ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОТСТАВКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОТСТАВКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего, необходимо ответить на вопрос о том, является ли истечение срока его полномочий причиной прекращения деятельности Правительства Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не устанавливает срок полномочий Правительства Российской Федерации, но она обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента Российской Федерации и отдает полномочия вновь избранному Президенту Российской Федерации. Поэтому основная формула заключается в следующем: новый президент — новое правительство, которое через шесть лет косвенно устанавливает максимальный срок полномочий правительства. Правительство Российской Федерации откладывает свои полномочия не в день объявления результатов президентских выборов. Президент имеет право принять отставку правительства только тогда, когда он вступил в должность, и ему нечего делать, но поручить правительству и его Председателю продолжать действовать до образования нового правительства.
Следует иметь в виду, что Конституция предусматривает досрочное прекращение исполнения Президентом своих обязанностей — это отставка, постоянная неспособность использовать принадлежащие ему полномочия или быть отстраненными от должности по состоянию здоровья. Во всех случаях Председатель Правительства Российской Федерации принимает на себя обязанности Президента. Исполняющий обязанности президента ограничен в своих правах, например, он не может распустить Государственную Думу, внести предложения о внесении изменений и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Не позднее чем через три месяца после досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации его полномочия проводятся выборы Президента Российской Федерации.
Но в то же время возникает важный вопрос о легитимности согласия Думы на назначение Председателя Правительства в изменении его состава. В конце концов, в середине срока полномочий законодательного органа Президента Российской Федерации могут состояться парламентские выборы, которые заменят состав Государственной Думы. Скорее, даже говорят, что такие выборы всегда будут происходить во время президентского законодательного собрания, поскольку даже регулярные парламентские выборы обычно не синхронизируются с датой избрания президента России, тем больше это не происходит, если парламентские выборы являются экстраординарными.
Однако в полном соответствии с логикой президентской формы правления Конституция Российской Федерации не требует нового согласия Думы на назначение Председателя и переназначение членов нынешнего Правительства Российской Федерации. Поэтому решающее значение имеет срок полномочий законодательного органа Президента Российской Федерации, а не срок полномочий законодательной власти Государственной Думы. Конституция Российской Федерации, как уже отмечалось, предусматривает возможность досрочного прекращения его обязанностей Президентом. Это относится к отставке, постоянной неспособности к состоянию здоровья для осуществления своих полномочий или снятию с должности (часть 2, статья 92). Во всех этих случаях Председатель Правительства Российской Федерации принимает на себя обязанности Президента, и правительство, конечно, продолжает действовать. Исполняющий обязанности президента ограничен в своих правах (он не может распустить Государственную Думу, назначить референдум и представить предложения о внесении изменений и пересмотре положений Конституции Российской Федерации). Не позднее чем через три месяца после досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации его полномочия проводятся выборы Президента Российской Федерации. Следует учитывать, что эти положения также применяются к случаю смерти Президента Российской Федерации [6].
Положения Конституции Российской Федерации (статья 116) о том, что Правительство Российской Федерации уходит в отставку перед вновь избранным Президентом Российской Федерации, не означает, что это происходит в день объявления результатов президентских выборов или он немедленно прекращает свою деятельность. Президент имеет право принять отставку правительства только тогда, когда он уже вступил в должность, и ему нечего делать, кроме как поручить правительству и его Председателю продолжать действовать до образования нового правительства.
Председатель Правительства Российской Федерации отстранен от должности Президентом Российской Федерации по двум основным делам:
· По заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;
· Если Председатель Правительства Российской Федерации не может выполнить свои полномочия.
Приказ этого судебного иска предусматривает, что Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об увольнении Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения.
Увольнение Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации [7].
Заместители премьер-министра Российской Федерации и федеральные министры назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, которые не имеют гражданства иностранного государства или вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Заместитель премьер-министра Российской Федерации и федеральные министры имеют право подавать заявления об отставке.
В мировой конституционной правовой практике известны понятия коллективной ответственности правительства и индивидуальной ответственности каждого члена правительства. В первом случае правительство, которое признало в своей деятельности серьезный провал какой-либо фундаментальной проблемы, уходит в отставку в полную силу. Наряду с такой коллективной ответственностью каждый министр несет индивидуальную ответственность за состояние дел в своем отделе, а в случае «прокола» он должен уйти в отставку. Как правило, когда премьер-министр уходит в отставку, правительство и другие члены уходят с ним.
Таких концепций в Конституции Российской Федерации нет, но Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом. Следовательно, все решения правительства принимаются коллективно, что подразумевает наличие коллективной ответственности правительства за его политический курс. Но эту ответственность несет только Президент Российской Федерации, который имеет право, хотя и по предложению премьер-министра, отклонить любого члена правительства, а также освободить Председателя по своему усмотрению, оставив всех остальных в его сообщениях. Таким образом, положение Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», согласно которому отставка премьер-министра автоматически влечет за собой отставку правительства в полном объеме, вводит первоначальную поправку к конституционным отношениям между Президентом и правительство.
Это представляется более логичным для парламентской формы правления, но его трудно воспринимать для президентской формы. Каждый член правительства несет индивидуальную ответственность за свою деятельность и состояние дел в отделе, что дает Президенту Российской Федерации полномочия выпустить министров, если у них есть серьезные недостатки в их работе, что он часто делает. Отставка отдельного министра не может решительно повлиять на деятельность всего правительства Российской Федерации, хотя он в состоянии вызвать у него политические проблемы.
Следует отметить, что, устанавливая право Государственной Думы на согласие (или отказ от этого) на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, Конституция Российской Федерации в то же время не предусматривает такой право в отношении увольнения главы правительства. Из этого молчания следует безусловное право Президента Российской Федерации на увольнение премьер-министра, не обращаясь за согласием в Государственную Думу, но немедленно извещая об этом Палату.
Порядок формирования Правительства РФ
В соответствии со статьей 111 Конституции РФ Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства РФ.
Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ. Однако Государственная Дума тоже связана определенными сроками. Так, в соответствии с частью 3 статьи 111 Конституции РФ она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
По поводу назначения главы Правительства между Президентом РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции РФ. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, в этом случае он вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Эту возможность Конституция РФ дает Президенту РФ в связи с тем, что при отсутствии Председателя Правительства РФ исполнительная власть не может эффективно исполнять свои обязанности и это ведет к правительственному, а значит, и государственному кризису. В Конституции РФ не указывается, должен ли Президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить в следующий раз другую кандидатуру, или он вправе предлагать одно и то же лицо. Конституционный Суд РФ поддержал последнее.
В соответствии с Конституцией РФ Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после его утверждения на данной должности должен представить Президенту предложение о структуре федеральных органов и исполнительной власти, за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства РФ освобожден от должности Президентом РФ. Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти − Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.
Представление по кандидатуре председателя правительства вносится в Думу главой государства: не позднее 2-недельного срока после вступления в должность вновь избранного президента или после отставки правительства.
Представление по кандидатуре премьера вносится в течение 1 недели со дня отставки председателя правительства, его освобождения от должности президентом или отклонения кандидатуры Думой.
Закон предусматривает, что кандидатуры заместителей главы правительства и федеральных министров (кроме «силового блока») представляются на утверждение Думе в случае формирования нового состава кабмина — не позднее 2-недельного срока со дня назначения премьера.
В случае замещения вакантной должности — не позднее недельного срока со дня назначения премьера, если должность стала вакантной до его назначения; либо со дня появления соответствующей вакансии.
После внесения кандидатур Дума должна их рассмотреть в течение недели и утвердить либо отклонить. В случае отклонения, в парламент могут быть внесены представления повторно по тем же или по новым кандидатурам на указанные должности.
В случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьера, президент назначает его без утверждения парламентом, в этом случае глава государства вправе (не обязан) распустить Госдуму и назначить новые выборы.
В случае трехкратного отклонения Думой кандидатур заместителей премьера или федеральных министров — президент вправе назначить их из числа представленных ему премьер-министром кандидатур без утверждения парламентом.
Если после трехкратного отклонения кандидатур вице-премьеров и федеральных министров более 1/3 должностей остаются вакантными (без учета министров «силового блока»), то президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
Как сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин, «назначение членов правительства через обсуждение в Госдуме повысит ответственность министров перед гражданами нашей страны; возрастет и ответственность депутатов за принимаемые совместно с правительством решения».
Отставка Правительства Российской Федерации, мнение Владимира Гельмана
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и Хельсинкского университета, политолог Владимир Гельман говорит, что поскольку Правительство не является органом, принимающим какие-то значимые решения, рассматривать его отставку в негативном аспекте не следует.
Скорее всего, в России начнется масштабное изменение политических институтов, для чего привлекается тот человек, который готов взяться за эту работу. Дмитрий Анатольевич в свою очередь будет выполнять те обязанности, где он сможет проявить свои способности наилучшим образом.
Что касается кандидатуры Мишустина. Владимир Гельман полагает, что этот человек является хорошим и ответственным государственным служащим, который не станет включаться в политическую гонку. Он будет лояльным исполнителем, являясь при этом хорошим знатоком сферы налогового администрирования.
Кто был председателем Правительства в России
Стоит рассмотреть, кто занимал этот пост в течение существеннее Российской Федерации.
Таблица 1. Список Председателей Правительства РФ
ФИО и период | Важная информация |
---|---|
Ельцин Б.Н. 06 ноября 1991 – 15 июня 1992 | Не являлся главой правительства, но фактически исполнял его функции, будучи президентом (что не противоречит Конституции). Такая мера была необходима из-за проведения ряда важных реформ, чтобы быстрее принимать решения, а не растягивать процесс их принятия во времени. |
Гайдар Е.Т. 15 июня 1992 – 15 декабря 1992 | Официально не занимал должность, считался и.о. |
Черномырдин В.С. 14 декабря 1992 – 23 марта 1998 | Также удалось исполнять обязанности президента, когда Ельцину делали операцию и он проходил реабилитацию в 1996 году. |
Кириенко С.В. 23 марта 1998 – 23 августа 1998 | С марта по апрель 1998 года был исполняющим обязанности. |
Черномырдин В.С. 23 августа 1998 – 11 сентября 1998 | Официально считался исполняющим обязанности, процедура утверждения на пост не проводилась. |
Примаков Е.М. 11 сентября 1998 – 12 мая 1999 | Известен своей неуступчивостью во время ведения переговоров с США и Европой. |
Степашин С.В. 12 мая 1999 – 9 августа 1999 | Изначально был и.о., утвержден на пост Указом Президента № 611. |
Путин В.В. 9 августа 1999 – 7 мая 2000 | Стал и.о. президента после того, как Ельцин ушел в отставку. После этого официально был избран президентом. |
Касьянов М.М. 7 мая 2000 – 24 февраля 2004 | Первые Председатель Правительства, который смог отработать свой срок полностью. |
Христенко В.Б. 24 февраля – 5 марта 2004 | Его кандидатура не вносилась на обсуждение в ГД РФ, являлся и.о. |
Фрадков М.Е. 5 марта 2004 – 14 сентября 2007 | Сам подал прошение об отставке. |
Зубков В.А. 14 сентября 2007 – 8 мая 2008 | |
Путин В.В. 8 мая 2008 – 7 мая 2012 | После работы главой правительства снова стал президентом. |
Медведев Д.А. 8 мая 2012 – настоящее время | При нем значительно расширились полномочия этой должности. |
Почему российское Правительство ушло в отставку?
Встреча Владимира Путина с членами Кабмина России прошла практически сразу после завершения его выступления с посланием. На встрече президент заявил, что для реализации прежних планов и внедрения только что озвученных инициатив «нужно многое сделать, в том числе и соответствующим образом организационно выстроить нашу работу«.
Продолжил его выступление перед министрами уже председатель правительства Дмитрий Медведев. По его мнению, Владимир Путин обозначил сразу несколько важных направлений развития страны и фундаментальных изменений в Конституцию. Последние, в частности, внесут существенные изменения в баланс власти – исполнительной, законодательной и судебной.
«В этом контексте очевидно, что мы как правительство Российской Федерации должны предоставить президенту нашей страны возможность принимать все необходимые решения для этого. И в этих условиях я полагаю, что было бы правильно, чтобы в соответствии со статьёй 117 Конституции Российской Федерации правительство Российской Федерации в действующем составе подало в отставку», – сказал Дмитрий Медведев.
Владимир Путин выразил удовлетворение достигнутыми результатами работы Кабмина. Однако отметил, что не всё, разумеется, получилось.
Заместители председателя
Стоит отметить, что граждане, которые выступают в качестве заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, а также министры федерального порядка назначаются на должность и при этом освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по определенному предложению Председателя Правительства. Что касается заместителей Председателя Правительства, а также министров федерального характера, то они назначаются из числа граждан Российской Федерации, которые не имеют гражданства зарубежного государства либо вида на жительство или какого-либо другого акта, который выступал бы в качестве подтверждения права на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории какого-либо государства, которое является зарубежным.
Важный факт, что лица являющиеся заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, а также министры федерального характера имеют полное право подавать специальное заявления об отставке.
Председатель Правительства Российской Федерации, а также заместители Председателя Правительства и, что не менее важно министры федеральной направленности обязаны при назначении на должность, а впоследствии каждый год, но важно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в органы налоговой направленности Российской Федерации определенные сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, бумагах ценного характера, и другом имуществе, которое в свою очередь принадлежит на праве собственности им, их супругам, и детям несовершеннолетнего возраста, а также о своих обязательствах имущественного характера, и об обязательствах имущественного характера детей, которые не достигли возраста 18 лет, а также супругов. Органы налоговой направленности Российской Федерации в свое время направляют данные сведения Президенту и в специальное Федеральное Собрание. Важно, что данные сведения могут быть опубликованы.