Стадии и способы уклонения от уплаты таможенных платежей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стадии и способы уклонения от уплаты таможенных платежей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В области ВЭД законодательство сегодня достаточно сложное. С одной стороны, введены суровые меры по наказанию за отказ от своих обязательств, с другой стороны, существует целый ряд привилегий, исключений и послаблений для предпринимателей и частных лиц. Именно поэтому нередко возникают обвинения в умышленном искажении назначения груза, в занижении его стоимости, в искажении фактов о его происхождении. Все это действительно может стать причиной для обвинения, но не обязательно по статье 194 УК РФ.

Второй комментарий к Ст. 194 УК РФ

1. Предметом выступают таможенные платежи, к которым относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

5) таможенные сборы (ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

2. Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере.

3. Уклонение состоит в умышленной неуплате таможенных платежей по истечении установленных сроков; формы уклонения могут быть различными: занижение таможенной стоимости товаров, прямой отказ от уплаты, перемена места жительства и т.д.

Крупный размер есть тогда, когда сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей.

4. Состав — формальный.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

6. Субъект — как физические лица, так и представители (руководители и главные бухгалтеры) организаций, обязанные уплачивать таможенные платежи.

7. В ч. 2—4 ст. 194 УК предусмотрены квалифицирующие признаки.

Распространенные примеры

Каждое преступление по ст.194 имеет свои тонкости и нюансы, мы выделим наиболее распространенные.

  • Ввоз оборудования или транспорта по запчастям. На таможне указывается, что в страну ввозится не объект в разобранном виде, а запчасти к нему. Ввезенное оборудование или транспорт далее собирается на предприятии и продается. В этом случае речь зачастую идет о неуплаченных в бюджет миллионах рублей.
  • Беспошлинный ввоз имущества для личного использования с последующей продажей.
  • Искажение информации в сопроводительных документах, снижение реальной стоимости ввозимого товара.
  • Появление в схеме номинальных импортеров и фиктивных продавцов.
  • Контрабанда стратегически важных товаров. Контрабанде посвящена отдельная статья, но недостоверные сведения о ввозимом товаре автоматически меняют суммы таможенных платежей. Часто такие преступления рассматриваются в совокупности.

Неуплата таможенных платежей — не выход из ситуации

Также при возникновении подобной неприятной ситуации необходимо помнить, что существуют различные способы уплаты таможенных платежей, есть вероятность договориться с получателем сборов об отсрочке или рассрочке. Содействие юриста нашей компании в подобных делах позволит получить максимально выгодные условия даже в самых сложных случаях. Пишите в комментариях свой вопрос и мы поможем найти решение: профессионально и в срок.

Обязанность уплаты таможенных платежей

Таможенный кодекс РФ обязывает всех людей (как частных лиц, так и организации) при перемещении через границу товаров делать следующие отчисления в бюджет:

  • Основная таможенная пошлина на товары.
  • Многочисленные косвенные таможенные пошлины и сборы — за оформление, за хранение, за принятие предварительного решения и так далее.
  • НДС.
  • Акцизы.
  • Сборы, которые нужны для выдачи лицензии на товар.
  • Сборы, которые нужны для выдачи аттестата специалиста.

Размер пошлин регулируется законом «О таможенном тарифе».

При пересечении границы следует подавать таможенную декларацию обо всех товарах, которые будут ввозиться, а все выплаты следует осуществлять:

  • при подаче таможенной декларации,
  • перед подачей декларации.

В некоторых случаях плательщику может предоставляться отсрочка на срок до 2 месяцев.

Если вы перевозите через границу какие-либо товары, то следует уплатить таможенные пошлины. Если же вы попытаетесь обойти закон (например, не сообщите всю информацию о товаре, подделаете документы и так далее), то вы будете нести административную или уголовную ответственность.

Если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ, то наказание будет административным и составит не более 50.000 рублей (а в большинстве случаев вы можете отделаться штрафом в размере 500 — 2.500 рублей, если вы являетесь частным лицом). Если же размер ущерба превысит 1.000 МРОТ, то вы будете нести уголовную ответственность (статья 194 УК РФ).

Дополнительная информация об ответственности за уклонение от уплаты платежей в этом видео:

По статье 194 УК РФ предусмотрены следующие наказания — крупные штрафы, общественные работы, лишение свободы и некоторые другие наказания.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Типичные следственные ситуации и программа действий по ихразрешению

При расследовании рассматриваемых преступлений возникают, как правило две ситуации: а) «очевидные», когда исходная информация содержит данные о событии преступления и лице, его совершившем; б) «неочевидные», когда исходная информация не содержит данных о лицах, совершивших преступление. Для разрешения первой ситуации проводятся следующие процессуальные действия: осмотр предметов (товаров и транспортных средств и др.), осмотр места происшествия, осмотр документов; освидетельствование; производство выемки документов, предметов; допрос свидетелей, подозреваемого, обвиняемого; очные ставки; задержание подозреваемого; производство обыска; получение образцов для сравнительного исследования; назначение экспертиз; предъявление для опознания; проверка и уточнение показаний на месте; контроль и запись переговоров; наложение ареста на имущество и т.д.

Из организационных мероприятий проводятся: проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД; назначение ревизии; запросы в таможенные органы; запросы в иные правоохранительные органы; запросы в органы государственной власти и управления; запросы в правоохранительные и иные органы иностранных государств; проверки по учетам международных организаций, МВД России, ФТС России, ФСКН России, ФСБ России; проверки по ЦБД ЦИТТУ ФТС России и другим базам данных таможенных органов; изучение приостановленных уголовных дел данной категории и административных дел об административных правонарушениях; изучение архивных уголовных дел; изучение информационных материалов ФТС России; истребование характеристик и т.д.

Читайте также:  Пересечение сплошной линии разметки - штраф в 2022 году

Комплекс проводимых оперативно-розыскных мероприятий носит поисковый характер и направлен на установление: лиц, причастных к совершению преступления; местонахождения товаров и транспортных средств, денежных средств, банковских гарантий, имущества, принадлежащего подозреваемому (обвиняемому); мест возможного хранения и сбыта товаров и т.д. Для разрешения второй следственной ситуации проводится ряд аналогичных процессуальных действий, организационные и оперативно-розыскные мероприятия. Поскольку одна из важнейших задач расследования в данной ситуации установление преступника, существенное внимание уделяется поисковым мероприятиям; в частности, при проведении организационных мероприятий составляются и используются розыскные ориентировки и субъективные портреты, осуществляется проверка лиц по соответствующим криминалистическим учетам. Проводимые оперативно-розыскные мероприятия направлены на выявление свидетелей и очевидцев (например, водителей автотранспортных средств), обследование мест возможного складирования и реализации товаров и т.д.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Объект преступления — установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей.

Товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся: ввозная или вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы.

Ввозная или вывозная таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории.

Налоговые обязательства

В 2021 г. правоотношения по транспортировке объектов путем пересечения госграницы Российской Федерации координируются нормами Таможенного кодекса ЕЭС. Документ вступил в силу с начала года, полностью заменил прежнее законодательство по этой сфере международной деятельности. Основная цель нового регламента – минимизация бумажных документов, оцифровка данных и ведение документооборота в электронной форме. Такие действия позволят сократить время обмена информацией и ускорят процесс перевозки грузов.

Процедура исчисления таможенных пошлин, порядок их уплаты описаны главой 7 ТК ЕЭС. Согласно ст. 51 настоящего кодекса объектами обложения сборами являются все товары, перемещаемые через государственную границу участников Союза. Для определения суммы бюджетного платежа понадобится таможенная стоимость и физические характеристики перевозимых предметов и грузов.

В соответствии со статьей 54 вышеуказанного закона обязанность по уплате таможенных сборов возникает у предприятий и физических лиц. Различают пять видов пошлин, подлежащих обязательному перечислению в бюджет:

  • Сбор за ввоз и вывоз товарно-материальных ценностей.
  • НДС со стоимости объектов, ввозимых на территорию государств Союза.
  • Акцизный налог.
  • Таможенные взносы.

Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей

Существуют разные схемы уклонения от уплаты таможенных платежей, но для обвинения по указанной статье следует доказать, что имели место сразу несколько фактов.

  • умышленность, сговор, неоднократность нарушения. Только в этом случае можно всерьез рассматривать возможность уголовного наказания.Преступлением могут посчитать: сокрытие товара, указание режима, который неприменим в конкретном случае, уменьшение стоимости ввозимого товара или оборудования.
  • порядок уплаты таможенных платежей достаточно сложен, необходимо установление размера, достаточного для привлечения к уголовной ответственности. Предполагается оплата сразу нескольких видов взносов, учет различных статей законодательства. Поэтому хорошо построенная защита способна и вовсе избавить тех, кто обвиняется впервые, от какого-либо взыскания. Сумма неоплаченных платежей — ввозная пошлина, акциз, взимаемый при ввозе товара является важным при определения состава преступления. При небольших суммах укрывательства меньше 1 000 000 рублей состав именно преступления не наступает.
  • нужно разбираться кто виноват. Ведь ответственность лежит на декларанте, именно он составляет и предоставляет необходимое при оформлении таможенной процедуры. Если в вашем случае Вы привлекли таможенного брокера для осуществления процедуры, то именно он ответственен за уплату обязательных платежей.

Также следует понимать, что называется злостным неисполнением обязательств, когда возникает уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере и как оно исчисляется. Нельзя рассчитывать, что все факты будут рассмотрены беспристрастно, объективно и недвусмысленно.

Выявленные схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации

за 2021 год

Федеральной таможенной службой в 2021 году выявлены следующие наиболее характерные схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации:

недостоверное заявление базы исчисления таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации;

занижение суммы таможенных пошлин и налогов.

Основные действия проверяемых лиц, направленные на уклонение от уплаты таможенных пошлин, заключались в использовании недействительных (фиктивных) документов с целью извлечения выгоды, недостоверном заявлении страны происхождения товаров с целью уклонения от уплаты антидемпинговых и иных специальных видов таможенных пошлин, заявлении недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, занижении таможенной стоимости товаров путем невключения в структуру ее формирования отдельных элементов, указании иных условий внешнеэкономического контракта (договора, соглашения) купли-продажи товаров, отличных от фактически заключенной сделки.

1. В ходе проведения выездной таможенной проверки по вопросу контроля заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС товара «установки № 1, 2 для сжигания древесных отходов…» выявлено использование недействительных (фиктивных) документов в целях извлечения выгоды.

Проверяемая организация задекларировала товары «установки №№ 1,2 для сжигания древесных отходов» (код ТН ВЭД ЕАЭС 8417 80 700 0, ставка ввозной таможенной пошлины — 0%, НДС — 18%).

В ходе таможенного контроля установлено, что в помещениях, принадлежащих проверяемому лицу, фактически находилось оборудование модульной водогрейной котельной мощностью 16 МВт, состоящей из двух водогрейных котельных установок мощностью каждой по 8 МВт. Оборудование представляет собой единую технологическую линию по производству тепловой энергии для технологических нужд производства и отопления зданий общества.

В ходе выездной таможенной проверки получена проектная и техническая документация по строительству котельной установки, документы по выбору поставщика оборудования, предконтрактная переписка.

Читайте также:  Многодетные краснодарцы могут получить выплаты по нацпроекту «Демография»

По результатам анализа полученных документов установлено несоответствие в экземплярах внешнеторгового контракта, представленного организацией в таможенные органы, в уполномоченный банк, в ФТС России, и внешнеторгового контракта, изъятого при проведении оперативных мероприятий. Из предконтрактной переписки следует, что в целях занижения суммы таможенных платежей первоначальная версия контракта на поставку полного комплекта оборудования («водогрейные котельные установки») разделена на два контракта на поставку следующих частей оборудования отдельными партиями — установки № 1, 2 для сжигания древесных отходов. Согласно перечню фактически ввезенного оборудования задекларированные установки не являются установками для сжигания древесных отходов, а являются составляющими элементами водогрейных котельных установок.

Выявленный в ходе фактического контроля товар «водогрейные котельные установки» (ставка таможенной пошлины — 10%, НДС — 20%) не соответствует заявленному при таможенном декларировании оборудованию для сжигания кородревесных отходов, классифицированному как печь для сжигания мусора (ставка ввозной таможенной пошлины — 0%, НДС — 18 %).

По результатам выездной таможенной проверки установлен факт недекларирования двух водогрейных котельных установок мощностью 9 МВт каждая.

По результатам выездной таможенной проверки доначислено 68 млн. рублей, возбуждено уголовное дело по пункту «г» части 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

2. По результатам проведения выездной таможенной проверки по вопросу контроля таможенной стоимости товаров «сырье и полуфабрикаты для производства кондитерских изделий», классифицируемых в товарных группах 17, 18, 19 ТН ВЭД ЕАЭС, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, установлено, что проверяемым лицом при определении таможенной стоимости ввозимых товаров из цены товаров, ввезенных на условиях поставки DAP/CIP, были вычтены расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществленные после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС.

При этом представленные внешнеэкономические контракты о поставках готовой продукции, заключенные между обществом с компаниями (отправителями) «XXX» (Люксембург), «YYY» (Италия), не являются и не могут рассматриваться в качестве договоров по перевозкам (договоров транспортных экспедиций), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, заключенных с транспортными организациями (экспедиторами, перевозчиками).

Представленные при таможенном декларировании инвойсы (счета- фактуры) на товары, а также калькуляции (таблицы), в том числе калькуляции, сформированные компанией «XXX» (Люксембург) в отношении товаров, ввозимых от компании «YYY» (Италия), не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих осуществленные вычеты транспортных расходов, так как составлены отправителями товаров, а не перевозчиками товаров, с которыми заключались соответствующие договоры транспортной перевозке и кото��ыми фактически осуществлялась доставка товаров.

При этом как в процессе таможенного декларирования товаров, так и в ходе таможенной проверки Общество не представило документы, подтверждающие заявленные в виде вычетов расходы по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, предусмотренные пунктом 1 приложения № 1 к порядку, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее — Решение № 376).

В ходе таможенной проверки Общество также не воспользовалось правом запросить у поставщиков проверяемых товаров — компаний «YYY» (Италия) и «XXX» (Люксембург) имеющиеся у них документы по перевозкам товаров, определенные пунктом 1 приложения № 1 к порядку, утвержденному Решением № 376. В соответствии с условиями внешнеторговых контрактов, обычаев делового оборота и положений Инкотермс 2010 указанные лица по просьбе покупателя обязаны оказать последнему содействие в получении документов, которые могут понадобится покупателю в стране ввоза товаров.

По результатам проведения таможенной проверки доначислено и взыскано таможенных платежей, пеней на сумму 175,39 млн. руб.

3. По результатам выездной таможенной проверки по вопросу правомерности неуплаты антидемпинговой пошлины, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 702 «О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе» (далее — Решение Комиссии ТС № 702), в отношении товара «трубы-заготовки для механической обработки, применяемые исключительно для производства труб других сечений и другой толщины стенки, ГОСТ 23270-89, диаметром менее 820 мм», страна происхождения — Украина, установлено следующее.

В ходе проведения таможенной проверки в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии направлен запрос в целях получения пояснений: «Являются ли проверяемые товары горячедеформированными трубами общего назначения» и «Подлежат ли проверяемые товары обложению антидемпинговой пошлиной, установленной Решением Комиссии ТС № 702». Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии представлена информация, что контролируемые товары относятся к горячедеформированным трубам общего назначения, на которые распространяется действие антидемпинговой пошлины в соответствии с Решением Комиссии ТС № 702.

Ответственность за нарушение таможенного законодательства

В случаях нарушения таможенного законодательства в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Случаи привлечения к административной ответственности:

  • сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Евразийского экономического союза;
  • недекларирование по установленной форме либо недостоверное декларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию;
  • несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации;
  • недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
  • нарушение сроков временного хранения товаров;
  • невывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза либо неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу;
  • передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза;

в иных случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Случаи привлечения к уголовной ответственности:

  • уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;
  • контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий;
  • контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;
  • контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Читайте также:  Доверенность от юридического лица физическому лицу

В качестве субъекта, который может привлекаться к ответственности, вступает лицо, на которое возлагается обязанность совершить таможенные платежи (налоги и пошлины). По 79-й статье ТК ТС им является декларант. Понятие этого субъекта раскрывается в п. 1 четвертой статьи указанного кодекса. Если декларирование осуществляет таможенный представитель, то, соответственно, обязанным лицом становится он. Перечень ответственных субъектов за отчисление сбора определяется в ст. 79 в зависимости от его вида.

Кроме этого, по смыслу рассматриваемой нормы к ответственности может привлекаться и должностное лицо, которое воспользовалось служебным статусом для совершения преступления. Вместе с этим виновные могут состоять в группе, организованной в том числе. В нее входят как обычные граждане, так и должностные лица. Преступление будет в таких случаях рассматриваться как соисполнительство, без отсылки к статье 33 УК. Использование служебного статуса должно вменяться не только должностным лицам, но и прочим участникам группы, если обстоятельства были охвачены их умыслом. Это обусловливается повышенной опасностью деяния каждого такого субъекта.

Уклонение от уплаты таможенных платежей в Уголовных кодексах стран — участниц Содружества Независимых Государств

С распадом СССР возникли новые, неизвестные в последние десятилетия проблемы, связанные с возникновением понятия «ближнее зарубежье» и появлением новых границ РФ. Вопросы, вытекающие из появления границ с новыми государствами, — бывшими субъектами СССР, затрагивают широкий круг практических аспектов. Единое в прошлом экономико-правовое пространство СССР распалось на составные части. Драматизм нынешней ситуации, связанной с попытками формирования единого экономического и правового пространства стран ближнего зарубежья, заключается в том, что нарушены традиционные хозяйственные связи прежних партнеров.

Сегодня предприятия — производители из разных стран «ближнего зарубежья» в своем стремлении найти партнеров ориентируются на «дальнее зарубежье». Причина такой ситуации лежит в отсутствии единой концепции валютно-финансового и нормативного регулирования в рамках ближнего зарубежья, а также заключается в проблемах, возникающих при перемещении товаров и услуг, таможенных барьерах.

Правовой вакуум в регулировании на межгосударственном уровне экономических взаимоотношений между новыми государствами привел к ослаблению и сокращению исторически сложившихся тесных экономических связей, что негативно отразилось на экономике каждого из новых государств.

На межгосударственном уровне наметилась тенденция по формированию единого экономического пространства с помощью заключаемых соглашений. В связи с этим появилась необходимость сближать таможенное законодательство, унифицировать ставки по таможенным платежам, механизм их начисления и взимания, применение административных и уголовных санкций за правонарушения в сфере таможенного дела.

Имея общие задачи и принципы уголовное законодательство стран ближнего зарубежья, тем не менее, по-разному подходит к понятию и оценке такого таможенного преступления как уклонение от уплаты таможенных платежей.

В основном уголовные кодексы стран «ближнего зарубежья» относят данное преступление к категории преступлений в сфере экономической деятельности (против порядка осуществления экономической деятельности), либо к преступным деяниям в народном хозяйстве. При этом уголовные кодексы Республики Армения, Эстонской Республики не предусматривают уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Это, вероятно, обусловлено тем, что указанные деяния не представляют для перечисленных стран большой общественной опасности.

Кроме того, УК Эстонской Республики, вообще, из преступлений в сфере таможенного дела включает только нарушение правил экспорта, реэкспорта черных или цветных металлов, металлолома или отходов металлов (ст. 153 УК Эстонской Республики). Однако, в соответствии с ч. 5, ч. 6 ст. 148-1 (нарушение законов о налогообложении и законов о налогах) преступлением признаётся невнесение в срок суммы налога, подлежащей уплате, либо неперечисление в срок суммы налога, подлежащей удержанию, а также внесение или перечисление меньшей по сравнению с предусмотренной суммы налога. При этом уголовная ответственность за данное преступление наступает лишь в том случае, если виновный за такие же действия подвергался административному взысканию .

Вместе с тем следует отметить, что некоторые уголовные кодексы стран «ближнего зарубежья» содержат статьи, предусматривающие уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, которые не имеют своих аналогов в УК РФ. В частности, импорт и реализация продукции, подлежащей обязательному акцизному обложению без акцизных марок (ст. 200 УК Республики Грузия, ст. 200 УК Кыргызской Республики), незаконное предоставление или получение налоговых, таможенных или иных финансовых льгот (ст. 215 УК Кыргызской Республики). При этом в РФ и других странах «ближнего зарубежья» вышеуказанные деяния, несмотря на их большую распространённость, не являются уголовно наказуемыми. Дополнение диспозиции ч. 2 ст. 194 УК РФ новым квалифицирующим признаком, предусматривающим уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, сопряженное с незаконным получением и использованием налоговых, таможенных или финансовых льгот, связанных с уплатой таможенных платежей, по нашему мнению, повысит эффективность уголовно-правовых мер борьбы с таким преступлением в сфере таможенного дела, как уклонение от уплаты таможенных платежей. В настоящее время в РФ указанные действия наказываются либо в административном порядке, либо не наказываются вообще.

Следует отметить, что предмет уклонения от уплаты таможенных платежей в уголовных кодексах стран «ближнего зарубежья» неоднороден. Так, согласно ч. 1 ст. 231 УК Республики Беларусь, ч. 1 ст. 210 УК Кыргызской Республики, ч. 1 ст. 209 УК Азербайджана предметом данного преступления являются таможенные платежи, а по ч. 1 ст. 164.8 Закона Республики Молдова предметом преступления являются только таможенные пошлины и сборы212, а в УК Республики Казахстан предметом уклонения являются таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензии или другие таможенные платежи .


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *