровне организации сети нет никаких центров и красных кнопок всего интернета. То есть злая Америка никак не может заставить прекратить ходить трафик между двумя российскими городами, между российским и китайским городом, между российским и австралийским городом, как бы им не хотелось. Единственное, что они могут сделать — это сбросить бомбы на маршрутизаторы, но это уже совсем не сетевой уровень угроз.

на самом деле центры есть, только тссс…

но эти центры исключительно информативные, то есть говорят, что это адрес такой-то страны, такого-то устройства, такого-то производителя и т.д. без этих данных для сети ничего не меняется.

Закон «Об изоляции рунета»

После долгих обсуждений, после многочисленных слухов и догадок власти наконец начали активные действия, и закон, который предполагает обособление интернета в России, был внесён в Госдуму.

16 апреля 2019 года Государственная дума Российской Федерации приняла этот закон в третьем, окончательном, чтении. Если закон будет одобрен и подписан президентов станы, то по большей части вступит в силу с первого ноября 2019 года, однако некоторые поправки начнут работать только с 2021 года.

Что же именно включает в себя данный законопроект?

  • В Думе говорят, что данные изменения не должны коснуться повседневной жизни. Они создаются лишь в качестве «запасного плана», для того чтобы избежать возможной блокировки или отключения российского интернета внешними силами;
  • Управлением сетью займётся Роскомнадзор, который с помощью специальных систем будет заниматься фильтрацией всего проходящего трафика, в то время как локальные операторы с помощью новых систем маршрутизации займутся направлением интернет-трафика внутрь страны, что приведёт к его замыканию;
  • Будет создана замкнутая система, целью которой будет блокировка всех запрещённых ресурсов, в том числе мессенджеров, определённых сайтов или даже целых провайдеров;
  • Все необходимые технологии будут обеспечены Роскомнадзором, так что российским провайдерам не придётся покупать что-то дополнительно за собственные деньги;
  • Для наблюдения за трафиком и выявления возможных угроз на базе Роскомнадзора будет создан особый центр по мониторингу. Данное подразделение будет не только следить за сетью, но и обеспечивать соблюдение всех вышеперечисленных пунктов.

Какие последствия ждут россиян?

Изначально данный законопроект не создаёт впечатление абсолютно провального, и идея создания «запасного аэродрома» на случай вторжения враждебно настроенных стран в Рунет кажется вполне логичной.

Однако, чтобы выносить окончательное мнение, стоит подробно рассмотреть все возможные последствия работы такой системы. Так ли она хороша на самом деле?

  • Одним из первостепенных минусов является неосведомленность. На данный момент никто чётко не представляет, как будет работать данная система, потому что общих слов, содержащихся в законе, явно недостаточно для описания такого сложного и важного для всей страны механизма. Кроме того, для его корректной работы понадобятся сотрудники с очень высокой квалификацией, каких в нашей стране на данный момент попросту нет;
  • В тексте самого закона говорится о возможных сбоях в работе системы изоляции, в результате чего граждане могут на время лишиться доступа к сети. Важно отметить, что винить за это отключение доступа будет некого – операторы связи были освобождены от ответственности. Соответственно, не ясно, на чьи плечи ляжет обязанность возместить ущерб;
  • Полная изоляция русского интернета возможно также означает невозможность доступа к некоторым зарубежным сайтам: интернет-магазинам, СМИ, соцсетям. Это, в свою очередь, нанесёт огромный удар по экономике страны;
  • Наконец, отдельной проблемой станет обход блокировок. Несомненно, сотни тысяч пользователей будут ежедневно успешно обходить изоляцию с помощью сторонних сервисов. Здесь Роскомнадзор практически бессилен, потому что победить это невозможно. Постоянная борьба, в которой не будет победителя, возможно, приведёт лишь к хаосу и путанице.

Причины принятия закона об изоляции интернета в России

Разговоры о том, что может произойти изоляция интернета в России, стабильно ведутся еще с 2014 г., когда отношения России и Запада начали резко обостряться. Еще тогда стало очевидно, что в случае дальнейшего нарастания противоречий, «западные партнёры» РФ могут расширить политику санкций на любые сферы общественной жизни, в том числе и на IT. Угроза отключения России от глобальной сети Интернет стала ещё реальнее в 2018 г., когда в США была разработана и утверждена стратегия кибербезопасности. В ней Россия и её хакеры объявлены одной из главных угроз для безопасности США, и даже была создана специальная рабочая группа по противодействию этой угрозе. В тексте стратегии прямо сказано, что США намерены наказывать тех, кто представляет угрозу кибербезопасности США и будет нарушать принципы «открытого интернета».

Помимо России, в новой стратегии кибербезопасности США под противниками также понимаются Китай, КНДР и Иран. В двух из этих стран уже создан собственный суверенный интернет, последствия работы которого хорошо известны. Иранские власти также не раз заявляли о необходимости изоляции интернета от влияния США, и вот теперь настал черед России. По заявлению властей, основной целью нового закона является не изоляция российского сегмента интернета как такового, а обеспечение возможности его функционирования даже в том случае, если за океаном примут решение отключить РФ от соответствующих серверов. Однако с самого начала все прекрасно понимали, что подобная защита возможна только в том случае, если федеральные власти возьмут Рунет под полный контроль. И теперь эти намерения уже никто не скрывает.

В соответствии с новым законом, все операторы связи обязаны будут установить дополнительное оборудование, которое должно обеспечить бесперебойную работу интернета по всей России в случае, если кто-либо решит отключить корневые серверы, расположенные за границей. Это оборудование будет установлено за государственный счёт, но многие уже полагают, что из-за подобного решения стоимость интернета для российских граждан вырастет на 10-20%. При это конкретно самого списка таких технических средств ещё нет, как и нет полного списка угроз, в случае возникновения которых Роскомнадзор получит право на единоличное управление всем внутренним трафиком в стране. Пока что им продолжат управлять интернет операторы, а для отработки механизма их взаимодействия с Роскомнадзором в экстренных случаях принято решение провести специальные учения. Закон не затрагивает процессы, связанные с передачей данных о пользователях спецслужбам, которые уже давно наделены соответствующими полномочиями.

Читайте также:  Пушилин объяснил, как изменятся соцвыплаты для жителей ДНР с 2023 года

Читайте далее: В России введут налог на домашних животных: сколько придется платить за питомцев?

Суть закона об изоляции российского Интернета

Российская власть убеждена: благодаря новому закону Запад не сможет осуществлять кибератаки. Рунет отключат от мировой сети, если произойдет чрезвычайная ситуация. Гражданам России запрещено критиковать власть, политических деятелей, высказывать свое негативное мнение. Законодатели называют контент с оскорблением власти фейковым.

В тексте закона указано: если оператор связи не сможет осуществить подключение к корневому интернет-серверу за рубежом, будет внедрена инфраструктура, позволяющая российскому сегменту функционировать в изолированном режиме. Контролировать российский Интернет – обязанность Роскомнадзора.

Новый проект закона начнет действовать с 1 ноября этого года. Некоторые его положения вступят в силу с начала 2021 года. Расходы на реализацию закона составят примерно 30 миллиардов рублей. Его не поддерживают многие граждане страны: в 3 регионах ранее провели акции протеста. В Москве выразить свое негативное отношение собрались около 15 000 человек.

В рамках III чтения «За» изоляцию российского Интернета проголосовали 307 чиновников, остальные 68 были против. 22 апреля законопроект будет рассматриваться Совфедом, затем его передадут на подпись Владимиру Путину.

Чего именно опасаться бизнесу после запуска суверенного интернета?

Формально опасаться ничего не следует. Могут быть единичные сбои и недоработки из-за вмешательства некомпетентных чиновников и управленцев в технически сложную инфраструктуру. Мы составили примерный список подобных проявлений на отдельно взятых ИТ-узлах.

  • Ухудшение качества связи.
  • Снижение скорости соединения.
  • Увеличение пинга и отклика.
  • Повышение риска отказа оборудования.
  • Простои в сервисах из-за подключения нового оборудования.
  • Точечные блокировки могут привести к запрету разрешённых IP.
  • У нерадивых чиновников появится инструмент влияния на компании (шантаж отключения/блокировки).
  • Эксперты не ожидают блокировки больших социальных платформ и сообществ вроде YouTube и Facebook.

Авторам предстоит доработать законопроект в соответствии с замечаниями от правительства, РСПП и других. Из отзывов следует, что много чего нужно уточнить: что подразумевается под «угрозами», откуда взять денег на исполнение закона и так далее.

Сегодня, 12 февраля в Госдуме законопроект проходит первое чтение. Если его примут, то после апрельских учений операторов он получит новые правки и дополнения. Окончательно документ могут принять как до летних каникул, так и после. Сроки зависят от изменений, которые нужно будет внести в текст.

Регулирование интернета

«В 2019 году мы насчитали 62 различных предложения по регулированию интернета, в том числе уже принятые нормативные правовые акты, включающие в себя не только дополнительные основания запрета информации, но и санкции в отношении пользователей, новые обязанности IT-компаний, а также меры по централизации интернет-трафика», — пишут авторы доклада.

Среди нововведений они указывают на вступившие в силу пакеты законов о «фейковых новостях» и о «неуважении к власти», предусматривающие, помимо прочего, блокировку интернет-ресурсов, а также закон, позволяющий признавать иностранными агентами не только некоммерческие организации, но и отдельных граждан.

Кроме того, в 2019 году были увеличены штрафы за распространение контента: например, за повторное нарушение «владельцем аудиовизуального сервиса» — в их число закон включает, например, онлайн-кинотеатры и стриминговые платформы — порядка распространения информации среди детей (статья 13.36 КоАП, до 1 млн рублей для юридических лиц), распространение призывов к терроризму или экстремизму (статья 13.37 КоАП, до 5 млн рублей для юридических лиц), а для поисковых систем — за повторное нарушение запрета на выдачу ссылок на сайты с запрещенной информацией (13.40 КоАП, до 5 млн рублей для юридических лиц).

Читайте также:  Сколько мигрантов можно зарегистрировать в квартире

Подводя итоги дискуссии, спикер Вячеслав Володин указал профильном комитету на необходимость «более эффективно выстроить работу» по подготовке законопроекта ко второму чтению. Это должна быть работа, которая создаст возможности обсуждения документа не только для депутатов и для представителей делового сообщества, сказал Володин, напомнив, что в Госдуму поступило обращение по законопроекту от Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). «Было бы также правильно, чтобы более активно в обсуждении приняли участие представители правительства, профильного министерства», — подчеркнул политик.

Володин обратил внимание, что присутствовавший на заседании замглавы Минкомсвязи Олег Иванов «сделал акценты, которые не могут оставить равнодушными» депутатов. «Речь идет о безопасности, а мы в вопросах безопасности, надо отдать должное Госдуме седьмого созыва, как правило, имеем консолидированную позицию. Значит, какие-то аргументы не были услышаны», — констатировал он, имея в виду различия в позициях фракций по документу.

«Хотелось бы, чтобы комитет привлек к обсуждению законопроекта высококлассных экспертов, посмотреть международный опыт (он есть), изучить замечания, которые звучат от делового сообщества, ряд министерств говорят, что его нужно доработать», — поставил спикер задачи комитету. «Речь идет о законопроекте, которые должен обеспечить безопасность и устойчивое функционирование сети Интернет. Не закрыть, не отрубить, а обеспечить безопасность», — заключил он.

Со своей стороны Иванов, реагируя на высказывания некоторых представителей оппозиции, указал на слова одного из депутатов, который «образно сказал, что мы хотим повесить на каждую розетку замок». «Это в корне неправильно, коллеги, — разъяснил он парламентариям. — Законопроектом предлагается в каждый дом поставить генератор, чтобы в случае отключения электричества не пострадал житель этого дома. Вот в чем суть этого законопроекта».

В свою очередь Луговой отметил, что интернет невозможно отключить, поскольку это децентрализованная система, а «законопроект — не об отключении интернета». «Законопроект про то, чтобы в случае агрессивных действий дать возможность нашим гражданам продолжать пользоваться интернетом В случае отключения корневых серверов, что бы вы ни нажимали на своем компьютере, на какой бы сайт вы бы ни пытались выйти, вы не сможете это сделать, хотя интернет будет работать», — сказал он.

«Мы предлагаем оценить угрозы, поэтому наша главная задача другая Мы хотим провести аудит всех линий связи на территории РФ», — сообщил парламентарий, признав, что власти на сегодняшний момент «не имеют никакого представления о сетях связи, проложенных на территории РФ, а также трансграничных переходах». «И речь идет о том, что хотя бы этот центр, который будет создаваться, будет в режиме онлайн все это видеть и наблюдать, где проложены у нас линии связи, и в случае каких-либо технических или информационных угроз подсказывать (а не централизованно управлять) операторам связи строить свою маршрутизацию», — заключил Луговой.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *