Что такое ФСС. Объясняем простыми словами
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое ФСС. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государство устанавливает обязательное страхование в том случае, когда защита тех или иных объектов связана с имущественными интересами не только отдельных страхователей, но и общества в целом. При этом страхователь обязан вносить страховые взносы либо за свой счет, либо за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, инициатором обязательного страхования является государство.
Возмещение в 2021 году расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма
Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утверждены Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н), определены:
-
объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер;
-
перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов;
-
порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер;
-
перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению;
-
основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер.
К сведению: оплата предупредительных мер осуществляется работодателем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств ФСС произведенных расходов в пределах суммы, согласованной с фондом, на эти цели.
Работодателю необходимо обратиться в ФСС по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года. Форма такого заявления утверждается фондом.
ФСС в течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств ФСС расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.
К сведению: расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению.
* * *
В заключение перечислим основные правила нового порядка назначения и выплаты пособий:
-
при наступлении страхового случая (болезнь, рождение ребенка и др.) работник или его представитель подает работодателю документы, которые нужны для назначения и выплаты пособия;
-
работодатель передает эти документы в ФСС;
-
ФСС проверяет документы, назначает пособие и выплачивает деньги застрахованному.
Обязательное страхование временной утраты трудоспособности по причине болезни, травмы и в связи с материнством
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страховое обеспечение, выплачиваемое в виде пособия по временной нетрудоспособности, является наиболее существенной и значимой мерой социальной поддержки человека в случае его болезни. Выплата данного пособия за счет средств
Фонда обязательного социального страхования (ФСС РФ) – это возможность без материального ущерба для работодателя сохранять рабочее место за болеющим работником.
Также в новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач государства является оказание помощи семье, в том числе помощи в связи с материнством и детством.
Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:
- временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- беременность и роды;
- рождение ребенка (детей);
- уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации:
- лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
- государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
- лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
- члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
- священнослужители;
- лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являются застрахованными лицами (табл. 16).
Таблица 16
Вид пособия | Особенности расчета и получения |
---|---|
Пособие по временной нетрудоспособности (оплата больничного листа) | Зависит: 1) от причины временной нетрудоспособности: – в связи с заболеванием или травмой выплачивается: а) за первые три дня – за счет средств страхователя; б) за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, – за счет средств бюджета ФСС РФ; – по иным случаям (уход за больным членом семьи, карантин, протезирование, долечивание в санатории) пособие выплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ с 1-го дня нетрудоспособности и стажа работы. 2) страхового стажа работника: а) менее 6 месяцев – в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ; б) от 6 месяцев до 5 лет – 60 % среднего заработка; в) от 5 до 8 лет – 80 % среднего заработка; г) от 8 лет и более – 100 % среднего заработка. Продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности зависит от оснований его выплаты |
Пособия в связи с материнством: | |
1) пособие по беременности и родам («декретные») | 1. Могут получать только женщины (в отличие от пособия по уходу за ребенком): а) работающие; б) безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными); в) обучающиеся по очной форме обучения; г) проходящие военную службу по контракту; д) усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям; 2. Выплачивается работодателем полностью за счет средств ФСС РФ; 3. При возникновении ситуации одновременного получения права на пособие по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам, стоит выбор одного из этих пособий; 4. Размер декретных выплат зависит: а) от статуса получательницы (работающие, студентки, военнослужащие или уволенные); б) страхового стажа (если менее 6 месяцев, то в размере не выше МРОТ); в) размера заработной платы (ЗП). При этом пособие рассчитывается с ЗП по факту, но не более с суммы установленной предельной величины ЗП, с которой исчисляется страховой взнос в ФСС; 5. Продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам (до и после родов) зависит от сложности родов: а) обычные роды – 70 + 70; б) многоплодные – 84 + 110; в) осложненные роды – 70 + 86 календарных дней |
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности | Получают женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в срок до 12 недель беременности. Размер устанавливается законодательно и ежегодно индексируется на размер инфляции, может быть скорректирован на территориальные (местные) коэффициенты (уральский, северный и др.). Назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. |
3) единовременное пособие при рождении ребенка | Размер устанавливается законодательно и ежегодно индексируется на размер инфляции, может быть скорректирован на территориальные (местные) коэффициенты (уральский, северный и др.), а также количество рожденных детей. Получателем пособия является один из родителей |
4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет | 1. Пособие выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком во время одноименного отпуска (матери или отцу, или бабушке, или дедушке). 2. Право на пособие по уходу за ребенком сохраняется при работе во время отпуска на условиях неполного рабочего времени либо на дому. 3. Размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40 % от среднего заработка. В некоторых случаях (например, неработающие) выплата производится в фиксированной сумме, которая подлежит ежегодной индексации. 4. При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка. 5. Установлены минимальные и максимальные значения пособия |
Пособие на погребение | Размер устанавливается законодательно и ежегодно индексируется на размер инфляции, может быть скорректирован на территориальные (местные) коэффициенты (уральский, северный и др.) |
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Правовые нормативы, регулирующие порядок действий работодателя при производственной травме и профессиональных заболеваний, уровень гарантий работников и общие принципы оформления несчастного случая на производстве закреплены в различных нормативных документах Российской Федерации.
Несмотря на то, что страховая выплата производится предприятием-работодателем, компенсацию за нее он получает из средств бюджета ФСС, вне зависимости от того, кто является виновником несчастного случая.
Если же у работника имеются требования к работодателю по выплате морального ущерба, то данная выплата (моральный ущерб) будет производиться из средств работодателя.
Производственной травмой считается какое-либо увечье, которое было получено при обстоятельствах в период работы непосредственно на территории предприятия; следования к своей работе либо же обратно; в период командировки и др.
При наступлении производственной травмы данное событие должно быть обязательно соответствующе оформлено:
- составлена специальная комиссия для выяснения обстоятельств несчастного случая, которая должна включать не менее 3 человек;
- составлен акт, в котором отражаются основные сведения (место, время наступления события, количество пострадавших, виновники, степень вины самого пострадавшего и т. д.);
- сделана запись в специальном журнале, оформленном в соответствии с требованиями Министерства труда Российской Федерации.
В случае отказа в оформлении производственной травмы или неправильного его оформления предприятию «грозит» общение с трудовой инспекцией и достаточно высокие административные штрафы. В правильном оформлении данного события заинтересован и сам работник, поскольку это будет влиять на его страховую защиту в целом в количественной и качественной форме.
Страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем и (или) гражданскоправового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа.
Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:
- гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
- экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются в процентном отношении к сумме дохода (оплате труда) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору (табл. 17).
Страховой случай – подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Обеспечение по страхованию осуществляется:
1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем (рис. 36);
Таблица 17
Номер класса профессионального риска | Размер страхового тарифа, % |
---|---|
I | 0,2 |
II | 0,3 |
III | 0,4 |
IV | 0,5 |
V | 0,6 |
… | … |
XXX | 7,4 |
XXXI | 8,1 |
XXXII | 8,5 |
[Закон «Об обязательном социальном страховании»] [Глава 1] [Статья 2]
1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным «законом» от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»):
1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
5) священнослужители;
6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.
3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
4. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
4.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в «части 1 статьи 2.1» настоящего Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
5. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
6. Законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
застрахованный – физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положением пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ;
страхователь – юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает:
– обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
– возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
– обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
12.Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:
– обязательных страховых взносов страхователей;
– капитализированных платежей, поступивших страховщику в случае ликвидации страхователей;
– взыскания штрафов и пени;
– иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 356-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в 2012 году и в плановый период 2013 и 2014 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов сохраняются 32 класса профессионального риска, размеры и диапазон страховых тарифов от 0,2% до 8,5%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 №713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
Основной вид деятельности страхователя – юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Классы профессионального риска группируются по видам экономической деятельности, в зависимости от уровня интегрального показателя профессионального риска, и образуют Классификацию видов экономической деятельности по классам профессионального риска (Приказ Минздравсоцразвития России от 18.12.2006 №857 «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска»).
Внутри каждого класса профессионального риска страхователи уплачивают страховые взносы с учетом скидок или надбавок к страховым тарифам, устанавливаемых страховщиком. Размер скидки или надбавки не превышает 40% от страхового тарифа по соответствующему классу профессионального риска и зависит от состояния условий труда на предприятии и расходов на обеспечение по страхованию. Также применяется дифференциация страховых тарифов внутри организации для структурных подразделений, которые осуществляют виды экономической деятельности, отличные от основного вида экономической деятельности страхователя в целом.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются страхователям в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 года 652.
Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной страховщиком по согласованию с Минздравсоцразвития России. (Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 №11 «Об утверждении методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
В соответствии с пунктом 3 методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены средние значения основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году. (Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.03.2012 №75).
Вопросы, связанные с внесением страховщику ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами-страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми страхователь несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, регулируются Порядком внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц – страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 г. № 863.
Подведя итоги, можно с уверенностью сказать, что огромное количество людей, нуждающихся в социальном страховании, обязательно получит его, если обратится в соответствующие инстанции. Многие должны задуматься над тем, что они теряют, работая на предприятии не официально. Социальная защита граждан осуществляется специалистами государственных инстанций круглогодично. Человек, нуждающийся в социальной защите, имея официальное трудоустройство, гарантировано получит выплату при страховом случае.
Рассчитывая выплату, сотрудник соцстраха учитывает все отчисления, сделанные работодателем за весь период работы сотрудника, наемного рабочего. Исходя из этой суммы, в случае необходимости человеку компенсируют лечение или оздоровление. Если нанесен вред здоровью на рабочем месте, работодатель самостоятельно рассчитает отчисления и в срок сдаст отчет в местное управление социального страхования.
Перспективы ДСС в России
В России добровольное соцстрахование весьма актуально, так как степень риска обусловлена решением, исходящим от субъекта страхования, а её определение сопряжено со многими трудностями. По прогнозам экспертов, в перспективе намечается ещё более динамичное развитие разных видов страхования, особенно личного, имущественного, автострахования, добровольного медстрахования.
Этому способствует также устойчивое увеличение числа иностранных компаний на рынке, которые инвестируют свой капитал в страховое дело. По прогнозам экспертов, должна значительно сократиться доля оптимизированных финансовых схем, основанная на страховании жизни клиентов. Риски будут повышаться, поэтому произойдут изменения в управлении фондами, правил перестрахования, маркетинга, инвестиционной политики.
Будет продолжаться процесс преобразований в крупных страховых организациях, которое приведёт к их дальнейшему укрупнению, кроме того, произойдёт быстрый рост конкуренции. Активное развитие будет обеспечено за счёт расширения числа страхователей, которое приведёт к увеличению размера страховых сумм и рисков. Существенно увеличится стоимость перестрахования на международном рынке, потому что повысятся убытки из-за катастроф, а также вреда, нанесённого деятельностью террористических объединений.
Важность темы настоящего исследования определяется необходимостью для демократического государства, каким стремится стать Россия, предоставить, гарантировать и защищать права и свободы своим гражданам, в том числе и в случае утраты ими трудоспособности. Уровень демократичности государства на международной арене во многом определяется объемом прав, представляемых трудящимся, и степенью их реализации. В целях социальной защиты работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам предусмотрено их обязательное социальное страхование. К страховым рискам, подлежащим социальному страхованию, относятся болезнь, травма, беременность ироды, рождение ребенка, инвалидность, трудовое увечье или профессиональное заболевание, потеря кормильца и иные случаи, определенные отдельными федеральными законами. Одним из важнейших видов обязательного социального страхования является страхование работающих граждан на случай временной нетрудоспособности.
Отметим, что с 1 июля 2011 года началось поэтапное реформирование системы социального страхования. Действующая «зачетная» система (т. е. механизм выплаты работодателем пособий застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ) на систему непосредственного назначения и выплаты пособий региональными отделениями Фонда социального страхования РФ. В 2011 году новая система была опробована в Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике.
С 1 июля 2015 года реализация пилотного проекта Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты» началась и на территории Республики Татарстан. С этого времени не работодатели, а филиалы Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан назначают (рассчитывают) и выплачивают напрямую работающим гражданам по их выбору на лицевой счет в банке или почтовым переводом различные виды пособий, в том числе и пособий повременной нетрудоспособности.
Реформирование системы социального страхования направлено на исключение страхового мошенничества, а также позволит свести риск невыплат пособий застрахованным гражданам к нулю в случае, когда у предприятия арестованы счета, оно находится в стадии банкротства или ликвидации[1]. Таким образом, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности является важнейшим видом обязательного социального страхования со своими достоинствами и недостатками. С учетом высокой социальной значимости рассмотренного вида страхования дальнейшее реформирование законодательства о социальном страховании на случай временной нетрудоспособности возможно лишь с учетом обеспечения как публично-правовых, так и частноправовых интересов.
Цель работы состоит в исследовании понятия пособия по временной нетрудоспособности как вида страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с начислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности. Предметом исследования является пособие по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Статья 2 Закона № 255-ФЗ определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Данных лиц можно классифицировать по различным основаниям.
Во-первых, они подразделяются на лиц, застрахованных в силу закона (ч. 1 ст. 2Закона № 255-ФЗ), и на лиц, которые вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию добровольно (ч. 3 ст. 2Закона
№ 255-ФЗ).
Во-вторых, по критерию гражданства можно выделить граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Последние, в свою очередь, включают в себя постоянно или временно проживающих либо временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 1 ст. 2Закона № 255-ФЗ).
В-третьих, по виду социального страхования подразделяются на лиц, подлежащих обязательному страхованию как на случай временной нетрудоспособности, так и на случай материнства, а также лиц, которые подлежат страхованию только на случай временной нетрудоспособности
(ч. 4.1 ст. 2Закона № 255-ФЗ).
Рассмотрим подробнее перечень лиц, которые в силу закона подлежат обязательному социальному страхованию.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на территории Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат следующие лица:1) граждане Российской Федерации;2) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации;3) иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (правило применяется с 1 января 2015 г.). Часть 1 указанной статьи содержит исчерпывающий перечень застрахованных лиц, имеющих право на обязательное социальное страхование.
Во-первых, это работники и приравненные к ним лица, а именно: лица, работающие по трудовому договору (как на основании письменного соглашения, так и на основании фактического допуска к работе с ведома работодателя); и руководители организаций, являющиеся их единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Следует учитывать, что работник, незаконно уволенный работодателем и восстановленный на работе по решению суда, считается связанным с работодателем трудовыми отношениями и подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, т.е. является застрахованным лицом, которому подлежит выплачивать пособие по временной нетрудоспособности[17]. При отсутствии в правоотношениях работодателя и работника признаков трудовых отношений (т.е. выполнение работы на основании гражданско-правового договора подряда или договора об оказании услуг) стороны не признаются участниками отношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Так, например, Постановлением ФАС Центрального округа от 30 апреля 2013 г. по делу № А35-9562/2012 было установлено, что договор об оказании услуг по техническому обслуживанию и поддержке сайта не соответствует установленному трудовым законодательством понятию трудового договора, поскольку в нем не оговорено подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, нет условия о соблюдении определенного режима работы и отдыха, не предусмотрена выплата сумм по временной нетрудоспособности и травматизму, не предусмотрено предоставление физическому лицу иных гарантий социальной защищенности. В связи с этим суд отказал в распространении на правоотношения сторон договора норм рассматриваемого Закона[18].
Во-вторых, застрахованными лицами являются государственные гражданские служащие и муниципальные гражданские служащие. Их статус необходимо разграничивать между собой, а также с третьей категорией застрахованных лиц – замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации и муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе. Понятие застрахованных лиц содержится в ч. 2 ст. 2 Закона № 255-ФЗ. Это лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом. Застрахованные лица вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию по указанным страховым случаям либо в силу закона, либо добровольно.
В-третьих, в число застрахованных лиц входят лица, замещающие: государственные должности РФ; государственные должности субъекта РФ; муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе.
В-четвертых, к застрахованным лицам относятся члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности.
В-пятых, застрахованными лицами считаются священнослужители. Данная норма принята в развитие положений ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2019)«О свободе совести и о религиозных объединениях»[19], согласно которой работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В-шестых, к числу застрахованных лиц Закон относит также лиц, осужденных к лишению свободы, если они привлечены к оплачиваемому труду. Согласно ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ[20]каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, которые определяются администрацией исправительных учреждений.
Не признаются застрахованными лицами сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. Например, судебной практике известны случаи отказа в предоставлении социального обеспечения в соответствии с Законом лицу, проходившему службу в органах наркоконтроля[21], а также сотрудникам органов внутренних дел[22].
Кроме того, не подлежат социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лица, получающие профессиональное обучение на основании ученического договора, поскольку ученический договор с лицом, ищущим работу, не является трудовым договором или гражданско-правовым договором, оплата по нему не облагается страховыми взносами на обязательное социальное страхование[23].
Понятие «самозанятые лица» в данном Законе как таковое отсутствует, но встречается в судебной практике, например, в Определении Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2011 г. № 541-О-О[24].
Под самозанятыми лицами следует понимать лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 2 Закона № 255-ФЗ: индивидуальных предпринимателей; членов крестьянских (фермерских) хозяйств; физических лиц, занимающихся частной практикой и не признаваемых индивидуальными предпринимателями (нотариусов, занимающихся частной практикой, иных лиц);членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера. В данную группу застрахованных лиц входят как субъекты предпринимательской деятельности, так и не являющиеся предпринимателями лица. По смыслу Закона самозанятым лицам предоставляется свобода выбора: участвовать либо не участвовать в системе обязательного социального страхования на случай нетрудоспособности и в связи с материнством. Это связано с тем, что указанные лица не признаются работниками и не получают заработную плату в виде оклада или иной формы фиксированного дохода. Ежемесячный доход данных лиц всецело зависит от успешности их бизнеса, производства или частной практики. В связи с этим правоотношения по обязательному социальному страхованию данных лиц возникают только в случае, если они самостоятельно и добровольно выразят свою волю на участие в них[25].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрании законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. — № 1 (часть 1). – Ст. 14.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. — № 2. — Ст. 198.
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 1 (1 ч.). – Ст. 18.
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. — № 2. — Ст. 128.
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. — № 14. — Ст. 1650.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. — № 31. – Ст. 3803.
- Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. — № 39. — Ст. 4465.
- Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. — № 21. — Ст. 699.