Рассмотреть спор в ЕСПЧ: инструкция к действию
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рассмотреть спор в ЕСПЧ: инструкция к действию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Единоличный судья вправе объявить неприемлемой индивидуальную жалобу, или исключить её из списка подлежащих рассмотрению Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Если Единоличный судья не объявляет неприемлемой жалобу или не исключает ее из списка подлежащих рассмотрению дел, то этот судья направляет ее в Комитет или Палату для дополнительного изучения (статья 27 Конвенции).
Особенности рассмотрения жалоб Комитетом
Касательно вопроса о приемлемости «процедура носит упрощенный характер, если три судьи, составляющие комитет, единогласно приходят к выводу, что решение может быть принято без дополнительного исследования обстоятельств дела и требований заявителя».
После вступления в силу Протокола № 14 данный тезис вполне относится и к делам, по которым «вопрос, лежащий в основании дела и связанный с интерпретацией или применением Конвенции, уже является предметом установившейся судебной практики». По таким делам Комитет может объявлять жалобы приемлемыми и одновременно выносить решение по существу (статья 28 Конвенции).
Во всех остальных случаях Комитет передает жалобу на рассмотрение Палате. Думается, что основная масса дел будет рассматривать именно Комитетами, как по вопросу приемлемости, так и по существу дела.
Палата же рассматривает наиболее сложные дела как с точки зрения достаточности материалов по делу, так и с точки зрения права .
Решение о неприемлемости или о исключении жалобы из списка, подлежащих рассмотрению в Суде, является окончательным. Заявитель уведомляется о решении Комитета в письменном виде (ст. 28 Конвенции, Правило 53 п.2 Регламента). Так в приведенном уже примере говорилось о письме от 13 ноября 2009 года по жалобе № 21059/08 Лященко против России, в котором заместитель Секретаря Секции указал, что 6 ноября 2009 года Европейский суд по правам человека, заседая в составе Комитета из трех судей (E. Steiner, Председатель, D. Spielmann и G. Malinverni) принял решение объявить неприемлемой жалобу, поданную14 февраля 2008 года и зарегистрированную под вышеуказанным номером. Суд установил, что данная жалоба не отвечает требованиям Конвенции.
Судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны-ответчика, если он не является членом Комитета, может быть приглашен на совещания Комитета (Правило 53 п.1 Регламента). Заявители уведомляются о решении Комитета в письменном виде (Правило 53, п. 2 Регламента). «Обычно данное уведомление производится в стандартном формате, которое не излагает причин, относящихся к конкретному делу, за исключением стандартного ответа, относящегося к критериям приемлемости по ст. 35 Конвенции. В системе Конвенции роль Комитетов состоит в избавлении от самых слабых дел», — отмечает Ф. Лич. Очевидно, что данная роль теперь отведена Единоличному судье.
Если Комитет не может прийти к единогласному решению, то жалоба передается на рассмотрение Палаты.
После рассмотрения Комитет выносит одно из четырех окончательных решений:
1. Объявляет жалобу неприемлемой и исключает её из списка подлежащих рассмотрению в Суде дел;
2. О направлении для дальнейшего изучения в Палату;
3. Выносит одновременно решение о приемлемости и, по существу.
Таким образом, производство в Комитете является наиболее типичным для рассмотрения дела.
Разные сроки по делам
Естественно, срок зависит от того, какой у вас вопрос. Например, сроки, которые считаются по уголовным делам не совпадают со сроками по гражданским делам. Ещё длительное время назад ЕСПЧ считал, что кассация на уровне Верховного суда не является эффективным средством правовой защиты. Но несколько лет назад Европейский суд выпустил соответствующее постановление по России, благодаря которому теперь, если мы с вами говорим о гражданских судах, т.е. рассмотрены в пределах гражданско-процессуального кодекса, то сроки начинаем считать с момента второй кассации. То есть, судебного акта кассации Верховного суда Российской Федерации об отказе в передаче дела на пересмотр либо после него.
- Важно! У очень многих возникает вопрос в сфере гражданского дел. У заявителей имеется возможность обратиться к председателю Верховного суда со своей жалобой? При этом следует учитывать, что эффективным средством правовой защиты ЕСПЧ это не считает.
В связи с этим шестимесячный срок будет течь с даты последнего постановления Верховного суда РФ, которое будет прислано вам в ответ на кассацию. Независимо от того будет ли это рассмотрение дела Верховным судом либо это будет формальный отказ от судьи Верховного суда к передаче дела для рассмотрения в кассационной инстанции. Если говорить об уголовном преследовании (уголовных делах), то эффективность обжалования прекращается на уровне апелляции.
Обратите внимание, что любой вопрос, который вы хотите вынести на рассмотрение Европейского суда имеет как эффективные, так и неэффективные способы обжалования. Если конкретно в вашем вопросе эффективных способов обжалования не предусмотрено, то срок на подачу жалобы в ЕСПЧ начинает течь с момента, когда совершено нарушение прав, предусмотренных Конвенцией, либо прекратилось на вас воздействие неблагоприятной обстановки, которая провоцировала нарушение прав.
Для того, чтобы правильно посчитать шестимесячный срок (в дальнейшем он будет сокращён до четырёх) для подачи жалобы в ЕСПЧ:
- определитесь есть ли в вашем государстве эффективные средства правовой защиты и признаёт ли их эффективными ЕСПЧ.
- если пропустили этот срок, то решите, что вы можете сделать, чтобы его искусственно восстановить либо увеличить.
жалоба в еспч: язык и форма
Согласно Регламента, жалоба в ЕСПЧ подается на английском, французском языках либо языке страны, против которой она подана. В то же время процесс ведется только на двух вышеуказанных официальных языках ЕСПЧ.
В соответствии с п. 1 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека, п. 3 Практической инструкции по обращению в Европейский Суд по правам человека жалоба должна быть выполнена на формуляре. Сама жалоба должна содержать в себе следующие разделы:
1.Стороны по делу.
Необходимо указать данные о каждом из заявителей. Также в данном разделе указываются данные о представителе, представитель заявителя может быть гражданином любой из стран-участниц Конвенции.
2.Изложение фактов.
Излагаются обстоятельства дела, какие нарушения были допущены со стороны государственных органов, должностных лиц, в какие инстанции обращался заявитель и каковы итоги данных обращений.
3.Изложение нарушений Конвенции и Протоколов к ней с аргументацией.
4.Заявление об исчерпании всех внутренних средств правовой защиты.
5. Изложение предмета жалобы.
Указание на ожидаемый результат заявителя, на цель жалобы и требования о выплате материальной компенсации.
6. Заявление, что жалоба не рассматривалась и не рассматривается в иных международных инстанциях.
Если аналогичное дело уже рассматривалось другой международной инстанцией, но есть новые факты по делу, то в данном разделе указывается, в какой международной инстанции рассматривалось такое дело, сведения о вынесенном инстанцией решении с приложением копии этого решения.
7. Список документов, которые прилагаются к жалобе.
8. Дата и подпись заявителя.
По итогу рассмотрения поступившей жалобы Европейским судом принимается решение об отказе или принятии индивидуальной жалобы к рассмотрению. При принятии Европейским судом жалобы к рассмотрению по статистике почти во всех случаях жалоба удовлетворяется.
Сама процедура подачи жалобы несложна, но незнание международно-правовых норм, регламентирующих ее подачу, а также банальные ошибки, допущенные при ее составлении, могут привести к тому, что жалоба в ЕСПЧ попросту не будет рассмотрена Европейским судом по правам человека.
За всю историю существования ЕСПЧ еще ни разу ни одна из стран-участниц не игнорировала решения суда, даже несмотря на то, что решение ЕСПЧ в соответствии с ее же регламентом не является обязательным для данных стран. Однако в будущем это может грозить исключением страны из состава Совета Европы.
Если вы решили обратиться в ЕСПЧ, удачи вам. А если вы рассчитываете больше на профессионализм, то будем рады вам помочь!
Как составить жалобу в Европейский суд по правам человека?
Составление жалобы — это один из самых сложных моментов, поскольку документ нужно правильно оформить и вовремя подать.
Жалоба в Европейский суд по правам человека является особым видом процессуального документа, со своими индивидуальными требованиями, отличными от требований к процессуальным документам на территории Российской Федерации.
Для жалобы в ЕСПЧ существует специальный формуляр, состоящий из 13 страниц. Важно понимать, что жалоба не может содержать не меньше, не больше указанного числа страниц. Хотя Европейский суд по правам человека позволил приложить к жалобе дополнительные пояснения, которые не должны превышать 20-ти страниц.
ВАЖНО: считаем необходимым отметить, что жалоба должна содержать конкретные ссылки на нарушенные положения Европейской конвенции по правам человека, иначе жалобу не примут к рассмотрению.
Национальные власти государств-членов Совета Европы должны обеспечить всем своим гражданам права и свободы, установленные в соответствии с положениями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая выполняет функции дополнительного защитного механизма. Именно национальные органы обязаны во внутреннем законодательстве обеспечить права и свободы своих граждан. Если средства правовой защиты на национальном уровне недостаточны, то отдельные лица, группы граждан, организации, полагающие, что со стороны государственных властей нарушены права человека, гарантированные Конвенцией, могут обращаться в Европейский суд по правам человека за правовой защитой.
Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что предусмотрено частью 3 статьи 46 Конституции РФ, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». То есть право каждого на обращение за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека обусловлено в названной статье двумя факторами: наличием соответствующего международного договора РФ и исчерпанием всех имеющихся, внутригосударственных средств правовой защиты[6] . Таким образом, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц (индивидуальная жалоба). Жалобы могут подаваться только против государств или действий и актов его органов власти. Жалобы против отдельных лиц или негосударственных (частных) организаций и объединений не подпадают под компетенцию Европейской конвенции о правах человека. Так, часть жалобы «Тумилович против России» была отклонена в связи с тем, что заявительница жаловалась на действия своего работодателя — частной компании, а не на действия «публичных органов власти».
При этом, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.
1. Суд принимает к рассмотрению жалобы, поступающие от:
— любого физического лица, неправительственной организации или группы частных лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. При этом не имеет значения, назовет ли заявитель свое обращение жалобой, заявлением или петицией.
— государства – участника в случае межгосударственных жалоб.
2. В Суде рассматриваются только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию, и которые относятся к событиям, наступившим после ратификации Конвенции этим государством. Применительно для России такой датой является 5 мая 1998г. На это положение следует обратить особое внимание в связи с тем, что ни один российский гражданин или неправительственная организация не имеют права настаивать на удовлетворении своих, пусть даже абсолютно справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до 5 мая 1998г. Из вышеизложенного следует, что любой россиянин может направить свою жалобу в Суд, если решение по его делу принято после ратификации Россией Конвенции. Но Суд делает исключение для так называемых продолжающихся ситуаций, продолжающихся нарушений. Скажем — человека посадили в СИЗО до 5 мая 1998 года и держали еще после этого два-три года или судебное решение вынесено до 5 мая 1998 г. окончательно кассационной инстанцией, а не исполняется до сих пор. Неисполнение судебного решения считается продолжающимся нарушением и в этих случаях Суд вправе засчитать и то время, которое прошло до ратификации Европейской конвенции в России, поскольку речь идет о продолжающемся нарушении.
С момента вступления Конвенции в силу для Российской Федерации по состоянию на 9 февраля 2002 года через Европейский Суд прошло 8199 заявлений от Российской Федерации (от граждан Российской Федерации, а так же от иностранных граждан, обжалующих действия властей России)[7] .
3. Рассмотрению подлежат жалобы, связанные с нарушением только тех прав, которые гарантированы Конвенцией и протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются.
То есть в жалобе должно содержаться утверждение о нарушении одним из государств-участников права, закрепленного в Европейской конвенции о правах человека и основных свободах или в дополнительных протоколах. При этом совсем не обязательно быть гражданином одного из государств-участников или государства-участника, против которого направлена жалоба. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. Например, Конвенция не гарантирует социально-экономических прав, на нарушение которых часто жалуются заявители из России, — права на труд, социальное обеспечение, жилье и т.д. В деле «Бурков против России», где заявитель жаловался на нарушение в отношении него ст.3 Конвенции — недостаточное социальное обеспечение как пострадавшему от ядерных испытаний в Семипалатинске, Суд указал, что в его компетенцию не входят вопросы рассмотрения уровня или качества социальных гарантий, предоставляемых национальными властями.
Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы – Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.[8] То есть юрисдикция Суда распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения норм Конвенции. Но такая юрисдикция осуществляется только в отношении тех государств, которые заявили, что признают ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Суда обязательной.
4. Особое внимание следует обратить на «правило шести месяцев». Это условие является наиболее строгим. Заявление в Европейский Суд необходимо подавать в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения компетентными государственными органами на национальном уровне. Дата, с которой начинается отсчет времени, означает не только ту дату, когда принято соответствующее внутреннее решение, но и дату, когда заявитель узнал об этом решении и в результате смог подать заявление в Европейский Суд. Причем ни в Конвенции, ни в Протоколах не предусмотрено право лица, чьи права были нарушены, на постановку вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы по каким-либо уважительным причинам. Хотя думается, что это значительный недостаток Конвенции и в ряде случаев это может привести к серьезному ограничению прав граждан на обращение в Суд, в том числе и в связи с противодействием этому процессу со стороны каких-либо государственных структур.
Течение шестимесячного срока прерывается поступлением в Суд Вашего первого письменного обращения, ясно обозначающего, хотя бы даже в краткой форме предмет Вашей жалобы, либо поступлением заполненного формуляра жалобы. Просто письма с просьбой о предоставлении информации недостаточно для приостановления течения шестимесячного срока[9] .
5. В соответствии со ст.35 Конвенции Суд принимает дело к рассмотрению только в том случае, если были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Под таким исчерпанием понимается безуспешное использование лицом предоставленных внутригосударственным законодательством возможностей административного и/или судебного порядка защиты, а также прохождение имеющихся в государстве апелляционных инстанций, от которых зависит принятие окончательного решения по делу. Это правило обосновано принципом, в соответствии с которым государство должно иметь возможность исправить предполагаемые нарушения, прежде чем дело будет рассматриваться международным органом, а роль Суда в Страсбурге должна быть субсидиарной по отношению к национальным институтам, на которых и лежит в первую очередь обязанность гарантировать гражданам права, закрепленные в Конвенции.
Такие средства правовой защиты должны быть эффективными, реальными и доступными заявителю. Регламент Суда возлагает обязанность доказать исчерпание средств защиты на заявителя при представлении жалобы.
Компетенция Европейского Суда по правам человека
Европейский Суд по правам человека имеет право:
- рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский Суд по правам человека против одного или нескольких государств — членов Совета Европы или против Европейского союза;
- признавать факт того, что было нарушено то или иное право заявителя;
- присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
- толковать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод;
- устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определённом государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
- рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик своё обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда по правам человека;
- давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
- выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.
Судебно-процедурные права:
— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции);
— право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции, ст. ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции);
— наказание исключительно на основании закона (ст. 7 Конвенции);
— запрещение лишения свободы за долги (ст. 1 Протокола N 4 к Конвенции);
— запрещение применения обратной силы при уголовном преследовании (ст. 7 Конвенции);
— право на эффективные средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции);
— право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции, право не быть судимым или наказанным дважды (ст. ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции);
— право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Протокола N 7 к Конвенции).
Следует отметить, что многие из вышеуказанных прав распространяются не только на физических, но и на юридических лиц.
Статья 1 Протокола N 1 к Конвенции гласит, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
В ст. 6 Конвенции указано, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Кроме того, юридические лица вправе рассчитывать на защиту следующих прав в ЕСПЧ:
— наказание исключительно на основании закона;
— право на эффективные средства правовой защиты;
— право на компенсацию в случае судебной ошибки;
— запрещение дискриминации в пользовании правами;
— право на свободу слова, свободу выражения мнения и информации.
В Информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что ст. 1 Протокола 1 относится к тем правам и обязанностям физических и юридических лиц, которые по своей сути являются частными, носят гражданско-правовой характер.
Столь высокий судебный орган имеет широкие правовые полномочия, поскольку все его решения обязательны к исполнению страной, ратифицировавшей Конвенцию. К таким странам относится и Россия. В то же время, важно понимать, что ЕСПЧ не является высшей судебной инстанцией по отношению к национальным судебным актам. Так, приговор нельзя обжаловать после прохождения российских инстанций в ЕСПЧ, но можно обратиться с жалобой на нарушение прав человека, затронутых этим приговором. Рассмотрев жалобу, Европейский суд вправе признать, что нарушение прав человека имело место и обязать государство компенсировать потери заявителя.
Граждане разных стран довольно часто обращаются за защитой в Страсбург, пройдя перед этим все инстанции у себя на родине. Ежегодно ЕСПЧ рассматривает сотни тысяч жалоб от заявителей, и в определенных случаях их доводы признают обоснованными, им присуждают компенсацию. Что касается нашей страны, россияне чаще всего жалуются в ЕСПЧ на нарушение права на свободу, личную неприкосновенность и на справедливое судебное разбирательство.
В соответствии с положениями ст. 34 Конвенции, абсолютно любое физическое или юридическое лицо (неправительственная организация) могут подать жалобу в Страсбургский суд, если сочтут, что основные права и свободы нарушены.
Нужно учитывать, что далеко не все жалобы принимаются судом. Существуют довольно жесткие правила фильтрации, и только при соблюдении всех критериев, установленных Конвенцией, есть шанс, что направленную жалобу действительно рассмотрят.
Можно обратиться за квалифицированной помощью юристов-международников, специализирующихся на составлении и подаче обращений в Евросуд. Если финансовой возможности оплатить услуги юриста нет, при желании и должной внимательности можно попробовать обратиться в Страсбург самостоятельно. Кстати, за рассмотрение жалобы госпошлина или иные сборы этим судом не взимаются.
Рассмотрение жалобы в ЕСПЧ
После фильтрации Европейский суд принимает к рассмотрению не больше 90% от общего числа всех поступающих обращений. В большинстве своем те жалобы, которые признаны приемлемыми и приняты, удовлетворяются – происходит коммуникация, то есть в адрес государства-ответчика направляется соответствующее письмо.
Переписка с заявителем (уведомление о принятии к рассмотрению, направление иной информации) практически всегда ведется на языке, о котором указано в формуляре (то есть, на родном). В дальнейшем, когда жалобу коммуницируют государству, против которого выступает заявитель, представлять дополнения и вести переписку обязывают исключительно на английском или французском языках (при этом прилагаемые судебные решения переводить не нужно). В редких случаях по разрешению Председателя палаты можно использовать и иной язык.
Жалобу можно подавать и самому гражданину, чьи права нарушены, и его представителю, не являющемуся адвокатом. Но с того времени, как жалоба коммуницирована государству-ответчику, у заявителя должен быть адвокат, владеющий английским или французским языком, проживающий на территории одного из государств-участников Конвенции. В индивидуальном порядке заявителю могут разрешить, как и представителю, самостоятельно отстаивать свои права и дальше, но в таких случаях они должны знать английский или французский язык.
Европейский суд по правам человека
Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.
Международный арбитражный суд при Международной торговой палате (англ. International Court of Arbitration of the International Chamber of Commerce) — международный суд, разрешающий арбитражные коммерческие споры. Основан в 1923 году, министром финансов Франции Этьеном Клементелем. Выступает в роли третейского посредника в разрешении споров. Решения суда не имеют обязательной силы. Формирование состава суда происходит по общему правилу третейских судов. Наиболее известный и опытный среди международных арбитражных институтов.
Международный суд ООН (официально, согласно Уставу ООН — Международный Суд[1], англ. International Court of Justice, фр. Cour internationale de Justice) — один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.
Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу. Резиденция — Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.
Жалоба в европейский суд по правам человека на незаконное осуждение
Статья 13.
Право на эффективное средство правовой защиты
Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Подавали ли Вы заявления в какие-либо иные органы международного расследования и урегулирования? Если да, то укажите все подробности: нет.
— суд незаконно использует против осужденного показания потерпевшего, которые ни в чем осужденного не уличают: пример, какое отношение к уликам имеют то, что стороны (потерпевший и осужденный) общались только по телефону?; что кто-то писал СМС?; и т. п.; неправильно давать без систематизации абсолютно все показания, и уличающие, и – оправдывающие, и – нейтральные; суд был обязан использовать как улики только уличающие доказательства, а — не все; при этом из приговора должно быть все просто и ясно видно, какие доказательства судом используются как уличающие, какие — нет;Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П часть вторая статьи 15 признана не противоречащей Конституции РФ. Статья 302. Виды приговоров
…
Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств.
…
Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека
Практика Европейского суда признала, что действия не на территории государства не исключают его ответственности за нарушения. В одном из дел Европейский суд по правам человека признал ответственность Швейцарии за действия швейцарских властей на территории Лихтенштейна.
Многие заблуждаются, считая, что исчерпание средств внутренней правовой защиты заканчивается только после обращения в Верховный суд РФ. На самом деле прохождение Верховного суда обязательно только тогда, когда дело рассматривается в его первой и/или кассационной инстанции, а это определенная категория дел, существует их исчерпывающий перечень.
Для дел, не отнесенных к подсудности Верховного суда, он остается надзорной инстанцией, обращение в которую необязательно для исчерпания средств внутренней правовой защиты.
— право не подвергаться дискриминации при пользовании правами и свободами, закрепленными в Конвенции (ст. 14 Конвенции);— право на уважение частной и семейной жизни, неприкосновенности жилища и тайны корреспонденции (ст. 8 Конвенции);Если у вас достаточно времени для подготовки аргументов по жалобе, обоснования своей позиции, события, описанные вами, не представляют собой сложной совокупности фактов и вы не рискуете пропустить шестимесячный срок — вы можете сразу заполнять формуляр. Но надо понимать, что Суд рассматривает вашу жалобу на основании представленного формуляра.
И дополнительную аргументацию представить суду будет достаточно сложно.
Обжалование несправедливого решения суда в ООН. А что так можно было?
Комитет по правам человека при ООН (КПЧ ООН) – это еще одна международная организация, которая принимает обращения людей, которые считают себя несправедливо осужденными и просят пересмотра постановлений национальных судов, если они нарушают их человеческие права.
КПЧ ООН принимает решения, основываясь на Международном Пакте о гражданских и политических правах, подписанного станами-участниками ООН в 1966 г. и его дополнительного протокола. Компетенцию этого органа на сегодня Россия признает. Он может принимать обращения граждан, считающих, что вынесенное в их адрес решение российского суда нарушает указанный выше Пакт.
В постановлении Конституционного Суда N 1248-О от 28.06.2012 г. выражается отношение России касательно пересмотра решений по судебным делам с учетом новых обстоятельств, базируясь на итогах рассмотрения жалоб Комитетом по правам человека ООН.
По закону, граждане Российской Федерации, если они не согласны с вынесенным судом приговором, имеют право обращаться в международные правозащитные организации. При этом в Конституции указано, что нормы международных конвенций и пактов могут применяться к России только в том случае, если она (или ранее СССР) утвердили их. Исходя из этого, несогласный с приговором гражданин имеет возможность написать заявление в адрес КПЧ ООН. Этот орган имеет право вынести решение в отношении РФ, а Россия может пересмотреть предыдущее решение суда, ориентируясь на постановление КПЧ при ООН.
Вместе с тем, следует отметить, что решения данного органа не носят безусловный обязательный характер и отсутствует полноценный механизм по исполнению таких решений.
Обязана ли Россия исполнять постановления Страсбургского суда?
Поскольку Россия в 1998 году ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и часть протоколов к ней, она признала юрисдикцию ЕСПЧ и обязалась выполнять принятые им постановления. Однако некоторые протоколы РФ не ратифицировала. Судьей ЕСПЧ от России в октябре 2012 года был избран Дмитрий Дедов.
В последние годы наметилась напряженность в отношениях между Россией и ЕСПЧ. В частности, президент РФ Дмитрий Медведев в 2010 году заявил, что Россия не передавала ЕСПЧ ту часть своего суверенитета, которая позволила бы Страсбургскому суду менять российское законодательство.
В том же году глава Конституционного суда Валерий Зорькин высказал похожую позицию и заявил, что ЕСПЧ руководствуется исключительно Конвенцией и не берет в расчет конституции других стран, и России не обязательно исполнять те решения, которые идут в разрез с Конституцией РФ.