Конвенция ООН по морскому праву

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конвенция ООН по морскому праву». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На протяжении многих лет обычаи являлись, по сути, единственным источником международного морского права, но уже в XVIII веке появились договоры, касающиеся вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежными государствами. И только в первую половину XX столетия международное сообщество предприняло меры, которые были направлены на урегулирование международных отношений, связанных с разнообразной и обширной деятельностью в Мировом океане, посредством заключения международных многосторонних договоров.

Характеристика основных положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года Общие положения

Конвенция состоит из 17 частей, включающих 320 статей и 9 приложений. Конвенция подтвердила и дополнила ряд предложений, закрепленных Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г. Вместе с тем она включила много новых положений, которые впервые появились в международном морском праве и существенно развили международно-правовой режим Мирового океана в новых условиях научно-технической революции и перестройки международных отношений.

Впервые введены новые категории морских пространств: международный район глубоководного морского дна (район), исключительная экономическая зона и архипелажные воды. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря в 12 морских миль (одна морская миля — 1 км 852 м), что явилось весьма весомым вкладом в кодификацию и прогрессивное развитие международного морского права. Наряду с этим в Конвенции подтверждено право мирного прохода иностранных судов через территориальное море и предусмотрены гарантии его осуществления.

Специальная часть Конвенции посвящена защите морской среды от всех возможных форм загрязнения, возникающих в результате человеческой деятельности. Наибольшее внимание уделено регулированию предотвращения загрязнения моря с судов. Основная ответственность за соблюдением судами общепризнанных международных норм и стандартов, содержащихся в специальных Конвенциях, принятых под эгидой Международной морской организации (далее — ИМО) или иным образом, возложена на государство флага судна. В этих целях государство должно обеспечивать, чтобы суда под его флагом отвечали применимым к ним международным нормам и стандартам, установленным главным образом ИМО. В случае нарушения судном каких-либо международных правил государство флага независимо от места совершения нарушения обязано безотлагательно его расследовать и в соответствующих случаях начать в отношении виновных преследование, включая уголовное.

Существенным новшеством, закрепленным в Конвенции, является концепция «юрисдикции государства порта»: любому государству, в порт которого зашло иностранное судно, предоставляется право провести расследование предполагаемого нарушения международных норм и стандартов, совершенного за пределами территориальной юрисдикции такого государства (т.е. в открытом море), а при наличии достаточных доказательств — начать преследование для наказания виновных в соответствии со своим законодательством (ст. 218). Наряду с этим Конвенция содержит специальный раздел о гарантиях, которые направлены на защиту интересов международного судоходства от возможных злоупотреблений со стороны прибрежных государств.

Некоторые вопросы взаимоотношений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и Международной морской организации

Деятельность Международной морской организации (далее — ИМО), являющейся одним из специализированных учреждений ООН, в настоящее время основывается на фундаменте международного права, в частности международного морского права. В первую очередь речь идет о Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Сегодня нельзя рассматривать те или иные стороны деятельности ИМО, особенно связанные с обеспечением безопасности мореплавания, охраной человеческой жизни на море и защитой морской среды, без учета положений этой Конвенции, которые имеют основополагающее значение для всех видов морской деятельности, осуществляемой в условиях отсутствия войны.

С момента вступления Конвенции в силу ИМО проводит консультации с международными организациями системы ООН по различным вопросам взаимодействия ИМО и Конвенции. Еще до вступления Конвенции в силу важнейшие ее положения были включены в различные договорные и недоговорные документы ИМО.

Хотя прямое указание на ИМО есть только в ст. 2 приложения VIII Конвенции, различные ее положения говорят о «компетентной международной организации, принимающей международные правила и стандарты в области обеспечения морской безопасности, эффективности судоходства и предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и возмещения ущерба». В таких случаях понятие «компетентная международная организация» относится именно к ИМО, которая является специализированным учреждением в системе ООН, образованным в соответствии с Конвенцией об ИМО, принятой в Женеве 6 марта 1948 г. Первоначально организация называлась Межправительственная морская консультативная организация и была переименована Резолюциями Ассамблеи ИМО А.358 (LX) и А.371 (X) 1975 г. и 1977 г.

Читайте также:  Детское пособие малоимущим семьям

Статья 1 Конвенции об ИМО объявляет ее организацией с широкой сферой деятельности в области безопасности и обеспечения мер, направленных против загрязнения морской среды, а также предоставляет ей право заниматься другими вопросами, такими, как повышение эффективности судоходства и соблюдение принципа свободы судоходства для всех государств, участвующих в международной торговле, без какой-либо дискриминации. Статья 59 называет ИМО специализированным учреждением ООН в сфере судоходства и воздействия судоходства на морскую среду. Статьи 60 и 62 говорят о сотрудничестве ИМО с другими специализированными межправительственными и неправительственными организациями по вопросам, относящимся к международному судоходству и другой деятельности в этой сфере.

Страна Год ратификации Страна Год ратификации
Албания 1964 Маврикий 1970
Австралия 1963 Мексика 1966
Беларусь 1961 Нидерланды 1966
Босния и Герцеговина 1994 Новая Зеландия 1965
Болгария 1962 Нигерия 1961
Камбоджа 1960 Норвегия 1971
Канада 1970 Польша 1962
Коломби a 1960 Португалия 1963
Коста-Рика 1972 Румыния 1961
Хорватия 1992 Российская Федерация 1960
Кипр 1974 Сенегал 1961
Чешская Республика 1993 Сьерра-Леоне 1966
Дания 1963 Словакия 1993
Доминиканская Республика 1964 Соломоновы Острова 1981
Фиджи 1971 Южная Африка 1963
Финляндия 1965 Испания 1971
Франция 1965 Свазиленд 1970
Греция 1972 Швеция 1966
Гватемала 1961 Швейцария 1966
Гаити 1960 Таиланд 1968
Израиль 1961 Тонга 1971
Ямайка 1965 Тринидад и Тобаго 1968
Кения 1969 Уганда 1964
Латвия 1992 Украина 1961
Лесото 1973 Соединенное Королевство 1964
Мадагаск ar 1962 США 1961
Малави 1965 Венесуэла 1961
Малайзия 1960 Югославия 1966
Мальта 1966

Понятие и правовой режим внутренних вод

Внутренние воды — это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря. К внутренним водам относятся воды портов, заливов, бухт, губ и лиманов, исторические воды, воды государств-архипелагов. Ширина их не превышает 24 морских миль. Внутренние воды являются частью территории прибрежного государства, на которую распространяется его суверенитет.

Правовой режим внутренних вод регулируется национальным законодательством прибрежного государства. Любые виды деятельности во внутренних водах осуществляются только с согласия прибрежного государства. Прибрежные государства объявляют такие порты открытыми для захода иностранных судов. Заход иностранных судов осуществляется, как правило, с разрешения прибрежного государства. Государства на основе взаимности могут предоставлять друг другу во внутренних водах и портах режим наибольшего благоприятствования, или национальный режим. Под этими режимами понимается приравнивание иностранных невоенных судов к национальным судам прибрежного государства и предоставление иностранным судам, грузам, и их пассажирам таких льгот, которые уже представлены любому другому государству. Прибрежное государство в пределах своих внутренних вод осуществляет гражданскую и административную юрисдикцию в отношении всех судов, а также всех физических лиц, так же как и на сухопутной территории. На них распространяется таможенный, санитарный, иммиграционный и фискальный контроль прибрежного государства.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства в отношении иностранных судов и их экипажа, находящихся во внутренних водах, как правило, не осуществляется, если такое деяние не затрагивает интересы прибрежного государства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами: по просьбе капитана или консула; когда деяние затрагивает интересы лиц на берегу; когда деяние затрагивает мир, добрый порядок и безопасность на берегу; когда преступление связано с незаконным оборотом наркотических или психотропных веществ.

Иностранные военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства, в случае совершения правонарушения к ним может быть предъявлено требование покинуть внутренние воды.

Иностранные военные корабли и государственные суда могут заходить во внутренние воды на основе предварительного разрешения, как правило, за 30 дней до захода, обязаны запрашивать по дипломатическим каналам предварительное разрешение на заход.

Читайте также:  Можно ли оформлять наследство в другом городе

Иностранные морские суда имеют право на заход во внутренние воды прибрежного государства без предварительного разрешения в случае бедствия.

Иностранные морские суда, находясь во внутренних водах прибрежного государства, должны соблюдать законы и правила данного государства.

Понятие и правовой режим замкнутых и полузамкнутых морей

Согласно ст. 122 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. замкнутое или полузамкнутое море означает залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств.

В качестве примеров таких морей можно привести Балтийское море, Карибское море, Черное море, Персидский залив, Средиземное море.

В тексте Конвенции не содержится положение о правовом режиме и статусе замкнутых и полузамкнутых морей. Однако ст. 123 Конвенции содержит положение о сотрудничестве прибрежных государств замкнутых и полузамкнутых морей в осуществлении своих прав и в выполнении своих обязанностей. Такое сотрудничество осуществляется в отношении управления живыми ресурсами моря, их сохранения, разведки и эксплуатации, совместного проведения научных исследований в данном районе.

Рыболовство и ведение рыбного промысла в этих морях регулируется двухсторонними и многосторонними соглашениями, устанавливающими международные правила рыболовства между этими государствами. Также прибрежные государства могут приглашать другие заинтересованные государства или международные организации для сотрудничества.

Территориальное море — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Примерно 30 государств, в основном морских держав, придерживаются прежнего лимита в 3 мили. Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства. Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода суда соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.

Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно статье 234 Конвенции.

Понятие и состав континентального шельфа

Определение 1

Понятие «континентальный шельф» включает затопленную морем часть территории материка.

Существует два подхода для того, чтобы определить ширину территориального моря. Конвенция о континентальном шельфе (Женева, 29.04.58) включает в его состав морское дно (в том числе недра), которое простирается от внешней границы территориального моря до установленных пределов, на которые прибрежное государство имеет суверенные права. Используется с целью разведки и разработки его природных богатств.

Конвенция в 1 статье рассматривает шельф континента в качестве поверхности и недр морского дна подводных районов, которые могут примыкать к берегу, но находятся не в зоне территориального моря (предел глубины двести миль) или за этими пределами, до того места, где глубина покрывающих вод предполагает разработку естественных ресурсов, недра и поверхность районов, которые прилегают к берегу острова.

Внешняя граница шельфа представлена изобатой, то есть линией, которая соединяет глубины до двухсот миль. Естественные богатства шельфа состоят в наличии минеральных и других неживых ресурсов глубин и поверхностей морского дна, живых организмов «сидячих» видов, то есть тех, кто в период промыслового развития прикрепляется ко дну или перемещаются по нему (раки, крабы и др.).

Континентальный шельф РФ

ФЗ № 187 «О континентальном шельфе РФ» включает в состав этой территории морское дно и недра подводных районов, которые находятся за пределами территориального моря РФ по всей протяженности естественного продолжения суши страны до внешних границ подводной окраины на материке.

Замечание 3

Подводная окраина материка представляет собой продолжение континентального массива государства, который включает недра и поверхность континентального шельфа, склон и подъем.

Определение «континентальный шельф» используется и в отношении всех островов России. Внешняя граница континентального шельфа располагается на расстоянии 200 морских миль от тех исходных линий, где происходит измерение ширины территориального моря с условием, что внешняя граница подводной окраины на материке не расположена на расстояние далее, чем 200 морских миль. Когда подводная окраина материка располагается на расстоянии от 200 морских миль, то внешние границы континентального шельфа совпадут с внешними границами подводной окраины материка, которая определяется международными правовыми нормами.

Читайте также:  Езда без прав и штрафы за вождение без водительского удостоверения

Континентальный шельф РФ состоит из природных ресурсов, в том числе минеральных и прочих неживых ресурсов дна моря, его недр, живых организмов «сидячих видов». Виды живых организмов, которые представляют собой живые ресурсы континентального шельфа, установлены специальными уполномоченными федеральными органами по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа регулируются Российской Федерацией, а работа в области разведки, разработки (промысла) этих ресурсов и их охраны включена в компетенцию Правительства РФ.

Понятие и правовой режим континентального шельфа

Континентальный шельф прибрежного государства — это морское дно и его недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод прибрежного государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние (ст. 76 Конвенции ООН но морскому праву).

Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки природных ресурсов континентального шельфа. Эти права прибрежного государства являются исключительными в том смысле, что если оно не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия (ст. 77). Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе (ст. 81); все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. (ст. 79); прибрежное государство имеет исключительное право сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа (ст. 80); оно имеет также право разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования на своем континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции; права прибрежного государства не затрагивают правового статуса воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.

Вопросы, связанные с континентальным шельфом Российской Федерации, урегулированы на основе специальных юридических актов законодательной и исполнительной власти страны.

Конвенция ООН по морскому праву устанавливает режим морского дна за пределами континентального шельфа. Дно морей и океанов и его недра за пределами юрисдикции государств («район») и его ресурсы являются «общим наследием человечества» (ст. 136), деятельность государств в районе осуществляется «на благо всего человечества» (ст. 140). Район открыт для использования его исключительно в мирных целях (ст. 141) в соответствии с принципами Устава ООН, положениями Конвенции ООН по морскому праву, нормами и принципами современного международного права (ст. 138).

Ни одно государство не может претендовать на суверенитет какой бы то ни было части района или его ресурсов (ст. 137). Морские научные исследования в районе также осуществляются «исключительно в мирных целях и на благо всего человечества» (ст. 143). Разработку ресурсов района может осуществлять не только орган, но и суверенные государства.

С активизацией деятельности государств в Мировом океане возникает необходимость более тесного сотрудничества между ними. Наиболее важным центром такого сотрудничества суверенных государств выступает Международная морская организация (ИМО), являющаяся специализированным учреждением ООН. Членами ИМО являются около 130 государств. Цели ИМО: обеспечение сотрудничества между государствами в решении вопросов, связанных с международным торговым судоходством; выработка норм по обеспечению безопасности судоходства; предотвращение загрязнения Мирового океана. В рамках ИМО разрабатываются проекты международных соглашений, касающиеся различных вопросов судоходства.

Другими международными организациями, занимающимися вопросами обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения загрязнения моря, развитием средств морской сигнализации и т.д., являются Комитет по морским перевозкам Совета по торговле и развитию ЮНКТАД, Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО, Международный совет по исследованию моря, Международный морской комитет и др.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *