Кто ответит за антипенсионную реформу?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто ответит за антипенсионную реформу?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионный возраст, действовавший до последнего повышения, был установлен еще в Советском Союзе в 1928 году. Тогда женщины начали выходить на пенсию в 55, а мужчины — в 60. Поэтому пенсионный возраст оставался без изменений 90 лет.
Депутат Нина Останина: «Надо возложить на граждан обязанность заботиться о своих пожилых родственниках, не способных обеспечивать себя самостоятельно»
На днях председатель комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей, депутат от фракции КПРФ Нина Останина, выступая в эфире радиостанции «Говорит Москва» предложила издать закон, в котором была бы закреплена обязанность россиян заботиться о своих пожилых родственниках. Данная инициатива была озвучена и в телеграм-канале Нины Останиной.
По мнению Нины Останиной, «старики у нас оказались брошены государством». Видимо, под этой фразой надо понимать то, что пенсионные выплаты большинству граждан нашей страны не дают возможность хоть как-то существовать на такие деньги.
С другой стороны, как считает депутат, и родственники престарелых граждан не хотят о них заботиться, поэтому отправляют этих людей в государственные дома престарелых. По мнению депутата, этого быть не должно, потому что семьи сами должны заботиться о своих стариках, а не спихивать эту заботу на государство.
«В этой части хороши традиции семейных отношений на Кавказе», — отмечает Нина Останина. Поэтому, по ее мнению, на государственном уровне должен быть принят закон, «чтобы дети, внуки были обязаны заботиться о своих пожилых родителях, бабушках и дедушках».
Эта мера, по мнению Останиной, «поспособствует сокращению числа домов престарелых в РФ».
Суть пенсионной реформы — официальная версия
Согласно объяснениям многих официальных документов и сайтов, суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Но как мы увидим далее, это не совсем так.
Пенсионная реформа началась в 2002 году, с вступлением в силу ряда федеральных законов
- “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”,
- “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”,
- “Об обязательном пенсионном страховании”
- “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”.
С 2002 года в стране запущен механизм пенсионной реформы, который, обратите внимание, является частью комплекса проводимых в России экономических реформ, предложенных МВФ.
Больше потеряли, чем сэкономили
Не так давно депутат Госдумы от Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева сравнила пенсионную систему с авгиевыми конюшнями. По её мнению, «её дёргают туда-сюда», что негативно сказывается на стаже, заработке. Появляются новые несправедливости. Пенсионную систему страны, по её мнению, нужно расчищать последовательно и исправлять многочисленные ошибки.
«Начинать надо с очевидных вещей. Во-первых, проиндексировать пенсии работающим пенсионерам. Это самая ущемлённая категория граждан. Люди вынуждены работать. При этом их пенсия с каждым годом всё больше отстаёт от пенсии тех, кто уже не работает. На 1 октября 2021 года средняя страховая пенсия по старости работающих пенсионеров составила 14 453,94 рубля. В то время как ежемесячная страховая пенсия неработающих была равна 17 551 рубль», — иллюстрирует свои доводы парламентарий.
Планируется ли снижение пенсионного возраста
В России постоянно ведутся разговоры об «откате» последней пенсионной реформы и возврате к предыдущему значению пенсионного возраста. Эти идеи регулярно подаются в Госдуме различными партиями. Каждый раз эти инициативы оказываются популизмом и попыткой заработать голоса электората перед выборами.
Их авторы ссылаются на то, что повышение было проведено «по требованию МВФ» или без широкого общественного обсуждения.
Никаких реальных планов по понижению пенсионного возраста в России для мужчин и женщин нет. Последнее опровержение таких идей во власти прозвучало в августе 2021 года. Его озвучил зампред комитета Совета Федераций по социальной политике Валерий Рязанцев. Он назвал инициативу КПРФ на эту тему элементом предвыборной программы. Но он пообещал, что различные элементы пенсионной системы будут усовершенствоваться.
Вплоть до 2018 года граждане РФ должны были трудиться до 60 (мужчины) или 55 (женщины) лет. Отдельные категории граждан имели право досрочно получить пенсию: военнослужащие, полицейские, прокуроры, представители опасных профессий. Новый закон увеличил планку для абсолютного большинства: 60 лет – для женщин, 65 лет – для мужчин. Можно бесконечно спорить о том, справедливо это или нет. Но средняя продолжительность жизни в РФ – всего 72 года.
Прогноз неутешительный: насладиться пенсией удастся лишь женщинам. В среднем представительница прекрасного пола доживёт до 76,5 лет. А вот мужчинам не повезло: едва ли удастся протянуть больше 67,7 лет. В ряде регионов (например, в Мурманской области, Пермском крае, Чукотском автономном округе) цифры куда скромнее.
Резюме: ждать скорых перемен не стоит
Итак, жёсткая пенсионная реформа 2018 года, последствия которой мы наблюдаем прямо сейчас, в самом разгаре. Если власти не нажмут на стоп-кран, к 2028 году мужчины будут уходить на покой в 65 лет, а женщины – в 60 лет. Это я про пенсию, если что. И хотя возраст поднимают уже 2 года кряду, это не оказало значимого влияния на довольствие граждан.
Планируемые изменения, о которых мы узнаем из анонимных телеграм-каналов, носят косметический характер. Глубокой проработки системы не планируется. А потому тем, кто сейчас хорошо зарабатывает, могу посоветовать только одно: откладывайте, инвестируйте, думайте о старости уже сейчас. Неизвестно, сколько мы протянем, но это время хотелось бы провести без унизительного подсчёта копеек и судорожной экономии на необходимом.
«СП»: — Перейдем к другим темам. Не могу не задать вопрос о Навальном. Он опубликовал вчера очередную часть своих расследований. Это был разговор якобы с сотрудником силовых структур, который участвовал, как пишет сам Навальный, в его отравлении.
— Я в курсе этого.
«СП»: — Прокомментируйте, пожалуйста.
— Мне кажется, примерно неделю назад мы с вами говорили о том, что «на экраны» страны вышел очередной сезон британского сериала «Навальный — Новичок». Ну вот все так и продолжается. Каждые несколько дней выходит новая серия, в которой нам постоянно рассказывают какие-то невероятные истории. Это уже настолько превзошло все возможные границы глупости и наивности доверчивых зрителей и слушателей, если таковые имеются, что я, честно говоря, уже перестал за этим сериалом следить. Но что хотелось бы отметить, Навальный работает по определенным методичкам. Я сейчас не говорю, что это расследование делает кто-то, а он его просто озвучивает, хотя это так и есть.
Высокая скорость реализации реформы — это российский опыт, который оказался весьма болезненным. От официального объявления о реформе до подписания закона Путиным прошло всего 112 дней, а реализация нововведений начнется уже с 1 января 2019 года. В ОЭСР, например, средний период между принятием закона о пенсионной реформе и его реализацией составляет около 9 лет.
Вторая особенность — очень высокие, даже агрессивные темпы повышения пенсионного возраста: каждый год возраст выхода на пенсию будет становиться на год выше. В ОЭСР средний рост повышения пенсионного возраста составляет три месяца в год, а в СНГ — по шесть месяцев в год. «Понятно, конечно, что чем быстрее поднимается возраст, тем раньше возникает большая «бухгалтерская» экономия», — рассуждает Юрий Горлин.
Сторонники реформы спешат заверить: сравнивать опыт России с опытом США или Европы некорректно. Более адекватное сравнение — с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ. Когда повышение пенсионного возраста запоздало, приходится проводить реформу относительно высокими темпами и без длительного подготовительного периода, рассуждает Владимир Назаров. В большинстве восточноевропейских стран и в СНГ пенсионный возраст повысили в конце 1990-х — начале 2000-х годов и темпы роста составляли, как правило, 6–12 месяцев в год. К 2018 году лишь в двух странах СНГ, России и Узбекистане, пенсионный возраст сохранился на советском уровне.
Российские показатели пенсионной реформы далеки от рекордных, указывают экономисты. Чехия несколько лет назад начала повышение пенсионного возраста с 60 до 67 лет для мужчин и с 55 до 67 лет для женщин, а в Армении в 2001 году пенсионный возраст мужчин был за один год повышен сразу на три года.
Планируется ли снижение пенсионного возраста
В России постоянно ведутся разговоры об «откате» последней пенсионной реформы и возврате к предыдущему значению пенсионного возраста. Эти идеи регулярно подаются в Госдуме различными партиями. Каждый раз эти инициативы оказываются популизмом и попыткой заработать голоса электората перед выборами.
Их авторы ссылаются на то, что повышение было проведено «по требованию МВФ» или без широкого общественного обсуждения.
Никаких реальных планов по понижению пенсионного возраста в России для мужчин и женщин нет. Последнее опровержение таких идей во власти прозвучало в августе 2021 года. Его озвучил зампред комитета Совета Федераций по социальной политике Валерий Рязанцев. Он назвал инициативу КПРФ на эту тему элементом предвыборной программы. Но он пообещал, что различные элементы пенсионной системы будут усовершенствоваться.