Досудебное урегулирование налоговых споров (1 часть)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Досудебное урегулирование налоговых споров (1 часть)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По замыслу контролирующих органов, Федеральный закон № 153-ФЗ направлен на совершенствование установленного Налоговым кодексом порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Изменения, внесенные названным законом в ч. 1 НК РФ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного (или досудебного) порядка разрешения налоговых споров. Нововведения предусматривают упрощение обжалования ненормативных актов налоговых органов, что позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту их интересов.

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров происходит путем подачи жалобы, которая составляется в письменной форме с подписью заявителя или в электронной форме.

Подать жалобу на сегодняшний день можно лично в отдел, посредством Почты России, электронной почты, личного кабинета налогоплательщика или портала ГосУслуги.

Жалоба подается в свободной форме, в ней стоит указать следующее:

  • Сведения о заявителе (ФИО/наименование, адрес);
  • Сведения о налоговом органе (наименование, адрес);
  • Указание на обжалуемый акт, действие или бездействие должностного лица;
  • Мотивированное обоснование факта неправомерности акта, действия или бездействия должностного лица налогового органа;
  • Требование заявителя;
  • Указание на способ получения ответа на жалобу.

Также заявителем должны быть приложены документы, доказывающие основания для обжалования.

Срок на подачу жалобы в рамках досудебного урегулирования

ВНИМАНИЕ: если лицо пропустило срок для подачи жалобы по уважительным причинам, то, подавая жалобу, необходимо одновременно просить восстановить срок для подачи такой жалобы, обосновав надлежащим образом уважительность причин пропуска срока. В ином случае налоговым органом жалоба будет оставлена без рассмотрения.

При рассмотрении заявления в суде, если не имеется оснований для восстановления срока, это будет являться причиной для отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика.

В качестве уважительных причин пропуска срока для подачи жалобы могут являться обстоятельства, которые не зависели от заявителя, которые он не мог контролировать. Также имеется судебная практика, когда суды признают пропуск срока уважительным, если он нарушен незначительно, а также, если подобное решение уже оспаривалось ранее.

А в какой же срок должна быть рассмотрена жалоба вышестоящим налоговым органом?

Срок рассмотрения той или иной жалобы зависит от того, какая это жалоба.

Например, если жалоба подана на решение, которое вынесено по итогам налоговой проверки, то срок ее рассмотрения составляет 1 месяц, т.е. в течение месяца со дня получения налоговый орган должен рассмотреть такую жалобу. НО! срок рассмотрения жалобы при определенных обстоятельствах может быть продлен руководителем или его замом еще на один месяц.

По другим жалобам решение должно быть принято в течение 15 рабочих дней. Принятый вышестоящим налоговым органом акт также может быть обжалован в ФНС России в течение 3 месяцев со дня вынесения соответствующего акта.

Административный порядок разрешения налогового спора

Если у вас возникли сомнения в правильности действий чиновников, и вы уверены, что налоговые инспекторы незаконно оштрафовали предприятие, не спешите подавать иск в суд. Обратитесь к опытному юристу или юридической фирме, которая разрешит конфликт в досудебном порядке.

Во-первых, большинство споров решаются мирно, не доходя до суда. Во-вторых, такая стратегия действий более экономичная с точки зрения финансовых и временных трат. И только если уладить дело миром никак не получится, стоит задуматься об обращении в суд.

Некоторые виды конфликтов позволяют сторонам самостоятельно выбирать стратегию действий. То есть вы можете самостоятельно решать, какой порядок решения конфликта предпочесть. Однако существуют виды споров, которые требуют, чтобы истец сначала попытался уладить дело в административном порядке. Без этого закон не позволяет обратиться в суд.

Итак, административный или досудебный порядок действий предполагает, что вы обратитесь в вышестоящую инстанцию с жалобой или заявлением. Тогда как судебное урегулирование налоговых споров требует, чтобы вы защищали свои права и интересы в суде.

Когда необходимо прибегать к досудебному урегулированию налоговых споров

Если предмет конфликта – решение налоговой инспекции по итогам проверки, закон требует, чтобы стороны сначала попытались решить конфликт в досудебном порядке. И только если это не получилось, нужно обращаться в суд. В случае, если вы желаете оспорить результаты камеральной или выездной проверки, суд не станет рассматривать иск без доказательств, что предварительно вы пытались решить дело административным путем.

Другими словами, когда предметом спора выступают итоги проверки, сначала следует обратиться в вышестоящий орган с жалобой. При этом жалоба может быть обычной и апелляционной, между этими двумя видами документов есть большая разница.

Апелляционную жалобу подают, чтобы оспорить решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за правонарушение. Речь, конечно, о решении, вынесенном налоговым органом по итогам проверки. Апелляционную жалобу можно направить в вышестоящую инстанцию, если решение еще не успело вступить в силу. Обычная жалоба – это обращение, которое обжалует вступивший в силу ненормативный акт.

Читайте также:  Штраф за вождение автомобиля без наличия водительских прав в 2022 году

Закон предусматривает и другие случаи, когда сначала следует попытаться решить проблему административным путем, а только затем – подавать иск в суд. Например, это относится к спорам, связанным с обжалованием ненормативных налоговых актов, действий чиновников или невыполнения ими обязанностей.

В административном порядке решают такие конфликты между налогоплательщиками и инспекторами, как несогласие с наложенным штрафом, взысканием, приостановление чиновниками операций по счетам. Если сотрудники инспекции отказывают в налоговых вычетах, этот вопрос также проще всего решить без обращения в суд.

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

В каких случаях необходимо досудебное урегулирование налоговых споров

Если в ходе камеральной или выездной налоговой проверки были предъявлены необоснованные претензии к организации, она может обжаловать решение налоговых органов.

Для подачи претензии необходимо составлять специальные документы для подачи в налоговый орган. На время рассмотрения жалобы проверка организации приостанавливается до вынесения решения налогового органа.

Поводом для возникновения спора могут послужить любые претензии со стороны проверяющих органов. Основными причинами налоговых споров на практике являются:

  • разная трактовка и понимание налоговых законов проверяющими органами и сотрудниками компании;
  • некорректное применение норм законодательства;
  • найденный ошибки в декларации;
  • споры по НДС (отсутствие документального подтверждения вычетов);
  • нарушения в ходе проверки, которые, по мнению организации, были допущены проверяющими должностными лицами;
  • ошибки, допущенные в ходе оформления документации при проверке;

Если действия работы проверяющих лиц компания считает некорректными, она должна подать жалоб в налоговый орган в течение регламентированного законодательством срока.

К жалобе прилагаются документы, которые подтверждают обоснованность претензий. Успешный исход рассмотрения жалобы зависит от грамотности составленных документов и количества информации в защиту интересов компании. Если жалоба не удовлетворяется налоговым органом, возможно решение налогового спора через суд.

Правила составления и подачи жалобы

Жалобные, подаваемые в виде обычных и апелляционных жалоб при досудебном решении споров с ФНС, не имеют между собой существенных различий. В общем случае данные бумаги должны содержать:

  • ФИО и адрес жительства для физического лица или наименование и адрес размещения для юрлица (сведения о заявителе);
  • идентификационные данные об обжалуемом решении налоговых органов и указание неправомерных действий с их стороны;
  • название госструктуры, деятельность которой является предметом досудебного обжалования;
  • основания, определяющие факт нарушения прав и законных интересов заявителя по настоящей жалобе и спровоцировавшие непосредственно спор;
  • желания и требования лица, подающего жалобу, по решению возникшего спора;
  • дата составления и подпись лица, чьи права были нарушены, или его официального представителя;
  • при наличии прилагаемых к жалобной бумаге документов, подтверждающих правоту заявителя в возникшем споре – перечень данных документов в отдельном пункте «Приложение».

Возможные итоги обжалования

По итогу реализации досудебного рассмотрения налогового спора через вышестоящие представительства ФНС гражданин обязательно получит официальный ответ по поданной им жалобной бумаге. Законодательство РФ предусматривает, что итоги обжалования могут быть нескольких видов:

  1. Полностью или частично удовлетворительными для заявителя, чьи права ранее были нарушены. В этом случае решение налоговой структуры вступает в силу в день его официального вынесения, если иного не предусмотрено вынесенным актом или законодательством РФ. Исполнение вердикта обязательно со всех сторон налогового спора, если судебного оспаривания такового от их имени не последует.
  2. Неудовлетворительными для заявителя. В подобном стечении обстоятельств отправителю жалобы направляется:
  • либо отказ в рассмотрении жалобы с запретом на ее повторное отправление (вступает в законную силу в день официального вынесения и может быть обжалован в суде);
  • либо отказ в рассмотрении жалобы с возможностью ее повторного отправления при корректировке определенных положений (имеет место при несоблюдении базовых правил составления жалобной бумаги, вступает в законную силу в день официального вынесения и также может быть обжалован в суде);
  • либо отказ в принятии требований отправителя жалобы (вступает в законную силу в день вынесения, допускается только обжалование в судебном органе).

Нормативные документы и предмет обжалования

Помимо законодательных норм Налогового кодекса (ст. ст. 101.2, 138 — 141), устанавливающих досудебный порядок урегулирования налоговых споров, актуален Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке (далее — Регламент).

Утвержден Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290.

Во вводной части данного документа указано, какие жалобы могут рассматривать налоговики в досудебном порядке. В частности, к таковым относятся жалобы:

  • налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • организаций и физических лиц при несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении ККТ и работы с денежной наличностью;
  • налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;
  • физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В свою очередь, в разд. VII НК РФ различаются два вида документов, которыми налогоплательщики могут апеллировать в рассматриваемой ситуации, — это жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица и апелляционная жалоба. Причем согласно ст. ст. 101, 101.2, 139 НК РФ последняя может подаваться только на два вида решений налогового органа, не вступивших в законную силу:

  • на решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • на решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

Если, по мнению налогоплательщика, акт налогового органа, действия или бездействие инспекторов на местах нарушают его права, то жалоба подается в соответствующий вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. п. 1, 2 ст. 139 НК РФ). Срок является пресекательным, то есть по его истечении налогоплательщик теряет право на обжалование.

В случае пропуска указанного срока по уважительной причине налогоплательщик может восстановить его, подав соответствующее заявление в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), однако последнее слово остается за чиновниками.

В Постановлении ФАС ПО от 07.08.2008 N А06-1559/08-19 рассмотрена ситуация, когда арбитры приняли сторону налоговиков и отказали налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, поскольку не нашли оснований для восстановления срока обжалования решения налогового органа.

К сведению: жалобы налогоплательщиков рассматриваются с учетом судебно-арбитражной практики по рассматриваемым вопросам (п. 6.3 Регламента).

Налоговые споры: досудебное урегулирование

В Налоговом Кодексе РФ подробно прописан порядок досудебного урегулирования налоговых споров, если они вызваны решениями ФНС по камеральным и выездным налоговым проверкам. Сейчас налогоплательщики, не согласные с этими решениями, не могут сразу обратиться в суд. Предварительно они должны подать жалобу на неправомерные действия инспектора в вышестоящий налоговый орган.

В чем обычно нарушаются права налогоплательщика:

  • Нарушаются сроки исчисления налогов;
  • Предъявляются неправомерные требования об уплате налогов;
  • Инспектор отказывается предоставлять налоговые вычеты;
  • Вам отказывают в возврате излишне уплаченного налога;
  • Неправомерно вынесено решение об аресте банковского счета.

Процедура досудебного обжалования дает возможность руководству ФНС тщательно проверить правомерность вынесенных решений и восстановить справедливость, не обращаясь в судебные инстанции.

Этапы досудебного разрешения налогового спора:

  • Изучение всех материалов налоговой проверки в ФНС по месту регистрации налогоплательщика
  • Досудебное разрешение налогового спора в УФМС.
  • Процедура оспаривания решения ФНС, по закону вступившего в силу

Налогоплательщик подает апелляционную жалобу в ФМС, принявшую спорное решение. Жалоба передается в УФНС вместе с материалами дела течение 3-х рабочих дней. На время ее рассмотрения решение по результатам налоговой проверки не вступает в силу и не производится принудительное доначисление сумм взыскания.

Апелляционная жалоба может быть подана, когда принято, но не вступило в законную силу решение ФНС по результатам проведенных камеральных и выездных налоговых проверок.

Преимущества досудебного урегулирования:

  • более доступный и понятный порядок обжалования;
  • установлены максимальные сроки для рассмотрения апелляционной жалобы: не более 2-х мес;
  • решение по жалобе исполняется в короткие сроки;
  • налогоплательщик при обращении в УФМС не платит госпошлину и не оплачивает услуги адвоката.

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров регулируется главами 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Указанная выше норма устанавливает досудебный (обжалование в вышестоящий налоговый орган) и судебный (в суд) порядки обжалования. Досудебный порядок обжалования называют Досудебное урегулирование налоговых споров.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 2 ст. 138 НК РФ). То есть, устаналивается, что налогоплательщик не вправе обжаловать акт налогового органа ненормативного характера сразу в суд, не пройдя досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган. Решение налогового органа по итогам налоговой проверки, к примеру, сначала нужно обжаловать в вышестоящий налоговый орган. И только если Ваши требования не будут удовлетворены, тогда можно обращаться а арбитражный суд.

Читайте также:  Расчет транспортного налога в Московской области, таблица ставок

Сервис «Решения по жалобам»

Получив любое налоговое сообщение нужно немедленно определиться – выполнить требования либо нет. При этом, важно помнить – невыполнение требований влечет наложение дополнительных имущественных санкций либо привлечение к ответственности, в случае, если такое бездействие было необоснованным.

«Физический» приоритет в жалобе без суда заключается в меньших временных затратах налогоплательщика. Достаточно подготовить жалобу, направить ее в проверяющий орган и ждать результата. При этом, положительное решение надзорного органа немедленно отменяет принятое решение подконтрольной инспекции. Сотрудниками нижестоящих инспекций они не обжалуются.

На сайте ФНС России создан такой интернет-сервис, как «решения по жалобам», на котором можно посмотреть информацию о том, какое решение принято по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика. Лицо сможет посмотреть решение налогового органа, но с ограничением доступом к определенной информации согласно законодательству РФ.

Статья 138 НК дает всем гражданам и юрлицам России право обжаловать акты фискальных служб в судах. Вопросы судебного разбирательства таких споров также рассматриваются в других нормативных документах: положениях АПК, законах и подзаконных актах, регулирующих предмет налогового спора. Кроме того, участникам таким конфликтов рекомендуется ориентироваться на правовые позиции, которые излагаются Верховным и Конституционным судами страны в их судебных актах.

В числе причин, по которым налогоплательщики чаще всего обращаются к помощи суда, эксперты называют следующие.

  • Акт налогового органа или таможенного не отвечает закону или другому акту нормативно-правового характера.
  • Фискальные инстанции своими действиями нарушили права и интересы плательщиков в их работе.
  • Налоговики возложили на лицо или организацию обязанности, противоречащие закону.
  • Фискальные службы искусственно создали препоны для нормального ведения бизнеса.

Процесс судебного разбирательства состоит из нескольких этапов.

  • Сначала заявителю необходимо получить решение ФНС по итогам досудебного урегулирования разногласий.
  • Затем требуется подготовить заявление и подать в арбитраж. Сделать это, как указано в АПК РФ, можно на протяжении трех месяцев с момента, как заявитель узнал, что его права нарушены.
  • Далее налогоплательщик или его адвокат как представитель должны принять участие в рассмотрении дела в суде. Это в большинстве случаев занимает около трех месяцев, но возможно продление срока до полугода.
  • Завершающая стадия – вынесение решения судом и его выдача истцу.

Важной особенностью судебного рассмотрения налоговых споров является обязанность именно фискального органа доказывать, что его действия были законными. При этом у заявителя есть право обратиться к судье с ходатайством о приостановке выполнения решения налоговиков без предоставления банковской гарантии.

При обращении в суд налогоплательщику приходится понести определенные финансовые затраты: оплатить судебный сбор и издержки.

В результате разбирательства суд может отметить решение налоговиков (частично или целиком), признать незаконными действия или бездействия фискальной службы, обязать налоговый орган предпринять определенные действия.

Порядок составления жалобы

Чтобы обжалование действий налогового органа принесло желаемый результат, с составлению жалобы следует отнестись максимально ответственно. В жалобе указывают следующее:

  1. Сведения о юридическом или физическом лице, имеющем претензию к налоговой. Указывают наименование и адрес регистрации юрлица. По физлицам указывают ФИО и адрес прописки.
  2. Наименование налогового, с которым у налогоплательщика возникли спорные моменты.
  3. Нарушения, которые были допущены сотрудниками налоговой, соответствующие ссылки на законодательные акты.
  4. Порядок уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (например, через личный кабинет на сайте налоговой).
  5. Контактные данные (номер телефона, почта).
  6. Прилагаемые документы, которые могут подтвердить позицию заявителя.
  7. Подпись заявителя.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Могут ли налоговики отказать в рассмотрении жалобы и что делать в этом случае?

Ответ: Нет. Если документ составлен в соответствии с требованиями законодательства, то налоговики не вправе отказать в рассмотрении жалобы. В том случае если это произошло по причине неграмотно составленного документа, следует подготовить новую жалобу и подать ее в налоговый орган. В случае неправомерного отказа в приеме жалобы следует направить документ по почте в виде заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении документа. Это позволит в случае необходимости обращения в суд доказать тот факт, что попытки решить вопрос в досудебном порядке были.

Вопрос: В какой срок необходимо подать жалобу на решение, вынесенное ИФНС по итогам налоговой проверки?

Ответ: Срок для подачи жалобы на действия налогового органа устанавливается действующим законодательством. Он равен одному году с даты вручения налогоплательщику решения ИФНС.

Вопрос: Можно ли подать жалобу, если пропущены сроки?

Ответ: Сделать это можно только в том случае, если срок подачи жалобу пропущен по достаточно веской причине. В противном случае налоговая вправе проигнорировать жалобу налогоплательщика и это не будет противоречить нормам законодательства РФ.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *