Некоторые особенности судебной защиты местного самоуправления 1
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Некоторые особенности судебной защиты местного самоуправления 1». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь в структуре гарантий местного самоуправления специального (юридического) характера Конституция РФ фиксирует право местного самоуправления на то, чтобы получать судебную защиту. Суть этого положения можно увидеть в нормативном единстве с универсальным конституционным равенством относительно гарантии для каждого судебной защиты его свобод и прав. Речь об этом идет в ст.46 Конституции РФ.
Субъекты, которые имеют право на судебную защиту прав местного самоуправления
Структура нынешнего законодательства к ряду субъектов, которые имеют право на то, чтобы получить судебную защиту прав местного самоуправления, относит:
- Ряд граждан, которые живут в рамках локации муниципального образования. Важно отметить, что речь тут идет как об индивидуальных, так и коллективных жалобах.
- Ряд органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данный список определяется уставом муниципального образования. В их состав входит ряд единоличных органов, а также коллегиальных представительных органов местного самоуправления. Стоит отметить, что для ряда органов и должностных лиц местного самоуправления ряд обращений в суд такого типа выступают не только в качестве права, но и обязанности.
Понятийно-категориальный аппарат исследования
Основу любой науки составляет понятийно-категориальный аппарат. С его помощью осуществляется процесс познания законов существования и развития конкретной действительности37.
В науке отсутствуют единые подходы к понятиям «гарантии», «гарантии местного самоуправления», «защита», «правовая защита», «судебная защита».
Термин «гарантия» буквально означает обеспечение осуществления чего-либо, выполнения каких-либо обязательстве В юриспруденции гарантии выступают комплексным явлением и представляют собой систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности для осуществления своих прав, свобод и интересов3 . Под гарантиями прав человека понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и. гражданина.40 Более широкое определение гарантий прав и свобод человека и гражданина включает в себя совокупность средств, способов и процедур, содержащих условия, на которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией РФ, законодательными шегами и текущим законодательством свои права и интересы, признаваемые, соблюдаемые всем обществом и защищаемые государством.41
Обеспечение реализации конституционного права на местное самоуправление осуществляют гарантии местного самоуправления, под которыми понимают «условия, средства, предпосылки, способы, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав муниципальных образований»»2. Некоторые авторы предлагают более общее определение гарантий и понимают их как совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию права на местное самоуправление43.
В Российской Федерации функционирует гарантии общего и специально-юридического характера (см.:рис.1). К общим относятся экономические, политические, духовные гарантии.
В широком смысле гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность экономических, политических, организационных, идеологических, социальных и правовых условий и средств, обеспечивающих осуществления конституционного права на местное самоуправление,
В основу экономических гарантий входят: свобода экономической деятельности, разнообразие и равноправие форм собственности, включая муниципальную; наличие собственных финансовых и материальных ресурсов, необходимых для решения вопросов местного значения (местный бюджет, земельные участки, муниципальные предприятия).
Политическими гарантиями местного самоуправления являются осуществление населением своей власти в пределах собственных полномочий, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, полнота и гарантарованностъ прав, закрепленных в Конституции РФ:
К организационным гарантиям относится возможность участвовать в делах государства как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Организационными формами местного самоуправления являются местный референдум, местные выборы, территориальное общественное самоуправление и другие.
Социальные гарантии местного самоуправления связаны с социальной политикой государства и заключаются в мерах по созданию условий для улучшения жилищных условий, защите трудовых прав, социальном страховании и предоставлении социальных льгот.
Идеологические гарантии включают в себя систему культурных и идеологических ценностей; общий уровень общественного сознания населения муниципального образования; политическая и правовую культуру общества, проживающего на конкретной территории44.
Специально юридическими гарантиями является совокупность установленных законом средств и способов, направленных на охрану и обеспечение прав и свобод личности4 .
Под юридическими гарантиями местного самоуправления понимается вся совокупность правовых средств и способов, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации и муниципально-правовыми актами, обеспечивающих реализацию конституционного права на местное самоуправление и его защиту.
Юридические гарантии местного самоуправления классифицируются по следующим основаниям: 1) в зависимости от уровня их правового регулирования; -государственные, которые в свою очередь различаются в зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором они закреплены: а) конституционные (ст.133 Конституции РФ). Конституционные гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций1 5. б) федеральные ( ст. ст. 43-46 Федерального закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде рации»).
Процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций
Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления:
- обращение в суд с иском в защиту и прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц (иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица);
- вступление в процесс (по своей инициативе или по инициативе суда или участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей).
Основная цель участия (в обоих формах):
- защита прав и интересов граждан, организаций, выполнении обязанностей, порученных им государством по охране этих прав и интересов путем оказания содействия суду. Участвуя в гражданском процессе, государственные органы защищают не только права непосредственных их носителей, но и интересы государства и общества в целом, т.е. правопорядок.