Налог с процентов по вкладам: что нужно знать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог с процентов по вкладам: что нужно знать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


До утверждения закон 63-ФЗ применялись иные нормы. Напомним, что с 01.01.2021 доходы физлиц по вкладам должны были облагаться НДФЛ. Объектом обложения являлся не сам вклад в том или ином российском банке, а совокупный процентный доход, который выплачивался гражданину (физлицу) за соответствующий календарный год (за вычетом необлагаемой суммы данного процентного дохода).

Единый налоговый счет

С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:

  • для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;

  • для выполнения обязательств организации перед бюджетом.

На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);

  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;

  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

IV. Распределение ЕНП

Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:

  1. недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.

Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).

Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:

  1. госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
  2. авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):

  1. налог на профессиональный доход,
  2. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Для того чтобы стало понятнее, что именно ждет россиян в связи с введением в действие ст. 214.2, сделаем сравнительный анализ между тем, что было, и тем, как будет.

Итак, до 2020 года действуют старые положения Налогового кодекса относительно уплаты налогов с дохода от рублевых вкладов.

В соответствии со старыми положениями закона налог с дохода по вкладам следовало оплатить в случае, если банковская ставка по вкладу превышала ключевую ставку ЦБ по показателю плюс 5 процентных пунктов. Налог подлежал уплате с суммы, превышающей этот лимит.

Например, при ключевой ставке ЦБ в 6% добавление пяти процентных пунктов в сумме дает 11 процентов годовых. Поскольку таких ставок по вкладам физических лиц не существует, налог не платил никто.

То есть определение налоговой базы было привязано к процентной ставке банка, ключевой ставке ЦБ и добавочным процентным пунктам. Поскольку при любом раскладе арифметические действия давали несуществующую ставку, то ст. 214.2 была практически недействующей, вне зависимости от того, миллиардный или миллионный был вклад.

Исходя из необходимости модификации «недееспособной» статьи НК РФ, законодатель разработал новые положения взимания налогов с доходов по вкладам граждан.

Для этого статья 214.2 НК РФ в новой редакции установила ряд изменений, а именно:

  1. налог был «отвязан» от процентов по банковскому вкладу;
  2. банкам была вменена обязанность сообщать в налоговые органы обо всех вкладах граждан;
  3. перед налоговыми органами поставили задачу ведения суммарного учета всех вкладов по каждому конкретно вкладчику;
  4. налог был привязан к реальному доходу вкладчика от процентной ставки по вкладу. С целью установления дохода налоговые органы должны суммировать доходы от каждого вклада гражданина, если процентная ставка по ним составляет более 1 %;
  5. был установлен лимит дохода. Арифметически лимит дохода устанавливается путем умножения общей суммы вкладов на действующую ключевую ставку ЦБ РФ;
  6. была установлена единая налоговая ставка по доходам от вкладов, равная 13% и для резидентов, и для нерезидентов РФ.

С 2023 года будет установлен единый тариф по страховым взносам, уплачиваемым в ИФНС (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Напомним, что в ИФНС уплачиваются взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ с выплат работникам.

По общему правилу единый тариф, в который войдут все налоги с зарплаты в 2023 году, будет установлен в следующих размерах:

  • 30% – для взносов, исчисляемых в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 15,1% – для взносов, исчисляемых свыше установленной единой предельной величины базы.

Как видим, базовый тариф в пределах лимита не меняется. Сейчас работодатели тоже в общем случае платят взносы суммарно по тарифу 30%, но этот налог состоит из 3-х частей:

Читайте также:  Обязательный единый налоговый платеж с 2023 года: как изменится уплата налогов
Назначение взноса Отчисление в процентах
на ОПС 22%
на ОМС 5,1%
на ВНиМ 2,9%

Ставки налога для физических лиц

Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.

Регион / Ставка руб. за 1 л.с. 0-100 100-150 150-200 200-250 251+
Республика Адыгея 10 20 40 70 130
Алтайский край 10 20 25 60 120
Республика Алтай 10 14 20 45 120
Амурская область 15 21 30 75 150
Архангельская область 14 24 50 75 150
Астраханская область 14 27 48 71 102
Республика Башкирия 25 35 50 75 150
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 10 18 40 75 130
Республика Бурятия 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
Владимирская область 20 30 40 75 150
Волгоградская область 9 20 40 75 150
Вологодская область 25 35 50 75 150
Воронежская область 25 35 50 75 150
Республика Дагестан 8 10 35 50 105
Еврейская АО 8 16 40 60 95
Забайкальский край 7 10 20 33 65
Ивановская область 10 20 35 60 120
Республика Ингушетия 5 7 10 30 40
Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
Республика Кабардино-Балкария 7 15 35 65 130
Калининградская область 2.5 15 35 66 147
Республика Калмыкия 11 22 47 75 150
Калужская область 10 25 50 75 150
Камчатский край 9 24 40 68 130
Республика Карачаево-Черкесия 7 14 25 35 95
Республика Карелия 6 30 50 75 150
Кемеровская область 8 14 45 68 135
Кировская область 20 30 44 60 120
Республика Коми 15 20 50 75 150
Костромская область 14 26.8 38 60 120
Краснодарский край 12 25 50 75 150
Красноярский край 5 14.5 29 51 102
Республика Крым 5 7 15 20 50
Курганская область 10 27 50 75 150
Курская область 15 22 40 70 150
Ленинградская область 18 35 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Магаданская область 6 8 12 18 36
Республика Марий Эл 25 35 50 90
Город Москва 12 35 50 75 150
Республика Мордовия 17.3 25.9 37.9 75 150
Московская область 10 34 49 75 150
Мурманская область 10 15 25 40 80
Ненецкий АО 25 50
Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
Новосибирская область 6 10 30 60 150
Омская область 7 15 30 45 90
Оренбургская область 15 50 75 150
Орловская область 15 35 50 75 150
Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
Пермский край 25 30 50 58
Приморский край 18 26 43 75 150
Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
Ростовская область 12 15 45 75 150
Рязанская область 10 20 45 75 150
Самарская область 16 20 45 75 150
Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
Саратовская область 14 30 50 75 150
Сахалинская область 10 21 35 75 150
Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
Республика Северная Осетия 7 15 20 45 90
Город Севастополь 5 7 25 75 100
Смоленская область 10 20 40 60 100
Ставропольский край 7 15 36 75 120
Тамбовская область 20 30 50 75 150
Республика Татарстан 25 35 50 75 150
Тверская область 10 21 30 45 90
Томская область 5 8 20 30 75
Тульская область 10 25.4 50 75 150
Республика Тыва 7 11 20 30 70
Тюменская область 10 30 34 40 66
Республика Удмуртия 8 20 50 75 100
Ульяновская область 12 30 45 65 115
Хабаровский край 12 16 30 60 150
Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
Республика Хакасия 6 15 25 40 75
Челяб��нская область 7.7 20 50 75 150
Республика Чечня 7 11 24 48 91
Республика Чувашия 13 23 50 75 150
Чукотский АО 5 7 10 15 30
Республика Якутия 8 13 17 30 60
Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145

Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.

Налог с продажи автомобиля для не резидентов РФ

Отдельного внимания заслуживает уплата налога с продажи автомобиля лицами, не являющимися резидентами. Сначала разберемся, кто признается налоговым резидентом Российской Федерации (статья 207 Налогового кодекса):

2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Все остальные продавцы автомобилей на территории РФ налоговыми резидентами не являются.

Изменения для юридических лиц-резидентов

В подпункты 2 и 4 п. 2 ст. 441 и в подпункт 5 п. 1 ст. 307 НК внесены изменения, начинающие действовать с 01. 01. 2023 г. Так, исключена норма по неиспользованию корректировки общего годового дохода по КПН непосредственно в части дивидендов, которые выплачиваются юрлицом, производящим снижение исчисленного КПН на 100% по той деятельности, по которой предусмотрено данное снижение. При этом из СГД исключены дивиденды по ценным бумагам, которые размещены на таких биржах, как МФЦА, KASE, если за конкретный налоговый период были осуществлены активные торги на бирже (текущие критерии определяются Правительством РК). Если же в налоговый период на бирже не осуществлялись активные торги указанными бумагами, то дивиденды по ним облагаются КПН в качестве дохода, облагаемого у непосредственного источника выплаты.

Изменения для нерезидентов

Подпункт 3 п. 9 ст. 645 и подпункт 3 ст. 654 НК дополнены условием, на основании которого освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов от обложения непосредственно КПН и ИПН применяется исключительно к дивидендам, начисленным по тем ценным бумагам, по которым за активный налоговый период проводились торги на бирже.

Исключены подпункты 4 и 5 п. 9 ст. 645 и подпункт 4 п. 9 ст. 654 НК, предусматривающие тотальное освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов.

Дополнена пунктами 4 и 5 ст. 646 НК, где предусмотрена льготная ставка налога на дивиденды нерезидентов, составляющая 10% при выполнении предусмотренных в перечисленных пунктах условий.

  • Вводится ограничение использования вычетов по нематериальным услугам, которые оказываются аффилированными лицами-нерезидентами, но не больше 3% от налогооблагаемого дохода (например, юридические, консалтинговые, управленческие и иные услуги). Установлены ограничения по расходам на покупку «нематериальных» услуг у определенных аффилированных лиц-нерезидентов.

Ставки налога на имущество физических лиц в 2022 году

Налоговая ставка — это процент от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определяемой Росреестром (налоговая база). Ставка за жилые помещения, доли недвижимости, гаражи и машино-места стандартно составляет 0,1% от кадастровой стоимости.

Налог на офисные помещения, помещения в торговых центрах и любую недвижимость дороже 300 млн рублей рассчитывается по ставке 2%. На все другие объекты — 0,5%. Сумма налога и все расчетные данные, включая кадастровую стоимость, указываются в налоговом уведомлении.

Читайте также:  О камеральной налоговой проверке

Недвижимость
Ставка, %

Жилая недвижимость с кадастровой стоимостью до 300 млн рублей
0,1

Незавершенное строительство под жилье
0,1

Гаражи и место на парковке
0,1

Хозяйственные объекты до 50 кв. м — сараи или кладовки — на дачных участках
0,1

Офисные и торговые помещения
2

Любые объекты недвижимости дороже 300 млн рублей
2

Все остальное
0,5

Это базовые ставки. Налог на имущество относится к местным налогам, то есть он собирается в пользу муниципальных бюджетов. Поэтому муниципалитеты и власти городов федерального значения могут установить свои ставки — как уменьшить их до нуля, так и увеличить, но не более чем в три раза. В Москве, например, ставка дополнительно дифференцируется в зависимости от кадастровой стоимости жилья — от 0,1% до 0,3%. Чем дороже жилье, тем больше налог.

Какие вычеты действуют при расчете налога на имущество физлиц

Совсем не облагается имущественным налогом следующая недвижимость:

— менее 50 кв. м, если вы владеете жилым домом;
— менее 20 кв. м, если вы владеете квартирой;
— менее 10 кв. м, если вы владеете комнатой.

На каждый объект недвижимости — один налоговый вычет. При этом неважно, сколько собственников и относятся ли они к льготной категории.

Кадастровая стоимость недвижимости в налоговом уведомлении, которое вы получаете по почте или в личном кабинете на сайте, уже уменьшена на кадастровую стоимость налогового вычета.

Тип объекта
Размер вычета

Для дома
50 кв. м

Для квартиры или части дома
20 кв. м

Для комнаты или части квартиры
10 кв. м

Многодетные семьи получают дополнительный вычет. На каждого несовершеннолетнего ребенка:

— по комнате, квартире или ее части — 5 кв. м;
— по жилому дому или его части — 7 кв. м.

При расчете учитывается также и длительность владения недвижимостью: если она находится во владении меньше года, налог пропорционально уменьшается. Коэффициент периода владения — это число, полученное в результате деления количества месяцев владения объектом на 12. Если имущество приобретено до 15 числа месяца, он учитывается, если после — нет.

В итоге налог на имущество физлиц равен кадастровой стоимости (Б), умноженной на ставку налога (С), на коэффициент периода владения имуществом (КПВ) и на размер доли собственности (Д). Формула расчета налога выглядит так:

Налог на имущество = Б × С × КПВ × Д

Пример расчета налога на недвижимое имущество

Приведем пример расчета налога на реальную двухкомнатную квартиру площадью 73,1 кв. м в городе Альметьевске, Республика Татарстан. Кадастровая стоимость всего объекта — 1 млн 905 тыс. 725 рублей. Кадастровая стоимость 1 кв. м составит 26 тыс. 70 рублей.

Вычитаем из облагаемой стоимости цену 20 «квадратов» в квартире, применяя налоговый вычет для полной доли в квартире, получаем 1 млн 384 тыс. 317 рублей. Именно с этой суммы рассчитывается налог для единоличного собственника указанной квартиры.

Налоговая ставка на любые квартиры в Альметьевске выше базовой и составляет 0,2%.

Таким образом, за 2021 год собственник должен будет заплатить следующий налог на имущество:

1 млн 384 тыс. 317 рублей × 0,2% = 2 769 рублей.

Если собственник владел квартирой неполный год, то в расчет добавляется коэффициент периода владения, а если у него лишь доля в квартире, то и этот коэффициент. Усложним пример: скажем, в июне половину квартиры приобрел другой собственник. Тогда его расчет будет выглядеть так:

Кадастровая стоимость для расчета, руб.
Ставка налога, %
Коэффициент владения имуществом
Размер доли собственности
Конечный налог, руб.

1 млн 384 тыс. 317
Остается прежней: вычет сохраняется и за долю в квартире

0,2
Это ставка, которую определил муниципалитет города Альметьевска

0,5
Новый собственник приобрел долю до 15 июня, поэтому КПВ составит 6/12. Если бы сделка была после 15 числа, то расчет начался бы с июля.

0,5
Это второй собственник, соответственно, его доля 1/2

692

Как изменился налог на имущество в 2022 году и что нового будет в 2023 году

С 2021 года порядок налогообложения недвижимости немного изменился:

— если уведомить налоговую об утрате недвижимости, можно не платить налог с первого числа месяца, когда объект был уничтожен;

— если вы стоите на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения имущества, можете сдавать общую декларацию в любом удобном для вас отделе ФНС;

— в некоторых регионах изменились налоговые ставки и кадастровая стоимость недвижимости.

В 2023 году обновится форма декларации: за 2022 год налог нужно будет уплатить по новому бланку — его можно найти в личном кабинете на сайте ФНС, а также вам пришлют его в уведомлении. Кроме того, изменится кадастровая стоимость — ее местные власти пересматривают каждый год. Ставки изменятся в отдельных регионах, где на расчет налоговой базы по кадастровой стоимости перешли в последние два — три года.

Сроки уплаты налога останутся те же.

Мобилизованные могут не платить налог на имущество до тех пор, пока не уволятся со службы. Это не освобождение от уплаты, но отсрочка без начисления пеней. После увольнения у них будет срок до 28 числа третьего месяца после даты увольнения. Оплатить налог можно будет равными частями, по 1/6 от общей суммы, ежемесячно либо в общеустановленном порядке.

ЗАРПЛАТЫ РАСТУТ… НО НЕ РАСТУТ

Говорил президент и о рынке труда. Если с безработицей в стране все хорошо, и она сегодня находится на минимальном уровне — 3,9%. То с зарплатами все не так радужно. Как отметил российский лидер, они, конечно, растут — +12,7% с января по август, но это лишь в номинальном выражении. Но более важным «является показатель реальных зарплат с учетом инфляции», заявил Путин:

— А здесь ситуация объективно сложнее – пока темпы роста зарплат отстают от роста цен. Важно, чтобы доходы граждан росли темпами выше инфляции. У нас тенденция к снижению инфляции является устойчивой. И специалисты считают, что где-то в первом квартале следующего года она должна приблизиться где-то к 5%, а может быть, даже чуть меньше, — подчеркнул президент.

А еще он сообщил, что с 1 февраля все выплаты ветеранам и инвалидам будут проиндексированы на уровень инфляции. Её, кстати, по итогам года ожидают на уровне 12-12,4%, заявил министр экономики Максим Решетников.

Госдума приняла законопроект об универсальном пособии для граждан с детьми

Представляла документ в Госдуме вице-премьер Татьяна Голикова. Основной упор чиновников в новом пособии – это его «бесшовность» и унификация социальных мер поддержки нуждающегося населения.

Кроме того, единую выплату будет курировать единый Соцфонд, образуемый с 2023 года.

Чиновники также будут проверять каждого обратившегося на соответствие критериям нуждаемости и его семейных доходов. Беззаявительный порядок получения новой выплаты пока также под вопросом. Эксперты обращают внимание на ужесточение критериев, по которым граждане теперь могут подпадать под выплату.

Сам законопроект был внесен в Госдуму в конце сентября. Согласно документу, выплата универсального пособия предназначена беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, а также семьям с детьми до 17 лет.

Читайте также:  Транспортный налог в 2021 году: условия, ставки, льготы для физлиц

Новая выплата, как обещается, заменит собой ряд мер социальной поддержки.

А именно такие как ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет; ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а также ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.

В Минтруде подчеркивают: универсальная выплата – попытка унифицировать ряд мер поддержки для семей с детьми и беременных женщин.

«Отдельные этапы будущего универсального пособия на вышеуказанных условиях уже реализованы в настоящее время в виде отдельных ежемесячных выплат.

Таким образом, для выстраивания целостной системы поддержки необходимо привести к единым требованиям меры поддержки семьям с детьми до 3 до 17 лет и ввести дифференцированный размер выплат беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности», – следует из пояснительной записки к законопроекту.

При этом отмечается, что новые назначения вышеперечисленных мер поддержки гражданам после 1 января 2023 года осуществляться не будут. Исключение составят граждане, у которых право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей возникло до 1 января 2023 года.

В общей сложности новая мера затронет семьи, где воспитывается около 10 млн детей, а на эти цели из регионального и федерального бюджетов потратят около 1,7 трлн руб., полагают в правительстве.

«Благодаря введению универсального пособия с 1 января 2023 года в РФ будет выстроена единая и комплексная «бесшовная» адресная поддержка семей с детьми с ранних сроков беременности женщины до достижения ребенком возраста 17 лет», – отметили в кабмине.

Отдельно подчеркивается, что пособие будет выплачиваться тем семьям, доход которых ниже одного регионального прожиточного минимума. Указывается, что сам размер пособия может составлять 50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. Минтруд пояснял, что сумма универсального пособия на детей, выдаваемого малоимущим семьям, в 2023 году составит в среднем 7 тыс. руб., 10,5 тыс. и 14 тыс. руб.

Кроме того, универсальное пособие будет назначаться на принципах социального казначейства единым Фондом пенсионного и социального страхования РФ, а при выплате пособия будет применяться «комплексная оценка нуждаемости граждан в пособии, включающей оценку доходов семьи, имущественной обеспеченности и трудового потенциала». То есть при выплате будет учитываться наличие движимого и недвижимого имущества, доходов от вкладов, а также причины отсутствия доходов у лица, имеющего право на такое пособие, и у трудоспособных членов его семьи.

Интересно, что при всей декларируемой адресности подхода власти пока предлагают выплачивать пособие только по заявлению гражданина.

Вице-премьер России Татьяна Голикова во вторник объявила, что возможность беззаявительного назначения рассмотрят после отработки механизма выплаты нового пособия.

«Пока мы не переходим на беззаявительный характер. Пока одно заявление, поскольку у нас сейчас, по сути, будет проходить период становления. Это же будет единое пособие, которое мы будем устанавливать на долгое время. Как только мы отработаем механизм, возможно, мы с вами к этому вопросу вернемся», – сказала она, выступая на пленарном заседании в Госдуме.

Чиновники говорят об оптимизации и унификации социальных мер поддержки, но под этим часто понимается скорее их урезание. В конце прошлого года глава Минтруда Антон Котяков сообщал, что всего в РФ около 400 различных мер социальной поддержки. При этом ежемесячной господдержкой тогда было охвачено около 7,5 млн детей. Тогда же он напоминал, что в пандемию в 2020 году выплатами по поручению президента были охвачены более 28 млн детей, а в 2021 году – 21 млн.

Финансовые власти РФ также регулярно ставят под сомнение эффективность современной социальной политики в стране, предлагая ее «оптимизировать».

Так, в Минфине считали, что маткапитал должен трансформироваться в более эффективную форму поддержки рождаемости.

«Мы еще год назад заявляли, что нужно смотреть подходы стимулирования мам рожать детей более адресно, более точечно с учетом нуждаемости. Мы говорили, что маткапитал должен тра��сформироваться в более эффективную форму поддержки мам, которые рожают детей», – говорил в 2014 году глава Минфина Антон Силуанов.

Выплаты населению по принципу адресности и нуждаемости – любимая присказка не только чиновников, но и ряда исследователей.

Так, ряд экономистов выступали за доказательную социальную политику, при которой те или иные меры поддержки предоставлялись бы в случае, если их эффективность доказана экспериментально. Те же ученые ранее предлагали оценивать нуждаемость граждан по совокупным доходам, включая туда наличие недвижимости, транспорта, дачи, сельхозтехники и даже скота.

К примеру, предлагалось не считать бедными тех, у кого в хозяйстве 20 овец, или 6 свиней, или 1 лошадь, или 40 кроликов, или 50 кур, или 20 пчелиных семей.

В Минтруде подчеркивают: с 1 января 2023 года будет выстроена целостная система поддержки малообеспеченных семей с детьми с охватом всех нуждающихся детей вне зависимости от региона проживания и очередности рождения, по единым правилам и через единого оператора.

«Универсальное пособие вводится в рамках исполнения поручения Президента по выстраиванию целостной системы поддержки семей с детьми.

Это – единое пособие для семей с низкими доходами, которое будет включать 7 действующих сегодня мер поддержки, в том числе выплаты в связи с рождением или усыновлением ребенка и до достижения им 3 лет, а также на детей от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет.

Пособие позволит создать целостную систему поддержки семей от периода беременности женщины до достижения ребенком 17 лет», — заявляют в министерстве.

В ведомстве отмечают, что с применением комплексной оценки нуждаемости, в дифференцированном размере уже выплачиваются пособия для семей с детьми в возрасте от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет. Кроме того, после введения универсального пособия возрастет поддержка беременных женщин. «С переходом на универсальное пособие они смогут получать не половину, а 100% регионального прожиточного минимума трудоспособного населения», — сообщают в Минтруде.

Унифицируются правила выплат на детей до 3 лет – это позволит получать поддержку из бюджета родителям вторых, третьих и последующих детей во всех регионах. «Ранее выплата на второго ребенка в этой возрастной категории производилась из средств материнского капитала, а выплата на третьего и последующего детей была доступна только в 78 регионах на разных условиях», — поясняют в пресс-службе министерства.

Тем не менее универсальное пособие действительно удобно и комплексно само по себе, признают эксперты. А размер большинства назначаемых пособий и ранее зависел от итогов комплексной оценки нуждаемости семьи. Инициатива ничего не меняет для большинства семей. Однако есть нюансы.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *