Уголовно-процессуальное право. Краткий курс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовно-процессуальное право. Краткий курс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Действие уголовно-процессуального закона во времени: при производстве по уголовным делам применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК (ст. 4).

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве: производство по уголовным делам на территории РФ независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с УПК, если международным договором РФ не установлено иное.

Правила осуществления уголовно-процессуальной деятельности, предусмотренные УПК, применяются также при производстве по уголовным делам о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся вне пределов Российской Федерации под ее флагом, если указанное судно приписано к порту РФ (ст. 2 УПК).

Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц: производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства, ведется на территории РФ в соответствии с правилами УПК.

Процессуальные действия, предусмотренные УПК в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел РФ (ст. 3 УПК).

Под уголовно-процессуальным принуждением понимается совокупность предусмотренных законом мер принудительного воздействия, призванных обеспечить исполнение участниками процесса своих обязанностей при производстве по уголовному делу.

Меры процессуального принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого. Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица. Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом.

Таким образом, меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством процессуальные средства принудительного характера, применяемые в строго установленном законом порядке дознавателем, следователем, прокурором и судом в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и иных участников процесса для предотвращения и устранения возможных препятствий в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел в целях обеспечения успешного выполнения задач уголовного судопроизводства.

УПК предусматривает следующие виды мер процессуального принуждения: задержание подозреваемого, меры пресечения, обязательство о явке, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество (эти меры принуждения могут быть применены только в отношении подозреваемого или обвиняемого), привод, обязательство о явке, денежное взыскание (эти меры принуждения могут применяться и к иным участникам процесса).

Понятие и виды источников гражданского права

Отправившись в тернистый путь по изучению источников гражданского права, кто Вы ни были, студент, абитуриент, поставьте, перед собой вопрос: «Что есть – источник гражданского права, его значение?».

Термин «источник права» широко используется в учебной и научной юридической литература. Он пришел в отечественное правоведение из римского права. Способы внешнего выражения правовых норм обычно называются формами или источниками права. Как известно из теории права и государства, имеются различные подходы к определению формы (источника) права, их видов в зависимости от устоявшейся правовой доктрины в данном государстве. Одной из причин существования данной проблемы является многозначность и нечеткость понятия «источник права». С.Ф. Кечекьян отмечал, что данное понятие принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Источник права – это не более чем образ, который «… скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением».

Действие УПЗ по отношению к лицам, которые пользуются правом дипломатической неприкосновенности

В соответствии с ч. 2 ст. 3 УПК любое процессуальное действие, которое предусматривает УПК, может быть совершено по просьбе или с согласия лиц, использующих право дипломатической неприкосновенности. Подобные согласия (просьбы) оформляет МИД России.

С соответствующими оговорками нормы УПК используются и по отношению к некоторым российским гражданам, включая лиц, которые занимают определенные должности. Таких лиц в силу статуса неприкосновенности можно привлечь к уголовной ответственности только при соблюдении некоторых правил, которые содержатся в уголовно-процессуальном праве и в других его источниках. Это законодательное положение не представляет собой персональную привилегию, оно должно обеспечивать установленному кругу лиц независимое положение в случае осуществления государственных функций.

Пример 1

В случае отправления правосудия судье необходима независимость для принятия решений без определенного внешнего влияния. Подобное положение способно предоставить возможность принимать законные, обоснованные и справедливые решения. Статус независимости судей в этом примере проявляется в виде определенных гарантий в отношении действующих судей и тех, кто находится в отставке.

Если рассматривать пределы действия УПЗ, то необходимо обратить внимание на аналогию в уголовно-процессуальном праве. Так, действующие положения УПК не закрепляют институт аналогии. Это отрицательным образом отражается на правоприменительной практике.

Например, проблема выделения дела в отдельное производство или объединение нескольких уголовных дел в одно производство, раньше мог быть решен судом при использовании ст. 26 УПК РСФСР.

Сегодня процессуальным законом не упоминается суд в качестве участника этих правоотношений. Тем не менее, для судебной практике часто характерно возникновение этих вопросов. Есть мнение, что суды не должны осуществлять процессуальные действия, которые связаны с объединением или выделением уголовных дел, так как это представлено обвинительной функцией.

Замечание 3

Представляется, что такая постановка проблемы не может являться аргументом в споре, поскольку выделение уголовного дела в отдельное производство, включая объединение нескольких дел, никаким образом не связано с обвинительной функцией, а является организационно-правовым вопросом. В одном случае происходит обеспечение правы на законный состав суда, а в другом происходит обеспечение разумных сроков рассмотрения любого уголовного дела в судах.

Не без оснований в одном из решений Конституционного Суда РФ содержится информация о том, что пробелы процессуального законодательства необходимо восполнять, используя процессуальную аналогию. Кроме этого, теорией уголовного процесса допускается процессуальная аналогия.

Понятие «аналогия» в уголовном процессе не используется до конца. Это объясняется несовершенством законодательства и существованием пробелов в нем. Также необходимо помнить, что законодательная власть не всегда может успеть за быстро развивающимися отношениями в обществе, включая уголовно-процессуальные. По этой причине появляется потребность практически заполнить процессуальные пробелы с помощью уголовно-процессуальной аналогии, а также судейского усмотрения. В этой ситуации необходимо стремление к тому, чтобы результат аналогии и судейского усмотрения не смог создать нормативную новизну.

Действие НПА по кругу лиц

На территории РФ по общему принципу действие НПА распространяется на все субъекты, находящиеся в пределах государственных границ (в т. ч. на территориях и объектах, признающихся территорией нашей страны; выше мы их перечислили). Таким образом, российскому законодательству обязаны подчиняться граждане РФ и других государств, лица без гражданства, государственные органы и организации, находящиеся на российских территориях, за исключением установленных законом случаев.

Примеры исключений из общего правила:

  • Некоторые субъекты не могут стать участниками определенных правоотношений. Например, лицо, имеющее иностранное гражданство, не может стать судьей в РФ (ч. 1 ст. 4 закона «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I).
  • Субъекты, имеющие дипломатический иммунитет другого государства, не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности по российскому законодательству.
  • Некоторый российские НПА распространяют свою силу на граждан РФ, находящихся за пределами России (например, УК РФ).
Читайте также:  Дивиденды 2021: право, учет, налогообложение

Также при определении круга лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной НПА, необходимо руководствоваться и иными характеристиками групп таких лиц. Например, разными правами и обязанностями могут наделяться граждане в зависимости:

  • от пола (например, ограничение труда женщин на вредных производствах, ст. 253 Трудового кодекса РФ);
  • профессиональной принадлежности (например, военные, врачи, педагоги и др.);
  • состояния здоровья (инвалиды, участники ликвидации последствий аварий на АЭС, получившие лучевую болезнь и др.).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 10 декабря 1998 г.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., № 2, ст. 163.

4. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS № 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2000 г., № 23.

5. Соглашение о взаимодействии Министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 24 апреля 1998 г.) // Текст Соглашения официально опубликован не был.

6. Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Киев, 21 октября 1992 г.) //правовая система Гарант.

7. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 23.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.

9. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349.

Билет 13.1. Правотворчество. Действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц

Правотворчество и правообразование.

Нормы права создаются в результате специализированной деятельности правотворческих органов государства, т.е. в процессе правотворчества. Правотворчество — это специализированная деятельность компетентных органов государства по изданию нормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт — это официальный документ компетентных органов государства, содержащий правовые нормы.

От правотворчества следует отличать правообразование – это социально обусловленный процесс формирования права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера.

Читайте также:  В каких местах аэропорта Домодедово нужно искать курилки?

Основным видом правотворчества является законотворчество — деятельность представительных органов государственной власти по принятию законов и приданию им юридической силы.

Юридические особенности нормативно-правового акта характеризует его действие, под которым понимается обязательность предписаний акта в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении определенного круга лиц и организаций. Соответственно принято различать действие нормативного правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов во времени:

Это период, в течение которого нормативный правовой акт способен оказывать регулятивное воздействие, т.е. порождать конкретные юридические последствия.

Федеральные законы вступают в силу одновременно по всей территории России по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления в силу.

Нормативные акты Президента (указы) и Правительства РФ (постановления) вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Исключение представляют акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера они вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования. При этом они должны быть предварительно зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

По общему правилу нормативный правовой акт обратной силы не имеет. Конституция РФ (сг. 54) прямо указывает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось преступным.

Если после его совершения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

  • Действие нормативно-правового акта прекращается, когда: истек срок, на который был рассчитан акт; акт признан утратившим силу; принят новый нормативный акт равной или большей юридической силы, регулирующий тот же круг общественных отношений; акт признан неконституционным; действие акта приостановлено органом, принявшим этот акт, или иным уполномоченным на то органом.
  • Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц:
  • Нормативный правовой акт действует на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих властных структур.

Относительно действия нормативных актов по кругу лиц применяется следующее правило: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, которые он охватывает.

Все лица — это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы и лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации.

Вместе с тем существуют определенные особенности в действии нормативных правовых актов.

Отличия от индивидуальных актов

Акты нормативного и правового характера не стоит путать с документами, имеющими характер строго индивидуальный. Что представляет собой индивидуальный акт? Юристы говорят о решении, имеющем официальный характер, а также принимаемым компетентным государственным органом по тому или иному делу. Такие акты содержат веление властного характера, которое направлено на индивидуальное регулирование отношений в соответствующей форме. Индивидуальный акт выносит правоприменитель — должностное лицо, представляющее все российское государство.

Основное отличие индивидуального акта от нормативного заключается в отсутствии чего-то нового для правовой сферы государства. По-сути, акт индивидуального характера теряет юридическую силу сразу после одноразового применения. Нормативный же акт, напротив, закрепляет в общественной сфере целый пласт новых отношений и связей. И это несмотря на то, что действие нормативного акта во времени и пространстве строго ограничено.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *