Утилизация отходов: платим экологический сбор или получаем лицензию
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизация отходов: платим экологический сбор или получаем лицензию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если не заплатить экологический сбор, Росприроднадзор пришлёт требование о добровольном погашении задолженности. У должника будет 15 календарных дней, чтобы её погасить. Не заплатит – долг взыщут через суд.
Установлен ли штраф за неуплату экологического сбора
Как и все нарушения в области экологии, уклонение от уплаты экосбора влечет наложение штрафов. Они определены в Административном кодексе РФ. Обычно используется Статья 8.41.1. Собственно, она была введена федеральным законом 141-ФЗ в июне 2019 года именно для того, чтобы определить ответственность за неуплату экологического сбора за упаковку, товары и нарушение сроков отчетности по нему.
Максимальный уровень штрафов:
- Для должностных лиц — до 7 тысяч рублей;
- Для юридических штраф определяется, как кратно увеличенная сумма неоплаченного экосбора. Он может увеличиваться до трехкратного расчетного значения пропущенного платежа. Но он не может составлять менее 500 тысяч рублей;
- Для предпринимателей, которые работают без оформления юридического лица, также установлена верхняя планка штрафа в трехкратной сумме расчетного платежа. Но не менее 250 тысяч рублей.
Ответственность за неуплату экологического сбора
Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:
- Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
- На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.
Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.
Как определить, нужно ли платить экологический сбор и готовить отчеты
Росприроднадзор в 2016 г. выпустил приказ №488, в котором указываются плательщик и сумма экосбора. Итоговый экологический сбор (ЭС) зависит от 3 факторов:
- ставки экосбора;
- массы произведенных готовых или упаковочных изделий;
- норматива утилизации.
Ставку утверждает государство. Сумма указывается на официальном сайте Росприроднадзора.
Ставка зависит от 3 факторов:
- категория опасности для окружающей среды;
- вид изделия;
- сложность утилизационного процесса.
При решении вопроса, кто платит ЭС, нужно опираться на законодательство России и указанную схему:
- Если организация / индивидуальный предприниматель производят или импортируют изделия и тару, не указанные в перечне, неналоговый платеж не уплачивается.
- Если производитель или ИП изготавливают товары и упаковочный материал, входящие в перечень, то бухгалтерский отдел формирует отчетность расчета суммы экологического сбора.
Если необходимо оплатить эко-сбор, бухгалтер придерживается схемы.
Сроки, место сдачи и виды отчетности по экологическому сбору
Перед сдачей отчета следует уточнить срок уплаты экологического сбора за 2019 год в 2020. Неналоговый платеж оплачивается до 15 апреля 2020 г. за отчетный 2019 г. Декларация и отчетность за предыдущий год предоставляется до 1 апреля 2020.
Отчетная документация предоставляется сотрудникам Росприроднадзора по месту регистрации. Реквизиты для уплаты сбора необходимо уточнять на сайте природоохранных и территориальных органов. Неналоговый платеж за негативное воздействие на экологию перечисляется:
- На счет природоохранной организации по месту регистрации. Плательщик – производитель готовой продукции и тары.
- На счет Росприроднадзора. Плательщик – импортер при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
На сайте территориального органа ежегодно указываются сроки сдачи отчетной документации по каждому пункту.
Кто платит экологический сбор в 2021 году
Экосбор — это не налог, а дополнительный платеж от организаций и ИП в бюджет. Такие сборы необходимы для поддержки отечественной системы утилизации использованной упаковки, просроченной продукции.
- производители, импортеры товаров, обязательных к утилизации после просрочки, порчи, потери потребительских свойств;
- объединения, союзы таких производителей и импортеров;
- компании, использующие упаковку, подлежащую обязательной утилизации.
Для каждого производителя и импортера установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (РП РФ № 3722-р от 31.12.2020). На законодательном уровне закреплен и перечень товаров, упаковок, которые подлежат утилизации и по которым необходимо платить экосбор в бюджет и отчитываться в контролирующие органы (РП РФ № 3721-р от 31.12.2020).
По сути, экосбор платят только те, кто не утилизировал товары, упаковку из перечня РП № 3721-р. Вот еще случаи, когда не платят экологический сбор:
- если в отношении импортированной продукции и упаковки не установлена обязанность компенсации;
- если у производителя или импортера заключен специальный договор на утилизацию;
- если компания выполняет установленный норматив утилизации.
Наше предложение специально для вас
«Экосервис» оказывает весь спектр услуг, начиная со сбора отходов, их транспортировки до составления отчетности согласно всем законодательным нормам и в строгие сроки. Каким бы ни был ваш бизнес, мы найдем оптимальное решение.
Команда экспертов нашей компании готова разработать для вас эффективную схему, включающую сбор и утилизацию отходов, рассчитанную специально для вас. Мы готовы обеспечить вторичную переработку пригодных к этому отходов и провести утилизацию не подлежащих переработке, тем самым сократив сумму экологического сбора или даже сведя его к нулю.
Почему стоит обратиться к нам:
— вы получаете необходимые документы, заполненные по всей форме;
— экономите время, так как не придется подготавливать специалистов или вникать самостоятельно в особенности утилизации и уплаты экологического сбора, искать компании, работающие с разными видами отходов и т. д.;
— соблюдаете требования законодательства и не попадаете под штрафные санкции;
— выполняете нормы утилизации и не выплачиваете лишние средства.
У нашей компании есть собственный автопарк, из которого мы подбираем специальную технику для вывоза тех или иных отходов, необходимые мощности по сбору и переработке вторичного сырья. Ежегодно мы можем перерабатывать до 5 тысяч тонн оргтехники и до 300 тысяч тонн элементов питания.
Ставки экологического сбора на 2022 год
Вокруг ставок экологического сбора было много разговоров. Планировалось, что с 2022 года ставки резко поднимутся. Однако, размер ставок изменился в конце 2022 года согласно постановлению Правительства №1293 от 31.10.2022года и до настоящего времени остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них в таблице.
Номер группы товаров | Название товара или вид упаковки | Ставка сбора за 1 тонну, руб. |
3 | Спецодежда | 11791,00 |
14 | Канцелярские товары из бумаги | 2378,00 |
24 | Прочие изделия из пластмассы | 4156,00 |
30 | Металлическая легкая тара | 2423,00 |
32 | Компьютерная техника, переферия | 26469,00 |
42 | Бытовые электроприборы | 26469,00 |
50 | Упаковка из гофрокартона | 2378,00 |
51 | Упаковка из бумаги | 2378,00 |
53 | Упаковка из дерева и пробки | 3066,00 |
Как предполагает Правительство, такие ставки помогут пополнить бюджет и стать стимулом для производителей самостоятельно утилизировать подобные отходы.
Также предполагается, что с 2022 года ставки сбора будут умножаться на специальный коэффициент, который будет учитывать реальное изменение потребительских цен.
Что входит в отчетность по экологическому сбору
Экологическая отчетность включает в себя 4 формы:
- Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации. Форма утверждена проставлением Правительства Российской Федерации от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18;
- Документ, удостоверяющий соблюдение нормативов утилизации отходов. Отчетность включает фактический объем продукции, утилизованной за год, предшествующий отчетному, и договоры, акты или лицензии, подтверждающие факт утилизации. В случае, если утилизация не проводилась производителю или импортеру положено сдавать нулевую отчетность. Форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18;
- Расчет суммы экологического сбора. Документ подается в том случае, если производитель или импортер не осуществляет самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров или осуществляет ее в объеме, который не соответствует нормативам. Форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488; Приказ Росприроднадзора от 01.03.2019 № 70 вносит изменения в №488
- Документ, содержащий информацию о местах утилизации и сбора отходов. Отчет подается в том случае, если производитель или импортер располагает настоящими местами утилизации и сбора. Отчет состоит из 2 частей, включающих сведения о месте сбора и мощностях по утилизации. Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520.
Как выполнить нормативы утилизации
Согласно Закону об отходах производства существует три способа достижения нормативов:
- Самостоятельная утилизация: для того, чтобы организовать процесс утилизации товаров, вышедших из употребления, необходимо получить разрешение на деятельность по обращению с отходами (в случае, если вы имеете дело с отходами I-IV классов опасности), организовать место сбора, закупить необходимое оборудование, подготовить объект для его размещения и наладить технологические процессы;
- Договор с компанией-посредником: для подачи отчетности о выполнении нормативов необходимо приложить договор со специализированной компанией и копию ее лицензии на обращение с отходами (в случае, если вы утилизируете отходы I-IV классов опасности);
- Вступление в ассоциацию производителей и импортеров: за выполнение нормативов отвечает союз импортеров и производителей. В случае невыполнения нормативов ассоциацией, издержки ложатся на каждого из ее членов).
Порядок и сроки внесения платы
Сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 такие:
- 28 февраля – плата за 2021 год;
- 20 апреля – авансовый платеж за I кв. 2021 г.;
- 20 июля – авансовый платеж за II кв. 2021 г.;
- 20 октября – авансовый платеж за III кв. 2021 г.;
- 1 марта 2021 года – плата за 2021 год.
Отметим, что малые и средние предприятия авансовые платежи не делают (п. 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды).
КБК платы за НВОС в 2021 году:
За размещение отходов производства | 048 1 1200 120 |
За размещение твердых коммунальных отходов | 048 1 1200 120 |
За выбросы в атмосферный воздух | 048 1 1200 120 |
За сбросы в водные объекты | 048 1 1200 120 |
Куда назначать уплату экологического сбора?
Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации:
- плательщиками, являющимися производителями товаров, — на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика;
- плательщиками, являющимися импортерами товаров, — на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе,
- плательщиками, которые одновременно являются производителем товаров и импортером товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.
По итогам 2015 года компании в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду внесли экологических платежей на 843 млн рублей (итоговая сумма за 2016 год также будет известна только к 1 апреля, однако в качестве аванса компании региона уже заплатили 596 млн рублей). Эти деньги распределяются следующим образом: 55% сборов уходит в муниципальные бюджеты, 40% — в республиканский, и только 5% — в федеральный бюджет.
С новым сбором все иначе — в полном объеме он будет направляться в федеральный бюджет. И уже оттуда он вернется в регионы в виде субсидий на создание инфраструктуры обращения с отходами, получателями которых станут региональные операторы (татарстанской схемой, напомним, предполагается создание двух операторов, за одним из которых закрепят обслуживание Западной зоны республики, за другим — Восточной).
О видах складской техники, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 утвержден перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Разделом VI Перечня установлены категории и коэффициенты расчета размера утилизационного сбора за «Погрузчики фронтальные», классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20 и 8429 51 ТН ВЭД ЕАЭС.
С учетом переходных ключей между ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2 сообщается, что утилизационный сбор:
- уплачивается в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой,
- не уплачивается в отношении такой складской техники, как подъемники с рабочими платформами (механизированные и немеханизированные), краны-штабелеры (самоходные и несамоходные), а также аналогичные тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 августа 2018 г. N СА-4-3/16055@
ОБ УТИЛИЗАЦИОННОМ СБОРЕ
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмоМинистерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.08.2018 N МА-51322/07 по вопросу необходимости уплаты утилизационного сбора на складскую технику.
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 августа 2018 г. N МА-51322/07
ОБ УТИЛИЗАЦИОННОМ СБОРЕ НА СКЛАДСКУЮ ТЕХНИКУ
В связи с неоднократным обращением в адрес Минпромторга России импортеров складской техники по вопросу необходимости уплаты за данную продукцию утилизационного сбора сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор взимается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним. При этом согласно пункту 2указанной статьи виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 81) утвержден переченьвидов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее — Перечень).
Разделом VIПеречня установлены категории и коэффициенты расчета размера утилизационного сбора за «Погрузчики фронтальные», классифицируемые в соответствии с Товарной номенклатуройвнешнеэкономической деятельности Евразийского (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) экономического союза по кодам 8427 10, 8427 20и 8429 51.
Необходимо отметить то, что в соответствии с Переходными ключами между ТН ВЭД ЕАЭСи Общероссийским классификаторомпродукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее — ОКПД2), размещенными на официальном портале Минэкономразвития России в информационно-коммуникационной сети Интернет (далее — переходные ключи), установлено следующее соответствие кодов классификации:
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 10″- погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные с приводом от электрического двигателя:» соответствует коду ОКПД2 28.22.15″Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций»;
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 20″- погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные прочие:» соответствует коду ОКПД2 28.22.15″Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций»;
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8429 51″— погрузчики одноковшовые фронтальные:» соответствует коду ОКПД2 28.92.25″Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные».
Принимая во внимание изложенное отмечаем, что в рамках постановленияN 81 требование об уплате утилизационного сбора установлено в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой, в связи с чем в отношении такой складской техники, как подъемники с рабочими платформами (механизированные и немеханизированные), краны-штабелеры (самоходные и несамоходные), а также аналогичные тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, уплата утилизационного сбора не требуется.
Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?
Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:
- Выяснить коды бюджетной классификации.
- Оформить расчет УС по установленной форме.
- Записаться на прием в местный ФНС.
Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:
- Формой расчета УС (заполненной).
- ПТС на авто, на которое платится сбор.
- Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.
К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.