Что такое разрешенное использование земельного участка: виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое разрешенное использование земельного участка: виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В некоторых случаях при выдаче собственникам участков земли встает опрос изменения целевого назначения. Это касается и получения вспомогательного вида разрешенного применения. Подобная возможность предусмотрена в ходе строительства объектов иного функционального назначения, изменения вида использования территории, при ошибке или допущенной неточности в ходе определении типа.

Основания и порядок смены

В случае наличия градостроительного регламента реализация процедуры осуществляется в соответствии с документом. Вспомогательный ВРИ устанавливается исключительно в роли дополнения. Для его применения требуется логическая обоснованность. Сюда можно отнести ситуацию, когда на земельном участке, предназначенном для жилого строительства, возводится многоэтажка.

Логически обоснованным является обустройство стоянки для автомобилей на территории. Однако этот вид применения земельных угодий нельзя прямым образом отнести к жилому строительству. В связи с этим возникает необходимость обозначить вспомогательный ВРИ – строительство стоянки.

В случае отсутствия такого регламента ориентиром становится федеральное и региональное законодательство. Ответственность возлагается на муниципальные либо исполнительные органы.

Важно! Общий порядок изменения ВРИ регламентирован Земельным кодексом РФ.

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  1. Подготовка пакета документации. Необходимо составить заявление об изменении ВРИ и подать его в орган учета. Понадобится приложить также:
    • личный паспорт человека, являющегося собственником либо арендатором земли;
    • кадастровый паспорт земельного надела с указанным в нем ВРИ и категорией земель;
    • документы, подтверждающие право собственности на объект;
    • кадастровый паспорт на сооружение в случае его наличия на участке.
  2. Получение итогового решения. По результатам рассмотрения комплекта бумаг специальной комиссией будет вынесено решение, а в кадастр – внесены соответствующие изменения. Глава администрации муниципалитета принимает решение о том, можно ли разрешить изменение ВРИ относительно конкретного земельного надела.
  3. Внесение необходимых изменений в ЕГРН. Администрация поселения передает сведения в Росреестр, на основании чего вносятся изменения в ЕГРН. Срок, отведенный на это, составляет 15 суток. Собственнику участка должно быть отправлено уведомление о внесении корректив в ЕГРН на протяжении последующих 5 суток после их осуществления.

Подробнее об особенностях изменения вида разрешенного использования земельных участков можно узнать тут.

Вид разрешенного использования земельного участка является одним из наиболее важных параметров территории. Необходимо учитывать эту характеристику при планировании любой деятельности на нем. Вспомогательный ВРИ может использоваться только в комбинации с основным. Принципы его изменения обозначены в Земельном кодексе РФ.

Как производится перевод земель

Как поменять назначение земли? Несмотря на то, что каждый участок имеет конкретный классификатор, в отдельных случаях заинтересованное лицо или его собственник могут инициировать процедуру смены категории земель. Так, для того, чтобы осуществить данную процедуру, необходимо проделать следующие шаги:

  • Составить заявку в земельный комитет при администрации района, в ведомстве которого находится соответствующий надел, с требованием для совершения данного действия по изменению целевого назначения.
  • Для анализа заявки ведомство берёт регламентные 60–90 дней, в течение которых анализируется принципиальная возможность смены категорий земель, а также нюансы и последствия, возникающие от этого действия.
  • В случае, если на данные земли не стоит федерального запрета или они не обременены какими-либо государственными программами, не представляют собой стратегические земли, то ведомство может дать согласие, и в течение 15 рабочих дней процедура будет завершена.

Земли сельхозназначения

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Что изменилось в малоэтажном жилищном строительстве с введением Классификатора ВРИ?

Первое изменение связано с поправкой официальной формулировки малоэтажной жилой застройки. Раньше под ней понимались частные дома высотой до 5 этажей, а теперь только до 4 включая мансарду. Это очень серьезное уточнение, которое положило конец большому количеству судебных исков. Ведь до сих пор собственники, уличенные в нарушении разрешенного использования земель, мотивировали свои действия тем, что мансарда в качестве 5 этажа не может считаться полноценным жилым этажом. Теперь же таким владельцам не удастся зарегистрировать право собственности на строение, поскольку оно противоречит ВРИ.

Ранее не существовало ВРИ, который позволял бы строить таун-хаусы. Теперь есть отдельная формулировка – «блокированная жилая застройка», под которой понимают жилые дома высотой до 3 этажей, которые не делятся на квартиры. Каждый дом предназначен только для 1 семьи, но может иметь общие (смежные) стены с другими домами. Общее же количество таких объединенных домов не может превышать 10. Если код ВРИ данного участка не позволяет строительство таун-хаусов, то зарегистрировать на такую постройку право собственности также не получится.

Как узнать вид разрешенного использования земельного участка?

Начиная с 2014 года, виды функционального использования земельных участков вносятся в правоустанавливающую документацию, получаемую правообладателем после приобретения участка на торгах. До участия в торгах, заинтересованное лицо вправе получить данные сведения в администрации.

Если участок оформлен в собственность путём приватизации или не был приватизирован – ему присвоен основной вид разрешённого использования, на общих основаниях. Чтобы получить условное разрешение на использование земельного участка, потребуется дополнительное оформление такового в местной администрации.

При приобретении надела, данные сведения можно уточнить соответственно этому же принципу у собственника, отчуждающего земельную собственность. При необходимости – обратиться в земельный департамент (отдел) администрации.

Как показывает практика, и оглашают нормы земельного и градостроительного законодательства, нарушение установленного вида целевого назначения и перечня разрешенного использования земельных участков приводит к юридической ответственности правообладателя.

Несмотря на то что вид разрешённого использования земельного участка представляет собой едва ли не самую главную характеристику надела, его можно изменить. Сделать это можно, как корректируя целевое назначение участка, так и оставив его прежним.

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путём перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, что регламентируется Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В таком случае земельному участку может быть присвоен любой вид разрешённого использования, исходя из его целевого назначения.

Если же вносить изменения в категорию участка не планируется, вид разрешённого использования земельного участка может быть выбран только из перечисленных в законодательстве вариантов для конкретной категории земель.

Для того чтобы изменить вид разрешённого пользования, в органы местной власти по месту нахождения земельного участка необходимо представить заявление (ходатайство), в котором должны быть указаны кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Вместе с ходатайством представляют выписку из государственного кадастра объектов недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок.

Перечень ВРИ земельных наделов в Москве и Московской области

  • Территории, где допускается постройка объектов общественно-делового характера. Среди них административные учреждения, коммерческие организации, научные, финансовые и прочие компании. Также сюда относят участки земли под страховые фирмы, офисные помещения, учебно-образовательные объекты и т.д.
  • Земли, на которых размещаются лечебно-оздоровительные организации, включая станции скорой помощи, амбулаторные и инфекционные учреждения, санаторные и курортные объекты и прочие здания.
  • Земельные участки, где разрешается возводить различные жилые постройки, среди которых помещения для инженерного оборудования, земли под многоквартирные дома, учебные, воспитательные и другие объекты.
  • Территория для установки производственных зданий: коммунальные, складские, организации, предприятия промышленности, специальные и жилищно-коммунальные объекты. Также сюда относят распределительные точки, трансформаторные подстанции и многое другое.
  • Земли под смешанное размещение построек общественного и делового типа, жилого назначения, производственного вида и т.д.

Собственник вправе свободно использовать земельный участок в соответствии с основными и вспомогательными видами разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки. Получать какие-либо разрешения или согласования административных органов не требуется.

Для того, чтобы использовать участок в соответствии с условно разрешенным видом использования необходимо получить разрешение администрации муниципального образования.

Совместно с основными или условно-разрешенными видами собственник участка вправе свободно применять любой из предусмотренных вспомогательных видов использования. Такие комбинации разрешенного использования ничем не ограничены.

Рассмотрим на примере земельного участка, расположенного в территориальной зоне озелененных территорий общего пользования г. Оренбурга (см. пример выше).

Собственник земельного участка, расположенного в этой территориальной зоне, вправе использовать земельный участок:

В качестве одного из основных видов:
Под использование водных мотоциклов, предназначенных для отдыха на водных объектах (Код 11.1 Общее пользование водными объектами).

В качестве вспомогательного вида, дополнительно к любому из основных:
Под размещение базы для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой (Код 5.2 — природно-познавательный туризм).

При этом, использовать земельный участок исключительно под размещение базы отдыха без организации деятельности по использованию водных мотоциклов (или иного основного вида разрешенного использования) собственник не вправе.

Как получить право на вспомогательные виды разрешённого использования

До недавнего времени существовала неопределённость относительно того, нужно ли включать вспомогательные виды разрешённого использования в ЕГРН. Сейчас данный вопрос разрешён Конституционным судом, который прямо определил, что вспомогательные виды разрешённого использования вносить в ЕГРН не требуется.

Соответственно, реализация данных видов не влияет на кадастровую стоимость участка и исчисляемые исходя из неё земельные платежи. А также – не возникает оснований для включения объекта в перечень облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости. Следовательно, владельцы недвижимости могут использовать такие виды без каких-либо дополнительных издержек.

Собственнику участка для реализации вспомогательных видов разрешённого использования какие-либо юридические действия теперь вообще не требуются. Для арендаторов участков из государственных земель ситуация несколько сложнее. Так использование участка ограничивается целью, установленной договором аренды. Соответственно, возможность его использования по вспомогательным видам также нужно включать в договор.

При этом для исключения спорных ситуаций желательно, чтобы договором аренды предусматривался конкретный перечень из установленных участку вспомогательных видов разрешённого использования, либо указывалось на то, что допускаются все вспомогательные виды, предусмотренные ПЗЗ Москвы. Указание на право арендатора использовать участок под вспомогательные виды без их конкретизации также позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов, но могут возникнуть сложности, например, со строительством и вводом в эксплуатацию объектов по соответствующему виду и т.д.

При этом, если договор аренды заключён не на торгах (под эксплуатацию существующей недвижимости и т.д.), то отказ во включении в него вспомогательных видов будет незаконен и может быть успешно обжалован суд.

Виды разрешенного использования в Москве и Московской области

Специалисты нашего земельно-юридического центра произведут изменение вида разрешенного использования земельного участка в Москве или Московской области в соответствии с действующим классификатором. В нашей компании предложат наиболее подходящие виды разрешенного использования по каждому конкретному случаю. Все они прописаны в соответствующем документе, принятом Постановлением Минэкономразвития и московских властей. До введения этого документа ВРИ не были четко регламентированы. Их устанавливали муниципальные образования, основываясь на правилах использования и застройки земли. А это сказывалось на кадастровой стоимости территории.

Теперь виды использования определяются только в соответствии с опубликованным Классификатором. В него ввели новые виды, а также дали развернутое описание для коммунального обслуживания, ИЖС и т.д. Кроме того, для всех ВРИ ввели возможность возведения линейных объектов.

Виды разрешенного использования

Промышленные территории размещаются за пределами населенных пунктов. Зачастую, подобные объекты и невозможно было-бы разместить в населенном пункте по причине значительных размеров санитарно-защитных зон для разнообразных промышленных объектов и производств. К примеру, расчетная санитарно-защитная зона для производств I класса опасности составляет 1000 метров, II класса опасности 500 метров.

После подачи заявления в местный муниципалитет, представители администрации оценивают целесообразность размещения на конкретном участке производственных объектов. Также изучаются характеристики земли и рельефа местности, доступность территории для транспортного сообщения, близость к населенным пунктам и другие параметры. Законом запрещено предоставлять землю для ведения промышленной деятельности, если она располагается неподалеку от жилых объектов.

Вид разрешенного использования подобных наделов влияет на площадь конкретного участка. Для каждой отрасли законом определены свои индивидуальные размеры наделов. Многое зависит и от технической документации, разработанной для определенного промышленного объекта. Учитывая нехватку земель данной категории, при высоком росте необходимости в таких участках, допускается перевод в промышленные территории наделов с другим назначением. Наши юристы оказывают полное сопровождение процедуры выделения и оформления промышленных земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Чтобы в итоге процедуры получилась категория земли промышленности, и появились подходящие виды разрешенного использования, необходимо изучить положения Земельного кодекса в части перевода территории в другое назначение.

  1. Если в промышленную категорию переводят сельскохозяйственные наделы, придется доказать, что они имеют низкую ценность или полностью непригодны для сельского хозяйства.
  2. В некоторых случаях приходится обращаться за проведением экологической экспертизы, изучать близость природоохранных и водоохранных зон.
  3. Предварительно потребуется запросить действующие правила застройки и землепользования в отношении данного участка, составить проект будущего использования участка, утвердить документацию и добиться согласия местных властей.
  4. Необходимо согласовать границы будущего земельного участка, провести межевые работы и иные мероприятия.

Процедура эта довольно сложная, с множеством нюансов и подводных камней. Даже выполнение всех регистрационных действий без отказов и приостановок, не позволяет сократить срок изменения категории участка до менее полугода.

Стать собственником участка, относящегося к данной категории, вправе не только организация или муниципалитет, но и государство, либо частное лицо. Владелец земли может сдавать ее в аренду, продавать или дарить, главное, чтобы при этом виды разрешенного использования соответствовали реальной эксплуатации.

Если территория предназначена для размещения складов, то станцию технического обслуживания или автозаправочную станцию здесь уже не построишь. Придется менять ВРИ или нарушать закон, возводя объекты без разрешения и рискуя их последующим сносом. Поэтому, приобретая промышленный надел в собственность или аренду, учитывайте текущий вид разрешенного использования.

В случае несоответствия текущего вида разрешенного использования планируемому использованию земельного участка, вы можете обратиться к нашим специалистам за изменением ВРИ. Мы проведем необходимые согласования, соберем пакет документов,подадим ходатайства и добьемся положительного решения в сжатые сроки.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков — классификатор.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков — услуги.

Изменение категорий земельных участков — услуги.

В 2019 году Правительство РФ в лице Министерства экономического развития утвердило Классификатор видов разрешенного использования для земельных наделов или ВРИ. База была опубликована в официальных источниках и содержит текстовую информацию по каждому ВРИ, а также цифровую комбинацию и краткое наименование каждого вида. Наименование представлено краткой диспозицией, описание дает подробные сведения принадлежности, а код указан в числовой комбинации цифр от 0 до 9.

Обновленный классификатор имеет 13 разделов, который включает 137 подвидов и подразделов для каждого основного направления. Земельные участки имеют цифровое обозначение, подробное описание, но не представлены категорией земельного надела. В последнем случае ожидается опубликование официального регламента, который будет дополнение к Классификатору ВРИ.

Классификатор позволяет проводить оценку участка, определять право пользования, владения, аренды и прочее. Кроме этого, Классификатор ВРИ используется для определения статуса правого фактора, который учитывает следующие критерии:

  • Какой максимально допустимый параметр площади допустим по ВРИ.
  • Ограничения по застройке, строительству на основании распоряжения или иного нормативного акта.
  • Порядок и нормы налогообложения применяемые по земельным участкам в отношении собственников, в том числе льготы.
  • Порядок имущественного права по строениям, которые привязаны по земельным наделам.
  • Параметры субсидирования и прочие льготные факторы.
Читайте также:  Верховный Суд обобщил судебную практику по делам о защите прав потребителей

Общий принцип действия Классификатора был введен в действие в 2014 году, как рекомендация Приказом Минэкономразвития РФ. В 2018 году был отредактирован приказ №418 от 9 августа, который имеет обновленный стандарт от 4 февраля 2019 года. Новые поправки применимы к сельскохозяйственной деятельности как частных лиц, так и организаций, и государственных учреждений.

Как узнать характеристики земельных участков для каждого ВРИ

  • В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
  • Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
  • Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
  • В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
  • Согласно пункту 52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения к межевому плану).
  • Пунктами 6 — 7 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ предусматривается, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

На основании изложенных выше норм можно сделать вывод, что при установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка, необходимо учитывать цель его образования, рациональность использования, а также наличие законодательных актов, устанавливающих исключения из положений пункта 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Понятие разрешенного использования для иных видов застройки

В рамках пользования каждого населенного пункта имеются отдельные участки земли, которые характеризуются, как разрешенные для иных видов жилой застройки, что значит это сейчас будем разбирать.

По законодательным документам, это такие земли, которые предназначены для размещения объектов капитального строительства. Если быть точнее, то на подобных участках принято сооружать здания индивидуальной жилой застройки и ее резервы. В связи с данным понятием у лиц, планирующих запустить стройку может возникнуть вопрос, разрешено ли начать возводить дом для проживания на таком месте.

С юридической точки зрения, такие земли пригодны для начала строительства с использованием фундамента и без него. Здесь разрешено размещать жилые помещения практически любого вида, которые предназначены исключительно для проживания в них.

Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)

Понятие разрешенного использования земельного участка носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления. Однако, земельный участок, находящийся в собственности фермера, в рамках одного и того же целевого назначения может иметь иное разрешенное использование.

Кроме того, существует деление разрешённого вида использования на следующие типы:

  1. основные;
  2. условно разрешённые;
  3. вспомогательные.

Условно разрешенный вид использования земельного участка выполняет функцию дополнения в рамках категории и разрешенного использования. Такое дополнении возникает когда нет возможности составить классификатор на все случаи жизни.

Для того, чтобы установить дополнительную норму, необходимо пройти специальную процедуру согласований и публичных слушаний в Комиссии по землепользованию и застройки. Такое расширение ВРИ возможно только в случае, если оно предусмотрено местными градостроительными нормами.

Вспомогательные виды разрешенного использования уточняют действия, производимые в рамках других типов использования. Уточняющий характер может заключаться, например, в размещении каких-нибудь мелких объектов — гаражей, трансформаторной будки, забора и т.п. Таким образом, потенциальному застройщику необходимо вписаться в целевое назначение и основной вид разрешенного использования своей территории.

Другие типы разрешенного использования можно изменить в официальном диалоге потенциального и состоявшегося владельца участка с органами государственной или муниципальной власти.

До принятия действующего Земельного кодекса в Российской Федерации не существовало норм, предусматривающих зонирование территорий и установление ВРИ для земельных участков. В условиях отсутствия частной собственности на землю для учета и регулирования земельных отношений достаточным было деление всех земель на категории по целевому назначению.

Принцип, согласно которому правовой режим земли определялся не только в зависимости от категории земли, но и от вида разрешенного использования конкретного земельного участка, установлен только в 2001 г. в ЗК РФ [3]. Данная норма была попыткой соединить исторически сложившиеся подходы к разделению земель на категории по целевому назначению, которые были характерны для СССР – страны с плановой экономикой, и подходы к зонированию территорий, применяемые в странах с рыночной экономикой [13].

Зонирование территорий и выделение ВРИ земельных участков впервые было разработано в США – в Нью-Йорке. В 1916 г. в городе были приняты правила застройки, запрещающие размещать по соседству земельные участки с ВРИ, которые бы ухудшали качество среды. Например, промышленные объекты запрещалось размещать рядом с жилыми кварталами, многоэтажные дома рядом с домами с малой этажностью и пр.

Из-за разнообразия видов деятельности, большой плотности населения и застройки, желания собственников и землепользователей использовать земельные участки по своему усмотрению, традиционно в разработке и установлении ВРИ для конкретных земельных участков больше нуждаются городские территории. Возможность разработки правил землепользования и застройки была предусмотрена еще Градостроительным кодексом Российской Федерации 1998-го года.

Долгое время в России не существовало единого перечня (классификатора) видов разрешенного использования земельных участков, который бы имел общефедеральное значение. Первый перечень ВРИ для земель населенных пунктов был введен в 2007 г. Минэкономразвития РФ в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов [11].

На практике ВРИ вводились в соответствии с правилами землепользования и застройки и градостроительными регламентами, утвержденными нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а также нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

– Бессистемность – субъекты Федерации и органы местного самоуправления устанавливали различные виды разрешенного использования земельных участков, существовала тенденция к излишней конкретизации ВРИ;

– Избирательность – на землях поселений предусматривается зонирование всей территории, а на землях других категорий территориальному зонированию подлежат лишь отдельные земельные массивы;

o существенное ограничение прав и возможностей использования земельных участков для правообладателей;

o возникновение дополнительных расходов по изменению вида разрешенного использования земельного участка;

o возможность определения ВРИ земельного участка произвольно и без согласования с собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на участках.

Для решения этих вопросов в целях реализации требований ЗК РФ Приказом Минэкономразвития России № 540 от 01.09.2014 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков [10].

Классификатор ВРИ в 2015 г. стал основным нововведением в земельном законодательстве Российской Федерации. Все виды разрешенного использования земельных участков после 24 декабря 2014 г. (после вступления Классификатора в силу) определяются в соответствии с данным Классификатором.

Читайте также:  Срок действия медицинской справки на водительское удостоверение (2022)

1) Классификатор устанавливает наименования, описания и коды (числовые обозначения) видов разрешенного использования земельных участков. В описаниях приводится разрешенная деятельность на земельном участке и виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ.

2) Классификатор содержит 12 обобщенных видов разрешенного использования земельных участков и 81 уточненный вид разрешенного использования земельных участков (табл. 1). Относительно применения обобщенных и уточненных ВРИ, в некоторых случаях, когда конкретное направление для будущего развития территорий не определено, допустимо установление обобщенного ВРИ без конкретизации.

Табл. 1 – Общая структура Классификатора

Наименование обобщенного вида разрешенного использования земельных участков

Наименование уточненного вида разрешенного использования земельных участков

1.0 – Сельскохозяйственное использование

1.1 – Растениеводство

1.2 – Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур

1.3 – Овощеводство

1.4 – Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур

1.5 – Садоводство

1.6 – Выращивание льна и конопли

1.7 – Животноводство

1.8 – Скотоводство

1.9 – Звероводство

1.10 – Птицеводство

1.11 – Свиноводство

1.12 – Пчеловодство

1.13 – Рыбоводство

1.14 – Научное обеспечение сельского хозяйства

1.15 – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции

1.16 – Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках

1.17 – Питомники

1.18 – Обеспечение сельскохозяйственного производства

2.0 – Жилая застройка

2.1 – Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов);

2.2 – Приусадебный участок личного подсобного хозяйства

2.3 – Блокированая жилая застройка

2.4 – Передвижное жилье

2.5 – Среднеэтажная жилая застройка

2.6 – Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)

2.7 – Обслуживание жилой застройки

3.0 – Общественное использование объектов капитального строительства

3.1 – Коммунальное обслуживание

3.2 – Социальное обслуживание

3.3 – Бытовое обслуживание

3.4 – Здравоохранение

3.5 – Образование и просвещение

3.6 – Культурное развитие

3.7 – Религиозное использование

3.8 – Общественное управление

3.9 – Обеспечение научной деятельности

3.10 – Ветеринарное обслуживание

4.0 – Предпринимательство

4.1 – Деловое управление

4.2 – Торговые центры (Торгово-развлекательные центры)

4.3 – Рынки

4.5 – Банковская и страховая деятельность

4.6 – Общественное питание

4.7 – Гостиничное обслуживание

4.8 – Развлечения

4.9 – Обслуживание автотранспорта

5.0 – Отдых (рекреация)

5.1 – Спорт

5.2 – Природно-познавательный туризм

5.3 – Охота и рыбалка

5.4 – Причалы для маломерных судов

5.5 – Поля для гольфа и конных прогулок

6.0 – Производственная деятельность

6.1 – Недропользование

6.2 – Тяжелая промышленность

6.3 – Легкая промышленность

6.4 – Пищевая промышленность

6.5 – Нефтехимическая промышленность

6.6 – Строительная промышленность

6.7 – Энергетика

6.8 – Связь

6.9 – Склады

6.10 – Обеспечение космической деятельности

7.0 – Транспорт

7.1 – Железнодорожный транспорт

7.2 – Автомобильный транспорт

7.3 – Водный транспорт

7.4 – Воздушный транспорт

7.5 – трубопроводный транспорт

8.0 – Обеспечение обороны и безопасности

8.1 – Обеспечение вооруженных сил

8.2 – Охрана Государственной границы Российской Федерации

8.3 – Обеспечение внутреннего правопорядка

8.4 – Обеспечение деятельности по исполнению наказаний

9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы

9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы

9.1 – Охрана природных территорий

9.2 – Курортная деятельность

9.3 – Историческая

10.0 – Лесная

10.1 – Заготовка древесины

10.2 – Лесные плантации

10.3 – Заготовка лесных ресурсов

10.4 – Резервные леса

11.0 – Водные объекты

11.1 – Общее пользование водными объектами

11.2 – Специальное пользование водными объектами

11.3 – Гидротехнические сооружения

12.0 – Общее пользование территории

12.1 – Ритуальная деятельность

12.2 – Специальная

12.3 – Запас

Земли населенных пунктов

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Кто определяет категории земель

Принцип деления земель на категории, поскольку они находятся под особой охраной и контролем государства, учитывают уполномоченные органы власти. Законодатель разграничивает полномочия чиновников в этом отношении, определяя юрисдикцию тех или иных органов в зависимости от того, кому принадлежит право собственности на интересующий земельный участок.

Так, в соответствии со ст. 7 ЗК, установление категории земельного участка, а также ее изменение осуществляет:

  • правительство – в отношении территорий, являющихся государственным имуществом;
  • региональные органы исполнительной власти – в отношении земельного фонда, являющегося имуществом субъекта федерации и земель сельхозназначения муниципалитетов и частных лиц;
  • местные органы власти (управление городской или сельской администрации) – в отношении остальных земель муниципального имущества, а также участков, находящихся в частном владении, кроме сельскохозяйственных наделов.

Отнесение территорий к той или иной категории, а также перевод между ними осуществляется путем принятия решения полномочного органа. По результатам его рассмотрения принимается постановление о присвоении категории земельного участка или переводе из одной в другую.

Такие решения могут быть приняты в случае:

  • подачи заинтересованным лицом ходатайства о переводе территорий в другую категорию;
  • выявления земель, находящихся в той или иной собственности, не отнесенных к какой-либо категории (ст. 14 ФЗ № 172).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *