7. Понятие и элементы семейных правоотношений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «7. Понятие и элементы семейных правоотношений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ценности семьи невозможно описать словами. Проще всего привести в пример ребёнка. Первое слово, которое он произносит, это «мама», он совершает свои первые шаги, учит алфавит, познаёт мир. И всё это при помощи родителей, которые отдают ему всё, что у них есть – нежность, ласку, любовь, умения, знания.
Рассмотрим шесть основных функций семьи, которые часто упоминаются в учебниках психологии и социологии.
- Репродуктивная. Основная функция семьи была и остаётся продолжение рода.
- Воспитательная. Тесно связана с предыдущей. В задачи входит воспитание новых членов общества, а также передача им опыта, традиций, знаний прошлого.
- Эмоциональная. Для большинства людей семья равна дому, а дом – это место, где можно найти покой, отдых, поддержку и помощь.
- Финансово-экономическая. Семейная ячейка – это своего рода сокровищница, где совместными усилиями накапливаются материальные блага и улучшается личное благосостояние каждого члена ячейки в отдельности.
- Досуговая. Гармония достигается, в том числе из-за совместного времяпрепровождения. Родители проводят время с детьми, путешествуют, учатся, приобщаются к культурным и эстетическим ценностям.
- Реактивная. Заключается в охране здоровья, в организации их отдыха, снятия с людей стрессовых состояний.
Четкого определения семьи в настоящее время нет. Авторами предлагаются разные подходы (психологические, социальные, педагогические и др.) для определения понятия семья. Но так, же семья имеет широкое применение и в юридических правовых актах, законах, поэтому, справедливо, можно предположить юридический смысл определения данного слова. Давайте попробуем разобраться!
Общее во всех подходах то, что семья это социальный институт, ячейка общества. Мы бы выделили, что семья это особый социальный институт, союз между мужчиной и женщиной, поскольку законодательно, брак — официальная форма регистрации отношений в нашей стране возможен только между мужчиной и женщиной достигших брачного возраста ст.12 СК РФ. А кроме того основанный на добровольном согласии лиц между которыми заключается брак, не имеющих родственных связей между собой до вступления в брак, а также не имеющих ограничений в дееспособности, вследствие, психического расстройства.
Брак — государственная форма регистрации отношений. Обязательным условием для создания семьи не является.Простыми словами, хотите, женитесь, хотите, нет. Но к семейным отношениям (семье) применяется аналогия закона, аналогия права ст.5 СК РФ, т.е. к гражданскому браку, оценке такой семьи будут применяться ряд положений о браке, как например, равенство супругов в семье ст.31 СК РФ.
Пример, мужчина и женщина познакомились и решили попробовать жить вместе. Предполагается, что они будут жить на одной территории, между ними с этого момента возникают личные права и обязанности: мужчина помогает по дому, женщина готовит еду, после работы оба возвращаются в одно место проживания, взаимные подарки, праздники, общий досуг и пр. Фактически, отдельное окружение (заботы, хлопоты, проблемы и т.д.) как мужчины, так и женщины будут связываться между собой в этом месте жительства, в простонародье используются термины «приживаются», «притираются», с целью связать свою дальнейшую жизнь совместно, рождения и воспитания детей.
При этом семью можно выделить как самостоятельную структуру, основанную на обязанности мужчины и женщины. Которые, оба, в свою очередь, обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей ст.31 СК РФ.
Проживание на отдельной территории, либо с родителями на определение понятия семьи не влияет. Родственники, проживающие совместно образуют другую семью, например №2, согласитесь, в одном месте жительства могут проживать множество родственных семей, приведу пример: брат, сестра, родители и в итоге, возможно, целых 3 семьи. Взаимоотношения между семьями не рассматриваем, но этот фактор оказывает свое влияние!
После рождения ребенка, сам ребенок попадает в семью, в которой он был рожден. Значения не имеет проживают ли мать и отец совместно. За ребенком до его совершеннолетия закрепляется право жить в своей семье. Если родители живут раздельно, то ребенок может жить как с матерью, так и с отцом.
Дети и родители как субъекты СК
То, что попадает под сферу действия Семейного Кодекса в личных взаимоотношениях граждан внутри семьи, называется семейными правоотношениями.
Подобные связи урегулированы законодательными нормами и могут рассматриваться законом при возникновении каких-либо конфликтов.
Субъектом СК может быть только физическое лицо, то есть конкретная персона, состоящая с другой в кровном или брачном родстве (отдельно рассматривается усыновление).
И родитель и ребёнок вне зависимости от большинства дополнительных факторов являются полноправными субъектами Семейного Кодекса, а значит, наделяются правами и обязательствами в зависимости от своих семейных ролей.
Важно! Нельзя путать понятия субъекта СК и объекта СК. Под последним подразумеваются различные блага (имущественные и не имущественные), разнообразные услуги и личные взаимодействия между лицами в родстве или в отношениях усыновления.
Каждому субъекту предоставляются особые права, на которые он безусловно имеет право в любой точке своего жизненного пути, пока юридические особенности отношений между родителями и детьми всё ещё в силе. Например, ребёнок имеет право на общение с обоими родителями вне зависимости от обстоятельств и личных желаний родителей или других родственников, соблюдение своих общечеловеческих прав.
Родитель в свою очередь как субъект имеет право на воспитание ребёнка (если им не было совершено правонарушение и, как следствие, он не был лишён родительских прав), на выбор имени ребёнка и определение его местожительства.
Так как подобными правами обладают оба родителя, разногласия при разводе случаются часто. Регулировать их — одна из важнейших задач СК РФ.
Ограничения свидетельского иммунитета
В рамках уголовного процесса свидетелей неизменно предупреждают о последствиях дачи показаний, а также об ответственности за ложь и введение следствия или суда в заблуждение.
Лжесвидетельство как преступление против правосудия было известно ещё в Древнем Риме. Современный закон РФ подразумевает под ним сообщение заведомо ложной информации о фактах и обстоятельствах, которые известны свидетелю (эксперту, специалисту) и могут повлиять на результаты следствия или решение суда. Ответственность за него предусмотрена ст. 307 УК РФ.
Практика уголовного следствия показывает, что чаще всего лжесвидетельствуют сожители (гражданские супруги), друзья, соседи и знакомые потерпевших и обвиняемых. Причиной их действий по большей части является сочувствие к возможным преступникам или их родным, недоверие к полиции, но нередки и попытки «свести счёты».
1. Добросовестное заблуждение, когда свидетель неправильно воспринимает какой-либо факт, влияющий на результаты следствия.
2. Использование лжи как средства защиты от подозрений. Распространённая ситуация, когда свидетели отказываются от сообщений о сведениях или даже от собственных показаний, чтобы избежать обвинений в преступлении. Но здесь тоже может быть применена статья 51 Конституции РФ. Примеры использования, освобождающие от ответственности:
- Свидетель утверждает, что не покупал наркотические средства у обвиняемого, потому что в этом случае он фактически признаётся в преступлении по ст. 228 УК РФ. Его заведомая ложь не влечёт ответственности, так как он защищает себя от оговора.
- Свидетель сообщает недостоверные сведения, так как полагает, что в противном случае он сам станет подозреваемым в преступлении.
Если человек путём лжи пытается не признаться в уголовно наказуемом деянии, то ответственность по ст. 307 УК РФ для него не наступает, потому что Конституция РФ (51 статья) защищает от самооговора. Но совершенно иная ситуация, если лжесвидетельствуют ради общественного мнения. Люди часто пытаются казаться более сознательными, законопослушными или внимательными, чем есть на самом деле.
3. Заведомо ложный донос (сообщение о преступлении) часто используют, чтобы отвести подозрения. Ответственность за это преступление предусмотрена ст. 306 УК РФ.
Качество и результаты правосудия напрямую зависят от выполнения людьми гражданского долга. Однако предупреждение об ответственности за лжесвидетельство по-прежнему многими воспринимается как пустая формальность. Поэтому и уровень преступлений по ст. 306-307 УК РФ остаётся высоким.
Очень важно понимать возможное для данной нормы применение. Статья 51 Конституции РФ ограничена несколькими запретами, предусмотренными действующим законом и правоприменительной практикой.
- Подозреваемый (обвиняемый, свидетели) обязан принимать участие в следственных мероприятиях, которые требуют его активности (очная ставка, освидетельствование, опознание).
- Получение, в том числе принудительное, от участников процесса образцов крови, мочи, выдыхаемого воздуха, образцов голоса для дальнейшего использования в доказывании. Необходимость этих действий подтверждает и Конституционный суд РФ.
- Возможен допрос других людей об обстоятельствах и ситуациях, ставших им известными от лица, воспользовавшегося свидетельским иммунитетом, для последующего применения полученных сведений в доказательственной базе.
- Законом РФ (ст. 1.5 КоАП РФ) установлены исключения из презумпции невиновности. Лицо в некоторых случаях обязано доказать свою невиновность. В странах Евросоюза такое правило распространяется на владельцев машин, которых обязывают доказывать невиновность в нарушении ПДД.
Как подготовиться к семейной жизни
Если люди решили жить вместе, строить семью, значит, они что-то значат друг для друга. К принятию такого решения пара приходит совместно, ожидая от будущей жизни чего-то волшебного. Однако такой вариант развития событий нельзя назвать распространённым, гораздо чаще, начинаются конфликты на бытовом уровне, ссоры, обиды на пустом месте.
Чтобы не допустить такого развития ситуации, следует начинать совместную жизнь только после того, как вы присмотрелись ко второй половинке, узнали её с разных сторон. Нужно обязательно выяснить правила совместного проживания, прояснить непонятные моменты, не откладывая их обсуждение на потом. Иногда можно составить своеобразный договор семейных отношений, в котором закрепить все самые важные моменты.
Виды отношений в семье
Семейные психологи выделяют такие типы отношений между мужем и женой:
- сотрудничество – здесь супруги равноправные партнёры, поддерживают друг друга, понимают. Это лучший вариант из существующих;
- паритет – равноправие мужа и жены, в котором оба супруга находят выгоду для себя;
- соревнование – один супруг пытается обогнать партнёра, достичь больших, нежели он, высот. Это приводит к напряжению, возрастанию недовольства внутри семьи;
- конкуренция – доминирование одного супруга над другим, наличие борьбы за интересы, ведущие к постепенному разрушению брака;
- антагонизм – постоянное соперничество мужа и жены, рано или поздно становящееся причиной их расставания.
Понятие правовой системы семьи
Общественная жизнь регулируется юридическими правилами и нормами. Ими охвачены все аспекты человеческого бытия. Однако интересно, что понятие права и семьи не регламентируется никаким отдельным законодательным актом. То есть семейный кодекс, конечно же, существует, и он имеет огромную силу. Но применить его можно не к семейным отношениям как таковым. Правовые обязательства появляются не по причине существования самих семейных уз между людьми, а, скорее, из-за возникающих брачных отношений и родственных связей. Именно эти обстоятельства и рассматриваются в соответствующих кодексах.
Таким образом, в юриспруденции под семьей понимается группа лиц, связанных некоторыми отношениями родства и по этой причине несущих правовые обязательства друг перед другом. Большое значение имеют долг родителей перед маленькими детьми и ставших взрослыми детей перед их престарелыми родителями, отношения супругов, бабушек и дедушек с их внуками, опекунов и усыновленных ими лиц.
Однако существует так называемое понятие правовой семьи, которое часто ошибочно принимают за юридическую категорию, имеющую отношение к браку. На самом же деле речь здесь идет об абстрактных вещах. На территории определенного государства или близких по менталитету стран, как правило, складывается особая система юридических отношений, отличная от той, которая может появиться, скажем, на другом континенте. И понятие правовой семьи означает здесь не привычную для нас «ячейку общества», живущую по закону, а систему юридических отношений и категорий некоторого государства. Такое образование может возникнуть и по причине отличия взглядов на право некоторой группы людей. Так сформировалась, к примеру, непохожая на традиционную религиозная правовая семья.
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей.
Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, возросли требования к личности. Для решения этих задач требуется предварительная теоретическая педагогическая и психологическая подготовка.
Говоря о семейном воспитании надо иметь в виду, что это управляемая система взаимоотношений родителей и детей, причем ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие ведут к трудновоснитуемости и деформации личности.
Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и взаимоотношений с детьми, т.е. стиле родительского поведения.
Стиль семейного воспитания – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком. Диане Браумринд выделила три стиля родительского поведения исходя из четырех характерных особенностей:
1. Эмоциональная близость — это степень проявления родителями любви и одобрения по отношению к детям. Как часто они улыбаются детям, хвалят, поддерживают, не критикуют по мелочам и т.д.
2. Степень контроля и санкций — это степень выраженности у родителей запретительных тенденции и применения наказаний.
3. Уровень требований, выражающийся в количестве и качестве обязанностей ребенка в семье.
4. Модель общения.
Каждый стиль родительского воспитания влечет формирование определенного типа личностного развития ребенка.
А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:
1. Гипопротекция — характеризуется недостатком опеки и контроля. К ребенку проявляют мало внимания, не интересуются его делами, часто он неухожен и физически заброшен. При скрытой гипопротекции забота и контроль носят формальный характер т.к. нет включенности и в жизнь ребенка. Часто это приводит к асоциальному поведению т.к. неудовлетворенна основная потребность детей в любви и привязанности. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
2.1. Доминирующая гиперпротекция: характеризуется повышенным, обостренным вниманием и заботой, чрезмерной опекой и мелочным контролем, слежкой, запретами ограничениями. Ребенок не приучается к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности.
2.2. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи») Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают всем его желаниям, чрезмерно покровительствуют и обожают, восхищаются малейшим его успехам и требуют такого же восхищения от других. В результате у ребенка развиваете высокий уровень притязаний, стремление к лидерству, которое может сочетаться недостаточным упорством и опорой на свои силы. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.
Испанский художник Сальвадор Дали описывает атмосферу в которой он рос:
«В родительском доме я установил абсолютную монархию. Все были готовы служить мне. Родители боготворили меня. Однажды на праздник Поклонения волхвов в куче подарков я обнаружил королевское облачение: сияющую золотом корону с большими топазами и горностаевую мантию. С тех пор я не расстаюсь с этим одеянием»
«До семи лет я мочился в постель исключительно потому, что находил в этом удовольствие…»
«Однажды я зверски исцарапал булавкою няньку, которую обожал, только за то, что лавка, где надлежало купить вытребованные мною сласти, была заперта».
«В другой раз я ударил свою трехлетнюю сестренку ногой по голове — как по мячу. Тогда меня впервые наказали, заперев в комнате. Запертый, я орал так громко и долго, что совершенно потерял голос. Родители перепугались. Заметив это, я пополнил диким ором свой арсенал и с тех пор орал дурным голосом по любому случаю».
«Тайная жизнь С.Дали, написанная им самим»
3. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Игнорируют его минимальны потребности. Иногда с ним жестоко обращаются. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой о нем и вниманием.
Вспоминая детство Карл Густав Юнг описывает ситуацию потери «лица».
«Моя мать имела неприятную привычку давать мне всякого рода добрые советы, когда я отправлялся туда, куда меня приглашали. В таком случае я не только надевал мою лучшую одежду и чистил ботинки, но и должен был почувствовать величие моих намерений и моего появления на публике, так что можно представить то унижение перед людьми на улице, которые слышали все позорные вещи, высказываемые громко моей матерью: «Не забудь передать им привет от папы и мамы и не забывай вытирать свой нос — ты не забыл платка? А вымыл руки?» И так далее. Меня всегда поражало, насколько неуместно выставлять всему миру мои скрытые чувства, сопровождающие уверенность в себе».
4. Жестокие взаимоотношения. Могут провялятся открыто: применение насилия; и скрыто в виде эмоциональной холодности и враждебности.
Из письма к психологу девушки-подростка: «Я родилась и живу в благополучной семье, хорошо обеспеченной. Казалось бы, чего еще надо — есть вещи, сеть карманные деньги, есть все. Нет только радости и счастья. С детства меня били и ругали. Били жестоко, с удовольствием, смакуя удары. Били за все: за тройку в прописи, за разлитые на мои же колени суп, за то, что лишние 15 минут погуляла с подружками на улице, за то, что сказала лишнее при гостях, за то, что замарала одежду… Можно еще перечислять. Била в основном мама: ремнем или палкой от стиральной машины; иногда, если упаду на пол, ногами пинала.
Я стала нервной, дерганой (только не говорите, что это возраст).
Так жить не хочу. Я вообще очень часто не хочу жить…».
5. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, чувств долга, порядочности, которые по соответствуют его возрасту. Игнорируя потребности и возможности подростка па него возлагают обязательства за благополучие его близких. Ребенок боится разочаровать взрослых и очень остро переживает неудачи, т.к. ребенок оказывается в ситуации утраты любви. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Можно назвать и такие отклонения в стиле родительского отношения: предпочтение женских или мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Часто встречается сочетание различных стилей воспитания детей, а так же непоследовательность в предъявляемых требованиях или рассогласование воспитательных позиций у родителей.
Современная семья и её значение
По сравнению с временами СССР, современная русская семья довольно закрыта для общественности. Это автономная семейная организация, в дела которой государство может вмешиваться лишь в крайних случаях. В советском прошлом общество часто вторгалось в семейную жизнь каждой пары, которая официально заключила брак. Контролирующие органы принимали активное участие в урегулировании семейных конфликтов. В наше время государство вмешивается только в случае, если ячейка общества становится деструктивной.
Семейные союзы нового времени имеют свои уникальные особенности. В мировой практике понятие «семья» давно вышло за рамки привычной всем модели «одна женщина и один мужчина». Однако законодательство Российской Федерации запрещает однополые браки и шведские семьи.
Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и формирование личности ребенка.
- Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
- Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними конфликтами, потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
- Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.
Понятие и значение семьи
Так как семья – это понятие и социологическое, и юридическое, теория семейного права допускает несколько определений данного явления. С юридической точки зрения, семья – это круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из супружеских отношений и кровного родства.
Социология, в свою очередь, рассматривает семью как социальную группу, члены которой имеют общий быт, духовную связь, отличаются взаимопомощью и несут общую моральную ответственность.
Интерес вызывает также и то, что означает слово «семья». По данным историков, оно происходит от древнеславянского «сѣмия». Это слово означало не только представителей рода, проживающих совместно, но также относилось к челяди, холопам и прислуге.
Несмотря на свою распространенность, современное понятие семьи представляется весьма многогранным и может по-разному трактоваться различными этническими и демографическими группами или даже народами в зависимости от исторических, морально-этических, экономических и прочих факторов.
Понятие семьи и брака.
Понятие семьи и брака – объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.
«Семья — ячейка общества», — произносит ведущая церемонии в ЗАГСе и даже не подозревает, что это основной тезис социологии семьи, то есть отрасли социологии, которая изучает брак и семейные отношения. На самом деле, определение семьи несколько сложнее. Семья – это малая социальная группа, а еще – это социальный институт. Каждый человек в обществе имеет какой-то семейно-брачный статус (холост, разведен, женат, замужем, вдовец, вдова и т.д.; в активном поиске, кстати, — это не семейно-брачный статус). Таким образом, каждый житель нашей планеты имеет какое-то отношение к институту брака и семьи.
Брак (он же – брачный союз или супружество) – это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого – создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне.
Сферы и элементы общества.
Образование. Понятие, структура, система и функции образования.
Психологический климат
Значение семьи в жизни человека для каждого определятся по-разному. Одни чтят и уважают, высказывают благодарность своим родным, другие же не находят в этом ценности. Все зависит от того, в какой среде и как воспитывался человек.
Выделяют благоприятный и неблагоприятный климат.
Климат в семье можно определить следующими характеристиками: эмоциональным состоянием, взаимопониманием, сплочённостью и так далее. На него влияют взаимоотношения супругов, их отношение к другим людям, к остальным членам семьи. В благополучной семье психологический климат обусловлен доброжелательностью, заботой, чувством долга и ответственностью, характеризуется общностью интересов жены и мужа. Теперь более понятно, какое значение семья имеет в жизни человека – первостепенное.