Новое в промышленной безопасности в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в промышленной безопасности в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сейчас основной нормативный документ, устанавливающий требования в области промышленной безопасности, — это по-прежнему федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Представители Ростехнадзора многократно обращали внимание на то, что отдельные положения этого закона не отвечают текущей ситуации в рассматриваемой предметной области. Поэтому в июне 2019 года ведомством был подготовлен масштабный проект, нацеленный на ликвидацию выявленных недостатков. Он был в установленном порядке опубликован на официальном портале проектов для организации публичного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

Какие документы отменяются

В общей сложности порядка 180 правовых актов отменены с 2021 года. Это документы, изданные в период с 1970 по 2019 год. Большинство из них касались областей неразрушающего контроля, сварочных работ, ЭПБ и ТД, требований к ОПО.

Вот список самых значимых Постановлений Правительства РФ, попавших под «гильотину»:

  • «О лицензировании производства маркшейдерских работ».
  • «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности».
  • «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
  • «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  • «О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения».
  • «Об утверждении Инструкции по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений РД 10-08-92».
  • «Об утверждении Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом».
  • «Об утверждении Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства».
  • «Об утверждении Правил аттестации и основных требований к лабораториям неразрушающего контроля».
  • «Об утверждении «Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

На каком основании может проводиться надзорное мероприятие

Регламенты Ростехнадзора содержат указания причин (в зависимости от сферы деятельности компании), которые могут служить основаниями для проверки компании. К их числу относят:

  • официальные заявления от предприятий, планирующих занятие деятельностью, имеющей отношение к промышленной безопасности;
  • данные компаний о завершении капитального строительства объекта;
  • завершение установленного срока (12 месяцев) после выдачи разрешения на использование сооружения гидротехнического типа;
  • сведения, подтверждающие запись в государственном реестре и/или приемку в эксплуатацию сооружений или устройств, которые могут представлять опасность;
  • аварийные ситуации, несчастные случаи и подобные им происшествия на производствах, отнесенных к опасным;
  • заявления физических лиц или организаций, информирующие о несоблюдении нормативных актов и законодательства РФ, регулирующих сферу безопасности в промышленности;
  • получение организацией с опасными объектами доступа (разрешений) к техническим устройствам, эксплуатации пожароопасных, взрывоопасных объектов, к предоставлению услуг по обслуживанию/эксплуатации опасных объектов.

Какие новые документы нужно разработать для работы с ПТЭЭП-2023

Подготовьте проекты приказов по ответственном. Уже сейчас вы должны разработать проекты приказов, в которых будут определены лица:

  • имеющие право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров;
  • имеющие право подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств в составе электроустановок;
  • имеющие право единоличного осмотра электроустановок;
  • имеющие право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, выдавать разрешения на подготовку рабочего места и допуск к производству работ в электроустановках, выполнять обязанности допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего.
  • допущенные к проверке подземных сооружений на загазованность (при наличии у потребителя таких сооружений);
  • имеющие право производства специальных работ в электроустановках (при определенной потребителем необходимости выполнения таких работ).

Приказы необходимо издать 9 января, ознакомить с ними работников, а также заранее разработать должностные инструкции и определить, в каких случаях ответственного руководителя работ «прикрывает» его заместитель. Вы можете использовать в приказе такую формулировку: «на время нетрудоспособности, командировки, отгула и т.п.». Образцы пяти самых главных приказов, которые вы должны датировать 9 января, скачайте в конце статьи.

Лайфхак от эксперта. Назначайте несколько ответственных, чтобы был резерв. Был известен случай, когда в результате новогоднего корпоратива в филиале на Крайнем Севере из строя были выведены и производитель работ, и ответственный руководитель работ, и выдающий наряд, и, как назло, под Новый год, произошла крупная авария, при которой требуется выдача наряда-допуска. Пришлось назначать таких лиц из головной организации в Москве. Так себе командировка.

Читайте также:  Правда ли, что в ЗАГСе будет нельзя получить бумажные свидетельства?

Подготовьте проект приказов в энергоснабжающую организацию. У компаний появилась новая обязанность по передаче сведений в энергоснабжающую организацию, пункт 12 ПТЭЭП. Форма предоставления сведений зависит от такой организации. Возможно, будет достаточно предъявить копию приказа о назначении и выписки из протокола проверки знаний правил работы в электроустановках. Ростехнадзор оказывает такую услугу. Сведения подаются ежегодно до 1 января и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках.

Место процедуры определяет Ростехнадзор: аттестация специалистов по промышленной безопасности проводится в аттестационных комиссиях поднадзорных организаций или аттестационных комиссиях указанного органа. Выбор места зависит от занимаемой должности и от количества работников предприятия.

В Центральной комиссии аттестация А1 по промышленной безопасности проводится для:

  • руководителей, заместителей руководителей, членов аттестационных комиссий предприятий, имеющих более 5000 сотрудников;
  • иных лиц по решению председателя ЦАК (его заместителя) при наличии заявления поднадзорной организации.

В территориальной проверка проводится для:

  • руководителей, заместителей руководителей, членов аттестационных комиссий предприятий численностью менее 5000 сотрудников;
  • руководителей и сотрудников экспертных организаций, которые выполняют работы для поднадзорных организаций;
  • сотрудников организаций, обеспечивающих подготовку и профессиональное обучение;
  • иных лиц в соответствии с решением председателя ЦАК при наличии обращения поднадзорной организации.

В аттестационной комиссии организации (организации-заказчика) проверка проводится для:

  • сотрудников организаций-подрядчиков;
  • членов аттестационных комиссий филиалов, структурных подразделений организации (без права юридического лица);
  • иных специалистов, кроме тех, которые подлежат проверке надзорным органом.

Оценку осуществляют (п. 3 ст. 1 ФЗ от 29.07.2018 № 271-ФЗ) комиссии:

  • федерального органа власти в отношении тех групп сотрудников, которые установлены Правительством РФ;
  • предприятий, деятельность которых ведется в сфере промбезопасности (при отсутствии такой комиссии процедуру ведет комиссия соответствующего отрасли органа власти на уровне Федерации).

Как обеспечить проведение аттестации по энергетике

Аттестация по энергетике должна быть успешно пройдена теми сотрудниками, деятельность которых сопряжена (п. 3 ст. 3 ФЗ от 29.07.2018 № 271-ФЗ):

  • с работой на энергообъектах;
  • с обеспечением выполнения функционала по управлению оперативно-диспетчерского формата.

Аналогичная позиция определена в отношении руководителей предприятий, которые подлежат надзору силам федеральной госэнергонадзорной службы (с. 29.1 ФЗ от 29.07.2018 № 271-ФЗ). Конкретные перечни должностей сотрудников, которым необходимо пройти аттестацию, устанавливаются Правительством РФ.

Аттестацию ведут:

  1. Федеральные комиссии в сфере энергетики (п. 3 ст. 3 ФЗ от 29.07.2018 № 271-ФЗ). Группы сотрудников, которые обязаны обучаться в таких комиссиях, устанавливаются Правительством РФ.
  2. Комиссии учреждений, подпадающих под федеральный госэнергонадзор в соответствии со ст. 29.1 № 271-ФЗ. К таким могут быть отнесены предприятия, работающие с энергоустройствами с общей наибольшей мощностью выше 150 кВт и номинальным напряжением выше 1000 В и присоединенными к больше чем одному снабжающему ресурсу. Если в учреждении комиссии нет, процедуру проводит федеральная комиссия.

Как обеспечить проведение аттестации гидротехнической безопасности

Правила прописаны в п. 3 ст. 2 ФЗ от 29.07.2018 № 271-ФЗ. К категориям работников, которые обязаны пройти такую оценку, относятся сотрудники и руководители, которые в отношении сооружений гидротехники ведут деятельность, связанную с:

  • проектированием;
  • строительством;
  • капитальным и текущим ремонтами;
  • эксплуатацией;
  • реконструкцией;
  • ликвидацией;
  • техобслуживанием;
  • контролем эксплуатационного формата.

Аттестацию ведут (п. 3 ст. 2 ФЗ от 29.07.2018 № 271-ФЗ) комиссии:

  • работодателя;
  • федерального органа власти, уполномоченного на осуществление этой функции.

Группы сотрудников, подлежащих такой оценке, вид комиссии, а также порядок осуществления проверки (п. 3. ст. 2 ФЗ от 29.07.2018 № 271-ФЗ ) устанавливает Правительство РФ.

На какие ПС распространяются требования ФНП (в ред. 2016 г.)

Список грузоподъемных средств, которые нужно использовать в соответствие с ФНП по ПС, приведены в п. 3 настоящего документа, представленного в новой редакции. Таким образом, в список того, на какие ПС распространяются требования ФНП, входят:

  • краны-экскаваторы;
  • краны-манипуляторы;
  • краны-трубоукладчики;
  • тельферы (тали электроприводные);
  • подъемники (вышки);
  • кабины и люльки, подвешиваемые на краны с целью перемещения рабочих;
  • грузозахваты сменного типа, применяемые вместе с ПС;
  • рельсы для передвижения подъемных средств;
  • краны-штабелеры мостовые;
  • электроприводные тележки, применяемые для перевозки грузов по рельсовым путям над землей;
  • все типы грузоподъемных кранов;
  • строительные подъемники;
  • тара, используемая для перевозки грузов, кроме той, что применяют в портах и в металлургической промышленности.

Кто должен быть аттестован по промышленной безопасности

В организациях эксплуатирующих опасные производственные объекты

Согласно пункта 2 статьи 9 и статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ, работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности. Какие работники ОПО должны быть аттестованы по правилам ПБ в Законе не указываются. Данный аспект рассмотрим ниже исходя из нормативных правовых актов в области промышленной безопасности:

Руководитель организации — должен быть аттестован по правилам ПБ «Основы промышленной безопасности» (новый перечень вопросов по общим требованиям ПБ вступил в силу с 30.08.2021 г.). Это определено «Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2168, а именно в пункте 10 данных Правил. По этому наличие протокола аттестации о прохождении проверки знаний по правилам ПБ для руководителя организации эксплуатирующей ОПО обязательно.

Читайте также:  Экологическая отчетность 2023 года

В случае если Вы не уверены в необходимости прохождения аттестации руководителя и Ваш ОПО имеет 1, 2, 3 класс опасности, то согласно «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» утверждённого Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1661 “О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности”, а именно статьи 4, при получении лицензии на эксплуатацию ОПО подаются копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя организации соискателя лицензии в области промышленной безопасности.

ВНИМАНИЕ! Дистанционно аттестация по промышленной безопасности в аттестационных комиссиях Ростехнадзора не осуществляется! В ближайшие месяцы заработает сервис Ростехнадзора по проверке подлинности протоколов аттестации.

Для кого необходима аттестация по промбезопасности согласно новым нормативным документам Ростехнадзора.

а) руководителям организаций (обособленных подразделений организаций) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим:

  • проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов,
  • изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах,
  • проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений,
  • эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике,

б) должностным лицам, на которых возложены функции по осуществлению:

  • производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах,
  • эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений,
  • контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики,
  • авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики,
  • строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики,

Сроки и стоимость аттестации по промышленной безопасности

Сроки и стоимость предоставления услуг в области предаттестационной подготовки и дальнейшей сдачи экзамена по Промышленной безопасности определяются в индивидуальном порядке по заявке и зависит от региона компании.

Сроки и стоимость обучения по промбезопасности, в зависимости от территориального управления Ростехнадзора где проводится аттестация:

Сроки выполнения

от 20 рабочих дней

Госпошлина за каждого аттестуемого

1 300 руб.

Стоимость одного надзора

От 16 000р.

Окончательная стоимость услуги зависит от управления Ростехнадзора, в котором проводится аттестация, а так же от видов и количества надзоров

Изменения в сфере промышленной безопасности с января 2021 года

Главные изменения в промышленной безопасности в 2020 году, которых с нетерпением ожидали как руководители предприятий, так и сотрудники контролирующих органов, были связаны с планами по пересмотру основного нормативного документа, который регулирует деятельность компаний относительно промбезопасности. Речь идет о федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ.

В начале года Ростехнадзор подготовил обстоятельный проект обновленной редакции этого закона. Он предполагал существенные изменения законодательства в области промышленной безопасности, включая:

  • обновление нормативной базы;
  • введение классификации технических, производственных устройств;
  • сужение сферы промышленной безопасности за счет исключения из ее состава непрофильных блоков, включая нормативный срок эксплуатации зданий, конструкций и другие вопросы;
  • внедрение оптимизированного алгоритма проведения плановых проверок с учетом принципов риск-ориентированного подхода и введения системы аудита промышленной безопасности;
  • внедрение системы дистанционного мониторинга работы производственных объектов;
  • дополнительные требования к безопасности выполнения отдельных видов работ и операций.

Разработанный ведомством законопроект согласно установленному порядку был размещен на Федеральном портале проектов нормативных документов для прохождения обязательной процедуры многоступенчатого рассмотрения.

Впрочем, проект регуляторной гильотины оказал свое воздействие не только на упомянутый законопроект. Он также повлек за собой серьезные изменения в экспертизе промышленной безопасности. Сейчас Ростехнадзор уже разработал новый порядок проведения этой процедуры, которые учитывают обязательные требования к нормативным документам. Он получит статус федеральных норм и правил, то есть будет обязателен к исполнению любыми субъектами Федерации. Сейчас документ уже размещен на портале проектов и успешно прошел процесс общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

Кроме этого, по ходу реализации проекта по сокращению объема регулирующей и нормативной документации изменения в промышленной безопасности в 2021 году коснутся еще многих правовых актов Ростехнадзора. Всего предполагается, что свое действие прекратят около 180 разных постановлений и приказов. Это произойдет с 1 января 2021 года.

Изменения в сфере промышленной безопасности, связанные с коронавирусом Вторым важнейшим фактором, который повлиял на ситуацию в российской экономике, включая сферу промбезопасности, стало распространение коронавирусной инфекции. Вспомним, что в первой половине года на большинстве предприятий был объявлен карантинный период, в рамках которого функционировать продолжала лишь небольшая часть наиболее важных производств. В мае 2020 года карантин был отменен, однако деятельность компаний была возобновлена с серьезными ограничениями, направленными на то, чтобы препятствовать распространению COVID-19.

Читайте также:  Что будет, если просрочить оплату за детский сад на два дня?

Эти ограничения были направлены в первую очередь на то, чтобы минимизировать взаимодействие людей друг с другом. Они коснулись и деятельности государственных органов – контролирующей, лицензионной и прочей. При этих обстоятельствах Правительство решило снизить административное давление на бизнес и производство и приняло ряд решений, направленных на упрощение работы предприятий в таких условиях.

Для этого было принято особое постановление от 1 октября 2020 года № 1580, которое внесло корректировки в ранее опубликованное постановление от 3 апреля 2020 г. № 440.В результате этого решения начали действовать следующие нормы:

  • продлен срок, в течение которого предприятиям, осуществляющим эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производств, разрешается не переоформлять лицензию, если у них изменился адрес выполнения работ. Указанный срок пролонгирован до 1 января 2022 года. Впрочем, если руководство компании все же намеревается переоформить лицензию по этому основанию, оно может это сделать;
  • произошли изменения в аттестации в области промышленной безопасности, а также безопасности эксплуатации гидротехнических объектов и объектов электроэнергетики. Срок действия уже выданных свидетельств продляется до 1 июля 2021 года вне зависимости от даты, обозначенной документом. При этом предприятиям разрешается организовывать аттестацию и раньше;
  • срок действия удостоверений по охране труда также продлевается до 1 июля 2021 года с аналогичным порядком проведения подготовки и проверки знаний работников до указанного срока. Таким же образом останутся действительными свидетельства о прохождении обучения по безопасному выполнению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения граждан и организаций.

При этом Ростехнадзор на своем официальном сайте, публикуя соответствующие разъяснения, напоминает, что указанные меры будут действовать только до обозначенных дат. По окончании сроков продления соответствующих разрешений срок действия перечисленных документов будет считаться истекшим. Это значит, что предприятия, работающие на их основании, окажутся нарушителями норм законодательства и могут быть привлечены к ответственности с применением соответствующих статьей КоАП.

Тотальная цифровизация

Внедрение системы дистанционного мониторинга производственных процессов стало следующим крупным проектом Ростехнадзора. Это происходит в разных отраслях: и нефтехимии, и переработке, в угольной отрасли. Активно работает ведомство на эту тему и с «Газпромом». «До сегодняшнего дня мы изучали технические возможности системы и ее эффективность. Мы получили хорошие результаты и поняли, что с ее помощью можно получать всю необходимую нам информацию о состоянии опасного производственного объекта, — рассказывает Алексей Алешин. — На следующем этапе мы планируем внедрить эту систему и сделать ее составной частью надзорной деятельности. Нам бы очень хотелось, чтобы результаты, которые можно получить благодаря ей, стали юридически значимыми. Основная идея — не проверять ту информацию, которую мы будем получать через систему дистанционного мониторинга. Чтобы априори считалось, что они проверены и мы нужную информацию получили. Для государства это большой плюс: не надо два раза делать одну работу. По тем же причинам это выгодно и предприятиям, кроме того, дистанционный мониторинг значительно снижает риск аварий, а в итоге это тоже деньги и зачастую огромные». В ведомстве ожидают, что скоро выйдет постановление правительства по проведению эксперимента. И суть этого постановления — уже не изучение технических возможностей, а правовое закрепление мероприятий.

Организация экзамена (тестирования)

Экзамен проводится в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня приема заявительных документов (п. 17 положения об аттестации, утв. постановлением № 1365, п. 11 и 52 временного порядка).
ТАК Ростехнадзора формирует комиссию из шести человек (из числа государственных гражданских служащих территориального органа Ростехнадзора), в которую входят:
— председатель;
— заместители председателя;
— секретарь;
— другие члены комиссии.
Обратите внимание: заседание ТАК считается правомочным, если в нем принимают участие не менее четырех членов комиссии.
Комиссия в своей работе (п. 56 временного порядка):
— устанавливает личность аттестуемого;
— принимает решение об аттестации или отказе в аттестации по результатам экзамена;
— знакомит аттестуемых с правилами проведения экзамена.
Экзамен представляет собой тестирование (ответы на вопросы) на компьютере с использованием Единого портала тестирования:
1 Аттестуемый отвечает на 20 вопросов, которые случайным образом отобраны из общей базы по специфике заявляемых областей аттестации.
2. Время тестирования — 20 минут (можно завершить досрочно).
3 Чтобы сдать экзамен, аттестуемый должен ответить верно минимум на 18 вопросов (п. 58 временного порядка).
4. После прохождения теста автоматически формируется и распечатывается «индивидуальный лист компьютерного тестирования аттестуемого».
5. Аттестуемого под роспись знакомят с листом компьютерного тестирования, который приобщается к личному учетному делу.

Обратите внимание: опоздание (неявка) аттестуемого на экзамен отражается в протоколе ТАК и не является основанием для отмены (переноса) проведения аттестации (п. 62 временного порядка). То есть экзамен сочтут несданным (проваленным), и заявительные документы вместе с уплатой госпошлины нужно будет оформлять заново.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *