Возврат и зачет излишне уплаченных (взысканных) налогов и взносов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат и зачет излишне уплаченных (взысканных) налогов и взносов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Об уплате налога до и после выставления требования.
Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.
Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.
Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.
Статьей 79 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая задолженность.
Обратите внимание:
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида производится только после зачета обозначенной суммы в счет погашения указанной недоимки в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму излишне взысканного налога в счет погашения данной задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Как указывает ФНС в Письме от 24.12.2013 № СА-4-7/23263 со ссылкой на Определение КС РФ от 24.09.2013 № 1277-О, такое правовое регулирование позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога
Аналогичной позиции следуют судебные органы (см., к примеру, Постановление АС МО от 26.10.2016 № Ф05-2889/2016 по делу № А40-57347/2015).
Нacкoлькo peaльнo вepнyть пepeплaтy пo нaлoгoвым oтчиcлeниям
Пpи oбнapyжeнии cyбъeктoм пepeплaты пo oбязaтeльным взнocaм oн дoлжeн cнaчaлa пoнять, кaк oнa пoявилacь. Для этoгo нyжнo вocпoльзoвaтьcя cepвиcaми для бyxyчeтa и бизнeca (дocтyп к ним бecплaтный):
- Элeктpoнный бyxгaлтep иcпoльзyeтcя для вeдeния кoммepчecкoй дeятeльнocти и cдaчи oтчeтнocти в элeктpoннoм видe.
- B Oнлaйн бyxгaлтepии вeдeтcя yчeт зapaбoтнoй плaты, oтпycкныx, oплaты зa бoльничныe лиcты, бyxyчeт, cдaчa oтёчнocти чepeз интepнeт.
- Пpoвepкa кoнтpaгeнтa бecплaтнo являeтcя лyчшим cepвиcoм c тeкcтoвым пepeвoдoм.
- К Элeктpoннoй cдaчи oтчeтнocти бecплaтный дocтyп дeйcтвyeт в тeчeниe 3-x мecяцeв.
Пepeплaтa мoжeт вoзникнyть в cлeдyющиx cлyчaяx:
- ecли cyбъeкт дoпycтил oшибкy пpи yплaтe нaлoгoвoгo взнoca;
- ecли aвaнc пo итoгaм 12 мecяцeв oкaзaлcя бoльшe, чeм цифpa, yкaзaннaя в дeклapaции зa aнaлoгичный пepиoд. К пpимepy, нaлoг нa пpибыль yплaчeн в бoльшeм paзмepe, чeм нyжнo либo пepeплaтa пo итoгaм гoдa зaфикcиpoвaнa в oтчeтнocти пo УCН;
- пpи иcпoльзoвaнии нaлoгoвoй льгoты, кoгдa в oднo и тo жe вpeмя нaлoг yплaчивaeтcя юpидичecким лицoм и cнимaeтcя пo peшeнию ИФНC.
B кaкиx cитyaцияx вoзвpaт дeнeг нeвoзмoжeн
Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.
B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.
Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.
Кaк вepнyть излишнe yплaчeнный нaлoг
Ecли пpeдпpиятиe или ИП oбнapyжили фaкт нaлoгoвoй пepeплaты, тo ecть 2 вoзмoжныx вapиaнтa дaльнeйшиx дeйcтвий:
- Boзвpaт дeнeжныx cpeдcтв к ceбe нa p/c.
- 3aчeт излишкoв нa дpyгoй нaлoгoвый взнoc.
Инcтpyкция кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм ИП или opгaнизaции.
Ecли пpeдпpиятиe peшaeт вepнyть дeньги нa cвoй cчeт, a нe пpoизвecти зaчeт, тo oфopмляeт cпeциaльнoe зaявлeниe. Oнo фopмиpyeтcя пo фopмe 1150058. Пocлeднee oбнoвлeниe этoгo oбpaзцa былo в 2017 гoдy. Ceйчac oнo бoльшe пoxoжe нa дeклapaцию. B зaявкe дoлжны быть cлeдyющиe дaнныe:
- нaзвaниe opгaнизaции;
- КБК пo нaлoгoвoмy взнocy;
- paзмep пepeплaты;
- нoмep pacчeтнoгo cчeтa cyбъeктa.
Oфopмлeннoe зaявлeниe мoжнo пepeдaть в нaлoгoвyю paзными cпocoбaми.
Oдни пpeдпoчитaют личный визит в ФНC, дpyгиe oтпpaвкy пoчтoй, a тpeтьи элeктpoннyю. B cлyчae c пoчтoвым oтпpaвлeниeм тpeбyeтcя yвeдoмлeниe o вpyчeнии. Пpи иcпoльзoвaнии интepнeтa зaдeйcтвyют элeктpoннyю цифpoвyю пoдпиcь.
Кaк пoлyчить пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц? Пpoцeдypa вoзвpaтa пpoxoдит в нecкoлькo cтaдий.
Отказ в возврате уплаченного налога в большем размере
Налоговая может отказать в возврате излишне уплаченного налога. По каким основаниям может быть вынесен отказ налоговой? Например, если налогоплательщик обратился за возвратом налога по истечении 3-х лет, поскольку возврат производится максимум за 3 года.
Иногда, налоговая может отказать, если в заявлении на возврат не указана какая-то информация. В то же время имеется судебная практика, когда такой отказ обжаловали и суд вставал на сторону налогоплательщика.
С учетом указанного, налоговая может отказать возвращать уплаченный налог как на законных основаниях, так и не совсем на законных. Если отказ не основан на законе, тогда решение налоговой следует обжаловать.
О сроках при излишней уплате налога
Суммы излишне уплаченных налогов подлежат зачету или возврату. При наличии недоимки по иным налогам, задолженности по пеням или штрафам сумма излишне уплаченных налогов направляется на погашение этой недоимки, задолженности. Зачет проводится налоговым органом самостоятельно. Решение о зачете принимается в течение 10 дней с момента обнаружения налоговым органом факта излишней уплаты налога или подписания им и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных последним налогов либо вступления в силу решения суда. В то же время такой зачет может быть проведен и на основании письменного заявления налогоплательщика. Тогда решение о зачете принимается в 10-дневный срок со дня получения заявления или подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных налогов (если она проводилась) (п. 5 ст. 78 НК РФ).
Совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится по предложению налогового органа или налогоплательщика в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о наличии возможной излишней уплаты налога. Кстати, о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога налоговики должны известить налогоплательщика (на это отводится 10 дней с момента обнаружения факта).
Возможен и другой зачет — в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам. Инициатива в данном случае может исходить только от налогоплательщика, решение налоговым органом принимается в течение 10 дней со дня получения письменного заявления или подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных последним налогов (п. 4 ст. 78 НК РФ).
Возврат суммы излишне уплаченного налога также производится на основании письменного заявления налогоплательщика в течение месяца со дня получения налоговым органом этого заявления. Следует учитывать, что при наличии недоимки, задолженности возврат согласно п. 6 ст. 78 НК РФ проводится только после зачета. В случае пропуска указанного месячного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в срок, начисляются проценты к уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Кстати, по мнению Президиума ВАС, месячный срок со дня получения заявления, выделяемый для осуществления возврата налога, применяется только в тех ситуациях, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже установлены налоговым органом на момент подачи заявления о возврате этих сумм. Месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения. Поэтому названный месячный срок следует исчислять со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду, либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ (п. 11 Информационного письма от 22.12.2005 N 98). Данная позиция учитывается Минфином (Письма от 03.07.2013 N 03-02-08/25502, от 07.09.2011 N 03-02-07/1-317).
Еще один из ключевых моментов: в силу п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Срок подачи иска в суд
Повторимся: заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога допускается подать в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты названной суммы. А на представление заявления о возврате излишне взысканного налога отводится месяц со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания налога, или со дня вступления в силу решения суда. В то же время Налоговым кодексом предусмотрена возможность подачи в суд иска о возврате излишне взысканной суммы налога в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Отсутствие аналогичной нормы в отношении возврата излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления только срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган) не означает, что через суд обозначенную сумму можно вернуть в любое время.
Соответствующие пояснения представлены в п. 79 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57. На основании п. 3 ст. 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в трехлетний срок, исчисляемый со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога. Ранее на это указал Президиум ВАС в Постановлениях от 25.02.2009 N 12882/08, от 13.04.2010 N 17372/09. Пункт 7 ст. 78 НК РФ применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока подачи в налоговый орган заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства. Сделать это можно в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о названном факте. (Здесь действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).)
Вопрос определения дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом:
- оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в том числе исходя из причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, наличия изменений действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода);
- других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.
Возврат излишне уплаченного налога
- Подготовка и подача налоговой декларации.
- Сопровождение налоговой проверки после подачи декларации.
- Подаем апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган (УФНС).
Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа
1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у такого лица недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
1.1. Абзацы первый — второй утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 29.11.2021 N 379-ФЗ.
Сумма излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, указанная сумма в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога.
6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.
Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 79 НК РФ
Комментируемая статья регламентирует порядок зачета или возврата излишне взысканных налоговых платежей.
Вопросы возврата излишне уплаченной и излишне взысканной сумм налога урегулированы в статьях 78 и 79 НК РФ. В частности, ими установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (статья 79 НК РФ), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (статья 78 НК РФ).
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том что такое требование направляется налогоплательщику по результатам налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении, то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога.
Данная позиция сформирована КС РФ в Определении от 27.12.2005 N 503-О.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2012 N А03-17256/2011 указал, что условием возврата налогов, пеней, штрафов является наличие факта излишнего взыскания этих налогов, пеней, штрафов, а также отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам.
Поскольку налоговый орган доказал наличие у предпринимателя недоимки по налогам, а также задолженности по пени и штрафам, у суда отсутствовали основания для признания решения налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата) недействительным.
В Постановлении от 05.10.2012 N А35-10857/2011 ФАС Центрального округа также указывает, что условиями возврата в порядке статьи 79 НК РФ налога, пеней с начислением на них процентов являются наличие факта излишнего взыскания данных налогов и пеней, отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления, в пределах которого может быть произведен возврат.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06 указано, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Кроме того, Президиум ВАС РФ разъяснил в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, что из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 21, пункта 7 статьи 78 и пункта 3 статьи 79 НК РФ следует, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться сам по себе момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
При этом вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности надлежит установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.
На это указал и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.10.2012 N А21-1685/2012.
В Постановлении от 12.10.2012 N А01-51/2012 ФАС Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что НК РФ предоставляет лицу, чьи права нарушены, выбор способа защиты нарушенного права. НК РФ не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии соблюдения порядка досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата взысканных сумм. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом. Отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований о возврате незаконно начисленных и уплаченных обществом сумм является неправомерным.
Положения НК РФ не позволяют определить, является ли излишне взысканной сумма налога (сбора, пеней, штрафа), уплаченная налогоплательщиком в соответствии с решением налогового органа, но до выставления требования об уплате налога (сбора, пеней, штрафа), если впоследствии решение налогового органа было признано недействительным.
Установленная статьей 79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.
Иное толкование норм НК РФ могло бы привести к нарушению прав налогоплательщиков, использующих право на зачет в качестве способа восстановления имущественного положения, нарушенного налоговыми органами.
По смыслу статьи 79 НК РФ при наличии оснований для возврата сумм налога начисление процентов в случае нарушения срока возврата является обязательным для налогового органа. Последующее заявление налогоплательщика об изменении способа возмещения действует на будущее время, не относясь к предшествующему периоду, когда срок возврата был уже нарушен, следовательно, не может иметь правовых последствий при решении вопроса о начислении процентов.
Законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды.
Предусмотренное НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.
Данные выводы приведены в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 06.06.2006 N 1363/06 и поддержаны в Письме ФНС России от 21.09.2011 N СА-4-7/15431.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11 сделал вывод, что налогоплательщик, который самостоятельно перечислил денежные средства в счет уплаты налога, доначисленного решением налогового органа, будучи не согласным с этим решением и обжалуя его в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.
Тот факт, что организация самостоятельно перечислила доначисленные налоговым органом суммы налогов на основании решения налогового органа, но до направления ей требования об уплате сумм доначисленных налоговых платежей, не влияет на принудительный характер платежа.
Следовательно, признание решения налогового органа недействительным является основанием для начисления процентов на основании статьи 79 НК РФ в отношении сумм налогов, уплаченных налогоплательщиками самостоятельно во исполнение указанного решения.
Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Уральского округа от 05.03.2012 N Ф09-845/12, ФАС Московского округа от 16.02.2012 N А40-54626/11-99-247, ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2008 N А05-992/2008.
Следует обратить внимание, что нормы статьи 79 НК РФ не предусматривают зачета излишне взысканных сумм в счет будущих платежей.
Схема возврата (зачета) излишне уплаченных налогов (взносов)
Поскольку по своему экономическому смыслу между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является формой возврата этих сумм (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 г. №2046/04), то в тексте статьи эти понятия употребляются как синонимы.
Алгоритм действия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в случае выявления факта излишней уплаты налога (страховых взносов) представим в виде схемы.
На практике получается, что именно налогоплательщик (плательщик страховых взносов) должен проявить инициативу в части выявления переплаты налогов (взносов). Факт наличия переплаты необходимо зафиксировать в акте сверки. Как свидетельствует арбитражная практика, своевременное не уведомление инспекцией о факте излишней уплаты пени, не проведение ею зачета суммы излишне уплаченных пени в счет погашения недоимки по иным налогам, само по себе не влечет изменения (продления) срока на обращение в суд (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.02.2014 г. №Ф04-9815/13).
На основании п.6 ст.78 НК РФ, п. 11 ст.26 ФЗ №212 от 24.07.2009 г. возвратить излишне уплаченные налоги (страховые взносы) налоговый орган (внебюджетный фонд) должен в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика (плательщика взносов). А заявление налогоплательщик (страхователь) имеет право подать в течение 3 лет с момента излишней уплаты налогов (страховых взносов) — п.7 ст.78 НК РФ, п. 13 ст.26 ФЗ №212. На практике это означает, что если страхователь излишне перечислил страховые взносы 15 марта 2011 г., то заявление в территориальное отделение ПФ РФ нужно подать не позднее 14 марта 2014 г.
В том случае если возврат излишне уплаченного налога (взноса) осуществлен с нарушением срока, на сумму излишне уплаченных налогов (страховых взносов), которая не возвращена налогоплательщику (плательщику страховых взносов) в установленный срок, будут начисляться проценты по ставке ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).
Но, как говорится в известной поговорке «было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним – ходить».
Три года на обращение в ИФНС
Порядок возврата излишне взысканного налога установлен ст. 79 НК РФ. В пункте 9 этой статьи определено, что правила, установленные ею, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Поэтому в дальнейшем будем говорить о возврате налога, но подразумевать под этим и возврат излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.
До сих пор в п. 3 ст. 79 НК РФ было установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган всего лишь в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. В связи со столь недолгим периодом для реализации данной возможности налогоплательщикам очень часто приходилось обращаться за возвратом названных переплат в суд, поскольку исковое заявление в суд можно подать в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Отметим, что согласно п. 7 ст. 78 НК РФ для возврата излишне уплаченных налогов отводится гораздо больший срок, равный трем годам. Для возврата излишне взысканных налогов налогоплательщикам обращаться в суд тоже не придется (если, конечно, не возникнет спора с налоговиками). Разрешено в течение тех же трех лет, считая со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, обращаться с заявлением о возврате именно в налоговый орган.
Но теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ ничего не говорится о возможности обращения в суд по указанному поводу. Что это меняет?
Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Как указали судьи, в противоположность такому порядку за возвратом излишне взысканных налогов налогоплательщик может обратиться в суд просто по факту того, что он узнал о наличии соответствующей переплаты, то есть без предварительного обращения в налоговую инспекцию с заявлением об этом.
В Определении ВС РФ от 11.08.2016 № 309‑КГ16‑5644 по делу № А76-8183/2015 по названному поводу отмечено, что налогоплательщику (плательщику сборов) в случае излишнего взыскания с него сумм налогов, сборов, пошлины предоставлено право выбора способа защиты своего нарушенного права: как путем обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением, так и посредством обращения в суд с имущественным требованием. Таково было решение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Но, повторим, теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ нет упоминания о возможности обращения налогоплательщика в суд о возврате излишне взысканного налога, то есть в точности так же, как и в отношении излишне уплаченного налога в п. 7 ст. 78 НК РФ. Разумеется, это не значит, что налогоплательщик лишен данной возможности, но, очевидно, теперь он в обоих случаях сможет ее реализовать, только предварительно соблюдя досудебный порядок этой процедуры и получив от налоговиков отказ в возврате.
Специально для иностранных организаций
Что касается упомянутой ст. 78 НК РФ, она дополнена положением для иностранных организаций в случае удержания у них налога налоговым агентом в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ.
Данная норма определяет, что следует возвращать из бюджета ранее удержанный у этих организаций налог по выплаченным им доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы налогообложения, либо ст. 312 НК РФ предусмотрен особый режим налогообложения.
Соответствующее заявление и подтверждающие документы представляются иностранным (фактическим) получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ в общем случае решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Но в новом п. 17 данной статьи предусмотрено, что решение о возврате суммы ранее удержанного в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате и подтверждающих документов.
Сумма ранее удержанного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате.
Общий порядок и особенности исполнения налоговой обязанности
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Российское налоговое законодательство не допускает уплату налога третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ); уплата налога правопреемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ); уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ); уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).
Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов — это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства.
Применяемые налоговым правом способы обеспечения исполнения налоговой обязанности носят исключительно имущественный характер, поскольку направлены на восстановление нарушенных фискальных прав государства и призваны гарантировать государству реальное надлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных денежных обязанностей.
В соответствии со ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Как вернуть переплату по налогам.
Бывает так, что налогоплательщик узнал о переплате позднее 3-х лет или по каким-то иным причинам не обратился в установленные сроки с заявлением о возврате.
С июня 2020 года налогоплательщик получил право обращаться непосредственно в Суд:
- для отмены ареста своего расчётного счёта,
- для возврата средств, излишне взысканных налоговым органом.
Верховный Суд РФ подтвердил это право в Определении от 16.06.2020 г. № 307-ЭС19-239890.
Раньше требовалось соблюсти досудебный порядок: сначала обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган, и только после этого обращаться в Суд.
Важно!
- Если ИФНС отказывается снимать арест со счета и возвращать излишне взысканные деньги, Вы можете сразу обращаться в суд.
- Если в 2018-2020г. Ваш бизнес потерял деньги из-за налоговых списаний, которые Вы считаете незаконными, но трехмесячный срок на обжалование налоговых решений пропущен – с июня 2020 года Вы можете вернуть эти денежные средства.