1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все процессы, связанные с перемещением через таможенную границу как людей, так и товаров, регулируются некоторыми внутригосударственными нормативными актами, которые действуют на территории РФ, а также международными документами, подписанными с граничащими по соседству странами.

Незаконное перемещение через таможенную границу

Незаконное перемещение через таможенную границу – это нарушение, установленного законом, порядка перемещения товаров через таможенную границу. Такое нарушение преследуется законом согласно статья 16.1. КоАП РФ и влечёт за собой для участников ВЭД наложением штрафа. В первую очередь подчёркивается недопустимость перемещения как товаров, так и ТС в местах, не установленных законом. За такое нарушение может быть наложен штраф в трёхкратном размере от стоимости товара, а также конфискацию товара. Наказание ждёт как юридических лиц и ИП, так и физических, а также должностных лиц. Аналогичное наказание ждёт нарушителей за попытку провезти товары тайно, использую тайники или другие ухищрения, например, товары прикрытия. Серьёзным нарушением, влекущим за собой наказание в виде штрафа, является предоставление таможенным инспекторам ложной информации, недействительных или поддельных документов. Стоит обратить внимание на обязательность соблюдения порядка перемещения товаров физическими лицами, особенно на недопустимость провоза товаров, являющихся коммерческой партией. Требования к товарам перемещаемых физлицами указаны в Решении Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 107. Хотя наиболее распространённым видом наказания является штраф, но если стоимость незаконно перемещаемых товаров или ТС окажется дороже 250000 рублей или товар находится в перечне ч. 2 ст. 188 УК, то нарушителю грозит уголовное наказание за контрабанду.

ВЫВОЗ из Российской Федерации НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ и дорожных чеков

Без предъявления документов и без внесения сведений о валюте в пассажирскую таможенную декларацию физические лица имеют право вывезти наличную иностранную валюту и/или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 3.000 долларов США.

При вывозе физическим лицом дорожных чеков в общей сумме, не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, вывозимые дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

При вывозе физическими лицами иностранной валюты и/или валюты Российской Федерации от 3.000 до 10.000 долларов США либо дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10.000 долларов США, эти суммы должны быть задекларирована в пассажирской таможенной декларации.

Вывоз валюты в сумме, превышающей 10.000 долларов США, допускается в двух случаях:

  • иностранная валюта была ранее ввезена и указана в таможенной декларации, подтверждающей ввоз;
  • иностранная валюта была переведена и получена через банк, при наличии документа, подтверждающего перевод валюты в Российскую Федерацию.

На денежные средства, вывозимые с помощью банковской карты, ограничений нет. Банковскую карту декларировать не требуется.

Вывоз физическим лицом денежных инструментов (векселя; банковские чеки; ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата) осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

Перечень №I

ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ для личного пользования, ЗАПРЕЩЕННЫХ или ограниченных К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ через таможенную границу РФ

При перемещении через таможенную границу любым способом:

  • Информация, содержащая секретные сведения, коммерческую тайну, конфиденциальные данные, на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная для вывоза/ввоза и транзита служебное и гражданское оружие, его основные части, и патроны к нему, запрещенные для вывоза/ввоза и транзита
  • Опасные отходы, запрещенные или ограниченные для вывоза/ввоза и транзита специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, вывоз/ввоз которых ограничен
  • Ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу
  • Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, за исключением ограниченных количеств наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоров в объемах, определенных законодательством
  • Органы и (или) ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе

При вывозе любым способом:

  • Отходы и лом черных и цветных металлов, включенных в перечень товаров, при экспорте и (или) импорте которых установлены количественные ограничения
  • Необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых ограничен
  • Минеральное сырье (природные необработанные камни), ограниченное к перемещению через таможенную границу при вывозе
  • Информация о недрах, ограниченная к перемещению через таможенную границу при вывозе
  • Дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды), ограниченное к перемещению через таможенную границу при экспорте в количестве, превышающем три экземпляра одного вида этих товаров
  • Дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению через таможенную границу при экспорте (за исключением охотничьих и рыболовных трофеев), в количестве, превышающим три экземпляра одного вида этих товаров

При ввозе любым способом:

  • Озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу
  • Средства защиты растений, запрещенные к ввозу, подпадающие под действие приложений А и В Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 года
  • Орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу
  • Этиловый спирт и алкогольная продукция общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста
  • Более 200 сигарет или 50 сигар или 250 граммов табака, либо указанные изделия в наборе общим весом более 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста

Перечень №2

.

ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ для личного пользования, ОГРАНИЧЕННЫХ К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ через таможенную границу Российской Федерации

При перемещении через таможенную границу любым способом:

  • Шифровальные (криптографические) средства, ввоз и вывоз которых ограничен
  • Озоноразрушающие вещества, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и вывозе
  • Ограниченные количества наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоры в объемах, определенных законодательством
  • Служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, ограниченные для ввоза/вывоза и транзита

При ввозе любым способом:

  • Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров, ограниченные к ввозу

При вывозе любым способом:

  • Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе
  • Виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 года, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе
  • Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, их части и (или) дериваты, включенные в красную книгу Российской Федерации, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе
  • Документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе
  • Культурные ценности

Перечень №3

ПЕРЕЧЕНЬ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, вывоз которых осуществляется на основании Свидетельства на право вывоза культурных ценностей

(утвержден Приказом Минкультуры РФ от 07.08.2001 года №844 «Об уточнении порядка оформления документации на право вывоза культурных ценностей и предметов культурного назначения с территории РФ»)

  • Культурные ценности, включенные в состав Музейного, Архивного и Библиотечного фондов РФ (за исключением копий, отснятых с документов, хранящихся в федеральных и государственных архивах (центрах хранения документации) субъектов РФ, государственных музеях и библиотеках системы Минкультуры РФ, Госфильмофонде России, учреждениях системы РАН).
  • Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:
    1. мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства;
    2. предметы и коллекции обмундирования и снаряжения производственного, военного и иного назначения, созданные более 50 лет назад;
    3. предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование научного, производственного, бытового и военного назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад;
    4. предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

    Какие сроки установлены для таможенного оформления товаров?

    Сроки выпуска товаров регламентированы ст. 119 ТК ЕАЭС и составляют 4 часа. Отсчет начинается с момента регистрации таможенной декларации. Он передвигается, если до конца рабочего дня таможенного органа на время подачи декларации осталось менее четырех часов. Начатая процедура должна быть доведена до конца на следующий рабочий день. Это – идеальная ситуация, когда документы и груз соответствуют требованиям. В ином случае сроки таможенного оформления товара будут в разы длиннее. К таким ситуациям относятся:

    • Таможенники запросили документы, которые подтверждают достоверность информации, включенной в декларацию;
    • Декларант обратился в ФТС с заявлением об изменении или дополнении декларации;
    • Декларант/таможенный представитель не внесли изменения в декларацию по требованию таможенников.

    Временное хранение товаров

    После прибытия товаров к месту назначения по процедуре таможенного транзита они помещаются на СВХ. Временное хранение товаров —

    хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

    Перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение трех часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, 12 ч) после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия).

    Предоставление документов

    Кроме подачи таможенной декларации в уполномоченный таможенный орган необходимо предоставить документы, подтверждающие заявленные в декларации сведения. Основные документы, представляемые при декларировании товаров, предусмотрены п. 2 ст. 131 ТК РФ. В ст. 63 ТК РФ сформулирована обязанность лиц, участвующих в процедуре таможенного оформления, представлять таможенным органам необходимые для таможенного оформления документы и сведения. Перечни таких документов и сведений устанавливаются ФТС России. К настоящему времени ФТС России провела определенную систематизацию документов, необходимых для таможенного оформления, приняв Приказ от 25 апреля 2007 г. N 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом». Данный нормативный акт не содержит полного перечня необходимых документов, в связи с чем требуется поиск иных нормативных актов ФТС России, соблюдение предписаний которых обязательно для лиц, участвующих в процедуре таможенного оформления.

    При предъявлении копий документов, необходимых для таможенного оформления, таможенный орган вправе осуществить проверку на соответствие копий документов поступившим оригиналам. В этом должностслучае ное лицо таможенного органа, проводящее процедуру таможенного оформления, на предоставленных копиях документов проставляет запись «Сверено с оригиналом», подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати, после чего оригиналы документов возвращает декларанту.

    В соответствии со ст. 367 ТК РФ таможенные органы могут направить декларанту или иному лицу, участвующему в процедуре таможенного оформления, мотивированный запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений с целью сверки информации, которая содержится в поступившей таможенной декларации и других таможенных документах.

    В целом таможенное оформление включает в себя различные таможенные операции и таможенные процедуры, направленные на юридическое оформление перемещения товаров, а так же транспортных средств через таможенную границу и установление их статуса для таможенных целей. Процедура таможенного оформления производится в соответствии с общими правилами, установленными ТК РФ. Данные правила конкретизируются многочисленными нормативными правовыми актами ФТС России. Хотелось бы обратить внимание не только на значительное число приказов ФТС России, регламентирующих всевозможные тонкости и особенности производства таможенного оформления, но и на нестабильность таких актов. Это создает сложности для участников внешнеэкономической деятельности, обязанных действовать в соответствии с предписаниями ФТС России.

    Проведение таможенного контроля

    Проведение мероприятий таможенного контроля продолжается до того момента, после которого перевозимые товары помещаются под выпуск для внутреннего потребления. Исключение составляет условно выпущенная продукция и реимпорт. В иных случаях процедура проверки заканчивается после:

    • обращения в государственную собственность;
    • помещения под процедуру отказа или уничтожения;
    • фактического вывоза с территории ЕАЭС;
    • признания части иностранного груза производственной потерей.

    Виды таможенного контроля

    Виды таможенного контроля подразделяются на две группы: контроль товаров и транспорта. Для каждого типа ТС – морских и речных кораблей, железнодорожных составов, самолетов, автомобилей выбирается конкретные способы проверки. Во время контрольных мероприятий различают проверку импортных, экспортных, транзитных грузов. В зависимости от объема и характера участия в контрольных мероприятиях стран классифицируют односторонний, двусторонний и совместный контроль.

    Виды таможенного контроля включают также контроль документальный и фактический, товарных знаков, средств идентификации. Не исключено проведение личного досмотра. Он осуществляется по приказу начальника органа ФТС при наличии достаточных для этого оснований. Веским поводом становится обоснованное подозрение в сокрытии и попытке перевезти через границу товары, не соответствующие действующему законодательству.

    Перечень товаров, в отношении которых обязательно составление письменной декларации

    Законодателем установлен определенный перечень товаров, перемещение которых через таможенную границу ЕАЭС обязательно должно сопровождаться предъявлением декларации в письменном виде. К числу таковых относятся личные вещи, общая стоимость которых превышает 65000 рублей, а также весом более 35 кг. Данное действие также является обязательным в том случае, если производится вывоз суммы более 10000 долларов (в любой валюте, эквивалентной указанной) за пределы РФ. Что касается средств, перевозимых на пластиковых картах, то вне зависимости от суммы на счете они не включаются в декларацию.

    Декларированию также подлежат внутренние ценные бумаги, в том числе и те, которые ранее были ввезены на территорию государства в законном порядке. То же самое касается и разных видов драгоценных металлов, причем независимо от того, ввозятся они или вывозятся. К числу драгоценных металлов законодатель относит золото, платину, серебро, палладий, а также осмий, рутений и иридий. То же самое касается и драгоценных камней, причем данные требования распространяются даже в том случае, если объекты ввозятся временно.

    Обязательному декларированию в письменной форме подлежат культурные, исторические и художественные ценности, которые связаны с определенными событиями народов, техникой, а также наукой. Сюда же законодатель относит предметы декоративно-прикладного искусства, а также старинные ордена, монеты и редкие коллекции фауны и флоры.

    Без письменного декларирования запрещается провоз алкогольных напитков, объем которых составляет более 2 литров, табачных изделий, в которых содержится более 250 г табака. То же самое касается ядовитых и сильнодействующих веществ, а также наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ.

    Рассматриваемое требование также касается транспортных средств, объектов, которые могут содержать в себе сведения, составляющие государственную тайну, и продукции военного назначения.

    В соответствии с Конституцией таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (далее также – таможенная граница).

    Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Основными функциями таможенного регулирования являются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция таможенного регулирования заключается в создании благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Таможенное регулирование призвано защитить национальную экономику от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. С помощью таможенного регулирования решается задача по рационализации товарной структуры российского импорта. Таможенное регулирование используется для поддержания рационального соотношения вывоза и ввоза товаров. Таможенным регулированием обеспечивается защита прав и свобод человека и общественных интересов, защита общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей среды, защита художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защита права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защита интересов российских потребителей ввозимых товаров.

    Таможенное регулирование выполняет фискальную функцию. Таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются одним из источников формирования доходов федерального бюджета.

    Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ.

    ФТС России в соответствии с законодательством РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

    ФТС России обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела.

    В пределах своей компетенции ФТС России обеспечивает единообразное применение таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории России.

    Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства РФ с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

    В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами – участницами этих союзов и странами – участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран – участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран – участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

    Таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе:

    – отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

    – отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

    – отношения по установлению и применению таможенных режимов;

    – отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

    Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с государственной границей РФ регулируется законодательством РФ о государственной границе РФ, а в части, не урегулированной законодательством РФ о государственной границе РФ, – таможенным законодательством РФ.

    При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.

    Таможенное законодательство РФ состоит из ТК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее – акты таможенного законодательства).

    Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ вступил в силу с 1 января 2004 г. и действует с изменениями, внесенными федеральными законами от 23.12.2003 № 186-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 20.08.2004 № 118-ФЗ, от 11.11.2004 № 139-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 31.12.2005 № 204-ФЗ, от 10.01.2006 № 16-ФЗ, от 18.02.2006 № 26-ФЗ, от 19.12.2006 № 238-ФЗ, от 30.12.2006 № 266-ФЗ, от 06.06.2007 № 88-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 24.07.2007 № 198-ФЗ и № 214-ФЗ.

    Согласно ст. 438 ТК был признан утратившим силу с 1 января 2004 г. Таможенный кодекс РФ 1993 г.,[6] за исключением гл. 12, которая утрачивает силу со дня вступления в силу федерального закона, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).

    Отношения в области таможенного дела, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей могут регулироваться также указами Президента РФ.

    На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.

    См. также:

    постановление Правительства КР от 2 июня 2012 года № 378 «Об утверждении Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем»

    Статья 62. Временное хранение товаров

    Временное хранение — таможенная процедура, при которой товары и транспортные средства хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, и без применения к товарам нетарифных мер регулирования до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо помещения под иную таможенную процедуру.

    (В редакции Закона КР от 5 августа 2008 года № 196)

    Статья 63. Места временного хранения

    1. Временное хранение осуществляется в помещениях, на открытых площадках, в иных местах, специально выделенных и обустроенных для этих целей (складах временного хранения).

    2. Склады временного хранения могут учреждаться отечественными лицами в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

    3. Места временного хранения товаров являются зоной таможенного контроля и местом представления товаров и транспортных средств таможенному органу.

    (В редакции Закона КР от 5 августа 2008 года № 196)

    Статья 64. Типы складов временного хранения

    1. Склады временного хранения являются складами открытого типа, то есть доступными для хранения любых товаров и использования любыми лицами, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

    2. Учреждение складов временного хранения закрытого типа, то есть предназначенных для хранения определенных товаров или товаров определенных лиц, допускается по мотивированному обращению заинтересованных лиц, осуществляющих хранение специфических категорий товаров, ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения, когда учреждение склада закрытого типа отвечает потребностям участников внешнеэкономической деятельности или транспортных организаций.

    Статья 65. Товары, которые могут быть помещены на склады

    временного хранения

    1. На склад временного хранения могут быть помещены любые товары. Товары, могущие причинить вред другим товарам, или требующие особых условий хранения, должны храниться на складах или в помещениях склада временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров.

    2. Склады временного хранения могут использоваться также для хранения товаров в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Статья 66. Документы, необходимые для помещения товаров на склад

    временного хранения

    При помещении товаров на склад временного хранения таможенные органы требуют документы, содержащие сведения необходимые для идентификации товаров и предусмотренные пунктом 2 статьи 44 настоящего Кодекса. В качестве таких документов могут использоваться коммерческие, транспортные или иные документы, содержащие необходимые сведения.

    Статья 67. Сроки временного хранения

    1. Срок временного хранения товаров составляет не более двух месяцев.

    2. Предельный срок временного хранения скоропортящихся товаров составляет до 10 дней.

    3. Временное хранение товаров и транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам и делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, осуществляется до вступления в законную силу решения суда или постановления о прекращении дела, за исключением скоропортящихся товаров.

    (В редакции Закона КР от 5 августа 2008 года № 196)

    Статья 68. Операции с товарами, находящимися на складе временного

    хранения

    1. Владелец склада временного хранения, таможенный брокер, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, и их представители могут осматривать и измерять товары, находящиеся на складе временного хранения. С уведомления таможенного органа могут отбираться пробы и образцы товаров (статья 330).

    2. Товары, находящиеся на временном хранении, с уведомления таможенного органа могут быть подвергнуты операциям, необходимым для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, включая исправление поврежденной упаковки, а также, операциям, необходимым для ускорения вывоза товаров со склада временного хранения и их последующей транспортировки. Совершение указанных операций может быть при условии, что они не влекут за собой изменение состояния товаров или невозможность их идентификации таможенными органами.

    Статья 69. Пришедшие в негодность или поврежденные товары

    Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения, подлежат помещению под определенный декларантом таможенный режим, как если бы они были ввезены в негодном, испорченном или повреж��енном состоянии.

    Статья 70. Требования к обустройству, материально-техническому

    оснащению и месту расположения складов временного

    хранения

    1. Склад временного хранения должен быть обустроен и оборудован таким образом, чтобы была обеспечена сохранность товаров, и был исключен доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада и не обладающих полномочиями в отношении товаров).

    2. К складу временного хранения должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать в указанную зону в любое время суток.

    3. Требования к инфраструктуре, техническому оснащению и режиму работы складов временного хранения устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

    Виды таможенных режимов

    В Таможенном кодексе Таможенного союза определено 17 видов таможенных режимов. Для удобства мы будем делить их на 4 группы: основные, экономические, завершающие и специальные.

    Основные таможенные режимы из этой группы регулируют такие распространённые внешнеторговые операции, как купля и продажа товаров.

    • Выпуск для внутреннего потребления (или импорт) — импортная продукция проходит через процедуру таможенного оформления (также применяется термин “растаможка”) и меняет свой статус иностранного товара на статус товаров, находящихся в свободном обращении на таможенной территории;
    • Таможенный транзит — Иностранные товары свободно перемещаются по таможенной территории Таможенного союза без уплаты таможенной пошлины. Основное условие – регистрация в месте въезда и выезда с таможенной территории;
    • Экспорт — таможенная процедура применяется в отношении товаров Таможенного союза вывозимых за рубеж (затаможка). Продукция Таможенного союза вывозится безвозвратно и меняет свой статус на статус иностранного товара.

    Экономические таможенные режимы — режимы из данной группы решают специфические экономические задачи.

    • Таможенный склад — Таможенная процедура применяется в отношении иностранных товаров, которые беспошлинно ввозятся на таможенную территорию и хранятся на таможенном складе;
    • Переработка на таможенной территории — Иностранные товары ввозятся на таможенную территорию и подвергаются переработке. Грузы освобождаются от уплаты таможенных пошлин, но после переработки должны быть вывезены за пределы Таможенного союза;
    • Переработка вне таможенной территории — Российские товары вывозятся за рубеж с целью переработки. Переработанные грузы должны быть возвращены на таможенную территорию в установленные сроки;
    • Переработка для внутреннего потребления — Импортная продукция беспошлинно ввозится на таможенную территорию для переработки. Главное условие – обязательное помещение переработанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (импорта) с уплатой ввозных таможенных пошлин;
    • Временный ввоз — Иностранные товары ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза на ограниченный срок. Для некоторых видов товаров возможно полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин. Главное условие – до истечения установленного срока товары должны быть помещены под таможенную процедуру реэкспорта;
    • Свободный склад — Беспошлинный ввоз иностранных товаров на таможенную территорию ТС. Главное условие – помещение и хранение грузов на территории свободного склада.

    Завершающие — режимы из данной группы призваны довести до логического завершения экономические операции, начатые в ходе реализации таких экономических процедур, как “временный ввоз”, “переработка на (вне) таможенной территории”. Другие таможенные процедуры из данной группы направлены на одномоментное окончание деятельности в одностороннем порядке: “отказ в пользу государства” и “уничтожение”.

    • Реимпорт — Возврат вывезенных ранее за рубеж товаров Таможенного союза. Ввоз таких товаров осуществляется без взимания таможенных пошлин и налогов. Главное условие – соблюдение ранее установленных сроков;
    • Реэкспорт — Возврат ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза иностранных товаров. Вывоз таких товаров или продуктов предусматривает возврат декларанту уплаченных ранее ввозных таможенных пошлин;
    • Уничтожение — Режим применяется в отношении товаров, подлежащих уничтожению. Пошлины и налоги не взимаются;
    • Отказ в пользу государства — Безвозмездная передача товаров в собственность государства. Иностранные товары приобретают статус товаров Таможенного союза.

    Специальные — условия специальных таможенных процедур оговариваются отдельными законодательными актами. Они регулируют внешнеэкономические операции специфического характера, никак не отраженные другими таможенными режимами.

    • Временный вывоз — Товары Таможенного союза должны быть помещены под таможенную процедуру реимпорта и возвращены на территорию Таможенного союза до истечения установленного срока;
    • Беспошлинная торговля — Специальный режим, применяющийся в отношении товаров, реализуемых через магазины беспошлинной торговли. Товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин и должны быть реализованы физическим лицам, покидающим таможенную территорию Таможенного союза;
    • Свободная таможенная зона — Действие данной процедуры оговаривается отдельными законодательными актами стран-участниц ЕАЭС;
    • Специальная таможенная процедура — Таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).

    Понятие таможенного режима, его группы и виды

    Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств – это совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом (п. 7 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

    Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ – это фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами (п. 8 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

    Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ – это подача таможенной декларации, непосредственно направленной на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (п. 9 ст. 11 Таможенного кодекса РФ). К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ и др. (п. 9 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

    Установление факта контрабанды, совершенной путем незаконного перемещения предметов контрабанды через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС, требует установления участка Государственной границы, на котором совершена контрабанда, т.е. конкретного места незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации с определенным государством — членом ЕАЭС.

    Для этого необходимо уяснение понятия «перемещение через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС».

    В российском законодательстве понятие «незаконное перемещение через Государственную границу Российской Федерации» не раскрыто.

    Из анализа положений Федерального закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в их взаимосвязи можно сделать вывод, что под перемещением товаров (предметов) через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС понимается фактическое пересечение любым способом товарами (предметами) соответствующих участков Государственной границы Российской Федерации, в результате которого:

    • товары (предметы) прибыли из других государств — членов Таможенного союза на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (ввоз);

    Согласно ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

    • товары (предметы) перемещены за пределы территории Российской Федерации и территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства — члены Таможенного союза (вывоз).

    Порядок (правила) фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, — законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

    Как отмечается Конституционным Судом Российской Федерации, указание на незаконный характер конкретных деяний в сфере оборота тех или иных предметов, веществ и т.д., характерное для бланкетных диспозиций статей уголовного закона, означает, что юридической предпосылкой применения соответствующих уголовно-правовых норм является несоблюдение установленных в данной сфере правил .

    В соответствии со ст. 11 УК РФ «Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации» лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ.

    Применительно к контрабанде признаются совершившими на территории Российской Федерации преступления, предусмотренные ст. ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, если контрабанда совершена на Государственной границе Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС или на участках таможенной границы ЕАЭС, совпадающих с Государственной границей Российской Федерации.

    Если преступления, предусмотренные ст. ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, совершены на участках таможенной границы ЕАЭС, не совпадающих с Государственной границей Российской Федерации, то тогда эти преступления признаются совершенными вне пределов Российской Федерации.

    Согласно ст. 12 «Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации» УК РФ граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК РФ, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых УК РФ, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

    Преступления, предусмотренные ст. ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, направлены против интересов Российской Федерации независимо от того, совершены ли они на Государственной границе Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС или на таможенной границе ЕАЭС (т.е. на территории Российской Федерации или на территории другого государства — члена ЕАЭС).

    Таким образом, во всех рассматриваемых случаях лицо, совершившее контрабанду, может быть привлечено к ответственности по УК РФ.


    Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *