Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: методика проведения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: методика проведения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности необходимо уже потому, что любой современный бизнес – это сложная структура, включающая в себя бухгалтерский учет и налогообложение. Обращение к аудитору – лучший способ получить результаты независимой оценки учета на предприятии. В перспективе это позволяет уточнить данные о том, полный ли учет ведется, какие недостатки он имеет, какие ошибки допускаются систематически. Квалифицированные внешние работники предложат пути устранения имеющихся проблем.

Основные мероприятия анализа

Как правило, порядок проверки финансово-хозяйственной деятельности следующий:

  • изучение документов;
  • анализ экономических данных о предприятии;
  • изучение учредительной, сертификационной, лицензионной документации;
  • изучение кадровой документации, включая аспекты обязанностей, инструкций, полномочий;
  • экспертная оценка заключенных договоренностей, анализ достоверности бумаг, удовлетворения нормативам законов, своевременности;
  • изучение кредитной составляющей баланса;
  • анализ использования ресурсов предприятия.

Методики ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности:

  • изучение документации;
  • интервьюирование работников;
  • проведение тестов персонала и рабочего процесса;
  • наблюдение за рабочим процессом;
  • анализ.

Последнее производится применение математических инструментов, формальных, логических правил и законов.

Цель ревизии и ее основные задачи

Во время ревизии устанавливается, как используются финансовые средства и куда направляются денежные потоки. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности определяет отсутствие нарушений по отмыванию денег, полученных преступным путем. Таким образом, анализируются не только исходящие, но и входящие денежные потоки. Также важно соблюдение безутратности денег и материальных ценностей.

Проведение ревизии предусматривает проверки по фактическим операциям и документально:

  • подтверждение финансовых операций соответствующими договорами и документами;
  • целевое использование кредитов, полученных в банках, и осуществляемых расчетов;
  • проведение сделок с ценными бумагами, дисконтными и процентными векселями, акциями, облигациями;
  • своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами и проведение их в полном объеме;
  • проверяются все статьи доходов и расходов, образование прибыли или убытков от хозяйственной деятельности;
  • следование требованиям законодательства и правилам бухгалтерского учета;
  • начисления и расчеты по заработной плате, расчетные операции с физическими лицами;
  • затраты на текущую деятельность компании;
  • как осуществляется учет нематериальных активов;
  • направление средств в инвестиции с формированием диверсифицированного инвестиционного портфеля;
  • получение и распределение прибыли.

Что такое анализ финансово-хозяйственной деятельности компании

Анализ финансово-хозяйственной деятельности можно рассматривать как комплекс мер, направленный на оценку ключевых количественных и качественных показателей бизнеса. В исследовании используют ряд аналитических методов: сбор информации, обработка данных, расчеты, измерения, обобщения и другие.

Объектом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:

  • платежеспособность фирмы;
  • объем продаж и производства;
  • себестоимость продукции или услуг;
  • ресурсы предприятия;
  • качество управленческих решений;
  • устойчивость фирмы;
  • другие показатели в конкретный момент или за определенный период.

Источники для исследования выбирают, отталкиваясь от цели — это может быть бухгалтерская отчетность, плановые показатели, учет и т.д. От главной цели также зависит, какой вид анализа нужно провести в конкретный момент:

  • текущий (о том, как на данный момент обстоят дела на предприятии);
  • перспективный (чтобы составить прогнозы на будущее);
  • ретроспективный (для оценки показателей за определенный период) и т.д.

Сам по себе анализ — не панацея. Чтобы он выполнял задачу и был полезен для дела, важно соблюдать несколько принципов:

  1. В расчет нужно принимать реальные цифры и значения. Анализ должен быть конкретным и объективным.
  2. В исследование нужно включить весь комплекс факторов, которые так или иначе влияют на изучаемый процесс.
  3. Анализ нужно проводить регулярно и системно. Так вы сможете наблюдать за динамикой показателей и понять их взаимосвязь друг с другом.
  4. При анализе нужно использовать научно обоснованные инструменты и методы.
  5. Выводы, к которым аналитики придут по итогам исследования, должны быть практически полезны. Чтобы по результатам можно было определить комплекс действий, которые позволят предприятию исправить недочеты и улучшить показатели.

Как провести финансовый контроль?

Формы экономического контроля:

  1. Предварительный. Осуществляется до принятия управленческих решений.
  2. Постоянный последующий. Его еще называют оперативным – специальные органы оперативно проверяют все, что происходит в компании.
  3. Периодический последующий. Эту форму контроля называют ревизией (revision – пересмотр с латинского), а того, кто ее осуществляет – ревизор.

Здесь уместно вспомнить гоголевскую комедию – она очень поможет нам при выделении исключительных черт ревизии:

  • внезапность. «К нам едет ревизор…инкогнито» – так начиналась комедия. Действительно, ревизор приезжает неожиданно и не разглашает информацию о том, что и как он собирается проверять;
  • непрерывность. Чиновники города постоянно ходили за Хлестаковым и умасливали его – и успокоились только тогда, когда он уехал. Ревизор не имеет право покидать объект до завершения процедур проверки. Иначе проверяемые могут подтасовать результаты;
  • активность. Ревизия проходит быстро, с четким соблюдением сроков. Иначе очень легко скрыть нарушения;
  • обоснованность. В отчете ревизор обязан полностью обосновать тот или иной вывод. Для этого нужно проверить все факты, а также удовлетворить все запросы заинтересованных сторон касательно тех или иных ревизионных действий.

Расчет уровня существенности при аудите финансовых результатов

Рассмотрим это на примере.

Например проведенная проверка показала наличие расхождений в учитываемых поступлениях и затратах, относимых к прочим доходам и расходам соответственно:

1. Недостачи поступлений выявлены в следующих размерах:

  • в 2015 году – на сумму 17695 руб.;
  • в 2016 году – на сумму 22971 руб.

2. Излишние суммы затрат выявлены в следующих размерах:

  • в 2015 году – на сумму 18610 руб.;
  • в 2016 году – на сумму 23140 руб.

Чаще всего такие искажения возникают при отсутствии корректно оформленных первичных документов, при фактически имевших место расходах.

При определении уровня существенности за основу принимаются базовые показатели бухгалтерской отчетности. Были использованы следующие показатели:

  • балансовая прибыль предприятия,
  • валовой объем реализации,
  • валюта баланса,
  • собственный капитал,
  • общие затраты предприятия.
Читайте также:  Нотариальная доверенность в налоговую

Уровень существенности рассчитывается в доле от базовых показателей.

В соответствии с требованиями стандарта единый показатель уровень существенности должен выражаться в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность. Определим уровень существенности на основе рекомендуемых стандартом показателей.

Какой метод выбрать при аудиторской проверке

Перед тем, как начать аудиторскую проверку, уполномоченное лицо, то есть аудитор, определяет методику выполнения аудита, отталкиваясь от основных положений ФСАД 7/2011. Изначально осуществляется отбор элементов, которые подлежат проверке, затем проводится аудиторское тестирование. Такое средство контроля, предполагает достижение поставленных целей аудита, после чего заинтересованные лица, могут получить качественные аудиторские выводы. Элементы для аудиторского тестирования, выбираются из проверенных источников информации, что в дальнейшем послужит как аудиторское доказательство. В ходе выбора элемента проверки аудитор так же выбирает метод организации проверки: сплошной, выборочный, аналитический, комбинированный.

Конечно, нужно учитывать, что выбор определенного метода зависит и от сочетания в процессе тестирования элемента, поэтому он определяется исходя из:

  • определенные обстоятельства, которые могут увеличить риск неправдоподобности данных бухгалтерской отчетности;
  • реализация выбранного метода в практике;
  • эффективность результатов после проведения аудиторской проверки по выбранному методу.

В некоторых случаях, аудитору при проверке, достаточно финансовых показателей и устного общения с персоналом. Таким образом, он может оценить общее положение деятельности организации, и ограничиться выборочной проверкой. Но чаще всего, аудиторы предпочитают пользоваться сплошным методом проверки.

Порядок проведения, этапы и результаты аудита

Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ. Он охватывает такие вопросы, как порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности, требования к аудиторам и оформлению аудиторских заключений, кодекс профессиональной этики, членство в СРО, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также меры дисциплинарного воздействия на аудиторов за нарушения профессиональных стандартов. Положениям именно этого документа в первую очередь должны следовать аудиторы и аудируемые компании при проведении проверок бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание!

С 1 января 2017 года аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Вместе с тем аудит бухгалтерской отчетности за 2016 год разрешено провести (завершить) в соответствии с ФСАД, утвержденными Правительством Российской Федерации и Минфином России, если договор с аудиторской организацией был подписан до 2017 года.

Сроки проводимых проверок могут быть различны в зависимости от того, проводится ли аудит в обязательном порядке или инициативном и является ли он сплошным или выборочным. Самый пик сезона проведения аудита приходится на февраль–март в силу того, что годовая бухгалтерская отчетность сдается в ФНС России в течение 90 дней после окончания отчетного периода. Сроки проведения инициативного аудита полностью зависят от желания аудируемого лица.

Положение о внутреннем контроле в учреждении

В бюджетном учреждении должно быть разработано Положение о внутреннем контроле. Это один из определяющих документов по контролю деятельности организации.

Унифицированной формы Положения нет, учреждение разрабатывает его самостоятельно. Наша задача — помочь грамотно составить этот важный документ.

Положение о внутреннем контроле в учреждении должно содержать следующие разделы:

1. Общие положения:

  • цели и задачи внутреннего контроля;
  • принципы внутреннего контроля.

2. Организация системы внутреннего контроля.

3. Субъекты внутреннего контроля.

4. Функции и права службы внутреннего контроля.

5. Ответственность субъектов внутреннего контроля.

6. Оценка эффективности системы внутреннего контроля.

7. Заключительные положения.

Фрагмент Положения о внутреннем контроле

1. Общие положения

1.1. Положение о внутреннем контроле (далее — Положение) разработано в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения.

1.2. Настоящее Положение устанавливает единые цели, задачи и принципы проведения внутреннего контроля.

1.3. Внутренний контроль направлен на:

  • соблюдение требований законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета, внутренних процедур составления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности;
  • эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами (нормативами);
  • соблюдение финансовой дисциплины;
  • повышение качества ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности;
  • повышение результативности использования субсидий и средств, полученных от приносящей доход деятельности.

1.4. Основные цели внутреннего контроля:

  • подтверждение достоверности бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности учреждения;
  • соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

1.5. Основные задачи внутреннего контроля:

  • установление соответствия совершаемых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия проводимых операций регламентам и полномочиям сотрудников;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.6. Принципы внутреннего контроля учреждения:

  • принцип законности — неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип объективности — внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип независимости — субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей не зависят от объектов внутреннего контроля;
  • принцип системности — периодичная проверка всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления;
  • принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих контрольных функций;
  • принцип профессиональной компетентности и добросовестности — проверяющий должен владеть необходимым объемом знаний и навыками для проведения проверки.

1.7. Внутренний контроль осуществляют:

  • сотрудники учреждения в соответствии с их полномочиями и функциями;
  • служба внутреннего контроля, созданная приказом руководителя учреждения.

2. Организация системы внутреннего контроля

2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • соблюдение требований законодательства;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

2.2. Система внутреннего контроля дает возможность оценить эффективность работы структурных подразделений и отделов учреждения.

2.3. В учреждении используется три типа контрольных мероприятий: предварительный, текущий и последующий контроль.

2.3.1. Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственной операции. Он позволяет определить ее целесообразность и правомерность.

Цель предварительного контроля — предупредить нарушения на стадии планирования расходов и заключения договоров.

Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер, специалисты юридической службы и службы внутреннего контроля.

Основные методы предварительного контроля:

  • проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.) руководителем, главным бухгалтером, их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (реше��ий), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая заместителем руководителя по административно-хозяйственной части, главным бухгалтером, руководителями подразделений, специалистами службы внутреннего контроля.
Читайте также:  Патентная система налогообложения в 2022 году

2.3.2. Текущий контроль производится путем повседневного анализа исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета, мониторинга расходования денежных средств по назначению.

Методы текущего внутреннего контроля:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. д.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка у подотчетных лиц наличных денежных средств, полученных под отчет, и оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим счетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами службы внутреннего контроля и бухгалтерии.

2.3.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения ревизий и иных необходимых процедур.

Цель последующего внутреннего контроля — обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств, вскрытие причин нарушений.

Методы последующего внутреннего контроля:

  • внезапная проверка кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Для последующего контроля используются плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности.

Объекты плановой проверки:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

Проведение последующего контроля осуществляется специалистами службы по внутреннему контролю.

Проверка оформляется приказом (распоряжением) руководителя учреждения, в котором указывают:

  • тему проверки;
  • вид и форму проверки;
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии по проведению внутреннего контроля.

2.4. Лица, ответственные за проведение проверки, анализируют выявленные нарушения, определяют причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

2.5. Результаты предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним может прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.6. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать следующие сведения:

  • характер и состояние систем бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;
  • методы и приемы, применяемые при проведении контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.7. Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, связанным с результатами проведения контроля.

2.8. По результатам проведения проверки специалистами службы внутреннего контроля разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока уполномоченный специалист службы внутреннего контроля незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • служба внутреннего контроля;
  • руководители подразделений, отделов и работники учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

Проверка раскрытия информации по прекращаемой деятельности

В случае если организацией принято решение о прекращении части деятельности по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая представляет собой операционный или географический сегмент, его часть или совокупность сегментов, то при составлении бухгалтерской отчетности должна раскрываться информация по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02).

В соответствии с п.11 ПБУ 16/02 в годовой бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация по прекращаемой деятельности:

описание прекращаемой деятельности, что включает указание операционного или географического сегмента (часть сегмента, совокупность сегментов), в рамках которого происходит прекращение деятельности, дату признания деятельности прекращаемой; дату или период, в котором ожидается завершение прекращения деятельности организации, если они известны или определены;

стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности;

суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумма начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;

движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода.

Основные показатели деятельности организации и анализ финансового положения и финансовых результатов

Важным разделом пояснительной записки является аналитический раздел, в котором приводятся показатели, оценивающие имущественное и финансовое положение организации (платежеспособность, ликвидность, финансовую устойчивость), а также результаты финансово-хозяйственной деятельности организации (деловую и инвестиционную активность, эффективность деятельности).

Аудитор проверяет правильность исчисления показателей, приведенных в аналитическом разделе пояснительной записки, и сопоставляет указанные показатели с результатами проведенного анализа.

На основе анализа финансового состояния организации и результатов ее деятельности аудиторская организация формирует мнение о приемлемости в отношении проверяемой организации принципа непрерывности деятельности, что означает способность организации продолжать деятельность и выполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом.

В пояснительной записке представляется дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, если эта информация полезна для заинтересованных пользователей.

К такой информации согласно п.39 ПБУ 4/99 может быть отнесена информация о планируемом развитии организации, о предполагаемых капитальных вложениях, деятельности организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, природоохранных мероприятиях.

Пояснительная записка используется как одна из составляющих информационной базы, позволяющая сформировать мнение о направлениях финансовой политики организации, эффективности принимаемых управленческих решений.

Структура финансового контроля на предприятии

Современные исследователи выделяют следующие основные элементы структуры корпоративного финансового контроля:

  • работа с документальной базой;
  • работа с различными участками бизнес-процесса;
  • работа с сотрудниками.

Первый элемент финансового контроля предполагает:

  • исследование документов на предмет корректности заполнения, актуальности используемых форм, наличия логики в отражении фактов об управлении капиталом предприятия;
  • исследование документов на предмет их подлинности, комплектности;
  • сравнительный анализ документов, сопоставление с эталонными образцами источников.
Читайте также:  Комиссия по трудовым спорам (КТС)

Что касается работы на уровне отдельных участков бизнес-процессов, структура финансового контроля может предполагать:

  • анализ эффективности инвестирования финансов корпорации — в аспекте фондоотдачи, корреляции вложений с рентабельностью, оборачиваемостью и иными показателями;
  • анализ производительности основных фондов и труда;
  • анализ финансовой устойчивости компании, ее платежеспособности по кредитам и иным обязательствам.

Финансовый контроль в аспекте работы с сотрудниками может включать:

  • проверку уровня квалификации специалистов, отвечающих за управление капиталом на предприятии;
  • выявление фактов недобросовестного отношения сотрудников к решению задач, связанных с управлением корпоративными финансами;
  • выработку мер, направленных на стимулирование повышения квалификации специалистов, участвующих в управлении капиталом на предприятии, а также на повышение уровня личной ответственности сотрудников фирмы за выполнение своих трудовых обязанностей.

Изучим специфику субъектов корпоративного финансового контроля.

Цели корпоративного финансового контроля

Их можно выделить в следующем спектре:

  • оценка качества ведения учета — бухгалтерского, налогового, управленческого;
  • выявление недоработок в выполнении сотрудниками предприятия трудовых обязанностей;
  • выявление недоработок в инфраструктуре управления капиталом предприятия;
  • оптимизация концептуальных подходов к управлению капиталом;
  • выявление факторов, влияющих на эффективность управления финансами предприятия.

Первая из целей финансового контроля на предприятии, отмеченная в перечне, важна с точки зрения легитимизации бизнес-процессов — в аспекте наличия документально оформленных лицензий, разрешений, патентов, корректного формирования отчетности (требуемой по закону, составляемой в силу пожеланий собственников компании либо предназначенной для инвесторов, банков и партнеров фирмы).

Вторая из отмеченных выше целей финансового контроля значима для предприятия с точки зрения обеспечения стабильности бизнес-процессов — тогда, когда их осуществление напрямую зависит от уровня компетентности, ответственности и опыта сотрудников.

Третья из отмеченных нами целей важна, прежде всего, для повышения технологической конкурентоспособности предприятия. Качество инфраструктуры, используемой при реализации решений по управлению финансами фирмы, предопределяет объем затрат на соответствующую реализацию с точки зрения времени, компенсации труда персонала, расходов на поддержание функциональности программно-аппаратных компонентов данной инфраструктуры.

Финансовый контроль позволяет также выявить потенциал для улучшения концептуальных подходов руководства фирмы к управлению капиталами предприятия. Как правило, при этом определяются также факторы, влияющие на успешность реализации принятой концепции. Распоряжение финансовыми ресурсами корпорации, их инвестирование в те или иные фонды чаще всего основано на методах и подходах, формирующих некую концепцию, которая время от времени может корректироваться — в зависимости от результатов использования соответствующих методов и подходов. А выявить данные результаты помогает финансовый контроль на предприятии.

Успешное достижение отмеченных выше целей предопределяет формирование еще одной. Речь идет о такой цели, как определение мер, направленных на:

  • повышение эффективности учета;
  • повышение компетенций сотрудников;
  • оптимизацию инфраструктуры управления корпоративным капиталом;
  • корректировку концептуальных принципов работы с финансами на предприятии;
  • выработку концепций по усилению активности использования позитивных факторов управления капитала и снижению зависимости бизнес-процессов от негативных факторов.

Рассмотрим ключевые методы корпоративного финансового контроля.

Ревизия: понятие и виды

Под понятием ревизии подразумевают проверку финансово-экономических и хозяйственных показателей деятельности предприятия. В зависимости от цели проведения проверки ревизия может быть:

  • комплексной. В таком случае проверке подлежат все показатели деятельности организации (доходы, расходы, остатки ТМЦ и ОС, наличность в кассе и т.п.);
  • тематической. Такие проверки проводятся в направлении какой-либо деятельности (например, ревизия наличности в кассе, проверка наличия ТМЦ на складе и т.п.). Тематические ревизии проводятся, как правило, в случае необходимости проверки достоверности фактов хищения, укрытия доходов, фальсификации расходов и т.п.;
  • плановой. Компания вправе проводить регулярные ревизии (как комплексные, так и тематические). Регламент проведения проверок, их периодичность и порядок документирования должен быть закреплен в учетной политике компании;
  • внеплановой. Как правило, внеплановые ревизий проводятся с целью проверки одного из направлений деятельности. В данном случае ревизор не обязан уведомлять проверяемого о ревизии заранее.

Что проверяет контрольно-ревизионная комиссия?

Ревизионная комиссия, прежде всего, проверяет исполнение смет профсоюзного бюджета, в частности:

  • полноту и своевременность поступления членских взносов;
  • поступление средств из других источников, целевые средства на уставную деятельность, правильное их оформление;
  • исполнение смет, утвержденных профсоюзным собранием, конференцией;
  • целесообразность и правильность расходов профсоюзных средств на оказание материальной помощи;
  • проведение культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий;
  • премирование профсоюзного актива;
  • приобретение материальных ценностей;
  • формирование профсоюзных фондов и расходование средств на них:
  • использование средств на заработную плату освобожденных работников, аппарата профсоюзного органа;
  • сохранность денежных средств и материальных ценностей, бланков строгой отчетности, правильность их использования;
  • правильность ведения кассовых операций , ведения бухгалтерского учета, утверждение финансовых отчетов, наличие соответствующих решений по всем видам расходов.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года№ 649 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» ревизионная комиссия может проводить инвентаризацию.

Ревизионная комиссия проверяет так же:

  • достоверность статистической отчетности;
  • выполнение постановлений профсоюзного органа по перечисленным вопросам;
  • порядок работы с письмами, заявлениями, жалобами членов профсоюза;
  • выполнение критических замечаний и предложений, высказанных на собрании, конференции;
  • правильность ведения делопроизводства в профсоюзной организации;
  • соблюдение порядка приема в профсоюз и учета членов профсоюза в профсоюзной организации.

Далее некоторые рекомендации членам ревизионной комиссии при проведении проверки финансовой деятельности.

Проверка порядка ведения кассовых операций

Ревизионная комиссия должна проверить, что ведение кассовых операций осуществляется в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций».

Ревизионная комиссия, анализируя Договор банковского счета, проверяет соблюдение организацией лимита остатка кассы, должен ли банк платить организации проценты за использование денежных средств, находящихся на расчетном счете.

Проверяет правильность оформления банковской карточки. Соответствуют ли данные по предоставлению права первой и второй подписи руководителя и бухгалтера требованиям банка.

Проверяет наличие Договора о полной материальной ответственности с кассиром в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.

Проверяет ведение кассовой книги, журнала учета приходных и расходных кассовых ордеров, расчеты наличными между юридическими лицами.

Ревизия кассы производится с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей , находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. По результатам ревизии комиссия составляет акт «О ревизии наличных денежных средств». При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *