Таможенные лимиты в России и в ближнем зарубежье в 2022/2023
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенные лимиты в России и в ближнем зарубежье в 2022/2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заполнение деклараций на товары в обычном режиме на грузы, перемещаемые между государствами ЕАЭС упразднено, учет производится через подачу формы статистического декларирования (статформы) в таможню государства вывоза. Подача статистических форм производится в целях учета перемещения грузов при внешней торговле РФ со странами-участниками Евразийского экономического союза. Статформа оформляется тем лицом, которое совершило сделку, или по поручению которого была совершена данная сделка, или которое наделено правом владения, распоряжения товарами.
Цена растаможки авто из Армении для физических лиц
Сколько стоит растаможка авто из Армении? — Мы расскажем Вам!
Цена растаможки авто из Армении в Россию сильно зависит от времени ввоза авто в Армению:
- до 10.10.2014 года, то таможенную пошлину доплачивать не нужно, но потребуется заплатить утилизационный сбор и расходы, связанные с получением свидетельства безопасности ТС (СБКТС).
- с 10.10.2014 – 01.01.2020, то нужно доплатить разницу между уплаченной таможенной пошлиной в Армении и существующей пошлиной в России. Это немаленькие деньги, кроме того нужно заплатить утилизационный сбор и предоставить на таможне документы о подключении к системе «ГЛОНАСС».
- после 01.01.2020, то доплачивать ввозную пошлину уже не нужно, с указанного времени пошлины в Армении приведены в соответствие с требованиями ЕАЭС. При ввозе в Россию достаточно заплатить утилизационный сбор и предоставить на таможне документы о подключении к системе «ГЛОНАСС».
Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили из Армении для физических лиц
Утилизационный сбор | |
автомобиль возрастом не более 3 лет: |
3400 рублей |
автомобиль возрастом старше 3 лет: |
5200 рублей |
Порядок подтверждения
Для того чтобы собрать весь пакет документов, у экспортера есть 180 календарных дней с даты отгрузки. Это правило установлено в пункте 5 Протокола о взимании косвенных налогов. Если в установленный срок документы не будут поданы в ИФНС, придется платить обычный НДС по ставке 18 или 10%. Его следует начислить в том периоде, в котором состоялась экспортная операция. Начиная со 181-го дня после отгрузки, при неподтверждении нулевой ставки и неуплате налога будут начисляться пени.
Бывает, что документы все же удается собрать, хоть и с опозданием. В этом случае уплаченный НДС может быть зачтен или возвращен по правилам статьи 78 НК РФ.
Но если подтвердить нулевую ставку никакой возможности нет, стоит знать — уплаченный НДС можно списать на расходы по налогу на прибыль. Это право подтверждено ФНС в письме от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфином в письмах от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045 и от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961. Объяснение простое: в этом случае налог не был предъявлен покупателю, а оплачивался поставщиком из собственных средств, поэтому запрет из пункта 19 статьи 270 НК РФ не действует.
Нужно ли таможить груз в Армению из России? Армения входит в состав Таможенного союза, потому не платит пошлину. Нужно только оформить сертификат «СТ-1» для перевозки внутреннего производства между государствами. Обратившись в специализированную можно их без проблем доставить и растаможить (вместе или же по отдельности). Отправляются цельные или сборные загрузки различным транспортом:
- Автомобильным – самым оптимальным и мобильным. Может добраться в самые удаленные от общих развязок регионы.
- Железнодорожным – скоростным, но привязанным к вокзалам. Можно транспортировать ликвидные или насыпные продукты, к дальним адресам подвозить можно другим транспортным средством.
- Авиа – самим быстрым, но дорогостоящим. Подходит для очень деликатных и дорогих перевозок.
- Морским – удобно при наличии выхода к морю. Возможен транзит абсолютно любого изделия.
- Мультимодальным – включающим в один транзит несколько видов транспорта.
Транзитная компания растамаживает в России продукцию – на собственный или клиентский контракт. Армения экспорт и импорт является нашим профильным направлением. Стоимость составляет 0,9$/кг, услуга предоставляется под ключ – это полное выполнение всех задач от начала (вплоть до поиска производителя) до конца (доставки к конечному адресу. Минимальный срок транзита – два дня. Все завит от дальности сообщения.
Перевозка грузов в Армению из России – что нужно из документов:
- подтверждение права собственности;
- происхождение продукции;
- подтверждение ввоза с чеками оплаченных налогов для иностранных товаров;
- акт погрузочных работ;
- накладные, счета и чеки со спецификацией продукта;
- контракт о поставке;
- паспорт сделки.
Чтобы без задержек и хлопот переправить в Армению товары, лучше всего обратиться к специалистам. Опытные люди проложат оптимальный маршрут, учитывая спецификацию продукта и региональные особенности. Грузоперевозки Санкт Петербург — Ереван и наоборот, это маршрут который не раз прокладывали наши логисты, их опыт позволяет привезти груз максимально быстро и надежно.
ГИБДД прокомментировала «охоту» за авто с армянскими номерами
На прошлой неделе портал «Дром» рассказал, что в различных регионах РФ сотрудники ГИБДД начали изымать автомобили с госномерами Армении. Выяснилось, что проблемы возникали у владельцев машин, ввезенных в страну с 2014 по 2020 год — при этом именно шесть лет назад Армения вступила в Евразийский экономический союз.
Причиной называлось то, что если автомобиль был растаможен по тарифам до вступления Армении в ЕАЭС, то с правовой точки зрения он считается товаром для внутреннего использования в границах Армении и только ее гражданами. Автомобили с армянскими номерами покупали для того, чтобы уйти от пошлин и налогов.
«Основная категория тех, кого преследует российская таможня, — граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, которые купили и эксплуатируют автомобиль, купленный в Армении как на территории ЕАЭС, но растаможенный на внутренний рынок Армении. Таких большинство (по некоторым данным — 200 тысяч), и участь большинства будет схожей», — было сказано в расследовании портала «Дром».
Дата определения налоговой базы
На какую дату определять налоговую базу по НДС при импорте из ЕАЭС
Налоговую базу определяйте на ту дату, когда приняли ввезенные товары на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть на дату, когда отразили поступившие товары на счетах бухучета. В частности, на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Исключение — импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации определять налоговую базу нужно несколько раз, на каждую из дат лизингового платежа, прописанных в договоре. Важно: даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют. Это следует из пункта 15 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе .
Бывает, что поставщик отгрузил товар, но до российского импортера он так и не дошел (например, его похитили по дороге). В этом случае импортный НДС не начисляйте и не уплачивайте. Ведь вы не приняли товар к учету, а значит, налоговой базы нет. Минфин России разъяснил это в письме от 19 октября 2016 г. № 03-07-13/1/60883 .
Когда сдавать декларацию и документы при импорте из ЕАЭС
К декларации необходимо приложить следующие документы:
1. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года . Заявление можно подать либо на бумаге в четырех экземплярах с одним электронным вариантом (можно без электронной печати), либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России. Отметим, что порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не зависит от состояния расчетов с поставщиком. Даже если ввезенный товар не оплачен (оплачен не полностью), заполняйте заявление по общим правилам;
2. выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. Подавать банковскую выписку, возможно, не придется, если у организации есть переплата по федеральным налогам. В этом случае инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран — участниц ЕАЭС;
Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации. Или же передать их в электронном виде. Пока официальный электронный формат не утвержден ФНС России. Поэтому можете передавать копии договоров, выписок и других документов в любом виде. Удобнее всего отсканировать документы и отправить через сервис Отчеты (подраздел «Письма»)..
Пожалуй самым сложным вопросом при растаможке автомобиля из Армении является вопрос стоимости данной операции. Сразу отметим, что итоговая сумма складывается из разных факторов и может отличаться даже для двух идентичных автомобилей.
Величина таможенных платежей, а так же налогов, складывается из следующих параметров:
- Стоимость оформления автомобиля при пересечении таможни;
- НДС и акцизы для юридических лиц;
- Обязательные утилизационные сборы;
- Ставки пошлин для граждан и таможенные платежи для организаций;
- Иные мелкие траты.
Начать стоит с подсчета таможенных пошлин. Их размер напрямую зависит от стоимости авто по договору купле — продажи, а так же от некоторых его технических характеристик и данных двигателя. Сумма для физических и юридических лиц разная: граждане платят от 1,5 до 5,7 евро/ см³ объема двигателя, а организации платят от 1,4 до 3,2 евро/ см³.
Следующий пункт трат по стоимости – утилизационные сборы. С ним все достаточно просто – для подсчета утилизационного сбора вам достаточно перемножить базовую ставку (20 000 рублей для легковых машин и 150 000 для грузового транспорта) на определенный коэффициент. Размер коэффициента зависит от технических характеристик и различен для физических и юридических лиц: гражданский коэффициент от 0,17 до 0,26, а коэффициент для фирм — от 1,42 до 5,3.
Последняя цифра, которую нужно рассмотреть – стоимость оформления машины на самой таможне. Итоговая цифра зависит только от стоимости авто по договору купле – продажи:
- Если автомобиль не дороже 450 000 рублей, то сумма сбора составит 500 рублей;
- Если автомобиль дороже 450 000 рублей, но дешевле 1 200 000 рублей, то сумма сбора составит 2 000 рублей;
- Если автомобиль дороже 1 200 000 рублей, но дешевле 2 500 000 рублей, то сумма сбора составит 5 500 рублей;
- Если автомобиль дороже 2 500 000 рублей, но дешевле 5 000 000 рублей, то сумма сбора составит 7 500 рублей.
Порядок, применяемый в части НДС к товарам, ввозимым из ЕАЭС
Процедуру ввоза из страны — участницы ЕАЭС в отношении НДС характеризует следующее:
- Необходимость уплаты налога импортером появляется после принятия товара на учет или после наступления установленной договором лизинга (если сделка осуществляется по нему) даты очередного платежа (п. 19 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
- Налоговая база будет определена, соответственно, либо на дату взятия товара на учет, либо на дату платежа, отраженную в договоре лизинга.
- Начисленный налог следует перечислить в налоговый орган и туда же подать посвященную ему отчетность, включающую два дополнительных отчета (заявление о ввозе и декларацию, составленную по особой форме).
- Начислять налог и отчитываться по нему предстоит помесячно, делая это за те месяцы, в которых имел место импорт.
- Для подачи отчета и платежей по налогу действует особый срок, приходящийся на 20-е число месяца, идущего вслед за месяцем ввоза (пп. 19, 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
Основу налоговой базы составит стоимость товара, отраженная в сопровождающих его документах (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). К ней добавится акциз, если товар подакцизный. Для договора лизинга база будет возникать в размере величины каждого очередного платежа (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
Выраженные в инвалюте суммы придется пересчитать в российские рубли, сделав это по курсу на дату (пп. 14, 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС):
- взятия товара на учет;
- платежа, отраженную в договоре лизинга, независимо от того, когда и в какой именно сумме в действительности сделан платеж.
Весь процесс расчета применительно к каждой конкретной поставке по конкретному договору отразится в заявлении о ввозе товаров.
Как заполнить декларацию
При импорте товаров не из стран ЕАЭС заполняйте декларационный отчет в общем порядке. Используйте бланк формы КНД 1151001. Учтите, что сама операция по ввозу в декларации не отражается. То есть таможенный НДС в декларации по НДС не выделяют отдельной строкой. Подробная инструкция по составлению отражена в статье «Декларация по НДС за 3 квартал 2020 года: инструкция по заполнению».
Для отчетности по импортному налогу на добавленную стоимость с товаров ЕАЭС используют бланк специальной декларации — КНД 1151088, утвержденной Приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@. Структура бланка:
Титульный лист |
Заполняется в любом случае. |
Раздел № 1 |
Подлежит заполнению, если в отчетном периоде налогоплательщик:
|
Раздел № 2 |
Оформляют, если импортируются подакцизные товары, за исключением спирта этилового из всех видов сырья. |
Раздел № 3 |
Формируют налогоплательщики, которые импортируют спирт этиловый из всех видов сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый. |
Инструкция по заполнению выглядит следующим образом.
Стоимость таможенного НДС.
Таможенный НДС исчисляют из стоимости проводимых сделок с ввозимым товаром. Если сделать эту операцию невозможно, то стоимость определяют:
– по цене сделки с похожим товаром;
– по ценам сделки с однородными товарами;
– методом вычитания;
– резервными методами;
– методами сложения.
Учтите, что для подтверждения стоимости товара и для достоверности предоставленной информации, таможенная служба может потребовать дополнительные сведения и документы.
Обратите внимание, что необходимо различать фактурную стоимость, таможенную стоимость, так как величина их совпадает не постоянно.
Если товар, который перевозят, не является подакцизным, то ставка пошлины на таможенный НДС, в данном случае составляет — 10 процентов.
В случаях, когда товар декларируют в предварительном порядке, таможенные пошлины, налоги необходимо перечислить не позже того дня когда был выпущен этот товар.
Утвержден порядок уплаты НДС при импорте товаров из Республики Армения
» Судебная защита Инфо Такое сообщение необходимо, если требуемых данных нет в договоре. К сообщению, составленному не на русском языке, нужен перевод.
Налогоплательщики — экспортеры вправе применить нулевую ставку НДС и вычеты «входного» НДС только при представлении в налоговый орган установленного статьей 165 Налогового кодекса комплекта подтверждающих документов. Исчисление НДС при экспорте производится не ранее момента определения налоговой базы, установленного статьей 167 Кодекса. Однако, «по жизни», экспортеру ни что не препятствует рассматривать приобретенные для экспорта товары, как товары, предназначенные для продажи внутри России, и применить вычеты «входного» НДС по общему правилу статей 171, 172 НК РФ — после принятия товаров к учету.
Советом ЕАЭС введены нулевые таможенные пошлины на ввоз легковых электромобилей до сентября 2021 года и в Армении, кроме автомобилей с гибридным двигателем и «плагин-гибридных» автомобилей. Паритет валют России и Армении Государственной денежной единицей Армении является драм. При реализации торговых операций экспорта основой расчетов является курс рубля в Армении к драму.
Замедление развития российской экономики, вызванное в том числе и падением цен на нефть, и геополитическими изменениями, привело к сокращению в России потребительского спроса на экспорт из Армении, обесцениванию рубля по отношению к армянской валюте. Добрый вечер, Константин! Вопрос экспорта товара в Армению и оформление данной сделки регулируются Протоколом, гл.
НДС при импорте Раскрыть список рубрик Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц.
сетях: НДС, страховые взносы, УСН 6%, УСН 15%, ЕНВД, НДФЛ, пени Отправляем письма с главными обсуждениями недели Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц.
сетях: > > НДС при импорте товаров имеет ряд особенностей, отличающих его от иных видов этого налога. Как учесть НДС при импорте и какие документы подтверждают правомерность вычета «входного импортного» НДС, в том числе из стран, входящих в Евразийский экономический союз, вы узнаете из нашей рубрики . 23 авг 2021 При импорте из Узбекистана в Россию НДС в российский бюджет уплачивается импортером.
О том, как происходит уплата НДС при ввозе товаров из Узбекистана и какое документальное сопровождение у таких операций, расскажем в нашем материале. 21 авг 2021 НДС при импорте из Белоруссии должны заплатить в бюджет не только налогоплательщики на ОСНО, но и те, кто работает на спецрежимах. Как правильно посчитать налог и какую ставку использовать, какие документы оформить и подать в налоговую, куда и в какие сроки перечислить НДС при ввозе товаров из Белоруссии и как заявить его к вычету, вы узнаете из нашей статьи.
20 авг 2021 Импорт из Киргизии в Россию — НДС при нем подчиняется правилам, действительным для ввоза, осуществляемого из стран ЕАЭС. Рассмотрим, в чем состоят особенности этих правил.
20 авг 2021 Заявление по косвенным налогам в 2021 году можно оформить в электронном виде или на бумаге в строго регламентированной форме. Узнайте из нашего материала о нюансах его составления и вы сможете избежать ошибок при его оформлении.
19 авг 2021 Расчет НДС при импорте товаров —
Правительство Армении на заседании в четверг увлеклось обсуждением вопроса об освобождении импорта электромобилей от НДС и прогнозировало технологическое будущее страны. Вопрос об освобождении от налогов и пошлин импортированных в Армению электромобилей поднимался еще предыдущим правительством, когда премьер-министр Карен Карапетян поручил разработать предложения по этому вопросу.
Инфо Такое сообщение необходимо, если требуемых данных нет в договоре. К сообщению, составленному не на русском языке, нужен перевод. Налогоплательщики — экспортеры вправе применить нулевую ставку НДС и вычеты «входного» НДС только при представлении в налоговый орган установленного статьей 165 Налогового кодекса комплекта подтверждающих документов.
Исчисление НДС при экспорте производится не ранее момента определения налоговой базы, установленного статьей 167 Кодекса. Однако, «по жизни», экспортеру ни что не препятствует рассматривать приобретенные для экспорта товары, как товары, предназначенные для продажи внутри России, и применить вычеты «входного» НДС по общему правилу статей 171, 172 НК РФ — после принятия товаров к учету. Советом ЕАЭС введены нулевые таможенные пошлины на ввоз легковых электромобилей до сентября 2021 года и в Армении, кроме автомобилей с гибридным двигателем и «плагин-гибридных» автомобилей.
Национальное Собрание Республики Армения приняло во втором чтении представленный правительством проект закона, который предлагает вернуть более 56 миллиардов драмов дебетовых остатков НДС 2835 хозяйствующим субъектам. Планируется вернуть старые дебетовые остатки.
Как сообщает , законопроект
«О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РА»
был принят на специальном заседании Национального Собрания 23 сентября.
За проект проголосовали 92 депутата и проект был одобрен.
ЕРЕВАН, 13 ноя — Sputnik, Арам Гарегинян. Власти в 2021 году намерены направить в бюджет страны на 10% больше доходов. В основном – за счет налогов.
© Sputnik / Анатолий Медведь Есть и неналоговые доходы, и зарубежные гранты, но их буд��т примерно столько же, что и в 2021-м (основные неналоговые доходы – это внебюджетные средства Дорожной полиции и других ведомств, проценты по госкредитам, сдача в аренду госимущества). Расходов в бюджете будет на 151,6 миллиарда драмов (315 миллионов долларов) больше, чем доходов. Чтобы покрыть этот дефицит, 74 миллиарда возьмут из зарубежных кредитов, 70 миллиардов – из государственных облигаций.
Остановимся подробнее на собственных ресурсах. В 2021 году власти хотят собрать на 144 миллиарда драмов (почти 300 млн долларов) больше налогов. На каком «бензине» поедет вперед налоговая машина?
100 миллиардов намерены собрать за счет роста экономики и импорта.
Армения – небольшая кавказская страна, которая граничит с Грузией, Азербайджаном, Турцией, Ираном. Ее население составляет почти 3 млн.
человек. Промышленность и сельское хозяйство здесь не сильно развиты, однако значительные достижения государство достигло в сфере IT-технологий.
В этом направлении Армения – лидер среди стран региона, а ее специалисты пользуются большим спросом во всем мире. Британский портал «Enterprise Times» в октябре 2021 года составил рейтинг лучших городов для желающих посвятить себя IT-карьере и в нем Ереван занял 4 место. Кроме высоких технологий Армения интересна бизнесменам, желающим выйти на рынки стран Каспийского бассейна и Азии.
Создание компаний и ведение деятельности в регулируется Гражданским кодексом, Законами: «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «О госрегистрации юридических лиц, их подразделений, предприятий и индивидуальных предпринимателей».
АрмИнфо.Армения повысит необлагаемый НДС порог с оборота до уровня 115 млн драмов ($200 тыс).
Норма, как ожидает инициатор налоговой реформы — Министерство финансов Армении — вступит в силу с 1 января 2021 года. Но если даже до указанного срока ее не успеет принять парламент страны, с момента ее утверждения она будет иметь обратную силу. Об этом заявил 4-го декабря на пресс-конференции замминистра финансов Армении Арман Погосян.
Тем временем, Налоговый кодекс от 2016 года с 1 января 2021 года установил возврат к прежней норме в размере 58,35 млн. ($120 тыс.), тем самым возвращаясь к правилам, действующим до 2015 года. Как заявляли тогда в армянском Минфине, ежегодные недополученные доходы госказны по линии НДС оцениваются в 400 млрд.
драмов. Между тем, в 2015 году правительство пошло на повышение максимального необлагаемого порога годового оборота с 58.35 млн.
Как показывают статистические данные импорта из России в Армению за последние несколько лет, основными экспортными позициями выступают:
- станки, оборудование и механические устройства к ним;
- холодильное оборудование;
- продукция стального проката;
- электрические машины и оборудование к ним;
- транспортные средства, включая муниципальную технику;
- измерительная аппаратура;
- пластмассы и изделия из них;
- фармацевтическая продукция;
- сельскохозяйственные товары (пшеница, гречка, кукуруза и пр.);
- продовольственные товары (шоколад, маргарин, мучные кондитерские изделия и др.);
- кабельная продукция;
- арматурно-запорное оборудование и некоторые другие.
С каждым из заказчиков мы работаем индивидуально, составляя наиболее удобный для него вариант грузоотправления. Осуществляем все процедуры, связанные с организацией экспортной поставки и выполнением де-факто. В том числе предлагаем комплексное обслуживание, при котором берем на себя абсолютно все вопросы, начиная от оформления внешнеэкономического договора и согласования экспортной документации, и заканчивая доставкой груза конечному получателю.
Также предлагаем организовать такой вариант экспорта, при котором, если у клиента не получается самостоятельно отправить груз от своего имени, мы заключаем договор на покупку товара, затем реализуем его контрагенту из Армении, после чего возвращаем сумму по контракту экспортеру (если так производится экспорт в Армению, пошаговая инструкция отдельно разрабатывается для каждого клиента).
Накопленный нами опыт позволяет решить любой вопрос грузоотправления, и любой обратившийся к нам за поддержкой может быть уверен, что товар будет доставлен оптимальным путем с наименьшими затратами.
В новый год с новыми налогами: Армению ожидают кардинальные налоговые изменения
Статья 9. Ставка налога на добавленную стоимость устанавливается в размере 20 процентов к облагаемому обороту товаров и услуг.
Сумма налога на добавленную стоимость в сумме оплаты товаров и услуг по полной стоимости (включая ставку в размере 20 процентов) определяется по расчетной ставке в размере 16, 67 процентов.
Статья 10. Нулевая ставка налога на добавленную стоимость устанавливается в отношении облагаемого оборота товаров и услуг, указанных в статье 16 настоящего Закона.
Статья 11. Для отдельных плательщиков, групп плательщиков, отдельных видов сделок и операций законом могут устанавливаться заменяющие НДС фиксированные платежи.
а) отгружены или переданы покупателю (заказчику) на территории Республики Армения;
б) экспортированы из Армении.
Импортированные товары считаются поставленными в Республике Армения с момента их ввоза.
Статья 13. Услуга считается оказанной в Республике Армения, если место оказания услуг находится на территории Республики Армения.
Местом оказания услуг считается такое место, где лицо, оказывающее услугу осуществляет предпринимательскую деятельность, а в случае отсутствия такого места или невозможности его определения — место нахождения (юридический адрес или место жительства, за исключением случаев, установленных статьей 14 настоящего Закона) указанного лица.
Статья 14. Местом оказания услуг, связанных с недвижимым имуществом, в том числе услуг агентов и экспертов по найму, купле-продаже, услуг по подготовке и осуществлению строительства (включая проектные, изыскательские, надзорные и иные смежные услуги) считается такое место, где находится недвижимое имущество или предусмотрено его сооружение.
Местом оказания транспортных услуг считается такое место, с которого начинается перевозка грузов, почты, пассажиров и багажа. Место оказания услуг по перевозкам грузов, почты, пассажиров и багажа по начинающимся на территории Республики Армения и непрерываемым маршрутам, оформленным по единой муждународной документации (далее — международные перевозки), не находится на территории Республики Армения.
Местом оказания услуг в сферах культуры, искусства, спорта, науки, образования и здравоохранения (включая услуги, необходимые для их организации), вспомогательных транспортных услуг (погрузка, разгрузка товаров, обработка, хранение грузов и другие услуги) , услуг по оценке, ремонту, установке движимого имущества и других аналогичных услуг считается такое место, где эти услуги фактически оказываются.
При оказании лицами, зарегистрированными в Республике Армения, иностранным юридическим лицам, лицам, не имеющим статуса юридического лица, или физическим лицам (или наоборот) услуг по переуступке другим лицам патентов, лицензий, авторского права,товарных знаков и других аналогичных прав, рекламных, консультационных, инжиниринговых, юридических, бухгалтерских, экспертных, переводческих и других аналогичных услуг, а также услуг по обработке данных и передаче информации, банковских, финансовых и страховых услуг (за исключением аренды несгораемых шкафов), услуг по найму движимого имущества (за исключением найма всех видов средств передвижения) местом оказания услуг считается такое место, где лицо, получающее услугу осуществляет предпринимательскую деятельность или имеет постоянное заведение, которому оказываются указанные услуги, а при их отсутствии — их юридический адрес или место проживания.
При найме средств передвижения местом оказания услуг считается такое место, где наймодатель осуществляет предпринимательскую деятельность, или при его отсутствии — его юридический адрес или место проживания.
Для почтовых услуг и услуг электросвязи, оказываемых с территории Республики Армения на территорию иностранного государства, местом оказания услуг считается территория этого государства. Для почтовых услуг и услуг электросвязи, оказываемых с территории иностранного государства на территорию Республики Армения, местом оказания услуг считается территория Республики Армения.
Статья 18. В соответствии с настоящим Законом плательщики НДС при поставке товаров и оказании услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, обязаны выписывать налоговые счета. Налоговым счетом считается расчетный документ установленного образца, подтверждающий поставку товаров или оказание услуг,заполненный в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.
Статья 19. Налоговые счета не выписываются:
1)лицами,не являющимися плательщиками НДС;
2)на товары и услуги, освобожденные от НДС по закону;
3)на сделки (операции), не являющиеся объектом налогообложения или облагаемые по нулевой ставке согласно настоящему Закону.
В вышеуказанных случаях вместо налогового счета заполняются (составляются) иные расчетные (в том числе товаросопроводительные) и платежные документы, установленные общим порядком.
Статья 20. В налоговом счете обязательно указываются следующие данные:
а) порядковый номер и дата выписки счета ;
б) наименование и юридический адрес лица, имя, фамилия и место жительства физического лица, отгружающих товары и оказывающих услуги, учетный номер плательщика ��алога (УНПН);
в) наименование и юридический адрес лица, имя, фамилия и место жительства физического лица, получающих товары и услуги;
г) наименование и количество товаров или вид и объем услуг;
д) цена и общая стоимость товаров или тариф и общая сумма оплаты за услуги без НДС;
е) сумма исчисленного НДС (отдельной строкой);
ж) иные данные, предусмотренные Правительством Республики Армения.
В качестве налогового счета могут служить также чеки (талоны) за покупку товаров (оказанные услуги), выданные лицами, осуществляющими деятельность в сфере торговли и обслуживания, если они содержат данные, указанные в пунктах ,,а» и ,,б» настоящей статьи, а также общую стоимость товаров и оказания услуг и включенную в нее сумму НДС . В случае отсутствия отдельных данных они должны быть отражены в прилагаемом к чеку налоговом счете, заполненном в установленном порядке.
Для иностранных физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, выписывается розничный налоговый счет (чек) в связи с возвратом им сумм НДС, уплаченных по приобретенным в Республике Армения товарам при их вывозе.
При покупке товаров в сфере розничной торговли и приобретении услуг в сфере обслуживания лица, являющиеся плательщиками НДС, обязаны по требованию покупателей (клиентов) выписать налоговый счет с данными, указанными в настоящей статье.
Статья 21. При ввозе товаров в Республику Армения исчисление и взимание НДС таможенными органами
обосновывается заполняемыми при таможенном оформлении таможенными декларациями и платежными документами (платежное поручение, квитанция и иные подтверждающие оплату документы).
Статья 22. Лица, являющиеся плательщиками НДС согласно настоящему Закону, обязаны вести учет в хронологическом порядке и не менее трех лет со дня выписки хранить все выданные ими копии налоговых счетов, счета, подтверждающие уплату НДС при приобретении товаров и услуг, декларации, подтверждающие уплату НДС таможенным органам при ввозе товаров, а также иные касающиеся исчисления и уплаты НДС документы.
Оформление документов на экспорт в Армению: что изменилось?
Раньше на основании сертификата СТ1 упрощалась растаможка. Основные изменения и требования касаются подготовки товаров к экспорту в Армению. Какие документы были нужны раньше и сейчас, приводим ниже:
- Сертификат происхождения (СТ1) не требуется, что снижает затраты на сертификацию.
- Таможенное оформление на территории России не требуется. Необходимо заполнить транзитную декларацию для перевозки товаров через территории сопредельных государств.
- Брокерские расходы экспортеров исключены.
- Срок возмещения НДС составляет 40 дней.
- Для применения нулевой ставки деловой партнер должен получить справку об уплате НДС в налоговых органах Российской Федерации.
- Экспортеры алкогольной продукции обязаны предоставлять необходимые документы на каждую продукцию.
Документальное подтверждение российской организацией операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации
Важной особенностью осуществления операций по импорту товаров из стран ЕАЭС на территорию России является то, что вместе со специальной декларацией по косвенным налогам российская организация-покупатель обязана представить в налоговый орган определенный пакет документов, а именно:
- Контракт, на основании которого российской организацией приобретены ввезенные из стран ЕАЭС товары. При этом в случае, когда товары приобретены через посредника (агента, комиссионера и др.), следует представить в налоговый орган соответствующий договор комиссии (агентский договор).
- Счета-фактуры, оформленные поставщиком из стран-участников ЕАЭС при отгрузке товаров на территорию Российской Федерации.
- Товаросопроводительные и транспортные документы в подтверждение перемещения импортируемых с территории государств ЕАЭС товаров (при условии, если указанные документы оформлялись). При этом такими документами могут выступать товарно-транспортные накладные, международные товарно-транспортные накладные (CMR), железнодорожные накладные и др.
- Выписка банка либо иного документа, свидетельствующие об уплате российской организацией-покупателем «ввозного» НДС в бюджет. При этом, как правило, налоговые органы истребуют платежные поручения с отметкой и печатью банка.
- Информационное сообщение о приобретении импортируемых товаров (представляется лишь в случаях, указанных в пунктах 13.2.-13.5 Протокола).
Копии вышеприведенных документов могут быть представлены в налоговый орган также в электронном виде.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов(далее – заявление)
Так, российской организации-покупателю необходимо представить в налоговый орган такое заявление в 4-х экземплярах на бумажном носителе и его электронный вариант либо в электронном виде (если оно подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика).
При этом российской организации-покупателю необходимо заполнить раздел 1 заявления (указать сведения о покупателе и поставщике товаров из стран-участников ЕАЭС, о контракте, а также информацию о наименовании, количестве, стоимости товаров, о товаросопроводительных документах и счетах-фактурах и т.п.).
В свою очередь налоговый орган заполняет раздел 2 заявления, где им проставляется отметка об уплате НДС:
- один экземпляр заявления остается у налогового органа,
- три других экземпляра передаются российской организации-покупателю (из них два экземпляра передаются продавцу товаров с территории стран ЕАЭС).
Следует отметить, что такое заявление налоговый орган обязан рассмотреть в течение 10 рабочих дней с момента его представления российской организацией вместе с вышеперечисленными документами, и по итогам такого рассмотрения налоговая инспекция либо подтверждает факт уплаты «ввозного» НДС либо мотивированно отказывает в таком подтверждении (Пункт 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».).
В том случае, когда заявление было представлено в налоговый орган в электронном виде и подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика, то налоговый орган должен направить в адрес российской организации в электронном виде документ в подтверждение уплаты налога.
Мнение финансового ведомства
Для целей принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории государств — членов ЕАЭС, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
В связи с этим право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (см. Письмо Минфина России от 02.07.2015 №03-07-13/1/38180).
Между тем, по нашему мнению, подобные выводы финансовых органов не основаны на нормах действующего налогового законодательства, поскольку, прежде всего, статьями 171, 172 НК РФ не предусмотрено в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС представление налогоплательщиком заявления с отметкой налогового органа.
При этом содержащееся в пункте 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137) требование о необходимости регистрации налогоплательщиком в графе 3 книги покупок заявления с отметкой налоговой органа, с нашей точки зрения, не может рассматриваться в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС по следующим основаниям.
Во-первых, в главе 21 НК РФ прямо не указано, что заявление с отметкой налогового органа выступает в качестве документа, подтверждающего вычет по «ввозному» НДС.
При этом в пункте 1 статьи 172 НК РФ под документами, подтверждающими фактическую уплату НДС при ввозе товаров, по нашему мнению, имеются в виду платежные поручения (выписки банка и др.), свидетельствующие об уплате налогоплательщиком НДС таможенному или налоговому органу.
Во-вторых, положения Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137), с точки зрения норм статей 1, 4 НК РФ, не могут дополнять либо изменять содержащиеся в НК РФ нормы (в том числе изложенные в главе 21 НК РФ).
В-третьих, нарушение налогоплательщиком порядка ведения книги покупок (либо ее отсутствие вовсе, либо ее непредставление в ходе камеральной налоговой проверки) не может являться основанием для отказа в вычете по НДС, что подтверждается судебно-арбитражной практикой (См. постановления ФАС Московского округа от 17.01.2013 по делу №А40-40046/12-99-216, от 21.02.2013 по делу N А40-39377/12-107-206, от 19.02.2013 по делу №А40-40052/12-90-210, от 21.02.2012 по делу №А41-34522/10, от 28.12.2011 по делу N А40-13679/11-90-59 и др.).
Иными словами, по нашему мнению, применительно к рассматриваемой ситуации несоблюдение налогоплательщиком условия, касающегося необходимости указывать в книге покупок реквизиты заявления с отметкой налогового органа, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении вычетов по «ввозному» НДС.
Таким образом, считаем, что российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС с территории стран ЕАЭС по итогам того квартала, когда указанные товары приняты к учету и суммы налога уплачены в бюджет, без учета того обстоятельства, что отметка налогового органа на заявлении проставлена позже.