ВОПРОС: Какую информацию обязано раскрывать непубличное АО?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВОПРОС: Какую информацию обязано раскрывать непубличное АО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законодательство не обязывает ЗАО, не участвующие в торгах, раскрывать информацию ежеквартальной отчетности, публиковать сообщения о важных фактах, как публичные АО. Но при этом некоторые правила касаются и их.

ЕГРЮЛ – федеральный информационный ресурс

С 1 января 2013 года вступили в силу требования публиковать сведения о фактах деятельности юридических лиц в специализированном федеральном информационном ресурсе, обусловленные федеральным законом от 08 августа 2011 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Вносить в Единый федеральный реестр необходимо сведения:

  • подлежащие опубликованию в соответствии с ГК РФ (абз.2 п.1 ст.60 ГК РФ; П.1 ст. 63 ГК РФ);
  • сведения о стоимости чистых активов АО на последнюю отчетную дату;
  • сведения о стоимости чистых активов ООО, в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
  • сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
  • сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами;
  • иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению.

Как мы оказываем услугу по раскрытию информации

  • Мы следим за сроками раскрытия информации и заранее запрашиваем, необходимые для подготовки документы;
  • Мы подготавливаем все документы в нужном формате для информационного агентства и самостоятельно их размещаем в нужном объёме и в установленный срок.
  • Наши клиенты всегда могут получить консультации специалистов.
  • В стоимость нашей услуги включены затраты на изготовление ЭЦП и поддержание страницы раскрытия Эмитента на сайте информационного агентства.
  • А главное, мы всегда готовы поделиться опытом, как можно получить освобождение от данного раскрытия информации.

В соответствии с Положением ЦБР способами раскрытия сведений является их публикация на собственном сайте в Интернете или в лентах новостей на специальных ресурсах. При размещении данных АО должно обеспечить к ним беспрепятственный доступ любого желающего.

Кроме того, по обращению заинтересованных лиц, общества могут как непосредственно предоставить всю запрашиваемую информацию, так и просто выслать ссылки на страницы, где находятся интересующие их данные.

Доступ на сайты с информацией должен быть свободным и не иметь обязательной регистрации, чтобы каждый желающий смог ознакомиться с нужными сведениями.

ВАЖНО: Запрещена сложная система паролей, регистраций и получения доступа на ресурсы с общедоступными данными. Вся размещенная информация обязательно удостоверяется усиленной электронной подписью.

Интернет-ресурсы, где АО должны раскрывать информацию:

  • Информационное агентство «АК&М».
  • Агентство АЗИПИ-Информ.
  • Служба «Интерфакс».
  • Агентство «ПРАЙМ».
  • АО «Скрин».

Обязательное раскрытие информации эмитентами

Фактически публичные и непубличные общества отличаются только выбором способа подписки на акции — открытая или закрытая.

  • Закрытая подписка дает возможность купить акции только учредителям или членам узкого, заранее определенного круга лиц. Акционеры на свое усмотрение выбирают: кому продавать акции, а кому нет.
  • Открытая подписка позволяет купить акции общества каждому гражданину в порядке, регулируемом законодательством.

Два ключевых отличия ПАО определены в ст. 66.3 ГК РФ:

  • Акции и ценные бумаги общества продаются публично или с помощью открытой подписки на условиях, указанных в законодательстве о ценных бумагах;
  • Общество вписало в свой устав и в фирменное название прямое указание на то, что оно является публичным.
  1. Статус регулируется федеральным законом №208 «Об акционерных обществах» и статьей 96 Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации.
  2. Данной форма введена Федеральным законом № 99-ФЗ, принятым 5 мая 2014 года вступившим в силу 1 сентября 2014 года. Аналогичный статус приобретают ООО, не отвечающие признакам публичного общества.

Что АО нужно знать о раскрытии информации?

Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.

После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].

Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента. С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].

Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.

Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].

Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:

  • специализированными обществами и ипотечными агентами;
  • субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
  • в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].

Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 30 Закона № 39-ФЗ раскрытие информации — предоставление доступа к ней всем заинтересованным субъектам вне зависимости от целей получения ими этих данных. Раскрытой информацией считаются сведения, в отношении которых проведены мероприятия по обеспечению к ним доступа неопределенному кругу субъектов.

Обязанность публично размещать сведения о своей деятельности возлагается на акционерные общества в соответствии с:

  • Законом № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг в РФ».
  • Законом № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах».
  • Положением ЦБР № 454-П.

Кроме акционерных обществ, публиковать информацию обязаны и другие юридические лица, если их деятельность связана с выпуском ценных бумаг, однако в данный момент на повестке дня стоят только АО.

Читайте также:  Россиянам упростили получение налогового вычета: как будет работать схема

В вышеперечисленных нормативных актах приводится достаточно обширный перечень данных, подлежащих раскрытию. Наиболее полный список сведений, подлежащих публикации акционерными обществами, содержится в ст. 30 Закона № 39-ФЗ. Условно данные, подлежащие раскрытию можно поделить на группы: регулярные сведения и ситуативная информация.

Это информация, которую все публичные АО и непубличные АО с численностью более 50 участников обязаны периодически раскрывать перед другими субъектами. Периодичность размещения такой информации устанавливается законодательством и подзаконными нормативными актами. К регулярным сведениям относятся:

  • Годовая отчетность АО.
  • Годовая бухгалтерская отчетность.
  • Ежеквартальные отчеты.
  • Консолидированная финансовая отчетность.

Эта размещается для всеобщего доступа в связи с наступлением какого-либо значимого события — изменения устава АО, изменения стоимости или котировок акций, выявления ошибок в бухгалтерской отчетности. Полный список сведений, подлежащих раскрытию, содержится в п. 14 ст. 30 Закона № 39-ФЗ, имеет он более 50 пунктов. Основные из них:

  • Сведения о фактах, влияющих на цену акций.
  • Сведения об изменении адреса сайта АО.
  • Данные о выпуске дополнительных акций.
  • Проспект выпущенных акциях.
  • Устав.
  • Внутренние документы, принимаемые в связи с выпуском ценных бумаг.
  • Список аффилированных субъектов АО.
  • Данные о проведении собрания держателей акций.
  • Информация о планируемых изменениях в организационно-правовой форме АО.

Обязанность по раскрытию указанных сведений возлагается на общество со дня, когда оно получило статус публичного.

Что АО нужно знать о раскрытии информации?

  1. Проводим экспресс-анализ представленных документов

  2. Консультируем по срокам и перечню информации

  3. Обеспечиваем своевременное опубликование документов

  4. Раскрываем информацию в ленте и на странице эмитента

  5. Контролируем события АО, требующие раскрытия

Обязательное раскрытие информации на фондовом рынке подразумевает предоставление открытого доступа к ней любому заинтересованному субъекту, вне зависимости от его цели, в соответствии с утвержденной процедурой.

Сведения в новостной ленте и на сайте уполномоченного органа обязаны размещать как публичные, так и непубличные акционерные общества.
Подобное требование содержит Положение №454-П, которое было утверждено российским ЦБ в конце декабря 2014 года.

  • устав, а также внутренние регламенты и документы ПАО, контролирующие функционирование его структур;
  • годовые отчеты;
  • годовая бухгалтерская отчетность, включая заключение аудитора, подтверждающее точность указанных данных;
  • данные о лицах, связанных с ПАО и являющихся аффилированными;
  • проспект ценных бумаг (отвечающий требованиям Центробанка);
  • оповещение о собрании акционеров;
  • уведомление о заключенном акционерном соглашении;
  • решение о выпуске облигаций и/или других ценных бумаг;
  • уведомления о получении или изменении прав на утверждение процедуры голосования на собраниях акционеров, посвященных ценным бумагам, относящимся к ПАО;
  • отчеты за каждый квартал;
  • уведомление о предстоящей подаче судебного иска, направленного на аннулирование того или иного решения собрания акционеров, возмещение ущерба, признании сделки недействительной и т.д;
  • оповещение о любых фактах, оказывающих существенное влияние на работу ПАО;
  • дополнительная информация (согласно требованию Положения №454-П).

Предоставление всех перечисленных выше информационных массивов — это не только выполнение утвержденных законом требований, но и возможность вести открытую политику, внушающую доверие клиентам, партнерам и другим стратегически важным лицам.

  • Бесплатная консультация и экспресс оценка документации.
  • Оперативное предоставление рекомендаций по подготовке документов, входящих в перечень обязательных для раскрытия.
  • Полное сопровождение процедуры раскрытия информации АО.
  • Возврат денег, если согласованный результат не был достигнут.
  • Льготные условия предоставления услуг для постоянных клиентов.

Сотрудники юридической компании «Центральный округ» на протяжении многих лет успешно решают вопросы в корпоративно-правовой сфере. Мы гарантируем быстрое и профессиональное сопровождение обязательного раскрытия информации АО.

В соответствии с Новым Положением эмитенты с 1 октября 2021 года будут освобождены от обязанности раскрывать в лентах новостей агентств, аккредитованных Центральным Банком на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах («Лента Новостей»)[3], сообщения о раскрытии в сети «Интернет» следующих документов:

  • годового отчета;
  • годовой бухгалтерской отчетности;
  • списков аффилированных лиц;
  • ежеквартального отчета;
  • консолидированной финансовой отчетности.

Принятие Нового Положения также изменяет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. С 1 октября 2021 года информация о финансовом состоянии эмитента, подлежащая публикации в проспекте ценных бумаг и в отчете эмитента, может формироваться на основе Международных стандартов формирования отчетности[10] («МСФО»).

Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11]. После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).

Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.

После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].

Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента. С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].

  • Мы следим за сроками раскрытия информации и заранее запрашиваем, необходимые для подготовки документы;
  • Мы подготавливаем все документы в нужном формате для информационного агентства и самостоятельно их размещаем в нужном объёме и в установленный срок.
  • Наши клиенты всегда могут получить консультации специалистов.
  • В стоимость нашей услуги включены затраты на изготовление ЭЦП и поддержание страницы раскрытия Эмитента на сайте информационного агентства.
  • А главное, мы всегда готовы поделиться опытом, как можно получить освобождение от данного раскрытия информации.

ЦБ изменил правила раскрытия эмитентами информации

В соответствии с Положением ЦБР способами раскрытия сведений является их публикация на собственном сайте в Интернете или в лентах новостей на специальных ресурсах. При размещении данных АО должно обеспечить к ним беспрепятственный доступ любого желающего.

Кроме того, по обращению заинтересованных лиц, общества могут как непосредственно предоставить всю запрашиваемую информацию, так и просто выслать ссылки на страницы, где находятся интересующие их данные.

Доступ на сайты с информацией должен быть свободным и не иметь обязательной регистрации, чтобы каждый желающий смог ознакомиться с нужными сведениями.

ВАЖНО: Запрещена сложная система паролей, регистраций и получения доступа на ресурсы с общедоступными данными. Вся размещенная информация обязательно удостоверяется усиленной электронной подписью.

Интернет-ресурсы, где АО должны раскрывать информацию:

  • Информационное агентство «АК&М».
  • Агентство АЗИПИ-Информ.
  • Служба «Интерфакс».
  • Агентство «ПРАЙМ».
  • АО «Скрин».

Данные субъекты размещают информацию на основании соглашений с ФСФР.

Ответственность за отказ от раскрытия информации

Читайте также:  ОСАГО на квадроцикл и снегоход — разбираемся в необходимости страхования

АО обязаны размещать информацию, которая подлежит раскрытию. Невыполнение этого законного требования является причиной привлечения виновного хозяйствующего субъекта или должностного лица к ответственности на основании ст. 15.19 Кодекса об административных правонарушениях.

В зависимости от существа правонарушения и его вида, должностные лица компании могут быть подвергнуты штрафу от 1000 до 50 000 рублей с дисквалификацией или без таковой. А юридические лица – штрафу до 1 млн. рублей.
Кроме того, в ряде случаев, например при злостном уклонении от предоставления информации, виновные лица (должностные лица или руководство АО) могут быть привлечены и к уголовной ответственности по ст. 185.1 УК РФ, предусматривающей наказание в виде исправительных работ периодом до 2 лет или же штрафа до 300 тыс. рублей.

Кроме этого, нельзя забывать о том, что ряд сведений, например, о результатах аудита, о стоимости чистых активов вносится и в ЕФРСФДЮЛ.

При возникновении любых вопросов, связанных с порядком раскрытия информации и ее составом рекомендуется проконсультироваться у специалистов нашей компании. Это поможет в срок выполнить требования закона и избежать штрафных санкций.

  • 15.01.2018 В каких случаях обязательна образовательная лицензия?
  • 28.12.2017 Опционы в РФ: правовой статус и применение

Согласно действующему законодательству акционерные общества обязаны осуществлять раскрытие информации в соответствии со следующим нормативно-правовыми актами:

  1. Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 № 454-П;
  2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  3. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Раскрытие информации должно быть осуществлено 2 способами:

  1. в ленте новостей и/или
  2. на странице в сети Интернет.

Это информация, которую все публичные АО и непубличные АО с численностью более 50 участников обязаны периодически раскрывать перед другими субъектами. Периодичность размещения такой информации устанавливается законодательством и подзаконными нормативными актами. К регулярным сведениям относятся:

  • Годовая отчетность АО.
  • Годовая бухгалтерская отчетность.
  • Ежеквартальные отчеты.
  • Консолидированная финансовая отчетность.

Консультативный портал

  • Приобретение акционерным обществом свыше 20% акций другого акционерного общества (п. 4 ст.6 ФЗ об АО: «Общество, которое приобрело более 20 процентов голосующих акций общества, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в порядке, определяемом Банком России и федеральным антимонопольным органом»). Подзаконными актами такой порядок четко не определяется для всех категорий акционерных обществ, но мы рекомендуем данную информацию раскрывать в Ленте новостей Интерфакса;
  • Итоги осуществления преимущественного права (п. 21.13 Стандартов эмиссии, Положение Банка России №428-П от 11.08.2014: «В случае размещения акционерным обществом дополнительных акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции, и опционов эмитента путем подписки, при котором возникает преимущественное право их приобретения, решение о выпуске (дополнительном выпуске) таких ценных бумаг должно содержать порядок раскрытия (предоставления) информации об итогах осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг».

Необходимость раскрытия информации непубличным акционерным обществом регулируется ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Непубличный статус акционерного общества прямо не влияет на обязанность по раскрытию ежеквартального отчета и существенных фактов.

Непубличные акционерные общества

В связи с законодательными изменениями, вызванными появлением новых организационно-правовых форм (публичные и непубличные акционерные общества), АО должны провести процедуру переорганизации с внесением изменений в устав. Для этого созывается совет акционеров. Важно, чтобы вносимые изменения не противоречили Федеральному закону № 146 от 27.07.2006 и обязательно содержали упоминание о непубличности организации.

  • информация о стоимости активов на последнюю отчетную дату;
  • сведения о лицензировании (в том числе – приостановления, повторного оформления и прекращения лицензии);
  • оповещение о введении наблюдения по определению арбитражного суда;
  • подлежащие публикации в соответствии со статьями 60 и 63 Гражданского кодекса РФ (уведомления о реорганизации или ликвидации юрлица).

Непубличное акционерное общество (НАО): особенности организации и нюансы регистрации

  • Уставной капитал в АО теперь представляет из себя не деньги, а их должным образом оформленный эквивалент в ценных бумагах. Участники общества выпускают акции, регистрируют их.
  • Допускается увеличение размера уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций участниками общества.
  • При государственной регистрации полностью оплачивать объем уставного капитала не нужно — это можно сделать постепенно, но спустя 3 месяца после оформления документов у участников должно быть выплачено не менее 50% его общего размера.
  • Если оплата уставного капитала будет сделана за счет какого-то имущества, нужно предварительно зафиксировать его стоимость у независимого оценщика.
  • Уставной капитал такого АО составляет не менее 10000 руб.
  • Учитывается также и максимальное количество акционеров такого общества — участников должно быть в АО не более 50.
  • Как говорилось, акции не должны располагаться на рынке, они в равных или разных долях принадлежат только акционерам АО и могут перераспределяться строго между ними или их наследниками.
  • В учредительной документации указано наименование «Акционерное общество» без добавки «публичное».

Учредительные документы

Если вы переименовываете свою организацию, вам следует в несколько этапов собрать ряд учредительных документов непубличного акционерного общества:

  1. Подготовительный этап:
      Заполните заявление по форме Р13001;
  2. проведите собрание акционеров и зафиксируйте в протоколе решение о переименовании организации в АО;
  3. подготовьте новый устав АО.
  4. Учредительные документы:
      Изменяется тип наименования организации (например, ЗАО следует исправить на АО);
  5. меняется печать организации;
  6. исправляется банковская карточка, вносятся коррективы в реквизиты организации;
  7. подготавливаются, регистрируются и рассылаются информационные письма партнерам, контрагентам и поставщикам о переименовании организации.

Государственную пошлину при переименовании типа организации уплачивать не нужно.

Про участников, учредителей, их ответственность и устав непубличного акционерного общества читайте ниже.

Юридические признаки АО

Работа таких предприятий регулируется двумя документами:

  • Гражданский кодекс РФ (статья 96-104);
  • ФЗ от 26.12.1995г. №208.

В теории и на практике мы выделяем следующее признаки АО:

  1. Имеет в собственности или управлении отдельное имущество или ликвидный капитал, который можно быстро продать.
  2. Имеет юридический адрес, индивидуальный номер налогового учета, расчетный счет и другие официальные реквизиты, необходимые для осуществления деятельности предприятия.
  3. Уставным фондом и включенным в него имуществом в собственности несет полную материальную ответственность за свои действия. Однако акционер не несет ответственность по долгам АО.
  4. Все участники связаны единой целью, задачами и способами их решения. Через иерархическую структуру предприятие подчинено правилам организационного единства. Вступление в компанию через покупку ее ценных бумаг подтверждает согласие нового участника действовать согласно установленным целям.

Что АО нужно знать о раскрытии информации?

  1. Проводим экспресс-анализ представленных документов

  2. Консультируем по срокам и перечню информации

  3. Обеспечиваем своевременное опубликование документов

  4. Раскрываем информацию в ленте и на странице эмитента

  5. Контролируем события АО, требующие раскрытия

Обязательное раскрытие информации на фондовом рынке подразумевает предоставление открытого доступа к ней любому заинтересованному субъекту, вне зависимости от его цели, в соответствии с утвержденной процедурой.

Сведения в новостной ленте и на сайте уполномоченного органа обязаны размещать как публичные, так и непубличные акционерные общества.
Подобное требование содержит Положение №454-П, которое было утверждено российским ЦБ в конце декабря 2014 года.

Читайте также:  Развод через ЗАГС: обязательные условия и алгоритм проведения процедуры

Действующее отечественное законодательство распространяет данное обязательство на следующие виды акционерных обществ:

  • Публичные;
  • Непубличные, имеющие свыше пятидесяти акционеров;
  • Непубличные общества, размещающие публично свои ценные бумаги.

Раскрытие информации по ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг

Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.

После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].

Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента. С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].

Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.

Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].

Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:

  • специализированными обществами и ипотечными агентами;
  • субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
  • в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].

Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 30 Закона № 39-ФЗ раскрытие информации — предоставление доступа к ней всем заинтересованным субъектам вне зависимости от целей получения ими этих данных. Раскрытой информацией считаются сведения, в отношении которых проведены мероприятия по обеспечению к ним доступа неопределенному кругу субъектов.

Обязанность публично размещать сведения о своей деятельности возлагается на акционерные общества в соответствии с:

  • Законом № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг в РФ».
  • Законом № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах».
  • Положением ЦБР № 454-П.

Кроме акционерных обществ, публиковать информацию обязаны и другие юридические лица, если их деятельность связана с выпуском ценных бумаг, однако в данный момент на повестке дня стоят только АО.

В вышеперечисленных нормативных актах приводится достаточно обширный перечень данных, подлежащих раскрытию. Наиболее полный список сведений, подлежащих публикации акционерными обществами, содержится в ст. 30 Закона № 39-ФЗ. Условно данные, подлежащие раскрытию можно поделить на группы: регулярные сведения и ситуативная информация.

Это информация, которую все публичные АО и непубличные АО с численностью более 50 участников обязаны периодически раскрывать перед другими субъектами. Периодичность размещения такой информации устанавливается законодательством и подзаконными нормативными актами. К регулярным сведениям относятся:

  • Годовая отчетность АО.
  • Годовая бухгалтерская отчетность.
  • Ежеквартальные отчеты.
  • Консолидированная финансовая отчетность.

В соответствии с Положением ЦБР способами раскрытия сведений является их публикация на собственном сайте в Интернете или в лентах новостей на специальных ресурсах. При размещении данных АО должно обеспечить к ним беспрепятственный доступ любого желающего.

Кроме того, по обращению заинтересованных лиц, общества могут как непосредственно предоставить всю запрашиваемую информацию, так и просто выслать ссылки на страницы, где находятся интересующие их данные.

Доступ на сайты с информацией должен быть свободным и не иметь обязательной регистрации, чтобы каждый желающий смог ознакомиться с нужными сведениями.

ВАЖНО: Запрещена сложная система паролей, регистраций и получения доступа на ресурсы с общедоступными данными. Вся размещенная информация обязательно удостоверяется усиленной электронной подписью.

Интернет-ресурсы, где АО должны раскрывать информацию:

  • Информационное агентство «АК&М».
  • Агентство АЗИПИ-Информ.
  • Служба «Интерфакс».
  • Агентство «ПРАЙМ».
  • АО «Скрин».

Данные субъекты размещают информацию на основании соглашений с ФСФР.

Ответственность за отказ от раскрытия информации

АО обязаны размещать информацию, которая подлежит раскрытию. Невыполнение этого законного требования является причиной привлечения виновного хозяйствующего субъекта или должностного лица к ответственности на основании ст. 15.19 Кодекса об административны�� правонарушениях.

В зависимости от существа правонарушения и его вида, должностные лица компании могут быть подвергнуты штрафу от 1000 до 50 000 рублей с дисквалификацией или без таковой. А юридические лица – штрафу до 1 млн. рублей.
Кроме того, в ряде случаев, например при злостном уклонении от предоставления информации, виновные лица (должностные лица или руководство АО) могут быть привлечены и к уголовной ответственности по ст. 185.1 УК РФ, предусматривающей наказание в виде исправительных работ периодом до 2 лет или же штрафа до 300 тыс. рублей.

Кроме этого, нельзя забывать о том, что ряд сведений, например, о результатах аудита, о стоимости чистых активов вносится и в ЕФРСФДЮЛ.

  • 15.01.2018 В каких случаях обязательна образовательная лицензия?
  • 28.12.2017 Опционы в РФ: правовой статус и применение

У закрытых акционерных обществ существует еще один вариант изменения своей организационно-правовой формы – пройти процедуру реорганизации в виде преобразования и стать ООО. АО вправе превратиться в общество с ограниченной ответственностью, в производственный кооператив или в некоммерческое партнерство (п. 1 ст. 20 ФЗ от 26.12.1995 г. № 208- ФЗ «Об акционерных обществах»). Большинство закрытых акционерных обществ преобразуются в ООО, поскольку именно общество с ограниченной ответственностью является наиболее приближенной к ЗАО корпоративной формой, а также обладает рядом преимуществ – таким фирмам не требуется ведение реестра акционеров профессиональным реестродержателем и соответственно нет расходов на него. Помимо этого, у компании отсутствует обязанность по раскрытию информации и проведению обязательного аудита, соответственно, тратиться на это также не нужно.

Кроме того, для тех ЗАО, которые не могут исполнить обязанность по передаче реестра профессиональному реестродержателю, например, по причине того, что эмиссия акций была не зарегистрирована, или реестр не велся и восстановить его не представляется возможным, преобразование в ООО – единственный способ сохранить юридическое лицо. А это особенно важно, например, в ситуации, когда закрытое акционерное общество является владельцем каких-либо активов.

Когда публичное акционерное общество (ПАО) обязано составлять и публиковать финансовую отчетность по МСФО.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *