Органы, осуществляющие государственный экологический контроль
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы, осуществляющие государственный экологический контроль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.
Уровни государственного экологического надзора
- Федеральный. Осуществляется федеральными органами исполнительной власти при ведении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
- Региональный. Осуществление регионального государственного экологического надзора органами исполнительной власти субъектов РФ при ведении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст.6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
Формы государственного экологического контроля
Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме:
- предупредительного;
- текущего.
При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).
Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.
Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспектора в пределах своей компетенции имеют право:
- посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
- проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
- проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
- проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
- предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
- привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- осуществлять иные определенные законодательством полномочия.
Приведенный перечень прав убеждает в том, что государственные инспектора по охране природы и использованию природных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.
Муниципальный и общественный экологический контроль
Важность организации и осуществления муниципального экологического контроля обусловлена тем обстоятельством, что источники вредных воздействий на состояние окружающей стороны расположены на территориях муниципальных образований и многие экологические проблемы носят прежде всего локальный характер.
Требования о муниципальном экологическом контроле предусмотрены в экологическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах.
Общие требования о муниципальном экологическом контроле предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 68). Закон устанавливает, что муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Осуществляется такой контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Полномочия по обеспечению муниципального экологического контроля установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, важные задачи по охране окружающей среды могут быть решены посредством контроля за использованием земель на территории муниципального образования. В соответствии с Земельным кодексом РФ органы местного самоуправления играют активную роль на стадии согласования отвода земельного участка под строительство.
Во взаимодействии с территориальными подразделениями государственных органов, осуществляющих контроль за охраной и использованием земель, органы местного самоуправления не допускают самовольного занятия земельных участков; следят за соблюдением установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства; обеспечивают выполнение экологических требований при отводе земель; контролируют соблюдение таких требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов.
В соответствии с Законом РФ «О недрах» в компетенцию органов местного самоуправления входит контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 5).
Для реализации полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в том числе по осуществлению муниципального экологического контроля, в последнее время в структуре этих органов создаются отделы по охране окружающей среды, вводится должность заместителя главы администрации по вопросам экологии и санитарии.
Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Такие могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.
С учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, а также в связи с низкой эффективностью реализации экологической функции государством, в российском экологическом праве остро стоит проблема разработки и осуществления современной концепции общественного экологического контроля.
В формируемом правовом механизме взаимодействия общества и природы имеется существенный сдвиг в направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.
В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. Реализация этого права важна в контексте общественного контроля за распоряжением земельными ресурсами. Однако формы и процедуры участия общес��венности в решении вопросов предоставления земельных участков для строительства Земельный кодекс РФ не устанавливает. Он ограничивается положением о том, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (ст. 31). Правда, при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей допускается проведение сходов и референдумов граждан. Решение принимается с учетом их результатов.
Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, общественной экологической экспертизы.
Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.
Повышению эффективности экологического контроля в России способствовало бы развитие сотрудничества и взаимодействие всех органов контроля, особенно государственного и общественного, с органами прокуратуры.
Орган, осуществляющий экологический надзор
Порядок осуществления федерального государственного экологического надзора утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426 (далее — Порядок N 426). Из п. 3 названного Порядка следует, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется Росприроднадзором в пределах его компетенции и включает в себя:
- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- государственный земельный надзор;
- государственный надзор в области обращения с отходами;
- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
- государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
- государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
- государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
- государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
- федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);
- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
- федеральный государственный охотничий надзор;
- государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.
Этапы проведения проверки
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Подготовка плана проверок ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
------------------------------------+-------------------------------------¬
¦ Издание соответствующих приказов Росприроднадзора о проведении проверки,¦
¦ сроках и ее виде ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
------------------------------------+-------------------------------------¬
¦ Предварительное уведомление территориального органа о предстоящей ¦
¦ проверке путем направления копии приказа о проведении проверки ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
------------------------------------+-------------------------------------¬
¦ Непосредственное проведение проверки ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
------------------------------------+-------------------------------------¬
¦Составление акта проверки, предписания об устранении нарушения, протокола¦
¦ об административной ответственности ¦
L--------------------------------------------------------------------------
Плановые проверки проводятся в документарной или выездной форме (п. 37 Административного регламента). О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется работниками Росприроднадзора не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Приказ вручается под подпись должностными лицами Росприроднадзора, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Предметом проведения документарной проверки являются (п. 40 Административного регламента):
- сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);
- документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Росприроднадзора или его территориального органа;
- учредительные и регистрационные документы юридического лица;
- документы, подтверждающие полномочия лица, представляющего интересы юридического лица;
- акты предыдущих проверок;
- материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Росприроднадзора (его территориального органа) документах, информация об этом направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Росприроднадзор (его территориальный орган) установит признаки нарушения обязательных требований, должностные лица Росприроднадзора (территориального органа) вправе провести выездную проверку.
Разновидности экологического контроля
Существует несколько видов контроля. За каждым из них закреплены свои полномочия, и поставлены определенные цели.
Государственный экологический контроль разделяют по критериям субъекта контроля, поэтому он может быть общим или специальным. Осуществляется он на уровне государства специально уполномоченными для выполнения такой работы органами и лицами. Также он представляет одну из важнейших функций экологического управления. Ему даны все полномочия в случаях, когда нужно применить меры административного принуждения, такие как приостановка деятельности предприятия, лишение прав пользования природой и другие.
Муниципальный контроль проводится на территории муниципального образования органами самоуправления в отношении субъектов производственного и социального назначения, которые не относятся к субъектам федерального государственного контроля.
Среди различных видов государственного надзора, предусмотренного главой 11 «Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды» Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ), важное место занимает государственный надзор в области обращения с отходами. Кроме того, контроль в области обращения с опасными отходами осуществляется рядом статей Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Контроль позволяет принимать управленческие решения, направленные на улучшение деятельности, связанной с охраной окружающей среды, и в том числе обращением с отходами.
В ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ сегодня находятся три федеральные службы, занятые контролем обращением с отходами. Основные направления контрольно-надзорной деятельности распределены между Росгидрометом, Росприроднадзо- ром и Ростехнадзором в соответствии с поправками к Положениям об этих органах, принятыми постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» и рядом более поздних постановлений.
Состав функций экологического надзора
Функции экологического надзора можно проклассифицировать по компонентам природной среды. Выделение данных направлений деятельности государства подразумевает определение его сущности и социального назначения, а также целей и задач.
Рассматриваемые активности государства не могут осуществляться внутри самого механизма продукта общества, т.е. государства – их выделение приводит к необходимости указания на общественные отношения. Эволюция общественных отношений в свою очередь приводит к необходимости смены функций, осуществляемых государством. На данном этапе, чего не было в советский период, всеми признается присутствие экологической функции государства. Это связано с новыми вызовами, стоящими на данном этапе перед обществом.
Целью земельной, литосферной функции представляется обеспечение законного развития отношений по поводу земли. Необходимо констатировать, что в области охраны земель экологическая и земельная функции государства совпадают. Указанное предполагает, в том числе, реализацию следующих экологических природоохранных функций:
государственного земельного надзора (о его определении см. ст. 71 Земельного кодекса) и государственного надзора в области обращения с отходами (см.: Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 по делу № А36-476/2013).
В Постановлении ФАС Уральского округа от 22.04.2010 № Ф09-2707/10-С1 по делу № А76-40396/2009-58-804/34 указывается, что т.к. предоставление аттестата, целью выдачи которого является установление соответствия земельного объекта общему порядку функционирования такого рода объектов, и в данном случае не является подтверждением соответствия земельного объекта санитарным и экологическим нормам, то следовательно, не подменяет надзорные функции государственных органов власти.
Согласно постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 по делу № А75-7825/2010, функции контроля за выполнением работ по восстановлению нарушенных земель являются составной частью государственного экологического контроля, который включает в себя также и контроль за использованием и охраной земель.
К основным (главным) направлениям деятельности государства в области недр как прочно сложившейся предметной деятельности государства в данной важнейшей сфере общественной жизни относятся:
- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (утвержденного также приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 196, т.е. Административный регламент № 196, как указывается в Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу № А23-2839/2013). Функции государственного горного надзора отнесены к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Иной путь передачи недр организациям и гражданам является противозаконным. Основания для получения права пользования недрами предусмотрены ст. 10.1 Закона РФ «О недрах».
В отношении недр, также как и в отношении земельных объектов, действует принцип разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в организации государственного управления.
Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2013 по делу № А45-9746/2012 установлено, что в том числе в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», федеральная и региональная регистрации опасного объекта является обязанностью владеющей и использующей недра организации. При этом такая организация обязана проводить идентификацию на предмет тождества производства. Результаты идентификации могут являться основанием для обращения владеющей и пользующейся недрами организации в территориальный орган Ростехнадзора за государственной регистрацией опасного производственного объекта.
Постановлением ФАС Московского округа от 04.03.2011 № КА-А40/17007-10 по делу № А40-51805/09-20-309 установлено, что для перевода бездействующей скважины в консервацию необходимо согласованное с Региональной государственной технической инспекции разрешение. Соблюдение данного порядка должно подтверждаться документально. Инспекция может ссылаться на занижение налогоплательщиком налоговой базы по налогу на имущество в связи с начислением в 2004 году амортизации по бездействующим скважинам и скважинам, находящихся на консервации свыше 3 мес��цев, однако это должно быть подтверждено документально.
На текущий момент федеральное и субъектное регулирование использования и охраны вод подразделяется на общее и ведомственное: разделяемое по субъектам осуществления. В судебной практике встречается понятие водное правоотношение (см.: Постановление ФАС Центрального округа от 28.11.2013 по делу № А35-11035/2012; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу № А69-1840/2009-12). Также указывается, что данные Водного кадастра необходимы лишь для учетной функции (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2007 по делу № А65-14906/06). Водопользование – гражданско-правовое отношение (см.: Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 № 06АП-6402/2012 по делу № А73-13068/2012). К средствам и способам такого предмета деятельности государства, как обеспечение функционирования правоотношений, связанных с поверхностными и подземными водами, гидросферной функцией, обусловленными социальным назначением государства в данной сфере, являются:
- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (рассматриваются его гарантии в Апелляционном определении Верховного суда Удмуртской Республики от 07.10.2013 по делу № 33-3630/2013).
- государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
- государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации.
- государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
- федеральный и субъектный экологический надзор в области охраны озера Байкал(см.: Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу № А19-2719/2013).
К целям, методам, формам и средствам осуществления деятельности государства в области атмосферного воздуха относятся:
- федеральный и субъектный надзор в области охраны атмосферного воздуха (см.: Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 по делу № А15-2226/2012).
Постановление президиума Ленинградского областного суда от 03.12.2013 № 44г-41/2013 относит лесной контроль к государственному экологическому контролю. К деятельности государства, в том числе, без которой существование государства невозможно, в области растительного и животного мира и иных организмов, флористической функцией, относятся:
- федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, см.: решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.09.2013 по делу № А60-26002/2013).
- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (см.: Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.04.2013 по делу № А19-773/2013).
- федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (его определение см.: ч. 1 ст. 43.2 Федерального закона № 166-ФЗ).
- федеральный государственный охотничий надзор (см.: Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
- субъектный и федеральный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (см.: ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 23.04.2012) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
К основным направлениям государственной деятельности, нацеленные на нормальное состояние озонового слоя атмосферы, и функционирования отношений по поводу его относятся:
- государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.
Контроль за состоянием окружающей среды
Лекция 6
Дополнительная
Основная
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Калмыков, С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: Учебное пособие / С.И. Калмыков, Ю.М. Мохонько, А.Л. Пономарева и др.; ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2007. – 182 с.
2.Николайкин, Н. И. Экология: Учебник/ Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. — М.: Дрофа, 2004. — 624 с.
3.Половцев, О.П. Экология и окружающая человека среда: Учебное пособие / О.П. Половцев, С.И. Калмыков; ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2007. – 280 с.
4. Пузанова, Т.А. Экология/Т.А. Пузанова. – М.: Экономика, 2010. — 288 с.
5.Розанов, С.И. Общая экология / С.И. Розанов. — Санкт-Петербург: Лань, 2003. — 288 с.
1. «Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области».
2. Журналы: «Экологический вестник России», «Экология», «Использование и охрана природных ресурсов России».
3. Федеральный закон РФ т 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4. Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ « Об экологической экспертизе» (в ред. ФЗ от 15.04.1998 №65-ФЗ).
5. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ.
6. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ. ГОСТ 17.2.4.02-81.
7. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения. ГОСТ 17.4.1.02-83.
8.Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 4630-88.
9. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.111.1200-03.
1.1. Экологический контроль: понятие, виды и формы
Экологический контроль – это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.
Цели экологического контроля:
1. проверка исполнения требований экологического законодательства;
2. проверка соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Выполнение этих задач возложено на систему экологического контроля, которая состоит из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.
В настоящее время сложились три формы экологического контроля: предупредительная, карательная, информационная.
Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов. Сюда можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий.
Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушений не позволяют ограничиться только предупреждением. Данная форма выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, административной, уголовной, гражданско — правовой). В качестве карательной формы экологического контроля может применяться пресечение экологически вредных действий. Например, ограничение, приостановление или прекращение какого либо производства.
Объектами экологического контроля являются: состояние окружающей среды, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного воздействия; выполнение обязательных мер по охране окружающей среды и ее объектов; соблюдение природоохранного законодательства.
Государственный экологический контроль проводится от имени государства, а не какого- либо ведомства, что дает независимые и более объективные результаты.
В процессе такого контроля государственные инспекторы могут использовать следующие действенные меры:
— предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений;
— приостанавливать хозяйственную и иную деятельность нарушителей;
— привлекать нарушителей к административной ответственности.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды имеют право:
— посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;
— проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;
— устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;
— назначать государственную экологическую экспертизу;
— требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан.
1.2. Экологический мониторинг: понятие, цели, задачи и виды. ГСМОС и его подсистемы
Термин «мониторинг» впервые применительно к экологии употребили на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде.
Мониторинг – это система наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды с целью разработки мероприятий по ее охране, рациональному использованию природных ресурсов и предупреждению критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей, живых организмов и их сообществ, природных комплексов и объектов.
Различают несколько видов мониторинга:
1. по территориальному признаку (локальный, региональный и глобальный (биосферный);
2. по используемым методам (наземный, авиационный и космический);
3. по методам исследований (химический, биологический, физический).
Контроль за состоянием окружающей среды осуществляют министерства, государственные комитеты и ведомства при проектировании, строительстве и эксплуатации сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов от загрязняющих веществ. Они также следят за оснащением приборов, необходимых для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и вредных физических, биологических и химических воздействий.
Контроль проводится при участии представителей санитарно-эпидемиологических станций, бассейновых территориальных управлений и инспекций по регулированию использования и охране вод, Государственной инспекции по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок, санитарных лабораторий на промышленных предприятиях, а при их отсутствии — инженеров по охране труда.
Одним из важных мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль состояния окружающей среды, является инвентаризация всех выбросов и сбросов, загрязняющих атмосферу и воду. Она проводится на объектах, дающих загрязнение окружающей среды, на основании замеров и расчетов, причем определяются виды вредных веществ, их количество и режим выделения.
Центральное статистическое управление утвердило формы статистической отчетности, касающиеся охраны окружающей среды, по которым производственные объединения и предприятия, имеющие выбросы вредных веществ, обязаны регулярно представлять сведения в заинтересованные организации о выполнении мероприятий по уменьшению вредных выбросов, их количестве, характере, очистке и утилизации, характеристике источников выбросов и показателях работы очистных установок.
С целью совершенствования и упорядочивания контроля за состоянием окружающей среды разработаны: положение о государственном контроле за работой газоочистных и пылеулавливающих установок; правила технической эксплуатации и безопасного обслуживания газо-пылеулавливающих установок; инструкция должностным лицам Государственной инспекции по проведению обследования источников загрязнения атмосферы, газоочистных и пылеулавливающих установок, утвержденная Государственной инспекцией по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок; правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами; правила санитарной охраны прибрежных вод морей.
Контроль за состоянием окружающей среды ведут с помощью анализа проб воздуха, воды и почвы на выбросах, сбросах и в местах использования вредных веществ.
Центральным звеном в контроле за охраной труда и в управлении ею является Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации. Оно имеет свои органы в республиках, областях, районах и городах.
Министерство осуществляет комплексное управление природоохранной деятельностью, корректирует и координирует в этой области деятельность всех министерств и ведомств. Оно утверждает экологические нормативы, правила и стандарты по использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения, проводит экологическую экспертизу планов развития и размещения производительных сил страны, контролирует соблюдение экологических норм при разработке новой техники, технологии и материалов; подвергает экологической экспертизе проекты предприятий, могущих оказать существенное воздействие на состояние окружающей среды.
Это министерство и его органы в районах и городах имеют право запрещать строительство и расширение предприятий, наносящих вред окружающей среде, останавливать работу цехов, заводов и других объектов в случаях грубого нарушения ими норм и правил охраны окружающей среды.
- Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. М., 1999.
- Боголюбов С.А. Теоретические проблемы правового регулирования видов экологического контроля // Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля в России: Материалы Круглого стола. Москва, 9 апреля 2008 г. М., 2008.
- Енисейская Н.А. Государственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления. М., 2008.
- Кичигин Н.В. К вопросу о понятии экологического контроля. Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля в России: Материалы Круглого стола. Москва, 9 апреля 2008 г. М., 2008.
- Муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды (законодательство и практика его применения) / Под ред. М.И. Васильевой. М., 2007.
- Хлуденева Н.И. Роль муниципального контроля в области охраны окружающей среды // Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля в России: Материалы Круглого стола. Москва, 9 апреля 2008 г. М., 2008.
Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль
Глава 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»
Статья 65. Государственный экологический надзор
2. Государственный экологический надзор включает в себя:
· государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
[2]
· государственный земельный надзор;
· государственный надзор в области обращения с отходами;
· государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
· государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
· государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
· государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
· государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
· государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
· федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);
· федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
· федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
· федеральный государственный охотничий надзор;
· государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
· государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.
3. Государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
[3]
5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Виды экологических проверок
Экологическая проверка предприятий бывает плановой и внеплановой. Внеплановые проверки вызваны обращениями граждан или другими факторами. Плановые проверки имеют периодичность, обусловленную требованиями закона.
Помимо плановых и внеплановых проверок на федеральном уровне надзора возможны контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок (согласованной с прокуратурой).
При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками. Предприятия (объекты НВОС) делятся на несколько категорий риска:
- Чрезвычайно высокий риск (плановые проверки 1 раз в год);
- Высокий риск (плановые проверки 1 раз в 2 года);
- Значительный риск (1 раз в 3 года);
- Средний риск (1 раз в 4 года);
- Умеренный риск (1 раз в 5 лет);
- Низкий риск.
Комментарии к ст. 23.29 КОАП РФ
1. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» Правительство РФ приняло Постановление от 27 января 2009 г. N 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» и утвердило Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля). В данном документе определены следующие виды государственного экологического контроля: контроль за охраной атмосферного воздуха, за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); контроль и надзор за использованием водных объектов; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; земельный контроль; контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных ресурсов, во внутренних морских водах РФ и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ; лесной контроль и контроль в области охраны озера Байкал.
2. Административно-юрисдикционные полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере перечисленных выше видов государственного экологического контроля закреплены в статьях 23.20 — 23.27, в комментируемой статье и в некоторых других статьях КоАП РФ.
3. Согласно п. 4 упомянутых выше Правил государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов РФ на осуществление экологического контроля.
Конкретное распределение некоторых надзорно-контрольных функций в области отдельных видов экологического контроля определено в утвержденных Постановлением Правительства РФ Положении об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, Положении об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных ресурсов, Положении о государственном земельном контроле, Положении о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охране недр и в ряде других нормативных правовых актов Правительства РФ.
Перечень объектов, подлежащих государственному экологическому контролю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285.
4. Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. N 716 определен Перечень должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов (федеральных государственных инспекторов), осуществляющих федеральный экологический контроль. Этот перечень совпадает с перечнем государственных инспекторов по охране природы, установленным в п. п. 1 — 6 ч. 2 комментируемой статьи. Перечень государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих государственный экологический контроль, установлен п. п. 7 — 11 ч. 2 данной статьи.