Как аудиторы будут проверять компании с 2022 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как аудиторы будут проверять компании с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Новая обязанность – руководитель аудиторской группы
Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.
Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.
И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.
Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.
Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.
Изменения в аудите на 2022 и 2023 годы — выводы
Новый Закон об аудиторской деятельности, основы которого в большинстве вступят в силу в 2023 году, вводят достаточно много новых категорий. Плюс в том, что у компаний есть еще время на ознакомление с новыми правилами и требованиями.
С одной стороны, новые изменения в аудите ограничивают деятельность частных аудиторов. Они накладывают вето на использование услуг таких специалистов. Теперь невозможно использовать их труд как в сфере обязательного аудита, так и сопутствующих услуг (актуально для общественно значимых организаций).
С другой стороны, устанавливается ряд критериев, которые обязуют аудиторские организации работать с привлечением штатных специалистов. В ином случае невозможно будет предлагать услугу обязательного аудита. И это создает оптимальные условия для работы. Ведь аудиторские фирмы будут заинтересованы в том, чтобы именно они стали основными работодателями для профессиональных аудиторов.
Спорным моментом остается соблюдение коммерческой тайны. Несмотря на то, что фирмы обязаны соблюдать коммерческую тайну о деятельности аудируемого субъекта, устанавливается и прямая обязанность аудиторских фирм взаимодействовать не только с Федеральным казначейством, но и с Центробанком.
Перечень общественно-значимых организаций
Статья 5.1 Федерального закона определяет так называемые ОЗО (или «общественно-значимые организации»), которые обязаны выбирать компанию-исполнителя для проведения обязательного аудита каждые пять лет. К ним относят:
- Публичные акционерные общества;
- Страховые и банковские группы;
- Организации, профессионально торгующие ценными бумагами;
- Корпорации и компании, доля государства в которых составляет более 25%;
- Клиринговые учреждения, негосударственные пенсионные фонды;
- Управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
- Управляющие компании паевого инвестиционного фонда;
- Прочие, которые предоставляют и/или раскрывают годовую отчётность.
Делистинг депозитарных расписок
В закон с поправками об отмене обязательного аудита (законопроект № 19912-8) также включили положения о делистинге депозитарных расписок российских компаний с иностранных площадок с последующей конвертацией в российские акции. Такие поправки были разработаны после обвала расписок крупнейших российских компаний, в том числе на Лондонской фондовой бирже.
Изменения содержатся в ст. 6 законопроекта № 19912-8.
В частности, указано, что не допускаются размещение и организация обращения за пределами РФ акций российских эмитентов посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов.
Теперь российские компании обязаны в течение пяти рабочих дней со дня вступления поправок предпринять необходимые и достаточные действия, направленные на расторжение договоров с банками-депозитариями. Кроме того, они обязаны не позднее пяти рабочих дней после совершения таких действий представить в Банк России информацию об этом и приложить подтверждающие документы.
Помимо этого, установлено, что заключение любых сделок, принятие любых решений российских эмитентов, а также совершение от их имени любых иных действий относится к компетенции единоличного исполнительного органа. Такие сделки, решения и действия российского эмитента не требуют получения согласия совета директоров или общего собрания акционеров независимо от содержащихся в уставе требований о получении подобных согласий и не могут быть оспорены по основаниям, установленным ст. 174 ГК РФ.
Со дня вступления в силу поправок в отношении акций российских компаний, организация обращения которых за пределами РФ прекращается:
- запрещается зачисление акций российских компаний на счета депо депозитарных программ, открытые до дня вступления в силу поправок;
- акции российских компаний, учтенные на счетах депо депозитарных программ, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не выплачиваются дивиденды.
Невыплаченные дивиденды могут истребовать лица, являвшиеся держателями ценных бумаг иностранных депозитариев по состоянию на день вступления в силу поправок и получившие акции российских компаний при погашении принадлежащих им ценных бумаг иностранных депозитариев в порядке, установленном Законом № 208-ФЗ для невостребованных дивидендов.
На получение акций в результате их списания со счета депо депозитарных программ не распространяются положения по поводу:
-
получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций банка;
-
получения согласия на сделки с акциями банка антимонопольным органом (о направлении уведомления в антимонопольный орган);
-
приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций публичного акционерного общества.
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 30, ст. 3101; 2007, № 1, ст. 30; № 22, ст. 2563; № 29, ст. 3480; № 45, ст. 5419; 2008, № 30, ст. 3606; 2010, № 47, ст. 6028; 2011, № 48, ст. 6728; № 50, ст. 7348; 2013, № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3447; № 30, ст. 4084; 2014, № 30, ст. 4219; 2015, № 48, ст. 6716; 2016, № 27, ст. 4218; 2018, № 1, ст. 11; № 11, ст. 1579; № 22, ст. 3041; № 49, ст. 7524; № 53, ст. 8411, 8440; 2019, № 31, ст. 4424; № 49, ст. 6957; № 52, ст. 7775; 2020, № 31, ст. 5050; 2021, № 1, ст. 38) следующие изменения:
1) в абзаце шестом части 7 статьи 12 слово «одновременно» заменить словами «бюро кредитных историй, кредитные рейтинговые агентства, лица, осуществляющие актуарную деятельность, одновременно»;
2) в статье 22:
а) в части 4 слова «и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» заменить словами «, некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами, лицами, осуществляющими актуарную деятельность»;
б) в части 5 слова «и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» заменить словами «, некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами, лицами, осуществляющими актуарную деятельность».
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 761 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4348) следующие изменения:
1) в статье 6:
а) пункт 1 части 1 после слов «(далее — финансовая организация),» дополнить словами «бюро кредитных историй, кредитные рейтинговые агентства,»;
б) часть 6 после слов «участника страховой группы» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства»;
2) в статье 7:
а) в части 1:
в пункте 2 после слов «финансовой организации» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства», слова «либо членом ее совета директоров» заменить словами «либо членом их совета директоров»;
в пункте 3 после слов «финансовой организации» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства», слова «ее обязанности» заменить словами «их обязанности»;
в пункте 4 после слов «финансовой организации» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства», слова «которая была» заменить словами «которые были»;
пункт 5 после слов «финансовой организации» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства»;
пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6) осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера в финансовой организации, бюро кредитных историй, кредитном рейтинговом агентстве в момент совершения указанными организациями нарушений, за которые у них была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности либо за которое они были исключены из соответствующего реестра (списка), если с даты такого отзыва (аннулирования) или исключения из соответствующего реестра (списка) прошло менее трех лет;»;
в пункте 7 после слов «финансовой организации» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства», слова «ее исключения» заменить словами «их исключения»;
в пункте 8 после слов «финансовой организации,» дополнить словами «бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства,», слова «у которой» заменить словами «у которых», слова «либо которая была» заменить словами «либо которые были»;
пункт 11 после слов «финансовой организации» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства», после слов «финансовой организацией» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитным рейтинговым агентством»;
в пункте 14 слова «организации, в которой» заменить словами «организации, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства, в которых»;
б) в части 4:
пункт 1 после слов «на финансовом рынке,» дополнить словами «либо бюро кредитных историй,»;
пункт 2 после слов «финансовой организации» дополнить словами «или бюро кредитных историй», после слов «финансовых организаций,» дополнить словами «бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств,».
Основные цели Международных стандартов аудита
Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.
Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.
Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года
Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):
- государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
- иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.
Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.
Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.
Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.
Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.
Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.
Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):
- как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
- как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.
Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:
- ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
- как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.
Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.
При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:
- должны иметь новый аттестат;
- должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.
Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.
Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.
Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.
Выход мог быть иным – фирмы расформируются, но каждый начнет заниматься частной практикой. Но, к сожалению, новый закон очень ограничивает возможности частных аудиторов.
Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.
Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.
Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:
- индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
- индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.
Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.
Как изменится аудиторская деятельность в 2021-ом и 2022-ом годах?
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).
Первое изменение, предусмотренное статьёй 18 закона об аудиторской деятельности, касается числа сотрудников в компаниях, предоставляющих услуги данной направленности. Для того, чтобы они получили статус аудиторских и имели возможность войти в членство СРО, в их штате по основному месту работы должно числиться не менее трёх аудиторов. Данное изменение начнёт действовать с 01.06.22 года.
Согласно статистическим данным, полученным из базы электронного портала “Audit-It”, примерно треть компаний, работающих в данной сфере, не будут соответствовать данному критерию. Согласно информации, полученной из того же источника, штат аудиторов в примерно 40% организаций состоит из трёх специалистов, в остальных же – из более трёх, но при этом неизвестно, является ли данная компания основным местом их работы.
Изменения ФЗ об аудиторской деятельности также предусматривают введение такого обозначения, как «руководитель аудита». Под ним подразумевают аудитора:
- Который стоит во главе группы;
- Ответственен за предоставление соответствующей услуги аудируемому лицу.
Требования к нему прописаны в статье 5.2. Федерального закона и включают в себя определённый опыт ведения аудиторской деятельности, повышение квалификации и чистоту репутации в течение последних 3-ёх ‒ 5-ти лет.
Введены новые обязанности аудиторских организаций
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).
По окончании каждого отчетного года формируется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. Потенциальным инвесторам, кредиторам, контрагентам и др. пользователям отчетности важно, чтобы такая отчетность была достоверна, т.е. правильно отражала факты хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете. Чтобы подтвердить достоверность показателей отчетности организации, заказывают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности — аудит.
По результатам аудита, на основе полученных аудиторских доказательств, аудиторская организация выдает аудиторское заключение.
Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Если компания подлежит обязательному аудиту, получить аудиторское заключение является ее обязанностью. Критерии обязательного аудита в 2021 году содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Виды, выраженных в аудиторском заключении 2020 или 2021 мнений о достоверности бухгалтерской отчетности:
- немодифицированное мнение — выражается в случае, когда аудитор приходит к заключению, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности, в соответствии с правилами отчетности;
- модифицированное мнение — выражается, если на основании полученных аудиторских доказательств аудитором установлено существенное искажение статей бухгалтерской отчетности, либо он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что проверяемая отчетность не содержит существенные искажения.
Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде, датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение.
Аудиторское заключение подписывается:
- руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора;
- индивидуальным аудитором.
Дата аудиторского заключения предоставляет заинтересованному лицу основание полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение события и операции, возникшие до этой даты и известные аудитору.
К аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами, предъявляемыми к отчетности.
Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.
Какие вопросы затронули изменения
Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).
Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.
Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:
- терминология;
- правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
- деятельность аудиторских организаций;
- обязательный аудит и конкурсы;
- оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
- аудиторское заключение;
- квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
- деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
- контроль деятельности аудиторских организаций.
Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).
Введены новые обязанности аудиторских организаций
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).
Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.
Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.
Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.
Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.
Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):
- как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
- как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.
Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:
- ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
- как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.
Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.
При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:
- должны иметь новый аттестат;
- должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.
Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.
Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.
Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.
Выход мог быть иным – фирмы расформируются, но каждый начнет заниматься частной практикой. Но, к сожалению, новый закон очень ограничивает возможности частных аудиторов.
Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.
Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.
И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.
Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.
Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.
Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.
Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.
Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:
- индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
- индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.
Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.
Запомните:
- запрет на применение услуг частного аудитора в отношении обязательного аудита применим к финансовой отчетности по итогам 2021 года;
- вето на применение услуг индивидуального специалиста в вопросах сопутствующих услуг вступает в силу только с 2023 года.
Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.
И вот основные из них:
- Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
- Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
- Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
- Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
- Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
- Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.
Эксперты сходятся во мнении, что утверждённые обязанности и регламенты до 2023 года еще могут быть детализированы. Поскольку пока возникает ряд вопросов и по поводу взаимодействия, и по поводу алгоритмов работы. И, конечно, большинство из них будет решаться путем проб и ошибок.
Особое внимание стоит обратить, например, на активизацию обмена информацией между аудиторской компанией и Банком России.
Новый закон устанавливает новую обязанность – предоставлять сведения о субъекте проверки в Банк России по запросу. Но тогда возникает вопрос о соблюдении коммерческой тайны.
Краткий перечень налоговых и бухгалтерских изменений в 2022 году
В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.
С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.
Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.
С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:
- 06/2020 — по основным средствам;
- 26/2020 — по капитальным вложениям;
- 27/2021 — по документообороту;
- 25/2018 — по аренде.
Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.
С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.
К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:
- первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
- если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.
Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.
Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.
Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.
По данному налогу будут обновленные отчетные формы:
- 6-НДФЛ для работодателей;
- 3-НДФЛ для физлиц и ИП.
Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.
К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.
Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.
Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.
Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.
Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:
- для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
- для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.
По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.
Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:
- заявления на льготу по налогу на имущество;
- заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
- заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
- сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.
В Концепции декларируется укрепление обеспечивающего основу взаимоотношений аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц института аудиторской тайны, имея при этом в виду общественную значимость услуг, оказываемых этими субъектами.
Как вы понимаете, об аудиторской тайне можно просто забыть.
Кроме того, уточнят перечень случаев, в которых неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение 3 последовательных календарных лет не влечет аннулирование его квалификационного аттестата аудитора.