Статья 97 УК РФ. Основания применения принудительных мер медицинского характера
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 97 УК РФ. Основания применения принудительных мер медицинского характера». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принудительные меры медицинского характера – это меры государственного принуждения к медицинскому лечению, применяемый в отношении виновных в уголовных преступлениях лиц, имеющих психические расстройства.
Другой комментарий к Ст. 97 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Принудительные меры медицинского характера — это меры государственного принуждения, назначаемые судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы психически нездоровым лицам, совершившим общественно опасные деяния либо преступления.
2. Принудительными рассматриваемые меры являются потому, что они: а) применяются независимо от желания больного или его законных представителей; б) сопряжены с определенными ограничениями личной свободы психически нездорового лица; в) назначаются, изменяются, прекращаются по решению суда.
3. Основаниями применения принудительных мер медицинского характера являются: а) совершение лицом общественно опасного деяния либо преступления; б) наличие у данного лица психического расстройства, имеющего уголовно-правовое значение (под ним понимается расстройство, исключающее вменяемость либо ее не исключающее, но влияющее на назначение наказания, а также расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания); в) общественная опасность лица, которая определяется его психическим состоянием и характером содеянного (при определении общественной опасности психически нездорового лица следует учитывать глубину, стойкость и динамику психического расстройства, а также характер деяния, который позволяет выявить связь между ним и расстройством психики).
4. Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам: а) признанным судом невменяемыми; б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение либо исполнение наказания; в) страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости.
5. Применение принудительных мер медицинского характера является правом, а не обязанностью суда.
6. Вопросам применения принудительных мер медицинского характера посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. N 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера».
Понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения
Принудительные меры медицинского характера — это предусмотренные уголовным законом меры, применяемые к страдающим психическими заболеваниями лицам, совершившим общественно опасное деяние или преступление, с целью излечить их или улучшить их психическое состояние, а также предупредить антиобщественное поведение.
Природа принудительных мер медицинского характера является сложной, охватывающей юридические и медицинские начала. К юридическим относятся основания, цели, порядок применения и прекращения этих мер; к медицинским — психическое состояние лица, в отношении которого применяются принудительные меры (оно определяется судебно-психиатрической экспертизой).
ОСНОВАНИЯ И ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА
Наряду с наказанием в УК предусмотрены и иные меры уголовно-правового характера. Так, например, в ст. 6 «Принцип справедливости» говорится: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми…». Рассматриваемые меры упоминаются также в ст. 3 и 7 УК. А разд. VI УК прямо именуется «Иные меры уголовно-правового характера», в числе которых называются и принудительные меры медицинского характера (гл. 15).
Сущность принудительных мер медицинского характера выражается в принудительном психиатрическом наблюдении и лечении. В соответствие со ст. 4 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»: «Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом». Этим же Законом (ч. 4 ст. 11 и ст. 13) предусмотрена возможность принудительного применения мер медицинского характера.
Другой комментарий к статье 97 УК РФ
1. Принудительные меры медицинского характера — это меры государственного принуждения, назначаемые судом лицам, страдающим психическими расстройствами, в случае совершения ими общественно опасного деяния или преступления. Эти меры являются принудительными, так как применяются независимо от желания лица и его близких, влекут ограничение некоторых прав и свобод.
2. Принудительные меры медицинского характера назначаются:
1) невменяемым;
2) лицам, совершившим преступление в состоянии вменяемости, но заболевшим психическим расстройством после его совершения, что делает невозможным назначение или исполнение наказания;
3) лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
4) лицам, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
3. Указанные меры применяются, если:
1) лицом совершено преступление или общественно опасное деяние;
2) в силу психических расстройств лицо представляет опасность для себя или других лиц;
3) эти расстройства связаны с возможностью причинения иного существенного вреда (например, совершения нового общественно опасного деяния).
При оценке такого состояния личности суд руководствуется юридическим и медицинским критериями. Юридический критерий позволяет установить тенденцию к повторению общественно опасного поведения с учетом характера расстройства и ранее совершенного общественно опасного деяния или преступления. Медицинский критерий позволяет определить тяжесть заболевания, глубину и стойкость психического расстройства, особенности и перспективы его протекания как в условиях медицинского наблюдения, так и без такового.
Права представителя обвиняемого
Представителем обвиняемого могут быть опекун или попечитель, который назначен судом. Также это другие лица, которые считаются близкими родственниками и которые ухаживают за гражданином. При этом необходимо иметь соответствующее постановление от сотрудников отдела опеки о возможности представлять интересы недееспособного гражданина. Вот его права, которые предусмотрены УПК РФ:
- получать информацию о выдвигаемом обвинении, доказательной базе о других материалах следствия;
- участвовать в различных мероприятиях по отношению к обвиняемому (требуется разрешение следователя или прокурора);
- знакомиться с протоколами, ходатайствами и другими материалами, чтобы изучить верность и полноту информации;
- изучать материалы уголовного дела после проведения предварительного следствия;
- получать копии ходатайств и обжалуемых решений в порядке, установленном УПК РФ.
Как обжаловать решение суда о принудительном медицинском воздействии
Требуется понимать, как правильно подавать апелляцию, если решение судьи не устраивает одну из сторон. Ее требуется предоставлять сразу в вышестоящую инстанцию или в ту же. Последний случай предполагает изучение деталей и передачу дела далее самостоятельно сотрудниками судебной канцелярии. Вот что должно быть в апелляции обязательно:
- наименование суда, куда обращается апеллянт;
- ФИО судьи, который принял решение, а также номер дела;
- ФИО заявителя;
- текст апелляции, где указываются основные положения, которые были нарушены при принятии решения (необходимо юридически обосновать);
- требования апеллянта;
- дата и подпись.
Статья 97. Основания применения принудительных мер медицинского характера
1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:
а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;
б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
г) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
д) совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
2. Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.
3. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.
4. В отношении лиц, указанных в пунктах «а» — «в» части первой настоящей статьи и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Продление, изменение и прекращение
Законодателем не предусмотрены определенные сроки помещения преступника в подобные учреждения в силу того, что, конечно же, если осужденный не достиг выздоровления, то о возвращении его в социум и речи быть не может. В связи с этим подобная мера, по сути, является бессрочной, но с регламентированным сроком освидетельствования и продления. Согласно ч. 2 статьи 102 УК РФ освидетельствование пациента должно проводиться уполномоченной комиссией врачей-психиатров не менее одного раза в течение полугода. Подобные процедуры инициируется с целью выдвижения вопроса о целесообразности прекращения применения ПММХ, а в качестве инициатора могут выступать лечащий врач, сам пациент или его законный представитель. По факту отрицательного мнения комиссии в суд представляется заключение о продлении применения данной меры, при этом первичное продление возможно только по истечении полугода, а дальнейшее осуществляется ежегодно.
О БЕЗОПАСНОСТИ, НАКАЗАНИИ И ИНЫХ МЕРАХ УГОЛОВНО–ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА
В соответствии с ч. 1 ст. 97 УК РФ, эти меры могут быть назначены судом следующим лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ:
- 1) совершившим эти деяния в состоянии невменяемости;
- 2) лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
- 3) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Указанным лицам принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения ими иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 У К РФ).
Принудительные меры медицинского характера имеют определенное сходство с мерами уголовного наказания. Оно выражается в том, что, как и наказания, эти меры являются разновидностью мер государственного принуждения и назначаются судом. Тем не менее, эти меры имеют принципиальное отличие от мер уголовного наказания, так как лишены такого свойства наказания, как кара. Эти меры не преследуют цели исправления указанных лиц, а в соответствии со ст. 98 УК РФ направлены на их излечение или улучшение их психического состояния.
Институт иных мер уголовно-правового характера появился в уголовном праве относительно недавно (конец XIX — начало XX века). Его становление связано с идеями социологической школы уголовного права и возникшей на её основе школы новой социальной защиты. Представители данных школ выделяли особую категорию лиц, находящихся в «опасном состоянии», к которым относили, например, психически нездоровых лиц, рецидивистов, и лиц, относящихся к маргинальным слоям населения (бродяги, нищие). Поскольку данные лица склонны к совершению преступлений, они являются опасными для общества и, согласно воззрениям данной школы, их необходимо было обезвреживать ещё до соверешния преступления путём применения к ним так называемых «мер безопасности», например, принудительного лечения, высылки и т. д.[2]
Под влиянием идей социологической школы в первой половине XX века институт иных мер уголовно-правового характера был включён в законодательство Австрии, Германии, Испании, Италии, Португалии, Швейцарии, Франции и её колоний, стран Латинской Америки. В изначальном виде он просуществовал довольно недолго, поскольку становление международного института прав человека привело к возврату к идеям законности и недопустимости применения репрессии к лицам, не совершившим преступления, присущим классической школе уголовного права. В настоящее время меры безопасности применяются к лицам, не совершавшим преступлений, лишь в отдельных странах (Гватемала, Испания, Италия, Куба, Никарагуа, Сан-Марино). В остальных странах меры безопасности применяются в рамках уголовно-процессуальных отношений, связанных с совершением общественно опасного деяния[2].
Современные меры уголовно-правового характера дают возможность более гибкого применения уголовно-правовых норм, позволяют избежать применения карательных мер (уголовного наказания) в тех ситуациях, когда оно является излишним для достижения целей уголовно-правового воздействия. Такие меры носят некарательный характер: лечебный, воспитательный, защитный, и способствуют в основном предупреждению преступлений[2].
Чёткого определения иных мер уголовно-правового характера не существует. Иные меры уголовно-правового характера, в отличие от наказания, не образуют однородной системы, имеют существенные различия между собой по основаниям применения и юридической сущности. Поскольку перечень наказаний в уголовном законе, как правило, является исчерпывающим, все меры, которые не будут отнесены к мерам наказания, будут считаться иными мерами уголовно-правового воздействия[1].
Ф. Б. Гребёнкин даёт следующее определение иных мер уголовно-правового характера: «под иными мерами уголовно-правового характера следует понимать меры государственного принуждения, не входящие в систему наказаний и санкции уголовно-правовых норм, применяемые к лицам, совершившим общественно опасные деяния или преступления, по усмотрению суда, и ограничивающие их права, интересы и свободы с целью предупреждения совершения ими новых деяний или преступлений»[3].
В различных странах для обозначения иных мер уголовно-правового характера используются разные термины[2]:
- меры безопасности (бывшие югославские республики, Алжир, Афганистан, Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Исландия, Испания, Камерун, Колумбия, Коста-Рика, Котд’Ивуар, Куба, Ливан, Марокко, Мексика, Молдова, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, Таиланд, Турция, Уругвай, Чили);
- меры исправления и безопасности (Германия, Греция);
- административные меры безопасности (Италия);
- меры (Венгрия, Нидерланды, Парагвай, Швейцария, Эфиопия);
- предупредительные меры (Австрия);
- уголовные меры (Польша);
- иные правовые последствия (наказуемого деяния) — Дания и Норвегия;
- меры надзора и исправления (Судан);
- иные меры воздействия (Эстония);
- иные меры уголовно-правового характера (Азербайджан, Россия, Таджикистан);
- иные меры уголовно-правового воздействия (Армения, Казахстан, Туркменистан);
- другие меры правового воздействия (Узбекистан);
- уголовные меры иного вида (Грузия);
- иные меры уголовной ответственности (Монголия).
Иные меры уголовно-правового характера могут являться формой реализации уголовной ответственности (конфискация), формой освобождения от уголовной ответственности (принудительные меры воспитательного воздействия), а также применяться к лицам, не подлежащим ответственности (принудительные меры медицинского характера)[1]. В зависимости от этого может проводиться их классификация. В Парагвае все иные меры уголовно-правового характера делятся на меры надзора, лечения и безопасности, а также на меры, связанные и не связанные с лишением свободы. В Эфиопии выделяются меры, применяемые к невменяемым и частично вменяемым лицам и меры превенции и защиты. В Белоруссии выделяют иные меры уголовной ответственности (применяемые к лицам, совершившим преступления) и принудительные меры безопасности и лечения (применяемые к лицам, которые совершили общественно опасные деяния, но не могут привлекаться к ответственности)[4].
Система иных мер уголовно-правового характера, как правило, закрепляется в законодательстве путём фиксации исчерпывающего перечня таких мер. Однако в большинстве государств СНГ чёткий перечень иных мер уголовно-правового характера отсутствует. Даже в России, несмотря на выделенеие в УК РФ раздела «Иные меры уголовно-правового характера», содержащего положения о принудительных мерах медицинского характера и конфискации имущества, к иным мерам относят также как минимум принудительные меры воспитательного воздействия, регламентация которых осуществляется в другом разделе УК[4].
Законодательство различных государств выделяет следующие меры уголовно-правового характера[5]:
- принудительные меры медицинского характера (бывшие югославские республики, Австрия, Алжир, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Испания, Италия, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Молдова, Никарагуа, Норвегия, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, США, Судан, Таиланд, Турция, Уругвай, Чехия, Швейцария, Эстония);
- запрет заниматься определенной профессиональной деятельностью (бывшие югославские республики, Алжир, Боливия, Германия, Испания, Кот д’Ивуар, Парагвай, Польша, Португалия, Румыния, Таиланд, Турция);
- специальная конфискация (бывшие югославские республики, Алжир, Венгрия, Кот д’Ивуар, Молдова, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Турция, Чехия, Эстония);
- установление надзора (Боливия, Бразилия, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Италия, Колумбия, Кот д’Ивуар, Никарагуа, Норвегия, Панама, Парагвай, Сальвадор, Сан-Марино, США, Турция, Уругвай);
- поручительство о хорошем поведении (Боливия, Великобритания, Гватемала, Гондурас, Кот д’Ивуар, США, Таиланд, Уругвай);
- лишение водительских прав (бывшие югославские республики, Германия, Испания, Панама, Парагвай, Польша, Португалия);
- выдворение иностранцев из страны (бывшие югославские республики, Гондурас, Испания, Италия, Кот д’Ивуар, Молдова, Румыния, Сан-Марино, Турция);
- высылка (Бразилия, Гватемала, Гондурас, Испания, Италия, Кот д’Ивуар, Норвегия, Румыния, Таиланд);
- запрещение посещения определенных мест (Бразилия, Гватемала, Гондурас, Италия, Кот д’Ивуар, Панама, Парагвай, Швейцария);
- воспитательные меры в отношении несовершеннолетних (страны СНГ, Бразилия, Гондурас, Испания, Италия, Коста-Рика, Куба, Молдова, Никарагуа, Сан-Марино, Судан, Турция, Уругвай, Чехия, Эстония);
- помещение в сельскохозяйственную колонию или иное исправительно-трудовое учреждение (Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Италия, Колумбия, Сан-Марино);
- превентивное или продленное заключение (Австралия, Боливия, Германия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Парагвай, США);
- запрет потребления спиртных напитков (Ирак, Ливан, Норвегия, Панама);
- закрытие учреждения (Алжир, Кот д’Ивуар).
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации включает раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера». Однако данный раздел включает не все меры уголовно-правового характера, некоторые из них содержатся и в других главах УК[6].
Глава 20. Иные меры уголовно-правового характера
В Уголовном кодексе отдельными статьями выделены принципы, на которых строится вся уголовно-правовая система.
Кратко принципы выглядят следующим образом:
- Принцип законности – только закон, только Уголовный кодекс могут объявлять те или иные деяния преступлениями и устанавливать уголовную ответственность за их совершение. Применять уголовный закон по аналогии запрещено.
- Принцип равенства – касается только граждан, которые объявляются равными перед уголовным законом и перед рассматривающим уголовное дело судом. Этот принцип прописан в Конституции и справедлив в принципе для всех отраслей права.
- Принцип вины – исключает привлечение к уголовной ответственности и назначение уголовного наказания за невиновное причинение вреда. Лицо привлекается к уголовной ответственности и несет уголовное наказание только за те действия / бездействия, предусмотренные уголовным законом, в которых есть его вина.
- Принцип справедливости – меры уголовного принуждения должны полностью соответствовать характеру преступления и степени общественной опасности. Исключается двойная ответственность.
- Принцип гуманизма – не допускает применения мер принуждения, которые имеют целью причинение физических или душевных страданий, создают угрозу безопасности виновного, унижают его достоинство.
- Криминалистика
- Оперативно-розыскная деятельность
- Уголовное право
- Уголовный процесс
- Виды уголовной ответственности. Формы реализации Задачи уголовно-правового регулирования Иные меры уголовно-правового характера Конфискация имущества Конфискация имущества и иные меры уголовно-правового воздействия Конфискация как иная мера уголовно-правового характера Конфискация как иная мера уголовно-правового характера Объекты уголовно-правового отношения, порождаемого совершением общественно опасного деяния Производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера Уголовно-правовые отношения, связанные с наказанием в виде конфискации имущества
- Рубрикатор по предметам
- Рубрикатор по типам работ
- Пользовательское соглашение
- Размещение рекламы