Принципы, методы и формы валютного регулирования и валютного контроля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы, методы и формы валютного регулирования и валютного контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как субъекты валютного права, все граждане России, коллективные и территориальные субъекты обладают между собой равной и полной по объему финансовой правоспособностью. Для иностранных субъектов российским валютным законодательством могут быть установлены отдельные ограничения для защиты финансового суверенитета государства.
Экономические права и свободы человека
Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов в момент осуществления валютных операций полагается на следующие конституционные гарантии защиты экономических прав и свобод человека и гражданина:
- право частной собственности находится под охраной закона. Никого нельзя лишать своего имущества. Лишь суд способен на это. Принудительно забрать имущество для государства можно только в том случае, если существует условие предварительного и равноценного возмещения. Это прописано в частях 1 и 3 статьи 35 Конституции РФ;
- существует гарантия на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России. Всякий обладает правом защиты своих прав и свобод различными способами, которые находятся не под запретом закона. Это прописано в статье 45 Конституции РФ;
- гарантия на судебную защиту его права и свобод предоставляется каждому. Можно обжаловать в суде какие-либо решения, бездействия представителей государственной власти, а также представителей местного самоуправления и других должностных лиц. Подобная информация упоминается в статье 46 Конституции РФ.
На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.
Полномочия по контролю в основном возлагались на Министерство финансов, Государственный банк, а также на специально создаваемые органы. Так, после Октябрьской революции 1917 г. было образовано Особое Валютное Совещание, которому в обязательном порядке предоставлялись сведения о совершаемых валютных операциях. Затем функции контроля операций с валютными ценностями вновь передавались Министерству финансов, а в 1993 г. была образована Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ликвидирована в 2000 г.).
Валютный контроль является частью государственного контроля и осуществляется с целью обеспечения законности при проведении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации возложен в соответствии с законодательством на Правительство Российской Федерации, органы и агенты валютного надзора.
Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессио-нальные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
В пределах своих полномочий федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль валютных операций резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами.
Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации, а также взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятие валютного контроля
Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:
- 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
- объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
- валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
- органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
- органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
- агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).
Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:
- Правительство РФ;
- органы валютного контроля;
- агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):
- Банк России;
- подразделения валютного контроля таможни;
- подразделения валютного контроля налоговой службы.
Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:
- Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
- Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.
Функции органов валютного контроля:
- в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
- органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).
Цели валютного регулирования и контроля
Главной целью валютного регулирования является ограждение валюты от внешнего экономического воздействия. Государство старается защитить российскую экономику от противоправных действий сферы валютных отношений.
Также валютное регулирование имеет цели:
- тактическая цель – создание благоприятной почвы для снятия ограничений по валютным движениям;
- конечная задача – полная конвертируемость валюты.
Законодательство РФ не утверждает конкретные задачи и цели регулирования валютных движений по причине их оперативного изменения.
Надзор за операциями с участием валюты включает в себя задачи:
- определение соответствия операций установленным номам;
- проверка исполнения обязательств участников валютной операции;
- проверка обоснованности действий;
- надзор за полнотой предоставленных сведений.
Расчеты по аккредитиву являются одной из наиболее часто используемых во внешнеэкономических контрактах форм оплаты товара (работ, услуг).
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель (пункт 1 статьи 867 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).
Экспортер и импортер заключают между собой контракт, в котором указывают, что расчеты за поставленный товар будут производиться в форме аккредитива. В контракте должен быть определен порядок платежа, то есть четко и полно сформулированы условия будущего аккредитива.
После заключения контракта экспортер подготавливает товар к отгрузке, о чем извещает импортера. Получив извещение экспортера, покупатель направляет своему банку заявление на открытие аккредитива, в котором указываются условия платежа, содержащиеся в контракте. После оформления открытия аккредитива банк-эмитент направляет аккредитив иностранному банку, как правило, банку экспортера – исполняющему банку. Исполняющий банк, проверив подлинность поступившего аккредитива, извещает экспортера об открытии и условиях аккредитива.
Экспортер проверяет соответствие условий аккредитива платежным условиям заключенного контракта. В случае несоответствия экспортер извещает исполняющий банк о непринятии условий аккредитива и требовании их изменения. Если экспортер принимает условия открытого в его пользу аккредитива, он отгружает товар в установленные контрактом сроки. Получив от транспортной организации транспортные документы, экспортер представляет их вместе с другими документами, предусмотренными условиями аккредитива, в свой банк.
Получив документы, банк-эмитент тщательно проверяет их, а затем переводит сумму платежа банку, обслуживающему экспортера. Банк, обслуживающий экспортера зачисляет ему на счет выручку. Импортер, получив от банка-эмитента коммерческие документы, вступает во владение товаром.
В международной практике используются самые разные виды аккредитивов:
– переводной (трансферабельный) – позволяет осуществлять платежи не только в пользу экспортера (бенефициара), но и третьих лиц – вторых бенефициаров. Перевод аккредитива в пользу третьих лиц производится по просьбе экспортера полностью или частично. Такой аккредитив, как правило, используется в том случае, если экспортер не является поставщиком товара или поставка осуществляется через посредника;
– резервный – это письменное обязательство банка-эмитента перед экспортером произвести платеж за импортера в случае невыполнения последним своих договорных обязательств и предъявлении экспортером письменного требования платежа. Резервный аккредитив чаще всего выпускается для предоставления гарантии исполнения обязательств импортера перед экспортером;
– возобновляемый (револьверный) – выставляется на определенную сумму, которая после того как она будет использована в течение определенного времени, снова выставляется для оплаты требований экспортера столько раз, пока не будет исчерпан установленный максимальный совокупный лимит. Преимущество для импортера состоит в том, что он может заказать товар в объемах больших, чем ему требуется в данный момент, и таким образом обеспечить себе более выгодную закупочную цену. При этом поставка товара будет разбита на определенные партии и должна производиться в установленные периоды. Для того чтобы экспортер отгружал по графику, удобному для импортера, обычно в условиях револьверного аккредитива указываются сроки действия соответствующих сумм, представляющие собой доли из совокупного лимита;
– аккредитив с «красной оговоркой» – банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платеж на оговоренную сумму экспортеру до представления им всех документов по аккредитиву (до отгрузки товара или оказания услуг). Такая оговорка включается в аккредитив по требованию импортера. Авансовый платеж по аккредитиву с красной оговоркой производиться исполняющим банком под письменное обязательство экспортера представить документы в соответствии с условиями аккредитива. А после представления всех документов, исполняется полностью.
Следует отметить, что аккредитив носит такое название потому, что раньше специальная оговорка оформлялась с помощью красной полосы;
– и другие.
Таможенные и налоговые службы.
Помимо банков агентами валютного контроля являются таможенные и налоговые службы, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг и держателей реестров ценных бумаг.
В настоящее время действуют Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2006 года № 560 «Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным Банком Российской Федерации» (далее – Правила № 560).
Согласно пункту 13 Правил № 560 взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ осуществляется на основе двусторонних соглашений об обмене документами и информацией, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, заключаемых Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой с ЦБ РФ, например:
– Соглашение от 15 августа 2005 года «О взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля», утвержденное Росфиннадзором № 06–30/21, ФТС Российской Федерации № 01–48/9;
– Соглашение от 9 мая 2006 года «О сотрудничестве и информационном взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной налоговой службы при осуществлении валютного контроля», утвержденное Росфиннадзором № 43-01-06-23/1430, ФНС Российской Федерации №САЭ-25-06/4@.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 года № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков» утверждены Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в соответствии с пунктом 12 статьи 23 Закона № 173-ФЗ несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных Законом № 173-ФЗ, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.
Далее рассмотрим права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении компетентными органами валютного контроля.
Пунктом 1 статьи 24 Закона № 173-ФЗ установлены следующие права резидентов и нерезидентов при осуществлении компетентными органами валютного контроля:
– знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
– обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;
– на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
В тоже время согласно пункту 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты обязаны:
– представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона № 173-ФЗ;
– вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
– выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В соответствии со статьей 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Закон № 173-ФЗ образовал единую систему органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля. Все они направлены на отслеживание законности и целесообразности проводимых валютных операций, выявление фактов совершения нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Основным документом, на основании которого осуществляется валютное регулирование и валютный контроль над расчетами по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации, является паспорт сделки. Для чего он необходим, как оформляется, какие сведения должен содержать обо всем этом поговорим в данной статье.
Паспорт сделки (далее – ПС) оформляется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования.
Единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках ПС при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами устанавливает Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) что установлено статьей 20 «Паспорт сделки» Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).
ПС может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Законом № 173-ФЗ. Банк, в котором оформлен ПС, по заявлению резидента обязан выдать ему копию ПС для представления в эти органы.
Порядок оформления, переоформления и закрытия ПС установлен Инструкцией ЦБ РФ от 15 июня 2004 года № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция № 117-И).
В Приложении к Инструкции № 117-И приведена единая форма ПС, используемая в настоящее время для оформления экспортных и импортных операций.
В соответствии с пунктом 3.2 главы 3 Инструкции № 117-И ПС не оформляется при осуществлении валютных операций по контрактам или кредитным договорам, заключенным:
– между нерезидентами и физическими лицами – резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;
– между нерезидентом и кредитной организацией – резидентом;
– между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тысяч долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения кредитного договора, или, в случае изменения суммы кредитного договора, на дату заключения последних изменений (дополнений) к кредитному договору, предусматривающих такие изменения;
– между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.
ПС, представляемый в банк ПС резидентом – (физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, либо физическим лицом – индивидуальным предпринимателем), подписывается этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (пункт 3.7 Инструкции № 117-И).
Если ПС представляется резидентом – юридическим лицом, то он подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи (руководителем и главным бухгалтером), или одним лицом, наделенным правом первой подписи, если в штате юридического лица нет человека, в обязанности которого входит ведение бухгалтерского учета, с приложением оттиска печати юридического лица (пункт 3.8 Инструкции № 117-И). Резидент обязан оформить паспорт сделки не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по нему согласно пункту 3.14 Инструкции № 117-И. Например, работы по внешнеэкономическому контракту выполнены раньше, чем произведена оплата. В подобной ситуации последним сроком оформления паспорта сделки считается день подписания акта выполненных работ. Такой вывод следует из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2007 года по делу №ФОЧ-1049/2007(33159-А7О-43).
Пример.
Российская организация заключила с иностранным покупателем контракт на поставку товаров. По условиям сделки поставка товара производится на условиях DDP – склад покупателя, то есть продавец выполнит свои обязанности в момент поставки товара на склад покупателя в стране ввоза. Право собственности на товар переходит в момент его получения иностранным покупателем на собственном складе.
Внешнеторговый договор (контракт) был заключен 12 апреля 2011 года. Поставщик отгрузил товар 16 мая 2011 года, а иностранный покупатель получил его 20 мая 2011 года. Оплату покупатель произвел 2 июня 2011 года.
Следовательно, паспорт сделки по этому внешнеторговому контракту необходимо оформить не позднее 20 мая 2011 года.
Согласно пунктам 3.3 и 3.4. Инструкции № 117-И резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один ПС в одном банке. В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении ЦБ РФ по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации – для физическог�� лица), выполняющем функции банка ПС.
Для оформления ПС резидент представляет в уполномоченный банк в согласованный с банком срок следующие документы (пункт 3.5 Инструкции № 117-И):
– два экземпляра ПС;
– контракт, являющийся основанием для проведения по нему валютных операций;
– разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;
– иные документы, указанные в пункте 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, необходимые для оформления ПС, например: договоры, доверенности, документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности), и так далее.
Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии (пункт 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).
Датой представления резидентом в банк ПС документов, указанных в настоящем разделе, является дата поступления (регистрации) банком ПС указанных документов, зафиксированная банком ПС в соответствии с порядком, установленным банком ПС, либо дата распечатки указанных документов в случае их представления резидентом в банк ПС в электронном виде в соответствии с пунктом 3.23 Инструкции № 117-И.
Представленный резидентом ПС проверяется ответственным лицом банка ПС в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления резидентом в банк ПС.
Если ПС оформлен и заполнен надлежащим образом, то оба экземпляра ПС подписываются ответственным лицом банка ПС и заверяются печатью банка.
Валютные отношения как структурный элемент механизма валютного регулирования не представляют собой однородную массу, а, в свою очередь, имеют логическую систему построения, включающую субъекты, объекты и валютные операции, то есть действия, которые субъекты валютных отношений имеют право совершать применительно к объектам . Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному вопросу. Валютное законодательство использует совершенно новые категории субъектов, неизвестные гражданскому праву в целом, а именно: «резиденты» и «нерезиденты». Важность выделения этих категорий субъектов заключается в том, что в зависимости от их вида различается правовой режим осуществления ими валютных операций. К числу лиц, включаемых Законом в категорию резидентов, относятся:
- физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
- постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
- находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов;
- дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
- Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые вступают в валютные отношения (пп. 6 п. 1 ст. 1).
См.: Емелин А.В. Основы правового регулирования валютных отношений // Закон. 2005. N 4; Смирникова Ю.Л. Валютные правоотношения как элемент механизма финансово-правового регулирования // Международное публичное и частное право. 2006. N 6.
Примечание. Законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы.
К нерезидентам согласно Закону относятся следующие лица:
- физические лица, не являющиеся резидентами;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
- аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
- находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов — юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами;
- иные лица, не являющиеся резидентами (пп. 7 п. 1 ст. 1).
Закон не раскрывает в деталях характеристики резидентов и нерезидентов , поэтому для точного уяснения сути этих категорий необходимо обращаться к иным нормативно-правовым актам. Определение статуса клиента банка (резидента или нерезидента) представляется важнейшим элементом деятельности уполномоченных банков, поскольку позволяет, во-первых, установить, какие нормативные акты подлежат применению в отношении данного субъекта (требования валютного законодательства в отношении резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций сильно отличаются), а во-вторых, правильно идентифицировать его с позиции соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
См. об этом более подробно: Смирникова Ю.Л. Валютно-правовой статус резидентов и нерезидентов // Внешнеторговое право. 2007. N 1.
Так, Закон относит к резидентам физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно проживают в России на основании вида на жительство. Этот вопрос регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2011) . Согласно данному Закону все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:
- временно пребывающие в России;
- временно проживающие в России;
- постоянно проживающие в России (п. 1 ст. 2).
Правовое регулирование валютных операций
Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».
Среди них можно выделить следующие:
-
невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
-
установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
-
одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
-
единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
-
госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.
Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:
-
Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
-
международные соглашения РФ;
-
опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.
Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).
Регулирование валюты в России сегодня
С тех пор как произошёл распад СССР, систематизация регулирования валютной сферы претерпела массу перемен. При могущественном Советском союзе определяющим фактором было наличие единой государственной монополии. Поэтому ничего удивительного в том, что все права на проведение операционных действий с валютой, в том числе и сам факт владения ею, были только у государства. Ни один платёж или поступление не проходило мимо валютного плана республик. Как и любую другую державную собственность, валюту продавали или покупали у граждан и организаций по официальному установленному курсу, фиксированному Госбанком СССР. К тому же оборот иностранного капитала и ценностей внутри Союза вне государственного контроля преследовался законом. Ответственностью за совершение этого экономического преступления определялись меры по Уголовному кодексу.
После перехода страны к новому этапу развития рыночных отношений в России изменения произошли и в области регулирования валюты. Например, власти предприняли множественные попытки отстранения административных методов. Между тем отойти от них полностью до сих пор не удалось.
Валютные ценности — ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены: а) иностранная валюта; б) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме. Внешними ценными бумагами не являются эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ и выпущенные на ее территории.
Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование — государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.
Валютная политика в России, как и в других странах, в зависимости от ее целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой — повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры. Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной национальной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой — структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе МВФ. Это предполагает: 1) образование полномасштабного внутреннего валютного рынка; 2) формирование рынка золота и других драгоценных металлов; 3) введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям; 4) установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам; 5) преодоление долларизации экономики; 6) интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.
Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) этой политики России являются: во-первых, регулирование степени конвертируемости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений; во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью противодействия «бегству» капитала за границу; в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику; в-четвертых, управление международными ликвидными (золото-валютными) резервами; в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля; в-шестых, регулирование валютного курса.
В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной политики. Конечная цель — оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кредитоспособности, укрепление рубля.