Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 28.06.2022) «О недрах»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 28.06.2022) «О недрах»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отличие от Закона РК «О недрах и недропользовании», кодексом четко определены случаи внесения изменений в лицензии и контракты. Изменения в лицензии на недропользование производятся государственным органом, выдавшим лицензии, путём их переоформления, а контракты недропользования — путём заключения сторонами дополнений к контрактам.
Кодекс предусматривает изменения по составу и видам проектных документов в зависимости от видов полезных ископаемых.
Согласно действующему Закону РК «О недрах и недропользовании», проектные документы содержат технико-экономические показатели, которые затем переносятся в рабочую программу в виде обязательств с описанием затрат по каждому году.
В новом кодексе данный порядок пересмотрен. Теперь основной акцент будет сделан на ряд технико-экономических показателей в проектных документах, которые будут являться индикаторами при осуществлении мониторинга исполнения обязательств.
Проектные документы по УВС разделены на две группы: базовые и технические.
Важно отметить, что наличие утвержденных проектных документов теперь не будет являться одним из условий для заключения контракта на недропользование по УВС, что существенно облегчает процедуру заключения контракта. Подготовка таких проектных документов будет осуществляться после заключения контракта.
В Казахстане как в Австралии
В последнее время в жизни добывающей отрасли Казахстана произошли два значимых события: это введение нового кодекса «О недрах и недропользовании» и переход от стандарта ГКЗ к кодексу KAZRC, соответствующему CRIRSCO. Проследим хронологию.
В 2014 году в Республике приняли «Программу 100 шагов модернизации Казахстана». 74-й шаг предусматривал внедрение стандартов CRIRSCO, а 75-й — либерализацию Горного кодекса. За основу Республика взяла Горный кодекс Западной Австралии.
Год спустя была создана организация юридических лиц KAZRC и «Профессиональное объединение независимых экспертов недр» (ОО «ПОНЭН»). Возглавил его канд. геол.-мин. наук, генеральный директор ТОО «GeoMineProgect» Георгий Фрейман.
В том же году был разработан Кодекс KAZRC — этакий казахстанский вариант JORC.
В 2018 году вступил в силу «Кодекс о недрах и недропользовании», который предписывает переход со стандарта ГКЗ на Кодекс KAZRC до 2023 года. То есть уже совсем скоро стандарт ГКЗ должен прекратить существование в Казахстане.
Стоит обратить внимание, что произошедшие в Республике перемены случились вовсе не одномоментно, речь идёт о планомерной работе. А подготовка к ней началась за несколько лет до заметных перемен.
«Какие нововведения предусматривает новый Кодекс? Это существенная либерализация процедур недропользования и переход на международный стандарт. Удалось радикально упростить процедуры лицензирования. В частности, внедрён принцип первой заявки: «Первый пришёл — первый получил».
Таким образом удалось многократно уменьшить сроки. Был значительно облегчён доступ к исторической геологической информации. Также мы внедрили Интерактивную карту недропользователя, доступную в онлайн-режиме», — рассказал Георгий Фрейман.
И уже есть эффект. Если в период с 1996 по 2018 годы был оформлен 551 контракт на недропользование по ТПИ, то за полгода 2021-го было выдано свыше 1400 новых лицензий. Преимущественно это были лицензии на проведение поисковых и разведочных работ.
«То есть очевиден всплеск поисковой активности. Причём поисковые лицензии на уровне гринфилд резко преобладают», — подчёркивает Георгий Фрейман.
«Всплеск интереса к ресурсам Казахстана в последние годы определённо связан с изменением законодательства в части недропользования в 2018 году. Многие процедуры были упрощены, чтобы инвестор мог достаточно быстро зайти на рынок, выбрать участок и оформить лицензию.
В этом году к привлечению инвесторов подключился сам президент, возможно, законодательство будет ещё более упрощено. Неудивительно, что с середины 2018 года начался бум получения лицензий. До этого момента было затишье: в год выдавалось 10–15, от силы 20 лицензий. Сейчас 300–400, а иногда и 700.
Активизировались в том числе компании из России. Многие из них, учитывая непростую политическую обстановку, ищут «тихую гавань» для инвестиций», — отмечает участник рынка, учредитель компании E-GEOPROM, создателя одноимённой платформы, Михаил Поташко.
Названное ОО «ПОНЭН» как раз и занималось внедрением кодекса KAZRC. В конце прошлого года в объединение входили 275 казахстанских и зарубежных специалистов. Количество компетентных лиц, которые имеют право подготавливать отчёты в соответствии с новым кодексом, приближается к сотне.
В 2019 году первые отчёты по кодексу KAZRC были представлены в Комитет геологии, документы были приняты с постановкой на государственный баланс. Как говорит Георгий Фрейман, это был своеобразный пробник, тогда подготовили только 7 отчётов. В следующем году их было в два раза больше, а в 2021-м было уже 23 отчёта. Это больше количества отчётов по стандарту ГКЗ, которые за тот же период были приняты ГКЗ и Комитетом геологии.
Статья 53. Переходные положения
1. Лицензии на право пользования недрами, выданные до вступления в силу настоящего Закона, подлежат переоформлению в лицензии на право пользования недрами, предусмотренные настоящим Законом, в срок до 31 декабря 2014 года.
2. Исчисление сроков оплаты лицензионных платежей, в том числе в отношении лицензий на право пользования недрами, выданных до вступления в силу настоящего Закона, осуществляется от даты первоначальной выдачи лицензии.
См.:
Решение Конституционной палаты Верховного суда КР от 5 октября 2015 года (По делу о проверке конституционности части 2 статьи 53 Закона Кыргызской Республикио» О недрах», пункта 12 Положения о порядке уплаты и исчисления платежа за удержание лицензий на право пользования недрами , утвержденного постонавлением Правительства Кыргызской Республики « Об утверждении нормативных правовых актов в сфере недропользования» от 14 декабря 2012 года № 834 , в связи с обращениемобщества с ограниченной ответственностью «Палладекс КР» И закрытого акцилнерного общества «Текстоник»
3. Лицензионные платежи взимаются с момента вступления в силу настоящего Закона.
4. Лицензии на право пользования недрами, выданные и действующие до вступления в силу настоящего Закона, не будут предоставляться по конкурсу или аукциону.
5. Недропользователи, не уведомившие своевременно уполномоченный государственный орган по реализации политики по недропользованию о смене собственников компании, произошедшей до вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О недрах» от 9 августа 2012 года № 160, должны сделать соответствующее уведомление в срок не позднее 31 декабря 2014 года.
(В редакции Закона КР от 24 мая 2014 года № 77)
Статья 54. Международные договоры
Если вступившим в установленном законом порядке в силу международным договором, участницей которого является Кыргызская Республика, установлены иные правила чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Статья 55. О порядке введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
2. Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок:
— внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения по приведению законодательства в сфере недропользования в соответствие с настоящим Законом;
— привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
3. Со дня введения в действие настоящего Закона признать утратившими силу:
— Закон Кыргызской Республики «О недрах» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1997 г., № 8, ст.377);
— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О недрах» (газета «Эркин Тоо» от 13 августа 1999 года № 66);
— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О недрах» (газета «Эркин Тоо» от 13 февраля 2002 года № 12);
— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О недрах» (газета «Эркин Тоо» от 26 января 2007 года № 6);
— пункт 14 статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 8, ст.923);
— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О недрах» (газета «Эркин Тоо» от 26 июля 2011 года № 60);
— Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики «О недрах» (газета «Эркин Тоо» от 1 ноября 2011 года № 92);
— Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменения в Закон Кыргызской Республики «О недрах» (газета «Эркин Тоо» от 20 апреля 2012 года № 33-34).
Президент Кыргызской Республики |
А.Атамбаев |
Статья 31. Функции национальной компании
1. Функциями национальной компании в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Республики Казахстан, являются:
1) участие в реализации единой государственной политики в сфере недропользования;
2) представление государственных интересов в контрактах, предусматривающих долевое участие в них национальной компании, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и в пределах полномочий, закрепленных в контрактах;
3) проведение операций по недропользованию совместно с победителями конкурса путем долевого участия в контрактах по решению Правительства Республики Казахстан;
4) проведение операций по недропользованию на участках недр, предоставленных на основе прямых переговоров;
5) участие в международных и внутренних проектах Республики Казахстан по осуществлению операций по недропользованию и транспортировке углеводородного сырья;
6) участие в подготовке ежегодных отчетов Президенту и Правительству Республики Казахстан о ходе выполнения контрактов;
7) осуществление корпоративного управления и мониторинга по вопросам разведки, разработки, добычи, обработки, реализации полезных ископаемых, транспортировки углеводородов, проектирования, строительства, эксплуатации нефтегазопроводов и нефтегазопромысловой инфраструктуры;
8) проведение в соответствии с пунктом 8 статьи 13 настоящего Закона переговоров и заключение соглашений о приобретении отчуждаемого права недропользования (его части) и (или) объекта, связанного с правом недропользования, с отчуждателем (отчуждателями).
2. По контрактам, в которых национальная компания выступает недропользователем, финансирование разведки производится ее стратегическим партнером, если договором о совместной деятельности не предусмотрено иное.
Статья 35. Предоставление права недропользования
1. Предоставление права недропользования производится путем заключения контракта, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3, 5, 6 и 9 настоящей статьи.
2. Контракт на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу заключается с победителем конкурса на основе его результатов.
Без проведения конкурса на основе прямых переговоров заключаются контракты:
1) на проведение операций по добыче с лицом, имеющим исключительное право на получение права недропользования на добычу в связи с коммерческим обнаружением на основании контракта на разведку;
2) на проведение операций по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей;
3) на проведение операций по разведке или добыче общераспространенных полезных ископаемых при строительстве (реконструкции, ремонте) железных и автомобильных дорог и мостов общего пользования;
4) на проведение операций по разведке и (или) добыче с национальной компанией;
5) на проведение операций по разведке и (или) добыче в случае, установленном пунктом 4 статьи 54 настоящего Закона;
6) на проведение операций по добыче подземных вод с объемом свыше двух тысяч кубических метров в сутки для питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения населения с собственником или землепользователем земельного участка, под которым находятся подземные воды, при условии, что он обладает правом на специальное водопользование на этом участке.
3. Предоставление права недропользования на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей на контрактной территории или за ее пределами и предназначенных для захоронения радиоактивных отходов, вредных веществ и сточных вод, осуществляется на основании письменного разрешения уполномоченного органа по изучению и использованию недр по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
4. Предоставление права недропользования не требуется на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, связанных с разведкой или добычей и предусмотренных в рабочих программах контрактов на разведку или добычу.
5. Предоставление права на добычу подземных вод хозяйственно-питьевого и производственно-технического назначения с лимитами изъятия от пятидесяти до двух тысяч кубических метров в сутки осуществляется на основе разрешения, выданного уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
6. Предоставление недропользователю права на разведку или добычу производственно-технических подземных вод в объемах две тысячи и более кубических метров в сутки для их закачки в пласт в соответствии с технологической схемой добычи полезного ископаемого либо на добычу подземных вод для целей водопонижения при эксплуатации горных выработок производится путем выдачи уполномоченным органом по изучению и использованию недр разрешения в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Положения настоящего пункта не распространяются на добычу подземных вод для целей водопонижения при эксплуатации горных выработок, осуществляемую недропользователем в рамках заключенного контракта на недропользование.
7. Предоставление права недропользования на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых производится путем заключения контракта с местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы.
8. Предоставление права недропользования на государственное геологическое изучение недр производится путем заключения контракта (договора) на проведение операций по государственному геологическому изучению недр с уполномоченным органом по изучению и использованию недр в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
9. Предоставление права недропользования на добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, а также подземных вод в объемах добычи, не превышающих пятидесяти кубических метров в сутки, производится одновременно с предоставлением земельного участка, под которым находятся общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, в частную собственность или землепользование. При предоставлении земельного участка во временное землепользование условия пользования общераспространенными полезными ископаемыми для собственных нужд, а также подземными водами в объемах добычи, не превышающих пятидесяти кубических метров в сутки, могут быть предусмотрены договором о временном землепользовании.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.